Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Гендерные особенности внимания в младшем школьном возрасте

  • 24 страниц
  • 2014 год
  • 591 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Данная исследовательская работа посвящена изучению гендерных особенностей внимания младших школьников.
Школьное детство – период бурного физического, психического и личностного развития индивида. В процессе обучения происходит активное развитие высших психических функций, в особенности это касается внимания ребенка. Это связано с тем, что учебная деятельность способствует становления и развитию отдельных характеристик внимания, его видов и, самое главное, произвольности. Устойчивость, переключаемость, концентрация, распределение и объем внимания, сформированные на высоком уровне, являются залогом успешного обучения, усвоения новых знаний, формирования практического опыта ребенка, а также его социализации и личностного развития.
Психическое развитие в школьном детстве происходит неравномерно, и связано это с гендерными особенностями. Есть периоды, когда более бурно развиваются в физическом и психическом плане девочки, опережая мальчиков, есть и периоды, когда развитие мальчиков догоняет и опережает развитие девочек.
Зная специфику развития внимания с учетом гендерных особенностей, можно выстраивать более эффективно учебно – воспитательный процесс, а также вести коррекционно – развивающую работу, направленную на развитие психических процессов младших школьников.
Таким образом, изучение гендерных особенностей развития внимания младших школьников справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной и с научной, и с практической точки зрения.
Проблему внимания исследуют в своих работах С.Л, Рубинштейн, А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков и др., среди зарубежных исследователей необходимо назвать А. Бине, Т. Симона, Векслера, Дж. Гилфорда и др. Закономерности развития внимания, формирования его произвольности рассматривают в своих работах П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др.
Итак, целью данной исследовательской работы является изучение гендерных особенностей внимания учащихся начальных классов.
Объект исследования – внимание как психический процесс.
Предмет исследования – гендерные особенности развития внимания младших школьников.
В гипотезы исследования выступило предположение о том, что существуют гендерные особенности внимания у учащихся начальных классов.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили ряд теоретических и практических исследовательских задач:
1. Изучить понятие «внимание» в психологической литературе;
2. Рассмотреть особенности психического развития младших школьников;
3. Эмпирически изучить гендерные особенности внимания младших школьников
Методологической базой исследования явились работы по проблеме внимания следующих авторов: А.Н. Леонтьева, С.Л, Рубинштейна, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и др. Изучение особенностей младшего школьного возраста опиралось на работы Л.С. Выготского, Д.Б, Эльконина, Л.И. Божович.
Современный подход к изучению проблемы особенностей внимания младших школьников предопределил необходимость применения совокупности методов: теоретического анализа различных источников, методов психодиагностики, количественного и качественного анализа данных
Базой исследования выступило МОУ СОШ № ___ г. _____________. В исследовании принимали участие ученики 3-х классов.


Содержание




Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания в младшем школьном возрасте 5
1.1. Внимание как психический познавательный процесс 5
1.2 Особенности психического развития младших школьников 9
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей внимания младших школьников 15
2.1 Этапы и методы исследования 15
2.2 Анализ результатов исследования 16
Заключение 20
Список литературы 22
Приложение 1 24

Заключение

Цели и задачи, поставленные в данной работе, были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что существуют гендерные особенности в развитии внимания у младших школьников, подтвердилась.
Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:
Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность, направленную на объект познавательную деятельность. Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени.
Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребёнка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он может руководить собственным сознанием.
Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают своё внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы с первых дней требуют от ребёнка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребёнок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Во 2-м, 3-м и 4-м классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – важное приобретение младшего школьного возраста.
Анализ результатов исследования позволяет выявить следующие гендерные особенности развития внимания у младших школьников:
 Существенных различий между особенностями развития и концентрации внимания у мальчиков и девочек не выявлено, однако сущекствет тенденция к тому, что:
- У девочек, по сравнению с мальчиками, более высокий уровень сформированности внимания как психического процесса;
- Мальчикам, по сравнению с девочками, присущ больший объем концентрации внимания
Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему гендерных особенностей развития внимания у младших школьников во всей полноте, а является лишь попыткой исследования в данной области.



Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008
2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2008
3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2002
4. Диагностика развития младших школьников / Сост. Т. Макеева. – Ростов-н/Д., 2008
5. Выготский Л.С. Психология. - М., 2010
6. Гальперин П.Я., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. –М., 2005
7. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 2005
8. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации // Дошкольник. Младший школьник. - 2001. - № 3. - с. 22 - 25
9. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 2007
10. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д., 2008
11. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2008
12. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. – М., 2009
13. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 2009
14. Маклаков А.Г., Общая психология. - СПб., 2005
15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2005
16. Петрова Л.И. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника. – Ростов-н/Д., 2007
17. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2008
19. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. – М., 2012
20. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна, - М., 2008



Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Данная исследовательская работа посвящена изучению гендерных особенностей внимания младших школьников.
Школьное детство – период бурного физического, психического и личностного развития индивида. В процессе обучения происходит активное развитие высших психических функций, в особенности это касается внимания ребенка. Это связано с тем, что учебная деятельность способствует становления и развитию отдельных характеристик внимания, его видов и, самое главное, произвольности. Устойчивость, переключаемость, концентрация, распределение и объем внимания, сформированные на высоком уровне, являются залогом успешного обучения, усвоения новых знаний, формирования практического опыта ребенка, а также его социализации и личностного развития.
Психическое развитие в школьном детстве происходит неравномерно, и связано это с гендерными особенностями. Есть периоды, когда более бурно развиваются в физическом и психическом плане девочки, опережая мальчиков, есть и периоды, когда развитие мальчиков догоняет и опережает развитие девочек.
Зная специфику развития внимания с учетом гендерных особенностей, можно выстраивать более эффективно учебно – воспитательный процесс, а также вести коррекционно – развивающую работу, направленную на развитие психических процессов младших школьников.
Таким образом, изучение гендерных особенностей развития внимания младших школьников справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной и с научной, и с практической точки зрения.
Проблему внимания исследуют в своих работах С.Л, Рубинштейн, А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков и др., среди зарубежных исследователей необходимо назвать А. Бине, Т. Симона, Векслера, Дж. Гилфорда и др. Закономерности развития внимания, формирования его произвольности рассматривают в своих работах П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др.
Итак, целью данной исследовательской работы является изучение гендерных особенностей внимания учащихся начальных классов.
Объект исследования – внимание как психический процесс.
Предмет исследования – гендерные особенности развития внимания младших школьников.
В гипотезы исследования выступило предположение о том, что существуют гендерные особенности внимания у учащихся начальных классов.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили ряд теоретических и практических исследовательских задач:
1. Изучить понятие «внимание» в психологической литературе;
2. Рассмотреть особенности психического развития младших школьников;
3. Эмпирически изучить гендерные особенности внимания младших школьников
Методологической базой исследования явились работы по проблеме внимания следующих авторов: А.Н. Леонтьева, С.Л, Рубинштейна, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и др. Изучение особенностей младшего школьного возраста опиралось на работы Л.С. Выготского, Д.Б, Эльконина, Л.И. Божович.
Современный подход к изучению проблемы особенностей внимания младших школьников предопределил необходимость применения совокупности методов: теоретического анализа различных источников, методов психодиагностики, количественного и качественного анализа данных
Базой исследования выступило МОУ СОШ № ___ г. _____________. В исследовании принимали участие ученики 3-х классов.


Содержание




Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания в младшем школьном возрасте 5
1.1. Внимание как психический познавательный процесс 5
1.2 Особенности психического развития младших школьников 9
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей внимания младших школьников 15
2.1 Этапы и методы исследования 15
2.2 Анализ результатов исследования 16
Заключение 20
Список литературы 22
Приложение 1 24

Заключение

Цели и задачи, поставленные в данной работе, были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что существуют гендерные особенности в развитии внимания у младших школьников, подтвердилась.
Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:
Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность, направленную на объект познавательную деятельность. Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени.
Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребёнка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он может руководить собственным сознанием.
Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают своё внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы с первых дней требуют от ребёнка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребёнок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Во 2-м, 3-м и 4-м классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – важное приобретение младшего школьного возраста.
Анализ результатов исследования позволяет выявить следующие гендерные особенности развития внимания у младших школьников:
 Существенных различий между особенностями развития и концентрации внимания у мальчиков и девочек не выявлено, однако сущекствет тенденция к тому, что:
- У девочек, по сравнению с мальчиками, более высокий уровень сформированности внимания как психического процесса;
- Мальчикам, по сравнению с девочками, присущ больший объем концентрации внимания
Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему гендерных особенностей развития внимания у младших школьников во всей полноте, а является лишь попыткой исследования в данной области.



Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008
2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2008
3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2002
4. Диагностика развития младших школьников / Сост. Т. Макеева. – Ростов-н/Д., 2008
5. Выготский Л.С. Психология. - М., 2010
6. Гальперин П.Я., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. –М., 2005
7. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 2005
8. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации // Дошкольник. Младший школьник. - 2001. - № 3. - с. 22 - 25
9. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 2007
10. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д., 2008
11. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2008
12. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. – М., 2009
13. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 2009
14. Маклаков А.Г., Общая психология. - СПб., 2005
15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2005
16. Петрова Л.И. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника. – Ростов-н/Д., 2007
17. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2008
19. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. – М., 2012
20. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна, - М., 2008



Купить эту работу

Гендерные особенности внимания в младшем школьном возрасте

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

16 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Deva4cka3605 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-17
Курсовая работа

Доволен работой автора

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-09-26
Курсовая работа

автор ответственный, всегда на связи, корректировки делает быстро

Общая оценка 5
Отзыв Оксана Сперскиене об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-06-07
Курсовая работа

От совместной работы с автором остались самые лучшие впечатления. Ценным было то, что работа была сделана в кротчайшие сроки, качественно. Все пожелания по доработке выполнялись сразу, без задержек. Пять баллов с огромным плюсом и благодарностью! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-05-15
Курсовая работа

Благодарю за работу!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽