все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
План
Введение……………………………………………………………………3
Раздел 1. Основы творческой педагогической деятельности………….5
1.1. Сущность понятий "творчество" и "творческая личность"……….5
1.2. Сущность и специфика педагогического творчества……………11
Раздел 2. Психолого-педагогические условия формирования творческой личности учителя………………………………………………….17
2.1. Развитие творческих способностей будущего учителя в процессе обучения в вузе…………………………………………………………………17
2.2. Пути развития и реализации творческого потенциала учителя в педагогической деятельности…………………………………………………..22
2.3. Классификация фаз творческого процесса……………………….30
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………..35
1.1. Сущность понятий "творчество" и "творческая личность"
Творчество является родовым свойством человека и человечества в целом, однако в разные исторические эпохи они реализуются в разной степени. Общество создает определенные объективные условия для творческих проявлений личности, которая является той структурной единицей общества, способной к творческому преобразованию мира. Именно на личностном уровне формируются и реализуются настоящие человеческие возможности, из которых в конечном итоге складываются возможности общества [17, с. 28].
Исследованием сущности творчества, условий ее развития и другими аспектами занимались и занимаются различные науки, в том числе философия, психология и педагогика.
Платон, например, относил к творчеству все, созданное человеком: "... Все, что вызывает переход из небытия в бытие – творчество ..." [14, с. 75]. Такой подход к творчеству был характерен и для античной педагогики в ее лучших образцах.
...
1.2. Сущность и специфика педагогического творчества
В современной психолого-педагогической литературе понятие педагогического творчества трактуется по-разному. В.И. Андреев рассматривает понятие педагогики творчества как "науки о педагогической системе двух диалектически обусловленных видов человеческой деятельности: педагогического воспитания и самовоспитания личности в различных видах творческой деятельности и общения с целью всестороннего и гармоничного развития творческих способностей, как отдельной личности, так и творческих коллективов" [1, с. 57] .
Е.Ю. Краско определяет педагогику творчества как особую отрасль педагогической науки, которая занимается выявлением закономерностей формирования личности [12, с. 95].
Е.В. Рыжова дает определение педагогического творчества как поиска учителем новых решений, постановки новых задач, применение нестандартных приемов деятельности [20, с. 146].
Проблемой определения педагогического творчества занимались также М.М. Поташник, В.А.
...
2.1. Развитие творческих способностей будущего учителя в процессе обучения в вузе
Центральным звеном развивающего обучения является создание оптимальных условий для развития общих учебных способностей учащихся и их творческого потенциала. В связи с этим перед каждым учителем стоит задача выявить, закрепить у школьников стремление и тягу к творческому самовыражению, а также создать все необходимые условия для их дальнейшего развития.
Воспитание творческой личности ученика невозможно без права учителя на собственное творчество, на поиски своей технологии, которая соответствует его личным качествам. Педагогическое творчество имеет две стороны: творчество самого организатора учебно-воспитательного процесса учителя и творчество учащихся как необходимое условие совершенствования учителя и развития творческих возможностей детей.
...
2.2. Пути развития и реализации творческого потенциала учителя в педагогической деятельности
На современном этапе в школе создаются благоприятные условия для развития педагогического творчества учителей и повышение на этой основе результативности учебно-воспитательного процесса. Все это ставит принципиально новые требования перед руководителями общеобразовательных школ и школ нового типа по развитию творческого потенциала педагогических коллективов вообще и каждого учителя в частности.
Сейчас существует два научных подхода к руководству творческими процессами: овладение методами творческого процесса и построение соответствующих моделей различных творческих решений и создания благоприятных условий для творческой деятельности педагогов. В практике руководства общеобразовательной школой и школой нового типа эти два процесса идут рядом в диалектическом единстве и взаимодействии.
...
2.3. Классификация фаз творческого процесса
Классификации фаз, предлагаемые различными авторами, в той или иной мере отличаются друг от друга, хотя в общем виде все они схожи.
Первая фаза (сознательная работа) – подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).
Вторая фаза (бессознательная работа) – созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).
Третья фаза (переход бессознательного в сознание) – вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).
Четвертая фаза (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.
При интерпретации совокупности фаз главные трудности связывались обычно с бессознательной работой.
...
Заключение
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Формирование творческой личности будущего учителя, подготовка его к педагогическому творчеству – это проблема, решение которой на сегодняшний день не завершено. Обобщенный опыт, наблюдения и экспериментальные данные свидетельствуют, что процесс формирования педагогического творчества у будущих учителей не приведет к эффективным последствий, если не будет предусмотрено его органическое единство с развитием становления их личности, формированием умения воспринять педагогическую деятельность как творческий процесс.
Чтобы воспитать настоящую творческую личность, развить потенциальные творческие возможности ребенка, учителю необходимо овладеть методами и средствами, которые развивают креативные черты личности. Для реализации такой цели педагог и сам должен уметь творить, ведь творчество развивается через творчество.
...
Список использованной литературы
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань: Казанский университет, 1988. – 238 с.
2. Батаршев А.В., Макарьев И.С. Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления / А.В. Батаршев, И.С. Макарьев // Человек и образование. – 2013. – № 3. – С. 38-42.
3. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев. – М., 1990. –
4. Большаков А.В. Методы повышения производительности творческой деятельности [Электронный ресурс] / А.В. Большаков // Аналитика культурологии. – 2008. – № 11. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metody-povysheniya-proizvoditelnosti-tvorcheskoy-deyatelnosti.
5. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / В.А. Бухвалов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.
6. Геращенко И.Г. Педагогическое творчество и формализм / И.Г. Геращенко // Школа. – 2000. – № 1. – С. 2-5.
7. Головнева Н.А. Становление творческой активности как компонента профессиональной зрелости педагога в процессе профессиональной подготовки / Н.А. Головнева // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-8. – С. 1790-1794.
8. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987. – 159 с.
9. Казикин А.В., Лешер О.В. Роль педагога в развитии творческих способностей студента / А.В. Казикин, О.В. Лешер // Science Time. – 2015. – № 6. – С. 189-193.
10. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество учителя / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 159 с.
11. Карлгрен Ф. Антропософский путь познания / Ф. Карлгрен; Пер. с нем. Я. Обухова. – М, 1991. – 160 с.
12. Краско Е.Ю. Структура творчества: психологический аспект / Е.Ю. Краско // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2009. – № 12. – С. 94-107.
13. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педвузе / Л.М. Лузина. – Ташкент: ФАН, 1986. – 98 с.
14. Любарт Т., Муширу К. Творческий процесс / Тодд Любарт, Кристоф Муширу // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – № 4. – С. 74-80.
15. Маркова А.К. Психология труда учителя. / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
16. Морковин А.М. Особенности педагогической деятельности в современных вальдорфских школах / А.М. Морковин // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 13. – С. 344-350.
17. Подгорных Е.М. Роль интуитивного познания в профессиональной деятельности педагога / Е.М. Подгорных // педагогическое образование в России. – 2009. – № 4. – С. 26-32.
18. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса [Электронный ресурс] / Я.А. Пономарев // Исследование проблем психологии творчества. – М.: Педагогика, 1983. – С. 1-18. – Режим доступа: http://www.practicalthinking.narod.ru/ponomarev/ponomarev.pdf.
19. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: Пособие для учителя / М.М. Поташник. – К.: Рад. школа, 1988. – С. 194 с.
20. Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. – М, 1990. – С. 350.
21. Рыжова Е.В. Использование элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования / Е.В. Рыжова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2008. – № 10. – С. 146-149.
22. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии / С.А. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 485 с.
23. Свенцицкий А. Краткий психологический словарь [Электронный ресурс] / А. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2015. – Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-anatoliy-svencickiy/116332-kratkiy-psihologicheskiy-slovar-anatoliy-svencickiy.html.
24. Сластенин В.А., Перевалов С.Г. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Сластенин, С.Г. Перевалов // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 4. – С. 3-13.
25. Софьина В.Н., Марченко Т.С. Акмеологический подход к развитию информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов в процессе творческой самостоятельной работы / В.Н. Софьина, Т.С. Марченко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. – № 4. – С. 73-79.
26. Цапок В.А. Творчество (Философский аспект проблемы) / В.А. Цапок. – Кишинев: Штиница 1989. – 110 с.
27. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога / Р.Х. Шакуров. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
28. Швецова И.В. О психологических аспектах современных технологий социально-культурной деятельности в интеллектуальнотворческом развитии младших школьников / И.В. Швецова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 2. – С. 71-75.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
План
Введение……………………………………………………………………3
Раздел 1. Основы творческой педагогической деятельности………….5
1.1. Сущность понятий "творчество" и "творческая личность"……….5
1.2. Сущность и специфика педагогического творчества……………11
Раздел 2. Психолого-педагогические условия формирования творческой личности учителя………………………………………………….17
2.1. Развитие творческих способностей будущего учителя в процессе обучения в вузе…………………………………………………………………17
2.2. Пути развития и реализации творческого потенциала учителя в педагогической деятельности…………………………………………………..22
2.3. Классификация фаз творческого процесса……………………….30
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………..35
1.1. Сущность понятий "творчество" и "творческая личность"
Творчество является родовым свойством человека и человечества в целом, однако в разные исторические эпохи они реализуются в разной степени. Общество создает определенные объективные условия для творческих проявлений личности, которая является той структурной единицей общества, способной к творческому преобразованию мира. Именно на личностном уровне формируются и реализуются настоящие человеческие возможности, из которых в конечном итоге складываются возможности общества [17, с. 28].
Исследованием сущности творчества, условий ее развития и другими аспектами занимались и занимаются различные науки, в том числе философия, психология и педагогика.
Платон, например, относил к творчеству все, созданное человеком: "... Все, что вызывает переход из небытия в бытие – творчество ..." [14, с. 75]. Такой подход к творчеству был характерен и для античной педагогики в ее лучших образцах.
...
1.2. Сущность и специфика педагогического творчества
В современной психолого-педагогической литературе понятие педагогического творчества трактуется по-разному. В.И. Андреев рассматривает понятие педагогики творчества как "науки о педагогической системе двух диалектически обусловленных видов человеческой деятельности: педагогического воспитания и самовоспитания личности в различных видах творческой деятельности и общения с целью всестороннего и гармоничного развития творческих способностей, как отдельной личности, так и творческих коллективов" [1, с. 57] .
Е.Ю. Краско определяет педагогику творчества как особую отрасль педагогической науки, которая занимается выявлением закономерностей формирования личности [12, с. 95].
Е.В. Рыжова дает определение педагогического творчества как поиска учителем новых решений, постановки новых задач, применение нестандартных приемов деятельности [20, с. 146].
Проблемой определения педагогического творчества занимались также М.М. Поташник, В.А.
...
2.1. Развитие творческих способностей будущего учителя в процессе обучения в вузе
Центральным звеном развивающего обучения является создание оптимальных условий для развития общих учебных способностей учащихся и их творческого потенциала. В связи с этим перед каждым учителем стоит задача выявить, закрепить у школьников стремление и тягу к творческому самовыражению, а также создать все необходимые условия для их дальнейшего развития.
Воспитание творческой личности ученика невозможно без права учителя на собственное творчество, на поиски своей технологии, которая соответствует его личным качествам. Педагогическое творчество имеет две стороны: творчество самого организатора учебно-воспитательного процесса учителя и творчество учащихся как необходимое условие совершенствования учителя и развития творческих возможностей детей.
...
2.2. Пути развития и реализации творческого потенциала учителя в педагогической деятельности
На современном этапе в школе создаются благоприятные условия для развития педагогического творчества учителей и повышение на этой основе результативности учебно-воспитательного процесса. Все это ставит принципиально новые требования перед руководителями общеобразовательных школ и школ нового типа по развитию творческого потенциала педагогических коллективов вообще и каждого учителя в частности.
Сейчас существует два научных подхода к руководству творческими процессами: овладение методами творческого процесса и построение соответствующих моделей различных творческих решений и создания благоприятных условий для творческой деятельности педагогов. В практике руководства общеобразовательной школой и школой нового типа эти два процесса идут рядом в диалектическом единстве и взаимодействии.
...
2.3. Классификация фаз творческого процесса
Классификации фаз, предлагаемые различными авторами, в той или иной мере отличаются друг от друга, хотя в общем виде все они схожи.
Первая фаза (сознательная работа) – подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).
Вторая фаза (бессознательная работа) – созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).
Третья фаза (переход бессознательного в сознание) – вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).
Четвертая фаза (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.
При интерпретации совокупности фаз главные трудности связывались обычно с бессознательной работой.
...
Заключение
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Формирование творческой личности будущего учителя, подготовка его к педагогическому творчеству – это проблема, решение которой на сегодняшний день не завершено. Обобщенный опыт, наблюдения и экспериментальные данные свидетельствуют, что процесс формирования педагогического творчества у будущих учителей не приведет к эффективным последствий, если не будет предусмотрено его органическое единство с развитием становления их личности, формированием умения воспринять педагогическую деятельность как творческий процесс.
Чтобы воспитать настоящую творческую личность, развить потенциальные творческие возможности ребенка, учителю необходимо овладеть методами и средствами, которые развивают креативные черты личности. Для реализации такой цели педагог и сам должен уметь творить, ведь творчество развивается через творчество.
...
Список использованной литературы
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань: Казанский университет, 1988. – 238 с.
2. Батаршев А.В., Макарьев И.С. Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления / А.В. Батаршев, И.С. Макарьев // Человек и образование. – 2013. – № 3. – С. 38-42.
3. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев. – М., 1990. –
4. Большаков А.В. Методы повышения производительности творческой деятельности [Электронный ресурс] / А.В. Большаков // Аналитика культурологии. – 2008. – № 11. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metody-povysheniya-proizvoditelnosti-tvorcheskoy-deyatelnosti.
5. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / В.А. Бухвалов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.
6. Геращенко И.Г. Педагогическое творчество и формализм / И.Г. Геращенко // Школа. – 2000. – № 1. – С. 2-5.
7. Головнева Н.А. Становление творческой активности как компонента профессиональной зрелости педагога в процессе профессиональной подготовки / Н.А. Головнева // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-8. – С. 1790-1794.
8. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987. – 159 с.
9. Казикин А.В., Лешер О.В. Роль педагога в развитии творческих способностей студента / А.В. Казикин, О.В. Лешер // Science Time. – 2015. – № 6. – С. 189-193.
10. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество учителя / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 159 с.
11. Карлгрен Ф. Антропософский путь познания / Ф. Карлгрен; Пер. с нем. Я. Обухова. – М, 1991. – 160 с.
12. Краско Е.Ю. Структура творчества: психологический аспект / Е.Ю. Краско // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2009. – № 12. – С. 94-107.
13. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педвузе / Л.М. Лузина. – Ташкент: ФАН, 1986. – 98 с.
14. Любарт Т., Муширу К. Творческий процесс / Тодд Любарт, Кристоф Муширу // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – № 4. – С. 74-80.
15. Маркова А.К. Психология труда учителя. / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
16. Морковин А.М. Особенности педагогической деятельности в современных вальдорфских школах / А.М. Морковин // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 13. – С. 344-350.
17. Подгорных Е.М. Роль интуитивного познания в профессиональной деятельности педагога / Е.М. Подгорных // педагогическое образование в России. – 2009. – № 4. – С. 26-32.
18. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса [Электронный ресурс] / Я.А. Пономарев // Исследование проблем психологии творчества. – М.: Педагогика, 1983. – С. 1-18. – Режим доступа: http://www.practicalthinking.narod.ru/ponomarev/ponomarev.pdf.
19. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: Пособие для учителя / М.М. Поташник. – К.: Рад. школа, 1988. – С. 194 с.
20. Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. – М, 1990. – С. 350.
21. Рыжова Е.В. Использование элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования / Е.В. Рыжова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2008. – № 10. – С. 146-149.
22. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии / С.А. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 485 с.
23. Свенцицкий А. Краткий психологический словарь [Электронный ресурс] / А. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2015. – Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-anatoliy-svencickiy/116332-kratkiy-psihologicheskiy-slovar-anatoliy-svencickiy.html.
24. Сластенин В.А., Перевалов С.Г. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Сластенин, С.Г. Перевалов // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 4. – С. 3-13.
25. Софьина В.Н., Марченко Т.С. Акмеологический подход к развитию информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов в процессе творческой самостоятельной работы / В.Н. Софьина, Т.С. Марченко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. – № 4. – С. 73-79.
26. Цапок В.А. Творчество (Философский аспект проблемы) / В.А. Цапок. – Кишинев: Штиница 1989. – 110 с.
27. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога / Р.Х. Шакуров. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
28. Швецова И.В. О психологических аспектах современных технологий социально-культурной деятельности в интеллектуальнотворческом развитии младших школьников / И.В. Швецова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 2. – С. 71-75.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144060 Курсовых работ — поможем найти подходящую