Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Организационно-педагогические основы формирования социально- психологической самозащиты подростков в социально-культурной сфере.

  • 41 страниц
  • 2014 год
  • 214 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Общественно - экономический кризис существенно сказался на положении молодежи, изменив ее жизненные ориентации и в значительной мере ухудшив ее социальную ситуацию развития. Беспризорные дети, « дети риска», большое количество которых составляют подростки, - показатель общественного неблагополучия. Негативные объективные факторы в жизни подростка, в частности ситуация, когда молодой человек лишен возможности удовлетворить потребности в конструктивном общении, творчестве, личностном самовыражении в условиях ее продолжительности, вызывают особое психологическое состояние - депривацию как длительное более или менее полное лишение человеком различных явлений.
В современном « переходном « обществе это явление настолько распространенное, что перестало быть только психологической проблемой и по сути превратилось в проблему социально-педагогическую. Воспитательный процесс является необходимой составляющей социализации молодого человека, а депривованый подросток требует адекватно большего внимания со стороны педагогов, учителей. Воспитание депривованого подростка - сложная и длительная работа, успех которой во многом зависит от осведомленности обоих субъектов этого процесса - воспитателей - педагогов и подростков.
Важность такой социально -педагогической образованности значительно усиливается, поскольку в обществе существенно ослабла роль общественных, детских организаций, значительно уменьшилось количество воспитательных заведений, нарушились устоявшиеся формы взаимодействия школы и социальных институтов воспитания. Острая потребность преодоления депривации подростков требует, прежде всего, углубления теоретических представлений этого общественного феномена, требует поиска новых форм, методов и средств работы с детьми с учетом современных жизненных реалий.
В комплексе средств практического решения проблемы депривации подростков особое место принадлежит учреждениям и организациям культурно - досуговой деятельности.
Сравнительный анализ исследований зарубежных авторов, специализирующихся в изучении депривации (Спитц Р., Лофенфельд Б., Монтессори М., Бернс Р., Бадинтер Е., Мид М., Райбл М., Эриксон Е., Майерхофер М., Келер В., Прингл М., Бейслоу В., Боулби Дж., Лонгмейер И., Матейчик 3.), убеждает в том, что в их работах утверждается непосредственная взаимозависимость между социокультурными условиями, национальными традициями воспитания и разветвленностью системы детских воспитательных учреждений.К сожалению, наша отечественная педагогическая наука содержательных педагогических наработок в этом вопросе еще не имеет. Необобщен должным образом и эмпирический опыт организации культурно - досуговой деятельности как средства воздействия на депривованую молодую личность.
Характер данного исследования определил необходимость обращения к научным работам, предметом которых являлось изучение особенностей и педагогических возможностей сферы досуга, специфика и социализация личности подростка и его творческое развитие в условиях культурно - досуговой деятельности (Пича В., Сасихов А., Смирнова Е., Чепелев В.).
Методологическое значение для нашего исследования имело научное обобщение проблем досуга подростков на материалах общеобразовательной школы (работы Болдырева М., Вульф Б., Капской Л., Поташника М.).
Анализ возможностей эстетического воспитания во внеучебной работе осуществлен Вишняковой Л., Воловичем Л. Проблемы, связанные с депривацией и воспитанием «трудных» подростков, рассматривали ученые Роджерс К., Столин В., Хорни К., Зейгарник Б., Амонашвили Ш., Максимова Н., Оржеховская В., Стурова М., Силенков В., Свириденко С., Колесина Т., Прихожан А. и др..
Цель и задачи исследования. Цель исследования - выявить педагогические возможности влияния средств культурно - досуговой деятельности на подростковую депривацию.
Реализация поставленной цели достигается путем постановки и решения следующих исследовательских задач:
1. Проанализировать на уровне современной научной педагогической мысли сущность феномена психологической депривации.
2. Выявить категориальную связь понятий: депривация и девиантное, делинквентное поведение.
3. Выяснить творческие возможности инновационных педагогических подходов в преодолении подростковой депривации.
4. Разработать с помощью методики полярных профилей критерии оценки уровня депривации у современных подростков.
5. Обобщить и систематизировать представления о педагогических условиях, повышающих эффективность культурно-досуговой деятельности подростков как средства преодоления у них психологической депривации.
6. Экспериментально проверить и откорректировать педагогические условия культурно-досуговой деятельности как средства преодоления депривации.
Решение поставленных задач имеет не только теоретический смысл для педагогической науки, но и практическое воспитательное значение, поскольку определяет социально-психологические и педагогические основы, на основе которых возможно решение конкретных проблем гуманистического воспитания подрастающего поколения.
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы:
1. Теоретические:
а) изучение и анализ психолого-педагогической, медицинской, философской и методической литературы по теме исследования;
б) теоретическое обобщение педагогического опыта;
в) компаративистика (сравнение научных обобщений отечественных и зарубежных педагогических исследований).
2. Эмпирические:
а) констатирующий срез;
б) формирующий эксперимент;
в) наблюдение;
г) социологические методы анкетирования, интервьюирования;
д) определение рейтинговой оценки с помощью методики полярных профилей.
Исследование осуществлялось в три этапа: первый - поисковый предусматривал изучение и анализ социально-философской, педагогической, психологической, социологической, культурологической литературы по данной проблеме; разработку теоретической модели процесса преодоления депривации.
На втором - основном - этапе, проводился диагностико-констатирующий анализ фактологического материала. В рамках констатирующего эксперимента изучалось современное состояние проблемы депривации, педагогический опыт, а также типичные недостатки педагогического воздействия на процесс преодоления депривации в девиантном поведении, выявлялись уровни депривации. В рамках эксперимента использовались нестандартные формы досуговой деятельности, внеклассной работы кружков, экскурсий, школьного театра, различных видов творчества молодежи как средств преодоления депривации.
На третьем этапе осуществлялся формирующий эксперимент, изучался и обобщался опыт работы конкретных школ и объединений по преодолению депривации, проверка эффективности разработанной методики, анализ экспериментальных данных и их качественная интерпретация.
Экспериментальной базой исследования послужила средняя общеобразовательная школа, Дом творчества учащейся молодежи и подростковый клуб.
Концептуальное и методологическое обеспечение исследования осуществлялось теоретическим анализом факторов, полученных в процессе овладения объектом изучения, математической обработкой данных и их интерпретацией, а также целенаправленным использованием взаимодействующих методов, адекватных предмету и задачам исследования.
Научная новизна исследования. Преодоление депривации подростков рассматривается как системная целостная коррекционная воспитательная работа с ее структурными элементами и особенностями.
На основе ведущих тенденций анализа и причин депривации, путей и условий ее преодоления выяснены и обобщены педагогические условия решения проблем депривации подростков в процессе культурно-досуговой деятельности.
Определено содержание, формы и методы экспериментальной воспитательной культурно-досуговой системы, направленные на преодоление последствий психологической депривации у подростков. Практическое значение полученных результатов. Проверена эффективность экспериментальной программы воспитания подростков в условиях культурно-досуговой деятельности, в которой рассматриваются пути к реализации личностно ориентированной педагогической технологии по организации условий преодоления депривации.
Материалы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях.

Введение 3
1.1. Депривация как научная проблема 9
1.2. Особенности современной культурно-досуговой деятельности 13
Глава 2. Результаты исследования 16
2.1. Педагогические условия преодоления депривации подростков и формирования их социально психологической самозащиты в процессе культурно-досуговой деятельности 16
2.2. Результаты эксперимента 19
Глава 3. Практические рекомендации 28
Заключение 35
Список литературы 38

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Сущность проблемы подростковой депривации заключается в возникновении и развитии особого вакуумного психологического состояния молодого человека вследствие стечения целого ряда обстоятельств (неблагополучие семьи, неудовлетворительное качество воспитания, социальные кризисные «разломы»), психологических и физических причин (травмы, увечья, психо - гормональные процессы подросткового возраста и т.д.), во время которого подросток лишен возможности полностью удовлетворить свои духовные, творческие и другие потребности, демонстрирует девиантное и делинквентное поведения.
2. Снижению уровня депривации будут способствовать инновационные социопедагогические подходы оптимизации процесса воспитания, прежде всего, утверждение субъект - объектных отношений между педагогом и ребенком, внедрение творческих нестандартных педагогических технологий, предусматривающих использование достижений мировой и отечественной гуманистической педагогики.
3. Культурно - досуговая деятельность способна в определенной степени компенсировать отсутствие других средств духовного обогащения депривованого подростка через создание особых педагогических условий, что заключаются в первую очередь в использовании системной целостной коррекционной воспитательной работы, главный акцент которой - собственное самодеятельное творчество депривованого подростка. Она включает в себя три основных направления: формирование и развитие художественной культуры, формирование и развитие художественных творческих способностей, формирование психологической самозащиты депривированных, осуществляемых с помощью определенных педагогических методик, прогрессивных и стимулирующих программ различных воспитательных мероприятий.
4. В процессе эксперимента были определены педагогические условия, которые делают преодоление депривации подростков в процессе культурно-досуговой деятельности: овладение подростком художественной культурой формирование художественных творческих способностей, совершенствование психологической самозащиты подростков. Выявлена взаимосвязь между повышением творческого потенциала подростков и снижением уровня депривации. Существенным моментом выяснения характера этой взаимосвязи было определение способов замеров как уровня депривации, так и динамических тенденций ее изменения. С их помощью прослеживается большое значение таких воспитательных форм и методов работы, как бесед-концертов, бесед-викторин, бесед-дискуссий, метода суггестивного воздействия, акцентирования внимания на аспектах человечности, милосердия, а также методики «проблемного воспитания».
5. Апробированная методика полярных профилей и критерии оценки уровня депривации (высокий, средний, низкий) подростков обнаружила некоторое снижение уровня депривации.
6. Для решения проблематики подростковой депривации, необходимо внедрение эффективных научно-взвешенных и экспериментально проверенных педагогических практик: широкое использование инновационных средств и методов воспитания в детских культурно-досуговых учреждениях, совершенствование работы специализированной психологической службы, насыщение содержания кружка психореабилитационными, творчески художественными, психодиагностическими методами. Острота проблемы депривации обуславливает активизировать разработку всего комплекса теоретических и методических вопросов этого феномена.
7. К перспективным направлениям дальнейшего изучения и решения проблемы, что анализируется, целесообразно отнести также исследования механизмов влияния художественной культуры на формирование «здоровой» психико-культурной структуры личности на разных этапах развития, изучения возможностей педагогики раннего детства, педагогики сотрудничества и других разновидностей специализированного педагогического знания.

1. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р. Т. Байард, Д. Байард. - М.: Академический проект, 2008. - 208 с.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности I Вопросы психологии. - 2003. - № 1. - С. 92-100.
3. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 2994. - 224 с.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в шры [Текст] / Э. Берн; пер. с англ. А. Грузберга. - М.: «ЭКСМО», 2008. -448 с.
5. Боришевский М.И. Саморегуляция поведения школьника / Сов. Педагогика. - 2004. - № 3. - С. 63 - 67.
6. Гилинский, Я. Девиантность подростков. Теория, методология, эм-пирическая реальность [Текст] / Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова. - СПб. : Медицинская пресса, 2006. - 200 с.
7. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Питер, 2006. - 688 с.
8. Горбенко Ю.Л. Сознательные и бессознательные ценностные детерминанты поведения личности / / Проблемы общей и пед. Психологии. - М., 2007.
9. Горская, М. В. Диагностика суицидального поведения у подростков [Текст] / М. В. Горская // Вестник психосоциальной работы. - 20044. -№ 1.-С. 44-52.
10. Горьковая, И. А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков [Текст] / И. А. Горьковая // Обозр. психиат. и мед. психол. - 2004. -№3.-С. 47-54.
11. Демьянов, Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии [Текст] : пособие-практикум / Ю. Г. Демьянов. - СПб. : Паритет, 2009.-224 с.
12. Диагностика школьной дезадаптации [Текст] / под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. -М. : Изд-во Консорциум «Социальное здоровье России», 20033. - 127 с.
13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб., 2002 - 371 с.
14. Змановская, Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося по-ведения [Текст] / Е. В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
15. Игумнов, С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков [Текст]: справочное пособие / С. А. Игумнов. - Минск : Бел. наука, 2006.-191 с.
16. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю. А. Клейберг. - М. : 'ГЦ Сфера, 2003. - 160 с.
17. Кон Ч., С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 19889. Социальная педагогика / Под ред. А. И. Капской. - К., 2006.
18. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. М.: Про-свещение, 1989. -256 с.
19. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков [Текст] / В. Т. Кондратенко. - Минск : Беларусь, 2008. - 207 с.
20. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [Текст] / Ц. П. Короленко // Обозр. психиат. и мед. психол. - 2004. - № 1. - С. 8-15.
21. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия [Текст] / Ц.П.Короленко, Н. В. Дмитриева. - М. : «Академический Проект»; Екате-ринбург : «Деловая книга», 2006 - 460 с.
22. Костюк Г. С. Учебно -воспитательный процесс и психическое развитие личности. - М., 2009.
23. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. А. Кулаков. -М. :Фолиум, 2008.-70 с.
24. Кулаков, С. А. На приеме у психолога - подросток [Текст] / С. А. Ку-лаков. - СПб. : Издательство Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2004.-350 с.
25. Кулаков, С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. А. Кулаков. - СПб.: Фирма «Стройлеспечать», 2006.-63 с.
26. Леонова, Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева; под ред. Ц. П. Короленко. - Новосибирск, 2005 - 48 с.
27. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия [Текст] : руководство для врачей / А. Е. Личко. - СПб. : Медицина, 2009. - 336 с.
28. Максименко Л.С., Папуча М.В. Психология личности: учебник. - М., 2007. - 296 с.
29. Макушина, О. П. Методы психологического изучения девиантного поведения [Текст] / О. П. Макушина. - Воронеж, 2005. - 80 с.
30. Макушина, О. П. Психология зависимости [Текст] / О. П. Макушина. - Воронеж, 2005. - 79 с.
31. Малкина - Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - М., 2008. - 928 с.
32. Менделевия, В. Д. Психология девиантного поведения [Текст] / Д. Менделевич. - М.: Медпресс, 2006. - 432 с.
33. Москаленко, В.Д. Зависимость: семейная болезнь [Текст] / В.Д.Москаленко. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 352 с.
34. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М., 2010. - 368 с.
35. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] /Л. Ф. Обу-хова. - М. : Российское педагогическое агентство, 2006. - 374 с.
36. Палеха Ю. И., Герасимчук В. И., Шиян А. М. Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие. - 2 - е изд., Доп. - М.: Изд- во Европ. ун - та, 2005. - С. 164.
37. Панкратов В.Н. Защита от психологического манипулирования. - М., 2004. - 208 с.
38. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. - М.: Изд-во института психотерапии, 2003. - 256 с.
39. Психология и лечение зависимого поведения [Текст] / под ред. C. Даулинга; пер. с англ. Р. Р. Муртазина. - М.: Независимая фирма «Класс», 2006. - 240 с.
40. Психотерапия детей и подростков [Текст] / под ред. X. Ремшмидта; пер. с нем. Т. Н. Дмитриевой. - М. : «Мир», 2006. - 656 с.
41. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - СПб., 2006. - 479 с.
42. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст] / X. Ремшмидт ; пер с нем. Г. И. Лойдиной ; под редакцией Т. А. Гудковой. - М. : Мир, 2004. - 320 с.
43. Сирота, Н. А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоци-альных расстройств у подростков [Текст] / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский // Обозр. психиат. и мед. психол. -2004. - № 1. - С. 63-74.
44. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике [Текст] / Н. А. Сирота и др. - М. : Генезис, 2004. - 216 с.
45. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности [Текст] : избранные психологические труды / Д. И. Фельдштейн. - М.; Воронеж : Институт практической психологии; НПО МОДЭК., 2006. -512 с.
46. Шереги, Ф. Э. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи [Электронный ресурс] / Ф. Э. Шереги, А. Л. Арефьев. - М.: ОПТИМ, 2003. (http://narkotiki.ni/research 5663.html).
47. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л. Б. Шнейдер. - М. : Академический проект, 2005. - 336 с.
48. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. - СПб. : Питер, 2008. - 607 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Общественно - экономический кризис существенно сказался на положении молодежи, изменив ее жизненные ориентации и в значительной мере ухудшив ее социальную ситуацию развития. Беспризорные дети, « дети риска», большое количество которых составляют подростки, - показатель общественного неблагополучия. Негативные объективные факторы в жизни подростка, в частности ситуация, когда молодой человек лишен возможности удовлетворить потребности в конструктивном общении, творчестве, личностном самовыражении в условиях ее продолжительности, вызывают особое психологическое состояние - депривацию как длительное более или менее полное лишение человеком различных явлений.
В современном « переходном « обществе это явление настолько распространенное, что перестало быть только психологической проблемой и по сути превратилось в проблему социально-педагогическую. Воспитательный процесс является необходимой составляющей социализации молодого человека, а депривованый подросток требует адекватно большего внимания со стороны педагогов, учителей. Воспитание депривованого подростка - сложная и длительная работа, успех которой во многом зависит от осведомленности обоих субъектов этого процесса - воспитателей - педагогов и подростков.
Важность такой социально -педагогической образованности значительно усиливается, поскольку в обществе существенно ослабла роль общественных, детских организаций, значительно уменьшилось количество воспитательных заведений, нарушились устоявшиеся формы взаимодействия школы и социальных институтов воспитания. Острая потребность преодоления депривации подростков требует, прежде всего, углубления теоретических представлений этого общественного феномена, требует поиска новых форм, методов и средств работы с детьми с учетом современных жизненных реалий.
В комплексе средств практического решения проблемы депривации подростков особое место принадлежит учреждениям и организациям культурно - досуговой деятельности.
Сравнительный анализ исследований зарубежных авторов, специализирующихся в изучении депривации (Спитц Р., Лофенфельд Б., Монтессори М., Бернс Р., Бадинтер Е., Мид М., Райбл М., Эриксон Е., Майерхофер М., Келер В., Прингл М., Бейслоу В., Боулби Дж., Лонгмейер И., Матейчик 3.), убеждает в том, что в их работах утверждается непосредственная взаимозависимость между социокультурными условиями, национальными традициями воспитания и разветвленностью системы детских воспитательных учреждений.К сожалению, наша отечественная педагогическая наука содержательных педагогических наработок в этом вопросе еще не имеет. Необобщен должным образом и эмпирический опыт организации культурно - досуговой деятельности как средства воздействия на депривованую молодую личность.
Характер данного исследования определил необходимость обращения к научным работам, предметом которых являлось изучение особенностей и педагогических возможностей сферы досуга, специфика и социализация личности подростка и его творческое развитие в условиях культурно - досуговой деятельности (Пича В., Сасихов А., Смирнова Е., Чепелев В.).
Методологическое значение для нашего исследования имело научное обобщение проблем досуга подростков на материалах общеобразовательной школы (работы Болдырева М., Вульф Б., Капской Л., Поташника М.).
Анализ возможностей эстетического воспитания во внеучебной работе осуществлен Вишняковой Л., Воловичем Л. Проблемы, связанные с депривацией и воспитанием «трудных» подростков, рассматривали ученые Роджерс К., Столин В., Хорни К., Зейгарник Б., Амонашвили Ш., Максимова Н., Оржеховская В., Стурова М., Силенков В., Свириденко С., Колесина Т., Прихожан А. и др..
Цель и задачи исследования. Цель исследования - выявить педагогические возможности влияния средств культурно - досуговой деятельности на подростковую депривацию.
Реализация поставленной цели достигается путем постановки и решения следующих исследовательских задач:
1. Проанализировать на уровне современной научной педагогической мысли сущность феномена психологической депривации.
2. Выявить категориальную связь понятий: депривация и девиантное, делинквентное поведение.
3. Выяснить творческие возможности инновационных педагогических подходов в преодолении подростковой депривации.
4. Разработать с помощью методики полярных профилей критерии оценки уровня депривации у современных подростков.
5. Обобщить и систематизировать представления о педагогических условиях, повышающих эффективность культурно-досуговой деятельности подростков как средства преодоления у них психологической депривации.
6. Экспериментально проверить и откорректировать педагогические условия культурно-досуговой деятельности как средства преодоления депривации.
Решение поставленных задач имеет не только теоретический смысл для педагогической науки, но и практическое воспитательное значение, поскольку определяет социально-психологические и педагогические основы, на основе которых возможно решение конкретных проблем гуманистического воспитания подрастающего поколения.
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы:
1. Теоретические:
а) изучение и анализ психолого-педагогической, медицинской, философской и методической литературы по теме исследования;
б) теоретическое обобщение педагогического опыта;
в) компаративистика (сравнение научных обобщений отечественных и зарубежных педагогических исследований).
2. Эмпирические:
а) констатирующий срез;
б) формирующий эксперимент;
в) наблюдение;
г) социологические методы анкетирования, интервьюирования;
д) определение рейтинговой оценки с помощью методики полярных профилей.
Исследование осуществлялось в три этапа: первый - поисковый предусматривал изучение и анализ социально-философской, педагогической, психологической, социологической, культурологической литературы по данной проблеме; разработку теоретической модели процесса преодоления депривации.
На втором - основном - этапе, проводился диагностико-констатирующий анализ фактологического материала. В рамках констатирующего эксперимента изучалось современное состояние проблемы депривации, педагогический опыт, а также типичные недостатки педагогического воздействия на процесс преодоления депривации в девиантном поведении, выявлялись уровни депривации. В рамках эксперимента использовались нестандартные формы досуговой деятельности, внеклассной работы кружков, экскурсий, школьного театра, различных видов творчества молодежи как средств преодоления депривации.
На третьем этапе осуществлялся формирующий эксперимент, изучался и обобщался опыт работы конкретных школ и объединений по преодолению депривации, проверка эффективности разработанной методики, анализ экспериментальных данных и их качественная интерпретация.
Экспериментальной базой исследования послужила средняя общеобразовательная школа, Дом творчества учащейся молодежи и подростковый клуб.
Концептуальное и методологическое обеспечение исследования осуществлялось теоретическим анализом факторов, полученных в процессе овладения объектом изучения, математической обработкой данных и их интерпретацией, а также целенаправленным использованием взаимодействующих методов, адекватных предмету и задачам исследования.
Научная новизна исследования. Преодоление депривации подростков рассматривается как системная целостная коррекционная воспитательная работа с ее структурными элементами и особенностями.
На основе ведущих тенденций анализа и причин депривации, путей и условий ее преодоления выяснены и обобщены педагогические условия решения проблем депривации подростков в процессе культурно-досуговой деятельности.
Определено содержание, формы и методы экспериментальной воспитательной культурно-досуговой системы, направленные на преодоление последствий психологической депривации у подростков. Практическое значение полученных результатов. Проверена эффективность экспериментальной программы воспитания подростков в условиях культурно-досуговой деятельности, в которой рассматриваются пути к реализации личностно ориентированной педагогической технологии по организации условий преодоления депривации.
Материалы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях.

Введение 3
1.1. Депривация как научная проблема 9
1.2. Особенности современной культурно-досуговой деятельности 13
Глава 2. Результаты исследования 16
2.1. Педагогические условия преодоления депривации подростков и формирования их социально психологической самозащиты в процессе культурно-досуговой деятельности 16
2.2. Результаты эксперимента 19
Глава 3. Практические рекомендации 28
Заключение 35
Список литературы 38

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Сущность проблемы подростковой депривации заключается в возникновении и развитии особого вакуумного психологического состояния молодого человека вследствие стечения целого ряда обстоятельств (неблагополучие семьи, неудовлетворительное качество воспитания, социальные кризисные «разломы»), психологических и физических причин (травмы, увечья, психо - гормональные процессы подросткового возраста и т.д.), во время которого подросток лишен возможности полностью удовлетворить свои духовные, творческие и другие потребности, демонстрирует девиантное и делинквентное поведения.
2. Снижению уровня депривации будут способствовать инновационные социопедагогические подходы оптимизации процесса воспитания, прежде всего, утверждение субъект - объектных отношений между педагогом и ребенком, внедрение творческих нестандартных педагогических технологий, предусматривающих использование достижений мировой и отечественной гуманистической педагогики.
3. Культурно - досуговая деятельность способна в определенной степени компенсировать отсутствие других средств духовного обогащения депривованого подростка через создание особых педагогических условий, что заключаются в первую очередь в использовании системной целостной коррекционной воспитательной работы, главный акцент которой - собственное самодеятельное творчество депривованого подростка. Она включает в себя три основных направления: формирование и развитие художественной культуры, формирование и развитие художественных творческих способностей, формирование психологической самозащиты депривированных, осуществляемых с помощью определенных педагогических методик, прогрессивных и стимулирующих программ различных воспитательных мероприятий.
4. В процессе эксперимента были определены педагогические условия, которые делают преодоление депривации подростков в процессе культурно-досуговой деятельности: овладение подростком художественной культурой формирование художественных творческих способностей, совершенствование психологической самозащиты подростков. Выявлена взаимосвязь между повышением творческого потенциала подростков и снижением уровня депривации. Существенным моментом выяснения характера этой взаимосвязи было определение способов замеров как уровня депривации, так и динамических тенденций ее изменения. С их помощью прослеживается большое значение таких воспитательных форм и методов работы, как бесед-концертов, бесед-викторин, бесед-дискуссий, метода суггестивного воздействия, акцентирования внимания на аспектах человечности, милосердия, а также методики «проблемного воспитания».
5. Апробированная методика полярных профилей и критерии оценки уровня депривации (высокий, средний, низкий) подростков обнаружила некоторое снижение уровня депривации.
6. Для решения проблематики подростковой депривации, необходимо внедрение эффективных научно-взвешенных и экспериментально проверенных педагогических практик: широкое использование инновационных средств и методов воспитания в детских культурно-досуговых учреждениях, совершенствование работы специализированной психологической службы, насыщение содержания кружка психореабилитационными, творчески художественными, психодиагностическими методами. Острота проблемы депривации обуславливает активизировать разработку всего комплекса теоретических и методических вопросов этого феномена.
7. К перспективным направлениям дальнейшего изучения и решения проблемы, что анализируется, целесообразно отнести также исследования механизмов влияния художественной культуры на формирование «здоровой» психико-культурной структуры личности на разных этапах развития, изучения возможностей педагогики раннего детства, педагогики сотрудничества и других разновидностей специализированного педагогического знания.

1. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р. Т. Байард, Д. Байард. - М.: Академический проект, 2008. - 208 с.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности I Вопросы психологии. - 2003. - № 1. - С. 92-100.
3. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 2994. - 224 с.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в шры [Текст] / Э. Берн; пер. с англ. А. Грузберга. - М.: «ЭКСМО», 2008. -448 с.
5. Боришевский М.И. Саморегуляция поведения школьника / Сов. Педагогика. - 2004. - № 3. - С. 63 - 67.
6. Гилинский, Я. Девиантность подростков. Теория, методология, эм-пирическая реальность [Текст] / Я. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова. - СПб. : Медицинская пресса, 2006. - 200 с.
7. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Питер, 2006. - 688 с.
8. Горбенко Ю.Л. Сознательные и бессознательные ценностные детерминанты поведения личности / / Проблемы общей и пед. Психологии. - М., 2007.
9. Горская, М. В. Диагностика суицидального поведения у подростков [Текст] / М. В. Горская // Вестник психосоциальной работы. - 20044. -№ 1.-С. 44-52.
10. Горьковая, И. А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков [Текст] / И. А. Горьковая // Обозр. психиат. и мед. психол. - 2004. -№3.-С. 47-54.
11. Демьянов, Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии [Текст] : пособие-практикум / Ю. Г. Демьянов. - СПб. : Паритет, 2009.-224 с.
12. Диагностика школьной дезадаптации [Текст] / под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. -М. : Изд-во Консорциум «Социальное здоровье России», 20033. - 127 с.
13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб., 2002 - 371 с.
14. Змановская, Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося по-ведения [Текст] / Е. В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
15. Игумнов, С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков [Текст]: справочное пособие / С. А. Игумнов. - Минск : Бел. наука, 2006.-191 с.
16. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю. А. Клейберг. - М. : 'ГЦ Сфера, 2003. - 160 с.
17. Кон Ч., С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 19889. Социальная педагогика / Под ред. А. И. Капской. - К., 2006.
18. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. М.: Про-свещение, 1989. -256 с.
19. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков [Текст] / В. Т. Кондратенко. - Минск : Беларусь, 2008. - 207 с.
20. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [Текст] / Ц. П. Короленко // Обозр. психиат. и мед. психол. - 2004. - № 1. - С. 8-15.
21. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия [Текст] / Ц.П.Короленко, Н. В. Дмитриева. - М. : «Академический Проект»; Екате-ринбург : «Деловая книга», 2006 - 460 с.
22. Костюк Г. С. Учебно -воспитательный процесс и психическое развитие личности. - М., 2009.
23. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. А. Кулаков. -М. :Фолиум, 2008.-70 с.
24. Кулаков, С. А. На приеме у психолога - подросток [Текст] / С. А. Ку-лаков. - СПб. : Издательство Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2004.-350 с.
25. Кулаков, С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. А. Кулаков. - СПб.: Фирма «Стройлеспечать», 2006.-63 с.
26. Леонова, Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева; под ред. Ц. П. Короленко. - Новосибирск, 2005 - 48 с.
27. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия [Текст] : руководство для врачей / А. Е. Личко. - СПб. : Медицина, 2009. - 336 с.
28. Максименко Л.С., Папуча М.В. Психология личности: учебник. - М., 2007. - 296 с.
29. Макушина, О. П. Методы психологического изучения девиантного поведения [Текст] / О. П. Макушина. - Воронеж, 2005. - 80 с.
30. Макушина, О. П. Психология зависимости [Текст] / О. П. Макушина. - Воронеж, 2005. - 79 с.
31. Малкина - Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - М., 2008. - 928 с.
32. Менделевия, В. Д. Психология девиантного поведения [Текст] / Д. Менделевич. - М.: Медпресс, 2006. - 432 с.
33. Москаленко, В.Д. Зависимость: семейная болезнь [Текст] / В.Д.Москаленко. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 352 с.
34. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М., 2010. - 368 с.
35. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] /Л. Ф. Обу-хова. - М. : Российское педагогическое агентство, 2006. - 374 с.
36. Палеха Ю. И., Герасимчук В. И., Шиян А. М. Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие. - 2 - е изд., Доп. - М.: Изд- во Европ. ун - та, 2005. - С. 164.
37. Панкратов В.Н. Защита от психологического манипулирования. - М., 2004. - 208 с.
38. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. - М.: Изд-во института психотерапии, 2003. - 256 с.
39. Психология и лечение зависимого поведения [Текст] / под ред. C. Даулинга; пер. с англ. Р. Р. Муртазина. - М.: Независимая фирма «Класс», 2006. - 240 с.
40. Психотерапия детей и подростков [Текст] / под ред. X. Ремшмидта; пер. с нем. Т. Н. Дмитриевой. - М. : «Мир», 2006. - 656 с.
41. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - СПб., 2006. - 479 с.
42. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст] / X. Ремшмидт ; пер с нем. Г. И. Лойдиной ; под редакцией Т. А. Гудковой. - М. : Мир, 2004. - 320 с.
43. Сирота, Н. А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоци-альных расстройств у подростков [Текст] / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский // Обозр. психиат. и мед. психол. -2004. - № 1. - С. 63-74.
44. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике [Текст] / Н. А. Сирота и др. - М. : Генезис, 2004. - 216 с.
45. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности [Текст] : избранные психологические труды / Д. И. Фельдштейн. - М.; Воронеж : Институт практической психологии; НПО МОДЭК., 2006. -512 с.
46. Шереги, Ф. Э. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи [Электронный ресурс] / Ф. Э. Шереги, А. Л. Арефьев. - М.: ОПТИМ, 2003. (http://narkotiki.ni/research 5663.html).
47. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л. Б. Шнейдер. - М. : Академический проект, 2005. - 336 с.
48. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. - СПб. : Питер, 2008. - 607 с.

Купить эту работу

Организационно-педагогические основы формирования социально- психологической самозащиты подростков в социально-культурной сфере.

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

«Психолого-педагогические основы развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением зрения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Психолого-педагогические основы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Марина [email protected] об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-10-28
Курсовая работа

все отлично, спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Lespoir об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-11-18
Курсовая работа

Спасибо автору, сделал раньше срока.

Общая оценка 5
Отзыв Эльза Ахкамиева об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-11-17
Курсовая работа

отличный автор! отличная работа! спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-03-07
Курсовая работа

автор молодец. Сделал работу раньше срока, все аккуратно, в тему

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА. АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА В АКУШЕРСТВЕ. КОСТНЫЙ ТАЗ С АКУШЕРСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Индивидуализация и личностно-ориентированный подход в профессиональном развитии педагога вуза

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Разработка и оценка качества обучающих тестов по математике по требованиям ФГОС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Креативный интеллект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Конспект Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

Роль И.Г.Песталоцци в возникновении и развитии педагогики. И. Песталоцци (1746-1827), педагог. Швейцария.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

"МЫ-СОЛДАТЫ" (СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Инновационные процессы в современном профессиональном образовании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
730 ₽
Готовая работа

"в школу"(СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Контрольная работа ( Английский язык)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...........................................................................................

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

"Blended Learning " як система інноваційних принципів та методів в освіті (на прикладі викладання дисципліни "Політології")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽