все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение.
Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания.
Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понимать, осмысливать, воспроизводить художественный текст. Текст дает возможность не только для развития связной речи учащихся национальной школы, но и способствует расширению их кругозора и эрудиции.
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Текст служит источником содержательной и смысловой информации, которая показывает и функционирование изучаемых единиц, что позволяет организовать обучение правильному оформлению мысли в смысловом, структурном и лексико-грамматических аспектах.
Развитие речи младших школьни¬ков связано в основном с обучением построению определенного типа текста (описание, повествование, рассужде¬ние) без ориентации на стиль, обуслов¬ленный реальной речевой ситуацией. Однако учителю, формируя у школь¬ников умения по созданию текста, нужно сегодня учитывать функцио¬нально-стилистическую специфику речевого высказывания.
Применительно к начальным клас¬сам эта задача находится в стадии тео¬ретического и практического исследо¬вания.
Наиболее обстоятельно и разносто¬ронне проблема стилистических уме¬ний рассматривается в работах Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос, Л.Л. Новосёловой. Авторы указывают, что в речевой деятельности умение -это способность выполнять какие-либо действия по заданным параметрам.
В.И. Капинос выделяет четыре ос¬новных стилистических умения. Они отражают как теоретическое овладе¬ние учащимися ведущими понятиями стилистики, так и практическое освое¬ние ими функциональной специфики высказывания, обусловленной типо¬вой ситуацией. В число этих умений входят следующие: умение определять стиль готового текста; производить его стилистический анализ; совершен¬ствовать стиль данного текста; строить текст заданного стиля.
В работах исследователей содер¬жится общая и детальная разработка предмета стилистики в школьном курсе развития речи, стилистических умений, которыми овладевают учащиеся, дается характеристика методов, приемов и типов упражне¬ний, обеспечивающих эффективное формирование предлагаемых умений. Отдельные положения функциональ¬ной стилистики могут использоваться в практике развития речи младших школьников.
Поскольку становление языкового вкуса занимает немало времени, сти¬листическим умениям нужно уделить внимание уже в начальной школе.
Практическое знакомство учащихся с основными ее положениями целесо¬образно совмещать с формированием у них общих коммуникативно-речевых умений, направленных на создание высказывания.
Цель: Исследовать способы и приемы развития связной речи учащихся в процессе работы над текстом.
Объект исследования: особенности развития связной речи учащихся в процессе работы над текстом.
Предмет исследования: текст как средство развития связной речи.
Задачи исследования:
1. Теоретические рассмотреть основы развития связной речи младших школьников в процессе работы над текстом.
2. Провести анализ учебно-методического комплекта А.В. Поляковой сточки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников.
3. Предложить систему упражнений по развитию связной речи.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом: на материале 4 класса
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи младших школьников в процессе работы над текстом. 6
1.1.Текст как единица языка. Типы текстов 6
1.2.Понятие о речи. Речевые умения младших школьников 10
1.3. Психолого - педагогические основы работы по развитию связной речи младших школьников 16
Глава 2. Работа над текстом в начальных классах в системе развития речи младших школьников 20
2.1.Анализ учебно-методического комплекта А.В. Поляковой сточки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников 20
2.2. Система упражнений по развитию связной речи 23
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Заключение
В настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка. Поэтому на уроках русского языка в национальной школе необходимо ввести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей, необходимо уделить внимание на их создание. Обычно ребята составляют текст без знания теории, стихийно постигая закономерности его построения. Между тем в основе всех текстов как в якутском, так и в русском языке лежат универсальные правила их построения. При условии правильного формирования у учащихся на уроках якутского языка прочных знаний закономерностей конструирования текстов, на уроках русского языка происходит углубление этих знаний, формирование необходимых умений и навыков по составлению текстов различных типов и стилей.
Эффективность работы над текстом зависит от правильного выбора методов и приемов презентации учебного материала и подготовленности.
Любой текст представляет собой образ или систему образов (образов-персонажей, образов-пейзажей, образов-символов), которые выбраны и описаны автором из желания вызвать у читателя определенные чувства, переживания, мысли, идеи, из стремления в чем-то убедить его. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся верно понять писателя и воспринять произведение не только умом, но и сердцем.
Другими словами, анализ художественного текста должен способствовать углубленному его прочтению, проникновению в мысль художника, пониманию внутреннего смысла произведения. Необходимо учить школьников наблюдать, переживать меткое образное слово, развивать чувства, содействовать обогащению и шлифовке их речи, учить вникать в образную ткань текста, воспринимать не только текст, но и подтекст, не только явное, но и скрытое.
Список использованной литературы
1. Валгина Н.С. Теория текста. М., 2003.
2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М., 1983.
3. Виноградов В.А. и др. Краткий словарь лингвистических терминов. М., 1995.
4. Гиндин С.И. Внутренняя организация текста (Элементы теории и семантический анализ): АКД. М., 1973.
5. 39. Глебова Е.Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. Горький, 1986.
6. ейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990.
7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
9. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., Воронеж, 2001.
10. Ибрагимова Р.Э. Лингводидактические и психолингвистические основы семантизации и активизации лексикона младших школьников методом ассоциативного поля. Уфа, 1999.
11. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1991.
12. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
13. Колесникова О.И. Отражение языковой картины мира двух эпох в стихотворениях для детей // Русский язык в школе. 2003. - № 2.
14. Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированный подходы к преподаванию русского языка: материалы конференции / Под ред. Болотновой Н.С. Томск, 2001.
15. . Коротаева С.В. Обучение, погруженное в общение // Русский язык в школе. 1997.-№2.
16. Коршунова Я.Б. Методические основы отбора тематической лексики для обучения иностранцев русскому языку (элементарный курс): АКД. М., 1978.
17. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. М., 1975.
18. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. — 20 изд., перераб. — М., 1992.
19. Леонтьев А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.
20. Логвинова Л.В. Тематическая организация уроков русского языка как средство развития речи учащихся-осетин. Методическое пособие. Орджоникидзе, 1979.
21. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998.
22. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе. -1985.-№4.
23. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности // Русский язык в школе. — 2001. № 4.
24. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988.
25. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974.
26. Методика преподавания русского языка / Под ред. Баранова М.Т. М., 1990.
27. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Ладыженской Т.А. 2 изд. - М., 1991.
28. Методы обучения в современной школе / Под ред. Бабанского Ю.К., Зверева И.Д., Моносзона Э.И. М., 1980.
29. Мещеряков В.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии текстов: АДД. М., 1986.
30. Мызина В.А. Использование межпредметных связей в работе над тематической группой слов / Межпредметные связи в преподавании русского языка. М., 1977.
31. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
32. Основы методики русского в 4-8 классах / Под ред. Текучева А.В., Ладыженской Т.А., Разумовской М.М. М., 1983.
33. Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Часть 2 Учебник. — В 2-х частях. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 127 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение.
Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания.
Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понимать, осмысливать, воспроизводить художественный текст. Текст дает возможность не только для развития связной речи учащихся национальной школы, но и способствует расширению их кругозора и эрудиции.
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Текст служит источником содержательной и смысловой информации, которая показывает и функционирование изучаемых единиц, что позволяет организовать обучение правильному оформлению мысли в смысловом, структурном и лексико-грамматических аспектах.
Развитие речи младших школьни¬ков связано в основном с обучением построению определенного типа текста (описание, повествование, рассужде¬ние) без ориентации на стиль, обуслов¬ленный реальной речевой ситуацией. Однако учителю, формируя у школь¬ников умения по созданию текста, нужно сегодня учитывать функцио¬нально-стилистическую специфику речевого высказывания.
Применительно к начальным клас¬сам эта задача находится в стадии тео¬ретического и практического исследо¬вания.
Наиболее обстоятельно и разносто¬ронне проблема стилистических уме¬ний рассматривается в работах Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос, Л.Л. Новосёловой. Авторы указывают, что в речевой деятельности умение -это способность выполнять какие-либо действия по заданным параметрам.
В.И. Капинос выделяет четыре ос¬новных стилистических умения. Они отражают как теоретическое овладе¬ние учащимися ведущими понятиями стилистики, так и практическое освое¬ние ими функциональной специфики высказывания, обусловленной типо¬вой ситуацией. В число этих умений входят следующие: умение определять стиль готового текста; производить его стилистический анализ; совершен¬ствовать стиль данного текста; строить текст заданного стиля.
В работах исследователей содер¬жится общая и детальная разработка предмета стилистики в школьном курсе развития речи, стилистических умений, которыми овладевают учащиеся, дается характеристика методов, приемов и типов упражне¬ний, обеспечивающих эффективное формирование предлагаемых умений. Отдельные положения функциональ¬ной стилистики могут использоваться в практике развития речи младших школьников.
Поскольку становление языкового вкуса занимает немало времени, сти¬листическим умениям нужно уделить внимание уже в начальной школе.
Практическое знакомство учащихся с основными ее положениями целесо¬образно совмещать с формированием у них общих коммуникативно-речевых умений, направленных на создание высказывания.
Цель: Исследовать способы и приемы развития связной речи учащихся в процессе работы над текстом.
Объект исследования: особенности развития связной речи учащихся в процессе работы над текстом.
Предмет исследования: текст как средство развития связной речи.
Задачи исследования:
1. Теоретические рассмотреть основы развития связной речи младших школьников в процессе работы над текстом.
2. Провести анализ учебно-методического комплекта А.В. Поляковой сточки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников.
3. Предложить систему упражнений по развитию связной речи.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом: на материале 4 класса
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи младших школьников в процессе работы над текстом. 6
1.1.Текст как единица языка. Типы текстов 6
1.2.Понятие о речи. Речевые умения младших школьников 10
1.3. Психолого - педагогические основы работы по развитию связной речи младших школьников 16
Глава 2. Работа над текстом в начальных классах в системе развития речи младших школьников 20
2.1.Анализ учебно-методического комплекта А.В. Поляковой сточки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников 20
2.2. Система упражнений по развитию связной речи 23
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Заключение
В настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка. Поэтому на уроках русского языка в национальной школе необходимо ввести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей, необходимо уделить внимание на их создание. Обычно ребята составляют текст без знания теории, стихийно постигая закономерности его построения. Между тем в основе всех текстов как в якутском, так и в русском языке лежат универсальные правила их построения. При условии правильного формирования у учащихся на уроках якутского языка прочных знаний закономерностей конструирования текстов, на уроках русского языка происходит углубление этих знаний, формирование необходимых умений и навыков по составлению текстов различных типов и стилей.
Эффективность работы над текстом зависит от правильного выбора методов и приемов презентации учебного материала и подготовленности.
Любой текст представляет собой образ или систему образов (образов-персонажей, образов-пейзажей, образов-символов), которые выбраны и описаны автором из желания вызвать у читателя определенные чувства, переживания, мысли, идеи, из стремления в чем-то убедить его. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся верно понять писателя и воспринять произведение не только умом, но и сердцем.
Другими словами, анализ художественного текста должен способствовать углубленному его прочтению, проникновению в мысль художника, пониманию внутреннего смысла произведения. Необходимо учить школьников наблюдать, переживать меткое образное слово, развивать чувства, содействовать обогащению и шлифовке их речи, учить вникать в образную ткань текста, воспринимать не только текст, но и подтекст, не только явное, но и скрытое.
Список использованной литературы
1. Валгина Н.С. Теория текста. М., 2003.
2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М., 1983.
3. Виноградов В.А. и др. Краткий словарь лингвистических терминов. М., 1995.
4. Гиндин С.И. Внутренняя организация текста (Элементы теории и семантический анализ): АКД. М., 1973.
5. 39. Глебова Е.Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. Горький, 1986.
6. ейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990.
7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
9. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., Воронеж, 2001.
10. Ибрагимова Р.Э. Лингводидактические и психолингвистические основы семантизации и активизации лексикона младших школьников методом ассоциативного поля. Уфа, 1999.
11. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1991.
12. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
13. Колесникова О.И. Отражение языковой картины мира двух эпох в стихотворениях для детей // Русский язык в школе. 2003. - № 2.
14. Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированный подходы к преподаванию русского языка: материалы конференции / Под ред. Болотновой Н.С. Томск, 2001.
15. . Коротаева С.В. Обучение, погруженное в общение // Русский язык в школе. 1997.-№2.
16. Коршунова Я.Б. Методические основы отбора тематической лексики для обучения иностранцев русскому языку (элементарный курс): АКД. М., 1978.
17. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. М., 1975.
18. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. — 20 изд., перераб. — М., 1992.
19. Леонтьев А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.
20. Логвинова Л.В. Тематическая организация уроков русского языка как средство развития речи учащихся-осетин. Методическое пособие. Орджоникидзе, 1979.
21. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998.
22. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе. -1985.-№4.
23. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности // Русский язык в школе. — 2001. № 4.
24. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988.
25. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974.
26. Методика преподавания русского языка / Под ред. Баранова М.Т. М., 1990.
27. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Ладыженской Т.А. 2 изд. - М., 1991.
28. Методы обучения в современной школе / Под ред. Бабанского Ю.К., Зверева И.Д., Моносзона Э.И. М., 1980.
29. Мещеряков В.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии текстов: АДД. М., 1986.
30. Мызина В.А. Использование межпредметных связей в работе над тематической группой слов / Межпредметные связи в преподавании русского языка. М., 1977.
31. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
32. Основы методики русского в 4-8 классах / Под ред. Текучева А.В., Ладыженской Т.А., Разумовской М.М. М., 1983.
33. Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Часть 2 Учебник. — В 2-х частях. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 127 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144949 Курсовых работ — поможем найти подходящую