Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
На рубеже XIX - XX вв. в русскую литературу начинают проникать лирические мотивы. Лиризация прозы нашла свое воплощение в творчестве И.С. Тургенева, В.М. Гаршина, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Б.К. Зайцева и, конечно, А.И. Куприна, который считался с первых произведений мастером сюжетосложения.
Творчество А. Куприна – явление самобытное в русской культуре. . Но, обращаясь к наследию писателя, исследователи анализировали способы реализации возможностей прозы, особенности сюжетосложения, способы типизации, черты доминантных конфликтов в его произведениях, меньше обращая внимание на формы проявления социальных тем в малой прозе. И, тем не менее, проза эта заслуживает большого внимания именно в этом аспекте.
В освещении социальной темы произведения А. Куприна вобрали в себе богатейший опыт русской литературы от Гоголя до Достоевского, реализуя тему маленького человеку, тему человека из народа в принципиально ином, не совсем привычном ключе.
Обращение к социальной проблематике - характерная черта творчества не только А.И. Куприна, она также органично входит в историко-культурный контекст эпохи в целом. Многие современные исследователи, указывая на причины, по которым происходит усиление данного начала в литературе и искусстве рубежа XIX-XX веков, говорят о потере связи человека с Богом, ощущении хаоса, катастрофичности мира, конфликтности быта человека и бытия. Попытка преодоления реализуется- в поисках художников, выходящих за пределы социально-исторических и пространственно-временных ограничений познания, а также стремлении приблизиться к основам бытия, воплощающим единство человека и космоса.
Актуальность темы обусловлена стремлением проследить особенности социальной темы в малой прозе А. КАуприна. Достаточнот часто говорят об идиостиле писателя, сюжетных линиях, оставляя за пределами идею социальной проблематики.
Теоретической основой в представленной работе стали работы В.В. Ермилова [9; 38], Ю.В. Манна [11; 177], И.П. Золотусского, В. Марковича, А. Белого, В. А. Воропаева, А.И. Иваницкого, И. А. Виноградова, В.Ш. Кривоноса, Н.С. Болкуновой, К.М. Захарова, А.Н. Зорина [19; 56].
Объект курсовой работы: творчество А. Куприна
Предметом стало исследование социальной тематики в произведениях «Гранатовый браслет» и «Олеся».
Цель работы: исследовать социальную тематику в малой прозе А. Куприна
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности творчества писателя;
2. Проанализировать социальную тематику в повести «Олеся»;
3. Рассмотреть особенности социальной проблематики в «Гранатовом браслете»;
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования на уроках литературы, посвященных творчеству Куприна, на факультативах, внеклассных мероприятиях, при подготовке и докладах, рефератах, контрольных работах, а также в вузовском обучении при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованных источников.
Введение 3
§1. Эстетические взгляды Куприна их эволюция 5
§ 2. Социальная проблематика повести «Олеся» 10
§3. Социальная проблематика повести «Гранатовый браслет» 17
Заключение 26
Список литературы 28
Заключение
Приходится признать, что проза Куприна во многом продолжила достижения русской литературы XVIII и XIX века. Основными направлениями в прозе писателя становится особый лиризм и психологизм, которые особенно отчетливо проявляются в социальных темах. Возникнув из реальности, преображенной и обобщенной творческой мыслью художника, такие произведения в своих концовках стремятся сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раствориться в ней, оставляя читателю широкий простор для мысленного их продолжения, для «развертывания», «додумывания», «доследывания» затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов.
Подробный анализ повести «Олеся» с точки зрения проявления в нем различных способов раскрытия социальной проблематики, позволяет нам говорить о том, что Куприн органично соединил в произведении лирическое и эпическое начала. Важно отметить, что лирическое начало организует внутреннюю форму повести, а эпическое - через сюжет - форму внешнюю. Примечательно, что, вопреки традиционным представлениям о народе, он не проявляется как единое целое.
А.И. Куприн не только в «Гранатовом браслете», но и во многих, если не в подавляющем большинстве своих произведений, выводит незримую истину: смерть не страшна, она естественна и является конечным результатом жизни земной, ее итогом, однако любовь не умирает, она не прекращается после смерти, поскольку она вечна так же, как и мир Божественный, которому она принадлежит. Вот так рождается эпиграф, которым может открываться любое произведение автора, центральной темой которого является любовь: «сильна как смерть». Такая любовь вне времени и пространства. Отнесение любви не к земному миру, а к миру Божественному, указывает на ахронность времени, когда последнее теряет свое земное течение и становится Вечностью.
Трагизм и невозможность любви, заключенной в оковы обыденной жизни, указывают на философский конфликт Божественного чувства и земного мира. В «Гранатовом браслете» А.И. Куприн прибегает к так называемой обратной композиции. Это подтверждается тем, что главная героиня Вера получает письмо Желткова уже после его смерти. Куприн верит в пробуждение души героини, эта вера сопровождает и читателя во время всего действия.
Список литературы
1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. - М., 1998 – 543 с.
2. Вардугина Г.С. Фольклоризм как элемент поэтики А.И. Куприна: Вопросы типологии и эволюции. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - Челябинск, 1996. – 87 с.
3. Васильев С.А. Стиль эпохи в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М., 2006. – 311 с.
4. Краевская Т.М. Традиции Гоголя в творчестве раннего А.И. Куприна // Вопросы русской литературы. - Львов, 1984. – с. 18 – 51
5. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна 1883-1907. Мн: Изд-во БГУ, 1983. 351 с.
6. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна 1907-1938. Мн: Изд-во «Университетское», 1987. 319 с.
7. Куприн А.И. Собр. соч. в 6 тт. - М. 1991 - 1997.
8. Малый академический словарь. - М., 1957-1984.
9. Минералова ИГ. Куприн мастер сюжетосложения // А.П.Чехов, «Дама с собачкой», И.А.Бунин, «Чистый понедельник», А.И.Куприн, «Сула-мифь». М: Владос, 2000. С. 282-283.
10. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] : учеб. / В.Я. Пропп. – Л. : Наука, 2003. – 365 с.
11. Пчелкина Т.Р. Автор и герой в художественном мире А.И.Куприна: типология и структура: автореф. дис. . канд. филол. наук. Магнитогорск, 2006. 194 с.
12. Соловьев А.Н. Особенности изучения поэтики русской прозы начала XX века на уроках литературы в 11 классе: на примере произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна: дис. . канд. филол. наук. М, 2003. 182 с.
13. Субботкин Д.А. Конфликт "своего" и "чужого" мира в произведениях В.П. Астафьева как реализация бинарной и тернарной структур: дис. . канд. филол. наук. Красноярск, 2007. 201 с.
14. Судакова В.В. Концептуализация "чужого" в языковой картине мира: дис. . канд. филол. наук. М, 2005. 207 с.
15. Тамарченко A.B. Проблема реализма в творчестве А. Куприна: дис. . канд. филол. наук. Киев, 1946. 226 с.
16. Ташлыков С.А. Малые эпические жанры в творчестве А.И.Куприна (к проблеме жанровой динамики): дис. . канд. филол. наук. Иркутск, 1999. 230 с.
17. Ташлыков С.А. Жанр миниатюры в творчестве А.И.Куприна // Судьба жанра в литературном процессе. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1996. С. 97-109.
18. Ташлыков С.А. Новелла-легенда в творчестве А.И.Куприна // Современные проблемы преподавания русской и зарубежной литературы. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. С. 61-76.
19. Хеллман Б. Александр Куприн против советской власти : (Хельсинкские статьи 1919-1921 гг.) // Культурное наследие российской эмиграции, 1917-1940: в 2 кн. М.: Наследие, 1994. Кн. 2. С. 194-200.
20. Цейтлин А.Г. Труд писателя. Вопросы психологии творчества, культуры и техники писательского труда. М.: Сов. писатель, 1962. 591 с.
21. Ширмаков П.П. А.И.Куприн и газета "Земля" (К истории встречи А.И.Куприна с В.И.Лениным 25 декабря 1918 года) // Русская литература. 1970. №4. С. 139-153.
22. Ширмаков П.П. "С Россией я не во вражде" // Наш современник. 1988. № 11. С. 106-107.
23. Шкловский Е.А. На сломе эпох: А.Куприн и Л.Андреев // Литература. 2001. 16-22 марта. С. 1-3.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
На рубеже XIX - XX вв. в русскую литературу начинают проникать лирические мотивы. Лиризация прозы нашла свое воплощение в творчестве И.С. Тургенева, В.М. Гаршина, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Б.К. Зайцева и, конечно, А.И. Куприна, который считался с первых произведений мастером сюжетосложения.
Творчество А. Куприна – явление самобытное в русской культуре. . Но, обращаясь к наследию писателя, исследователи анализировали способы реализации возможностей прозы, особенности сюжетосложения, способы типизации, черты доминантных конфликтов в его произведениях, меньше обращая внимание на формы проявления социальных тем в малой прозе. И, тем не менее, проза эта заслуживает большого внимания именно в этом аспекте.
В освещении социальной темы произведения А. Куприна вобрали в себе богатейший опыт русской литературы от Гоголя до Достоевского, реализуя тему маленького человеку, тему человека из народа в принципиально ином, не совсем привычном ключе.
Обращение к социальной проблематике - характерная черта творчества не только А.И. Куприна, она также органично входит в историко-культурный контекст эпохи в целом. Многие современные исследователи, указывая на причины, по которым происходит усиление данного начала в литературе и искусстве рубежа XIX-XX веков, говорят о потере связи человека с Богом, ощущении хаоса, катастрофичности мира, конфликтности быта человека и бытия. Попытка преодоления реализуется- в поисках художников, выходящих за пределы социально-исторических и пространственно-временных ограничений познания, а также стремлении приблизиться к основам бытия, воплощающим единство человека и космоса.
Актуальность темы обусловлена стремлением проследить особенности социальной темы в малой прозе А. КАуприна. Достаточнот часто говорят об идиостиле писателя, сюжетных линиях, оставляя за пределами идею социальной проблематики.
Теоретической основой в представленной работе стали работы В.В. Ермилова [9; 38], Ю.В. Манна [11; 177], И.П. Золотусского, В. Марковича, А. Белого, В. А. Воропаева, А.И. Иваницкого, И. А. Виноградова, В.Ш. Кривоноса, Н.С. Болкуновой, К.М. Захарова, А.Н. Зорина [19; 56].
Объект курсовой работы: творчество А. Куприна
Предметом стало исследование социальной тематики в произведениях «Гранатовый браслет» и «Олеся».
Цель работы: исследовать социальную тематику в малой прозе А. Куприна
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности творчества писателя;
2. Проанализировать социальную тематику в повести «Олеся»;
3. Рассмотреть особенности социальной проблематики в «Гранатовом браслете»;
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования на уроках литературы, посвященных творчеству Куприна, на факультативах, внеклассных мероприятиях, при подготовке и докладах, рефератах, контрольных работах, а также в вузовском обучении при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованных источников.
Введение 3
§1. Эстетические взгляды Куприна их эволюция 5
§ 2. Социальная проблематика повести «Олеся» 10
§3. Социальная проблематика повести «Гранатовый браслет» 17
Заключение 26
Список литературы 28
Заключение
Приходится признать, что проза Куприна во многом продолжила достижения русской литературы XVIII и XIX века. Основными направлениями в прозе писателя становится особый лиризм и психологизм, которые особенно отчетливо проявляются в социальных темах. Возникнув из реальности, преображенной и обобщенной творческой мыслью художника, такие произведения в своих концовках стремятся сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раствориться в ней, оставляя читателю широкий простор для мысленного их продолжения, для «развертывания», «додумывания», «доследывания» затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов.
Подробный анализ повести «Олеся» с точки зрения проявления в нем различных способов раскрытия социальной проблематики, позволяет нам говорить о том, что Куприн органично соединил в произведении лирическое и эпическое начала. Важно отметить, что лирическое начало организует внутреннюю форму повести, а эпическое - через сюжет - форму внешнюю. Примечательно, что, вопреки традиционным представлениям о народе, он не проявляется как единое целое.
А.И. Куприн не только в «Гранатовом браслете», но и во многих, если не в подавляющем большинстве своих произведений, выводит незримую истину: смерть не страшна, она естественна и является конечным результатом жизни земной, ее итогом, однако любовь не умирает, она не прекращается после смерти, поскольку она вечна так же, как и мир Божественный, которому она принадлежит. Вот так рождается эпиграф, которым может открываться любое произведение автора, центральной темой которого является любовь: «сильна как смерть». Такая любовь вне времени и пространства. Отнесение любви не к земному миру, а к миру Божественному, указывает на ахронность времени, когда последнее теряет свое земное течение и становится Вечностью.
Трагизм и невозможность любви, заключенной в оковы обыденной жизни, указывают на философский конфликт Божественного чувства и земного мира. В «Гранатовом браслете» А.И. Куприн прибегает к так называемой обратной композиции. Это подтверждается тем, что главная героиня Вера получает письмо Желткова уже после его смерти. Куприн верит в пробуждение души героини, эта вера сопровождает и читателя во время всего действия.
Список литературы
1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. - М., 1998 – 543 с.
2. Вардугина Г.С. Фольклоризм как элемент поэтики А.И. Куприна: Вопросы типологии и эволюции. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - Челябинск, 1996. – 87 с.
3. Васильев С.А. Стиль эпохи в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М., 2006. – 311 с.
4. Краевская Т.М. Традиции Гоголя в творчестве раннего А.И. Куприна // Вопросы русской литературы. - Львов, 1984. – с. 18 – 51
5. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна 1883-1907. Мн: Изд-во БГУ, 1983. 351 с.
6. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна 1907-1938. Мн: Изд-во «Университетское», 1987. 319 с.
7. Куприн А.И. Собр. соч. в 6 тт. - М. 1991 - 1997.
8. Малый академический словарь. - М., 1957-1984.
9. Минералова ИГ. Куприн мастер сюжетосложения // А.П.Чехов, «Дама с собачкой», И.А.Бунин, «Чистый понедельник», А.И.Куприн, «Сула-мифь». М: Владос, 2000. С. 282-283.
10. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] : учеб. / В.Я. Пропп. – Л. : Наука, 2003. – 365 с.
11. Пчелкина Т.Р. Автор и герой в художественном мире А.И.Куприна: типология и структура: автореф. дис. . канд. филол. наук. Магнитогорск, 2006. 194 с.
12. Соловьев А.Н. Особенности изучения поэтики русской прозы начала XX века на уроках литературы в 11 классе: на примере произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна: дис. . канд. филол. наук. М, 2003. 182 с.
13. Субботкин Д.А. Конфликт "своего" и "чужого" мира в произведениях В.П. Астафьева как реализация бинарной и тернарной структур: дис. . канд. филол. наук. Красноярск, 2007. 201 с.
14. Судакова В.В. Концептуализация "чужого" в языковой картине мира: дис. . канд. филол. наук. М, 2005. 207 с.
15. Тамарченко A.B. Проблема реализма в творчестве А. Куприна: дис. . канд. филол. наук. Киев, 1946. 226 с.
16. Ташлыков С.А. Малые эпические жанры в творчестве А.И.Куприна (к проблеме жанровой динамики): дис. . канд. филол. наук. Иркутск, 1999. 230 с.
17. Ташлыков С.А. Жанр миниатюры в творчестве А.И.Куприна // Судьба жанра в литературном процессе. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1996. С. 97-109.
18. Ташлыков С.А. Новелла-легенда в творчестве А.И.Куприна // Современные проблемы преподавания русской и зарубежной литературы. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. С. 61-76.
19. Хеллман Б. Александр Куприн против советской власти : (Хельсинкские статьи 1919-1921 гг.) // Культурное наследие российской эмиграции, 1917-1940: в 2 кн. М.: Наследие, 1994. Кн. 2. С. 194-200.
20. Цейтлин А.Г. Труд писателя. Вопросы психологии творчества, культуры и техники писательского труда. М.: Сов. писатель, 1962. 591 с.
21. Ширмаков П.П. А.И.Куприн и газета "Земля" (К истории встречи А.И.Куприна с В.И.Лениным 25 декабря 1918 года) // Русская литература. 1970. №4. С. 139-153.
22. Ширмаков П.П. "С Россией я не во вражде" // Наш современник. 1988. № 11. С. 106-107.
23. Шкловский Е.А. На сломе эпох: А.Куприн и Л.Андреев // Литература. 2001. 16-22 марта. С. 1-3.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую