Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Среди значимых национально-специфичных концептов, формирующих языковую картину мира отдельной нации, выделяются лексико-семантические группы конкретных частей речи, синонимические и антонимические ряды. Актуальность исследования этой темы заклю чается в том, что в основе лексико-семантических групп лежит синонимия, синонимические отношения между глаголами с общим значением «есть», употреблять в пищу». Изучение семантики членов данного ряда тесно связано с историей и культурой языка, с национальны ми приоритетами и менталитетом. Важность понимания людей разных национальностей кроется не только в овладении межкоммуникативных навыков, но и в освоении словарного богатства русского языка, его разнообразия и сходства с другими языками. Значимость культур ологических концептов, в нашем случае, синонимического ряда со значением «принимать пищу» вызывает повышенный интерес со стороны исследователей, так как это способствует определению своеобразия национальной языковой картины мира. В лингвистической литерату ре довольно редко объектом исследования становятся семантические признаки отдельных глагольных форм или синонимического ряда одного лексического значения.
Наряду с традиционными - структурно-синтаксическим и функционально-семантическим - в современное врем я лингвистами разрабатываются новые подходы к изучению форм глаголов изъявительного и повелительного наклонения: коммуникативно-прагматический, когнитивный. Новые подходы строятся на изучение языковых особенностей, как средства общения людей. В центре вним ания исследователей находятся коммуникативная функция языка и синтаксис как основное средство ее воплощения.
Гипотеза исследования: наше предположение строится на том, что изучение синонимического ряда со значением «есть», «питаться» и его активное исполь зование в речевых ситуациях будет способствовать эффективному формированию лингвокультурологической компетенции обучающихся, навыков правильной литературной речи.
Цель исследования: изучить синонимический ряд глаголов со значением «есть», «питаться» и опре делить лексико-семантические особенности употребления этих глаголов в речевых ситуациях.
Объект исследования: базовые глаголы физиологического действия со значением «есть», «питаться».
Предмет исследования: синонимический ряд глагола «есть» (питаться).
Зад ачи исследования:
1. Рассмотреть лингвистические основы изучения глаголов в русском языке.
2. Определить семантические особенности глаголов «есть», «питаться» в различных словарях русского языка.
3. Исследовать особенности употребления глаголов синонимичес кого ряда со значением «принимать пищу» в литературном языке.
Методы и приемы исследования:
- прием сплошной выборки из различных словарей: «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Словарь синонимов» под редакцией А.П. Евгеньева;
- метод лингвистического анализа предложений из Национального корпуса русского языка.
Практическая значимость: В исследовании синонимического ряда глаголов со значением «есть», «питаться» широко использовался материал Национального корпуса русского языка (НКРЯ). Результаты исслед ования могут служить материалом для преподавания русского языка с учетом культуры и особенностей восприятия языковой картины мира обучающихся, в лекционных курсах и при проведении семинаров по лингвистике.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, за ключения, списка литературы.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения глаголов в русском языке
1.1 Глагол как самостоятельная часть речи
1.2 Лексико-семантическая группа глаголов физиологического действия
Выводы по первой главе
Глава 2. Семантика и функционирование глаголов со значением «есть», «питаться» в русской языковой картине
2.1 Семантика глаголов «есть», «питаться» в русском языке
2.2 Синтаксические особенности глаголов «есть», «питаться» в художественных текстах
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Изучение лексической системы языка на современном этапе сводится к синтезу уже структурированных и описанных лексико-семантических групп, лексико-семантических полей. Одновременно с этим, каждое новое исследование способствует заполнению своеобразных пустот, которые образовались между рассмотренными парадигмами. Теоретическое исследование значимости лексико-семантических групп определило, что данный термин в лингвистике трактуется неоднозначно: по мнению Л.М. Василь ева, лексико-семантическая группа представляет собой семантический класс лексем, которые объединены общей лексической парадигматической семой или общим семантическим множителем. Соотнесенность слов в определенной лексико-семантической группе зависит от з начений всех слов, но с обязательным общим семантическим признаком, который есть у всех слов – он и связывает слова в группу. Семантическим признаком лексико-семантической группы служит сема, повторяющаяся во всех лексических единицах класса, и сема, проти вопоставляющая конкретную лексему другим лексемам структуры микрополя. Парадигматической особенностью слов одной лексико-семантической группы является единая категориальная лексическая сема. Эта сема составляет семантическую основу группы и в каждом отдел ьном слове уточняется с помощью дифференциальных сем .
Система нового подхода к изучению глагола как части речи с использованием лексико-семантических групп, в которых ведущее место занимает семантика конкретного глагола и его синонимический ряд, направле на на «максимальное раскрытие и совершенствование личностных качеств каждого обучающегося.
Шмелёв А.Д. Парадоксы идентификации. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Тождество и подобие. Сравнение и идентификация. М.: Институт языкознания АН СССР, 199 0. – С. 33.
Список литературы
1. Вялкина Л.В. Об одной лексико-семантической группы в славянских языках: Общеславянский лингвистический атлас: материалы и исследования / Отв. ред. Р.И. Аванесов. - М.: Наука, 1975. - С.29-42.
2. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – М.: Изд-во Высшая школа, 1972; 1992. - –. 614с.
3. Данилова А. Издержки богемной жизни / А. Данилова. - М.: Эксмо, 2012. – 180с.
4. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. – М., 2004. – 386с.
5. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов / А.А. Камынина. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 240с.
6. Кустова Г.И. О семантическом потенциале слов энергетической и экспериментальной сферы. – Вопросы языкознания. – 2005. - № 3. – С.46.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 900с.
8. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ТЕМП, 2004. – 944с.
9. Селиверстова О. Н. Контрастивная синтаксическая семантика. Опыт описания. Глава II. Понятие синтаксической модели и актуальное членение // Языки славянской культуры. – 2004. – С.6167.
10. Семантические вопросы словообразования: Значение производящего слова. - Томск, 2012. – 64с.
11. Семантика русских слов. - http://proceedings.usu.ru
12. Сивкова Т.Н. Денотативное и лексико-семантическое пространство русского глагола в лингво-методическом аспекте. Екатеринбург: Издательство Уральского универ-та, 1999. С.398.
13. Справочник по русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М.: ООО ТИД Русское слово-РС, 2006. – 400с.
14. Шведова Н.Ю. Русский семантический словарь: Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова; под общей ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1998. – Т.1, Т.2, Т.3, Т. 4.
15. Шмелёв А.Д. Парадоксы идентификации // Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Тождество и подобие. Сравнение и идентификация. - М.: Институт языкознания АН СССР, 1990. – С. 33-51.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Среди значимых национально-специфичных концептов, формирующих языковую картину мира отдельной нации, выделяются лексико-семантические группы конкретных частей речи, синонимические и антонимические ряды. Актуальность исследования этой темы заклю чается в том, что в основе лексико-семантических групп лежит синонимия, синонимические отношения между глаголами с общим значением «есть», употреблять в пищу». Изучение семантики членов данного ряда тесно связано с историей и культурой языка, с национальны ми приоритетами и менталитетом. Важность понимания людей разных национальностей кроется не только в овладении межкоммуникативных навыков, но и в освоении словарного богатства русского языка, его разнообразия и сходства с другими языками. Значимость культур ологических концептов, в нашем случае, синонимического ряда со значением «принимать пищу» вызывает повышенный интерес со стороны исследователей, так как это способствует определению своеобразия национальной языковой картины мира. В лингвистической литерату ре довольно редко объектом исследования становятся семантические признаки отдельных глагольных форм или синонимического ряда одного лексического значения.
Наряду с традиционными - структурно-синтаксическим и функционально-семантическим - в современное врем я лингвистами разрабатываются новые подходы к изучению форм глаголов изъявительного и повелительного наклонения: коммуникативно-прагматический, когнитивный. Новые подходы строятся на изучение языковых особенностей, как средства общения людей. В центре вним ания исследователей находятся коммуникативная функция языка и синтаксис как основное средство ее воплощения.
Гипотеза исследования: наше предположение строится на том, что изучение синонимического ряда со значением «есть», «питаться» и его активное исполь зование в речевых ситуациях будет способствовать эффективному формированию лингвокультурологической компетенции обучающихся, навыков правильной литературной речи.
Цель исследования: изучить синонимический ряд глаголов со значением «есть», «питаться» и опре делить лексико-семантические особенности употребления этих глаголов в речевых ситуациях.
Объект исследования: базовые глаголы физиологического действия со значением «есть», «питаться».
Предмет исследования: синонимический ряд глагола «есть» (питаться).
Зад ачи исследования:
1. Рассмотреть лингвистические основы изучения глаголов в русском языке.
2. Определить семантические особенности глаголов «есть», «питаться» в различных словарях русского языка.
3. Исследовать особенности употребления глаголов синонимичес кого ряда со значением «принимать пищу» в литературном языке.
Методы и приемы исследования:
- прием сплошной выборки из различных словарей: «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Словарь синонимов» под редакцией А.П. Евгеньева;
- метод лингвистического анализа предложений из Национального корпуса русского языка.
Практическая значимость: В исследовании синонимического ряда глаголов со значением «есть», «питаться» широко использовался материал Национального корпуса русского языка (НКРЯ). Результаты исслед ования могут служить материалом для преподавания русского языка с учетом культуры и особенностей восприятия языковой картины мира обучающихся, в лекционных курсах и при проведении семинаров по лингвистике.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, за ключения, списка литературы.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения глаголов в русском языке
1.1 Глагол как самостоятельная часть речи
1.2 Лексико-семантическая группа глаголов физиологического действия
Выводы по первой главе
Глава 2. Семантика и функционирование глаголов со значением «есть», «питаться» в русской языковой картине
2.1 Семантика глаголов «есть», «питаться» в русском языке
2.2 Синтаксические особенности глаголов «есть», «питаться» в художественных текстах
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Изучение лексической системы языка на современном этапе сводится к синтезу уже структурированных и описанных лексико-семантических групп, лексико-семантических полей. Одновременно с этим, каждое новое исследование способствует заполнению своеобразных пустот, которые образовались между рассмотренными парадигмами. Теоретическое исследование значимости лексико-семантических групп определило, что данный термин в лингвистике трактуется неоднозначно: по мнению Л.М. Василь ева, лексико-семантическая группа представляет собой семантический класс лексем, которые объединены общей лексической парадигматической семой или общим семантическим множителем. Соотнесенность слов в определенной лексико-семантической группе зависит от з начений всех слов, но с обязательным общим семантическим признаком, который есть у всех слов – он и связывает слова в группу. Семантическим признаком лексико-семантической группы служит сема, повторяющаяся во всех лексических единицах класса, и сема, проти вопоставляющая конкретную лексему другим лексемам структуры микрополя. Парадигматической особенностью слов одной лексико-семантической группы является единая категориальная лексическая сема. Эта сема составляет семантическую основу группы и в каждом отдел ьном слове уточняется с помощью дифференциальных сем .
Система нового подхода к изучению глагола как части речи с использованием лексико-семантических групп, в которых ведущее место занимает семантика конкретного глагола и его синонимический ряд, направле на на «максимальное раскрытие и совершенствование личностных качеств каждого обучающегося.
Шмелёв А.Д. Парадоксы идентификации. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Тождество и подобие. Сравнение и идентификация. М.: Институт языкознания АН СССР, 199 0. – С. 33.
Список литературы
1. Вялкина Л.В. Об одной лексико-семантической группы в славянских языках: Общеславянский лингвистический атлас: материалы и исследования / Отв. ред. Р.И. Аванесов. - М.: Наука, 1975. - С.29-42.
2. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – М.: Изд-во Высшая школа, 1972; 1992. - –. 614с.
3. Данилова А. Издержки богемной жизни / А. Данилова. - М.: Эксмо, 2012. – 180с.
4. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. – М., 2004. – 386с.
5. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов / А.А. Камынина. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 240с.
6. Кустова Г.И. О семантическом потенциале слов энергетической и экспериментальной сферы. – Вопросы языкознания. – 2005. - № 3. – С.46.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 900с.
8. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ТЕМП, 2004. – 944с.
9. Селиверстова О. Н. Контрастивная синтаксическая семантика. Опыт описания. Глава II. Понятие синтаксической модели и актуальное членение // Языки славянской культуры. – 2004. – С.6167.
10. Семантические вопросы словообразования: Значение производящего слова. - Томск, 2012. – 64с.
11. Семантика русских слов. - http://proceedings.usu.ru
12. Сивкова Т.Н. Денотативное и лексико-семантическое пространство русского глагола в лингво-методическом аспекте. Екатеринбург: Издательство Уральского универ-та, 1999. С.398.
13. Справочник по русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М.: ООО ТИД Русское слово-РС, 2006. – 400с.
14. Шведова Н.Ю. Русский семантический словарь: Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова; под общей ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1998. – Т.1, Т.2, Т.3, Т. 4.
15. Шмелёв А.Д. Парадоксы идентификации // Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Тождество и подобие. Сравнение и идентификация. - М.: Институт языкознания АН СССР, 1990. – С. 33-51.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145028 Курсовых работ — поможем найти подходящую