Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Драматургия Александра Вампилова (1937 – 1972) – явление феноменальное, многогранное, до сих пор не изученное до конца. Много пластов в произведениях Вампилова, много в них героев, самых разных, типичных и неожиданных. Но нам хотелось бы выявить, какие образы отцов предстают со страниц пьес Александра Вампилова.
Тема эта не нова в литературе. Русские писатели, в большинстве своём опираясь насобственный опыт, по разным причинам выводили в своих произведения различные образы отцов: грубых и ласковых; деспотичных и любящих; мятущихся и равнодушных; скупых и щедрых. Но всех эти произведения объединяет одна мысль: семья необходима человеку. Необходимы ребёнку отец и мать, домашний уют и совместные вечера, в которые чувствуешь себя защищённым от всех бед. Но не всегда желаемое и действительное совпадают. Очень часто неправильное поведение отца или его отсутствие больно ранит ребёнка, влияет на его развитие, доставляет множество страданий. Тем не менее христианская концепция мировосприятия предписывала в любом случае чтить своих родителей.
Но шли годы, многое в мире менялось, разрушалось и исчезало. Рухнула и традиционная система ценностей. Дети уже не считают, что самое главное – почитать отца и мать. В ХХ веке появляется модная привычка – демонстрировать презрение к родителям, называть их пренебрежительным словом «предки». Родители же, в свою очередь, зачастую занятые карьерой и собственной, привыкли откупаться от своих детей материальными благами. Те, в свою очередь, мстят им вызывающим, а порой, и криминальным поведением. Более того, Вампилов сумел уловить ещё одну тенденцию своей эпохи – «душить» молодость во всех её неудержимых и дерзких проявлениях. Таким образом, связь между поколениями оказалась основательно нарушена, а проблема «отцов и детей» не только не потеряла своей остроты, но приобрела новые, пугающие очертания.
Обращение к образу отцу – сегодня, сейчас – это необходимость, продиктованная временем. Русская литература всегда была как будто формой врачевания, поскольку помогала человеку понять самого себя. А сегодня, когда в некоторых странах отменили понятие «мать» и «отец» и заменили их на понятия «родитель №1» и «родитель №2», исследованием семейной темы выглядит актуальной и злободневной.
Степень изученности. Отдельного исследования, посвящённого теме раскрытия образа в драматургии А. Вампилова, не существует (что ещё раз доказывает её актуальность). Тем не менее, список библиографии, посвящённой творчеству драматурга, достаточно обширен. В данной работе мы опирались на следующие труды: Сушков Б. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. – М.: Советская Россия, 1989; Деменёва К. Деменева Ксения Александровна. Жанровые особенности мно-гоактных пьес А.В. Вампилова. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук// http://www.dslib.net/russkaja-literatura/zhanrovye-osobennosti-mnogoaktnyh-pes-a-v-vampilova.html и др.
Цель исследования: выявить особенности образов отцов в творчестве Вампилова
Задачи исследования:
• проанализировать типы отцов в русской литературе;
• проанализировать типы отцов в драматургии;
• сопоставить результаты.
Объект исследования: драматургия А. Вампилова.
Предмет исследования: образ отца в системе образов драматургии Вампилова.
Методы исследования:
• метод изучения;
• метод анализа;
• метод синтеза.
Введение 3
Глава I Отец как необходимый элемент в иерархии ценностей русского человека 5
Глава II «Отцы и дети» в пьесах А. Вампилова 17
2.1.Особенности творчества А. Вампилова 17
2.2. Отношения в семье как отражение проблем в обществе 22
Заключение 31
Литература 33
Данная работа была посвящена исследованию галерее образов отцов в драматургии выдающегося отечественного драматурга Александра Вампилова. Для того, чтобы выявить, каким образом преломляются традиции классической русской литературы в данном вопросе, мы проанализировали образы отцов в некоторых произведениях русской литературы. Анализ показал, что есть возможность выявить такие типы отцов в русской литературе как Любящий и заботливый отец, духовный авторитет, заботящийся о духовном состоянии своих детей, что больше свойственно древнерусской литературе. Встречаются типы отцов, которых не достаёт их сыновьям, отцы, которыхотчаянно ищут их дети, и которыесамистремятся к ним.Но по каким-то причинам эти отцы не могут отдать детям все свои силы (Такие примеры мы встретили в произведениях Короленко и Достоевского). Существует и отец-загадка, холодный и свободный, живущий своей жизнью; этот тип великолепно описан Тургеневым в его «Первой любви». Предстаёт перед нами и любящий, всепрощающий отец, образ которого воплощён через библейскую притчу о блудном сыне (А. С. Пушкин «Станционный смотритель); а также следующие типы: отец-тиран и самодур (Островский);отец-каратель (Гоголь «Тарас Бульба) и отец-педагог (Л. Н. Толстой).
В произведениях Вампилова мы встречаем подобные типы персонажей. Это и отец, которого остро не хватает, которого вообще нет в пьесе («Утиная охота»), но к этому привычному образу драматург доставляет мотив-протест, который заключается в неслыханной дерзости и циничности сына. Этим маскируется его боль, это – его маска против лицемерия. Отцы расплачиваются за невнимание к детям, за свою нравственную глухоту и фальшь.
Есть в пьесах самодур замаскированный (Репников) и самодур открытый (Помигалов). Эти отцы по-разному относятся к своим дочерям, но каждый из них калечит им души. По-новому Вампилов преподносит и возникшие именно в ХХ веке «болезни» общества. Это возникший номенклатурный и чиновничий класс, стремящийся «задушить» все проявления молодости. Для этого предпринимаются самые различные способы: молодых ловит милиция, их исключают из института, их заставляют«продавать душу», лишь бы они отреклись от своих привязанностей и наглухо заколотили в себе все порывы. Таков Репников – новый тип бюрократа-искусителя, который, чтобы оградить свою дочь от ненавистного ему типа жениха – ставит того перед выбором: карьера или дочь. Будучи талантливым учёным и страстное желание заниматься наукой, молодой человек совершает своё первое в жизни предательство.
Совсем другой человек Сарафанов. Он далёк от интриг и подлостей, желает своим детям только счастья, способен чужого человека полюбить как своего сына. Но при этом оказывается, что в нём нет отцовского начала, а лишь материнское, потому он не может восстановить утраченную в доме гармонию. Этот интересный штрих можно считать новаторством Вампилова-драматурга.
Таким образом, мы видим, что образ отца по-прежнему важен в рус-ской литературе, играет незаменимую роль в фабуле произведения (если убрать какого-либо из упомянутых персонажей, смысл и структура окажутся нарушенными). Основываясь на традициях русской литературы (а мы видим, что персонажи Вампилова в некоторой степени соотносятся с героями классики:Сарафанов – Вырин; Помигалов – Большов; Зилов-старший – Версилов), драматург сумел вывести новые типы героев: бюрократ-искуситель и отец с материнским началом. С помощью взаимоотношений отцов и детей, Вампилов вскрыл социальные язвы своего времени и указал на пошатнувшиеся семейные устои. Все эти темы остаются актуальными для нас и сегодня.
1. Вампилов А. Утиная охота: Пьесы/Вступ. ст. Б. Сушкова; Рис. О. Нефёдова. – М.: Детская литература, 2003.
2. Гаричева Е. Преображение личности в «Подростке» Ф. М. Достоевского. – Великий Новгород, 2011.
3. Громова М. И. Русская драматургия, конца XX – начала XXI века: учеб.пособие / М. И. Громова. – М.: Флинта, 2009.
4. Гушанская Е.М. Александр Вампилов. Очерк творчества. – Советский писатель, Ленинградское отделение , 1990.
5. Достоевский Ф. М. Подросток: Роман. – М.: Современник, 1985. – 544 с.
6. Камышев В. Необходимость Вампилова / В. Камышев // Современная драматургия. – 1987. - №4.
7. Короленко В. Г. В дурном обществе. Из воспоминаний моего приятеля//В.Г. Короленко. Собрание сочинений. Том 2. Повести и рассказы Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1954.
8. Прокофьева Н. «Повести Белкина» А. С. Пушкина// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000.
9. Пушкин А. С. Станционный смотритель// Пушкин А. С. Сочинения в трёх томах. Т.3. – М.: Художественная литература, 1987. С. 77.
10. Селезнёв Ю. Мысль семейная – мысль народная//Достоевский Ф. М. Подросток: Роман. – М.: Современник, 1985. – 544 с. С. 11.
11. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. – М.: «Языки русской культуры», 1997.
12. Сушков Б. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. – М.: Советская Россия, 1989.
13. Сыроватка Л. Роман ф. М. Достоевского «Подросток»// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000.
Интернет-источники
14. Вампилов А. Прошлым летом в Чулимске/http://lib.ru/PXESY/WAMPILOW/vampilov1_2.txt/
15. Деменёва К. Деменева Ксения Александровна. Жанровые особенности многоактных пьес А.В. Вампилова. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук//http://www.dslib.net/russkaja-literatura/zhanrovye-osobennosti-mnogoaktnyh-pes-a-v-vampilova.html
16. Тургенев И. С. Первая любовь»// http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0120.shtml
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Драматургия Александра Вампилова (1937 – 1972) – явление феноменальное, многогранное, до сих пор не изученное до конца. Много пластов в произведениях Вампилова, много в них героев, самых разных, типичных и неожиданных. Но нам хотелось бы выявить, какие образы отцов предстают со страниц пьес Александра Вампилова.
Тема эта не нова в литературе. Русские писатели, в большинстве своём опираясь насобственный опыт, по разным причинам выводили в своих произведения различные образы отцов: грубых и ласковых; деспотичных и любящих; мятущихся и равнодушных; скупых и щедрых. Но всех эти произведения объединяет одна мысль: семья необходима человеку. Необходимы ребёнку отец и мать, домашний уют и совместные вечера, в которые чувствуешь себя защищённым от всех бед. Но не всегда желаемое и действительное совпадают. Очень часто неправильное поведение отца или его отсутствие больно ранит ребёнка, влияет на его развитие, доставляет множество страданий. Тем не менее христианская концепция мировосприятия предписывала в любом случае чтить своих родителей.
Но шли годы, многое в мире менялось, разрушалось и исчезало. Рухнула и традиционная система ценностей. Дети уже не считают, что самое главное – почитать отца и мать. В ХХ веке появляется модная привычка – демонстрировать презрение к родителям, называть их пренебрежительным словом «предки». Родители же, в свою очередь, зачастую занятые карьерой и собственной, привыкли откупаться от своих детей материальными благами. Те, в свою очередь, мстят им вызывающим, а порой, и криминальным поведением. Более того, Вампилов сумел уловить ещё одну тенденцию своей эпохи – «душить» молодость во всех её неудержимых и дерзких проявлениях. Таким образом, связь между поколениями оказалась основательно нарушена, а проблема «отцов и детей» не только не потеряла своей остроты, но приобрела новые, пугающие очертания.
Обращение к образу отцу – сегодня, сейчас – это необходимость, продиктованная временем. Русская литература всегда была как будто формой врачевания, поскольку помогала человеку понять самого себя. А сегодня, когда в некоторых странах отменили понятие «мать» и «отец» и заменили их на понятия «родитель №1» и «родитель №2», исследованием семейной темы выглядит актуальной и злободневной.
Степень изученности. Отдельного исследования, посвящённого теме раскрытия образа в драматургии А. Вампилова, не существует (что ещё раз доказывает её актуальность). Тем не менее, список библиографии, посвящённой творчеству драматурга, достаточно обширен. В данной работе мы опирались на следующие труды: Сушков Б. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. – М.: Советская Россия, 1989; Деменёва К. Деменева Ксения Александровна. Жанровые особенности мно-гоактных пьес А.В. Вампилова. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук// http://www.dslib.net/russkaja-literatura/zhanrovye-osobennosti-mnogoaktnyh-pes-a-v-vampilova.html и др.
Цель исследования: выявить особенности образов отцов в творчестве Вампилова
Задачи исследования:
• проанализировать типы отцов в русской литературе;
• проанализировать типы отцов в драматургии;
• сопоставить результаты.
Объект исследования: драматургия А. Вампилова.
Предмет исследования: образ отца в системе образов драматургии Вампилова.
Методы исследования:
• метод изучения;
• метод анализа;
• метод синтеза.
Введение 3
Глава I Отец как необходимый элемент в иерархии ценностей русского человека 5
Глава II «Отцы и дети» в пьесах А. Вампилова 17
2.1.Особенности творчества А. Вампилова 17
2.2. Отношения в семье как отражение проблем в обществе 22
Заключение 31
Литература 33
Данная работа была посвящена исследованию галерее образов отцов в драматургии выдающегося отечественного драматурга Александра Вампилова. Для того, чтобы выявить, каким образом преломляются традиции классической русской литературы в данном вопросе, мы проанализировали образы отцов в некоторых произведениях русской литературы. Анализ показал, что есть возможность выявить такие типы отцов в русской литературе как Любящий и заботливый отец, духовный авторитет, заботящийся о духовном состоянии своих детей, что больше свойственно древнерусской литературе. Встречаются типы отцов, которых не достаёт их сыновьям, отцы, которыхотчаянно ищут их дети, и которыесамистремятся к ним.Но по каким-то причинам эти отцы не могут отдать детям все свои силы (Такие примеры мы встретили в произведениях Короленко и Достоевского). Существует и отец-загадка, холодный и свободный, живущий своей жизнью; этот тип великолепно описан Тургеневым в его «Первой любви». Предстаёт перед нами и любящий, всепрощающий отец, образ которого воплощён через библейскую притчу о блудном сыне (А. С. Пушкин «Станционный смотритель); а также следующие типы: отец-тиран и самодур (Островский);отец-каратель (Гоголь «Тарас Бульба) и отец-педагог (Л. Н. Толстой).
В произведениях Вампилова мы встречаем подобные типы персонажей. Это и отец, которого остро не хватает, которого вообще нет в пьесе («Утиная охота»), но к этому привычному образу драматург доставляет мотив-протест, который заключается в неслыханной дерзости и циничности сына. Этим маскируется его боль, это – его маска против лицемерия. Отцы расплачиваются за невнимание к детям, за свою нравственную глухоту и фальшь.
Есть в пьесах самодур замаскированный (Репников) и самодур открытый (Помигалов). Эти отцы по-разному относятся к своим дочерям, но каждый из них калечит им души. По-новому Вампилов преподносит и возникшие именно в ХХ веке «болезни» общества. Это возникший номенклатурный и чиновничий класс, стремящийся «задушить» все проявления молодости. Для этого предпринимаются самые различные способы: молодых ловит милиция, их исключают из института, их заставляют«продавать душу», лишь бы они отреклись от своих привязанностей и наглухо заколотили в себе все порывы. Таков Репников – новый тип бюрократа-искусителя, который, чтобы оградить свою дочь от ненавистного ему типа жениха – ставит того перед выбором: карьера или дочь. Будучи талантливым учёным и страстное желание заниматься наукой, молодой человек совершает своё первое в жизни предательство.
Совсем другой человек Сарафанов. Он далёк от интриг и подлостей, желает своим детям только счастья, способен чужого человека полюбить как своего сына. Но при этом оказывается, что в нём нет отцовского начала, а лишь материнское, потому он не может восстановить утраченную в доме гармонию. Этот интересный штрих можно считать новаторством Вампилова-драматурга.
Таким образом, мы видим, что образ отца по-прежнему важен в рус-ской литературе, играет незаменимую роль в фабуле произведения (если убрать какого-либо из упомянутых персонажей, смысл и структура окажутся нарушенными). Основываясь на традициях русской литературы (а мы видим, что персонажи Вампилова в некоторой степени соотносятся с героями классики:Сарафанов – Вырин; Помигалов – Большов; Зилов-старший – Версилов), драматург сумел вывести новые типы героев: бюрократ-искуситель и отец с материнским началом. С помощью взаимоотношений отцов и детей, Вампилов вскрыл социальные язвы своего времени и указал на пошатнувшиеся семейные устои. Все эти темы остаются актуальными для нас и сегодня.
1. Вампилов А. Утиная охота: Пьесы/Вступ. ст. Б. Сушкова; Рис. О. Нефёдова. – М.: Детская литература, 2003.
2. Гаричева Е. Преображение личности в «Подростке» Ф. М. Достоевского. – Великий Новгород, 2011.
3. Громова М. И. Русская драматургия, конца XX – начала XXI века: учеб.пособие / М. И. Громова. – М.: Флинта, 2009.
4. Гушанская Е.М. Александр Вампилов. Очерк творчества. – Советский писатель, Ленинградское отделение , 1990.
5. Достоевский Ф. М. Подросток: Роман. – М.: Современник, 1985. – 544 с.
6. Камышев В. Необходимость Вампилова / В. Камышев // Современная драматургия. – 1987. - №4.
7. Короленко В. Г. В дурном обществе. Из воспоминаний моего приятеля//В.Г. Короленко. Собрание сочинений. Том 2. Повести и рассказы Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1954.
8. Прокофьева Н. «Повести Белкина» А. С. Пушкина// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000.
9. Пушкин А. С. Станционный смотритель// Пушкин А. С. Сочинения в трёх томах. Т.3. – М.: Художественная литература, 1987. С. 77.
10. Селезнёв Ю. Мысль семейная – мысль народная//Достоевский Ф. М. Подросток: Роман. – М.: Современник, 1985. – 544 с. С. 11.
11. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. – М.: «Языки русской культуры», 1997.
12. Сушков Б. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. – М.: Советская Россия, 1989.
13. Сыроватка Л. Роман ф. М. Достоевского «Подросток»// Энциклопедия мировой литературы. – СПб.: Невская книга, 2000.
Интернет-источники
14. Вампилов А. Прошлым летом в Чулимске/http://lib.ru/PXESY/WAMPILOW/vampilov1_2.txt/
15. Деменёва К. Деменева Ксения Александровна. Жанровые особенности многоактных пьес А.В. Вампилова. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук//http://www.dslib.net/russkaja-literatura/zhanrovye-osobennosti-mnogoaktnyh-pes-a-v-vampilova.html
16. Тургенев И. С. Первая любовь»// http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0120.shtml
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 144949 Курсовых работ — поможем найти подходящую