Доволен работой! Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Творчество Проспера Мериме, французского драматурга и новеллиста XIX века, принадлежит к числу самых блестящих страниц французской литературы. Его творческую манеру отличает внимание к деталям, психологическим характеристикам персонажей, но в то же время внимание писателя сосредоточено прежде всего на динамике действия, на быстрой смене событий и переживаний, которые испытывают его герои.
Несомненно, что мировую известность Мериме принесла его драматургия (достаточно упомянуть пьесы театра Клары Гасуль, его знаменитую мистификацию), а также такие новеллы, как «Кармен», «Коломба» и ряд других.
Однако не только эти произведения заслуживают внимания читателей и литературоведов; каждая новелла Мериме — это концентрированное выражение его наблюдений над жизнью и их художественного переосмысления.
Цель данной работы — проанализировать, как выражается и какую роль играет мотив судьбы в новелле Мериме 1830 года «Партия в триктрак». Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- кратко охарактеризовать основные вехи творческого пути Проспера Мериме;
- рассмотреть типичные черты творческой манеры писателя;
- указать место новеллы «Партия в триктрак» в творчестве Мериме;
- рассмотреть ряд повторяющихся в новелле мотивов, при помощи которых выражается центральный мотив судьбы:
- мотив моря / жизненного пути;
- мотив денег;
- мотив игры / поединка;
- мотив смерти.
- сформулировать общую концепцию судьбы, возникающую в новелле «Игра в триктрак».
Объектом нашего исследования в данной работе является новелла П. Мериме «Партия в триктрак»; предмет исследования — мотив судьбы в новелле и все те сквозные мотивы, которые формируют в новелле особую авторскую концепцию судьбы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
1. 1 ВЕХИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ПРОСПЕРА МЕРИМЕ 5
1. 2 МЕСТО НОВЕЛЛЫ «ПАРТИЯ В ТРИКТРАК» В НОВЕЛЛИСТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ МЕРИМЕ 6
ГЛАВА 2. МОТИВ СУДЬБЫ В НОВЕЛЛЕ МЕРИМЕ «ПАРТИЯ В ТРИКТРАК» 10
2. 1 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 10
2. 2 МОТИВ МОРЯ 10
2. 3 МОТИВЫ ДЕНЕГ И ИГРЫ 13
2. 4 МОТИВ СМЕРТИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 22
ПРИЛОЖЕНИЕ. СКВОЗНЫЕ МОТИВЫ НОВЕЛЛЫ И ОТРАЖЕНИЕ В НИХ КОНЦЕПЦИИ СУДЬБЫ 23
Мотив судьбы в новелле Проспера Мериме «Партия в триктрак» является центральным, и именно вокруг него группируются все остальные сквозные мотивы. При помощи этих сквозных мотивов и формируется та концепция судьбы, которую выстраивает в своей новелле Мериме.
Судьба проявляет себя по-разному, и герой может так или иначе интерпретировать её знаки, следовать или не следовать её указаниям. Выбор героем карьеры морского офицера предопределяет его возможную гибель в морском сражении, но это не должно произойти непременно. Более того, море в новелле предстаёт и как символ вечной, непрекращающейся жизни, движения.
Желание героя быть во всём первым парадоксальным образом перерастает в его желание выигрывать в поединках и азартных играх, путь даже и путём обмана. Задатки, характер героя формируются судьбой, обстоятельствами жизни, однако выбор в каждый конкретный момент жизни герой делает сам. Поединок, в котором он убивает и ранит других офицеров, игра, в результате которой кончает жизнь самоубийством голландский офицер — это результаты сознательного выбора героя, они не были безоговорочно предопределены судьбой.
В любой момент у героя есть возможность остановиться, передумать, изменить ход своей жизни — и в ходе игры, и во время азартного спора и поединка, однако он этого не делает — из гордости, азарта, тщеславия. И именно эти качества, а не предопределение судьбы приводят его к гибели. Герой сознательно искушает судьбу — думает и говорит о самоубийстве, рискует, участвует в поединках.
Смерть также не была изначально «заданной» величиной; даже во время боя, будучи смертельно раненым, герой имеет шанс на спасение, но он сознательно отвергает эти шансы. И к смерти его приводит вовсе не предопределенность судьбой, но собственное желание умереть и тем самым искупить вину за свой тяжкий проступок.
Таким образом, концепция судьбы, которую выстраивает в своей новелле Мериме, заключается в следующем: жизнь человека и многие события в ней предопределены как внешними обстоятельствами (происхождение, семья, природные данные), так и внутренними побуждениями героя, его устремлениями, желаниями. Любое внешнее обстоятельство может быть преодолено волей самого героя; никакие установки судьбы не являются безусловными.
Однако человеку может быть свойственно истолковывать знаки судьбы так, как ему хотелось бы, в соответствии со своими представлениями и желаниями. Именно так поступает герой новеллы «Партия в триктрак», обрекая себя на смерть и видя в этом знак судьбы. Однако в действительности из каждой ситуации для героя есть несколько выходов, но он упорствует в своих желаниях — в желании побеждать, выигрывать, а затем — умереть. И тогда случайные знаки и совпадения в действительности становятся судьбой, но лишь потому, что герой сознательно идёт им навстречу.
1. Мериме П. Партия в триктрак // Мериме П. Новеллы. Л., 1984
2. Балахонов В. Е. Проспер Мериме // Мериме П. Новеллы. Л., 1984
3. Виппер Ю. Б. Проспер Мериме — романист и новеллист // Виппер Б. Ю. Творческие судьбы и их история. М., 1990. С. 262
4. Данилин Ю. П. Мериме. Биографическая справка // Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929-1939. Т. 7.
5. Косиков Г. К. Об «экзотических» новеллах Мериме // Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Новеллы. – М., 1978
6. Лотман Ю. М. Современность между востоком и западом // Знамя. - М., 1997, № 9
7. Луков В. А. Мериме: Исследование персональной модели литературного творчества: — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.
8. Луков В. А. Проспер Мериме // История зарубежной литературы XIX века. М., 1991. С. 98
9. Матвеев П. Проспер Мериме // Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. М., 2006
10. Михайлов А. Д. Мериме П. // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энцикл., Т. 4. 1967
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Творчество Проспера Мериме, французского драматурга и новеллиста XIX века, принадлежит к числу самых блестящих страниц французской литературы. Его творческую манеру отличает внимание к деталям, психологическим характеристикам персонажей, но в то же время внимание писателя сосредоточено прежде всего на динамике действия, на быстрой смене событий и переживаний, которые испытывают его герои.
Несомненно, что мировую известность Мериме принесла его драматургия (достаточно упомянуть пьесы театра Клары Гасуль, его знаменитую мистификацию), а также такие новеллы, как «Кармен», «Коломба» и ряд других.
Однако не только эти произведения заслуживают внимания читателей и литературоведов; каждая новелла Мериме — это концентрированное выражение его наблюдений над жизнью и их художественного переосмысления.
Цель данной работы — проанализировать, как выражается и какую роль играет мотив судьбы в новелле Мериме 1830 года «Партия в триктрак». Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- кратко охарактеризовать основные вехи творческого пути Проспера Мериме;
- рассмотреть типичные черты творческой манеры писателя;
- указать место новеллы «Партия в триктрак» в творчестве Мериме;
- рассмотреть ряд повторяющихся в новелле мотивов, при помощи которых выражается центральный мотив судьбы:
- мотив моря / жизненного пути;
- мотив денег;
- мотив игры / поединка;
- мотив смерти.
- сформулировать общую концепцию судьбы, возникающую в новелле «Игра в триктрак».
Объектом нашего исследования в данной работе является новелла П. Мериме «Партия в триктрак»; предмет исследования — мотив судьбы в новелле и все те сквозные мотивы, которые формируют в новелле особую авторскую концепцию судьбы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
1. 1 ВЕХИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ПРОСПЕРА МЕРИМЕ 5
1. 2 МЕСТО НОВЕЛЛЫ «ПАРТИЯ В ТРИКТРАК» В НОВЕЛЛИСТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ МЕРИМЕ 6
ГЛАВА 2. МОТИВ СУДЬБЫ В НОВЕЛЛЕ МЕРИМЕ «ПАРТИЯ В ТРИКТРАК» 10
2. 1 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 10
2. 2 МОТИВ МОРЯ 10
2. 3 МОТИВЫ ДЕНЕГ И ИГРЫ 13
2. 4 МОТИВ СМЕРТИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 22
ПРИЛОЖЕНИЕ. СКВОЗНЫЕ МОТИВЫ НОВЕЛЛЫ И ОТРАЖЕНИЕ В НИХ КОНЦЕПЦИИ СУДЬБЫ 23
Мотив судьбы в новелле Проспера Мериме «Партия в триктрак» является центральным, и именно вокруг него группируются все остальные сквозные мотивы. При помощи этих сквозных мотивов и формируется та концепция судьбы, которую выстраивает в своей новелле Мериме.
Судьба проявляет себя по-разному, и герой может так или иначе интерпретировать её знаки, следовать или не следовать её указаниям. Выбор героем карьеры морского офицера предопределяет его возможную гибель в морском сражении, но это не должно произойти непременно. Более того, море в новелле предстаёт и как символ вечной, непрекращающейся жизни, движения.
Желание героя быть во всём первым парадоксальным образом перерастает в его желание выигрывать в поединках и азартных играх, путь даже и путём обмана. Задатки, характер героя формируются судьбой, обстоятельствами жизни, однако выбор в каждый конкретный момент жизни герой делает сам. Поединок, в котором он убивает и ранит других офицеров, игра, в результате которой кончает жизнь самоубийством голландский офицер — это результаты сознательного выбора героя, они не были безоговорочно предопределены судьбой.
В любой момент у героя есть возможность остановиться, передумать, изменить ход своей жизни — и в ходе игры, и во время азартного спора и поединка, однако он этого не делает — из гордости, азарта, тщеславия. И именно эти качества, а не предопределение судьбы приводят его к гибели. Герой сознательно искушает судьбу — думает и говорит о самоубийстве, рискует, участвует в поединках.
Смерть также не была изначально «заданной» величиной; даже во время боя, будучи смертельно раненым, герой имеет шанс на спасение, но он сознательно отвергает эти шансы. И к смерти его приводит вовсе не предопределенность судьбой, но собственное желание умереть и тем самым искупить вину за свой тяжкий проступок.
Таким образом, концепция судьбы, которую выстраивает в своей новелле Мериме, заключается в следующем: жизнь человека и многие события в ней предопределены как внешними обстоятельствами (происхождение, семья, природные данные), так и внутренними побуждениями героя, его устремлениями, желаниями. Любое внешнее обстоятельство может быть преодолено волей самого героя; никакие установки судьбы не являются безусловными.
Однако человеку может быть свойственно истолковывать знаки судьбы так, как ему хотелось бы, в соответствии со своими представлениями и желаниями. Именно так поступает герой новеллы «Партия в триктрак», обрекая себя на смерть и видя в этом знак судьбы. Однако в действительности из каждой ситуации для героя есть несколько выходов, но он упорствует в своих желаниях — в желании побеждать, выигрывать, а затем — умереть. И тогда случайные знаки и совпадения в действительности становятся судьбой, но лишь потому, что герой сознательно идёт им навстречу.
1. Мериме П. Партия в триктрак // Мериме П. Новеллы. Л., 1984
2. Балахонов В. Е. Проспер Мериме // Мериме П. Новеллы. Л., 1984
3. Виппер Ю. Б. Проспер Мериме — романист и новеллист // Виппер Б. Ю. Творческие судьбы и их история. М., 1990. С. 262
4. Данилин Ю. П. Мериме. Биографическая справка // Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929-1939. Т. 7.
5. Косиков Г. К. Об «экзотических» новеллах Мериме // Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Новеллы. – М., 1978
6. Лотман Ю. М. Современность между востоком и западом // Знамя. - М., 1997, № 9
7. Луков В. А. Мериме: Исследование персональной модели литературного творчества: — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.
8. Луков В. А. Проспер Мериме // История зарубежной литературы XIX века. М., 1991. С. 98
9. Матвеев П. Проспер Мериме // Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. М., 2006
10. Михайлов А. Д. Мериме П. // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энцикл., Т. 4. 1967
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145028 Курсовых работ — поможем найти подходящую