Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Мотив судьбы в новелле Проспера Мериме

  • 24 страниц
  • 2014 год
  • 212 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Творчество Проспера Мериме, французского драматурга и новеллиста XIX века, принадлежит к числу самых блестящих страниц французской литературы. Его творческую манеру отличает внимание к деталям, психологическим характеристикам персонажей, но в то же время внимание писателя сосредоточено прежде всего на динамике действия, на быстрой смене событий и переживаний, которые испытывают его герои.
Несомненно, что мировую известность Мериме принесла его драматургия (достаточно упомянуть пьесы театра Клары Гасуль, его знаменитую мистификацию), а также такие новеллы, как «Кармен», «Коломба» и ряд других.
Однако не только эти произведения заслуживают внимания читателей и литературоведов; каждая новелла Мериме — это концентрированное выражение его наблюдений над жизнью и их художественного переосмысления.
Цель данной работы — проанализировать, как выражается и какую роль играет мотив судьбы в новелле Мериме 1830 года «Партия в триктрак». Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- кратко охарактеризовать основные вехи творческого пути Проспера Мериме;
- рассмотреть типичные черты творческой манеры писателя;
- указать место новеллы «Партия в триктрак» в творчестве Мериме;
- рассмотреть ряд повторяющихся в новелле мотивов, при помощи которых выражается центральный мотив судьбы:
- мотив моря / жизненного пути;
- мотив денег;
- мотив игры / поединка;
- мотив смерти.
- сформулировать общую концепцию судьбы, возникающую в новелле «Игра в триктрак».
Объектом нашего исследования в данной работе является новелла П. Мериме «Партия в триктрак»; предмет исследования — мотив судьбы в новелле и все те сквозные мотивы, которые формируют в новелле особую авторскую концепцию судьбы.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
1. 1 ВЕХИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ПРОСПЕРА МЕРИМЕ 5
1. 2 МЕСТО НОВЕЛЛЫ «ПАРТИЯ В ТРИКТРАК» В НОВЕЛЛИСТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ МЕРИМЕ 6
ГЛАВА 2. МОТИВ СУДЬБЫ В НОВЕЛЛЕ МЕРИМЕ «ПАРТИЯ В ТРИКТРАК» 10
2. 1 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 10
2. 2 МОТИВ МОРЯ 10
2. 3 МОТИВЫ ДЕНЕГ И ИГРЫ 13
2. 4 МОТИВ СМЕРТИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 22
ПРИЛОЖЕНИЕ. СКВОЗНЫЕ МОТИВЫ НОВЕЛЛЫ И ОТРАЖЕНИЕ В НИХ КОНЦЕПЦИИ СУДЬБЫ 23


Мотив судьбы в новелле Проспера Мериме «Партия в триктрак» является центральным, и именно вокруг него группируются все остальные сквозные мотивы. При помощи этих сквозных мотивов и формируется та концепция судьбы, которую выстраивает в своей новелле Мериме.
Судьба проявляет себя по-разному, и герой может так или иначе интерпретировать её знаки, следовать или не следовать её указаниям. Выбор героем карьеры морского офицера предопределяет его возможную гибель в морском сражении, но это не должно произойти непременно. Более того, море в новелле предстаёт и как символ вечной, непрекращающейся жизни, движения.
Желание героя быть во всём первым парадоксальным образом перерастает в его желание выигрывать в поединках и азартных играх, путь даже и путём обмана. Задатки, характер героя формируются судьбой, обстоятельствами жизни, однако выбор в каждый конкретный момент жизни герой делает сам. Поединок, в котором он убивает и ранит других офицеров, игра, в результате которой кончает жизнь самоубийством голландский офицер — это результаты сознательного выбора героя, они не были безоговорочно предопределены судьбой.
В любой момент у героя есть возможность остановиться, передумать, изменить ход своей жизни — и в ходе игры, и во время азартного спора и поединка, однако он этого не делает — из гордости, азарта, тщеславия. И именно эти качества, а не предопределение судьбы приводят его к гибели. Герой сознательно искушает судьбу — думает и говорит о самоубийстве, рискует, участвует в поединках.
Смерть также не была изначально «заданной» величиной; даже во время боя, будучи смертельно раненым, герой имеет шанс на спасение, но он сознательно отвергает эти шансы. И к смерти его приводит вовсе не предопределенность судьбой, но собственное желание умереть и тем самым искупить вину за свой тяжкий проступок.
Таким образом, концепция судьбы, которую выстраивает в своей новелле Мериме, заключается в следующем: жизнь человека и многие события в ней предопределены как внешними обстоятельствами (происхождение, семья, природные данные), так и внутренними побуждениями героя, его устремлениями, желаниями. Любое внешнее обстоятельство может быть преодолено волей самого героя; никакие установки судьбы не являются безусловными.
Однако человеку может быть свойственно истолковывать знаки судьбы так, как ему хотелось бы, в соответствии со своими представлениями и желаниями. Именно так поступает герой новеллы «Партия в триктрак», обрекая себя на смерть и видя в этом знак судьбы. Однако в действительности из каждой ситуации для героя есть несколько выходов, но он упорствует в своих желаниях — в желании побеждать, выигрывать, а затем — умереть. И тогда случайные знаки и совпадения в действительности становятся судьбой, но лишь потому, что герой сознательно идёт им навстречу.

1. Мериме П. Партия в триктрак // Мериме П. Новеллы. Л., 1984

2. Балахонов В. Е. Проспер Мериме // Мериме П. Новеллы. Л., 1984
3. Виппер Ю. Б. Проспер Мериме — романист и новеллист // Виппер Б. Ю. Творческие судьбы и их история. М., 1990. С. 262
4. Данилин Ю. П. Мериме. Биографическая справка // Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929-1939. Т. 7.
5. Косиков Г. К. Об «экзотических» новеллах Мериме // Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Новеллы. – М., 1978
6. Лотман Ю. М. Современность между востоком и западом // Знамя. - М., 1997, № 9
7. Луков В. А. Мериме: Исследование персональной модели литературного творчества: — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.
8. Луков В. А. Проспер Мериме // История зарубежной литературы XIX века. М., 1991. С. 98
9. Матвеев П. Проспер Мериме // Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. М., 2006
10. Михайлов А. Д. Мериме П. // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энцикл., Т. 4. 1967

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Творчество Проспера Мериме, французского драматурга и новеллиста XIX века, принадлежит к числу самых блестящих страниц французской литературы. Его творческую манеру отличает внимание к деталям, психологическим характеристикам персонажей, но в то же время внимание писателя сосредоточено прежде всего на динамике действия, на быстрой смене событий и переживаний, которые испытывают его герои.
Несомненно, что мировую известность Мериме принесла его драматургия (достаточно упомянуть пьесы театра Клары Гасуль, его знаменитую мистификацию), а также такие новеллы, как «Кармен», «Коломба» и ряд других.
Однако не только эти произведения заслуживают внимания читателей и литературоведов; каждая новелла Мериме — это концентрированное выражение его наблюдений над жизнью и их художественного переосмысления.
Цель данной работы — проанализировать, как выражается и какую роль играет мотив судьбы в новелле Мериме 1830 года «Партия в триктрак». Для достижения этой цели нам необходимо решить ряд более частных задач:
- кратко охарактеризовать основные вехи творческого пути Проспера Мериме;
- рассмотреть типичные черты творческой манеры писателя;
- указать место новеллы «Партия в триктрак» в творчестве Мериме;
- рассмотреть ряд повторяющихся в новелле мотивов, при помощи которых выражается центральный мотив судьбы:
- мотив моря / жизненного пути;
- мотив денег;
- мотив игры / поединка;
- мотив смерти.
- сформулировать общую концепцию судьбы, возникающую в новелле «Игра в триктрак».
Объектом нашего исследования в данной работе является новелла П. Мериме «Партия в триктрак»; предмет исследования — мотив судьбы в новелле и все те сквозные мотивы, которые формируют в новелле особую авторскую концепцию судьбы.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
1. 1 ВЕХИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ПРОСПЕРА МЕРИМЕ 5
1. 2 МЕСТО НОВЕЛЛЫ «ПАРТИЯ В ТРИКТРАК» В НОВЕЛЛИСТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ МЕРИМЕ 6
ГЛАВА 2. МОТИВ СУДЬБЫ В НОВЕЛЛЕ МЕРИМЕ «ПАРТИЯ В ТРИКТРАК» 10
2. 1 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 10
2. 2 МОТИВ МОРЯ 10
2. 3 МОТИВЫ ДЕНЕГ И ИГРЫ 13
2. 4 МОТИВ СМЕРТИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 22
ПРИЛОЖЕНИЕ. СКВОЗНЫЕ МОТИВЫ НОВЕЛЛЫ И ОТРАЖЕНИЕ В НИХ КОНЦЕПЦИИ СУДЬБЫ 23


Мотив судьбы в новелле Проспера Мериме «Партия в триктрак» является центральным, и именно вокруг него группируются все остальные сквозные мотивы. При помощи этих сквозных мотивов и формируется та концепция судьбы, которую выстраивает в своей новелле Мериме.
Судьба проявляет себя по-разному, и герой может так или иначе интерпретировать её знаки, следовать или не следовать её указаниям. Выбор героем карьеры морского офицера предопределяет его возможную гибель в морском сражении, но это не должно произойти непременно. Более того, море в новелле предстаёт и как символ вечной, непрекращающейся жизни, движения.
Желание героя быть во всём первым парадоксальным образом перерастает в его желание выигрывать в поединках и азартных играх, путь даже и путём обмана. Задатки, характер героя формируются судьбой, обстоятельствами жизни, однако выбор в каждый конкретный момент жизни герой делает сам. Поединок, в котором он убивает и ранит других офицеров, игра, в результате которой кончает жизнь самоубийством голландский офицер — это результаты сознательного выбора героя, они не были безоговорочно предопределены судьбой.
В любой момент у героя есть возможность остановиться, передумать, изменить ход своей жизни — и в ходе игры, и во время азартного спора и поединка, однако он этого не делает — из гордости, азарта, тщеславия. И именно эти качества, а не предопределение судьбы приводят его к гибели. Герой сознательно искушает судьбу — думает и говорит о самоубийстве, рискует, участвует в поединках.
Смерть также не была изначально «заданной» величиной; даже во время боя, будучи смертельно раненым, герой имеет шанс на спасение, но он сознательно отвергает эти шансы. И к смерти его приводит вовсе не предопределенность судьбой, но собственное желание умереть и тем самым искупить вину за свой тяжкий проступок.
Таким образом, концепция судьбы, которую выстраивает в своей новелле Мериме, заключается в следующем: жизнь человека и многие события в ней предопределены как внешними обстоятельствами (происхождение, семья, природные данные), так и внутренними побуждениями героя, его устремлениями, желаниями. Любое внешнее обстоятельство может быть преодолено волей самого героя; никакие установки судьбы не являются безусловными.
Однако человеку может быть свойственно истолковывать знаки судьбы так, как ему хотелось бы, в соответствии со своими представлениями и желаниями. Именно так поступает герой новеллы «Партия в триктрак», обрекая себя на смерть и видя в этом знак судьбы. Однако в действительности из каждой ситуации для героя есть несколько выходов, но он упорствует в своих желаниях — в желании побеждать, выигрывать, а затем — умереть. И тогда случайные знаки и совпадения в действительности становятся судьбой, но лишь потому, что герой сознательно идёт им навстречу.

1. Мериме П. Партия в триктрак // Мериме П. Новеллы. Л., 1984

2. Балахонов В. Е. Проспер Мериме // Мериме П. Новеллы. Л., 1984
3. Виппер Ю. Б. Проспер Мериме — романист и новеллист // Виппер Б. Ю. Творческие судьбы и их история. М., 1990. С. 262
4. Данилин Ю. П. Мериме. Биографическая справка // Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929-1939. Т. 7.
5. Косиков Г. К. Об «экзотических» новеллах Мериме // Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Новеллы. – М., 1978
6. Лотман Ю. М. Современность между востоком и западом // Знамя. - М., 1997, № 9
7. Луков В. А. Мериме: Исследование персональной модели литературного творчества: — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.
8. Луков В. А. Проспер Мериме // История зарубежной литературы XIX века. М., 1991. С. 98
9. Матвеев П. Проспер Мериме // Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. М., 2006
10. Михайлов А. Д. Мериме П. // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энцикл., Т. 4. 1967

Купить эту работу

Мотив судьбы в новелле Проспера Мериме

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Филипп Минаев об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-09-28
Курсовая работа

Доволен работой! Спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв user10429 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-12-26
Курсовая работа

Спасибо за работу! Этот автор всегда на связи, что очень важно для заказчика! Работа хорошая.

Общая оценка 5
Отзыв Тимофей об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-06-19
Курсовая работа

отличный автор, но к сожалению обстоятельства не дали возможности доработать вместе

Общая оценка 5
Отзыв rickster об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-10-01
Курсовая работа

Наталья задержалась с написанием работы, но зато получилась отличная курсовая! спасибо

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.Н.ОСТРОВСКОГО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

«Война и дети» в произведениях о Великой Отечественной войне 1950-1980-х годов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
630 ₽
Готовая работа

СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ А. БЛОКА: ГАРМОНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СТИЛИСТИКО-ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Переход от иронии к постиронии в экспериментальной литературе (на материале произведений Дэвида Фостера Уоллеса)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Тургенев и Флобер авторы произведений "Историй жизни": сравнительно-сопоставительный анализ главных героинь романов "Госпожа Бовари" и "Накануне"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Этические проблемы в публицистике Л.Н.Андреева

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Эволюция мотива несчастья в благополучном браке по мотивам романов Евгений Онегин, Обломов и Дворянское гнездо

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Исследование иронии и серьезности в рассказе А.П. Чехова «Душечка».

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Нравственность и красота в произведении Оскара Уальда "Портрет Дориана Грея"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Рецепция мифа о Вавилонском столпотворении в романе Д.Рубиной

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Представления об ином свете в фольклорной традиции: сравнительный аспект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

"Роль пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽