Большое спасибо за курсовую!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Начало перестройки у всех непосредственно ассоциируется с приходом к власти на должность Генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году М.С. Горбачева. В то же время то, что в стране требуется необходимость проведения реформ советское руководство осознало еще в начале 80-х гг. Подтверждением этому является деятельность Ю.В. Андропова.
Но это был только начальный этап и таким образом смерть Андропова не позволила провести какие-либо значительные изменения, так как он был у власти недолго и не имел возможности на проведение коренных перемен. Та же самая ситуация сложилась и во время нахождения на посту К.У. Черненко, ведь за время своей власти он также не успел провести ни одной какой-либо значимой реформы.
Тем не менее процесс перемен был неизбежен, так это было связано со всеобъемлющим кризисом политической и экономической системы. Старое советское политическое руководство понимало то, что необходимо провести реформы, но надеялось, что они ограничатся лишь экономической сферой.
Руководство получает поддержку со стороны народных масс и начинается процесс демократизации действующей политической системы. При этом нестабильность политической сферы начинает отражаться на социально-экономической обстановке.
Обостряется положение в сельском хозяйстве и промышленности, которые не могут удовлетворять повседневные нужды населения. На фоне этого происходит снижение доверия к власти. В стране начинаются забастовки, связанные как с экономическими, так и политическими требованиями.
Всё это привело к тому, что к концу 1990 г. на повестку дня встаёт вопрос о выборе нового пути СССР. Помимо этого необходимо отметить, что в это же время в стране формируется многопартийная система и все образовавшиеся партии находятся в оппозиции к КПСС. Из партии выходят наиболее радикальные члены во главе с Б. Ельциным и она начинает терять своё влияние.
Проблемы, связанные с реформированием политической и экономической основ советского общества и определяют актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – характеристика перестройки и реформ экономики в СССР и России в конце ХХ века.
Данная цель предопределила необходимость раскрытия следующих задач:
- характеристика перестройки как основы преобразования социальной и политической системы СССР;
- характеристика экономических реформ СССР и России конца ХХ века.
Объект курсовой работы – «перестройка» в СССР, а предмет исследования – экономические реформы и политические преобразования в СССР и России.
В процессе написания курсовой работы применялись как общие, так и специальные методы научного познания: историко-правовой, наблюдение, сравнительного правоведения.
Содержание
Введение 3
1. Перестройка – как основа изменения политического и социального общества в СССР 5
1.1. Перестройка и гласность в период правления М.С.Горбачева 5
1.2. Перестройка и политические реформы. Их результат 6
1.3. Распад СССР как итог «Перестройки» 11
2. Экономические реформы в СССР и России 18
2.1. СССР на пути к экономическому краху 18
2.2. Экономические преобразования 90-х в России 24
2.3. Россия и её экономика на современном этапе 29
Заключение 33
Список литературы 37
Заключение
Предпосылки того, что в СССР требуется проведение политических реформ вызревали на протяжении не одного года. Ещё в конце 1970-х в СССР становится очевидным кризис, который поразил всю советскую систему общественно-экономических отношений. В то же время, когда в СССР назревал системный кризис, в мире происходят глобальные изменения, которые связаны с переходом к постиндустриальному обществу, построением новой парадигмы производственных отношений.
К началу 1980-х гг. наша страна очень сильно отставала от США и большинство европейских стран, как в экономике, так и в социальной сфере. Все эти причины вместе и подталкивают советское руководство к тому, чтобы провести масштабные реформы.
После того, как М.С. Горбачевым был взят курс на ускорение, советское руководство приступает к активным действиям по реализации этого курса. В то же время нельзя не отметить, что большинство направлений реформ были до конца не продуманы и всё это приводило к бюджетной дестабилизации.
На фоне этих событий М.С. Горбачев решает начать перестройку всех сфер общественной жизни. Нельзя не отметить тот факт, что и здесь все действия генерального секретаря ЦК КПСС в конечном итоге провалились и не принесли планируемых результатов.
По ряду объективных и субъективных причин добиться быстрого прорыва ни в политики, ни в экономике не удалось. К тому в стране начинается череда катастроф, одна только Чернобыльская катастрофа вызвало недовольство действиями руководства страны в таком масштабе, которой никогда раньше в нашей стране при Советской власти отмечен не был.
Неудавшаяся реформа социальной сферы, распад сельского хозяйства, застой в промышленности, антиалкогольная компания, которая вызвала дефицит бюджета государства, дестабилизация действующей почти 70 лет системы планово-директивного хозяйства негативным образом сказывались на ситуации в стране.
Но помимо этого большое негативное влияние оказал и мировой финансовый кризис на рынке нефти, цена на которую упала больше чем в 6 раз, и практически развалил наш донорский бюджет, который и формировался только в основном за счет продажи нефти. Экономическая и как следствие социальная ситуация в стране становится всё хуже и хуже.
Руководство страны решает сменить стратегию реформ, начиная реформу политической системы, но последствия оказываются непредсказуемыми и приводят к распаду СССР.
На фоне политики гласности неудачи руководства теперь становились известны широким массам. Люди подвергались широкой пропаганде западных средств массовой информации, но были не готовы к таким резким изменениям, поэтому не имели собственного сложившегося мнения. Ситуация в политической системе общества была очень нестабильной.
Образование новых партий привело к потери КПСС своих лидирующих позиций и отсутствию рычагов давления Центра на руководство республик. Как следствие попытки их отделения.
Внешняя политика М.С. Горбачева тоже многими считается неудавшейся. Хотя он смог завершить войну в Афганистане, наладил отношения с Китаем, повысил рейтинг СССР на мировом уровне.
Но в то же время СССР потеряло политическое влияние в Восточной Европ, то есть результат Победы во второй мировой войне. Всё это ослабляет военный потенциал СССР.
И как итог всех этих событий – развал страны, который уже было не остановить.
В октябре 2009 года в интервью Радио «Свобода» Михаил Сергеевич Горбачёв признал свою вину за развал СССР:
- Вас до сих пор упрекают в том, что вы развалили Советский Союз?
- Михаил Горбачёв: Это вопрос решенный. Развалил…
К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.
Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «чёрном рынке». За период с 1985 по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.
Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.
В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.
К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов.
Список литературы
1. А.С Соколов. Е.Г Гимбельсон. Россия на переломе эпохи. Осмысление ХХ столетия российской истории // Вопросы истории. 2007. №1. с 167-169
2. Ворожейкина Т. Е. Двадцать лет российской трансформации. Глядя назад: возможные альтернативы в развитии перестройки // Обществ. науки и современность. N 5. 2005. С. 17-22.
3. Гайдар Е.Т. Гибель империи: уроки для современной России. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 448 с.
4. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. – М.: Проспект, 2010. - 800с.
5. Ненароков А.П. Несостоявшийся Юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70- летия? М.: Наука, 1992.- 99 с.
6. Панарин И. Первая мировая информационная война. Развал СССР. - СПб.: «Питер», 2010. - 256 с.
7. Поляк Г.Б. История России: учебник для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 687 с.
8. Попов В.В. Шокотерапия против градуализма 15 лет спустя: почему динамика производства в странах с переходной экономикой была неодинаковой // Вопросы экономики, № 5, 2007. С. 1-43.
9. Р.А. Медведев. Жертвы ГКЧП // Новая и новейшая история, 2003. № 1. – 18с.
10. Ратленд П. Россия и Китай: сага о двух переходах к рыночной экономике // Полис. № 3. 2009. С. 162-176.
11. Разуваева Н.Н. История России: конец ХХ века : курс лекций / Н.Н. Разуваева ; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). – Уфа, 2010. – 244 с.
12. Сибяриков С. Эксперты назвали причины распада СССР // Информационное агентство «REX» 2011, № 1.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Начало перестройки у всех непосредственно ассоциируется с приходом к власти на должность Генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году М.С. Горбачева. В то же время то, что в стране требуется необходимость проведения реформ советское руководство осознало еще в начале 80-х гг. Подтверждением этому является деятельность Ю.В. Андропова.
Но это был только начальный этап и таким образом смерть Андропова не позволила провести какие-либо значительные изменения, так как он был у власти недолго и не имел возможности на проведение коренных перемен. Та же самая ситуация сложилась и во время нахождения на посту К.У. Черненко, ведь за время своей власти он также не успел провести ни одной какой-либо значимой реформы.
Тем не менее процесс перемен был неизбежен, так это было связано со всеобъемлющим кризисом политической и экономической системы. Старое советское политическое руководство понимало то, что необходимо провести реформы, но надеялось, что они ограничатся лишь экономической сферой.
Руководство получает поддержку со стороны народных масс и начинается процесс демократизации действующей политической системы. При этом нестабильность политической сферы начинает отражаться на социально-экономической обстановке.
Обостряется положение в сельском хозяйстве и промышленности, которые не могут удовлетворять повседневные нужды населения. На фоне этого происходит снижение доверия к власти. В стране начинаются забастовки, связанные как с экономическими, так и политическими требованиями.
Всё это привело к тому, что к концу 1990 г. на повестку дня встаёт вопрос о выборе нового пути СССР. Помимо этого необходимо отметить, что в это же время в стране формируется многопартийная система и все образовавшиеся партии находятся в оппозиции к КПСС. Из партии выходят наиболее радикальные члены во главе с Б. Ельциным и она начинает терять своё влияние.
Проблемы, связанные с реформированием политической и экономической основ советского общества и определяют актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – характеристика перестройки и реформ экономики в СССР и России в конце ХХ века.
Данная цель предопределила необходимость раскрытия следующих задач:
- характеристика перестройки как основы преобразования социальной и политической системы СССР;
- характеристика экономических реформ СССР и России конца ХХ века.
Объект курсовой работы – «перестройка» в СССР, а предмет исследования – экономические реформы и политические преобразования в СССР и России.
В процессе написания курсовой работы применялись как общие, так и специальные методы научного познания: историко-правовой, наблюдение, сравнительного правоведения.
Содержание
Введение 3
1. Перестройка – как основа изменения политического и социального общества в СССР 5
1.1. Перестройка и гласность в период правления М.С.Горбачева 5
1.2. Перестройка и политические реформы. Их результат 6
1.3. Распад СССР как итог «Перестройки» 11
2. Экономические реформы в СССР и России 18
2.1. СССР на пути к экономическому краху 18
2.2. Экономические преобразования 90-х в России 24
2.3. Россия и её экономика на современном этапе 29
Заключение 33
Список литературы 37
Заключение
Предпосылки того, что в СССР требуется проведение политических реформ вызревали на протяжении не одного года. Ещё в конце 1970-х в СССР становится очевидным кризис, который поразил всю советскую систему общественно-экономических отношений. В то же время, когда в СССР назревал системный кризис, в мире происходят глобальные изменения, которые связаны с переходом к постиндустриальному обществу, построением новой парадигмы производственных отношений.
К началу 1980-х гг. наша страна очень сильно отставала от США и большинство европейских стран, как в экономике, так и в социальной сфере. Все эти причины вместе и подталкивают советское руководство к тому, чтобы провести масштабные реформы.
После того, как М.С. Горбачевым был взят курс на ускорение, советское руководство приступает к активным действиям по реализации этого курса. В то же время нельзя не отметить, что большинство направлений реформ были до конца не продуманы и всё это приводило к бюджетной дестабилизации.
На фоне этих событий М.С. Горбачев решает начать перестройку всех сфер общественной жизни. Нельзя не отметить тот факт, что и здесь все действия генерального секретаря ЦК КПСС в конечном итоге провалились и не принесли планируемых результатов.
По ряду объективных и субъективных причин добиться быстрого прорыва ни в политики, ни в экономике не удалось. К тому в стране начинается череда катастроф, одна только Чернобыльская катастрофа вызвало недовольство действиями руководства страны в таком масштабе, которой никогда раньше в нашей стране при Советской власти отмечен не был.
Неудавшаяся реформа социальной сферы, распад сельского хозяйства, застой в промышленности, антиалкогольная компания, которая вызвала дефицит бюджета государства, дестабилизация действующей почти 70 лет системы планово-директивного хозяйства негативным образом сказывались на ситуации в стране.
Но помимо этого большое негативное влияние оказал и мировой финансовый кризис на рынке нефти, цена на которую упала больше чем в 6 раз, и практически развалил наш донорский бюджет, который и формировался только в основном за счет продажи нефти. Экономическая и как следствие социальная ситуация в стране становится всё хуже и хуже.
Руководство страны решает сменить стратегию реформ, начиная реформу политической системы, но последствия оказываются непредсказуемыми и приводят к распаду СССР.
На фоне политики гласности неудачи руководства теперь становились известны широким массам. Люди подвергались широкой пропаганде западных средств массовой информации, но были не готовы к таким резким изменениям, поэтому не имели собственного сложившегося мнения. Ситуация в политической системе общества была очень нестабильной.
Образование новых партий привело к потери КПСС своих лидирующих позиций и отсутствию рычагов давления Центра на руководство республик. Как следствие попытки их отделения.
Внешняя политика М.С. Горбачева тоже многими считается неудавшейся. Хотя он смог завершить войну в Афганистане, наладил отношения с Китаем, повысил рейтинг СССР на мировом уровне.
Но в то же время СССР потеряло политическое влияние в Восточной Европ, то есть результат Победы во второй мировой войне. Всё это ослабляет военный потенциал СССР.
И как итог всех этих событий – развал страны, который уже было не остановить.
В октябре 2009 года в интервью Радио «Свобода» Михаил Сергеевич Горбачёв признал свою вину за развал СССР:
- Вас до сих пор упрекают в том, что вы развалили Советский Союз?
- Михаил Горбачёв: Это вопрос решенный. Развалил…
К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.
Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «чёрном рынке». За период с 1985 по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.
Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.
В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.
К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов.
Список литературы
1. А.С Соколов. Е.Г Гимбельсон. Россия на переломе эпохи. Осмысление ХХ столетия российской истории // Вопросы истории. 2007. №1. с 167-169
2. Ворожейкина Т. Е. Двадцать лет российской трансформации. Глядя назад: возможные альтернативы в развитии перестройки // Обществ. науки и современность. N 5. 2005. С. 17-22.
3. Гайдар Е.Т. Гибель империи: уроки для современной России. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 448 с.
4. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. – М.: Проспект, 2010. - 800с.
5. Ненароков А.П. Несостоявшийся Юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70- летия? М.: Наука, 1992.- 99 с.
6. Панарин И. Первая мировая информационная война. Развал СССР. - СПб.: «Питер», 2010. - 256 с.
7. Поляк Г.Б. История России: учебник для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 687 с.
8. Попов В.В. Шокотерапия против градуализма 15 лет спустя: почему динамика производства в странах с переходной экономикой была неодинаковой // Вопросы экономики, № 5, 2007. С. 1-43.
9. Р.А. Медведев. Жертвы ГКЧП // Новая и новейшая история, 2003. № 1. – 18с.
10. Ратленд П. Россия и Китай: сага о двух переходах к рыночной экономике // Полис. № 3. 2009. С. 162-176.
11. Разуваева Н.Н. История России: конец ХХ века : курс лекций / Н.Н. Разуваева ; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). – Уфа, 2010. – 244 с.
12. Сибяриков С. Эксперты назвали причины распада СССР // Информационное агентство «REX» 2011, № 1.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145028 Курсовых работ — поможем найти подходящую