Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

  • 11 страниц
  • 2012 год
  • 230 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Yern

300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т.е. проводит определенную политику в данной сфере. Существуют две основные разновидности политики в области международной торговли:
• внешнеторговая политика;
• международная торговая политика.
1. Цели и основные направления
Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
• изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
• изменение объема экспорта и импорта;
• изменение структуры внешней торговли;
• обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.п.);
• изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.
Существует два основных направления внешнеторговой политики:
• политика свободной торговли;
• протекционизм.
Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.
Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а, следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
Протекционизм (protectionism) - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.
Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.
В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.
Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.
Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т.д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.
К инструментам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).
2. Таможенные тарифы
Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы и пошлины.
Таможенный тариф - это систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин. Тарифы могут быть одноколонными и многоколонными. В современной практике применяются многоколонные ил сложные тарифы. Как правило, указаны три ставки пошлин – максимальная, базовая и преференциальная.
Основным принципом построения таможенного тарифа служит принцип тарифной эскалации, согласно которому ставка пошлины растет по мере повышения степени обработки товара. А именно: сырье ввозится фактически беспошлинно, полуфабрикаты – по более высоким пошлинам, а готовая продукция облагается наиболее высокими ставками пошлин. Так, в США средний уровень таможенного обложения 2,2% на сырье, 5,2% на полуфабрикаты, 5,7% на готовые изделия; в Бразилии – 9,3%, 11,9% и 15,8%.
Под таможенной пошлиной понимают государственный денежный сбор, взимаемый с товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
Таким образом, введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой - защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров производится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины.
Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям.
1. Направление движения товара:
• импортные
• экспортные
• транзитные
В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применяются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.
2. Способ установления пошлины:
• адвалорные
• специфические
• комбинированные
В соответствии со способом установления различаются адвалорные (ad valorem), специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.
В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6%). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.
Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения.
В зависимости от способа установления пошлин может быть достигнут разный результат.
Пример. Предположим, что цена единицы товара составляет 100 дол. В этом случае при установлении адвалорной пошлины в размере 20% от цены товара или специфической пошлины в размере 20 дол. за единицу будет достигнут одинаковый эффект. Если цена товара упала до 50 дол. за единицу, то в зависимости от способа установления пошлины произойдет следующее:
а) процентное соотношение адвалорной пошлины и цены товара не изменится, но уменьшится абсолютная величина взимаемой пошлины до 10 дол.;
б) абсолютная величина специфической пошлины сохранится без изменений, но увеличится до 40% соотношение между ставкой пошлины и ценой товара.
Понятно, что установление специфических пошлин в условиях ухудшающейся конъюнктуры более выгодно государству и невыгодно импортерам.
Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каждый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8,4% от стоимости.
3. Ставка пошлины:
• максимальные
• минимальные, конвенциональные
• преференциальные

В Российской Федерации Импортный таможенный тариф построен следующим образом:
• товары, происходящие из стран, пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию Российской Федерации с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа (вторая колонка тарифа);
• к товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются базовые ставки импортных таможенных пошлин, уменьшенные на 25% (первая колонка тарифа);
• товары, происходящие из наименее развитых стран, пропускаются на территорию Российской Федерации беспошлинно;
• товары, происходящие из стран, не пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию Российской Федерации с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа, увеличенным в два раза (третья колонка тарифа).
Центральным обязательством по ГАТТ является взаимное предоставление его участникам режима наиболее благоприятствуемой нации (most favored nation (MFN) status), суть которого изложена в статье I. Речь идет о следующем:
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) – режим, согласно которому если одна из договаривающихся стран предоставляет третьей стороне определенный объем льгот, привилегий и изъятий из-под действия законов во внешней торговле, то он немедленно и безусловно распространяется на вторую договаривающуюся сторону.
4. Направление действия пошлин:
• преференциальные
• дискриминационные: ответные, компенсационные, антидемпинговые.
В соответствии с направлением действия различаются преференциальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.
Уровень дискриминационных пошлин выше ставок первой колонки. Среди дискриминационных пошлин можно выделить ответные, компенсационные, антидемпинговые.
Ответные пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.
Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.
Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу* (dumping), для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.
* Согласно положениям ГАТТ демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара.
Нормальная стоимость определяется несколькими способами. Прежде всего, это цена, устанавливаемая в обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для внутреннего потребления в экспортирующей стране или стране его происхождения. Эта цена не должна включать скидки, имеющие прямое отношение к рассматриваемой продаже. Скидки допустимы, если они непосредственно связаны с рассматриваемой продажей и представлены доказательства, что они основаны на постоянной практике в течение предшествующего периода или на обязательстве соблюдать условия, необходимые для их получения.
Если аналогичный товар на рынке экспортирующей страны отсутствует, то для сравнения выбирается представительная цена аналогичного товара на рынке третьей страны (обычно наивысшая) или сконструированная стоимость, которая включает как стоимость производства, так и сбытовые, административные и другие общие расходы.
Для определения величины демпинга (демпинговой разницы) сравниваются уровни нормальной стоимости и экспортной цены с учетом физических характеристик товара, налогов, издержек обращения (транспортные расходы, страхование и т.д.), количества поставляемых товаров и условий продажи. Наряду с определением величины демпинга необходимо также доказать, что поставки данного товара по заниженным ценам наносят или угрожают нанести ущерб национальным производителям в стране-импортере.
Попытки количественно определить понятие "ущерб" в рамках ГАТТ закончились безрезультатно. Антидемпинговое законодательство в большинстве стран обычно содержит только общие принципы определения ущерба. При рассмотрении этого вопроса во внимание принимаются объем демпингового импорта по отношению к объему внутреннего производства или потребления, цена демпингового импорта и ее влияние на внутреннее производство в стране-импортере: на загрузку производственных мощностей, складские запасы, а также на продажи, цены, прибыль, занятость, долю рынка и др.
Определение демпинга происходит в процессе антидемпингового расследования, проводимого соответствующим органом страны-импортера или международным органом. Например, в ЕС таким органом является Комиссия европейских сообществ (КЕС). В ходе антидемпингового разбирательства КЕС может ввести в действие временную антидемпинговую пошлину. Срок ее действия четыре

Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т.е. проводит определенную политику в данной сфере. Существуют две основные разновидности политики в области международной торговли:
• внешнеторговая политика;
• международная торговая политика.
1. Цели и основные направления
Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
• изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
• изменение объема экспорта и импорта;
• изменение структуры внешней торговли;
• обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.п.);
• изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.
Существует два основных направления внешнеторговой политики:
• политика свободной торговли;
• протекционизм.
Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.
Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а, следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
Протекционизм (protectionism) - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.
Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.
В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.
Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.
Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т.д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.
К инструментам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).
2. Таможенные тарифы
Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы и пошлины.
Таможенный тариф - это систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин. Тарифы могут быть одноколонными и многоколонными. В современной практике применяются многоколонные ил сложные тарифы. Как правило, указаны три ставки пошлин – максимальная, базовая и преференциальная.
Основным принципом построения таможенного тарифа служит принцип тарифной эскалации, согласно которому ставка пошлины растет по мере повышения степени обработки товара. А именно: сырье ввозится фактически беспошлинно, полуфабрикаты – по более высоким пошлинам, а готовая продукция облагается наиболее высокими ставками пошлин. Так, в США средний уровень таможенного обложения 2,2% на сырье, 5,2% на полуфабрикаты, 5,7% на готовые изделия; в Бразилии – 9,3%, 11,9% и 15,8%.
Под таможенной пошлиной понимают государственный денежный сбор, взимаемый с товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
Таким образом, введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой - защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров производится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины.
Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям.
1. Направление движения товара:
• импортные
• экспортные
• транзитные
В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применяются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.
2. Способ установления пошлины:
• адвалорные
• специфические
• комбинированные
В соответствии со способом установления различаются адвалорные (ad valorem), специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.
В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6%). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.
Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения.
В зависимости от способа установления пошлин может быть достигнут разный результат.
Пример. Предположим, что цена единицы товара составляет 100 дол. В этом случае при установлении адвалорной пошлины в размере 20% от цены товара или специфической пошлины в размере 20 дол. за единицу будет достигнут одинаковый эффект. Если цена товара упала до 50 дол. за единицу, то в зависимости от способа установления пошлины произойдет следующее:
а) процентное соотношение адвалорной пошлины и цены товара не изменится, но уменьшится абсолютная величина взимаемой пошлины до 10 дол.;
б) абсолютная величина специфической пошлины сохранится без изменений, но увеличится до 40% соотношение между ставкой пошлины и ценой товара.
Понятно, что установление специфических пошлин в условиях ухудшающейся конъюнктуры более выгодно государству и невыгодно импортерам.
Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каждый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8,4% от стоимости.
3. Ставка пошлины:
• максимальные
• минимальные, конвенциональные
• преференциальные

http://www.ukrrudprom.ua/digest/Mirovaya_torgovlya

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т.е. проводит определенную политику в данной сфере. Существуют две основные разновидности политики в области международной торговли:
• внешнеторговая политика;
• международная торговая политика.
1. Цели и основные направления
Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
• изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
• изменение объема экспорта и импорта;
• изменение структуры внешней торговли;
• обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.п.);
• изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.
Существует два основных направления внешнеторговой политики:
• политика свободной торговли;
• протекционизм.
Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.
Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а, следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
Протекционизм (protectionism) - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.
Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.
В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.
Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.
Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т.д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.
К инструментам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).
2. Таможенные тарифы
Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы и пошлины.
Таможенный тариф - это систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин. Тарифы могут быть одноколонными и многоколонными. В современной практике применяются многоколонные ил сложные тарифы. Как правило, указаны три ставки пошлин – максимальная, базовая и преференциальная.
Основным принципом построения таможенного тарифа служит принцип тарифной эскалации, согласно которому ставка пошлины растет по мере повышения степени обработки товара. А именно: сырье ввозится фактически беспошлинно, полуфабрикаты – по более высоким пошлинам, а готовая продукция облагается наиболее высокими ставками пошлин. Так, в США средний уровень таможенного обложения 2,2% на сырье, 5,2% на полуфабрикаты, 5,7% на готовые изделия; в Бразилии – 9,3%, 11,9% и 15,8%.
Под таможенной пошлиной понимают государственный денежный сбор, взимаемый с товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
Таким образом, введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой - защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров производится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины.
Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям.
1. Направление движения товара:
• импортные
• экспортные
• транзитные
В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применяются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.
2. Способ установления пошлины:
• адвалорные
• специфические
• комбинированные
В соответствии со способом установления различаются адвалорные (ad valorem), специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.
В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6%). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.
Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения.
В зависимости от способа установления пошлин может быть достигнут разный результат.
Пример. Предположим, что цена единицы товара составляет 100 дол. В этом случае при установлении адвалорной пошлины в размере 20% от цены товара или специфической пошлины в размере 20 дол. за единицу будет достигнут одинаковый эффект. Если цена товара упала до 50 дол. за единицу, то в зависимости от способа установления пошлины произойдет следующее:
а) процентное соотношение адвалорной пошлины и цены товара не изменится, но уменьшится абсолютная величина взимаемой пошлины до 10 дол.;
б) абсолютная величина специфической пошлины сохранится без изменений, но увеличится до 40% соотношение между ставкой пошлины и ценой товара.
Понятно, что установление специфических пошлин в условиях ухудшающейся конъюнктуры более выгодно государству и невыгодно импортерам.
Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каждый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8,4% от стоимости.
3. Ставка пошлины:
• максимальные
• минимальные, конвенциональные
• преференциальные

В Российской Федерации Импортный таможенный тариф построен следующим образом:
• товары, происходящие из стран, пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию Российской Федерации с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа (вторая колонка тарифа);
• к товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются базовые ставки импортных таможенных пошлин, уменьшенные на 25% (первая колонка тарифа);
• товары, происходящие из наименее развитых стран, пропускаются на территорию Российской Федерации беспошлинно;
• товары, происходящие из стран, не пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию Российской Федерации с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа, увеличенным в два раза (третья колонка тарифа).
Центральным обязательством по ГАТТ является взаимное предоставление его участникам режима наиболее благоприятствуемой нации (most favored nation (MFN) status), суть которого изложена в статье I. Речь идет о следующем:
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) – режим, согласно которому если одна из договаривающихся стран предоставляет третьей стороне определенный объем льгот, привилегий и изъятий из-под действия законов во внешней торговле, то он немедленно и безусловно распространяется на вторую договаривающуюся сторону.
4. Направление действия пошлин:
• преференциальные
• дискриминационные: ответные, компенсационные, антидемпинговые.
В соответствии с направлением действия различаются преференциальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.
Уровень дискриминационных пошлин выше ставок первой колонки. Среди дискриминационных пошлин можно выделить ответные, компенсационные, антидемпинговые.
Ответные пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.
Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.
Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу* (dumping), для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.
* Согласно положениям ГАТТ демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара.
Нормальная стоимость определяется несколькими способами. Прежде всего, это цена, устанавливаемая в обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для внутреннего потребления в экспортирующей стране или стране его происхождения. Эта цена не должна включать скидки, имеющие прямое отношение к рассматриваемой продаже. Скидки допустимы, если они непосредственно связаны с рассматриваемой продажей и представлены доказательства, что они основаны на постоянной практике в течение предшествующего периода или на обязательстве соблюдать условия, необходимые для их получения.
Если аналогичный товар на рынке экспортирующей страны отсутствует, то для сравнения выбирается представительная цена аналогичного товара на рынке третьей страны (обычно наивысшая) или сконструированная стоимость, которая включает как стоимость производства, так и сбытовые, административные и другие общие расходы.
Для определения величины демпинга (демпинговой разницы) сравниваются уровни нормальной стоимости и экспортной цены с учетом физических характеристик товара, налогов, издержек обращения (транспортные расходы, страхование и т.д.), количества поставляемых товаров и условий продажи. Наряду с определением величины демпинга необходимо также доказать, что поставки данного товара по заниженным ценам наносят или угрожают нанести ущерб национальным производителям в стране-импортере.
Попытки количественно определить понятие "ущерб" в рамках ГАТТ закончились безрезультатно. Антидемпинговое законодательство в большинстве стран обычно содержит только общие принципы определения ущерба. При рассмотрении этого вопроса во внимание принимаются объем демпингового импорта по отношению к объему внутреннего производства или потребления, цена демпингового импорта и ее влияние на внутреннее производство в стране-импортере: на загрузку производственных мощностей, складские запасы, а также на продажи, цены, прибыль, занятость, долю рынка и др.
Определение демпинга происходит в процессе антидемпингового расследования, проводимого соответствующим органом страны-импортера или международным органом. Например, в ЕС таким органом является Комиссия европейских сообществ (КЕС). В ходе антидемпингового разбирательства КЕС может ввести в действие временную антидемпинговую пошлину. Срок ее действия четыре

Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т.е. проводит определенную политику в данной сфере. Существуют две основные разновидности политики в области международной торговли:
• внешнеторговая политика;
• международная торговая политика.
1. Цели и основные направления
Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
• изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
• изменение объема экспорта и импорта;
• изменение структуры внешней торговли;
• обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.п.);
• изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.
Существует два основных направления внешнеторговой политики:
• политика свободной торговли;
• протекционизм.
Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.
Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а, следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
Протекционизм (protectionism) - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.
Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.
В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.
Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.
Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т.д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.
К инструментам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).
2. Таможенные тарифы
Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы и пошлины.
Таможенный тариф - это систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин. Тарифы могут быть одноколонными и многоколонными. В современной практике применяются многоколонные ил сложные тарифы. Как правило, указаны три ставки пошлин – максимальная, базовая и преференциальная.
Основным принципом построения таможенного тарифа служит принцип тарифной эскалации, согласно которому ставка пошлины растет по мере повышения степени обработки товара. А именно: сырье ввозится фактически беспошлинно, полуфабрикаты – по более высоким пошлинам, а готовая продукция облагается наиболее высокими ставками пошлин. Так, в США средний уровень таможенного обложения 2,2% на сырье, 5,2% на полуфабрикаты, 5,7% на готовые изделия; в Бразилии – 9,3%, 11,9% и 15,8%.
Под таможенной пошлиной понимают государственный денежный сбор, взимаемый с товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
Таким образом, введение импортных таможенных пошлин, с одной стороны, способствует сокращению внутреннего потребления, а с другой - защите национальных товаропроизводителей. Степень защиты (протекции) различна по различным товарам. К тому же она не всегда так очевидна, поскольку большинство товаров производится с использованием сырья и полуфабрикатов, на которые также могут устанавливаться пошлины.
Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям.
1. Направление движения товара:
• импортные
• экспортные
• транзитные
В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применяются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.
2. Способ установления пошлины:
• адвалорные
• специфические
• комбинированные
В соответствии со способом установления различаются адвалорные (ad valorem), специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.
В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6%). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.
Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения.
В зависимости от способа установления пошлин может быть достигнут разный результат.
Пример. Предположим, что цена единицы товара составляет 100 дол. В этом случае при установлении адвалорной пошлины в размере 20% от цены товара или специфической пошлины в размере 20 дол. за единицу будет достигнут одинаковый эффект. Если цена товара упала до 50 дол. за единицу, то в зависимости от способа установления пошлины произойдет следующее:
а) процентное соотношение адвалорной пошлины и цены товара не изменится, но уменьшится абсолютная величина взимаемой пошлины до 10 дол.;
б) абсолютная величина специфической пошлины сохранится без изменений, но увеличится до 40% соотношение между ставкой пошлины и ценой товара.
Понятно, что установление специфических пошлин в условиях ухудшающейся конъюнктуры более выгодно государству и невыгодно импортерам.
Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каждый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8,4% от стоимости.
3. Ставка пошлины:
• максимальные
• минимальные, конвенциональные
• преференциальные

http://www.ukrrudprom.ua/digest/Mirovaya_torgovlya

Купить эту работу

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 200 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

6 декабря 2013 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Yern
4.8
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—5 дней
300 ₽ Цена от 200 ₽

5 Похожих работ

Доклад

Внешняя задолженность стран и пути их урегулирования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Доклад

Сравнение ВТО и ВОИС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
134 ₽
Доклад

Европейская схема торговли эмиссиями

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Доклад

Телекоммуникационные системы в банковском деле.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Доклад

Особенности процесса слияний и поглощений на рынке негосударственного пенсионного обеспечения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Эльза Ахкамиева об авторе Yern 2014-05-09
Доклад

Замечательный АВТОР! СПАСИБО ЕМУ за отличную, качественную работу!

Общая оценка 5
Отзыв Ольга об авторе Yern 2017-01-04
Доклад

Спасибо за работу!

Общая оценка 5
Отзыв Елен169 об авторе Yern 2016-01-14
Доклад

Большое спасибо замечательному автору!!! Все быстро и очень качественно сделано!!!

Общая оценка 5
Отзыв Владимир об авторе Yern 2015-05-23
Доклад

Как всегда-на высшем уровне! Очень благодарен Елене.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Анализ финансового обеспечения здравоохранения в Российской федерации на примере ГБУЗ ХХХ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Оценка показателей работы филиала ОАО "ТрансКонтейнер" на Свердловской железной дороге

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Пути снижения расходов Предприятия (взять строительную фирму по г. Москва)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Развитие тайваньского экспорта на китайский рынок в сегменте товаров народного потребления

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России с Францией

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Стратегические альянсы ТНК на современном этапе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

аНАЛИЗ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ пао СБЕРБАНК

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

ВАЛЮТНЫЕ ОПЦИОНЫ: ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ И ОСНОВНЫЕ БИРЖЕВЫЕ ПЛОЩАДКИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Оценка эффективности труда работников предприятия и их материальное стимулирование ( на примере Филиала ОАО "Ленэнерго "Кабельная сеть")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Планирование издержек и результатов деятельности организации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Проблемы снижения безработицы в сельской местности Алтайского края

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2200 ₽
Готовая работа

Тема: «Анализ ценообразования и формирования ценовой политики предприятия (на материалах Филиала ПАО "МРСК Центра"-"Липецкэнерго", г. Липецк)»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽