Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Семантизация глагола “говорить

  • 50 страниц
  • 2017 год
  • 152 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность.Среди значимых национально-специфичных концептов, формирующих языковую картину мира отдельной нации, выделяются лексико-семантические группы конкретных частей речи, их морфологические признаки и способы образования. Отнесение слова к конкретной части речи в морфологии основывается на совокупности характерных морфологических признаков и грамматических категорий. Особую сложность при изучении частей речи представляет глагол: это связано с тем, что наблюдаются различные подходы лингвистов к описанию глагола как части речи. И. Г. Голованов рассматривает глагол как высшую, наиболее отвлечённую, конструктивную и прогрессирующую категорию языка. В характеристику глагола включены его синтаксическое употребление в функции сказуемого и особаяформа системоформообразовательных и словообразовательных моделей.
Исследование семантики глагола «говорить» с приставками в лингвистике является наиболее распространенным: интерес учёных связан с неоднозначностью выделения синонимического ряда и сложностью их семантической структуры. В современных исследованиях лексико-семантического языкового уровня наблюдается тенденция комплексного описания лексических явлений во взаимодействии их парадигматики и синтагматики. Этот процесс отражается в различных идеографических, тематических, системных и комплексных словарях, в частности, под редакцией Ю.Н. Караулова (1980), В.В. Морковкина(2000), Л.М. Васильева (2000), А.Н. Тихонова (2001), Т.Ф. Ефремовой (2010) и других.
Антропоцентрическая парадигма глагола «говорить» с приставками характеризует собственно процесс речи, в частности, определенный речевой процесс, отражающий эмоциональное состояние человека, что привлекает интерес изучения с разных научных точек зрения: лингвистики, философии, логики, психологии. Разные подходы к изучению глагола «говорить» с приставками свидетельствует о недостаточном исследовании их в системе языка и значимости для выражения эмоционального состояния человека. В научных трудах по лингвистике мало работ, в которых рассмотрена функциональная категоризация глаголов говорения с описанием механизма варьирования их категориального статуса с позиций семантизации при изучении их на занятиях русского языка как иностранного.
Наряду с традиционными - структурно-синтаксическим и функционально-семантическим - в современное время лингвистами разрабатываются новые подходы к изучению глаголов с приставками с общим значением говорения: коммуникативно-прагматический, когнитивный. Новые подходы связаны с тем, что каждая новая приставка, присоединенная к глаголу «говорить», придает ему определенную конситуацию и интерпретацию. Каждое значение слова «говорить» с приставкой можно понять только в контексте: многообразие контекста требует уточнения семантики глагола, что предопределяется значением самой приставки.
При изучении и сопоставлении семантики глагола «говорить» с приставкой в практике преподавания русского языка как иностранного возникают противоречия, ведущие к проблеме исследования. Во-первых, при переводе выражений с глаголом «говорить» с приставками с одного языка на другой трудно сохранить специфику русского языка, так как часто в родном языке нет адекватного эквивалента. Во-вторых, благодаря образности, экспрессивности и употребления глагола «говорить» с приставками в разных стилях, речь коммуникантов становится эмоциональней, выразительней, более простой. Однако увидеть эти особенности можно лишь через изучение и анализ художественных текстов или отдельных синтаксических конструкций, так как их приставки придают оттенок в лексическом значении и часто неверно воспринимаются в иностранной аудитории.
Состояние и степень разработанности проблемы. Вопрос о системности лексики русского языка интересовал лингвистов с самого начала зарождения языковых явлений. Попытки обосновать различные лексико-семантические поля в строгую систему привели к появлению большого количества научных статей, исследований. Лингвистами Ю.Д. Апресян, А.А. Брагиной, Л.Ю. Максимовым, Л.А. Новиковым, М.Р. Львовым, А.Н. Тихоновымрассмотрены лексико-семантические парадигмы: синонимия и антонимия. Теоретические и практические исследования С.Н. Антоновой, Е.В. Падучевой, Е.В. Шейко посвящены характеристике глаголов говорения как динамической модели в языковой картине мира, семантике и сочетаемости глагола «говорить».
Проблема: какова значимость и пути формирования интереса к изучению семантики глагола «говорить» с приставками в образовательном процессе?
Гипотеза исследования: наше предположение строится на том, что изучение семантического объема глагола «говорить» с приставками, их активное использование в речевых ситуациях, будет способствовать эффективному формированию лингвокультурологической и коммуникативной компетенции обучающихся, навыков правильной литературной речи.
Объект исследования: семантика глагола «говорить» с приставками.
Предмет исследования: методический материал для изучения глагола «говорить» с приставками на занятиях РКИ.
Цель исследования: изучить семантизацию глагола «говорить» с приставками и определить лексико-семантические особенности употребления этих глаголов в речевых ситуациях на занятиях русского языка как иностранного.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть семантическую структуру глаголов в русском языке.
2. Выявить особенности глаголов речевого действия и процесса речи, их классификацию.
3. Рассмотреть семантическую структуру глагола «говорить» с приставками с использованием различных словарей и справочников.
4. Проанализировать значимость изучения семантики и грамматики лексико-семантической группы «говорить» с приставками в иностранной аудитории.
5. Определить методические аспекты изучения семантики глагола «говорить» с приставками на занятиях РКИ.
6. Разработать комплекс упражнений для изучения семантизации глагола «говорить» с приставками.
Методы и приемы исследования:
- теоретическое исследование основных лингвистических понятий по теме;
- прием сплошной выборки из различных словарей;
- метод лингвистического анализа предложений из Национального корпуса русского языка.
Источники материала: Материалом исследования послужили Словари: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова [1999] и «Современный словарь русского языка: Три в одном» Т.Ф. Ефремовой [2010]. Иллюстративной базой послужили художественные и публицистические тексты писателей-классиков и наших современников, подобранных из Национального корпуса русского языка.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в данной работе доказано: глагол «говорить» с приставками является динамической моделью языковой картины мира и одной из семантических парадигм вариантного типа, системно организующих лексико-семантический уровень языка. Конкретизация понятий «семантическая структура» и «лексико-семантическая группа» показали, что их толкование определяется направлением исследования и выбранным принципом классификации глагола «говорить» с приставками.В работе показан системный подход к изучениюсемантизации глагола «говорить» с приставками на занятиях РКИ.
Практическая значимость: В исследовании семантического объема глагола «говорить» с приставками в значении «процесса речи» широко использовался материал «Словообразовательного и морфемного словаря» и Национального корпуса русского языка (НКРЯ). Результаты исследования могут служить материалом для преподавания русского языкакак иностранного с учетом культуры и особенностей восприятия языковой картины мира обучающихся, в лекционных курсах и при проведении семинаров по лингвистике.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.



Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения глаголов речи в русском языке 8
1.1 Семантическая структура глаголов в русском языке 8
1.2 Семантические особенности и классификация глаголов говорения 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Глагол «говорить» как динамическая модель языковой картины мира 18
2.1 Лексико-семантическая характеристика глагола «говорить» 18
2.2 Семантическая структура глагола «говорить» с приставками 21
Выводы по второй главе 27
Глава 3 Методические аспекты изучения семантики глагола «говорить» с приставками на занятиях русского языка как иностранного 28
3.1 Методы и приемы изучения ЛСГ «говорить» на занятиях РКИ 28
3.2 Комплекс упражнений для изучения семантизации глагола «говорить» с приставками на занятиях РКИ в студенческой аудитории 30
Выводы по третьей главе 36
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 43

Теоретическое и практическое исследование значимости лексико-семантической структуры глагола «говорить» определило, что данный термин в лингвистике трактуется неоднозначно: по мнению Л.М. Васильева, лексико-семантическая группа представляет собой семантический класс лексем, которые объединены общей лексической парадигматической семой или общим семантическим множителем.
Соотнесенность и значимость глаголов с приставками со значением «владеть, пользоваться речью» в данной лексико-семантическом ряду зависит от значений всех слов, но с обязательным общим семантическим признаком, который есть у всех слов – корень – говор - он и связывает слова в группу. Семантическим признаком лексико-семантической структуры глагола «говорить» с приставкой служит сема, повторяющаяся во всех лексических единицах класса, и сема, противопоставляющая конкретную лексему другим лексемам структуры микрополя. Парадигматической особенностью слов данного семантического ряда является единая категориальная лексическая сема - говорить. Эта сема составляет семантическую основу группы и в каждом отдельном слове уточняется с помощью приставки и дифференциальных сем [Артюнова Н.Д. 2009: 33].
Выбор и анализ глаголов «говорить» с приставками – за-, под-, на-, с-, пере-, про-, выбранных из различных Словарей и текстов художественных произведений, в частности, из Национального корпуса русского языка, показывает на необходимость их изучения в тесной связи двух разделов русского языка: лексики и грамматики.
При обучении русскому языку как иностранному ведущая роль принадлежит такому приему работы как презентация лексического материала. Презентация является формой представления информации с использованием разных технических средств. Главная цель презентации – сделать так, чтобы её объект заинтересовал аудиторию.В основе презентации лексического материала заложены четыре главных умения: понимание вводимой лексики, распознавание её в тексте, использование новых слов в работе с продуктивными видами речевой деятельности – говорением и письмом.
На продвинутом этапе познания РКИ в методике преподавания ведущее место отводится углубленной работе с текстом, содержащим познавательный материал исторического и страноведческого характера. На наш взгляд, при анализе семантики и презентации глаголов с приставками подходят тексты из художественных произведений: они наиболее доступны и понятны иностранным студентам.
Текстовый этап работы формирует коммуникативные навыки при работе с информационным материалом: данный этап имеет несколько частей: а) выявление новой информации из прочитанного текста; б) определение главной информации и второстепенной; в) формулирование собственной оценки на основе прочитанного текста.
Цель, задачи исследования достигнуты. Гипотеза исследования о том, что изучение семантического объема глагола «говорить» с приставками, их активное использование в речевых ситуациях, будет способствовать эффективному формированию лингвокультурологической и коммуникативной компетенции обучающихся, навыков правильной литературной речи доказана.
Подобранный лексический материал с глаголом «говорить» с приставками свидетельствует о важности изучения тех семантических процессов, которые отражают способы глагольного действия в русском языке.

1. Антонова С.М. Глаголы говорения – динамическая модель языковой картины мира: опыт когнитивной интерпретации: Монография / С.М. Антонова. – Гродно: ГрГУ, 2013. – 519с.
2. Арутюнова Н.Д.Логический анализ языка. Тождество и подобие. Сравнение и идентификация / Н.Д. Артюнова. – М.: Институт языкознания, 2009. – 310с.
3. Арутюнова Н. Д. Лингвистические проблемы референции // Новое в зарубежной лингвистике. - Выпуск 13: Проблемы референции. - М., 2012. - С. 5-40.
4. Апресян Ю.Д. Исследования по семантике и лексикографии. Т.1. / Ю.Д. Апресян. - М.: Издательство: Языки славянских культур, 2009. – 568с.
5. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимичные средства языка / Ю.Д. Апресян. – М., 2009. – 328с.
6. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Морфология / В.А. Белошапкова. – М., 2012. – 340с.
7. Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения / В.В. Богданов – СПб., 2010. – 170с.
8. Васильев Л. М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи. Очерки по семантике русского глагола / Л.М. Васильев. ‒ Уфа, 2005. – С. 213−266.
9. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика / Л.М. Васильев. – М., 2010. – 190с.
10. Вежбицкая А. Речевые жанры: Жанры речи / А. Вежбицкая. – Саратов: Колледж, 2013. – 290с.
11. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – М.: Изд-во Высшая школа, 1992.–614с.
12. Головинская М. Я. Глагол со значением передачи информации. Язык о языке: Сборник статей / Под ред. Н. Д. Арутюновой. ‒ М., 2010. – С. 403−417.
13. Гловинская М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов. Русский язык и его функционирование. Коммуникативно-прагматический аспект / М.Я. Гловинская. – М.: Наука, 2013. – С. 251-275.
14. Горбова Е.В. Опыт разработки универсальной классификации характеров глаголов действия. – СПб.: Изд-во СПб.ГУ, 2009. – 60с.
15. Гуан Лили. Сопоставление грамматических категорий глагола китайского и русского языков // Вестник БГУ им. К. Карасаева. Серия филология. - 2010. - №1(16). - С.100-101.
16. Дворник О.Д. Функциональная категоризация глаголов говорения в современном английском языке. Автореф. дисс. докт. филол. наук. / О.Д. Дворник. – Белгород, 2009. – 205с.
17. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е.А. Земская. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 382с.
18. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. – М., 2009. – 386с.
19. Золотых Л. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного в китайской аудитории : учебное пособие / Л. Г. Золотых, М. Л. Лаптева, М. С. Кунусова, Т. К. Бардина ; под общ.ред. М. Л. Лаптевой. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012. – 91с..
20. Егорова А.Ф. Сборник упражнений по русскому языку. Начальный этап / А.Ф. Егорова. – М. Издательский Дом «Муравей-Гайд», 2011. – 64с.
21. Ефремова Т.В. Орфографический. Словообразовательный. Морфемный. Словари русского языка.– М.: Астрель; АСТ, 2010. – 699с.
22. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов / А.А. Камынина. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 240с.
23. Каныгина Н.В. Семантическая структура глаголов понимания в русском и английском языках / Н.В. Каныгина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2012. № 1 (15). – С. 185-190.
24. Кобозева И.М. Категории интенциональности и когнитивности в современной лингвистике: учебное пособие. 2013 [Электронный ресурс].// URL: http:// www.rspu.edu.ru/rspu/resources. (дата обращения 12.12.2016).
25. Ковалева А.В. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ / А.В. Ковалева // Вестник ВГУ. – 2013. - № 2. – 231-239.
26. Кодуков В. И. Прямая и косвенная речь в совершенном русском языке / В.И. Кодуков. – СПб., 2001. – 86с.
27. Кронгауз М. А. Приставки и глаголы в русском языке: Семантическая грамматика / М.А. Кронгауз. - М., 2013. – 108с.
28. Крысин Л. П. Социосемантика: Современный русский язык: Учеб.для филол. спец. высших учебных заведений / Л.П. Крысин. – М.:, 2007. –360с.
29. Лебединский С.И. Методика русского языка как иностранного: Учебное пособие / С.И. Лебединский, Л.Ф. Гербик. – Мн., 2011. – 309с.
30. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ТЕМП, 2009. – 944с.
31. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики / Е.В. Падучева. – М.: Языки славянской культуры, 2014. – 608с.
32. Переслегина Е.Р. О некоторых приемах презентации национально маркированных концептов на уроках русского языка как иностранного / Е.Р. Переслегина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2011. - № 6. – С. 342-344.
33. Подшибякина Н.А., Скрипкина Н.Ф. Семантика и презентация глагольных приставок в практике преподавания русского языка как иностранного // Электронный журнал «Грани познания». 2010. № 5. – www.grani.vspu.ru
34. Самигуллина А.С. Когнитивная лингвистика и семиотика / А.С. Самигуллина А.С. // Вестник Ярославского государственного педагогического университета. 2007. № 3.
35. Семиколенов Е.И. Семантические классификации русского глагола в связи с проблемами вида. Раздел 3. Семантические исследования лексики и грамматики / Е.И. Семиколенова. – М., 2015. – С. 183-187.
36. Справочник по русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. –М.: ООО ТИД Русское слово-РС, 2012. – 400с.
37. Тихонов А.Н. Основные понятия русского словообразования: Словообразовательный словарь русского языка / А.Н. Тихонов. - М.: Русский язык, 1998.- 1268с.
38. Шейко Е.В. Семантика глаголов говорить – сказать в изъяснительных сложноподчиненных предложениях: Сборник статей / Е.В. Шейко. – М., 2014. – С.139-146.
39. Ширяев Е.Н. Глаголы речи, восприятия и мысли в роли разговорных модальных средств / Е.Н. Ширяев // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. ‒ М., 2004. – 186с.
40. Шведова Н.Ю. Русский семантический словарь: Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова; под общей ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 2011. – Т.1, Т.2, Т.3, Т. 4.
41. Яхонтов С.Е. Категория глагола в китайском языке.- СПб., 2007. – 157с.  

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность.Среди значимых национально-специфичных концептов, формирующих языковую картину мира отдельной нации, выделяются лексико-семантические группы конкретных частей речи, их морфологические признаки и способы образования. Отнесение слова к конкретной части речи в морфологии основывается на совокупности характерных морфологических признаков и грамматических категорий. Особую сложность при изучении частей речи представляет глагол: это связано с тем, что наблюдаются различные подходы лингвистов к описанию глагола как части речи. И. Г. Голованов рассматривает глагол как высшую, наиболее отвлечённую, конструктивную и прогрессирующую категорию языка. В характеристику глагола включены его синтаксическое употребление в функции сказуемого и особаяформа системоформообразовательных и словообразовательных моделей.
Исследование семантики глагола «говорить» с приставками в лингвистике является наиболее распространенным: интерес учёных связан с неоднозначностью выделения синонимического ряда и сложностью их семантической структуры. В современных исследованиях лексико-семантического языкового уровня наблюдается тенденция комплексного описания лексических явлений во взаимодействии их парадигматики и синтагматики. Этот процесс отражается в различных идеографических, тематических, системных и комплексных словарях, в частности, под редакцией Ю.Н. Караулова (1980), В.В. Морковкина(2000), Л.М. Васильева (2000), А.Н. Тихонова (2001), Т.Ф. Ефремовой (2010) и других.
Антропоцентрическая парадигма глагола «говорить» с приставками характеризует собственно процесс речи, в частности, определенный речевой процесс, отражающий эмоциональное состояние человека, что привлекает интерес изучения с разных научных точек зрения: лингвистики, философии, логики, психологии. Разные подходы к изучению глагола «говорить» с приставками свидетельствует о недостаточном исследовании их в системе языка и значимости для выражения эмоционального состояния человека. В научных трудах по лингвистике мало работ, в которых рассмотрена функциональная категоризация глаголов говорения с описанием механизма варьирования их категориального статуса с позиций семантизации при изучении их на занятиях русского языка как иностранного.
Наряду с традиционными - структурно-синтаксическим и функционально-семантическим - в современное время лингвистами разрабатываются новые подходы к изучению глаголов с приставками с общим значением говорения: коммуникативно-прагматический, когнитивный. Новые подходы связаны с тем, что каждая новая приставка, присоединенная к глаголу «говорить», придает ему определенную конситуацию и интерпретацию. Каждое значение слова «говорить» с приставкой можно понять только в контексте: многообразие контекста требует уточнения семантики глагола, что предопределяется значением самой приставки.
При изучении и сопоставлении семантики глагола «говорить» с приставкой в практике преподавания русского языка как иностранного возникают противоречия, ведущие к проблеме исследования. Во-первых, при переводе выражений с глаголом «говорить» с приставками с одного языка на другой трудно сохранить специфику русского языка, так как часто в родном языке нет адекватного эквивалента. Во-вторых, благодаря образности, экспрессивности и употребления глагола «говорить» с приставками в разных стилях, речь коммуникантов становится эмоциональней, выразительней, более простой. Однако увидеть эти особенности можно лишь через изучение и анализ художественных текстов или отдельных синтаксических конструкций, так как их приставки придают оттенок в лексическом значении и часто неверно воспринимаются в иностранной аудитории.
Состояние и степень разработанности проблемы. Вопрос о системности лексики русского языка интересовал лингвистов с самого начала зарождения языковых явлений. Попытки обосновать различные лексико-семантические поля в строгую систему привели к появлению большого количества научных статей, исследований. Лингвистами Ю.Д. Апресян, А.А. Брагиной, Л.Ю. Максимовым, Л.А. Новиковым, М.Р. Львовым, А.Н. Тихоновымрассмотрены лексико-семантические парадигмы: синонимия и антонимия. Теоретические и практические исследования С.Н. Антоновой, Е.В. Падучевой, Е.В. Шейко посвящены характеристике глаголов говорения как динамической модели в языковой картине мира, семантике и сочетаемости глагола «говорить».
Проблема: какова значимость и пути формирования интереса к изучению семантики глагола «говорить» с приставками в образовательном процессе?
Гипотеза исследования: наше предположение строится на том, что изучение семантического объема глагола «говорить» с приставками, их активное использование в речевых ситуациях, будет способствовать эффективному формированию лингвокультурологической и коммуникативной компетенции обучающихся, навыков правильной литературной речи.
Объект исследования: семантика глагола «говорить» с приставками.
Предмет исследования: методический материал для изучения глагола «говорить» с приставками на занятиях РКИ.
Цель исследования: изучить семантизацию глагола «говорить» с приставками и определить лексико-семантические особенности употребления этих глаголов в речевых ситуациях на занятиях русского языка как иностранного.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть семантическую структуру глаголов в русском языке.
2. Выявить особенности глаголов речевого действия и процесса речи, их классификацию.
3. Рассмотреть семантическую структуру глагола «говорить» с приставками с использованием различных словарей и справочников.
4. Проанализировать значимость изучения семантики и грамматики лексико-семантической группы «говорить» с приставками в иностранной аудитории.
5. Определить методические аспекты изучения семантики глагола «говорить» с приставками на занятиях РКИ.
6. Разработать комплекс упражнений для изучения семантизации глагола «говорить» с приставками.
Методы и приемы исследования:
- теоретическое исследование основных лингвистических понятий по теме;
- прием сплошной выборки из различных словарей;
- метод лингвистического анализа предложений из Национального корпуса русского языка.
Источники материала: Материалом исследования послужили Словари: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова [1999] и «Современный словарь русского языка: Три в одном» Т.Ф. Ефремовой [2010]. Иллюстративной базой послужили художественные и публицистические тексты писателей-классиков и наших современников, подобранных из Национального корпуса русского языка.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в данной работе доказано: глагол «говорить» с приставками является динамической моделью языковой картины мира и одной из семантических парадигм вариантного типа, системно организующих лексико-семантический уровень языка. Конкретизация понятий «семантическая структура» и «лексико-семантическая группа» показали, что их толкование определяется направлением исследования и выбранным принципом классификации глагола «говорить» с приставками.В работе показан системный подход к изучениюсемантизации глагола «говорить» с приставками на занятиях РКИ.
Практическая значимость: В исследовании семантического объема глагола «говорить» с приставками в значении «процесса речи» широко использовался материал «Словообразовательного и морфемного словаря» и Национального корпуса русского языка (НКРЯ). Результаты исследования могут служить материалом для преподавания русского языкакак иностранного с учетом культуры и особенностей восприятия языковой картины мира обучающихся, в лекционных курсах и при проведении семинаров по лингвистике.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.



Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения глаголов речи в русском языке 8
1.1 Семантическая структура глаголов в русском языке 8
1.2 Семантические особенности и классификация глаголов говорения 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Глагол «говорить» как динамическая модель языковой картины мира 18
2.1 Лексико-семантическая характеристика глагола «говорить» 18
2.2 Семантическая структура глагола «говорить» с приставками 21
Выводы по второй главе 27
Глава 3 Методические аспекты изучения семантики глагола «говорить» с приставками на занятиях русского языка как иностранного 28
3.1 Методы и приемы изучения ЛСГ «говорить» на занятиях РКИ 28
3.2 Комплекс упражнений для изучения семантизации глагола «говорить» с приставками на занятиях РКИ в студенческой аудитории 30
Выводы по третьей главе 36
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 43

Теоретическое и практическое исследование значимости лексико-семантической структуры глагола «говорить» определило, что данный термин в лингвистике трактуется неоднозначно: по мнению Л.М. Васильева, лексико-семантическая группа представляет собой семантический класс лексем, которые объединены общей лексической парадигматической семой или общим семантическим множителем.
Соотнесенность и значимость глаголов с приставками со значением «владеть, пользоваться речью» в данной лексико-семантическом ряду зависит от значений всех слов, но с обязательным общим семантическим признаком, который есть у всех слов – корень – говор - он и связывает слова в группу. Семантическим признаком лексико-семантической структуры глагола «говорить» с приставкой служит сема, повторяющаяся во всех лексических единицах класса, и сема, противопоставляющая конкретную лексему другим лексемам структуры микрополя. Парадигматической особенностью слов данного семантического ряда является единая категориальная лексическая сема - говорить. Эта сема составляет семантическую основу группы и в каждом отдельном слове уточняется с помощью приставки и дифференциальных сем [Артюнова Н.Д. 2009: 33].
Выбор и анализ глаголов «говорить» с приставками – за-, под-, на-, с-, пере-, про-, выбранных из различных Словарей и текстов художественных произведений, в частности, из Национального корпуса русского языка, показывает на необходимость их изучения в тесной связи двух разделов русского языка: лексики и грамматики.
При обучении русскому языку как иностранному ведущая роль принадлежит такому приему работы как презентация лексического материала. Презентация является формой представления информации с использованием разных технических средств. Главная цель презентации – сделать так, чтобы её объект заинтересовал аудиторию.В основе презентации лексического материала заложены четыре главных умения: понимание вводимой лексики, распознавание её в тексте, использование новых слов в работе с продуктивными видами речевой деятельности – говорением и письмом.
На продвинутом этапе познания РКИ в методике преподавания ведущее место отводится углубленной работе с текстом, содержащим познавательный материал исторического и страноведческого характера. На наш взгляд, при анализе семантики и презентации глаголов с приставками подходят тексты из художественных произведений: они наиболее доступны и понятны иностранным студентам.
Текстовый этап работы формирует коммуникативные навыки при работе с информационным материалом: данный этап имеет несколько частей: а) выявление новой информации из прочитанного текста; б) определение главной информации и второстепенной; в) формулирование собственной оценки на основе прочитанного текста.
Цель, задачи исследования достигнуты. Гипотеза исследования о том, что изучение семантического объема глагола «говорить» с приставками, их активное использование в речевых ситуациях, будет способствовать эффективному формированию лингвокультурологической и коммуникативной компетенции обучающихся, навыков правильной литературной речи доказана.
Подобранный лексический материал с глаголом «говорить» с приставками свидетельствует о важности изучения тех семантических процессов, которые отражают способы глагольного действия в русском языке.

1. Антонова С.М. Глаголы говорения – динамическая модель языковой картины мира: опыт когнитивной интерпретации: Монография / С.М. Антонова. – Гродно: ГрГУ, 2013. – 519с.
2. Арутюнова Н.Д.Логический анализ языка. Тождество и подобие. Сравнение и идентификация / Н.Д. Артюнова. – М.: Институт языкознания, 2009. – 310с.
3. Арутюнова Н. Д. Лингвистические проблемы референции // Новое в зарубежной лингвистике. - Выпуск 13: Проблемы референции. - М., 2012. - С. 5-40.
4. Апресян Ю.Д. Исследования по семантике и лексикографии. Т.1. / Ю.Д. Апресян. - М.: Издательство: Языки славянских культур, 2009. – 568с.
5. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимичные средства языка / Ю.Д. Апресян. – М., 2009. – 328с.
6. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Морфология / В.А. Белошапкова. – М., 2012. – 340с.
7. Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения / В.В. Богданов – СПб., 2010. – 170с.
8. Васильев Л. М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи. Очерки по семантике русского глагола / Л.М. Васильев. ‒ Уфа, 2005. – С. 213−266.
9. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика / Л.М. Васильев. – М., 2010. – 190с.
10. Вежбицкая А. Речевые жанры: Жанры речи / А. Вежбицкая. – Саратов: Колледж, 2013. – 290с.
11. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – М.: Изд-во Высшая школа, 1992.–614с.
12. Головинская М. Я. Глагол со значением передачи информации. Язык о языке: Сборник статей / Под ред. Н. Д. Арутюновой. ‒ М., 2010. – С. 403−417.
13. Гловинская М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов. Русский язык и его функционирование. Коммуникативно-прагматический аспект / М.Я. Гловинская. – М.: Наука, 2013. – С. 251-275.
14. Горбова Е.В. Опыт разработки универсальной классификации характеров глаголов действия. – СПб.: Изд-во СПб.ГУ, 2009. – 60с.
15. Гуан Лили. Сопоставление грамматических категорий глагола китайского и русского языков // Вестник БГУ им. К. Карасаева. Серия филология. - 2010. - №1(16). - С.100-101.
16. Дворник О.Д. Функциональная категоризация глаголов говорения в современном английском языке. Автореф. дисс. докт. филол. наук. / О.Д. Дворник. – Белгород, 2009. – 205с.
17. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е.А. Земская. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 382с.
18. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. – М., 2009. – 386с.
19. Золотых Л. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного в китайской аудитории : учебное пособие / Л. Г. Золотых, М. Л. Лаптева, М. С. Кунусова, Т. К. Бардина ; под общ.ред. М. Л. Лаптевой. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012. – 91с..
20. Егорова А.Ф. Сборник упражнений по русскому языку. Начальный этап / А.Ф. Егорова. – М. Издательский Дом «Муравей-Гайд», 2011. – 64с.
21. Ефремова Т.В. Орфографический. Словообразовательный. Морфемный. Словари русского языка.– М.: Астрель; АСТ, 2010. – 699с.
22. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов / А.А. Камынина. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 240с.
23. Каныгина Н.В. Семантическая структура глаголов понимания в русском и английском языках / Н.В. Каныгина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2012. № 1 (15). – С. 185-190.
24. Кобозева И.М. Категории интенциональности и когнитивности в современной лингвистике: учебное пособие. 2013 [Электронный ресурс].// URL: http:// www.rspu.edu.ru/rspu/resources. (дата обращения 12.12.2016).
25. Ковалева А.В. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ / А.В. Ковалева // Вестник ВГУ. – 2013. - № 2. – 231-239.
26. Кодуков В. И. Прямая и косвенная речь в совершенном русском языке / В.И. Кодуков. – СПб., 2001. – 86с.
27. Кронгауз М. А. Приставки и глаголы в русском языке: Семантическая грамматика / М.А. Кронгауз. - М., 2013. – 108с.
28. Крысин Л. П. Социосемантика: Современный русский язык: Учеб.для филол. спец. высших учебных заведений / Л.П. Крысин. – М.:, 2007. –360с.
29. Лебединский С.И. Методика русского языка как иностранного: Учебное пособие / С.И. Лебединский, Л.Ф. Гербик. – Мн., 2011. – 309с.
30. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ТЕМП, 2009. – 944с.
31. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики / Е.В. Падучева. – М.: Языки славянской культуры, 2014. – 608с.
32. Переслегина Е.Р. О некоторых приемах презентации национально маркированных концептов на уроках русского языка как иностранного / Е.Р. Переслегина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2011. - № 6. – С. 342-344.
33. Подшибякина Н.А., Скрипкина Н.Ф. Семантика и презентация глагольных приставок в практике преподавания русского языка как иностранного // Электронный журнал «Грани познания». 2010. № 5. – www.grani.vspu.ru
34. Самигуллина А.С. Когнитивная лингвистика и семиотика / А.С. Самигуллина А.С. // Вестник Ярославского государственного педагогического университета. 2007. № 3.
35. Семиколенов Е.И. Семантические классификации русского глагола в связи с проблемами вида. Раздел 3. Семантические исследования лексики и грамматики / Е.И. Семиколенова. – М., 2015. – С. 183-187.
36. Справочник по русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. –М.: ООО ТИД Русское слово-РС, 2012. – 400с.
37. Тихонов А.Н. Основные понятия русского словообразования: Словообразовательный словарь русского языка / А.Н. Тихонов. - М.: Русский язык, 1998.- 1268с.
38. Шейко Е.В. Семантика глаголов говорить – сказать в изъяснительных сложноподчиненных предложениях: Сборник статей / Е.В. Шейко. – М., 2014. – С.139-146.
39. Ширяев Е.Н. Глаголы речи, восприятия и мысли в роли разговорных модальных средств / Е.Н. Ширяев // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. ‒ М., 2004. – 186с.
40. Шведова Н.Ю. Русский семантический словарь: Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова; под общей ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 2011. – Т.1, Т.2, Т.3, Т. 4.
41. Яхонтов С.Е. Категория глагола в китайском языке.- СПб., 2007. – 157с.  

Купить эту работу

Семантизация глагола “говорить

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Принципы передачи идиом при англо-русском переводе с английского на русский

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1320 ₽
Дипломная работа

Нарушение лексического строя речи и пути их коррекции у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Часть диплома: Лингвистическая природа и стилистические функции контрастирующих единиц. И-152895.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Семантика и синтаксис интерпретационных глаголов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Переводческие решения проблем сохранения смыслового единства текста при переводе с английского на русский язык.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Ольга об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-05-21
Дипломная работа

Благодарю за работу! Качество и взаимодействие выше всяких похвал!

Общая оценка 5
Отзыв Альба об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-17
Дипломная работа

Хочу поблагодарить автора за качественную работу. Все было выполнено очень быстро. И цена приятная) Еще раз спасибо Вам! Защитила на отлично!

Общая оценка 5
Отзыв .......................................... ................................... об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-01-10
Дипломная работа

отлично!

Общая оценка 5
Отзыв ksenya7 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-07-06
Дипломная работа

Все отлично! Спасибо!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Конверсивный концепт "купля-продажа"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности сформированности предпосылок письменной речи у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Разговорный язык в студенческой среде.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

"Особенности перевода эмоциональной лексики с английского языка на русский (на материале романа Ф.С. Фитцджеральда <<Великий Гэтсби>>)".

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Структурные и семантические проблемы перевода политического текста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Понятие ораторской речи: архитектоника, коммуникативные намерения, комуникативный эффект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Использование метода проектов при обучении английскому языку в школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Коррекция пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2-3 уровня в условиях специально организованных занятий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Обогощение индивидуального лексикона дошкольников с общим недоразвитием речи(ОНР III уровень)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Проблема перевода русских и украинских реалий на английский язык (на материале произведений Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тарас Буль

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ «САМКА ГАЛКИ» И «СОБИРАТЕЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ ГАЛОК» В РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРАХ (на материалах карт ЛСЛ 260 и ЛСЛ 262 Лексическ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽