Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Изучение ритуально-магической составляющей основных этапов свадебной игры на факультативных занятиях в средней школе

  • 73 страниц
  • 2013 год
  • 343 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

zera163

Бывший преподователь Омского Госудорственного Университета. В настоящее время - пенсионер.

600 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………..….3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПРЕДСВАДЕБНОЙ ИГРЫ……..…..7
§ 1.1. Сватовство и смотрины – подготовительная часть
свадебной игры…..……………………………………….…….….…7
§ 1.2. Рукобитье как кульминационный этап предсвадебной
игры……………………………………………………….………....12
§ 1.3. Ритуальное прощание со свободой и родным домом накануне
свадьбы………….…………………………….…………………......17

ГЛАВА 2. РИТУАЛЬНО-МАГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ПЕРВОГО И ВТОРОГО ДНЯ СВАДЬБЫ……………………21
§ 2.1. Магический смысл испытаний жениха и венчания……..……..…….....24
§ 2.2. Традиционные ритуалы «пира» в первый день свадь-бы………………...34
§ 2.3. Ритуальные свадебные песни…………………..……….. ……………...38
§ 2.4. Испытания невесты как отражение адаптации в новой семье во
второй день свадь-бы……….……………....................…………………...47
§ 2. 5. Современная трансформация свадебного обряда…………………....49

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СВАДЕБНО-ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА НА
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ....…55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….…...65

СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………………………………..…………70

ПЕРВОГО И ВТОРОГО ДНЯ СВАДЬБЫ

У русского народа свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к пятнадцатому веку. Кульминацией обряда свадебного «пира» являлся первый день, который насыщен важными актами, большинство из которых носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня, также являющаяся юридическим фактом. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и др.
Первоначально свадебный обряд был связан с магией. До сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, по представлениям, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию и здоровью молодых.
...

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Фольклор в учебной программе школы изучают с первого по последний класс: на уроках литературы, факультативах, на внеклассных занятиях, и это естественно, так как обращение к устному народному творчеству позволяет глубже понять и почувствовать многообразие духовной жизни народа, его миросозерцание, историю и культуру.34 Фольклор – это своеобразная этнопедагогика, которая помогает воспитывать в детях многие нравственные качества, помогает усвоить им нормы поведения в семье и обществе, воспитывает уважение к природе.
Изучение фольклора расширяет и обогащает восприятие литературы. «Дело в том, что литература многим обязана фольклору. Исторически он «старше», предшествует литературе. К моменту ее возникновения (на русской почве это XI-XII вв.
...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели ритуально-магическую составляющую свадебного обряда, акцентируя внимание на свадебно-обрядовой поэзии.
В центре свадебной игры стоит древнейший обряд инициации жениха и невесты. Жених, подобно сказочному герою, проходит испытания, разгадывает загадки, откупается, похищает невесту, жениха обманывают, но у него есть помощники. Невеста переживает символическую «смерть»: она надевает белое платье - белый цвет в древности символизировал смерть, её «оплакивают». Расплетая невесте косу, её лишают социума.
Современные учёные, к примеру, М. Г. Мочалова, рассматривая свадебный обряд, называют его «макрообрядом», в который входят микрообряды со своей строго структурой и семантикой. Некоторые исследователи изучают отдельные этапы свадебной игры как самостоятельный ритуал (сватовство, девичник, и т. д.).
...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапкина Т. А. Мифологические основы славянского народного кален-даря: весеннее-летний цикл. - М.: «Индрик», 2002. – 816с.
2. Байбурин А. К., Левинтон Г. А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. - Л.: «Наука», 1990. - С. 89-105.
3. Вавилова М. А. , Смольников С. Н. Функции и номинации персонажей
крестьянской свадьбы начала ХХ века в Кокшеньге (по материалам М. Б.
Едемского //Традиционная культура. Научный альманах. - 2003. № 1. – С.
– 8.
4. Власова Г. И. Сценарная модель современной свадьбы // Традицион-ная культура. Научный альманах. - 2008. № 2. – С. 15 - 28.
5. Громов Д. В. Посещение достопримечательностей как часть современ-ного свадебного обряда//Традиционная культура. Научный альманах. - 2008. № 2. – С. 28 - 39.
6. Еремина В. И. Ритуал и фольклор / Отв. ред. А. А. Горелов. – Л.: Наука,
1991- 208с.
7. Зуева Т. В., Кирдан Б. П. «Русский фольклор. Учебник для высших
учебных заведений». - М.: Флинта. Наука, 1998. – 400с.
8. Масалова М. Г. Текстовая парадигма и ритуальный контекст русского традиционного свадебного обряда // Традиционная культура. - 2007. - № 3. – С. 76-80.
9. Матлин М. Современные трансформации свадебного обряда //Традиционная культура. Научный альманах. - 2003. № 1. – С. 41 -50.

10. Мелетинский Е. М. Семантическая организация мифологического по-вествования и проблема создания семиотического указателя фольклор-ных мотивов и сюжетов // Учёные записки тартуского государственного ун-та; Вып. 635. Текст и культура. Труды по знаковым системам, XVI.- Тарту, 1983. - С. 115-125.
11. Литература. 8 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В
2 ч. Ч. 1 / Авт. – сост. В. Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002.
12. Лысюк Н. А. Магия жениха и невесты в свадебном обряде // Традицион-ная
культура. Научный альманах. – 2003. № 1. – С. 9-17.
13. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. Вузов. / под
ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. Ч. 2 – М: Просвеще-ние, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.
14. Самоделова Е. А. Народные принципы обозначения свадебных пе-сен. //
Традиционная культура. Научный альманах. – 2003. № 1. – С - 26.
15. Потебня А. А. О мифических значениях некоторых обрядов и поверий //Потебня А. А. Слово и миф. – М.: Правда, 1989. – С. 379-443.
16. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996. С. 67.
17. Русская свадьба: В 2 т. / Сост. А. В. Кулагина, А. Н. Иванов.- М.: ГРЦРФ, 2000. – Т.1. – 512 с.
18. Русские: Этносоциологические очерки / под ред. Ю. В. Арутюняна, Л. М.
Дробижевой, М. Н. Кузьмина и др. – М.: Наука, 1992. - 413 с.
19. Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. –
Тбилиси, 1991, Кн.1. – С. 193-350.
20. Энциклопедия русского быта, под ред. Р. М. Афанасьевой, М.
«Альфа-Принт» , 2005. -448 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Ф.И. Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - СПб.: Общественная польза. Том I. – 1861. – 662 с.[Электронный ресурс]. URL: booksgid.com › science…f.-buslaev…ocherki.html (дата обращения 18. 03. 2011)

2. Волков С. Фольклор в средней школе / Русские традиции. Альманах
русской традиционной культуре. Раздел «Культура». [Электронный
ресурс]. URL:
http://www.ruplace.ru/kuljtura/foljklor-v-sredney-shkole.- sergey- volkov.html
(дата обращения 04. 04. 2011.)

3. Каталог диссертаций и авторефератов по специальностям ВАК РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://dissercat.ya.ru › replies.xml?item_no=1(дата обращения 15. 03. 2011)
4. Матвеева Н.А. Образование этнически культурной личности школьни-ка в педагогическом процессе: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: СПб. – 2001. – 300 с. / Библиотечный каталог российский и украинских диссер-таций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/112224.html (дата обращения 18. 04. 2011.)

5. Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0 (дата обращения 21. 03. 2011).

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………..….3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПРЕДСВАДЕБНОЙ ИГРЫ……..…..7
§ 1.1. Сватовство и смотрины – подготовительная часть
свадебной игры…..……………………………………….…….….…7
§ 1.2. Рукобитье как кульминационный этап предсвадебной
игры……………………………………………………….………....12
§ 1.3. Ритуальное прощание со свободой и родным домом накануне
свадьбы………….…………………………….…………………......17

ГЛАВА 2. РИТУАЛЬНО-МАГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ПЕРВОГО И ВТОРОГО ДНЯ СВАДЬБЫ……………………21
§ 2.1. Магический смысл испытаний жениха и венчания……..……..…….....24
§ 2.2. Традиционные ритуалы «пира» в первый день свадь-бы………………...34
§ 2.3. Ритуальные свадебные песни…………………..……….. ……………...38
§ 2.4. Испытания невесты как отражение адаптации в новой семье во
второй день свадь-бы……….……………....................…………………...47
§ 2. 5. Современная трансформация свадебного обряда…………………....49

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СВАДЕБНО-ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА НА
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ....…55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….…...65

СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………………………………..…………70

ПЕРВОГО И ВТОРОГО ДНЯ СВАДЬБЫ

У русского народа свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к пятнадцатому веку. Кульминацией обряда свадебного «пира» являлся первый день, который насыщен важными актами, большинство из которых носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня, также являющаяся юридическим фактом. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и др.
Первоначально свадебный обряд был связан с магией. До сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, по представлениям, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию и здоровью молодых.
...

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Фольклор в учебной программе школы изучают с первого по последний класс: на уроках литературы, факультативах, на внеклассных занятиях, и это естественно, так как обращение к устному народному творчеству позволяет глубже понять и почувствовать многообразие духовной жизни народа, его миросозерцание, историю и культуру.34 Фольклор – это своеобразная этнопедагогика, которая помогает воспитывать в детях многие нравственные качества, помогает усвоить им нормы поведения в семье и обществе, воспитывает уважение к природе.
Изучение фольклора расширяет и обогащает восприятие литературы. «Дело в том, что литература многим обязана фольклору. Исторически он «старше», предшествует литературе. К моменту ее возникновения (на русской почве это XI-XII вв.
...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели ритуально-магическую составляющую свадебного обряда, акцентируя внимание на свадебно-обрядовой поэзии.
В центре свадебной игры стоит древнейший обряд инициации жениха и невесты. Жених, подобно сказочному герою, проходит испытания, разгадывает загадки, откупается, похищает невесту, жениха обманывают, но у него есть помощники. Невеста переживает символическую «смерть»: она надевает белое платье - белый цвет в древности символизировал смерть, её «оплакивают». Расплетая невесте косу, её лишают социума.
Современные учёные, к примеру, М. Г. Мочалова, рассматривая свадебный обряд, называют его «макрообрядом», в который входят микрообряды со своей строго структурой и семантикой. Некоторые исследователи изучают отдельные этапы свадебной игры как самостоятельный ритуал (сватовство, девичник, и т. д.).
...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапкина Т. А. Мифологические основы славянского народного кален-даря: весеннее-летний цикл. - М.: «Индрик», 2002. – 816с.
2. Байбурин А. К., Левинтон Г. А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. - Л.: «Наука», 1990. - С. 89-105.
3. Вавилова М. А. , Смольников С. Н. Функции и номинации персонажей
крестьянской свадьбы начала ХХ века в Кокшеньге (по материалам М. Б.
Едемского //Традиционная культура. Научный альманах. - 2003. № 1. – С.
– 8.
4. Власова Г. И. Сценарная модель современной свадьбы // Традицион-ная культура. Научный альманах. - 2008. № 2. – С. 15 - 28.
5. Громов Д. В. Посещение достопримечательностей как часть современ-ного свадебного обряда//Традиционная культура. Научный альманах. - 2008. № 2. – С. 28 - 39.
6. Еремина В. И. Ритуал и фольклор / Отв. ред. А. А. Горелов. – Л.: Наука,
1991- 208с.
7. Зуева Т. В., Кирдан Б. П. «Русский фольклор. Учебник для высших
учебных заведений». - М.: Флинта. Наука, 1998. – 400с.
8. Масалова М. Г. Текстовая парадигма и ритуальный контекст русского традиционного свадебного обряда // Традиционная культура. - 2007. - № 3. – С. 76-80.
9. Матлин М. Современные трансформации свадебного обряда //Традиционная культура. Научный альманах. - 2003. № 1. – С. 41 -50.

10. Мелетинский Е. М. Семантическая организация мифологического по-вествования и проблема создания семиотического указателя фольклор-ных мотивов и сюжетов // Учёные записки тартуского государственного ун-та; Вып. 635. Текст и культура. Труды по знаковым системам, XVI.- Тарту, 1983. - С. 115-125.
11. Литература. 8 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В
2 ч. Ч. 1 / Авт. – сост. В. Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002.
12. Лысюк Н. А. Магия жениха и невесты в свадебном обряде // Традицион-ная
культура. Научный альманах. – 2003. № 1. – С. 9-17.
13. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. Вузов. / под
ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. Ч. 2 – М: Просвеще-ние, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.
14. Самоделова Е. А. Народные принципы обозначения свадебных пе-сен. //
Традиционная культура. Научный альманах. – 2003. № 1. – С - 26.
15. Потебня А. А. О мифических значениях некоторых обрядов и поверий //Потебня А. А. Слово и миф. – М.: Правда, 1989. – С. 379-443.
16. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996. С. 67.
17. Русская свадьба: В 2 т. / Сост. А. В. Кулагина, А. Н. Иванов.- М.: ГРЦРФ, 2000. – Т.1. – 512 с.
18. Русские: Этносоциологические очерки / под ред. Ю. В. Арутюняна, Л. М.
Дробижевой, М. Н. Кузьмина и др. – М.: Наука, 1992. - 413 с.
19. Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. –
Тбилиси, 1991, Кн.1. – С. 193-350.
20. Энциклопедия русского быта, под ред. Р. М. Афанасьевой, М.
«Альфа-Принт» , 2005. -448 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Ф.И. Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - СПб.: Общественная польза. Том I. – 1861. – 662 с.[Электронный ресурс]. URL: booksgid.com › science…f.-buslaev…ocherki.html (дата обращения 18. 03. 2011)

2. Волков С. Фольклор в средней школе / Русские традиции. Альманах
русской традиционной культуре. Раздел «Культура». [Электронный
ресурс]. URL:
http://www.ruplace.ru/kuljtura/foljklor-v-sredney-shkole.- sergey- volkov.html
(дата обращения 04. 04. 2011.)

3. Каталог диссертаций и авторефератов по специальностям ВАК РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://dissercat.ya.ru › replies.xml?item_no=1(дата обращения 15. 03. 2011)
4. Матвеева Н.А. Образование этнически культурной личности школьни-ка в педагогическом процессе: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: СПб. – 2001. – 300 с. / Библиотечный каталог российский и украинских диссер-таций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/112224.html (дата обращения 18. 04. 2011.)

5. Словарь литературоведческих терминов на сайте Культура письменной речи. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramma.ru/1.php?ir=2&ip=3&id=0 (дата обращения 21. 03. 2011).

Купить эту работу

Изучение ритуально-магической составляющей основных этапов свадебной игры на факультативных занятиях в средней школе

600 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

25 апреля 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
zera163
4.3
Бывший преподователь Омского Госудорственного Университета. В настоящее время - пенсионер.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
600 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Принципы передачи идиом при англо-русском переводе с английского на русский

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1320 ₽
Дипломная работа

Нарушение лексического строя речи и пути их коррекции у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Часть диплома: Лингвистическая природа и стилистические функции контрастирующих единиц. И-152895.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Семантика и синтаксис интерпретационных глаголов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Переводческие решения проблем сохранения смыслового единства текста при переводе с английского на русский язык.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Ольга об авторе zera163 2015-05-21
Дипломная работа

Благодарю за работу! Качество и взаимодействие выше всяких похвал!

Общая оценка 5
Отзыв Альба об авторе zera163 2014-06-17
Дипломная работа

Хочу поблагодарить автора за качественную работу. Все было выполнено очень быстро. И цена приятная) Еще раз спасибо Вам! Защитила на отлично!

Общая оценка 5
Отзыв .......................................... ................................... об авторе zera163 2017-01-10
Дипломная работа

отлично!

Общая оценка 5
Отзыв ksenya7 об авторе zera163 2015-07-06
Дипломная работа

Все отлично! Спасибо!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Конверсивный концепт "купля-продажа"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности сформированности предпосылок письменной речи у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Разговорный язык в студенческой среде.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

"Особенности перевода эмоциональной лексики с английского языка на русский (на материале романа Ф.С. Фитцджеральда <<Великий Гэтсби>>)".

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Структурные и семантические проблемы перевода политического текста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Понятие ораторской речи: архитектоника, коммуникативные намерения, комуникативный эффект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Использование метода проектов при обучении английскому языку в школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Коррекция пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2-3 уровня в условиях специально организованных занятий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Обогощение индивидуального лексикона дошкольников с общим недоразвитием речи(ОНР III уровень)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Проблема перевода русских и украинских реалий на английский язык (на материале произведений Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тарас Буль

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ «САМКА ГАЛКИ» И «СОБИРАТЕЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ ГАЛОК» В РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРАХ (на материалах карт ЛСЛ 260 и ЛСЛ 262 Лексическ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽