Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие социальных навыков у детей с нарушениями слуха в игровой деятельности

  • 80 страниц
  • 2016 год
  • 216 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

В современных условиях в обществе все большую остроту начинает приобретать вопрос о роли социализации детей, имеющие ограниченные возможности. В связи с этим происходит переосмысление целей, задачи, а также содержание и процесса обучения и воспитания таких детей. В этом случае образовательный процесс обязательно должен выполнять важную роль в социализации детей.
Для успешной социализации индивида особенно важен этап детства. Именно в этот период закладываются основы социализации. Ребёнок-дошкольник знакомится с правилами поведения, манерами, обычаями, постепенно усваивает язык окружающих его людей, то есть он овладевает человеческой культурой в самом широком смысле данного слова. Тем детям, которые имеют ограниченные возможности здоровья весьма овладеть полностью всеми элементами культурно-речевой среды.
Именно поэтому специалисты-дефектологи уделяют особое внимание социализации детей с ОВЗ. При этом особенно остро стоит именно проблема включения в социальную жизнь детей, имеющих нарушения слуха. Разного рода аспекты социального развития детей дошкольного возраста, имеющие нарушениями слуха пока еще изучены недостаточно. Например, в исследованиях Н.А. Рау, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой были в большей степени раскрыты основные средства и методы именно нравственного воспитания дошкольников с нарушением слуха, а также была показана роль овладения речью непосредственно в процессе нравственного развития. В свою в ряде исследований Л.П. Носковой были раскрыты возможности личностного развития детей с нарушением слуха непосредственно в процессе их специального обучения. Л.И. Лисина изучила процесс развития общения ребёнка с нарушением слуха со взрослым в свои первые семь лет жизни. В свою очередь применением различных средств общения таких детей занималась Е.И. Исенина. Исследователь Л.С. Выготский в дошкольном этапе специального обучения просматривал так называемую «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей».
В настоящее время у детей с нарушениями слуха есть возможность стать в будущем полноценными участниками социальной жизни. Однако воспользоваться такого рода возможностью они нередко затрудняются. При этом следует адаптировать детей с нарушением слуха к социальному окружению с раннего возраста. Это связано с тем, что именно в данный период закладывается базис социальной жизни, в связи с чем процесс их формирования следует построить с непосредственным учётом их интересов, а также индивидуальных и физических возможностей. При этом процесс воспитания и обучения детей с нарушением слуха дошкольного возраста станет более эффективным только в том случае, этот процесс будет осуществляться в интересной для детей игровой форме.
Необходимость проведения специальной работы по социализации детей с нарушениями слуха, значимость игровой деятельности для данного направления работы, а также недостаточность изученности данного вопроса делает рассмотрение темы «Развитие социальных навыков у детей с нарушениями слуха в игровой деятельности» актуальным.
Целью данной работы является выявление значимости и особенности использования игровой деятельности для социализации детей с нарушениями слуха. Данная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- выявить понятие социализации детей с ограниченными возможностями;
- изучить психологические особенности детей с нарушением слуха;
- описать возможности игровой деятельности для социализации детей с нарушением слуха;
- провести эмпирическое исследование по изучению социальных навыков детей с нарушением слуха;
- выработать практические рекомендации по использованию игровых занятий для развития социальных навыков у детей с нарушением слуха.
Объект исследования: процесс социализации детей с нарушениями слуха.
Предмет исследования: возможности игровой деятельности для социализации детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс социализации дошкольников с нарушением слуха в дошкольном образовательном учреждение будет протекать более успешнее, если:
1) обязательно будут созданы педагогические условия для социализации детей;
2) вся работа по социализации детей-дошкольников с нарушением слуха строить с обязательным учетом их психологических особенностей;
3) будут использовать специально подобранные игры и игровые упражнения.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Т.Г. Богданова, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Г.Л. Выгодская, С. Выготский, Л.А. Головчиц, Е.С. Долматова, А.С. Назаркина, О.С. Шелудько, Л. М. Шипицына, Л.П. Назарова, И.Е. Исенина, Е.А. Коссаковская, Е.Ю. Малеванов, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.В. Мудрик, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, М.Ю. Рау, И.М. Соловьев, В.А. Синяк, В.В. Нудельман, Н.Г. Сошникова, Е.А. Стребелева, С.М. Феклистова, А.Ю. Хохлова, Л.М. Шипицына, О.Н. Юлдашева и др. Однако комплексного исследования проведено не было.
Методы исследования. Основными методами данного исследования являются: анализ источников и научной литературы; метод систематизации различных теорий, концепций, подходов; метод сравнения; опросные методы (методика исследования детского самосознания Н.Л. Белопольской; тест тревожности (М. Дорки, Р. Тэммел, В. Амен); методика «Лесенка» (модификация С.Г. Якобсон, В. Г. Щур)); анализ результатов (продуктов) (проективная методика «Несуществующее животное») деятельности.
Теоретическая значимость исследования является в обобщении теоретических и практических разработок различных исследователей по социализации детей с нарушениями слуха.
Практическая значимость данного исследования заключается в выработке практических рекомендаций по использованию игровых занятий для развития социальных навыков у детей с нарушением слуха.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), списка использованных источников и приложения.


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социализации детей с нарушением слуха средствами игры 7
1.1. Понятие социализации детей с ограниченными возможностями 7
1.2 .Психологические особенности детей с нарушением слуха 23
1.3. Возможности игровой деятельности для социализации детей с нарушением слуха 36
Глава 2. Эмпирическое исследование возможностей социализации детей средствами игры 52
2.1 Изучение социальных навыков детей с нарушением слуха 52
2.2. Рекомендация по использованию игровых занятий для развития социальных навыков у детей с нарушением слуха 64
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложения 80



Заключение

Проведенный нами анализ различных публикаций и исследований по данной теме позволяет заключить следующее.
У детей с ОВЗ несмотря на наличие различных диагнозов по здоровью имеются психологические резервы социализации. При этом сущность и качество развития социального потенциала детей с ОВЗ тесным образом связана с целенаправленной педагогической поддержкой таких детей, постепенного раскрытия их потенциала в разных формах жизнедеятельности. При этом существенная проблема социализации ребёнка с ОВЗ связана как с социально-психологическими, так и психолого-педагогическими факторами.
У детей с нарушением слуха имеются существенные трудности в формировании их морально – этических представлений и понятий, так как нередко преобладают конкретные либо крайние оценки; весьма затруднено понимание причинной обусловленности отдельных эмоциональных состояний, а также выделение и осознание ребенком личностных качеств. Это во многом мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки.
У детей с нарушением слуха отмечается отставание в развития у них воображения, в игровой деятельности такой ребенок не может творчески войти в игровую роль. При этом ребенок с нарушением слуха нередко стремится как можно более точно передать именно внешние особенности изображаемого им в игре персонажа, а также часто даже не существенные для определенной роли моменты.
В дошкольном возрасте с детьми, имеющим нарушение слуха следует широко использовать такие формы работы, в которых данные дети должны оценивать результаты своей деятельности, производить сравнение их с результатами других детей, а также формировать у них общепринятые нормы поведения. Кроме этого, в процессе социализации детей с нарушением слуха именно групповой подход имеет основополагающее значение. В этом случае весьма необходимо подбирать ответствующие методы и формы социально-педагогической работы с непосредственным учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха.
Повседневное руководство педагога игровой деятельностью детей с нарушениями слуха помогает формированию у них творческого отношения к действительности, а также развитию воображения и коммуникативных. При создании адекватных условий, а также правильной организации в детской игре происходит коррекция как отдельных его психических функций, так и личности ребенка с нарушением слуха в целом, а значит и успешная социализация ребенка.
Проведенное нами эмпирические исследование с детьми-дошкольниками, имеющих нарушение слуха (старший дошкольный возраст) с помощью специально подобранных методик показало, в подавляющем большинстве данные дети идентифицируют себя неверно; они неправильно выстраивают половозрастную последовательность; имеют весьма ограниченные представления о перспективах своего роста и дальнейшего развития; респонденты показывают высокий уровень тревожности, что свидетельствует об эмоционально-негативного восприятия детьми-дошкольниками с нарушениями слуха системы взаимоотношений со значимыми для них взрослыми и сверстниками; самооценка у таких детей формируется по неблагоприятному варианту, что способствует неблагоприятному развитию их личности, а также повышению уровня тревожности. Все это негативным образом сказывается на утверждение этих детей в обществе в качестве полноценных личностей.
То есть, развитие детей социальных навыков детей-дошкольников с нарушениями слуха несколько отличается от социализации детей в норме: нарушение идентификации пола и возраста; наличие повышенной тревожности, базирующейся на неумении общения с другими людьми и поведения в конфликтных ситуациях; несформированность Я-образа ребенка; нарушение (занижение или завышение) самооценки и уровня притязаний ребенка. Дети не на должном уровне ориентируются в окружающем мире и это непосредственным образом сказывается на их социализации.
Исходя из выявленных нами в процессе диагностики проблем социализации детей с нарушениями слуха и а также значимости и возможности игровой деятельности для детей с нарушением слуха в плане формирования у них социальных навыков, нами были подобраны специальные игры для данной возрастной группы, а также даны общие рекомендации по подходам к организации и проведения игр со старшими дошкольниками, имеющих нарушения слуха. Также была обозначена роль воспитателя в игровой деятельности детей с нарушениями слуха, подходы к выбору и подготовки игр и рассмотрена значимость и особенности использования игр-драматизаций для формирования социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.


Список использованной литературы

1. Андросова, Г.Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта [Текст] / Г.Л. Андросова. – М.,2003. – 188 с.
2. Белошицкий, А.В. Становление субъектности индивида в образовательном процессе [Текст] / А.В. Белошицкий // Вопр. психологии. – 2008. – № 3. – С. 56.
3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст] : учеб. пособие / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2012. – 203 с.
4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2001. – 212 с.
5. Выгодская, Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм [Текст] / Г.Л. Выгодская. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
6. Выгодская, Г.Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей [Текст] / Г.Л. Выгодская // Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В.Запорожца и А.П.Усовой. – М., 1966. – С. 172–205.
7. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 76 - 84.
8. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 304 с.
9. Головчиц, Л.A. Игра в жизни детей с нарушениями слуха/ Л.А. Головчиц [Текст] // Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – С. 43 – 46.
10. Головчиц, Л.А. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии [Текст] / Л.А. Головчиц //Дефектология. – 2006. – № 6. – С.42 – 48.
11. Глухота и нарушения слуха // Сайт Всемирной организации здравоохранения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.who.int/features /factfiles/deafness/01 ru.html. - Загл. сэкрана. – (дата обращения 17.11.2016).
12. Гуров, В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: автореф. дис. … докт. пед. наук / В.Н. Гуров. – М., 1997. – 23 с.
13. Долгобородова, Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исторических понятий учащимися вспомогательной школы [Текст] / Н.П. Долгоборородов // Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – СПб, 2001. – С. 75 - 78.
14. Долматова, Е.С. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.С. Долматова, А.С. Назаркина, О.С. Шелудько // Бюллетень мед. интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – № 12. – С. 62 - 65.
15. Друзь, В.А. Социальная адаптация лиц с нарушениями слуха средствами физического воспитания [Текст] / В.А. Друзь, А.И. Клименко, И.П. Помещикова. // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1. – C. 16 - 18.
16. Еременко, И.Г. Олигофренопедагогика [Текст] / И.Г. Еременко. – Киев. 1995. – 232 с.
17. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха [Текст] / под ред. Л. М. Шипицыной, Л. П. Назаровой. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 224 с.
18. Исенина, И.Е. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни [Текст] / И.Е. Исенина. – М.: Академия, 2009. – 232 с.
19. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребёнка: пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Е.А. Коссаковская. – М. : Просвещение, 1990. – 210 с.
20. Малеванов, Е.Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Е.Ю. Малеванов. – М.,2009. – 242 с.
21. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры с детьми: науч.метод. пособие / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 146 с.
22. Михаленкова, И.А. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха [Текст] / И.А. Михаленковой, Н.В. Анисимова, Н.В. Мирошниченко, К.В. Дроздовская. – СПб.: КАРО, 2006. – 224 с.
23. Михайлова, Е.Л. Понятие лени: к вопросу об определении [Текст] / Е.Л. Михайлова //Активность личности: сб. науч. тр. – Новосибирск, 2008. = С.111 - 114.
24. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 2005. – 296 с.
25. Носкова, Л.П. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др. – М: Владос, 2001. – 188 с.
26. Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под ред. А.И. Дьячкова. – М.: Просвещение, 2002. – 296 с.
27. Пинский, Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Б.И. Пинский. – М.: Педагогика, 2005. – 264 с.
28. Психологические методики диагностики личностных особенностей ребенка [Текст] / под ред. М.Н. Лазутовой. – М.: ТОО «СИМС», 2009. – 128 с.
29. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, В.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. – М: Педагогика-Пресс, 1997. – 544 с.
30. Разуван, Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы [Текст] / Е.И. Разуван // Дефектология. – 1989. №3. – С. 31 - 33.
31. Pay, M. Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха [Текст] / М.Ю. Рау. – М., 1989. – 212 c
32. Розанова, Т.В. Психология глухих детей [Текст] / Т.В. Розанова, И.М. Соловьев. – М.: Просвещение, 2011. – 248 с.
33. Синяк, В.А. Особенности психического развития глухого ребенка [Текст] / В.А. Синяк, В.В. Нудельман. – М.: Просвещение, 2001. – 224 с.
34. Сошникова, Н.Г. Изучение самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников с нарушением слуха [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/9/p53.htm. - Загл. с экрана. - ((дата обращения 11.11.2016).
35. Специальная педагогика: учеб. пособие [Текст] / под. ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2011. – 388 с.
36. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е.А. Стребелева. – М., 2002. – 345 с.
37. Феклистова, С.М. Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха [Текст] / С.М. Феклистова // Вестн. Белорус. гос. пед. ун-та им. М. Танка. – 2002. – № 2. – С. 47–54.
38. Феклистова, С.Н. Формирование сюжетно-отобразительной игры у детей с нарушением слуха [Текст] / С.Н. Феклистова – Мн., 2004. – 68 с.
39. Хохлова, А.Ю. Эффективность детско-родительского общения и интеллектуальное развитие глухих детей [Текст] / А.Ю. Хохлова // Культурно-историческая психология. – 2008. – №3. – С. 86 - 91.
40. Хромова, А.А. Игра-драматизация как коррекционное занятие детей дошкольного возраста с нарушением слуха [Текст] / А.А. Хромова // Народное образование –2015. – № 6. – С. 31 - 33.
41. Число детей-инвалидов в России выросло за пять лет почти на 10% // Интерфакс, 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.interfax.ru/russia/445003. - Загл. сэкрана. - (дата обращения: 17.11.2016)
42. Шибутани, Т. «Я-концепция» и чувство собственного достоинства [Текст] / Т. Шибутани // Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара, 2013. – С. 219 - 224.
43. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицынв. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
44. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. – СПб. , Ленато АСТ, 1996. – 286 с.
45. Юлдашева, О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / О.Н. Юлдашева. – Уфа, 2010. – 24 с.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

В современных условиях в обществе все большую остроту начинает приобретать вопрос о роли социализации детей, имеющие ограниченные возможности. В связи с этим происходит переосмысление целей, задачи, а также содержание и процесса обучения и воспитания таких детей. В этом случае образовательный процесс обязательно должен выполнять важную роль в социализации детей.
Для успешной социализации индивида особенно важен этап детства. Именно в этот период закладываются основы социализации. Ребёнок-дошкольник знакомится с правилами поведения, манерами, обычаями, постепенно усваивает язык окружающих его людей, то есть он овладевает человеческой культурой в самом широком смысле данного слова. Тем детям, которые имеют ограниченные возможности здоровья весьма овладеть полностью всеми элементами культурно-речевой среды.
Именно поэтому специалисты-дефектологи уделяют особое внимание социализации детей с ОВЗ. При этом особенно остро стоит именно проблема включения в социальную жизнь детей, имеющих нарушения слуха. Разного рода аспекты социального развития детей дошкольного возраста, имеющие нарушениями слуха пока еще изучены недостаточно. Например, в исследованиях Н.А. Рау, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой были в большей степени раскрыты основные средства и методы именно нравственного воспитания дошкольников с нарушением слуха, а также была показана роль овладения речью непосредственно в процессе нравственного развития. В свою в ряде исследований Л.П. Носковой были раскрыты возможности личностного развития детей с нарушением слуха непосредственно в процессе их специального обучения. Л.И. Лисина изучила процесс развития общения ребёнка с нарушением слуха со взрослым в свои первые семь лет жизни. В свою очередь применением различных средств общения таких детей занималась Е.И. Исенина. Исследователь Л.С. Выготский в дошкольном этапе специального обучения просматривал так называемую «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей».
В настоящее время у детей с нарушениями слуха есть возможность стать в будущем полноценными участниками социальной жизни. Однако воспользоваться такого рода возможностью они нередко затрудняются. При этом следует адаптировать детей с нарушением слуха к социальному окружению с раннего возраста. Это связано с тем, что именно в данный период закладывается базис социальной жизни, в связи с чем процесс их формирования следует построить с непосредственным учётом их интересов, а также индивидуальных и физических возможностей. При этом процесс воспитания и обучения детей с нарушением слуха дошкольного возраста станет более эффективным только в том случае, этот процесс будет осуществляться в интересной для детей игровой форме.
Необходимость проведения специальной работы по социализации детей с нарушениями слуха, значимость игровой деятельности для данного направления работы, а также недостаточность изученности данного вопроса делает рассмотрение темы «Развитие социальных навыков у детей с нарушениями слуха в игровой деятельности» актуальным.
Целью данной работы является выявление значимости и особенности использования игровой деятельности для социализации детей с нарушениями слуха. Данная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- выявить понятие социализации детей с ограниченными возможностями;
- изучить психологические особенности детей с нарушением слуха;
- описать возможности игровой деятельности для социализации детей с нарушением слуха;
- провести эмпирическое исследование по изучению социальных навыков детей с нарушением слуха;
- выработать практические рекомендации по использованию игровых занятий для развития социальных навыков у детей с нарушением слуха.
Объект исследования: процесс социализации детей с нарушениями слуха.
Предмет исследования: возможности игровой деятельности для социализации детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс социализации дошкольников с нарушением слуха в дошкольном образовательном учреждение будет протекать более успешнее, если:
1) обязательно будут созданы педагогические условия для социализации детей;
2) вся работа по социализации детей-дошкольников с нарушением слуха строить с обязательным учетом их психологических особенностей;
3) будут использовать специально подобранные игры и игровые упражнения.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Т.Г. Богданова, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Г.Л. Выгодская, С. Выготский, Л.А. Головчиц, Е.С. Долматова, А.С. Назаркина, О.С. Шелудько, Л. М. Шипицына, Л.П. Назарова, И.Е. Исенина, Е.А. Коссаковская, Е.Ю. Малеванов, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.В. Мудрик, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, М.Ю. Рау, И.М. Соловьев, В.А. Синяк, В.В. Нудельман, Н.Г. Сошникова, Е.А. Стребелева, С.М. Феклистова, А.Ю. Хохлова, Л.М. Шипицына, О.Н. Юлдашева и др. Однако комплексного исследования проведено не было.
Методы исследования. Основными методами данного исследования являются: анализ источников и научной литературы; метод систематизации различных теорий, концепций, подходов; метод сравнения; опросные методы (методика исследования детского самосознания Н.Л. Белопольской; тест тревожности (М. Дорки, Р. Тэммел, В. Амен); методика «Лесенка» (модификация С.Г. Якобсон, В. Г. Щур)); анализ результатов (продуктов) (проективная методика «Несуществующее животное») деятельности.
Теоретическая значимость исследования является в обобщении теоретических и практических разработок различных исследователей по социализации детей с нарушениями слуха.
Практическая значимость данного исследования заключается в выработке практических рекомендаций по использованию игровых занятий для развития социальных навыков у детей с нарушением слуха.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), списка использованных источников и приложения.


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социализации детей с нарушением слуха средствами игры 7
1.1. Понятие социализации детей с ограниченными возможностями 7
1.2 .Психологические особенности детей с нарушением слуха 23
1.3. Возможности игровой деятельности для социализации детей с нарушением слуха 36
Глава 2. Эмпирическое исследование возможностей социализации детей средствами игры 52
2.1 Изучение социальных навыков детей с нарушением слуха 52
2.2. Рекомендация по использованию игровых занятий для развития социальных навыков у детей с нарушением слуха 64
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложения 80



Заключение

Проведенный нами анализ различных публикаций и исследований по данной теме позволяет заключить следующее.
У детей с ОВЗ несмотря на наличие различных диагнозов по здоровью имеются психологические резервы социализации. При этом сущность и качество развития социального потенциала детей с ОВЗ тесным образом связана с целенаправленной педагогической поддержкой таких детей, постепенного раскрытия их потенциала в разных формах жизнедеятельности. При этом существенная проблема социализации ребёнка с ОВЗ связана как с социально-психологическими, так и психолого-педагогическими факторами.
У детей с нарушением слуха имеются существенные трудности в формировании их морально – этических представлений и понятий, так как нередко преобладают конкретные либо крайние оценки; весьма затруднено понимание причинной обусловленности отдельных эмоциональных состояний, а также выделение и осознание ребенком личностных качеств. Это во многом мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки.
У детей с нарушением слуха отмечается отставание в развития у них воображения, в игровой деятельности такой ребенок не может творчески войти в игровую роль. При этом ребенок с нарушением слуха нередко стремится как можно более точно передать именно внешние особенности изображаемого им в игре персонажа, а также часто даже не существенные для определенной роли моменты.
В дошкольном возрасте с детьми, имеющим нарушение слуха следует широко использовать такие формы работы, в которых данные дети должны оценивать результаты своей деятельности, производить сравнение их с результатами других детей, а также формировать у них общепринятые нормы поведения. Кроме этого, в процессе социализации детей с нарушением слуха именно групповой подход имеет основополагающее значение. В этом случае весьма необходимо подбирать ответствующие методы и формы социально-педагогической работы с непосредственным учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха.
Повседневное руководство педагога игровой деятельностью детей с нарушениями слуха помогает формированию у них творческого отношения к действительности, а также развитию воображения и коммуникативных. При создании адекватных условий, а также правильной организации в детской игре происходит коррекция как отдельных его психических функций, так и личности ребенка с нарушением слуха в целом, а значит и успешная социализация ребенка.
Проведенное нами эмпирические исследование с детьми-дошкольниками, имеющих нарушение слуха (старший дошкольный возраст) с помощью специально подобранных методик показало, в подавляющем большинстве данные дети идентифицируют себя неверно; они неправильно выстраивают половозрастную последовательность; имеют весьма ограниченные представления о перспективах своего роста и дальнейшего развития; респонденты показывают высокий уровень тревожности, что свидетельствует об эмоционально-негативного восприятия детьми-дошкольниками с нарушениями слуха системы взаимоотношений со значимыми для них взрослыми и сверстниками; самооценка у таких детей формируется по неблагоприятному варианту, что способствует неблагоприятному развитию их личности, а также повышению уровня тревожности. Все это негативным образом сказывается на утверждение этих детей в обществе в качестве полноценных личностей.
То есть, развитие детей социальных навыков детей-дошкольников с нарушениями слуха несколько отличается от социализации детей в норме: нарушение идентификации пола и возраста; наличие повышенной тревожности, базирующейся на неумении общения с другими людьми и поведения в конфликтных ситуациях; несформированность Я-образа ребенка; нарушение (занижение или завышение) самооценки и уровня притязаний ребенка. Дети не на должном уровне ориентируются в окружающем мире и это непосредственным образом сказывается на их социализации.
Исходя из выявленных нами в процессе диагностики проблем социализации детей с нарушениями слуха и а также значимости и возможности игровой деятельности для детей с нарушением слуха в плане формирования у них социальных навыков, нами были подобраны специальные игры для данной возрастной группы, а также даны общие рекомендации по подходам к организации и проведения игр со старшими дошкольниками, имеющих нарушения слуха. Также была обозначена роль воспитателя в игровой деятельности детей с нарушениями слуха, подходы к выбору и подготовки игр и рассмотрена значимость и особенности использования игр-драматизаций для формирования социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.


Список использованной литературы

1. Андросова, Г.Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта [Текст] / Г.Л. Андросова. – М.,2003. – 188 с.
2. Белошицкий, А.В. Становление субъектности индивида в образовательном процессе [Текст] / А.В. Белошицкий // Вопр. психологии. – 2008. – № 3. – С. 56.
3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст] : учеб. пособие / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2012. – 203 с.
4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2001. – 212 с.
5. Выгодская, Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм [Текст] / Г.Л. Выгодская. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
6. Выгодская, Г.Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей [Текст] / Г.Л. Выгодская // Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В.Запорожца и А.П.Усовой. – М., 1966. – С. 172–205.
7. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 76 - 84.
8. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 304 с.
9. Головчиц, Л.A. Игра в жизни детей с нарушениями слуха/ Л.А. Головчиц [Текст] // Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – С. 43 – 46.
10. Головчиц, Л.А. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии [Текст] / Л.А. Головчиц //Дефектология. – 2006. – № 6. – С.42 – 48.
11. Глухота и нарушения слуха // Сайт Всемирной организации здравоохранения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.who.int/features /factfiles/deafness/01 ru.html. - Загл. сэкрана. – (дата обращения 17.11.2016).
12. Гуров, В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: автореф. дис. … докт. пед. наук / В.Н. Гуров. – М., 1997. – 23 с.
13. Долгобородова, Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исторических понятий учащимися вспомогательной школы [Текст] / Н.П. Долгоборородов // Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – СПб, 2001. – С. 75 - 78.
14. Долматова, Е.С. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.С. Долматова, А.С. Назаркина, О.С. Шелудько // Бюллетень мед. интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – № 12. – С. 62 - 65.
15. Друзь, В.А. Социальная адаптация лиц с нарушениями слуха средствами физического воспитания [Текст] / В.А. Друзь, А.И. Клименко, И.П. Помещикова. // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1. – C. 16 - 18.
16. Еременко, И.Г. Олигофренопедагогика [Текст] / И.Г. Еременко. – Киев. 1995. – 232 с.
17. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха [Текст] / под ред. Л. М. Шипицыной, Л. П. Назаровой. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 224 с.
18. Исенина, И.Е. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни [Текст] / И.Е. Исенина. – М.: Академия, 2009. – 232 с.
19. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребёнка: пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Е.А. Коссаковская. – М. : Просвещение, 1990. – 210 с.
20. Малеванов, Е.Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Е.Ю. Малеванов. – М.,2009. – 242 с.
21. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры с детьми: науч.метод. пособие / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 146 с.
22. Михаленкова, И.А. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха [Текст] / И.А. Михаленковой, Н.В. Анисимова, Н.В. Мирошниченко, К.В. Дроздовская. – СПб.: КАРО, 2006. – 224 с.
23. Михайлова, Е.Л. Понятие лени: к вопросу об определении [Текст] / Е.Л. Михайлова //Активность личности: сб. науч. тр. – Новосибирск, 2008. = С.111 - 114.
24. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 2005. – 296 с.
25. Носкова, Л.П. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др. – М: Владос, 2001. – 188 с.
26. Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под ред. А.И. Дьячкова. – М.: Просвещение, 2002. – 296 с.
27. Пинский, Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Б.И. Пинский. – М.: Педагогика, 2005. – 264 с.
28. Психологические методики диагностики личностных особенностей ребенка [Текст] / под ред. М.Н. Лазутовой. – М.: ТОО «СИМС», 2009. – 128 с.
29. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, В.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. – М: Педагогика-Пресс, 1997. – 544 с.
30. Разуван, Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы [Текст] / Е.И. Разуван // Дефектология. – 1989. №3. – С. 31 - 33.
31. Pay, M. Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха [Текст] / М.Ю. Рау. – М., 1989. – 212 c
32. Розанова, Т.В. Психология глухих детей [Текст] / Т.В. Розанова, И.М. Соловьев. – М.: Просвещение, 2011. – 248 с.
33. Синяк, В.А. Особенности психического развития глухого ребенка [Текст] / В.А. Синяк, В.В. Нудельман. – М.: Просвещение, 2001. – 224 с.
34. Сошникова, Н.Г. Изучение самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников с нарушением слуха [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/9/p53.htm. - Загл. с экрана. - ((дата обращения 11.11.2016).
35. Специальная педагогика: учеб. пособие [Текст] / под. ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2011. – 388 с.
36. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е.А. Стребелева. – М., 2002. – 345 с.
37. Феклистова, С.М. Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха [Текст] / С.М. Феклистова // Вестн. Белорус. гос. пед. ун-та им. М. Танка. – 2002. – № 2. – С. 47–54.
38. Феклистова, С.Н. Формирование сюжетно-отобразительной игры у детей с нарушением слуха [Текст] / С.Н. Феклистова – Мн., 2004. – 68 с.
39. Хохлова, А.Ю. Эффективность детско-родительского общения и интеллектуальное развитие глухих детей [Текст] / А.Ю. Хохлова // Культурно-историческая психология. – 2008. – №3. – С. 86 - 91.
40. Хромова, А.А. Игра-драматизация как коррекционное занятие детей дошкольного возраста с нарушением слуха [Текст] / А.А. Хромова // Народное образование –2015. – № 6. – С. 31 - 33.
41. Число детей-инвалидов в России выросло за пять лет почти на 10% // Интерфакс, 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.interfax.ru/russia/445003. - Загл. сэкрана. - (дата обращения: 17.11.2016)
42. Шибутани, Т. «Я-концепция» и чувство собственного достоинства [Текст] / Т. Шибутани // Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара, 2013. – С. 219 - 224.
43. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицынв. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
44. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. – СПб. , Ленато АСТ, 1996. – 286 с.
45. Юлдашева, О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / О.Н. Юлдашева. – Уфа, 2010. – 24 с.


Купить эту работу

Развитие социальных навыков у детей с нарушениями слуха в игровой деятельности

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

13 сентября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Проблемы современной молодежи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (НА МАТЕРИАЛАХ СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА.......... НА БАЗЕ ............).

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Особенности социальной работы с детьми-инвалидами

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Реализация права на жилье военнослужащими в РФ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Внедрение обучающих тренингов для улучшения качества обслуживания на примере ресторана "Sasha's".

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв verxom об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-21
Дипломная работа

Просто великолепный автор! Отзывчивый, адекватный, слушающий. Пишет грамотно, научно, но при этом понятно и по делу. Не один раз делал мне работы во время учебы, и диплом я решила заказать именно у него, так как доверие автор заслужил полностью. И результат - ПЯТЬ, причем с рекомендацией в магистратуру!!! Спасибо огромное! Рекомендую от всей души!

Общая оценка 5
Отзыв Эл Ми об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-04-26
Дипломная работа

хорошо

Общая оценка 5
Отзыв studentВася об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-04-29
Дипломная работа

Елена, спасибо вам за помощь! Очень качественная работа.

Общая оценка 5
Отзыв Яна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-11
Дипломная работа

Хорошо раскрыл тему работы

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Практическое занятие «Планирование и организация исследовательской деятельности»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Стратегия поведения в кризисных ситуациях

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Качество городской среды: объективные и субъективные критерии качества оценки в районах Басманный, Некрасовка и Строгино.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Межнациональные отношения: отношение к миграции (соц. исследование)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
240 ₽
Готовая работа

Исследовательская работа по общественному мнению "Протестная ситуация в Украине (ноябрь 2013 - …)"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

Исследование по социологии на тему: "Разводы"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
134 ₽
Готовая работа

игра по работам Т. Адорно и М. Хоркхаймера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Молодёжная субкультура

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Социальная психология Задание: проанализируйте три вида телепередач: - мультфильмы; - детские передачи (не мультфильмы); - передачи для взрослых.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

Специфика молодежных субкультур

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Сравнение концепций самоубийства в работах Э.Дюркгейма, П.Сорокина и Н.Бердяева

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Анализ статьи по экономической социологии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽