Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Интеграция воспитательных сил П.Наторпа"

  • 80 страниц
  • 2013 год
  • 367 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Современная социальная педагогика связана с широким кругом проблем:
1). С одной стороны, она изучает развитие личности в процессе её интеграции в социум.
2). С другой, разрабатывает механизмы помощи человеку со стороны общества.
Сегодня , когда в России активно выстраивается новая система социального устройства, знания, накопленные в рамках этой науки, более чем актуальны. Они содержат анализ проблем человека на разных этапах социализации, отражают имеющиеся подходы к решению этих пробле м.
Изучение научного наследия - необходимый базис, опираясь на который, единственно возможно построить эффективную систему решения проблем человека и общества в их взаимодействии и взаимосвязи.
Эта работа посвящена одному из отцов-основателей социальной п едагогики Паулю Наторпу.
В научной литературе учение П. Наторпа относят к так называемому «этическому социализму», а именно, к системе представлений, которая рассматривает социалистический идеал как совокупность нравственных принципов. Своими корнями «э тический социализм» уходит в учение Иммануила Канта. Нравственная эволюция всего человечества, а не социальная революция - таков, по мнению «этических» социалистов, единственно правильный путь к социализму. Движение же к социалистическому идеалу признаетс я вечным, а его достижение - практически неосуществимым.
Пауль Герхард Наторп писал: «...дело идет не о том, какая определенная высота образования будет достигнута. Здесь больше, чем где бы то ни было, имеет силу выражение «путь - все, цель - ничто»; здес ь нельзя ставить цели в смысле окончания, достижения чего-то готового» [27, с. 18]. П. Наторп социальное воспитание понимал в самом широком значении и создал собственную концепцию социального воспитания.
Социальное воспитание по Паулю Наторпу - это не како е-то специальное направление педагогической науки, а наиболее полное выражение задач педагогики в целом.
Философ считал, что в природе не существует «несоциального» воспитания, поскольку ребенок, да и взрослый человек, может воспитываться только напрямую другими людьми через общение с ними: «Человек становится человеком только благодаря человеческой общности» [25, с. 67].
В целом, учение П. Наторпа базируется на понимании педагогики как социально-направленной и социально-обоснованной теории.
Его определе ние социальной педагогики как «воспитания в обществе, через общество и для общества» остается актуальным и для современного развития этой науки.
Объект исследования: социально – педагогическое наследие Пауля Наторпа.
Предмет исследования: концепция интегр ации воспитательных сил общества в социальной педагогике П. Наторпа.
Цель исследования: описание педагогического феномена интеграции воспитательных сил общества.
Задачи исследования:
- Исследовать историю формирования философских и социально-педагогических идей Наторпа;
- Раскрыть сущность содержания социальной педагогики по Паулю Наторпу.
- Рассмотреть институт воспитания с точки зрения русской педагогической традиции.
- Исследовать реализацию идеи интеграции воспитательных сил общества в современной Ро ссии.
- Исследовать реализацию идей современного воспитания на примере социальных детских учреждений в России.

Содержание

Введение
Глава I. Анализ философско-педагогического наследия П. Наторпа
§1. Предшественники Наторпа в истории социальной философии
§2. Социально-педагогические взгляды П. Наторпа как выражение философии неокантианства
Глава II. Идея П. Наторпа об интеграции воспитательных сил общества в истории социальной педагогики
§1. Содержание и сущность социальной педагогики по П. Наторпу
§2. Взаимодействие институтов воспитания с точки зрения русской педагогической традиции
Глава III. Реализации идеи интеграции воспитательных сил в современной России
§1. Интеграция воспитательных сил в социальной педагогике при участии системы религиозного образования. Роль религиозного образования в духовно-нравственном воспитании
§2. Анализ деятельности системы православных приютов с точки зрения интеграции воспитательных сил
Заключение
Литература


Таким образом, по результатам исследования, проведённого в настоящей работе, можно сделать следующие выводы.
Пауль Наторп - немецки й философ и педагог, представитель марбургской школы неокантианства. П. Наторпа с полным правом можно назвать одним из основоположников социальной педагогики как науки. В своих историко-философских и в логических трудах Наторп проводит мысль, что воспитани е индивидуума во всех существенных отношениях, с одной стороны, обусловлено социальными причинами, а с другой стороны, придание человеческого уклада социальной жизни коренным образом зависит от соответствующего такому укладу воспитания индивидуумов, которы е должны в этой жизни участвовать. По большому счету, все современные точки зрения на объект познания социальной педагогики, а их несколько десятков сводятся к первоначальным концепциям П. Наторпа. Если перевести ту проблематику, которой посвящены педаго гические работы Наторпа, на язык проблем современного российского общества, оставляя за скобками множество интересных деталей или отошедших в прошлое исторических подробностей, то можно сказать, что Наторп вполне может выступать в качестве современного нам собеседника, поскольку речь идет о формировании навыков «самоорганизации общества». Речь идет по сути о выстраивании гражданского общества как системы дифференцированных союзов, формирующихся в социальном пространстве между семьей и государством.
Рассмотр ев институт воспитания с точки зрения русской педагогической традиции, можно увидеть, что в современной России осуществляются попытки сформировать социальную педагогику как научную дисциплину. На ряду с этим выявляются различные направления научных исследо ваний, формируется опыт социально-педагогической работы с различными категориями и группами населения и развивается система непрерывного профессионального образования.
Исследовав в данной работе реализацию идей интеграции воспитательных сил общества в со временной России, можно выяснить основные тенденции, характеризующие современные этапы развития социальной педагогики в России:
1). Социальная педагогика как научный фундамент практически реализуемых социально-педагогических моделей и систем признана в мас совом опыте и получает все большую поддержку и распространение.
2). В системе образования неуклонно возрастает доля собственно социально-педагогических исследований, основанных на эксперименте и инновационном опыте.
3). Социальная педагогика востребована и в других, традиционно непедагогических секторах социальной сферы.
4). Должность социального педагога становится массовой в системе образования и востребована в смежных секторах социальной сферы.
5). Также следует заметить, что социальная педагогика в Ро ссии на сегодняшний день активно развивается в соответствии с последними достижениями в области образовательных технологий. Потенциал социальной педагогики в нашей стране очень велик, а реализация принципов социальной педагогики на практике позволит решить многие ключевые проблемы современного общества.
В то же время существует целый ряд нерешенных проблем:
- Социальная педагогика как наука подвергается массированной атаке как ученых-социальных работников, так и педагогов-методологов, которых раздражает т автологичность словосочетания «социальная педагогика».
- Не изжита угроза дискредитации профессии социального педагога в силу неподготовленности кадров управленцев нижнего и среднего звена к решению социально- педагогических задач, отсутствия массовой мето дической литературы по различным аспектам профессиональной деятельности этого специалиста.
- Процесс вырабатывания коллективного опыта социально-педагогической деятельности и формирования технологического багажа профессии отстает от потребности решения кон кретных задач и разрешения частных ситуаций, ежедневно возникающих в бесчисленных вариантах повседневной профессиональной деятельности специалистов.
- Сохранение ведомственного характера деятельности социальных служб порождает бюрократизм, искусственное ог раничение проблемного поля практической деятельности, определяемого назначением ведомства, неизбежную скудость бюджетного финансирования в рамках одного ведомства и бедность кадрового спектра, определяемого утвержденной в ведомственной вертикали номенклату ры должностей рабочих и служащих, за пределы которой практически невозможно выйти.
За последние годы система религиозного образования в России значительно окрепла и расширилась. Во всех епархиях Русской Православной Церкви ведется значительная духовно-прос ветительная работа. Созданы городские центры православного просвещения, православные гимназии и лицеи, все больше детей и взрослых занимаются в воскресных школах при храмах и монастырях. Получили государственную лицензию на образование ведущие православные учебные заведения для мирян, такие, как Российский Православный университет во имя святого Апостола Иоанна Богослова и Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Почти все епархии проводят конференции и чтения, посвященные проблемам православно го образования. В них наряду с православными священниками, учителями, деятелями культуры принимают участие и светские педагоги, ученые, все люди, живо заинтересованные в духовно-нравственном возрождении нашего общества.
Значимость религиозного образования в России переоценить трудно. Религиозное образование, изучение православной культуры позволяет воспитать личность как человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие, помогает приоб рести знания о религии, представляющей собой мировоззренческую сферу культуры, необходимую для адекватного формирования мировоззрения личности и её самоидентификации. Кроме того, религиозное образование и воспитание содействует формированию картины мира, п омогает учащимся понимать законы человеческой и общественной жизни, воспитывает такие важные и редкие на сегодняшний день качества, как патриотизм, гражданственность, культура общения, любовь к Родине.
В данной работе удалось исследовать реализацию идей современного воспитания на примере социальных детских учреждений в России. На основе этого исследования выясняется, что в наше время духовно-нравственное воспитание молодого поколения немыслимо без сотрудничества Церкви и государственной системы образовани я. Руководство Министерства образования Российской Федерации, понимая необходимость нравственного воспитания для всех детей, постепенно изменяет свое отношение к введению в программу школьного обучения предмета «Основы православной культуры». Курс «Основы православной культуры» оказывает помощь в процессе социализации в обществе, ОПК направлен на решение следующих задач: он помогает учащимся приобрести те знания, которые необходимы для того, чтобы ориентироваться в современном обществе, знакомит учащихся с этноконфессиональной структурой российского общества, особенностями культуры и образа жизни основных этноконфессиональных групп населения России. Кроме того, курс ОПК помогает выработать уважительное отношение к человеку, его свободам и правам, развить по нимание соотношение прав и обязанностей человека в обществе, в семье. Наконец, курс ОПК направлен на помощь в формировании навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, воспитывает толерантность, стремление к самосовершенствованию.
В сфере интеграции учащихся в культурное пространство России курс ОПК формирует культурологическую компетентность учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности, способствует формированию исторического сознания, вырабатывает бережное отношение у учащихся к духовно-историческому, а также культурному наследию всех народов, воспитывает уважение к истории своего народа, своей страны, так как без этого невозможно воспитать истинного гражданина и патриота.
Касательно сферы подготовки учащихся к профессиональной и общественной деятельности следует отметить, что курс ОПК расширяет и углубляет социально-гуманитарное образование, вырабатывает ответственное отношение к труду, воспитывает ответственно сть и порядочность.
Таким образом, общие цели преподавания ОПК можно считать очень важными и необходимыми для современного общества.
Однако все еще существует целый ряд актуальных проблем и задач, которые требуют незамедлительного решения. С какими проб лемами сталкиваются православные социальные приюты и детские дома в своей повседневной жизни?
Во-первых, это острый кадровый дефицит профессиональных педагогов и воспитателей, являющихся специалистами в области детской психологии. Ведь большинство детей-си рот, оказавшихся в сложнейших житейских ситуациях, имеет в результате деформированную психику. А на сегодняшний день социально ориентированные российские вузы таких специалистов практически не готовят. Исключением здесь является Православный Свято-Тихоновс кий гуманитарный университет, кафедра социальной педагогики которого уже несколько лет выпускает специалистов по работе в детских учреждениях.
Во-вторых, это несовершенство действующей законодательной базы, которая должна была бы создавать условия наиболь шего благоприятствования со стороны государства к детским учреждениям, которые успешны в своей деятельности.
В-третьих, это отсутствие бюджетного финансирования, хотя и в государственных, и в негосударственных детдомах находятся наши дети — дети России.
И звестно, что в работе уже существующих православных приютов нет единой системы, где-то более мягкие условия, где-то более жесткие. Как создать такую общую систему и нужна ли она вообще? Да, единой системы нет и, по всей видимости, быть не может. В каждом конкретном православном детском доме, при его создании, ситуация развивалась по-своему, исходя из жизненных реалий. Конечно, многое зависит от формы устройства и организации детского учреждения, под которой оно официально зарегистрировано. Это может быть и детский дом семейного типа, и образовательное учреждение, в котором обучаются и воспитываются дети, и социально-реабилитационный центр помощи детям, и автономная некоммерческая организация или некоммерческое партнерство. Формы детских учреждений по дейст вующему Семейному кодексу РФ самые разные. Но есть другое, что объединяет эти негосударственные детские учреждения, там трудятся люди не из-за денег, а из сострадания к детскому горю.
Имеются ли перспективы развития системы православных детских учреждений? В чем сущность таких перспектив? Перспективы есть, и их потенциал огромен! Ведь вот, налицо результаты работы православных детских учреждений, - успешная социализация детей.
Будущее, конечно же, за негосударственными детскими учреждениями, как более эффе ктивными, и за институтами гражданского общества. И чем раньше государство передаст полномочия реформирования социальной политики обществу, тем быстрее и результативнее начнется исцеление нашего не совсем здорового общества.
В 2011 году завершилась апроба ция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В 2012 году практика преподавания религиозных культур по выбору, в том числе православной, в обязательной части школьной программы будет распространена уже на все регионы России . Эксперимент подтвердил: изучение религиозных культур и этики по выбору семьи — это оптимальная форма духовно-нравственного воспитания в школе в условиях многоконфессионального российского общества. Такая организация процесса приобщения к религиозным трад ициям не ведёт к росту межрелигиозной или межэтнической напряженности, напротив - содействует взаимопониманию и взаимному уважению представителей различных культур и народов. Русская Православная Церковь участвовала в эксперименте с ясным пониманием главно й цели — создать в школе благоприятные условия для воспитания детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Для ее достижения важно, чтобы новая предметная область была представлена по всем годам обучения в школе. Существующий формат препода вания религиозной культуры лишь в объеме 34 часов очевидно недостаточен. Для того чтобы дети могли систематически изучать родную духовную культуру, необходим хотя бы один час в неделю, отведенный на данную дисциплину.

Литература

1.Буланова-Топоркова М. Педагогика.// Интернет библиотека Гумер www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/03.php
2.Балалиева О.В. Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический анализ становления. // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т.2. — С. 124-127.// http://www.moluch.ru/archive/28/3075/
3.Гусев Г.В. Школьный апостол и апостол трезвости./Электронный ресурс//rus-sky. com.> history/Iibrary/gusev.htm
4.Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. - М ., 1972.
5.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. – 272 с./Электронный ресурс//http://pedlib.ru/Books/3/0481/3_0481-40.shtml.
6.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998./Электронный ресурс// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.php
7.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
8.Зарубежная школа и педагогика в первой половине ХХ в./Электронный ресурс// www.profile-edu.ru/zarubezhnaya-shkola-i-pedagogika-v-pervoj-pol.
9.Иванов С.А. Социальное партнерство как феномен цивилизации. Журнал социологии и социальной антропологиии. Том 8. №3, 2005./Электронный ресурс//http://www.jourssa.ru/authindex.html.
10.Крупенина М.В., Шульгин В.Н. В борьбе за марксистскую педагогику. - М., 1929.
11.Ковалевский детский дом. Статья. Интернет сайт ПСТГУ.Педагогический факультет// ...pstgu.ru/faculties/pedagogical/practice/children/
12.«Круглый стол по религиозному образованию и диаконии»./Электронный ресурс//www.rondtb.msk.ru/info/ru/orphanage_ru.htm
13.Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980. С. 211-310.
14.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М., 1987.
15.Колобов О.А. Социальная педагогика как профессия. – Нижний Новгород, 1996.
16.Куличенко Р.М. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов и России. – М., 1998.
17.Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. - М.: Интерпракс, 1994. С. 76
18.Лещинский В., Мозгарев Л., Неделина С., Седова Е. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» эпоха просвещения.//www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/leschin/03.php
19.Лапина И.А. О некоторых теоретических источниках советской педагогики // Гуманистические идеи, социально-педагогические эксперименты, бюрократические извращения в развитии отечественной школы. – СПб, Образование, 1993. С. 30-49, 35-37.
20.Меньшиков В.М. Педагогика эпохи Просвещения. Из истории педагогики. 08.02.2010. //http://www.portal-slovo.ru
21.Международные Рождественские чтения. Журнал Московской Патриархии 03-2001. Церковная жизнь.//www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/01/03-01/05.htm
22.Мышкинский детский дом.// www.kolodozero.ru/myshkino.html
23.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. С. 47.
24.Ничипоров Б.О. «Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей». Интернет страничка Православной Матери. Интернет www.orthomama.ru ›.Источник: вестник духовного просвещения. - М., 1994. №1.
25. Наторп П.Г. Философия как основа педагогики. – СПб., 1910.
26.Наторп П.Г. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. - СПб., 1911.
27.Наторп П.Н. Избранные работы В.А. Куренной. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. 384.
28.Онлайн-энциклопедия 1997-2012. «Кругосвет»: Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в .//www.profile-edu.ru/shkola-i-pedagogika-v-stranax-zapadnoj-evrop.
29.О важности воспитания в детях христианского отношения к миру и своему служению в нем. Беседа со священником Артемием Владимировым, а так же с педагогом и психологом Евгением Куниным.//www.orthomama.ru.
30.Православный портал о благотворительности и социальной деятельности. //www.miloserdie.ru/.../svjato-sofijskij-detskij-dom-dlja-malchikov/
31.Пирогов Н.И. Вопросы жизни// По истории школы и педагогики в России.- М., 1986. С.150-166.
32.Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет реализует просветительскую программу предметных олимпиад// pravolimp.ru/
33.Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. - М., 1981.
34. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII — XX вв. Гл. III — IV. - М., 1976.
35.Рождественские чтения. Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на ХХ Международных Рождественских чтениях. Официальный сайт Московского Патриахата. Русская Православная Церковь. 24.01.2012.//www.patriarchia.ru/db/text/1976066.html
36.Савченко Т.А. Инновационная направленность подготовки студентов педагогического факультета к учебно-воспитательной деятельности в школе (статья) // Международная научно-практическая конференция «Дошкольное и начальное образование в России и США: история и современность». - Магадан: СВГУ, 2009. - С. 220-223.
37.Савченко Т.А. Работа школы с семьей в наследии В.А. Сухомлинского (статья). Социальная педагогика: теория, практика, перспективы - Москва: РГСУ, 2007. - С. 200-204.
38.Тесленко А.Н. Роль организации и самоорганизации молодежи в процессе социализации. Астана г. Казахстан.//pozdnyakov.tut.su/Seminar/a0100/a012400.htm
39.Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 2-х тт. – М.,1952.
40.Фокин Ю. Преподавание и воспитание в высшей школе Методология, цели и содержание творчество. 4раздел. На пути к национальной идее России и целям воспитания в вузе.// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/fokin/03.php.
41.Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт./Под ред. Н.П. Кузина, М.Н.Скаткина; Шацкий С.Т. Изучение деревни и социальная педагогика//Пед. Соч. в 4-х тт.-3.- М., 1964. С. 242-243.
42.Школа педагогических взаимодействий вчера, сегодня, завтра. Сборник материалов Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодых учителей.//http://parom.uspu.ru/attachments/article/18/Сборник_ФЦП_.pdf
43.Шульгин В.Н. Основные вопросы социального воспитания. 2-е изд. – М.: Работник просвещения, 1924. С. 127.
44.Якушев А. Философия Гегеля.// www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/10.php



Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Современная социальная педагогика связана с широким кругом проблем:
1). С одной стороны, она изучает развитие личности в процессе её интеграции в социум.
2). С другой, разрабатывает механизмы помощи человеку со стороны общества.
Сегодня , когда в России активно выстраивается новая система социального устройства, знания, накопленные в рамках этой науки, более чем актуальны. Они содержат анализ проблем человека на разных этапах социализации, отражают имеющиеся подходы к решению этих пробле м.
Изучение научного наследия - необходимый базис, опираясь на который, единственно возможно построить эффективную систему решения проблем человека и общества в их взаимодействии и взаимосвязи.
Эта работа посвящена одному из отцов-основателей социальной п едагогики Паулю Наторпу.
В научной литературе учение П. Наторпа относят к так называемому «этическому социализму», а именно, к системе представлений, которая рассматривает социалистический идеал как совокупность нравственных принципов. Своими корнями «э тический социализм» уходит в учение Иммануила Канта. Нравственная эволюция всего человечества, а не социальная революция - таков, по мнению «этических» социалистов, единственно правильный путь к социализму. Движение же к социалистическому идеалу признаетс я вечным, а его достижение - практически неосуществимым.
Пауль Герхард Наторп писал: «...дело идет не о том, какая определенная высота образования будет достигнута. Здесь больше, чем где бы то ни было, имеет силу выражение «путь - все, цель - ничто»; здес ь нельзя ставить цели в смысле окончания, достижения чего-то готового» [27, с. 18]. П. Наторп социальное воспитание понимал в самом широком значении и создал собственную концепцию социального воспитания.
Социальное воспитание по Паулю Наторпу - это не како е-то специальное направление педагогической науки, а наиболее полное выражение задач педагогики в целом.
Философ считал, что в природе не существует «несоциального» воспитания, поскольку ребенок, да и взрослый человек, может воспитываться только напрямую другими людьми через общение с ними: «Человек становится человеком только благодаря человеческой общности» [25, с. 67].
В целом, учение П. Наторпа базируется на понимании педагогики как социально-направленной и социально-обоснованной теории.
Его определе ние социальной педагогики как «воспитания в обществе, через общество и для общества» остается актуальным и для современного развития этой науки.
Объект исследования: социально – педагогическое наследие Пауля Наторпа.
Предмет исследования: концепция интегр ации воспитательных сил общества в социальной педагогике П. Наторпа.
Цель исследования: описание педагогического феномена интеграции воспитательных сил общества.
Задачи исследования:
- Исследовать историю формирования философских и социально-педагогических идей Наторпа;
- Раскрыть сущность содержания социальной педагогики по Паулю Наторпу.
- Рассмотреть институт воспитания с точки зрения русской педагогической традиции.
- Исследовать реализацию идеи интеграции воспитательных сил общества в современной Ро ссии.
- Исследовать реализацию идей современного воспитания на примере социальных детских учреждений в России.

Содержание

Введение
Глава I. Анализ философско-педагогического наследия П. Наторпа
§1. Предшественники Наторпа в истории социальной философии
§2. Социально-педагогические взгляды П. Наторпа как выражение философии неокантианства
Глава II. Идея П. Наторпа об интеграции воспитательных сил общества в истории социальной педагогики
§1. Содержание и сущность социальной педагогики по П. Наторпу
§2. Взаимодействие институтов воспитания с точки зрения русской педагогической традиции
Глава III. Реализации идеи интеграции воспитательных сил в современной России
§1. Интеграция воспитательных сил в социальной педагогике при участии системы религиозного образования. Роль религиозного образования в духовно-нравственном воспитании
§2. Анализ деятельности системы православных приютов с точки зрения интеграции воспитательных сил
Заключение
Литература


Таким образом, по результатам исследования, проведённого в настоящей работе, можно сделать следующие выводы.
Пауль Наторп - немецки й философ и педагог, представитель марбургской школы неокантианства. П. Наторпа с полным правом можно назвать одним из основоположников социальной педагогики как науки. В своих историко-философских и в логических трудах Наторп проводит мысль, что воспитани е индивидуума во всех существенных отношениях, с одной стороны, обусловлено социальными причинами, а с другой стороны, придание человеческого уклада социальной жизни коренным образом зависит от соответствующего такому укладу воспитания индивидуумов, которы е должны в этой жизни участвовать. По большому счету, все современные точки зрения на объект познания социальной педагогики, а их несколько десятков сводятся к первоначальным концепциям П. Наторпа. Если перевести ту проблематику, которой посвящены педаго гические работы Наторпа, на язык проблем современного российского общества, оставляя за скобками множество интересных деталей или отошедших в прошлое исторических подробностей, то можно сказать, что Наторп вполне может выступать в качестве современного нам собеседника, поскольку речь идет о формировании навыков «самоорганизации общества». Речь идет по сути о выстраивании гражданского общества как системы дифференцированных союзов, формирующихся в социальном пространстве между семьей и государством.
Рассмотр ев институт воспитания с точки зрения русской педагогической традиции, можно увидеть, что в современной России осуществляются попытки сформировать социальную педагогику как научную дисциплину. На ряду с этим выявляются различные направления научных исследо ваний, формируется опыт социально-педагогической работы с различными категориями и группами населения и развивается система непрерывного профессионального образования.
Исследовав в данной работе реализацию идей интеграции воспитательных сил общества в со временной России, можно выяснить основные тенденции, характеризующие современные этапы развития социальной педагогики в России:
1). Социальная педагогика как научный фундамент практически реализуемых социально-педагогических моделей и систем признана в мас совом опыте и получает все большую поддержку и распространение.
2). В системе образования неуклонно возрастает доля собственно социально-педагогических исследований, основанных на эксперименте и инновационном опыте.
3). Социальная педагогика востребована и в других, традиционно непедагогических секторах социальной сферы.
4). Должность социального педагога становится массовой в системе образования и востребована в смежных секторах социальной сферы.
5). Также следует заметить, что социальная педагогика в Ро ссии на сегодняшний день активно развивается в соответствии с последними достижениями в области образовательных технологий. Потенциал социальной педагогики в нашей стране очень велик, а реализация принципов социальной педагогики на практике позволит решить многие ключевые проблемы современного общества.
В то же время существует целый ряд нерешенных проблем:
- Социальная педагогика как наука подвергается массированной атаке как ученых-социальных работников, так и педагогов-методологов, которых раздражает т автологичность словосочетания «социальная педагогика».
- Не изжита угроза дискредитации профессии социального педагога в силу неподготовленности кадров управленцев нижнего и среднего звена к решению социально- педагогических задач, отсутствия массовой мето дической литературы по различным аспектам профессиональной деятельности этого специалиста.
- Процесс вырабатывания коллективного опыта социально-педагогической деятельности и формирования технологического багажа профессии отстает от потребности решения кон кретных задач и разрешения частных ситуаций, ежедневно возникающих в бесчисленных вариантах повседневной профессиональной деятельности специалистов.
- Сохранение ведомственного характера деятельности социальных служб порождает бюрократизм, искусственное ог раничение проблемного поля практической деятельности, определяемого назначением ведомства, неизбежную скудость бюджетного финансирования в рамках одного ведомства и бедность кадрового спектра, определяемого утвержденной в ведомственной вертикали номенклату ры должностей рабочих и служащих, за пределы которой практически невозможно выйти.
За последние годы система религиозного образования в России значительно окрепла и расширилась. Во всех епархиях Русской Православной Церкви ведется значительная духовно-прос ветительная работа. Созданы городские центры православного просвещения, православные гимназии и лицеи, все больше детей и взрослых занимаются в воскресных школах при храмах и монастырях. Получили государственную лицензию на образование ведущие православные учебные заведения для мирян, такие, как Российский Православный университет во имя святого Апостола Иоанна Богослова и Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Почти все епархии проводят конференции и чтения, посвященные проблемам православно го образования. В них наряду с православными священниками, учителями, деятелями культуры принимают участие и светские педагоги, ученые, все люди, живо заинтересованные в духовно-нравственном возрождении нашего общества.
Значимость религиозного образования в России переоценить трудно. Религиозное образование, изучение православной культуры позволяет воспитать личность как человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие, помогает приоб рести знания о религии, представляющей собой мировоззренческую сферу культуры, необходимую для адекватного формирования мировоззрения личности и её самоидентификации. Кроме того, религиозное образование и воспитание содействует формированию картины мира, п омогает учащимся понимать законы человеческой и общественной жизни, воспитывает такие важные и редкие на сегодняшний день качества, как патриотизм, гражданственность, культура общения, любовь к Родине.
В данной работе удалось исследовать реализацию идей современного воспитания на примере социальных детских учреждений в России. На основе этого исследования выясняется, что в наше время духовно-нравственное воспитание молодого поколения немыслимо без сотрудничества Церкви и государственной системы образовани я. Руководство Министерства образования Российской Федерации, понимая необходимость нравственного воспитания для всех детей, постепенно изменяет свое отношение к введению в программу школьного обучения предмета «Основы православной культуры». Курс «Основы православной культуры» оказывает помощь в процессе социализации в обществе, ОПК направлен на решение следующих задач: он помогает учащимся приобрести те знания, которые необходимы для того, чтобы ориентироваться в современном обществе, знакомит учащихся с этноконфессиональной структурой российского общества, особенностями культуры и образа жизни основных этноконфессиональных групп населения России. Кроме того, курс ОПК помогает выработать уважительное отношение к человеку, его свободам и правам, развить по нимание соотношение прав и обязанностей человека в обществе, в семье. Наконец, курс ОПК направлен на помощь в формировании навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, воспитывает толерантность, стремление к самосовершенствованию.
В сфере интеграции учащихся в культурное пространство России курс ОПК формирует культурологическую компетентность учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности, способствует формированию исторического сознания, вырабатывает бережное отношение у учащихся к духовно-историческому, а также культурному наследию всех народов, воспитывает уважение к истории своего народа, своей страны, так как без этого невозможно воспитать истинного гражданина и патриота.
Касательно сферы подготовки учащихся к профессиональной и общественной деятельности следует отметить, что курс ОПК расширяет и углубляет социально-гуманитарное образование, вырабатывает ответственное отношение к труду, воспитывает ответственно сть и порядочность.
Таким образом, общие цели преподавания ОПК можно считать очень важными и необходимыми для современного общества.
Однако все еще существует целый ряд актуальных проблем и задач, которые требуют незамедлительного решения. С какими проб лемами сталкиваются православные социальные приюты и детские дома в своей повседневной жизни?
Во-первых, это острый кадровый дефицит профессиональных педагогов и воспитателей, являющихся специалистами в области детской психологии. Ведь большинство детей-си рот, оказавшихся в сложнейших житейских ситуациях, имеет в результате деформированную психику. А на сегодняшний день социально ориентированные российские вузы таких специалистов практически не готовят. Исключением здесь является Православный Свято-Тихоновс кий гуманитарный университет, кафедра социальной педагогики которого уже несколько лет выпускает специалистов по работе в детских учреждениях.
Во-вторых, это несовершенство действующей законодательной базы, которая должна была бы создавать условия наиболь шего благоприятствования со стороны государства к детским учреждениям, которые успешны в своей деятельности.
В-третьих, это отсутствие бюджетного финансирования, хотя и в государственных, и в негосударственных детдомах находятся наши дети — дети России.
И звестно, что в работе уже существующих православных приютов нет единой системы, где-то более мягкие условия, где-то более жесткие. Как создать такую общую систему и нужна ли она вообще? Да, единой системы нет и, по всей видимости, быть не может. В каждом конкретном православном детском доме, при его создании, ситуация развивалась по-своему, исходя из жизненных реалий. Конечно, многое зависит от формы устройства и организации детского учреждения, под которой оно официально зарегистрировано. Это может быть и детский дом семейного типа, и образовательное учреждение, в котором обучаются и воспитываются дети, и социально-реабилитационный центр помощи детям, и автономная некоммерческая организация или некоммерческое партнерство. Формы детских учреждений по дейст вующему Семейному кодексу РФ самые разные. Но есть другое, что объединяет эти негосударственные детские учреждения, там трудятся люди не из-за денег, а из сострадания к детскому горю.
Имеются ли перспективы развития системы православных детских учреждений? В чем сущность таких перспектив? Перспективы есть, и их потенциал огромен! Ведь вот, налицо результаты работы православных детских учреждений, - успешная социализация детей.
Будущее, конечно же, за негосударственными детскими учреждениями, как более эффе ктивными, и за институтами гражданского общества. И чем раньше государство передаст полномочия реформирования социальной политики обществу, тем быстрее и результативнее начнется исцеление нашего не совсем здорового общества.
В 2011 году завершилась апроба ция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В 2012 году практика преподавания религиозных культур по выбору, в том числе православной, в обязательной части школьной программы будет распространена уже на все регионы России . Эксперимент подтвердил: изучение религиозных культур и этики по выбору семьи — это оптимальная форма духовно-нравственного воспитания в школе в условиях многоконфессионального российского общества. Такая организация процесса приобщения к религиозным трад ициям не ведёт к росту межрелигиозной или межэтнической напряженности, напротив - содействует взаимопониманию и взаимному уважению представителей различных культур и народов. Русская Православная Церковь участвовала в эксперименте с ясным пониманием главно й цели — создать в школе благоприятные условия для воспитания детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Для ее достижения важно, чтобы новая предметная область была представлена по всем годам обучения в школе. Существующий формат препода вания религиозной культуры лишь в объеме 34 часов очевидно недостаточен. Для того чтобы дети могли систематически изучать родную духовную культуру, необходим хотя бы один час в неделю, отведенный на данную дисциплину.

Литература

1.Буланова-Топоркова М. Педагогика.// Интернет библиотека Гумер www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/03.php
2.Балалиева О.В. Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический анализ становления. // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т.2. — С. 124-127.// http://www.moluch.ru/archive/28/3075/
3.Гусев Г.В. Школьный апостол и апостол трезвости./Электронный ресурс//rus-sky. com.> history/Iibrary/gusev.htm
4.Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. - М ., 1972.
5.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. – 272 с./Электронный ресурс//http://pedlib.ru/Books/3/0481/3_0481-40.shtml.
6.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998./Электронный ресурс// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.php
7.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
8.Зарубежная школа и педагогика в первой половине ХХ в./Электронный ресурс// www.profile-edu.ru/zarubezhnaya-shkola-i-pedagogika-v-pervoj-pol.
9.Иванов С.А. Социальное партнерство как феномен цивилизации. Журнал социологии и социальной антропологиии. Том 8. №3, 2005./Электронный ресурс//http://www.jourssa.ru/authindex.html.
10.Крупенина М.В., Шульгин В.Н. В борьбе за марксистскую педагогику. - М., 1929.
11.Ковалевский детский дом. Статья. Интернет сайт ПСТГУ.Педагогический факультет// ...pstgu.ru/faculties/pedagogical/practice/children/
12.«Круглый стол по религиозному образованию и диаконии»./Электронный ресурс//www.rondtb.msk.ru/info/ru/orphanage_ru.htm
13.Кант И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980. С. 211-310.
14.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М., 1987.
15.Колобов О.А. Социальная педагогика как профессия. – Нижний Новгород, 1996.
16.Куличенко Р.М. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов и России. – М., 1998.
17.Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. - М.: Интерпракс, 1994. С. 76
18.Лещинский В., Мозгарев Л., Неделина С., Седова Е. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли» эпоха просвещения.//www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/leschin/03.php
19.Лапина И.А. О некоторых теоретических источниках советской педагогики // Гуманистические идеи, социально-педагогические эксперименты, бюрократические извращения в развитии отечественной школы. – СПб, Образование, 1993. С. 30-49, 35-37.
20.Меньшиков В.М. Педагогика эпохи Просвещения. Из истории педагогики. 08.02.2010. //http://www.portal-slovo.ru
21.Международные Рождественские чтения. Журнал Московской Патриархии 03-2001. Церковная жизнь.//www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/01/03-01/05.htm
22.Мышкинский детский дом.// www.kolodozero.ru/myshkino.html
23.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. С. 47.
24.Ничипоров Б.О. «Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей». Интернет страничка Православной Матери. Интернет www.orthomama.ru ›.Источник: вестник духовного просвещения. - М., 1994. №1.
25. Наторп П.Г. Философия как основа педагогики. – СПб., 1910.
26.Наторп П.Г. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. - СПб., 1911.
27.Наторп П.Н. Избранные работы В.А. Куренной. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. 384.
28.Онлайн-энциклопедия 1997-2012. «Кругосвет»: Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в .//www.profile-edu.ru/shkola-i-pedagogika-v-stranax-zapadnoj-evrop.
29.О важности воспитания в детях христианского отношения к миру и своему служению в нем. Беседа со священником Артемием Владимировым, а так же с педагогом и психологом Евгением Куниным.//www.orthomama.ru.
30.Православный портал о благотворительности и социальной деятельности. //www.miloserdie.ru/.../svjato-sofijskij-detskij-dom-dlja-malchikov/
31.Пирогов Н.И. Вопросы жизни// По истории школы и педагогики в России.- М., 1986. С.150-166.
32.Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет реализует просветительскую программу предметных олимпиад// pravolimp.ru/
33.Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. - М., 1981.
34. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII — XX вв. Гл. III — IV. - М., 1976.
35.Рождественские чтения. Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на ХХ Международных Рождественских чтениях. Официальный сайт Московского Патриахата. Русская Православная Церковь. 24.01.2012.//www.patriarchia.ru/db/text/1976066.html
36.Савченко Т.А. Инновационная направленность подготовки студентов педагогического факультета к учебно-воспитательной деятельности в школе (статья) // Международная научно-практическая конференция «Дошкольное и начальное образование в России и США: история и современность». - Магадан: СВГУ, 2009. - С. 220-223.
37.Савченко Т.А. Работа школы с семьей в наследии В.А. Сухомлинского (статья). Социальная педагогика: теория, практика, перспективы - Москва: РГСУ, 2007. - С. 200-204.
38.Тесленко А.Н. Роль организации и самоорганизации молодежи в процессе социализации. Астана г. Казахстан.//pozdnyakov.tut.su/Seminar/a0100/a012400.htm
39.Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 2-х тт. – М.,1952.
40.Фокин Ю. Преподавание и воспитание в высшей школе Методология, цели и содержание творчество. 4раздел. На пути к национальной идее России и целям воспитания в вузе.// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/fokin/03.php.
41.Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт./Под ред. Н.П. Кузина, М.Н.Скаткина; Шацкий С.Т. Изучение деревни и социальная педагогика//Пед. Соч. в 4-х тт.-3.- М., 1964. С. 242-243.
42.Школа педагогических взаимодействий вчера, сегодня, завтра. Сборник материалов Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодых учителей.//http://parom.uspu.ru/attachments/article/18/Сборник_ФЦП_.pdf
43.Шульгин В.Н. Основные вопросы социального воспитания. 2-е изд. – М.: Работник просвещения, 1924. С. 127.
44.Якушев А. Философия Гегеля.// www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/10.php



Купить эту работу

Интеграция воспитательных сил П.Наторпа"

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Проблемы современной молодежи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (НА МАТЕРИАЛАХ СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА.......... НА БАЗЕ ............).

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Особенности социальной работы с детьми-инвалидами

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Реализация права на жилье военнослужащими в РФ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Внедрение обучающих тренингов для улучшения качества обслуживания на примере ресторана "Sasha's".

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв verxom об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-21
Дипломная работа

Просто великолепный автор! Отзывчивый, адекватный, слушающий. Пишет грамотно, научно, но при этом понятно и по делу. Не один раз делал мне работы во время учебы, и диплом я решила заказать именно у него, так как доверие автор заслужил полностью. И результат - ПЯТЬ, причем с рекомендацией в магистратуру!!! Спасибо огромное! Рекомендую от всей души!

Общая оценка 5
Отзыв Эл Ми об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-04-26
Дипломная работа

хорошо

Общая оценка 5
Отзыв studentВася об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-04-29
Дипломная работа

Елена, спасибо вам за помощь! Очень качественная работа.

Общая оценка 5
Отзыв Яна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-11
Дипломная работа

Хорошо раскрыл тему работы

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Подготовка студентов к работе с детьми с ОВЗ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПОКОЛЕНИЯ Z

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
360 ₽
Готовая работа

Закономерности социологии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

«Отношение жителей Перми к качеству питьевой воды»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Исследование мотивационных особенностей лиц, обращающихся в центры занятости населения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
194 ₽
Готовая работа

Использование фреймового анализа для характеристики манипуляции сознанием человека

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Женщины на рынке труда на примере города октябрьск самарской области

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
580 ₽
Готовая работа

Значение психологического феномена жизнестойкости в современных условиях службы в армии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Массовая паника: факторы и механизмы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Государственное регулирование корпоративной модели управления персоналом

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Социальные проблемы готовности студентов к семейной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

Научная статья на тему "Экология: демография, качество жизни"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽