Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Эмоционально личностные особенности беременных женщин

  • 71 страниц
  • 2017 год
  • 256 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность. Особенности психического состояния женщины во время беременности всегда привлекали внимание специалистов. С самого первого момента осознания себя беременной у женщины фиксируется симптом противоречивого отношения к ситуации беременности. На этом периоде весь организм женщины испытывает значительные изменения, что в свою очередь провоцирует развитие различных эмоций и обострения проявлений личностных особенностей. Этот новый для беременной женщины комплекс переживаний имеет два источника. С одной стороны, будущая мать оказывается во власти эмоций, обусловленных ее собственными представлениями о беременности и предстоящих родах, а также влиянием на нее близких, с другой же стороны – развивающийся плод с первых дней беременности оказывает непосредственное сильное влияние на личность женщины.
В течение любой, даже самой желанной и осмысленной беременности у женщины могут быть причины возникновения многих негативных перемен в эмоциональной сфере: рядом сосуществуют радость, оптимизм, надежда и печаль, настороженное ожидание, страхи, восприимчивость и подверженность смене настроения. У женщины появляются новые адаптационные задачи, для их решения необходима личностная перестройка: постепенно принять роль матери, научиться воспринимать будущего ребенка отдельно от себя, удовлетворять свои потребности с учетом его существования. Психическое благополучие беременной выражается в способности женщины адекватно проявлять свое поведение, регулировать психические состояния, адаптируясь к условиям.
Причем, важную роль в развитии эмоциональных реакций и личностных комплексов играют очевидный физический дискомфорт; вынужденные изменения в образе жизни, общении с семьей, коллегами по работе, друзьями; переживания о здоровье будущего ребенка; финансовые и жилищные трудности. Напряжение еще более усиливается, если появляются дополнительные психотравмирующие факторы (незапланированная беременность, возникновение осложнений беременности, необходимость госпитализации, врожденные пороки развития плода, угроза преждевременных родов и преждевременный разрыв плодных оболочек, прошлый опыт неблагоприятных беременностей и родов, психологическая неготовность к материнству и т.д.). Это может приводить к заострению личностных черт, а также к формированию тревожных и депрессивных расстройств, изменению течения уже имеющихся у беременной женщины личностных нарушений.
К изучению эмоциональных и личностных особенностей беременных женщин обращались такие исследователи как Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, А.С. Батуев, Н.В. Боровикова, В.И. Брутман, М.Г. Панкратова, С.Н. Ениколопов и др. Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоциональных переживаний матери на беременность и роды. (Д.В. Винникот, Р. Шпитц, Г. Дик-Рид, А.И. Захаров, Г.Г. Филиппова и др.).
Однако до сих пор нет единого подхода к психологическим особенностям женщин на разных периодах беременности, который позволил бы организовать коррекцию психического состояния и личностных особенностей беременных женщин. Кроме того, в период беременности обычно женщины не придают значения тому факту, что их эмоционально-личностные особенности влияют на здоровье их будущего ребенка. Таким образом, актуальным является изучение эмоционально-личностных особенностей беременных женщин для оказания своевременной коррекции психического состояния на любом этапе беременности.
Цель исследования – выявление эмоционально-личностных особенностей беременных женщин.
Объект исследования – эмоционально-личностная сфера личности.
Предмет исследования – особенности эмоционально-личностной сферы беременных женщин.
Гипотеза исследования: предполагается, что эмоционально - личностные особенности беременных женщин различаются в зависимости от триместра беременности. Во втором триместре беременности острота негативных эмоциональных переживаний и личностных черт снижается, что связано с формированием новой внутренней позиции – позиции матери. В третьем триместре эмоционально - личностные особенности снова обостряются, что связано с подготовкой к родам.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме эмоционально-личностной сферы.
2. Осуществить теоретическое исследование эмоционально- личностных особенностей беременных женщин
3. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей эмоционально-личностной сферы беременных женщин
Теоретической основой исследования стали работы: по психологии личности З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, Р. Кеттела, Г. Олпорта, Б.Г. Ананьева А.В. Петровского, К.К. Платонова, К.А. Абульхановой; исследования эмоциональной сферы К.Е. Изарда, Г. Селье, Д. В. Люсина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Ильина, П.В. Симонова; исследования психологических особенностей беременных женщин С. Грофа, Д. Пайнз, Д. Винникотта, Э. Эриксона, В.С. Мухиной, Г.Г. Филлиповой, Н. П. Коваленко- Маджуги, Н. В. Строковой, Ю.А. Латкиной и др.
Методы исследования:
1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме; обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных;
2. Эмпирический метод: методы психодиагностического исследования:
1. Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилберга;
2. Шкала депрессии А.Т. Бека;
3. Опросник «Стратегии совладающего поведения».
3. Методы математико-статистической обработки данных STATISTICA 8.0, t-критерий Стьюдента.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 75 женщин с разными сроками беременности и 25 небеременных женщин.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 76 источников. В первой главе изложены теоретические подходы к изучению эмоционально-личностных особенностей в зарубежной и отечественной психологической науке и факторы влияющие на формирование эмоционально - личностной сферы. Во второй главе представлены психологические и эмоционально-личностные особенности женщин во время беременности. Третья глава является эмпирической и отражает различие эмоционально-личностных особенностей беременных женщин в зависимости от триместра беременности. Основной текст работы изложен на 70 страницах, сопровождается 15 рисунками, 13 таблицами.



ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ 9
1.1 Теоретические подходы к изучению эмоционально-личностных особенностей в зарубежной и отечественной психологической науке 9
1.2 Факторы, влияющие на особенности эмоционально-личностной сферы 17
2 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН 27
2.1 Психологические особенности женщин во время беременности 27
2.2 Эмоционально-личностные особенности женщин во время беременности 32
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ 38
3.1 Описание методов и методик исследования 38
3.2 Анализ полученных результатов и обсуждение 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 71


Данное исследование было организовано с целью изучения эмоционально-личностных особенностей беременных женщин. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
При проведении теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что в психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Структура личности – продукт индивидуально-психического развития, в котором выделяют возрастно-половые и индивидуально-типические особенности. Важными образованиями личности являются способности (свойства, от которых зависит успешность выполнения различных видов деятельности), темперамент, характер, направленность. В процессе формирования характера свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого связано с направленностью личности.
Эмоции выражаются в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений, ситуаций конкретным субъектом и связаны с психофизиологическими процессами в организме человека. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Выделяют несколько видов, процессов, состояний эмоций. В настоящее время единой концепции эмоциональных состояний в психологической науке не выработано. Эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон; эмоциональные состояния; эмоциональные свойства личности, чувства, которые развиваются в процессе социальной жизни индивида и детерминированы общественными отношениями. Поэтому человек учится управлять своими эмоциями.
Беременность рассматривается как особенный период в жизни женщины, как кризисный этап, имеющий влияние на ее материнское поведение, построение взаимоотношений в диаде мать-дитя, а также с близким окружением. Также беременность изучается как этап в жизни ребенка, особенности протекания которого могут воздействовать на его последующий жизненный путь. В связи с уже отмеченными направлениями, в фокусе исследований беременности оказались факторы, способные повлиять на ее протекание. Среди условий, воздействующих на течение беременности, многие отечественные и зарубежные авторы выделяют эмоциональные переживания беременных. Эмоционально-личностные особенности беременной женщины определяются теми глубокими переменами в организме женщины, которые связаны с внутриутробным развитием плода. Это определяет такое состояние, которое для нее является нормой, а вне беременности – пограничное состояние. Эмоциональное состояние женщин в период беременности в целом не является достаточно благополучным, поэтому необходимо обеспечение благополучного эмоционального фона беременных женщин на протяжении всего срока. Анализируя причины возникновения осложнений во время беременности и сопутствующих им аффективных расстройств у женщин, необходимо подчеркнуть, что беременность, даже протекающая нормально, сама по себе всегда является источником большого психического напряжения. Когда психоэмоциональные нарушения приводят к развитию депрессивных и тревожных расстройств во время беременности, происходит изменение течения уже имеющихся у женщины личностных нарушений. В этом случае требуется психологическая помощь для оптимизации психоэмоционального состояния беременной женщины.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что в течение беременности у женщин отмечается умеренный уровень и реактивной и личностной тревожности. При этом, ситуативная тревожность выражена несколько больше, чем тревожность, как личностная черта. У женщин в первом и третьем триместрах беременности выражены симптомы умеренной депрессии, во втором триместре беременности выражены симптомы легкой депрессии. В среднем беременные женщины используют все копинг-стратегии для преодоления стресса. Более всего для беременных в первом триместре характерны принятие ответственности, планирование решения проблемы и конфронтация. Более всего для беременных во втором и третьем триместрах характерна стратегия поиска социальной поддержки. Во втором триместре часто используется избегание. В третьем триместре часто женщинами используется положительная переоценка, позитивное переосмысление ситуации.
Сравнительный анализ данных показал, что ситуативная и личностная тревожность значительно выше в третьем триместре беременности по сравнению с первым и вторым триместрами беременности. Общий уровень депрессии значительно выше в первом и третьем триместрах беременности по сравнению со вторым триместром. Когнитивно-аффективные компоненты депрессии значительно выше в первом триместре беременности по сравнению со вторым и далее существенно не изменяются. Психосоматические компоненты депрессии значительно выше в третьем триместре беременности по сравнению со вторым, к третьему триместру беременности у женщин значительно усиливаются такие симптомы как раздражительность, повышенная чувствительность, сниженная продуктивность, различные боли. На протяжении беременности снижаются агрессивные действия по изменению ситуации, подавление своих эмоций, повышается ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия, избегание, отрицание проблемы, фантазирование, отвлечение, создание положительного значения с фокусированием на росте собственной личности.
В первом триместре беременности женщины по сравнению с небеременными более депрессивные, стараются дистанцироваться от проблем и стрессов и даже от социальной поддержки, но их отличает значительная потеря контроля над своими эмоциями и поведением. Во втором триместре женщины по сравнению с небеременными значительно меньше контролируют свои эмоции и поведение и значительно чаще избегают проблем и стрессов. В третьем триместре беременности женщины по сравнению с небеременными более тревожные, депрессивные, значительно реже идут на конфронтацию реже проявляют контроль над своими эмоциями и поведением, больше стараются избегать проблем и стрессов, больше нуждаются в социальной поддержке, чаще создают положительное значение проблемы с фокусированием на росте собственной личности.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: эмоционально - личностные особенности беременных женщин различаются в зависимости от триместра беременности. Во втором триместре беременности острота негативных эмоциональных переживаний и личностных черт снижается, что связано с формированием новой внутренней позиции – позиции матери. В третьем триместре эмоционально - личностные особенности снова обостряются, что связано с подготовкой к родам.

1. Абульханова К.А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта / Современная личность: Психологические исследования / Отв. ред. М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 392 с. – С. 13 – 37.
2. Агаркова Л.А., Бухарина И.Ю., Ульянич А.Л., Вершкова Е.М., Толмачев И.В. Особенности качества жизни во взаимосвязи с показателями психоэмоционального состояния женщин на каждом триместре беременности // Вестник кемеровского государственного университета. – 2016. – №4. – С. 108-119.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Академический проект, 2011. - 240 с.
4. Айвазян Е.Б., Аронова Л.Е., Урядницкая Н.А. Некоторые аспекты психологического изучения беременности: от анализа практики к проектированию исследования. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-8/nekotorye-aspektypsihologicheskogo-izuchenija-beremennosti/ (дата обращения: 30.12.2015).
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
6. Анисимова К.А. Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности // Психолог. – 2014. – №1. – С. 1-24.
7. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. – М., 1967. – 476 с.
8. Батуев, А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства / А. С. Батуев // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общества. – Т. 2 (4). – М., 1996. – С. 69–70.
9. Беременность и роды: Пособие для будущих родителей. / Под редакцией доктора медицинских наук Маршака В.В., М.: ЗАО "Новый издательский дом", 2014.
10. Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.
11. Боровикова, Н. В. Условия и факторы продуктивного развития Я  концепции беременной женщины: автореф. … канд. психол. наук : 19.00.01 // Н. В. Боровик. – М., 1998. – 19 с.
12. Брутман В.И., Баженова О.В., Варга А.Я. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери// Психологический журнал. 2000. Т. 21. №2. С. 79-87.
13. Брутман, В. И., Панкратова, М. Г., Ениколопов, С. Н.. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей / В. И. Брутман, М. Г. Панкратова, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии.  1994.  № 5.  С. 31 37. 4.
14. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. – М.: Изд-во Московского университета Москва, 1980.
15. Винникотт Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. С. 24.
16. Волкова М.Н. Психология субъекта: Хрестоматия. – Владивосток: М. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2007. – 182 с.
17. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование / Л.С. Выготский, Собрание сочинений. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984.
18. Голубых А.И., Савенышева С.С. Эмоциональные особенности беременных женщин и их отношение к будущему ребенку и супругу // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. – 2014. – Т.2. – С. 72-78.
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: ACT: ACT, 2009. – 478с.
20. Гроф, С. Путешествие в поисках себя. — М.: АСТ, 2008. — 352 с.
21. Дик-Рид Г. Роды без страха. – М.: Эксмо, 2015.
22. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010. 272 с.
23. Додонов Б. И. Потребности, отношения и направленность личности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. — 1973. — № 1. — С. 18-28.
24. Завьялова, Ж. В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования / Ж. В. Завьялова. – М., 2000. – 116 с.
25. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб.: СОЮЗ, 1998. — 144 с.
26. Иглина, Н. Г., Магденко О. В., Конаях Д. В. Перинатальная психология : [Электронный ресурс] / Н. Г. Иглина, О. В. Магденко, Д. В. Конаях. – Новосибирск : НГПУ, ИЕСЭН  ФГУП-НТЦ «Информ  Регистр», 2009.
27. Изард К. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
28. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752с.
29. Келли Дж.А. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб.: Речь, 2000. 249 с.
30. Кляйн М. Детский психоанализ /Пер. Ольги Бессоновой. — Институт Общегуманитарных Исследований, 2010 -160 с.
31. Коваленко-Маджуга, Н. П. В добрый путь к успешным родам / Н. П. Коваленко- Маджуга. СПб : Питер, 2000г.  78 с
32. Колесников, И. А. Депрессия в период беременности / И. В. Добряков, И. А. Колесников // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2008. – Т. 108.  № 7. – С. 91–97.
33. Конопкин О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции. – Ставрополь: Изд-во ПИ РОА, СевКавГТУ, 2007. – С. 12-30.
34. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 385с.
35. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающго поведения // Психологический журнал. – Том 29. – 2008. – №2. – С. 88-95.
36. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93-112.
37. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. – М., 1971.
38. Лупиногина Е.Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – №5-1. – С. 23 – 27с.
39. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. – 176с.
40. Малкина - Пых И. Г.. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 992 с.
41. Менделевич, В. Д. Гинекологическая психиатрия / В. Д. Менделевич. –Казань : Наука, 1996. – 486 с.
42. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
43. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988.
44. Мухамедрахимов, Р. Ж. Эмоции и отношение человека на ранних этапах развития / Под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова.  Спб. : Изд-во СПбГУ, 2008.  442 с.
45. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
46. Никулина С.А. Специфика эмоциональных переживаний во время беременности // Научные труды SWORLD. – 2015. – №2(39). – С. 66-70.
47. Носенко Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена, основные функции / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Киев, 2003. – 126 с.
48. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
49. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.
50. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1997. — 198 с.
51. Пантелеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: Хрестоматия по социал.психологии личности / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом “БАХРАХ-М”, 2007. – С. 45 – 97.
52. Перинатальная психология и психиатрия. В 2 томах. Т. 1; под ред. Н.Н. Володина, П.И. Сидорова. – М.: Академия, 2009. 304 с.
53. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 512 с.
54. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 254с.
55. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
56. Психология / Под. ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008. – 660с.
57. Психология личности в трудах отечественных психологов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2010. – 480с. – С.250.
58. Ранк О. Травма рождения и ее значение для психоанализа. – М.: Когито-центр, 2009.
59. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720с.
61. Салехов С.А., Есаулов В.И., Яблочкина С.О. Влияние негативного стресса беременных на формирование коппинг-стратегий и их энергетического обеспечения // Теоретическая и прикладная наука (Тараз). – 2015. – №10. – С. 111-116.
62. Селье Г. Стресс без дистресса. – М .: Прогресс, 2009.
63. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
64. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981. – 215 с.
65. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙН-ЕВРО-ЗНАК, 2009. – 486с.
66. Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 288с.
67. Строкова, Н. В., Латкина Ю. А. Изучение динамики взаимосвязи уровня тревожности и отношения матери к будущему ребенку / Н. В. Строкова, Ю. А. Латкина // Материалы научно-практической конференции.  М.: РГУ, 2004.  С. 115 124.
68. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
69. Филиппова, Г. Г. Психология репродуктивной сферы человека : методология, теория, практика [Электронный ресурс] / Г. Г. Филиппова // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн.  2011.  –№ 6. Режим доступа : http:// medpsy.ru
70. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М. Наука, 1989.
71. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб. Питер Пресс, 1997. — 608 с.
72. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. – М.: ПЕР СЭ, 2014. – 159 с.
73. Штайнер К. Сценарии жизни людей. – СПб.: Питер, 2003. – 411 с.
74. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
75. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – М.: Акад. проект, 2007. – 303с.
76. Oatley K., & Johnson-Laird P.N. (1987). Towards a cognitive theory of emotions. Cognition and Emotion, 1, рр. 29–50.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность. Особенности психического состояния женщины во время беременности всегда привлекали внимание специалистов. С самого первого момента осознания себя беременной у женщины фиксируется симптом противоречивого отношения к ситуации беременности. На этом периоде весь организм женщины испытывает значительные изменения, что в свою очередь провоцирует развитие различных эмоций и обострения проявлений личностных особенностей. Этот новый для беременной женщины комплекс переживаний имеет два источника. С одной стороны, будущая мать оказывается во власти эмоций, обусловленных ее собственными представлениями о беременности и предстоящих родах, а также влиянием на нее близких, с другой же стороны – развивающийся плод с первых дней беременности оказывает непосредственное сильное влияние на личность женщины.
В течение любой, даже самой желанной и осмысленной беременности у женщины могут быть причины возникновения многих негативных перемен в эмоциональной сфере: рядом сосуществуют радость, оптимизм, надежда и печаль, настороженное ожидание, страхи, восприимчивость и подверженность смене настроения. У женщины появляются новые адаптационные задачи, для их решения необходима личностная перестройка: постепенно принять роль матери, научиться воспринимать будущего ребенка отдельно от себя, удовлетворять свои потребности с учетом его существования. Психическое благополучие беременной выражается в способности женщины адекватно проявлять свое поведение, регулировать психические состояния, адаптируясь к условиям.
Причем, важную роль в развитии эмоциональных реакций и личностных комплексов играют очевидный физический дискомфорт; вынужденные изменения в образе жизни, общении с семьей, коллегами по работе, друзьями; переживания о здоровье будущего ребенка; финансовые и жилищные трудности. Напряжение еще более усиливается, если появляются дополнительные психотравмирующие факторы (незапланированная беременность, возникновение осложнений беременности, необходимость госпитализации, врожденные пороки развития плода, угроза преждевременных родов и преждевременный разрыв плодных оболочек, прошлый опыт неблагоприятных беременностей и родов, психологическая неготовность к материнству и т.д.). Это может приводить к заострению личностных черт, а также к формированию тревожных и депрессивных расстройств, изменению течения уже имеющихся у беременной женщины личностных нарушений.
К изучению эмоциональных и личностных особенностей беременных женщин обращались такие исследователи как Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, А.С. Батуев, Н.В. Боровикова, В.И. Брутман, М.Г. Панкратова, С.Н. Ениколопов и др. Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоциональных переживаний матери на беременность и роды. (Д.В. Винникот, Р. Шпитц, Г. Дик-Рид, А.И. Захаров, Г.Г. Филиппова и др.).
Однако до сих пор нет единого подхода к психологическим особенностям женщин на разных периодах беременности, который позволил бы организовать коррекцию психического состояния и личностных особенностей беременных женщин. Кроме того, в период беременности обычно женщины не придают значения тому факту, что их эмоционально-личностные особенности влияют на здоровье их будущего ребенка. Таким образом, актуальным является изучение эмоционально-личностных особенностей беременных женщин для оказания своевременной коррекции психического состояния на любом этапе беременности.
Цель исследования – выявление эмоционально-личностных особенностей беременных женщин.
Объект исследования – эмоционально-личностная сфера личности.
Предмет исследования – особенности эмоционально-личностной сферы беременных женщин.
Гипотеза исследования: предполагается, что эмоционально - личностные особенности беременных женщин различаются в зависимости от триместра беременности. Во втором триместре беременности острота негативных эмоциональных переживаний и личностных черт снижается, что связано с формированием новой внутренней позиции – позиции матери. В третьем триместре эмоционально - личностные особенности снова обостряются, что связано с подготовкой к родам.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме эмоционально-личностной сферы.
2. Осуществить теоретическое исследование эмоционально- личностных особенностей беременных женщин
3. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей эмоционально-личностной сферы беременных женщин
Теоретической основой исследования стали работы: по психологии личности З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, Р. Кеттела, Г. Олпорта, Б.Г. Ананьева А.В. Петровского, К.К. Платонова, К.А. Абульхановой; исследования эмоциональной сферы К.Е. Изарда, Г. Селье, Д. В. Люсина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Ильина, П.В. Симонова; исследования психологических особенностей беременных женщин С. Грофа, Д. Пайнз, Д. Винникотта, Э. Эриксона, В.С. Мухиной, Г.Г. Филлиповой, Н. П. Коваленко- Маджуги, Н. В. Строковой, Ю.А. Латкиной и др.
Методы исследования:
1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме; обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных;
2. Эмпирический метод: методы психодиагностического исследования:
1. Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилберга;
2. Шкала депрессии А.Т. Бека;
3. Опросник «Стратегии совладающего поведения».
3. Методы математико-статистической обработки данных STATISTICA 8.0, t-критерий Стьюдента.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 75 женщин с разными сроками беременности и 25 небеременных женщин.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 76 источников. В первой главе изложены теоретические подходы к изучению эмоционально-личностных особенностей в зарубежной и отечественной психологической науке и факторы влияющие на формирование эмоционально - личностной сферы. Во второй главе представлены психологические и эмоционально-личностные особенности женщин во время беременности. Третья глава является эмпирической и отражает различие эмоционально-личностных особенностей беременных женщин в зависимости от триместра беременности. Основной текст работы изложен на 70 страницах, сопровождается 15 рисунками, 13 таблицами.



ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ 9
1.1 Теоретические подходы к изучению эмоционально-личностных особенностей в зарубежной и отечественной психологической науке 9
1.2 Факторы, влияющие на особенности эмоционально-личностной сферы 17
2 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН 27
2.1 Психологические особенности женщин во время беременности 27
2.2 Эмоционально-личностные особенности женщин во время беременности 32
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ 38
3.1 Описание методов и методик исследования 38
3.2 Анализ полученных результатов и обсуждение 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 71


Данное исследование было организовано с целью изучения эмоционально-личностных особенностей беременных женщин. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
При проведении теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что в психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Структура личности – продукт индивидуально-психического развития, в котором выделяют возрастно-половые и индивидуально-типические особенности. Важными образованиями личности являются способности (свойства, от которых зависит успешность выполнения различных видов деятельности), темперамент, характер, направленность. В процессе формирования характера свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого связано с направленностью личности.
Эмоции выражаются в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений, ситуаций конкретным субъектом и связаны с психофизиологическими процессами в организме человека. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Выделяют несколько видов, процессов, состояний эмоций. В настоящее время единой концепции эмоциональных состояний в психологической науке не выработано. Эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон; эмоциональные состояния; эмоциональные свойства личности, чувства, которые развиваются в процессе социальной жизни индивида и детерминированы общественными отношениями. Поэтому человек учится управлять своими эмоциями.
Беременность рассматривается как особенный период в жизни женщины, как кризисный этап, имеющий влияние на ее материнское поведение, построение взаимоотношений в диаде мать-дитя, а также с близким окружением. Также беременность изучается как этап в жизни ребенка, особенности протекания которого могут воздействовать на его последующий жизненный путь. В связи с уже отмеченными направлениями, в фокусе исследований беременности оказались факторы, способные повлиять на ее протекание. Среди условий, воздействующих на течение беременности, многие отечественные и зарубежные авторы выделяют эмоциональные переживания беременных. Эмоционально-личностные особенности беременной женщины определяются теми глубокими переменами в организме женщины, которые связаны с внутриутробным развитием плода. Это определяет такое состояние, которое для нее является нормой, а вне беременности – пограничное состояние. Эмоциональное состояние женщин в период беременности в целом не является достаточно благополучным, поэтому необходимо обеспечение благополучного эмоционального фона беременных женщин на протяжении всего срока. Анализируя причины возникновения осложнений во время беременности и сопутствующих им аффективных расстройств у женщин, необходимо подчеркнуть, что беременность, даже протекающая нормально, сама по себе всегда является источником большого психического напряжения. Когда психоэмоциональные нарушения приводят к развитию депрессивных и тревожных расстройств во время беременности, происходит изменение течения уже имеющихся у женщины личностных нарушений. В этом случае требуется психологическая помощь для оптимизации психоэмоционального состояния беременной женщины.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что в течение беременности у женщин отмечается умеренный уровень и реактивной и личностной тревожности. При этом, ситуативная тревожность выражена несколько больше, чем тревожность, как личностная черта. У женщин в первом и третьем триместрах беременности выражены симптомы умеренной депрессии, во втором триместре беременности выражены симптомы легкой депрессии. В среднем беременные женщины используют все копинг-стратегии для преодоления стресса. Более всего для беременных в первом триместре характерны принятие ответственности, планирование решения проблемы и конфронтация. Более всего для беременных во втором и третьем триместрах характерна стратегия поиска социальной поддержки. Во втором триместре часто используется избегание. В третьем триместре часто женщинами используется положительная переоценка, позитивное переосмысление ситуации.
Сравнительный анализ данных показал, что ситуативная и личностная тревожность значительно выше в третьем триместре беременности по сравнению с первым и вторым триместрами беременности. Общий уровень депрессии значительно выше в первом и третьем триместрах беременности по сравнению со вторым триместром. Когнитивно-аффективные компоненты депрессии значительно выше в первом триместре беременности по сравнению со вторым и далее существенно не изменяются. Психосоматические компоненты депрессии значительно выше в третьем триместре беременности по сравнению со вторым, к третьему триместру беременности у женщин значительно усиливаются такие симптомы как раздражительность, повышенная чувствительность, сниженная продуктивность, различные боли. На протяжении беременности снижаются агрессивные действия по изменению ситуации, подавление своих эмоций, повышается ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия, избегание, отрицание проблемы, фантазирование, отвлечение, создание положительного значения с фокусированием на росте собственной личности.
В первом триместре беременности женщины по сравнению с небеременными более депрессивные, стараются дистанцироваться от проблем и стрессов и даже от социальной поддержки, но их отличает значительная потеря контроля над своими эмоциями и поведением. Во втором триместре женщины по сравнению с небеременными значительно меньше контролируют свои эмоции и поведение и значительно чаще избегают проблем и стрессов. В третьем триместре беременности женщины по сравнению с небеременными более тревожные, депрессивные, значительно реже идут на конфронтацию реже проявляют контроль над своими эмоциями и поведением, больше стараются избегать проблем и стрессов, больше нуждаются в социальной поддержке, чаще создают положительное значение проблемы с фокусированием на росте собственной личности.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: эмоционально - личностные особенности беременных женщин различаются в зависимости от триместра беременности. Во втором триместре беременности острота негативных эмоциональных переживаний и личностных черт снижается, что связано с формированием новой внутренней позиции – позиции матери. В третьем триместре эмоционально - личностные особенности снова обостряются, что связано с подготовкой к родам.

1. Абульханова К.А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта / Современная личность: Психологические исследования / Отв. ред. М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 392 с. – С. 13 – 37.
2. Агаркова Л.А., Бухарина И.Ю., Ульянич А.Л., Вершкова Е.М., Толмачев И.В. Особенности качества жизни во взаимосвязи с показателями психоэмоционального состояния женщин на каждом триместре беременности // Вестник кемеровского государственного университета. – 2016. – №4. – С. 108-119.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Академический проект, 2011. - 240 с.
4. Айвазян Е.Б., Аронова Л.Е., Урядницкая Н.А. Некоторые аспекты психологического изучения беременности: от анализа практики к проектированию исследования. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-8/nekotorye-aspektypsihologicheskogo-izuchenija-beremennosti/ (дата обращения: 30.12.2015).
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
6. Анисимова К.А. Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности // Психолог. – 2014. – №1. – С. 1-24.
7. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. – М., 1967. – 476 с.
8. Батуев, А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства / А. С. Батуев // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общества. – Т. 2 (4). – М., 1996. – С. 69–70.
9. Беременность и роды: Пособие для будущих родителей. / Под редакцией доктора медицинских наук Маршака В.В., М.: ЗАО "Новый издательский дом", 2014.
10. Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.
11. Боровикова, Н. В. Условия и факторы продуктивного развития Я  концепции беременной женщины: автореф. … канд. психол. наук : 19.00.01 // Н. В. Боровик. – М., 1998. – 19 с.
12. Брутман В.И., Баженова О.В., Варга А.Я. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери// Психологический журнал. 2000. Т. 21. №2. С. 79-87.
13. Брутман, В. И., Панкратова, М. Г., Ениколопов, С. Н.. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей / В. И. Брутман, М. Г. Панкратова, С. Н. Ениколопов // Вопросы психологии.  1994.  № 5.  С. 31 37. 4.
14. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. – М.: Изд-во Московского университета Москва, 1980.
15. Винникотт Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. С. 24.
16. Волкова М.Н. Психология субъекта: Хрестоматия. – Владивосток: М. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2007. – 182 с.
17. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование / Л.С. Выготский, Собрание сочинений. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984.
18. Голубых А.И., Савенышева С.С. Эмоциональные особенности беременных женщин и их отношение к будущему ребенку и супругу // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. – 2014. – Т.2. – С. 72-78.
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: ACT: ACT, 2009. – 478с.
20. Гроф, С. Путешествие в поисках себя. — М.: АСТ, 2008. — 352 с.
21. Дик-Рид Г. Роды без страха. – М.: Эксмо, 2015.
22. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010. 272 с.
23. Додонов Б. И. Потребности, отношения и направленность личности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. — 1973. — № 1. — С. 18-28.
24. Завьялова, Ж. В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования / Ж. В. Завьялова. – М., 2000. – 116 с.
25. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб.: СОЮЗ, 1998. — 144 с.
26. Иглина, Н. Г., Магденко О. В., Конаях Д. В. Перинатальная психология : [Электронный ресурс] / Н. Г. Иглина, О. В. Магденко, Д. В. Конаях. – Новосибирск : НГПУ, ИЕСЭН  ФГУП-НТЦ «Информ  Регистр», 2009.
27. Изард К. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
28. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752с.
29. Келли Дж.А. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб.: Речь, 2000. 249 с.
30. Кляйн М. Детский психоанализ /Пер. Ольги Бессоновой. — Институт Общегуманитарных Исследований, 2010 -160 с.
31. Коваленко-Маджуга, Н. П. В добрый путь к успешным родам / Н. П. Коваленко- Маджуга. СПб : Питер, 2000г.  78 с
32. Колесников, И. А. Депрессия в период беременности / И. В. Добряков, И. А. Колесников // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2008. – Т. 108.  № 7. – С. 91–97.
33. Конопкин О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции. – Ставрополь: Изд-во ПИ РОА, СевКавГТУ, 2007. – С. 12-30.
34. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 385с.
35. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающго поведения // Психологический журнал. – Том 29. – 2008. – №2. – С. 88-95.
36. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93-112.
37. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. – М., 1971.
38. Лупиногина Е.Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – №5-1. – С. 23 – 27с.
39. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. – 176с.
40. Малкина - Пых И. Г.. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 992 с.
41. Менделевич, В. Д. Гинекологическая психиатрия / В. Д. Менделевич. –Казань : Наука, 1996. – 486 с.
42. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
43. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988.
44. Мухамедрахимов, Р. Ж. Эмоции и отношение человека на ранних этапах развития / Под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова.  Спб. : Изд-во СПбГУ, 2008.  442 с.
45. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
46. Никулина С.А. Специфика эмоциональных переживаний во время беременности // Научные труды SWORLD. – 2015. – №2(39). – С. 66-70.
47. Носенко Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена, основные функции / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Киев, 2003. – 126 с.
48. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
49. Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.
50. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1997. — 198 с.
51. Пантелеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: Хрестоматия по социал.психологии личности / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом “БАХРАХ-М”, 2007. – С. 45 – 97.
52. Перинатальная психология и психиатрия. В 2 томах. Т. 1; под ред. Н.Н. Володина, П.И. Сидорова. – М.: Академия, 2009. 304 с.
53. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 512 с.
54. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 254с.
55. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
56. Психология / Под. ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008. – 660с.
57. Психология личности в трудах отечественных психологов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2010. – 480с. – С.250.
58. Ранк О. Травма рождения и ее значение для психоанализа. – М.: Когито-центр, 2009.
59. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720с.
61. Салехов С.А., Есаулов В.И., Яблочкина С.О. Влияние негативного стресса беременных на формирование коппинг-стратегий и их энергетического обеспечения // Теоретическая и прикладная наука (Тараз). – 2015. – №10. – С. 111-116.
62. Селье Г. Стресс без дистресса. – М .: Прогресс, 2009.
63. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
64. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981. – 215 с.
65. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙН-ЕВРО-ЗНАК, 2009. – 486с.
66. Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 288с.
67. Строкова, Н. В., Латкина Ю. А. Изучение динамики взаимосвязи уровня тревожности и отношения матери к будущему ребенку / Н. В. Строкова, Ю. А. Латкина // Материалы научно-практической конференции.  М.: РГУ, 2004.  С. 115 124.
68. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
69. Филиппова, Г. Г. Психология репродуктивной сферы человека : методология, теория, практика [Электронный ресурс] / Г. Г. Филиппова // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн.  2011.  –№ 6. Режим доступа : http:// medpsy.ru
70. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М. Наука, 1989.
71. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб. Питер Пресс, 1997. — 608 с.
72. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. – М.: ПЕР СЭ, 2014. – 159 с.
73. Штайнер К. Сценарии жизни людей. – СПб.: Питер, 2003. – 411 с.
74. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
75. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – М.: Акад. проект, 2007. – 303с.
76. Oatley K., & Johnson-Laird P.N. (1987). Towards a cognitive theory of emotions. Cognition and Emotion, 1, рр. 29–50.


Купить эту работу

Эмоционально личностные особенности беременных женщин

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

28 сентября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽