Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Социально- психологический климат организации в зависимости от стиля управления руководителя

  • 36 страниц
  • 2014 год
  • 236 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы определяется переходом в последние десятилетия от командно-административной системы к рыночной экономике, от тоталитарного режима – к демократическому. Одним из условия осуществления этого перехода и создание положительного социально-психологического климата в коллективе является обеспечение соответствия индивидуальных качеств руководителя предприятия, его стиля управления ожиданиям трудового коллектива.
Актуальность проблемы исследования диктуется запросами практики, связанными с усилившимся в наши дни социально-психологическим характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.
Одним из требований конкурентоспособности предприятия и его продукции или услуг становятся психологическая включенность работника в трудовую деятельность, из этого следуют возросшие требованиями к уровню включенности индивида в коллектив, усложнение психической жизнедеятельности людей, рост личностных притязаний сотрудников.
Социально-психологический климат в коллективе определяет не только экономические успехи организации или производственного коллектива, но и эмоциональный настрой сотрудников, но отношение работников к профессиональным обязанностям, внешнюю мотивацию и удовлетворенность работой членов коллектива. Не менее важное значение имеет социально-психологический климат в коллективе на формирование организационной культуры предприятия, объединение коллектива общей целью.
Степень разработанности темы исследования отражена в работах исследователей таких как К.К.Платонов, В.А.Петровский, А.Л.Свенцицкий, Л.Г.Почебут, Я.Л,Коломинский, Б.Д.Парыгин, И.Е.Шварц, Ф.М.Русинов и многие другие. Изучением социально-психологического климата в коллективе занимаются такие науки как психология, социология, менеджмент, философия и другие. Подходы у этих наук к изучению социально-психологического климата коллектива разные. Так направленность социальной психологии нашло отражение в изучении влияния социально-психологического климата на процессы функционирования различных групп или на социальные процессы.
В научном и практическом плане важно изучать факторы, влияющие на социально-психологический климат в коллективе. Одним из таких факторов является стиль руководства коллективом.
Изучением влияния стиля руководства на процессы, происходящие в различных группах занимались такие ученые как И.П.Волков, Г.Б.Морозов, Л.И.Уманский, А.В.Макаров, С.В.Беденко и другие. Следует отметить, что влияние личности руководителя на социально-психологический климат коллектива изучено недостаточно. Это связано с тем, что большая часть работ организационной и социальной психологии направлены на выявление профессионально-важных качеств руководителя.
Поэтому проблема исследования заключается в изучении влияния стиля управления руководителя на социально-психологический климат коллектива. Изучение влияния стиля управления на социально-психологический климат коллектива конкретного предприятия позволит не только определить теоретические подходы к рассматриваемому явлению, но разработать практические рекомендации по формированию социально-психологического климата конкретного предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы: выявление особенностей методов и стиля управления руководителя по формированию социально-психологического климата в коллективе
Объект исследования: психологический климат в коллективе, методы и средства его формирования в зависимости от стиля управления руководителя.
Предмет исследования – особенности применяемых методов и стиля управления руководителя для формирования социально- психологического климата в коллективе ООО «Вертикаль-С».
Для решения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. провести теоретический анализ литературы, освещающей проблемы: социально-психологического климата организации в зависимости от стиля управления руководителя, методов и средств его формирования и поддержания;
2. изучить состояние организации на время проведения экспериментального исследования и проанализировать существующие в ней методы управления коллективом;
3. разработать программу экспериментального исследования в организации;
4. подобрать методы экспериментального исследования;
5. провести экспериментальное исследование: экспериментально определить стиль руководства, как метод, положительно влияющий на психологический климат в коллективе;
6. проанализировать результаты проведенного экспериментального исследования и сделать выводы;
7. разработать рекомендации руководителю по усовершенствованию системы методов управления социально-психологическим климатом в коллективе ООО «Вертикаль-С».
Методологической базой исследования стали психологические подходы к социально-психологическому климату коллектива В.Н.Лавриненко, А.А.Урбановича, А.А.Радугина, Л.Д.Столяренко, И.П.Чередниченко, В.Н.Тельных, В.Е.Степанова, В.Н.Ступницкого, А.В.Макаров, С.В.Беденко и др. Кроме этого, в своем исследовании мы основывались на современных подходах к управление персоналом таких ученых как А.И.Турчинова, С.Д.Резника, И.А.Игошина, О.В.Евтихова и других.
Методы исследования: анализ литературы, изучение опыта, оценивание, анализ результатов деятельности; диагностические методы: анкетирование, интервью, беседа, методики тестового опроса социально-психологической атмосферы А.Ф. Фидлера, социально-психологического климата в коллективе и стиля руководства трудовым коллективом А.В. Спивака.
Экспериментальная база исследования: ООО «Вертикаль-С».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, первой главы, посвященной определению понятия, структуры, методов и средств формирования социально-психологического климата в коллективе, второй главы, посвященной экспериментальному исследованию зависимости социально-психологического климата в коллективе от стиля управления руководителем, заключения, списка использованной литературы и заключения.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ОРГАНИЗАЦИИ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ 7
1.1 Понятие социально-психологического климата и его роль в организации 7
1.2 Структура социально-психологического климата и его показатели 11
1.3 Социально-психологические методы и средства, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в коллективе 26
1.4 Роль руководителя в формировании положительного социально-психологического климата в коллективе 34
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗУЕМЫХ РУКОВОДИТЕЛЕМ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СО 51
2.1 Характеристика организации ООО «Вертикаль-С» и применяемых в ней методов решения проблемы социально-психологического климата в коллективе 51
2.2 Характеристика выборки 56
2.3 Методы исследования социально-психологического климата в коллективе ООО «Вертикаль-С» 58
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования эффективности применяемых руководителем средств и методов формирования социально-психологического климата в коллективе ООО «Вертикаль-С» 67
2.5 Рекомендации по оптимизации социально-психологического климата в ООО «Вертикаль-С» 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Социально-психологический климат в коллективе можно определить как интегративную характеристику, которая отражает характерные взаимоотношения между членами коллектива, общий настрой членов коллектива, уровень управления.
Структура социально-психологического климата организации представлена отношением людей к друг другу, к общему делу, к миру и самому себе.
Социально-психологический климат выступает в роли полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, мерой психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.
Руководство социально-психологическим климатом более эффективно, если объекты, действия и информация в кооперации людей координируются в одну общую силу.
Современные способы управления базируются на различных теориях мотивации Условно все эти способы можно разделить на материальную и нематериальную стимуляцию.
Успешная реализация процесса интеграции приводит к превращению коллектива в сплоченный, саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности. Организованность, сработанность и психологическая совместимость позволяют рабочей группе самостоятельно выбирать оптимальные формы деятельности, обеспечивающие успешное выполнение задания и наиболее полное раскрытие индивидуальности, творческого потенциала каждой личности.
Опытные, квалифицированные работники могут оказать огромную помощь в устранении волнений, пессимизма, упадничества и даже паники в коллективах. Следовательно, коллектив нужно воспитывать.
Эффективному управлению в немалой степени способствует авторитет руководителя. Современная ситуация требует от руководителя применения на практике всего арсенала управленческой науки в совокупности с сознательным использованием сильных сторон личности управленцаЧем богаче арсенал руководящих приемов и чем гибче руководитель перестраивается для достижения поставленной цели, тем больше оснований говорить о том, что он обладает хорошими навыками результативного управления.
Проведенное экспериментальное исследование позволило установить, что показатели психологической атмосферы в отделах производственный и склад можно определить как не совсем благоприятная атмосфера. Хотя и эти показатели нельзя отнести к неблагоприятной психологической атмосфере.
Результаты социально-психологического климата в отделах производственный и склад ниже среднего значения по предприятию. Эти результаты совпадают с результатами предыдущей методики. Это означает, что в отделах производственный и склад выявлены низкие значения социально-психологического климата и психологической атмосферы. Это подтверждено соответствующими диагностиками.
Диагностика установила, что все руководители высшего звена ориентированы на задачу. Ориентирование руководителей высшего звена на задачу, приводит к ориентации руководителей среднего звена тоже на задачу. То есть, социально-психологические вопросы коллектива для руководителей не являются приоритетными.
Проведенная самооценка руководителей по управленческой решетке позволила установить что, заместитель руководителя по общим вопросам оценила себя как приверженца командного управления. Генеральный директор и заместитель директора оценивают свой стиль управления как производственно-командное управление, для которого характерно нахождение баланса между эффективностью производства и хорошим моральным настроем.
Проблемы, которые выявлены в отделах производственный и склад, связаны не с общим стилем руководства предприятия, а со стилями руководства среднего звена.
В отделах, где отмечен неблагоприятный психологический климат, руководители и специалисты обладают высоким уровнем конфликтности и склонности к стрессу.
В отделах с благоприятным психологическим климатом руководители и специалисты более склонны к низкому уровню конфликтности и склонности к стрессу.
Результаты свидетельствуют о том, что низкий уровень предрасположенности руководителей и специалистов к продуктивному разрешению конфликтов характерен для руководителей отделов с низким уровнем психологического климата: производственный отдел и склад.
Нами разработаны рекомендации по совершенствованию социально-психологического климата в коллективе.
Мы предлагаем совершенствовать систему морального мотивирования, провести обучение всех руководителей подразделений курсу конфликтологии, ввести в кадровую службу должность психолога, который бы отслеживал социально-психологический климат в коллективе, в его структурных подразделениях, помогал руководителям разрешать или предупреждать нарастающие конфликты. Возложить обучение коллектива бесконфликтному общению на психолога.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий [Текст]: Психологический журнал./Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. -№ 4. С. 56-72
2. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. - 336 с.
3. Беденко С.В. Влияние манипулятивной направленности личности руководителя на социально-психологический климат группы.- Автореф.дисс….канд.псих.наук. – Ростов-на-Дону, 2008.
4. Васильева М. Г. Мотивация персонала в условиях внедрения инноваций // Упр. персоналом. - 2009. - № 10. - С. 54-56.
5. Герчиков В.И. Управление персоналом: Работник - самый эффективный ресурс компании: учеб. пособие для вузов по спец. "Менеджмент организации" М. : ИНФРА-М, 2008. - 282 с.
6. Гришина, Н. В. Психология конфликта: учебник I Н. В. Гришина. - М.: Наука, 2006. Выпуск № 1 / том 1 / 2011
7. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: Бином. Лаборатория знания, 2004. – 800 с.
8. Джидарьян И.А., Антонова Е.В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 1995. С.76-94.
9. Дмитриев, А. В. Конфликтология I А. В. Дмитриев. - М.: Дело, 2005.
10. Жданов О.И. Социально-психологический климат в коллективе. //Центр дистанционного управления «Элитариум». – Режим доступа: http://www.elitarium.ru
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.-М. : Новое знание, 2009.
13. Карелин, А. А. Психологические тесты / А. А. Карелин. – М., 1999. – 248 с.
14. Кирхлер Э. Мотивация в организациях: Психология труда и организационная психология. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2008. - 166 с.
15. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления / В. И. Кнорринг. – М., 2003. –387 с.
16. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999.
17. Коноваленко М.Ю. Моделирование деловой карьеры. - М.: Дашков и К`: Наука-Спектр, 2009. - 175 с.
18. Конфликты. / Под ред. Л.Ю. Субботиной. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001 г.
19. Коростылева Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 1997.-С. 3-37.
20. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко/под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М., 1995.
21. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты I Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 152 с.
22. Кураков, Л. П. Экономико-юридический словарь I Л. П. Кураков, В. Л. Кураков. - Чебоксары: ЧГУ, 2000. - 722 с.
23. Макаров А.В. Влияние рефлексивных качеств руководителя на социально-психологический климат в коллективе.- Автореф. дисс. …канд.псих.наук. – Самара, 2007.
24. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаева; вступ. ст. Н.Н. Акулиной. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
25. Математические методы: учебно-методическое пособие I сост. В. И. Иванов; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово, 2006. - 80 с.
26. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: МОДЭК, 2009. – 544 с.
27. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999.
28. Патрушев В.Д., Калмакан Н.А. Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. М.: Наука, 1993. -112 с.
29. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: изд-во ЛГУ, 1990.
30. Практикум по общей экспериментальной психологии. / Под ред. Крылова Е.А. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 383 с.
31. Практикум по психологии менеджемента и профессиональной деятельности: / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.
32. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие для вузов по напр. "Психология" и психологическим спец.М. : Академия, 2008. - 367 с.
33. Психология менеджмента. / Под ред. А.В. Карпова. - Москва: Гардарика, 2007 г.
34. Пугачев, В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В. П. Пугачев. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 285 с.
35. Рачкова С.Б., Григорьева О.Н. Особенности трудовой мотивации сотрудников организации // Фармацевтическое обозрение. М.: Юнико Информ, Февраль 2006. – с. 17-21.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М. : ВЛАДОС, 1996.
37. Романчук А.А. Социальные отношения в трудовом коллективе. // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2010. - № 3. – С. 203-209
38. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии/ Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002.- 720с.
39. Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности /Н. В. Самоукина. - СПб.: СПбГУ, 2003.
40. Современные исследования проблемы удовлетворенности работой // Мотивация персонала. ИЦ «Socio Ego»: Электронный документ. (http://www. socioego.ru/ center. 2.html.).
41. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании : учеб. Пособие. - М. : Журнал "Управление персоналом", 2003. - 456 с.
42. Спивак В.А. Управление персоналом : [учеб. пособие]. - М. : Эксмо, 2009. - 335 с.
43. Спивак В.А.Корпоративная культура. – СПб: Питер, 2001. – 352с.
44. Удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью // Мотивация персонала. ИЦ «Socio Ego»: Электронный документ. (http://www. socioego.ru/ center. 2.html.).
45. Украинец, П. П. Социология менеджмента. Основы теории и искусство практики /П. П. Украинец. – Минск, 2010. – 332 с.
46. Утлик Э. П. Организационные традиции и организационная культура // Актуальные вопросы управления. Тематический сборник научных трудов. Вып. 2. / Под ред. А.В.Филиппова. - М. : 1999.
47. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
48. Челдышева Л.Б. Шпаргалка по социальной психологии.- М.: Экзамен, 2007.-94с.
49. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 608 с.
50. Черепкова Н.В., Чугункин С.А. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе. // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 201. – том1. - № 1. – С.45 -48.
51. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Логос, 2003. - 210 с.
52. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: ГроссМедиа, 2005. - 223 с.
53. Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации / Дикая Л.Г. // Психол. журн.. - 1996. - 1996. - Т. 17, N 1.. - С. 19-34.
54. Щёкин Г. В. Как эффективно управлять людьми: психология кадрового менеджмента: Науч. - пркат. пособие. - К. : МАУП, 1999.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы определяется переходом в последние десятилетия от командно-административной системы к рыночной экономике, от тоталитарного режима – к демократическому. Одним из условия осуществления этого перехода и создание положительного социально-психологического климата в коллективе является обеспечение соответствия индивидуальных качеств руководителя предприятия, его стиля управления ожиданиям трудового коллектива.
Актуальность проблемы исследования диктуется запросами практики, связанными с усилившимся в наши дни социально-психологическим характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.
Одним из требований конкурентоспособности предприятия и его продукции или услуг становятся психологическая включенность работника в трудовую деятельность, из этого следуют возросшие требованиями к уровню включенности индивида в коллектив, усложнение психической жизнедеятельности людей, рост личностных притязаний сотрудников.
Социально-психологический климат в коллективе определяет не только экономические успехи организации или производственного коллектива, но и эмоциональный настрой сотрудников, но отношение работников к профессиональным обязанностям, внешнюю мотивацию и удовлетворенность работой членов коллектива. Не менее важное значение имеет социально-психологический климат в коллективе на формирование организационной культуры предприятия, объединение коллектива общей целью.
Степень разработанности темы исследования отражена в работах исследователей таких как К.К.Платонов, В.А.Петровский, А.Л.Свенцицкий, Л.Г.Почебут, Я.Л,Коломинский, Б.Д.Парыгин, И.Е.Шварц, Ф.М.Русинов и многие другие. Изучением социально-психологического климата в коллективе занимаются такие науки как психология, социология, менеджмент, философия и другие. Подходы у этих наук к изучению социально-психологического климата коллектива разные. Так направленность социальной психологии нашло отражение в изучении влияния социально-психологического климата на процессы функционирования различных групп или на социальные процессы.
В научном и практическом плане важно изучать факторы, влияющие на социально-психологический климат в коллективе. Одним из таких факторов является стиль руководства коллективом.
Изучением влияния стиля руководства на процессы, происходящие в различных группах занимались такие ученые как И.П.Волков, Г.Б.Морозов, Л.И.Уманский, А.В.Макаров, С.В.Беденко и другие. Следует отметить, что влияние личности руководителя на социально-психологический климат коллектива изучено недостаточно. Это связано с тем, что большая часть работ организационной и социальной психологии направлены на выявление профессионально-важных качеств руководителя.
Поэтому проблема исследования заключается в изучении влияния стиля управления руководителя на социально-психологический климат коллектива. Изучение влияния стиля управления на социально-психологический климат коллектива конкретного предприятия позволит не только определить теоретические подходы к рассматриваемому явлению, но разработать практические рекомендации по формированию социально-психологического климата конкретного предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы: выявление особенностей методов и стиля управления руководителя по формированию социально-психологического климата в коллективе
Объект исследования: психологический климат в коллективе, методы и средства его формирования в зависимости от стиля управления руководителя.
Предмет исследования – особенности применяемых методов и стиля управления руководителя для формирования социально- психологического климата в коллективе ООО «Вертикаль-С».
Для решения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. провести теоретический анализ литературы, освещающей проблемы: социально-психологического климата организации в зависимости от стиля управления руководителя, методов и средств его формирования и поддержания;
2. изучить состояние организации на время проведения экспериментального исследования и проанализировать существующие в ней методы управления коллективом;
3. разработать программу экспериментального исследования в организации;
4. подобрать методы экспериментального исследования;
5. провести экспериментальное исследование: экспериментально определить стиль руководства, как метод, положительно влияющий на психологический климат в коллективе;
6. проанализировать результаты проведенного экспериментального исследования и сделать выводы;
7. разработать рекомендации руководителю по усовершенствованию системы методов управления социально-психологическим климатом в коллективе ООО «Вертикаль-С».
Методологической базой исследования стали психологические подходы к социально-психологическому климату коллектива В.Н.Лавриненко, А.А.Урбановича, А.А.Радугина, Л.Д.Столяренко, И.П.Чередниченко, В.Н.Тельных, В.Е.Степанова, В.Н.Ступницкого, А.В.Макаров, С.В.Беденко и др. Кроме этого, в своем исследовании мы основывались на современных подходах к управление персоналом таких ученых как А.И.Турчинова, С.Д.Резника, И.А.Игошина, О.В.Евтихова и других.
Методы исследования: анализ литературы, изучение опыта, оценивание, анализ результатов деятельности; диагностические методы: анкетирование, интервью, беседа, методики тестового опроса социально-психологической атмосферы А.Ф. Фидлера, социально-психологического климата в коллективе и стиля руководства трудовым коллективом А.В. Спивака.
Экспериментальная база исследования: ООО «Вертикаль-С».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, первой главы, посвященной определению понятия, структуры, методов и средств формирования социально-психологического климата в коллективе, второй главы, посвященной экспериментальному исследованию зависимости социально-психологического климата в коллективе от стиля управления руководителем, заключения, списка использованной литературы и заключения.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ОРГАНИЗАЦИИ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ 7
1.1 Понятие социально-психологического климата и его роль в организации 7
1.2 Структура социально-психологического климата и его показатели 11
1.3 Социально-психологические методы и средства, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в коллективе 26
1.4 Роль руководителя в формировании положительного социально-психологического климата в коллективе 34
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗУЕМЫХ РУКОВОДИТЕЛЕМ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СО 51
2.1 Характеристика организации ООО «Вертикаль-С» и применяемых в ней методов решения проблемы социально-психологического климата в коллективе 51
2.2 Характеристика выборки 56
2.3 Методы исследования социально-психологического климата в коллективе ООО «Вертикаль-С» 58
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования эффективности применяемых руководителем средств и методов формирования социально-психологического климата в коллективе ООО «Вертикаль-С» 67
2.5 Рекомендации по оптимизации социально-психологического климата в ООО «Вертикаль-С» 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Социально-психологический климат в коллективе можно определить как интегративную характеристику, которая отражает характерные взаимоотношения между членами коллектива, общий настрой членов коллектива, уровень управления.
Структура социально-психологического климата организации представлена отношением людей к друг другу, к общему делу, к миру и самому себе.
Социально-психологический климат выступает в роли полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, мерой психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.
Руководство социально-психологическим климатом более эффективно, если объекты, действия и информация в кооперации людей координируются в одну общую силу.
Современные способы управления базируются на различных теориях мотивации Условно все эти способы можно разделить на материальную и нематериальную стимуляцию.
Успешная реализация процесса интеграции приводит к превращению коллектива в сплоченный, саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности. Организованность, сработанность и психологическая совместимость позволяют рабочей группе самостоятельно выбирать оптимальные формы деятельности, обеспечивающие успешное выполнение задания и наиболее полное раскрытие индивидуальности, творческого потенциала каждой личности.
Опытные, квалифицированные работники могут оказать огромную помощь в устранении волнений, пессимизма, упадничества и даже паники в коллективах. Следовательно, коллектив нужно воспитывать.
Эффективному управлению в немалой степени способствует авторитет руководителя. Современная ситуация требует от руководителя применения на практике всего арсенала управленческой науки в совокупности с сознательным использованием сильных сторон личности управленцаЧем богаче арсенал руководящих приемов и чем гибче руководитель перестраивается для достижения поставленной цели, тем больше оснований говорить о том, что он обладает хорошими навыками результативного управления.
Проведенное экспериментальное исследование позволило установить, что показатели психологической атмосферы в отделах производственный и склад можно определить как не совсем благоприятная атмосфера. Хотя и эти показатели нельзя отнести к неблагоприятной психологической атмосфере.
Результаты социально-психологического климата в отделах производственный и склад ниже среднего значения по предприятию. Эти результаты совпадают с результатами предыдущей методики. Это означает, что в отделах производственный и склад выявлены низкие значения социально-психологического климата и психологической атмосферы. Это подтверждено соответствующими диагностиками.
Диагностика установила, что все руководители высшего звена ориентированы на задачу. Ориентирование руководителей высшего звена на задачу, приводит к ориентации руководителей среднего звена тоже на задачу. То есть, социально-психологические вопросы коллектива для руководителей не являются приоритетными.
Проведенная самооценка руководителей по управленческой решетке позволила установить что, заместитель руководителя по общим вопросам оценила себя как приверженца командного управления. Генеральный директор и заместитель директора оценивают свой стиль управления как производственно-командное управление, для которого характерно нахождение баланса между эффективностью производства и хорошим моральным настроем.
Проблемы, которые выявлены в отделах производственный и склад, связаны не с общим стилем руководства предприятия, а со стилями руководства среднего звена.
В отделах, где отмечен неблагоприятный психологический климат, руководители и специалисты обладают высоким уровнем конфликтности и склонности к стрессу.
В отделах с благоприятным психологическим климатом руководители и специалисты более склонны к низкому уровню конфликтности и склонности к стрессу.
Результаты свидетельствуют о том, что низкий уровень предрасположенности руководителей и специалистов к продуктивному разрешению конфликтов характерен для руководителей отделов с низким уровнем психологического климата: производственный отдел и склад.
Нами разработаны рекомендации по совершенствованию социально-психологического климата в коллективе.
Мы предлагаем совершенствовать систему морального мотивирования, провести обучение всех руководителей подразделений курсу конфликтологии, ввести в кадровую службу должность психолога, который бы отслеживал социально-психологический климат в коллективе, в его структурных подразделениях, помогал руководителям разрешать или предупреждать нарастающие конфликты. Возложить обучение коллектива бесконфликтному общению на психолога.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий [Текст]: Психологический журнал./Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. -№ 4. С. 56-72
2. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. - 336 с.
3. Беденко С.В. Влияние манипулятивной направленности личности руководителя на социально-психологический климат группы.- Автореф.дисс….канд.псих.наук. – Ростов-на-Дону, 2008.
4. Васильева М. Г. Мотивация персонала в условиях внедрения инноваций // Упр. персоналом. - 2009. - № 10. - С. 54-56.
5. Герчиков В.И. Управление персоналом: Работник - самый эффективный ресурс компании: учеб. пособие для вузов по спец. "Менеджмент организации" М. : ИНФРА-М, 2008. - 282 с.
6. Гришина, Н. В. Психология конфликта: учебник I Н. В. Гришина. - М.: Наука, 2006. Выпуск № 1 / том 1 / 2011
7. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: Бином. Лаборатория знания, 2004. – 800 с.
8. Джидарьян И.А., Антонова Е.В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 1995. С.76-94.
9. Дмитриев, А. В. Конфликтология I А. В. Дмитриев. - М.: Дело, 2005.
10. Жданов О.И. Социально-психологический климат в коллективе. //Центр дистанционного управления «Элитариум». – Режим доступа: http://www.elitarium.ru
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.-М. : Новое знание, 2009.
13. Карелин, А. А. Психологические тесты / А. А. Карелин. – М., 1999. – 248 с.
14. Кирхлер Э. Мотивация в организациях: Психология труда и организационная психология. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2008. - 166 с.
15. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления / В. И. Кнорринг. – М., 2003. –387 с.
16. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999.
17. Коноваленко М.Ю. Моделирование деловой карьеры. - М.: Дашков и К`: Наука-Спектр, 2009. - 175 с.
18. Конфликты. / Под ред. Л.Ю. Субботиной. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001 г.
19. Коростылева Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 1997.-С. 3-37.
20. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко/под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М., 1995.
21. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты I Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 152 с.
22. Кураков, Л. П. Экономико-юридический словарь I Л. П. Кураков, В. Л. Кураков. - Чебоксары: ЧГУ, 2000. - 722 с.
23. Макаров А.В. Влияние рефлексивных качеств руководителя на социально-психологический климат в коллективе.- Автореф. дисс. …канд.псих.наук. – Самара, 2007.
24. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаева; вступ. ст. Н.Н. Акулиной. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
25. Математические методы: учебно-методическое пособие I сост. В. И. Иванов; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово, 2006. - 80 с.
26. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: МОДЭК, 2009. – 544 с.
27. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999.
28. Патрушев В.Д., Калмакан Н.А. Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. М.: Наука, 1993. -112 с.
29. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: изд-во ЛГУ, 1990.
30. Практикум по общей экспериментальной психологии. / Под ред. Крылова Е.А. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 383 с.
31. Практикум по психологии менеджемента и профессиональной деятельности: / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.
32. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие для вузов по напр. "Психология" и психологическим спец.М. : Академия, 2008. - 367 с.
33. Психология менеджмента. / Под ред. А.В. Карпова. - Москва: Гардарика, 2007 г.
34. Пугачев, В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В. П. Пугачев. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 285 с.
35. Рачкова С.Б., Григорьева О.Н. Особенности трудовой мотивации сотрудников организации // Фармацевтическое обозрение. М.: Юнико Информ, Февраль 2006. – с. 17-21.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М. : ВЛАДОС, 1996.
37. Романчук А.А. Социальные отношения в трудовом коллективе. // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2010. - № 3. – С. 203-209
38. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии/ Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002.- 720с.
39. Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности /Н. В. Самоукина. - СПб.: СПбГУ, 2003.
40. Современные исследования проблемы удовлетворенности работой // Мотивация персонала. ИЦ «Socio Ego»: Электронный документ. (http://www. socioego.ru/ center. 2.html.).
41. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании : учеб. Пособие. - М. : Журнал "Управление персоналом", 2003. - 456 с.
42. Спивак В.А. Управление персоналом : [учеб. пособие]. - М. : Эксмо, 2009. - 335 с.
43. Спивак В.А.Корпоративная культура. – СПб: Питер, 2001. – 352с.
44. Удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью // Мотивация персонала. ИЦ «Socio Ego»: Электронный документ. (http://www. socioego.ru/ center. 2.html.).
45. Украинец, П. П. Социология менеджмента. Основы теории и искусство практики /П. П. Украинец. – Минск, 2010. – 332 с.
46. Утлик Э. П. Организационные традиции и организационная культура // Актуальные вопросы управления. Тематический сборник научных трудов. Вып. 2. / Под ред. А.В.Филиппова. - М. : 1999.
47. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
48. Челдышева Л.Б. Шпаргалка по социальной психологии.- М.: Экзамен, 2007.-94с.
49. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 608 с.
50. Черепкова Н.В., Чугункин С.А. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе. // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 201. – том1. - № 1. – С.45 -48.
51. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Логос, 2003. - 210 с.
52. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: ГроссМедиа, 2005. - 223 с.
53. Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации / Дикая Л.Г. // Психол. журн.. - 1996. - 1996. - Т. 17, N 1.. - С. 19-34.
54. Щёкин Г. В. Как эффективно управлять людьми: психология кадрового менеджмента: Науч. - пркат. пособие. - К. : МАУП, 1999.


Купить эту работу

Социально- психологический климат организации в зависимости от стиля управления руководителя

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

21 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ОБРАЗ И МОДЕЛЬ ЕГО АНАЛИЗА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Кроха и домашние животные: есть ли ограничения на общение?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Мир годовалого ребенка: фотокадр на одну персону

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Маленькие первооткрыватели: что может быть опасного в доме и как не допустить беды?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
180 ₽
Готовая работа

Развитие и общение ребенка до полугода

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблемы родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Как распознать женскую измену

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

В чем секрет счастливой семьи?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

МАЛЫШ ПОДРАСТАЕТ - ПОЯВЛЯЮТСЯ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Правильное поведение за столом деток от двух до пяти лет: приоткрываем занавес в мир взрослых

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Пост о принятии себя, раньше была одержима стремилась к недосягаемому совершенству, а сейчас приняла себя.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

картотека диагностических методик

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽