Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Взаимосвязь ценностных ориентаций и самоуправления старшеклассников

  • 56 страниц
  • 2015 год
  • 154 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. Проблема ценностных ориентаций и самоуправления личности старшеклассников является достаточно актуальной проблемой, поскольку именно в юношеском возрасте активно формируются жизненные цели, ценностные ориентации, планы, достижение которых требует собственной активности, собственных усилий. Необходимость развития самоуправления старшеклассников связана с социальной ситуацией развития юношества – со вступлением юношей и девушек во взрослый мир, с развитием самостоятельности и независимости.
Изучением ценностных ориентаций в психологической науке занимались М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски, Б.С. Братусь, К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.Франкл, Г.Е. Залесский, И.Г. Сенин, М.С. Яницкий, Д.А. Леонтьев, П.М. Якобсон и др. Большое количество исследований посвящено изучению таких элементов смысловой сферы личности, как личностные смыслы, смысложизненные ориентации и т.д.
Самоуправление личности рассматривалось в трудах М.Н. Шевцова, О.К. Филатова, А.А. Деркача, Л.А.Степновой, К.Роджерса, А.Маслоу, Н.М. Пейсахова и др. Самоуправление как процесс самовоздействия на собственные психические процессы, свойства, поведение, зачастую рассматривается во взаимосвязи с процессом саморегуляции и самоконтроля личности.
Проблема развития человека в юношеском возрасте достаточно хорошо освящена в работах И.С. Кона, В.С. Мухиной, А. Гезелла, Э. Шпрангера, К. Левина, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Б. И. Додонова и др.
Проблема исследования ценностных ориентаций и самоуправления личности заключается в наличии противоречий между большим количеством исследований ценностей и ценностных ориентаций в разных возрастных периодах и небольшим количеством исследований, посвященным изучению взаимосвязей между ценностными ориентациями и способностью к самоуправлению старшеклассников. На разрешение данного противоречия и направлена данная дипломная работа.
Целью дипломной работы является выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и самоуправления старшеклассников.
Объект исследования – ценностные ориентации личности.
Предмет исследования – взаимосвязь способности к самоуправлению с ценностными ориентациями старшеклассников.
Для достижения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Произвести теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций и самоуправления в юношеском возрасте;
2. Обобщить материалы теоретического анализа;
3. Подобрать методики, выборку и провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций и способности к самоуправлению у старшеклассников;
4. Провести корреляционный анализ, направленный на выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и способности к самоуправлению у старшеклассников;
5. Сформулировать выводы по практической части исследования;
6. Разработать рекомендации по развитию способности к самоуправлению старшеклассников с опорой на данные эмпирического исследования.
Методы исследования.
В качестве методов исследования нами использовался теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и систематизация, эмпирические методы: беседа, наблюдение, тестирование, методы математической статистики: описательный, корреляционный и сравнительный анализ. Достоверность полученных данных обеспечивается использованием стандартизированных, надежных, вадидных методик, использованием следующих критериев и коэффициентов при статистической обработке данных: коэффициент корреляции Пирсона, t-критерий для сравнения независимых выборок испытуемых.
Методики исследования. При проведении эмпирического исследования мы использовали:
1. опросник терминальных ценностей («ОТеЦ») И.Г. Сенина;
2. методику Н.М. Пейсахова «Способность к самоуправлению».
Нами была выдвинута гипотеза о том, что способность к самоуправлению старшеклассников взаимосвязана с наиболее значимыми жизненными ценностями и имеет различия в зависимости от пола.
Для решения поставленных в работе задач, достижения цели и доказательства выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование.
Исследование проводилось в 2014 году на базе одной из среднеобразовательных школ Москвы. Выборку испытуемых составили 40 старшеклассников (20 девушек и 20 юношей) в возрасте от 15-17 лет.
Первым этапом исследования стало выявление ценностных ориентаций старшеклассников.
Вторым этапом исследования стало изучение уровня развития, этапов самоуправления старшеклассников, выявление взаимосвязей самоуправления с ценностными ориентациями личности.
Третьим этапом исследования стало описание различий в типе самоуправления юношей и девушек.
Четвертым этапом исследования стало разработка тренинговых упражнений для развития самоуправления старшеклассников с опорой на данные исследования.
Данные эмпирического исследования подвергались статистической обработке в программе IBM SPSS Statistics 21.
С опорой на данные исследования нами были разработаны рекомендации по развитию способности к самоуправлению старшеклассников, подобраны тренинговые упражнения.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций и самоуправления в юношеском возрасте 7
1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций личности 7
1.2 Психологические особенности юношеского возраста 13
1.3 Самоуправление личности 17
Выводы по главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и самоуправления старшеклассников 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и самоуправления старшеклассников 26
2.3 Рекомендации по развитию самоуправления старшеклассников 38
Выводы по главе 47
Заключение 49
Список используемой литературы 53
Приложения 56


Заключение

Разработка проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и самоуправления старшеклассников является значимой для решения проблем юношеского возраста.
Ф.В. Садовников, А.Ю. Качимская отмечают, что главной особенностью юношеского возраста является обращенность в будущее. Жизненные перспективы, планы, ориентации составляют «аффективный центр» жизни в юношеском возрасте.
Изучением вопросов развития личности старшеклассника занимались А. Гезелл, С. Холл, Э. Шпрангер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.С. Кон, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.С. Мухина и др.
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что юношеский возраст - это период от 15-16 до 20-21 года, это активный период для формирования жизненных планов, построения перспективы жизни, формирования мировоззрения, глубокого самопознания, самопонимания, формирования направленности личности, ценностных ориентаций.
Изучением ценностных ориентаций в психологической науке занимались М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски, Б.С. Братусь, К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.Франкл, Г.Е. Залесский, И.Г. Сенин, М.С. Яницкий, Д.А. Леонтьев, П.М. Якобсон и др. Большое количество исследований посвящено изучением таких элементов смысловой сферы личности, как личностные смыслы, смысложизненные ориентации и т.д.
Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности в качестве её элементов.
Ценностными ориентациями называются элементы внутренней структуры личности, которые ограничивают существенное и значимое для человека от незначимого и несущественного, сформированы и зафиксированы в жизненном опыте человека в процессе социализации и социальной адаптации. Ценностные ориентации выступают в качестве важнейшего психологического органа личностного роста и саморазвития, который определяет его направление и способы осуществления.
В юности происходит духовное развитие личности, формируется самосознание и идентичность, бурное взросление.
В юношестве совершается становление человека как личности, когда юноша или девушка обретает социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.
В этот период заметно активное эмоциональное развитие и способность развития навыков самоуправления собственным поведением, деятельностью, общением становится наиболее актуальной.
Самоуправление личности рассматривалось в трудах М.Н. Шевцова, О.К. Филатова, А.А. Деркача, Л.А.Степновой, К.Роджерса, А.Маслоу, Н.М. Пейсахова и др. Самоуправление как процесс самовоздействия на собственные психические процессы, свойства, поведение, зачастую рассматривается во взаимосвязи с процессом саморегуляциии и самоконтроля личности.
Самоуправление представляет процесс целенаправленного и сознательного изменения человека в соответствие с самостоятельно поставленной задачей. Самоуправление включает воздействия личности на психические явления (собственные психические состояния, процессы, свойства), собственное поведение и деятельность с целью поддержания или изменения характера их функционирования.
В данной дипломной работе была поставлена цель - выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и самоуправления старшеклассников.
Для достижения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи, которые нашли свое решение:
1. Произведен теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций и самоуправления в юношеском возрасте;
2. Обобщены материалы теоретического анализа;
3. Подобраны методики, сформирована выборка и проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций и способности к самоуправлению у старшеклассников;
4. Выполнен корреляционный анализ, направленный на выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и способности к самоуправлению у старшеклассников;
5. Сформулированы выводы по практической части исследования;
6. Разработаны рекомендации, подобраны упражнения по развитию способности к самоуправлению старшеклассников с опорой на данные эмпирического исследования.
Эмпирическим исследованием показано, что доминирующими ценностями старшеклассников являются ценность высокого материального положения, достижений, сохранения собственной индивидуальности. Самыми значимыми жизненными сферами являются сфера обучения и образования, сфера профессиональной и семейной жизни.
Старшеклассники, принявшие участие в исследовании, имеют в большинстве своем средний уровень развития способности к самоуправлению, у девушек способность к самоуправлению чуть выше.
Корреляционный анализ показал, что существуют взаимосвязи, подтверждающие, что способность к самоуправлению у старшеклассников данной выборки обусловлена стремлением получать, прежде всего моральное удовлетворение во всех сферах жизни, важностью таких жизненных сфер как профессиональная жизнь, образование, семейная жизнь, умением ориентироваться в ситуации, умением создавать субъективную модель ситуации, способностью анализировать настоящее и прошлое, результатом которой является создание прогноза, способностью строить на основе прогноза субъективной модели желаемого, должного, умением принимать решения, то есть переходить от плана к действиям.
Таким образом, гипотеза исследования получила свое эмпирическое подтверждение.
После проведения исследования на основе имеющихся практических разработок в рамках проблемы самоуправления и с учетом выводов, полученных эмпирическим путем, нами была составлена программа развития способности самоуправления старшеклассников.
Программа развития способности к самоуправлению включает 14 упражнений по развитию целеполагания, самоконтроля, способности планировать, прогнозировать ход достижения цели, использовать определенные средства, принимать решение и оценивать их качество.

Список используемой литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности/ / Психология личности и образ жизни / Под ред. Шороховой Е.В. - М., 1987. – С. 138-144.
2. Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2001.-216 стр., с.84
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. Мысль, 2000.
4. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
5. Васильев В.Я. Целевая направленность и временная перспектива личности // Психология личности и время жизни человека. – Черновцы, 1991.
6. Василюк Ф.Е.Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984
7. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. — 272 с.
8. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001.
9. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 297 с.
10. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. — М.: Просвещение, 1990, с.90
11. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. – 576с., с.71
12. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М. : «Просвещение», 1979.
13. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998,
14. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
15. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: издательский центр «Академия», 2001 – 256 с.
16. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М., 1999
17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
18. Наумова Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. М., 1982 . – 65 с.
19. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999
20. Садовников Ф.В., Качимская А.Ю. Особенности целеполагания старшеклассников с различными вариантами жизненной перспективы
21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
22. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. Учебно-методическое пособие. М., 2001.
23. Тихомиров А. В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров // Персонал-profi Екатеринбург, 2001. -Вып.2, часть 1.
24. Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. – М., МГТА, 2002 – 111 с.
25. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983
26. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Изд. 2-е. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.
27. Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.
28. Шевцов М.Н. Новая методика для оценки способности к самоуправлению
29. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М., Соборъ, 1997. - 506 с.
30. Эриксон Э. Детство и общество. М.: Изд-во «Летний сад», 2000. – 416 с.
31. Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999
32. Ямалетдинова Г. А. Система самоуправления учебно-познавательной деятельно¬стью студентов в сфере физической культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук / 13.00.08. М., 2009. – 47 с.
33. Frankl Victor E. Man’s Search for Meaning. – Пер. с англ. - Washington Square Press, 1985.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. Проблема ценностных ориентаций и самоуправления личности старшеклассников является достаточно актуальной проблемой, поскольку именно в юношеском возрасте активно формируются жизненные цели, ценностные ориентации, планы, достижение которых требует собственной активности, собственных усилий. Необходимость развития самоуправления старшеклассников связана с социальной ситуацией развития юношества – со вступлением юношей и девушек во взрослый мир, с развитием самостоятельности и независимости.
Изучением ценностных ориентаций в психологической науке занимались М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски, Б.С. Братусь, К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.Франкл, Г.Е. Залесский, И.Г. Сенин, М.С. Яницкий, Д.А. Леонтьев, П.М. Якобсон и др. Большое количество исследований посвящено изучению таких элементов смысловой сферы личности, как личностные смыслы, смысложизненные ориентации и т.д.
Самоуправление личности рассматривалось в трудах М.Н. Шевцова, О.К. Филатова, А.А. Деркача, Л.А.Степновой, К.Роджерса, А.Маслоу, Н.М. Пейсахова и др. Самоуправление как процесс самовоздействия на собственные психические процессы, свойства, поведение, зачастую рассматривается во взаимосвязи с процессом саморегуляции и самоконтроля личности.
Проблема развития человека в юношеском возрасте достаточно хорошо освящена в работах И.С. Кона, В.С. Мухиной, А. Гезелла, Э. Шпрангера, К. Левина, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Б. И. Додонова и др.
Проблема исследования ценностных ориентаций и самоуправления личности заключается в наличии противоречий между большим количеством исследований ценностей и ценностных ориентаций в разных возрастных периодах и небольшим количеством исследований, посвященным изучению взаимосвязей между ценностными ориентациями и способностью к самоуправлению старшеклассников. На разрешение данного противоречия и направлена данная дипломная работа.
Целью дипломной работы является выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и самоуправления старшеклассников.
Объект исследования – ценностные ориентации личности.
Предмет исследования – взаимосвязь способности к самоуправлению с ценностными ориентациями старшеклассников.
Для достижения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Произвести теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций и самоуправления в юношеском возрасте;
2. Обобщить материалы теоретического анализа;
3. Подобрать методики, выборку и провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций и способности к самоуправлению у старшеклассников;
4. Провести корреляционный анализ, направленный на выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и способности к самоуправлению у старшеклассников;
5. Сформулировать выводы по практической части исследования;
6. Разработать рекомендации по развитию способности к самоуправлению старшеклассников с опорой на данные эмпирического исследования.
Методы исследования.
В качестве методов исследования нами использовался теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и систематизация, эмпирические методы: беседа, наблюдение, тестирование, методы математической статистики: описательный, корреляционный и сравнительный анализ. Достоверность полученных данных обеспечивается использованием стандартизированных, надежных, вадидных методик, использованием следующих критериев и коэффициентов при статистической обработке данных: коэффициент корреляции Пирсона, t-критерий для сравнения независимых выборок испытуемых.
Методики исследования. При проведении эмпирического исследования мы использовали:
1. опросник терминальных ценностей («ОТеЦ») И.Г. Сенина;
2. методику Н.М. Пейсахова «Способность к самоуправлению».
Нами была выдвинута гипотеза о том, что способность к самоуправлению старшеклассников взаимосвязана с наиболее значимыми жизненными ценностями и имеет различия в зависимости от пола.
Для решения поставленных в работе задач, достижения цели и доказательства выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование.
Исследование проводилось в 2014 году на базе одной из среднеобразовательных школ Москвы. Выборку испытуемых составили 40 старшеклассников (20 девушек и 20 юношей) в возрасте от 15-17 лет.
Первым этапом исследования стало выявление ценностных ориентаций старшеклассников.
Вторым этапом исследования стало изучение уровня развития, этапов самоуправления старшеклассников, выявление взаимосвязей самоуправления с ценностными ориентациями личности.
Третьим этапом исследования стало описание различий в типе самоуправления юношей и девушек.
Четвертым этапом исследования стало разработка тренинговых упражнений для развития самоуправления старшеклассников с опорой на данные исследования.
Данные эмпирического исследования подвергались статистической обработке в программе IBM SPSS Statistics 21.
С опорой на данные исследования нами были разработаны рекомендации по развитию способности к самоуправлению старшеклассников, подобраны тренинговые упражнения.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций и самоуправления в юношеском возрасте 7
1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций личности 7
1.2 Психологические особенности юношеского возраста 13
1.3 Самоуправление личности 17
Выводы по главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и самоуправления старшеклассников 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и самоуправления старшеклассников 26
2.3 Рекомендации по развитию самоуправления старшеклассников 38
Выводы по главе 47
Заключение 49
Список используемой литературы 53
Приложения 56


Заключение

Разработка проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и самоуправления старшеклассников является значимой для решения проблем юношеского возраста.
Ф.В. Садовников, А.Ю. Качимская отмечают, что главной особенностью юношеского возраста является обращенность в будущее. Жизненные перспективы, планы, ориентации составляют «аффективный центр» жизни в юношеском возрасте.
Изучением вопросов развития личности старшеклассника занимались А. Гезелл, С. Холл, Э. Шпрангер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.С. Кон, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.С. Мухина и др.
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что юношеский возраст - это период от 15-16 до 20-21 года, это активный период для формирования жизненных планов, построения перспективы жизни, формирования мировоззрения, глубокого самопознания, самопонимания, формирования направленности личности, ценностных ориентаций.
Изучением ценностных ориентаций в психологической науке занимались М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски, Б.С. Братусь, К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.Франкл, Г.Е. Залесский, И.Г. Сенин, М.С. Яницкий, Д.А. Леонтьев, П.М. Якобсон и др. Большое количество исследований посвящено изучением таких элементов смысловой сферы личности, как личностные смыслы, смысложизненные ориентации и т.д.
Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности в качестве её элементов.
Ценностными ориентациями называются элементы внутренней структуры личности, которые ограничивают существенное и значимое для человека от незначимого и несущественного, сформированы и зафиксированы в жизненном опыте человека в процессе социализации и социальной адаптации. Ценностные ориентации выступают в качестве важнейшего психологического органа личностного роста и саморазвития, который определяет его направление и способы осуществления.
В юности происходит духовное развитие личности, формируется самосознание и идентичность, бурное взросление.
В юношестве совершается становление человека как личности, когда юноша или девушка обретает социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.
В этот период заметно активное эмоциональное развитие и способность развития навыков самоуправления собственным поведением, деятельностью, общением становится наиболее актуальной.
Самоуправление личности рассматривалось в трудах М.Н. Шевцова, О.К. Филатова, А.А. Деркача, Л.А.Степновой, К.Роджерса, А.Маслоу, Н.М. Пейсахова и др. Самоуправление как процесс самовоздействия на собственные психические процессы, свойства, поведение, зачастую рассматривается во взаимосвязи с процессом саморегуляциии и самоконтроля личности.
Самоуправление представляет процесс целенаправленного и сознательного изменения человека в соответствие с самостоятельно поставленной задачей. Самоуправление включает воздействия личности на психические явления (собственные психические состояния, процессы, свойства), собственное поведение и деятельность с целью поддержания или изменения характера их функционирования.
В данной дипломной работе была поставлена цель - выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и самоуправления старшеклассников.
Для достижения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи, которые нашли свое решение:
1. Произведен теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций и самоуправления в юношеском возрасте;
2. Обобщены материалы теоретического анализа;
3. Подобраны методики, сформирована выборка и проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций и способности к самоуправлению у старшеклассников;
4. Выполнен корреляционный анализ, направленный на выявление взаимосвязи ценностных ориентаций и способности к самоуправлению у старшеклассников;
5. Сформулированы выводы по практической части исследования;
6. Разработаны рекомендации, подобраны упражнения по развитию способности к самоуправлению старшеклассников с опорой на данные эмпирического исследования.
Эмпирическим исследованием показано, что доминирующими ценностями старшеклассников являются ценность высокого материального положения, достижений, сохранения собственной индивидуальности. Самыми значимыми жизненными сферами являются сфера обучения и образования, сфера профессиональной и семейной жизни.
Старшеклассники, принявшие участие в исследовании, имеют в большинстве своем средний уровень развития способности к самоуправлению, у девушек способность к самоуправлению чуть выше.
Корреляционный анализ показал, что существуют взаимосвязи, подтверждающие, что способность к самоуправлению у старшеклассников данной выборки обусловлена стремлением получать, прежде всего моральное удовлетворение во всех сферах жизни, важностью таких жизненных сфер как профессиональная жизнь, образование, семейная жизнь, умением ориентироваться в ситуации, умением создавать субъективную модель ситуации, способностью анализировать настоящее и прошлое, результатом которой является создание прогноза, способностью строить на основе прогноза субъективной модели желаемого, должного, умением принимать решения, то есть переходить от плана к действиям.
Таким образом, гипотеза исследования получила свое эмпирическое подтверждение.
После проведения исследования на основе имеющихся практических разработок в рамках проблемы самоуправления и с учетом выводов, полученных эмпирическим путем, нами была составлена программа развития способности самоуправления старшеклассников.
Программа развития способности к самоуправлению включает 14 упражнений по развитию целеполагания, самоконтроля, способности планировать, прогнозировать ход достижения цели, использовать определенные средства, принимать решение и оценивать их качество.

Список используемой литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности/ / Психология личности и образ жизни / Под ред. Шороховой Е.В. - М., 1987. – С. 138-144.
2. Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2001.-216 стр., с.84
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. Мысль, 2000.
4. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
5. Васильев В.Я. Целевая направленность и временная перспектива личности // Психология личности и время жизни человека. – Черновцы, 1991.
6. Василюк Ф.Е.Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984
7. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. — 272 с.
8. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001.
9. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 297 с.
10. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. — М.: Просвещение, 1990, с.90
11. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. – 576с., с.71
12. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М. : «Просвещение», 1979.
13. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998,
14. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
15. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: издательский центр «Академия», 2001 – 256 с.
16. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М., 1999
17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
18. Наумова Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. М., 1982 . – 65 с.
19. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999
20. Садовников Ф.В., Качимская А.Ю. Особенности целеполагания старшеклассников с различными вариантами жизненной перспективы
21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
22. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. Учебно-методическое пособие. М., 2001.
23. Тихомиров А. В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров // Персонал-profi Екатеринбург, 2001. -Вып.2, часть 1.
24. Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. – М., МГТА, 2002 – 111 с.
25. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983
26. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Изд. 2-е. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.
27. Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.
28. Шевцов М.Н. Новая методика для оценки способности к самоуправлению
29. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М., Соборъ, 1997. - 506 с.
30. Эриксон Э. Детство и общество. М.: Изд-во «Летний сад», 2000. – 416 с.
31. Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999
32. Ямалетдинова Г. А. Система самоуправления учебно-познавательной деятельно¬стью студентов в сфере физической культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук / 13.00.08. М., 2009. – 47 с.
33. Frankl Victor E. Man’s Search for Meaning. – Пер. с англ. - Washington Square Press, 1985.

Купить эту работу

Взаимосвязь ценностных ориентаций и самоуправления старшеклассников

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

2 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽