Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности проявления тревожности у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.

  • 82 страниц
  • 2014 год
  • 402 просмотра
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Для любого ребенка, особенно дошкольного возраста, семья и дошкольное учреждение являются особым миром, где они живут, думают, учатся чувствовать правду и ложь, радуются и страдают. Первые социальные и эмоциональные основы детей закладываются в семье, так как межличностные отношения между родителями и детьми – это система психологических и педагогических действий по отношению к ребенку, реализация на практике разнообразных поведенческих стереотипов. Выбранный стиль общения и поведения в семье формирует характер и личность детей дошкольного возраста, управляет деятельностью. Тревожность детей связана с возрастными особенностями дошкольников, с её спецификой проявления в детской среде, в семейном кругу. Дети дошкольного возраста имеют конкретные области действительности, где зарождаются страх и тревога, которые приводят к психическому феномену «тревожность», как устойчивому образованию. Тревожность дошкольников связана с темнотой, сказочными отрицательными героями, воображаемыми мистическими существами, разлука с родителями или с одним членом (матерью или отцом) и много другое.
Специальные экспериментальные исследования И.В. Дубровиной, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Е.Б. Ковалёвой доказали, что самым распространенным явлением у детей является тревожность. Изучению проблем проявления тревожности в дошкольном возрасте посвящены научные труды З. Фрейда, Дж. Уотсона, Ч. Спилбергера, В. Франкла. Большой вклад в изучение детской тревожности внесли исследователи А.М. Прихожан, В.М. Астапов, А.В. Басов, Е.И. Савина. Тем не менее, в настоящее время недостаточно изучены гендерные различия в проявлении тревожности детей дошкольного возраста. Данный фактор представляет проблему исследования работы.
Цель исследования: изучить особенности проявления тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: уровень проявления страхов и тревожности у мальчиков выражен выше, чем у девочек: это связано с разным социальным опытом и развитием психических феноменов мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к исследованию тревожности детей дошкольного возраста.
2. Провести сопоставительный анализ проявления тревожности у девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.
3. Подобрать методики и выявить гендерные особенности проявления тревожности у старших дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты, проверить их достоверность.
Методологическая основа:
Методологической основой стали теоретические концепции отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.М. Прихожан о закономерностях развития детской психики, о проявлении феномена «тревожность» в дошкольном возрасте. Были использованы практические исследования авторов, изучивших семью, межличностные отношения, особенности социальной адаптации дошкольников в детском саду А.В. Петровского, А.И. Захарова, Т.Ю. Артюхиной, Н.Л. Васильевой, А.П. Кравченко.
Методы исследования:
1. Общенаучный метод: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Эмпирический метод:
▪ тестовые методики;
▪ методы математической обработки.
Методики исследования:
1. Методика А.И. Захарова «Опасения и страхи у детей».
2. Тест «Незаконченные предложения» А.И. Захарова.
3. Методика Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена «Тест тревожности».
4. Методика М.З. Друкаревич «Несуществующее животное».
5. Опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко «Уровень тревожности ребенка» (родителей, педагога).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты особенности проявления тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в семье и в период социально-психологической адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования: полученные экспериментальные данные можно использовать в работе психологов дошкольного образовательного учреждения для сопоставления гендерных особенностей проявления тревожности у дошкольников.
База исследования.
Исследование проводилось в ДОУ среди старших дошкольников. Всего было задействовано 24 ребенка: 12 мальчиков и 12 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы.
Тема, цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Материал изложен на страницах, в работе содержится таблиц, диаграмм, приложений.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие феномена «тревожность», «тревога» в отечественной педагогике и психологии 7
1.2 Основные концепции изучения тревоги и тревожности в отечественной и зарубежной педагогике и психологии 14
1.3 Психолого-педагогическая характеристика развития личности детей старшего дошкольного возраста 22
1.4 Гендерные особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста в педагогике и психологии 31
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 39
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования особенностей проявления тревожности у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте 39
2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования особенностей проявления тревожности у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте 43
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по профилактике и коррекции проявления тревожности у детей в старшем дошкольном возрасте 66
Выводы по главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Страхи и тревожность, которые испытывают дети старшего дошкольного возраста, зависят в большинстве случаев от родителей и от незнания и непонимания детьми окружающего мира, то есть «нового», «необычного». Страх является защитной реакцией у дошкольника в какой-либо ситуации, тревога является предвидением или предчувствием того, что должно произойти или происходит. Страхи бывают разнообразными и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, степени развития его личности как эмоциональная чувствительность, неуверенность в себе и так далее.
Более доступной диагностикой для выявления проблемы у детей дошкольного возраста, стало наблюдение педагога и родителей за психическим состоянием каждого ребенка, выражение своих чувств и эмоций посредством беседы и тестированием. Из бесед выяснилось, что у детей действительно проявляется чувство тревоги и страха от поведения и отношения родителей к ним. Одни из этих причин возникновения тревожности и страхов у детей являются: поведение родителей, появление чужих в доме людей, психологическая обстановка в семье, наказание ребёнка и неумение его прощать, запугивание детей различными рассказами или приходом какого-либо человека, просмотр телевидения без наблюдения родителей.
Доминирование матери во многих семьях негативно влияет на развитие личности мальчиков в старшем дошкольном возрасте. У мальчиков наблюдается проявление большего количества страхов и сомнений в окружающей среде. Это свидетельствует о наличии невротической, основанной на беспокойстве, привязанности к матери.
Наличие конфликтных ситуаций между родителями приводит к проявлению страхов в среде девочек: девочки более эмоционально реагируют на частые ссоры и недоразумения в семье.
Средством профилактики и коррекции страхов служит игровая деятельность: именно игра помогает снять эмоциональную тревожность, изменить взаимоотношения в детском коллективе. Цель любой игры: не менять и не переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Посредством таких отношений ребёнок может постичь самого себя и осознать свою ценность. Когда ребёнок воспринимает самого себя как достойнейшего и значимого, когда он способен осознать ценность своего влияния на окружающих, он вступает на путь обретения контроля над самим собой, он находит собственное «Я», которое растёт и развивается, и которое всю жизнь защищает его от окружающего мира. Благодаря этому ребёнок начинает принимать и ценить способ своего самовыражения, свой образ жизни, свои интересы и особенности.
Осуществляя правильное психолого-педагогическое руководство, педагоги и родители поддерживают и развивают умение детей удивляться, стремиться к решению познавательной задачи, постигать новое. Они воспитывают стойкое желание познавать и преобразовывать окружающий мир, тем самым, закладывая основу для формирования активной жизненной позиции.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что уровень проявления страхов и тревожности у мальчиков выражен выше, чем у девочек: это связано с разным социальным опытом и развитием психических феноменов в старшем дошкольном возрасте, доказана

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок: Психологическая помощь семье от 1до 7 лет: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2012. – 224с.
2. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Сфера, 2013. – 320 с.
3. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.
4Аракелов Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // Психологический журнал. – 2007. - № 2. – С. 58-69.
5. Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: дис. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 2010. – 197с.
6. Артюхова Т.Ю. Мотивационный механизм и личностная тревожность //Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре: Материалы 1-й региональной школы молодых ученых-психологов - Бийск, 2013.-С.37-41.
7. Артюхова Т.Ю. Самоотношение как психологический механизм коррекции состояния тревожности личности / Проблемы регуляции активности личности // Сборник научных трудов. Под. ред. В.Г. Леонтьева. -Новосибирск, 2010. - С.13-15.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Институт практической психологии, 2009. – 352 с.
9. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова. – М.: Академия , 2011. – 240 с.
10. Большой психологический словарь / сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672 с.
11. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.
12. Венгер Л. А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2009. – 335с.
13. Венгер Л. А. Развитие мышления дошкольника / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - Дошкольное воспитание – 2012. - № 7.
14. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной - М.: Педагогика, 2001.- 272с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2004.
16. ГодфруаЖ. Что такое психология. - М.: Мир, Т.1, 2012. - 420с.
17. Детская психология / Под ред. Я.Л. Копошинского, Е.А. Панько. - Минск, 2010. – 280с.
18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 237 с.
19. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. – 688с.
20. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. – Л.: Медицина, 1988. – 244 с.
21. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 2005. – 147с.
22. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - - СПб., 2000. – 240с. (Серия Психология ребёнка).
23. Киржанова Л. В. Тревожность – страх – стресс – тревожность // Психологическая служба «Православный семейный психолог» [Электронный ресурс]: URL: http://chel-pravoslavie.ru/index_3_21.html (дата обращения 28.07.2013г.)
24Клецина, И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. – 2003. - №1. – С. 64-67.
25. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2006. – 198 с.
26. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги: Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. В.М. Астапов. – СПб.: ПЕР СЭ, 2011. – С. 75-84.
27.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии, 2005. - № 5. – С.48-57.
28. Логвинова В.И. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студ. пед. институтов / В.И. Логвинова, П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 2011. – 270с.
29. Немов Р.С. Психология: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2012. – 632 с.
30.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2012. - 304 с.
31. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева / серия «Практикум психологии». –СПб.: Питер, 2003.- 560с.
32. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 304 с.
33. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – М.: МПСИ, 2009. – 298с.
34. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: 2011. – 178 с.
35. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М., 2008. – 380с.
36. Ранк О. Родовой травматизм: Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001. С.23 – 30.
37. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
38. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2011. -529с.
39. Тревога / Википедия / Статья. [Электронный ресурс]: URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E5%E2%EE%E3%E0 (дата обращения 29.07.2013г.)
40. Тревога /Статья в «Академик» [Электронный ресурс]: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/146502 (дата обращения 27.07.2013г.)
41. Тревожность: типы, причины./Портал о здоровье LIKAR INFO [Электронный ресурс]: URL: http://likar.info/psihologicheskie-problemyi/article-56987-trevozhnost-tipyi-prichinyi/ (дата обращения 27.07.2013г.)
42. Фрейд З. Введение в психоанализ/ Пер. с нем. Г.Барышниковой.- СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013.- 544с.
43. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. – М.: Апрель-Пресс, 2009. – 344 с.
44. Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ./ Предисл. К. Г. Митрофанова. – М.: Прогресс, 2012. – 192 с.
45. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Академический проект, 2009. – 208 с.
46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007, 607 с.
47. Чеканова А.А. Гендерная психология / А.А.Чеканова [Текст]. – М.: Ось-89, 2006. – С.19.
48.Черты характера от А до Я: словарь-справочник/Т. В. Милаева.-Ростов н/Д: Феникс, 2009.-305с.
49. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. - М.: Педагогическое общество России, 2008.- 255 с.
50. Швец И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2001. – 181 с.
51. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 362 с.
52. Эриксон Э. Детство и общество / Под.ред. А.Г. Лидерса, В.Г. Колесникова. - Обнинск, 2012. – 190с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Для любого ребенка, особенно дошкольного возраста, семья и дошкольное учреждение являются особым миром, где они живут, думают, учатся чувствовать правду и ложь, радуются и страдают. Первые социальные и эмоциональные основы детей закладываются в семье, так как межличностные отношения между родителями и детьми – это система психологических и педагогических действий по отношению к ребенку, реализация на практике разнообразных поведенческих стереотипов. Выбранный стиль общения и поведения в семье формирует характер и личность детей дошкольного возраста, управляет деятельностью. Тревожность детей связана с возрастными особенностями дошкольников, с её спецификой проявления в детской среде, в семейном кругу. Дети дошкольного возраста имеют конкретные области действительности, где зарождаются страх и тревога, которые приводят к психическому феномену «тревожность», как устойчивому образованию. Тревожность дошкольников связана с темнотой, сказочными отрицательными героями, воображаемыми мистическими существами, разлука с родителями или с одним членом (матерью или отцом) и много другое.
Специальные экспериментальные исследования И.В. Дубровиной, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Е.Б. Ковалёвой доказали, что самым распространенным явлением у детей является тревожность. Изучению проблем проявления тревожности в дошкольном возрасте посвящены научные труды З. Фрейда, Дж. Уотсона, Ч. Спилбергера, В. Франкла. Большой вклад в изучение детской тревожности внесли исследователи А.М. Прихожан, В.М. Астапов, А.В. Басов, Е.И. Савина. Тем не менее, в настоящее время недостаточно изучены гендерные различия в проявлении тревожности детей дошкольного возраста. Данный фактор представляет проблему исследования работы.
Цель исследования: изучить особенности проявления тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: уровень проявления страхов и тревожности у мальчиков выражен выше, чем у девочек: это связано с разным социальным опытом и развитием психических феноменов мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к исследованию тревожности детей дошкольного возраста.
2. Провести сопоставительный анализ проявления тревожности у девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.
3. Подобрать методики и выявить гендерные особенности проявления тревожности у старших дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты, проверить их достоверность.
Методологическая основа:
Методологической основой стали теоретические концепции отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.М. Прихожан о закономерностях развития детской психики, о проявлении феномена «тревожность» в дошкольном возрасте. Были использованы практические исследования авторов, изучивших семью, межличностные отношения, особенности социальной адаптации дошкольников в детском саду А.В. Петровского, А.И. Захарова, Т.Ю. Артюхиной, Н.Л. Васильевой, А.П. Кравченко.
Методы исследования:
1. Общенаучный метод: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Эмпирический метод:
▪ тестовые методики;
▪ методы математической обработки.
Методики исследования:
1. Методика А.И. Захарова «Опасения и страхи у детей».
2. Тест «Незаконченные предложения» А.И. Захарова.
3. Методика Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена «Тест тревожности».
4. Методика М.З. Друкаревич «Несуществующее животное».
5. Опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко «Уровень тревожности ребенка» (родителей, педагога).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты особенности проявления тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в семье и в период социально-психологической адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования: полученные экспериментальные данные можно использовать в работе психологов дошкольного образовательного учреждения для сопоставления гендерных особенностей проявления тревожности у дошкольников.
База исследования.
Исследование проводилось в ДОУ среди старших дошкольников. Всего было задействовано 24 ребенка: 12 мальчиков и 12 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы.
Тема, цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Материал изложен на страницах, в работе содержится таблиц, диаграмм, приложений.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие феномена «тревожность», «тревога» в отечественной педагогике и психологии 7
1.2 Основные концепции изучения тревоги и тревожности в отечественной и зарубежной педагогике и психологии 14
1.3 Психолого-педагогическая характеристика развития личности детей старшего дошкольного возраста 22
1.4 Гендерные особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста в педагогике и психологии 31
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 39
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования особенностей проявления тревожности у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте 39
2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования особенностей проявления тревожности у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте 43
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по профилактике и коррекции проявления тревожности у детей в старшем дошкольном возрасте 66
Выводы по главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Страхи и тревожность, которые испытывают дети старшего дошкольного возраста, зависят в большинстве случаев от родителей и от незнания и непонимания детьми окружающего мира, то есть «нового», «необычного». Страх является защитной реакцией у дошкольника в какой-либо ситуации, тревога является предвидением или предчувствием того, что должно произойти или происходит. Страхи бывают разнообразными и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, степени развития его личности как эмоциональная чувствительность, неуверенность в себе и так далее.
Более доступной диагностикой для выявления проблемы у детей дошкольного возраста, стало наблюдение педагога и родителей за психическим состоянием каждого ребенка, выражение своих чувств и эмоций посредством беседы и тестированием. Из бесед выяснилось, что у детей действительно проявляется чувство тревоги и страха от поведения и отношения родителей к ним. Одни из этих причин возникновения тревожности и страхов у детей являются: поведение родителей, появление чужих в доме людей, психологическая обстановка в семье, наказание ребёнка и неумение его прощать, запугивание детей различными рассказами или приходом какого-либо человека, просмотр телевидения без наблюдения родителей.
Доминирование матери во многих семьях негативно влияет на развитие личности мальчиков в старшем дошкольном возрасте. У мальчиков наблюдается проявление большего количества страхов и сомнений в окружающей среде. Это свидетельствует о наличии невротической, основанной на беспокойстве, привязанности к матери.
Наличие конфликтных ситуаций между родителями приводит к проявлению страхов в среде девочек: девочки более эмоционально реагируют на частые ссоры и недоразумения в семье.
Средством профилактики и коррекции страхов служит игровая деятельность: именно игра помогает снять эмоциональную тревожность, изменить взаимоотношения в детском коллективе. Цель любой игры: не менять и не переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Посредством таких отношений ребёнок может постичь самого себя и осознать свою ценность. Когда ребёнок воспринимает самого себя как достойнейшего и значимого, когда он способен осознать ценность своего влияния на окружающих, он вступает на путь обретения контроля над самим собой, он находит собственное «Я», которое растёт и развивается, и которое всю жизнь защищает его от окружающего мира. Благодаря этому ребёнок начинает принимать и ценить способ своего самовыражения, свой образ жизни, свои интересы и особенности.
Осуществляя правильное психолого-педагогическое руководство, педагоги и родители поддерживают и развивают умение детей удивляться, стремиться к решению познавательной задачи, постигать новое. Они воспитывают стойкое желание познавать и преобразовывать окружающий мир, тем самым, закладывая основу для формирования активной жизненной позиции.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что уровень проявления страхов и тревожности у мальчиков выражен выше, чем у девочек: это связано с разным социальным опытом и развитием психических феноменов в старшем дошкольном возрасте, доказана

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок: Психологическая помощь семье от 1до 7 лет: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2012. – 224с.
2. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Сфера, 2013. – 320 с.
3. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.
4Аракелов Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // Психологический журнал. – 2007. - № 2. – С. 58-69.
5. Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: дис. ... канд. психол. наук. – Новосибирск, 2010. – 197с.
6. Артюхова Т.Ю. Мотивационный механизм и личностная тревожность //Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре: Материалы 1-й региональной школы молодых ученых-психологов - Бийск, 2013.-С.37-41.
7. Артюхова Т.Ю. Самоотношение как психологический механизм коррекции состояния тревожности личности / Проблемы регуляции активности личности // Сборник научных трудов. Под. ред. В.Г. Леонтьева. -Новосибирск, 2010. - С.13-15.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Институт практической психологии, 2009. – 352 с.
9. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова. – М.: Академия , 2011. – 240 с.
10. Большой психологический словарь / сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672 с.
11. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.
12. Венгер Л. А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2009. – 335с.
13. Венгер Л. А. Развитие мышления дошкольника / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - Дошкольное воспитание – 2012. - № 7.
14. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной - М.: Педагогика, 2001.- 272с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2004.
16. ГодфруаЖ. Что такое психология. - М.: Мир, Т.1, 2012. - 420с.
17. Детская психология / Под ред. Я.Л. Копошинского, Е.А. Панько. - Минск, 2010. – 280с.
18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 237 с.
19. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. – 688с.
20. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. – Л.: Медицина, 1988. – 244 с.
21. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 2005. – 147с.
22. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - - СПб., 2000. – 240с. (Серия Психология ребёнка).
23. Киржанова Л. В. Тревожность – страх – стресс – тревожность // Психологическая служба «Православный семейный психолог» [Электронный ресурс]: URL: http://chel-pravoslavie.ru/index_3_21.html (дата обращения 28.07.2013г.)
24Клецина, И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. – 2003. - №1. – С. 64-67.
25. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2006. – 198 с.
26. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги: Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. В.М. Астапов. – СПб.: ПЕР СЭ, 2011. – С. 75-84.
27.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии, 2005. - № 5. – С.48-57.
28. Логвинова В.И. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студ. пед. институтов / В.И. Логвинова, П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 2011. – 270с.
29. Немов Р.С. Психология: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2012. – 632 с.
30.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2012. - 304 с.
31. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева / серия «Практикум психологии». –СПб.: Питер, 2003.- 560с.
32. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 304 с.
33. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – М.: МПСИ, 2009. – 298с.
34. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: 2011. – 178 с.
35. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М., 2008. – 380с.
36. Ранк О. Родовой травматизм: Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001. С.23 – 30.
37. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
38. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2011. -529с.
39. Тревога / Википедия / Статья. [Электронный ресурс]: URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E5%E2%EE%E3%E0 (дата обращения 29.07.2013г.)
40. Тревога /Статья в «Академик» [Электронный ресурс]: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/146502 (дата обращения 27.07.2013г.)
41. Тревожность: типы, причины./Портал о здоровье LIKAR INFO [Электронный ресурс]: URL: http://likar.info/psihologicheskie-problemyi/article-56987-trevozhnost-tipyi-prichinyi/ (дата обращения 27.07.2013г.)
42. Фрейд З. Введение в психоанализ/ Пер. с нем. Г.Барышниковой.- СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013.- 544с.
43. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. – М.: Апрель-Пресс, 2009. – 344 с.
44. Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ./ Предисл. К. Г. Митрофанова. – М.: Прогресс, 2012. – 192 с.
45. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Академический проект, 2009. – 208 с.
46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007, 607 с.
47. Чеканова А.А. Гендерная психология / А.А.Чеканова [Текст]. – М.: Ось-89, 2006. – С.19.
48.Черты характера от А до Я: словарь-справочник/Т. В. Милаева.-Ростов н/Д: Феникс, 2009.-305с.
49. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. - М.: Педагогическое общество России, 2008.- 255 с.
50. Швец И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2001. – 181 с.
51. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 362 с.
52. Эриксон Э. Детство и общество / Под.ред. А.Г. Лидерса, В.Г. Колесникова. - Обнинск, 2012. – 190с.

Купить эту работу

Особенности проявления тревожности у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

2 декабря 2016 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽