Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с самоактуализацией медицинских работников на примере детской клинической больницы

  • 86 страниц
  • 2015 год
  • 361 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

Chri

1500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Проблема профессионального выгорания медицинских работников является одной из областей деятельности современной медицинской и психологической науки. Прежде всего, интерес к этой проблеме вызван общей тенденцией гуманизации современной науки и практики, в частности привлечение внимания исследователей к субъекту профессиональной деятельности и к влиянию на него самого характера этой деятельности. Другой причиной, обусловившей интерес к данной проблеме, является ужесточение требований к профессионалам различных профилей, предъявляемых темпоритмическими характеристиками современного образа жизни. В частности, чрезвычайно высока важность исследования данной проблематики в приложении к медицинским работникам: «ценой ошибки» в их деятельности является человеческая жизнь. Наиболее частой формой проявления профессионального стресса у специалистов медицинский сферы является синдром эмоционального (или психического) выгорания.
В настоящее время накоплен большой научный материал в изучении компонентов выгорания, симптомов и факторов, способствующих его появлению. Вопросами изучения синдрома профессионального выгорания занимались многие зарубежные и отечественные авторы (В.А. Бодров, Н.Е. Водопьянова, С. Гинзбург, С. Джексон, К. Маслач, В.Е. Орёл, Г. Селье, Е.С. Старченкова, А. Хартман, Х.Дж. Фрейденберг и др.).
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. По Г. Селье, выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания является категория медицинских работников. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, Н.Е. Водопьянова и Н.В. Самоукина относят взаимодействие и общение с различными людьми, ежедневную психическую перегрузку, высокую ответственность, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты.
Развитие синдрома выгорания носит стадиальный характер, в процессе которого происходит изменение отношения к профессиональной деятельности до безразличного и даже отрицательного, нарушаются контакты с людьми, подавляются гуманные формы поведения.
Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложный характер синдрома выгорания, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария. Изучение синдрома выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников, особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. В имеющихся работах первоочередное внимание уделено факторам, играющим существенную роль в «профессиолнальном выгорании»: организационным, профессиональным и личностным. При этом мало работ, в которых бы рассматривались те личностные корреляты выгорания, которые обеспечивают самоактуализацию личности. Поэтому недостаточная изученность самоактуализации, рассматриваемой с позиции личностной детерминации профессионального выгорания, определила ее в качестве проблемы исследования: какое влияние оказывает уровень самоактуализации на степень выраженности профессионального выгорания мадицинскихработников.
Цель исследования: выявление возможности снижения динамики развития эмоционального выгорания у медицинских работников средствами тренинга самоактуализации личности.
Объект исследования: эмоциональное выгорание медицинских работников.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального выгорания у медицинских работников различных специализаций и самоактуализации личности.
Гипотеза исследования: степень выраженности профессионального выгорания медицинских работников определяется разным уровнем самоактуализации: чем ниже уровень самоактуализации, тем больше выражен синдром профессионального выгорания.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой решались следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:
- выявить состояние проблемы эмоционального выгорания медицинских работников через теоретический анализ научно-методической литературы;
- выявить наличие связи между эмоциональным выгоранием у медицинских работников и самоактуализацией личности;
- определить пути коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников средствами тренинга самоактуализации личности.
Теоретико-методологическая основа исследования: общетеоретические и экспериментальные подходы к изучению синдрома «выгорания» в отечественной и зарубежной психологии (Н.Е. Водопьянова, С. Джексон, К. Маслач, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Х.Дж. Фрейденберг и др.); трехфакторная модель профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексон, Н.Е. Водопьяновой; модель динамических процессов Р. Лазаруса, ядром которой являются различные типы когнитивных оценок, эмоции и процессы активного преодоления стрессора; закон Йеркса-Додсона, связывающего эффективность деятельности с уровнем неспецифической адаптации; концепция саморегуляции произвольной активности О.А. Конопкина и В.И. Моросановой; работы Л.С. Шафроновой, Т.В. Форманюк по изучению особенностей профессиональной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе БУЗ ОО «Областная детская клиническая больница» в период с 25.10.12 по 25.11.12. Выборку составили 55 медицинских работников в возрасте от 26 до 63 лет, стаж работы которых составляет от 3 до 30 лет.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования позволяют конкретизировать цель психопрофилактической и коррекционной работы с медицинскими работниками, а, следовательно, повышения продуктивности профессиональной деятельности, путём снижения выраженности степени профессионального выгорания и активации личностных ресурсов (самоактуализации) преодоления стрессоров.
На основе материалов исследования возможна разработка программы тренинга самоактуализации.


Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы синдрома эмоционального выгорания ……………………………………………………………………..
7
1.1. Социально-психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания ………………………………………..
7
1.2. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников…………………………………………….
10
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 18
Глава 2. Самоактуализация личности и ее роль в развитии и профилактике синдрома эмоционального выгорания …………………….
20
2.1. Понятие самоактуализации личности …………………………. 20
2.2. Теоретические основы разработки тренинга самоактуализации ……………………………………………………
24
Выводы по главе 2 …………………………………………………………… 36
Глава 3. Исследование взаимосвязи синдрома профессионального выгорания с самоактуализацией личности медицинских работников БУЗ ОО «Областная детская клиническая больница» ………………………..

39
3.1. Организация и методы исследования …………………………. 39
3.2. Анализ результатов исследования синдрома эмоционального выгорания медицинских работников БУЗ ОО «Областная детская клиническая больница» …………………………………..

41
3.3. Тренинг самоактуализации как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников
58
Выводы по главе 3 …………………………………………………................. 64
Заключение …………………………………………………………………… 65
Список литературы …………………………………………………………… 69
Приложения ………………………………………………………………… 74

Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложный характер синдрома выгорания, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария. Изучение синдрома выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников, особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. В имеющихся работах первоочередное внимание уделено факторам, играющим существенную роль в «профессиолнальном выгорании»: организационным, профессиональным и личностным. При этом мало работ, в которых бы рассматривались те личностные корреляты выгорания, которые обеспечивают самоактуализацию личности. Поэтому недостаточная изученность самоактуализации, рассматриваемой с позиции личностной детерминации профессионального выгорания, определила ее в качестве проблемы исследования: какое влияние оказывает уровень самоактуализации на степень выраженности профессионального выгорания мадицинскихработников.
Цель исследования: выявление возможности снижения динамики развития эмоционального выгорания у медицинских работников средствами тренинга самоактуализации личности.
Объект исследования: эмоциональное выгорание медицинских работников.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального выгорания у медицинских работников различных специализаций и самоактуализации личности.
Гипотеза исследования: степень выраженности профессионального выгорания медицинских работников определяется разным уровнем самоактуализации: чем ниже уровень самоактуализации, тем больше выражен синдром профессионального выгорания.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой решались следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:
- выявить состояние проблемы эмоционального выгорания медицинских работников через теоретический анализ научно-методической литературы;
- выявить наличие связи между эмоциональным выгоранием у медицинских работников и самоактуализацией личности;
- определить пути коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников средствами тренинга самоактуализации личности.
Теоретико-методологическая основа исследования: общетеоретические и экспериментальные подходы к изучению синдрома «выгорания» в отечественной и зарубежной психологии (Н.Е. Водопьянова, С. Джексон, К. Маслач, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Х.Дж. Фрейденберг и др.); трехфакторная модель профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексон, Н.Е. Водопьяновой; модель динамических процессов Р. Лазаруса, ядром которой являются различные типы когнитивных оценок, эмоции и процессы активного преодоления стрессора; закон Йеркса-Додсона, связывающего эффективность деятельности с уровнем неспецифической адаптации; концепция саморегуляции произвольной активности О.А. Конопкина и В.И. Моросановой; работы Л.С. Шафроновой, Т.В. Форманюк по изучению особенностей профессиональной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе БУЗ ОО «Областная детская клиническая больница» в период с 25.10.12 по 25.11.12. Выборку составили 55 медицинских работников в возрасте от 26 до 63 лет, стаж работы которых составляет от 3 до 30 лет.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования позволяют конкретизировать цель психопрофилактической и коррекционной работы с медицинскими работниками, а, следовательно, повышения продуктивности профессиональной деятельности, путём снижения выраженности степени профессионального выгорания и активации личностных ресурсов (самоактуализации) преодоления стрессоров.
На основе материалов исследования возможна разработка программы тренинга самоактуализации.

1. Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности медицинских работников: проявления и профилактика [Текст] / И.А. Акиндинова, А.А. Баканова //Педагогические вести. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2005. – 124с.
2. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу: основы теории, диагностики, терапии [Текст]: - СПб.: Речь,2004.- 254 с.
3. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине [Текст]: – М.: ЛПА «Кафедра-М»,2008. – 376 с.
4. Актуальные проблемы психологии труда и развития [Текст] // Вестник Балтийской Академии /Под ред. И.П. Волкова, М.К. Тутушкиной, Р.М. Грановской, К.М. Оганян, О.С. Советовой, Л.А. Рудкевич. - Вып. 50 – 2005. - 153 с.
5. Александровский Ю.И. Состояния психической дезадаптации и их компенсация [Текст]: - М.: Наука, 2007.- 202 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] /Б.Г. Ананьев; Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 339 с.
7. Анциферова Л.И. Условия деформации личности. //Новые исследования [Текст]: – М.: Наука, 2008. – 157с.
8. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук: 27.04.2007 / О.И. Бабич; [Дальневосточный государственный университет путей сообщения]. – Хабаровск. 2007. – 21с.
9. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 1996. - №17. - 98 с.
10. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко; СПб.: Питер, 1999.- 152с.
11. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко; М.: Наука, 1997. – 154 с.
12. . Болстад Р., Хэмблетт М. НЛП в психотерапии [Текст]: /Пер. с англ. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2003. – 240с.
13. Вигаш М. Онтогенетические и генетико-эволюционные аспекты нейроэндокринной регуляции стресса [Текст] / М. Вигаш; Новосибирск: Наука, 2000 . – 232с.
14. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова; СПб., 2005, - 336с.
15. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / М.Т. Громкова; М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
16. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека [Текст]: - Л., 2002. – 520с.
17. Гусев Е.И. Неврологические симптомы, синдромы, симптомокомплексы нервных болезней [Текст]: Руководство для врачей. – Ростов н/Д, 2008 – 388 с.
18. Дикая Л.Г., Наличаева С.А. Самоактуализация как ведущая детерминанта субъектной саморегуляции эмоционального выгорания [Текст]: – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 442с.
19. Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии [Текст]: - М.,2008. – 150с.
20. Ермошин А.Ф. Вещи в теле: психотерапевтический метод работы с ощущениями [Текст]: — М.: Независимая фирма «Класс», 2009. — 320 с.
21. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций [Текст]: Учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк; М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с. – («Gaudeamus»).
22. Кирпиченко А.А. Нервные и психические болезни [текст]: Руководство для врачей. – Мн., 2008. – 335 с.
23. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса [Текст] / Л.А Китаев-Смык; М.: Наука, 2003. - 265с.
24. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия [Текст]: Руководство для врачей. 5-е изд., исправленное. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 240с.
25. Конопкин, О.А. Стилевые особенности самоактуализации деятельности [Текст] / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова // Вопросы психологии. – 2009. - №5. –158с.
26. Кроль Л.М., Прутова Е.А. Методы современной психотерапии [Текст]: Учебное пособие. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 480 с.
27. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы теория и практика [Текст]: учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – 240 с.
28. Лебедев Б.А. Акцентуированные личности [Текст]: Руководство для врачей. – Киев, 2008. – 350 с.
29. Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов [Текст] / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова; М.; Изд-во Моск. Университета, 1993. - 123с.
30. Малышев, И.В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в экстремальных условиях профессиональной социализации [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук: 26.02.2010 / И.В. Малышев; [Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского]. – Саратов. 2009. – 29с.
31. Макаренко, О.В. Психология профессионального развития личности [Текст] Профессиональный стресс: учеб. пособие / О.В. Макаренко. – Новосибирск: НГТУ, 2007. – 72с.
32. Михайлова О.Б. Феномен профессионального выгорания в психологических исследованиях [Текст] /О.Б. Михайлова //Вестник Омского университета, №4; 2004. - 163с.
33. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения [Текст]: – Л.: Издательство Ленинградского университета, 2007. – 187с.
34. Орёл, В.Е. Синдром психического выгорания личности [Текст]: руководство / В.Е. Орел. - М.: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
35. Погодаев К.И. К биологическим основам «стресса» и «адаптационного синдрома» [Текст] // Актуальные проблемы стресса. Кишинев: Штиинца, 2006. – 229 с.
36. Психология здоровья: хрестоматия [Текст] /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000. – 463 с.
37. Психология психических состояний [Текст]. Вып.3. /Под ред. А.О. Прохорова. Казань: КазГПУ, 2001. – 255с.
38. Психические состояния: хрестоматия [Текст] /Под общ. ред. Л.В. Куликова, СПБ, изд-во «ПИТЕР», 2001. - 512 с.
39. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – 95 с.
40. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме [Текст] /Г. Селье: пер. с англ. – М.: Мед. изд., 2000. – 51 с.
41. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье: пер. с англ. - М.: Прогресс, 2002. - 165с.
42. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / М.М. Скугаревская // Медицинские новости. – 2002. – 35 с.
43. Соколова, Е.Д. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия [Текст] / Е.Д. Соколова // MateriaMedica, 2006. – 85 с.
44. Уразаева Ф.Х. Психологические особенности формирования эмоционального выгорания педагогов [Текст] / Ф.Х. Уразаева, А.А. Нурмухаметова, К.Ф. Уразаев, Л.И. Найденова // Научный журнал «Фундаментальные исследования». – 2008. – 38 с.
45. Уфаев К. Психологическое давление: стресс на работе [Текст] / К. Уфаев // Новый персонал. - 2003. – 47 с.
46. Целибеев Б.А. Психические нарушения при соматических заболеваниях [Текст]: - М.: Медицина, 2002.- 232 с.
47. Шелонцев В.А. Непараметрические методы статистики [Текст]: учеб. пос. / В.А. Шелонцев, Л.Н. Шелонцева. – Омск: ИНПО. – 2010. – 60с.
48. Щербатых Ю.В. Психология стресса [Текст]: - М.: Издательство Эксмо, 2005.- 271с.
49. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции [Текст] / Под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева, Л., 2000. - 257с.
50. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача [Текст]: Курс лекций./Б.А.Ясько.- Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 248 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Проблема профессионального выгорания медицинских работников является одной из областей деятельности современной медицинской и психологической науки. Прежде всего, интерес к этой проблеме вызван общей тенденцией гуманизации современной науки и практики, в частности привлечение внимания исследователей к субъекту профессиональной деятельности и к влиянию на него самого характера этой деятельности. Другой причиной, обусловившей интерес к данной проблеме, является ужесточение требований к профессионалам различных профилей, предъявляемых темпоритмическими характеристиками современного образа жизни. В частности, чрезвычайно высока важность исследования данной проблематики в приложении к медицинским работникам: «ценой ошибки» в их деятельности является человеческая жизнь. Наиболее частой формой проявления профессионального стресса у специалистов медицинский сферы является синдром эмоционального (или психического) выгорания.
В настоящее время накоплен большой научный материал в изучении компонентов выгорания, симптомов и факторов, способствующих его появлению. Вопросами изучения синдрома профессионального выгорания занимались многие зарубежные и отечественные авторы (В.А. Бодров, Н.Е. Водопьянова, С. Гинзбург, С. Джексон, К. Маслач, В.Е. Орёл, Г. Селье, Е.С. Старченкова, А. Хартман, Х.Дж. Фрейденберг и др.).
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. По Г. Селье, выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания является категория медицинских работников. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, Н.Е. Водопьянова и Н.В. Самоукина относят взаимодействие и общение с различными людьми, ежедневную психическую перегрузку, высокую ответственность, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты.
Развитие синдрома выгорания носит стадиальный характер, в процессе которого происходит изменение отношения к профессиональной деятельности до безразличного и даже отрицательного, нарушаются контакты с людьми, подавляются гуманные формы поведения.
Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложный характер синдрома выгорания, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария. Изучение синдрома выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников, особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. В имеющихся работах первоочередное внимание уделено факторам, играющим существенную роль в «профессиолнальном выгорании»: организационным, профессиональным и личностным. При этом мало работ, в которых бы рассматривались те личностные корреляты выгорания, которые обеспечивают самоактуализацию личности. Поэтому недостаточная изученность самоактуализации, рассматриваемой с позиции личностной детерминации профессионального выгорания, определила ее в качестве проблемы исследования: какое влияние оказывает уровень самоактуализации на степень выраженности профессионального выгорания мадицинскихработников.
Цель исследования: выявление возможности снижения динамики развития эмоционального выгорания у медицинских работников средствами тренинга самоактуализации личности.
Объект исследования: эмоциональное выгорание медицинских работников.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального выгорания у медицинских работников различных специализаций и самоактуализации личности.
Гипотеза исследования: степень выраженности профессионального выгорания медицинских работников определяется разным уровнем самоактуализации: чем ниже уровень самоактуализации, тем больше выражен синдром профессионального выгорания.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой решались следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:
- выявить состояние проблемы эмоционального выгорания медицинских работников через теоретический анализ научно-методической литературы;
- выявить наличие связи между эмоциональным выгоранием у медицинских работников и самоактуализацией личности;
- определить пути коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников средствами тренинга самоактуализации личности.
Теоретико-методологическая основа исследования: общетеоретические и экспериментальные подходы к изучению синдрома «выгорания» в отечественной и зарубежной психологии (Н.Е. Водопьянова, С. Джексон, К. Маслач, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Х.Дж. Фрейденберг и др.); трехфакторная модель профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексон, Н.Е. Водопьяновой; модель динамических процессов Р. Лазаруса, ядром которой являются различные типы когнитивных оценок, эмоции и процессы активного преодоления стрессора; закон Йеркса-Додсона, связывающего эффективность деятельности с уровнем неспецифической адаптации; концепция саморегуляции произвольной активности О.А. Конопкина и В.И. Моросановой; работы Л.С. Шафроновой, Т.В. Форманюк по изучению особенностей профессиональной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе БУЗ ОО «Областная детская клиническая больница» в период с 25.10.12 по 25.11.12. Выборку составили 55 медицинских работников в возрасте от 26 до 63 лет, стаж работы которых составляет от 3 до 30 лет.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования позволяют конкретизировать цель психопрофилактической и коррекционной работы с медицинскими работниками, а, следовательно, повышения продуктивности профессиональной деятельности, путём снижения выраженности степени профессионального выгорания и активации личностных ресурсов (самоактуализации) преодоления стрессоров.
На основе материалов исследования возможна разработка программы тренинга самоактуализации.


Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы синдрома эмоционального выгорания ……………………………………………………………………..
7
1.1. Социально-психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания ………………………………………..
7
1.2. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников…………………………………………….
10
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 18
Глава 2. Самоактуализация личности и ее роль в развитии и профилактике синдрома эмоционального выгорания …………………….
20
2.1. Понятие самоактуализации личности …………………………. 20
2.2. Теоретические основы разработки тренинга самоактуализации ……………………………………………………
24
Выводы по главе 2 …………………………………………………………… 36
Глава 3. Исследование взаимосвязи синдрома профессионального выгорания с самоактуализацией личности медицинских работников БУЗ ОО «Областная детская клиническая больница» ………………………..

39
3.1. Организация и методы исследования …………………………. 39
3.2. Анализ результатов исследования синдрома эмоционального выгорания медицинских работников БУЗ ОО «Областная детская клиническая больница» …………………………………..

41
3.3. Тренинг самоактуализации как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников
58
Выводы по главе 3 …………………………………………………................. 64
Заключение …………………………………………………………………… 65
Список литературы …………………………………………………………… 69
Приложения ………………………………………………………………… 74

Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложный характер синдрома выгорания, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария. Изучение синдрома выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников, особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. В имеющихся работах первоочередное внимание уделено факторам, играющим существенную роль в «профессиолнальном выгорании»: организационным, профессиональным и личностным. При этом мало работ, в которых бы рассматривались те личностные корреляты выгорания, которые обеспечивают самоактуализацию личности. Поэтому недостаточная изученность самоактуализации, рассматриваемой с позиции личностной детерминации профессионального выгорания, определила ее в качестве проблемы исследования: какое влияние оказывает уровень самоактуализации на степень выраженности профессионального выгорания мадицинскихработников.
Цель исследования: выявление возможности снижения динамики развития эмоционального выгорания у медицинских работников средствами тренинга самоактуализации личности.
Объект исследования: эмоциональное выгорание медицинских работников.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального выгорания у медицинских работников различных специализаций и самоактуализации личности.
Гипотеза исследования: степень выраженности профессионального выгорания медицинских работников определяется разным уровнем самоактуализации: чем ниже уровень самоактуализации, тем больше выражен синдром профессионального выгорания.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой решались следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:
- выявить состояние проблемы эмоционального выгорания медицинских работников через теоретический анализ научно-методической литературы;
- выявить наличие связи между эмоциональным выгоранием у медицинских работников и самоактуализацией личности;
- определить пути коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников средствами тренинга самоактуализации личности.
Теоретико-методологическая основа исследования: общетеоретические и экспериментальные подходы к изучению синдрома «выгорания» в отечественной и зарубежной психологии (Н.Е. Водопьянова, С. Джексон, К. Маслач, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Х.Дж. Фрейденберг и др.); трехфакторная модель профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексон, Н.Е. Водопьяновой; модель динамических процессов Р. Лазаруса, ядром которой являются различные типы когнитивных оценок, эмоции и процессы активного преодоления стрессора; закон Йеркса-Додсона, связывающего эффективность деятельности с уровнем неспецифической адаптации; концепция саморегуляции произвольной активности О.А. Конопкина и В.И. Моросановой; работы Л.С. Шафроновой, Т.В. Форманюк по изучению особенностей профессиональной деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе БУЗ ОО «Областная детская клиническая больница» в период с 25.10.12 по 25.11.12. Выборку составили 55 медицинских работников в возрасте от 26 до 63 лет, стаж работы которых составляет от 3 до 30 лет.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования позволяют конкретизировать цель психопрофилактической и коррекционной работы с медицинскими работниками, а, следовательно, повышения продуктивности профессиональной деятельности, путём снижения выраженности степени профессионального выгорания и активации личностных ресурсов (самоактуализации) преодоления стрессоров.
На основе материалов исследования возможна разработка программы тренинга самоактуализации.

1. Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности медицинских работников: проявления и профилактика [Текст] / И.А. Акиндинова, А.А. Баканова //Педагогические вести. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2005. – 124с.
2. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу: основы теории, диагностики, терапии [Текст]: - СПб.: Речь,2004.- 254 с.
3. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине [Текст]: – М.: ЛПА «Кафедра-М»,2008. – 376 с.
4. Актуальные проблемы психологии труда и развития [Текст] // Вестник Балтийской Академии /Под ред. И.П. Волкова, М.К. Тутушкиной, Р.М. Грановской, К.М. Оганян, О.С. Советовой, Л.А. Рудкевич. - Вып. 50 – 2005. - 153 с.
5. Александровский Ю.И. Состояния психической дезадаптации и их компенсация [Текст]: - М.: Наука, 2007.- 202 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] /Б.Г. Ананьев; Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 339 с.
7. Анциферова Л.И. Условия деформации личности. //Новые исследования [Текст]: – М.: Наука, 2008. – 157с.
8. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук: 27.04.2007 / О.И. Бабич; [Дальневосточный государственный университет путей сообщения]. – Хабаровск. 2007. – 21с.
9. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 1996. - №17. - 98 с.
10. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко; СПб.: Питер, 1999.- 152с.
11. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко; М.: Наука, 1997. – 154 с.
12. . Болстад Р., Хэмблетт М. НЛП в психотерапии [Текст]: /Пер. с англ. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2003. – 240с.
13. Вигаш М. Онтогенетические и генетико-эволюционные аспекты нейроэндокринной регуляции стресса [Текст] / М. Вигаш; Новосибирск: Наука, 2000 . – 232с.
14. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова; СПб., 2005, - 336с.
15. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / М.Т. Громкова; М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
16. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека [Текст]: - Л., 2002. – 520с.
17. Гусев Е.И. Неврологические симптомы, синдромы, симптомокомплексы нервных болезней [Текст]: Руководство для врачей. – Ростов н/Д, 2008 – 388 с.
18. Дикая Л.Г., Наличаева С.А. Самоактуализация как ведущая детерминанта субъектной саморегуляции эмоционального выгорания [Текст]: – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 442с.
19. Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии [Текст]: - М.,2008. – 150с.
20. Ермошин А.Ф. Вещи в теле: психотерапевтический метод работы с ощущениями [Текст]: — М.: Независимая фирма «Класс», 2009. — 320 с.
21. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций [Текст]: Учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк; М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с. – («Gaudeamus»).
22. Кирпиченко А.А. Нервные и психические болезни [текст]: Руководство для врачей. – Мн., 2008. – 335 с.
23. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса [Текст] / Л.А Китаев-Смык; М.: Наука, 2003. - 265с.
24. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия [Текст]: Руководство для врачей. 5-е изд., исправленное. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 240с.
25. Конопкин, О.А. Стилевые особенности самоактуализации деятельности [Текст] / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова // Вопросы психологии. – 2009. - №5. –158с.
26. Кроль Л.М., Прутова Е.А. Методы современной психотерапии [Текст]: Учебное пособие. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 480 с.
27. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы теория и практика [Текст]: учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – 240 с.
28. Лебедев Б.А. Акцентуированные личности [Текст]: Руководство для врачей. – Киев, 2008. – 350 с.
29. Леонова А.Б. Психопрофилактика стрессов [Текст] / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова; М.; Изд-во Моск. Университета, 1993. - 123с.
30. Малышев, И.В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в экстремальных условиях профессиональной социализации [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук: 26.02.2010 / И.В. Малышев; [Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского]. – Саратов. 2009. – 29с.
31. Макаренко, О.В. Психология профессионального развития личности [Текст] Профессиональный стресс: учеб. пособие / О.В. Макаренко. – Новосибирск: НГТУ, 2007. – 72с.
32. Михайлова О.Б. Феномен профессионального выгорания в психологических исследованиях [Текст] /О.Б. Михайлова //Вестник Омского университета, №4; 2004. - 163с.
33. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения [Текст]: – Л.: Издательство Ленинградского университета, 2007. – 187с.
34. Орёл, В.Е. Синдром психического выгорания личности [Текст]: руководство / В.Е. Орел. - М.: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
35. Погодаев К.И. К биологическим основам «стресса» и «адаптационного синдрома» [Текст] // Актуальные проблемы стресса. Кишинев: Штиинца, 2006. – 229 с.
36. Психология здоровья: хрестоматия [Текст] /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000. – 463 с.
37. Психология психических состояний [Текст]. Вып.3. /Под ред. А.О. Прохорова. Казань: КазГПУ, 2001. – 255с.
38. Психические состояния: хрестоматия [Текст] /Под общ. ред. Л.В. Куликова, СПБ, изд-во «ПИТЕР», 2001. - 512 с.
39. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – 95 с.
40. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме [Текст] /Г. Селье: пер. с англ. – М.: Мед. изд., 2000. – 51 с.
41. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье: пер. с англ. - М.: Прогресс, 2002. - 165с.
42. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / М.М. Скугаревская // Медицинские новости. – 2002. – 35 с.
43. Соколова, Е.Д. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия [Текст] / Е.Д. Соколова // MateriaMedica, 2006. – 85 с.
44. Уразаева Ф.Х. Психологические особенности формирования эмоционального выгорания педагогов [Текст] / Ф.Х. Уразаева, А.А. Нурмухаметова, К.Ф. Уразаев, Л.И. Найденова // Научный журнал «Фундаментальные исследования». – 2008. – 38 с.
45. Уфаев К. Психологическое давление: стресс на работе [Текст] / К. Уфаев // Новый персонал. - 2003. – 47 с.
46. Целибеев Б.А. Психические нарушения при соматических заболеваниях [Текст]: - М.: Медицина, 2002.- 232 с.
47. Шелонцев В.А. Непараметрические методы статистики [Текст]: учеб. пос. / В.А. Шелонцев, Л.Н. Шелонцева. – Омск: ИНПО. – 2010. – 60с.
48. Щербатых Ю.В. Психология стресса [Текст]: - М.: Издательство Эксмо, 2005.- 271с.
49. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции [Текст] / Под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева, Л., 2000. - 257с.
50. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача [Текст]: Курс лекций./Б.А.Ясько.- Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 248 с.

Купить эту работу

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с самоактуализацией медицинских работников на примере детской клинической больницы

1500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

28 ноября 2015 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Chri
4.1
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе Chri 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе Chri 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе Chri 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе Chri 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽