Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности поведения агрессивных подростков.

  • 75 страниц
  • 2014 год
  • 328 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность. Кризисные процессы последних десятилетий в России, напряжённая, неустойчивая социальная, экономическая, идеологическая обстановка отрицательно влияют на разнообразные социальные группы и общности и обуславливают рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей: прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость, цинизм, жестокость, агрессивность. Важно отметить, что современная молодёжь – это зеркало перемен, происходящих в обществе и микросоциальной среде. Неудивительно, что в настоящее время отмечается рост девиантного поведения детей и молодёжи. Наибольшее внимание и тревогу вызывает бурный рост различных форм агрессивного поведения (драки, хулиганство, грабежи, разбои, убийства и др.). Особую тревогу вызывает увеличение количества агрессивных и враждебных тенденций среди подростков.
Рассматривая проявления подростковой агрессивности, следует отметить ту пагубную роль, которую она играет в становлении личности, превращая её либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Собственные агрессивные проявления и постоянное ожидание того же от окружающих ограничивают активность и усиливают тревожность ребёнка, затрудняют его общение со сверстниками, формируют заниженную самооценку и аффективное поведение. В связи с этим изучение механизмов проявления различных форм агрессивного поведения, его индивидуально-личностных и групповых особенностей в подростковом возрасте является актуальной и насущной проблемой современной психологической науки.
Степень научной разработанности проблемы. Изучению феномена агрессии посвящено значительное число отечественных и зарубежных исследований, разрабатываемых в рамках разных школ и направлений. Так предметом исследования становились:
- различия в понимании агрессии (А. Бандура, Д. Зильманн, X. Хекхаузен, Г. Паренс, И.Б. Бойко, C.Л. Соловьева, С. Розенцвейг, Л.M. Семенюк, В.И. Секун, Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан, А.К. Осницкий, С.Н. Ениколопов, В. Холличер, К. Томпсон и др.);
- причины формирования агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков (А. Бандура, Р. Уолтере, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Т.Н. Дмитриева, Н.Д. Левитов, А.К. Осницкий, А.Р. Ратинов, О.Д. Ситковская, Т.Г. Румянцева, Е.В. Гребенкин, А.А. Ушанова, Й. Загрефова и др.);
- формы агрессивного поведения (Е.В. Куприянчук, Л.M. Семенюк, Д.Д. Исаев, И.И. Журавлев, В.В. Озерецкий, Ю.Б. Можгинский, Э. Фромм, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Вельдер и др.);
- разнообразные способы его профилактики и коррекции (М. Мак-Кей, Л.M. Семенюк, В.М. Арзуманян, Е.В. Алкина, C.Л. Соловьева, Л.Ю. Иванова, Е.В. Гребенкин, Ю.В. Егошин, В.Г. Петров, Н.А. Саблина и др.).
Объектом нашего исследования являются агрессивные подростки, предметом – особенности поведения агрессивных подростков. Цель исследования – выявление особенностей поведения агрессивных подростков.
В соответствии с обозначенными объектом, предметом и целью в работе решается ряд задач:
- проанализировать понятие и сущность агрессивности;
- представить основные психологические характеристики подросткового возраста;
- раскрыть особенности проявления агрессивного поведения у подростков;
- выявить особенности поведения агрессивных подростков.
Методы исследования: анализ и синтез психологической и педагогической литературы, метод тестирования, наблюдения, беседы с подростками, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Для исследования особенностей поведения агрессивных подростков нами были выбраны следующие методики: 1) Опросник Басса-Дарки; 2) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); 3) Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл).
Эмпирическая база исследования: … Выборку составили 30 подростков, 15 из которых характеризуются агрессивным поведением.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели и задач исследования, разработку научного замысла изучения особенностей поведения агрессивных подростков;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей основы изучения поведения агрессивных подростков;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены результаты изучения поведения агрессивных подростков, проведён анализ значимых взаимосвязей поведения и личностных особенностей агрессивных подростков.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 71 позицию. Общий объём работы – 78 страниц.


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения поведения агрессивных
подростков 6
1.1. Понятие и сущность агрессии и агрессивности 6
1.2. Основные психологические характеристики подросткового возраста 19
1.3. Особенности проявления агрессивности и становления «Образа Я»
в подростковом возрасте 24
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей поведения
агрессивных подростков 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования 44
Выводы по второй главе 63
Заключение 66
Список литературы 70
Приложения



В истории исследования проблемы агрессии можно отметить ряд ключевых точек роста (психоаналитические, когнитивные, бихевиористские, социально-психологические теории агрессии, этологический подход и др.), которые инициировали необходимость и возможные интерпретации данного понятия и составили концептуально-методологическую и основу всех последующих теорий агрессии. В целом можно отметить, что агрессия как сложное, многомерное явление, детерминированное системой внешних и внутренних факторов, представляет собой особую форму психической активности, направленную на преодоление депривирующей ситуации или на достижение субъективно значимых целей посредством социально усвоенных форм поведения и намеренно обращенных как непосредственно на объекты фрустрации, так и на объекты их замещающие. Результаты действия такого поведения объект агрессии воспринимает как нарушения его физической или психической целостности.
Подростковый возраст – это определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Все исследователи сходятся на том, что весь подростковый период – сложное время как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Он является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции личности. Переживания в этот период становятся глубже, проявляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается более постоянным и устойчивым. Основной сложностью подросткового возраста является быстрый темп физиологических и психологических изменений. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии – активизацией вегетативной нервной системы.
Подростковый период принято считать «трудным» и «критическим» в силу того, что: 1) происходят в сравнительно короткий срок многочисленные качественные изменения прежних особенностей, интересов и отношений, что сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер; 2) происходящие изменения нередко сопровождаются появлением у подростка значительных субъективных трудностей разного порядка; 3) подросток не поддается воздействию взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста. И несомненной проблемой выступает такое качество личности, как агрессивность. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности агрессивность способна влиять на становление «Образа Я» в подростковом возрасте и предопределять общую тенденцию поведения.
Проведённое нами исследование базировалось на следующих 3 методиках: 1) Опросник Басса-Дарки; 2) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); 3) Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл). Целью экспериментальной части исследования стало изучение уровня агрессивности подростков. В соответствии с указанной целью в работе были решены следующие задачи: 1) проведено исследование при помощи вышеописанных методик; 2) путём статистического анализа проанализированы полученные данные; 3) сделаны выводы об особенностях поведения агрессивных подростков.
Проанализировав результаты исследований особенностей поведения агрессивных и неагрессивных подростков, мы провели анализ значимых взаимосвязей между полученными показателями. Отмеченные корреляции значимы на уровне р <0,05000. Так, выявлено, например, что для агрессивных подростков параметр физической агрессии находится в отношениях прямой корреляции с параметрами преодоления норм и правил (0,74), склонности к агрессии и насилию (0,73) и в отношениях обратной корреляции с параметром волевого контроля эмоциональных реакций ( 0,64). Для неагрессивных подростков корреляций не выявлено. Для агрессивных подростков параметр косвенной агрессии находится в отношениях прямой корреляции с параметрами вербальной агрессии (0,74), склонности к аддиктивному поведению (0,64), склонности к агрессии и насилию (0,56), склонности к делинквентному поведению (0,56), для неагрессивных подростков – в отношениях прямой корреляции с параметрами склонности к преодолению норм и правил (0,52), склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (0,90), склонности к делинквентному поведению (0,73).
С целью определения значимых различий в поведении агрессивных и неагрессивных подростков мы использовали t-критерий Стьюдента. Исследование показало, что наиболее выраженные различия (при p ≤ 0,05) между агрессивными и неагрессивными подростками представлены по параметрам: «Физическая агрессия» (t = 5,70805), «Косвенная агрессия» (t = 7,10915), «Негативизм» (t = 4,43706), «Подозрительность» (t = 4,99454), «Вербальная агрессия» (t =5,37587), «Склонность к аддиктивному поведению» (t = 6,54159), «Склонность к агрессии и насилию» (t = 4,63779), «Склонность к делинквентному поведению» (t = 5,3033). Несколько менее выражены различия, представленные параметрами: «Раздражение» (t = 3,25384), «Обида» (t = 2,24359), «Чувство вины» (t = 2,04939), «Склонность к преодолению норм и правил» (t = 2,25630), «Волевой контроль эмоциональных реакций» (t = 3,30719).
Подростки, характеризующиеся агрессивным поведением, в большей степени склонны к проявлению агрессии различного рода (физической, вербальной косвенной), однако это не означает, что у тех, кто агрессию не проявляет (и, следовательно, не считается агрессивным), нет для этого причин. Как показывает проведённое исследование, подростки второй группы также периодически испытывают раздражение, обиду, желание нарушить общепринятые нормы и правила, однако в состоянии подавить эти эмоции либо погасить их, переключиться на что-то другое. Таким образом, разница между агрессивными и неагрессивными подростками заключается не столько в отсутствии у вторых негативной реакции на какие-то факты или явления, сколько во внешнем проявлении этой реакции.

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова. – М., 1999.
2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / А. Адлер. – М., 2002.
3. Александрова А.В. Нравственность, агрессия, справедливость / А.В. Александрова // Вопросы психологии. – 1992. - №1-2.
4. Алексеев А.В. Познай себя, или Ключ к резервам психики / А.В. Алексеев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320 с.
5. Антонян Ю.М. Криминальная птопсихология / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. – М.: Наука, 1991. – 248 с.
6. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М., 1999.
7. Басс А.Г. Психология агрессии / А.Г. Басс // Вопросы психологии. – 1976. - №3.
8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб: Прайм-Еврознак, 2001. – 512 с.
9. Бижу С. Некоторые методологические достижения функционального анализа процесса развития ребёнка / С. Бижу, Д. Баер // Изучение развития и поведения детей. – М.: Просвещение, 1966. – С. 199 – 240.
10. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
11. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М., 1988. – 303 с.
12. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.
13. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2003. – 624 с.
14. Выготский Л.С. Психология подростка / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 тт. – Т. 4. – М., 1984. – С. 5 – 242.
15. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991.
16. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб, 2002.
17. Зейгарник Б.В. Психология личности: Норма и патология / Б.В. Зейгарник. – М.; Воронеж, 1998. – 347 с.
18. Змановская Е.В. Современный психоанализ. Теория и практика / Е.В. Змановская. – СПб: Питер, 2011. – 288 с.
19. Карцева Т.Б. Изменения образа Я в ситуациях жизненных перемен: Дис. канд. психол. наук. – М., 1989.
20. Клайн В. Как подготовить ребёнка к жизни / В. Клайн. – М.: Прогресс, 1991.
21. Колесов Д.В. Биология и психология пола / Д.В. Колесов. – М.: МПСИ, 2000.
22. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. – СПб: Питер, 2004. – 224 с.
23. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
24. Конструктивная психология конфликта. – СПб: Питер, 2003. – 250 с.
25. Кохут Х. Восстановление самости / Х. Кохут. – М.: Когито-Центр, 2002. – 316 с.
26. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
27. Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Дис. канд. психол. наук. – М., 1984. – 141 с.
28. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964. – 344 с.
29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
30. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Б. Ливехуд. – Калуга, 1994.
31. Личко А.Е. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков / А.Е. Личко, Ю.В. Попов. – М., 1998. – 234 с.
32. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин. – М., 2003.
33. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. – М., 1994.
34. Малкина-Пых И.Г Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2004. – 896 с.
35. Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото. – М.: Прайм-Еврознак, 2006. – 416 с.
36. Михайлова О.Ю. Психологические механизмы криминальной сексуальной агрессии: Дис. д-ра психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2001.
37. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. – СПб, 2003.
38. Мудрик А.В. Современный старшеклассник / А.В. Мудрик // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С. 266 – 275.
39. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2003.
40. Налчаджян А.А. Агрессивность человека / А.А. Налчаджян. – СПб: Питер, 2007.
41. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1994. - №3. – С. 61- 68.
42. Першанина Е.Н. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков / Е.Н. Першанина // Советская педагогика. – 1984. - №5.
43. Петренко Р.А. Биологические и социокультурные факторы агрессии / Р.А. Петренко, И.П. Гетманов, В.Н. Кимстач. – Новочеркасск, 2008.
44. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000.
45. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Ч. Райкрофт. – М., 1995.
46. Распономарева О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты / О.В. Распономарева. – М., 2001.
47. Ратинов А.Р. Жестокость как правовая и нравственно-психологическая проблема / А.Р. Ратинов, О.Ю. Михайлова // Вопросы борьбы с преступностью. – М., 1985. – Вып. 42. – С. 8 – 17.
48. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. - №5. – С. 3 – 18.
49. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте / В.Ф. Сафин // Вопросы психологии. – 1982. - №1. – С. 69 – 75.
50. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: МПСИ; Флинта, 1998. – 96 с.
51. Степанов В.Г. Психология трудного школьника / В.Г. Степанов. – М.: Просвещение, 1998. – 360 с.
52. Трифонов Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь / Е.В. Трифонов. – СПб, 1996. – 320 с.
53. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М., 1995.
54. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990.
55. Фрейджер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. – М., 2002.
56. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М., 1994.
57. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск, 1996. – 192 с.
58. Хухлаева О.В. Психология развития: Молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2002.
59. Чеснокова И.И. Самосознание личности / И.И. Чеснокова // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. – С. 209 – 225.
60. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989.
61. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Обнинск, 1993.
62. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романовой. – М.: ЧеРо, 2000.
63. Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения / С.Г. Якобсон // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анциферовой. – М., 1981.
64. Bender L. The relationship between childhood schizophrenia and adult schizophrenia / K. Bender, G. Faretra // Genetic factors in Schizophrenia. – Sprinfaield, 1972. – P. 30 – 36.
65. Buie D.H. Aggression in the psychoanalytic situation / D.H. Buie, W.W. Meissner, A.-M. Rizzuto, J.I. Sashin. – Rev. Psychoana, 1983. – P. 159 – 170.
66. Dollard J. Frustration and aggression / J. Dollard, N. Miller, R. Sears. – New Haven, 1964.
67. Feshbach S. Dynamics Morality of Violence and Aggression: Some Psychological Considerations / S. Feshbach // American Psychologist. – 1971. – N26. – P. 281 – 292.
68. Kornadt H.J. Aggressionsmptiv und Aggressionhemmug / H.J. Kornadt. – Bern, 1982.
69. Kosewski M. Biologiczne podloze zachowamia agreywnedo / M. Kosewski // Agressywhi przestepcy. – Warszawa: Wiadza Powazttchna, 1977. – S. 1 – 156.
70. Wilson E.O. On Human Nature / E.O. Wilson. – Hardcover Price, 1978.
71. Zillmann D. Hostility and aggression / D. Zillmann. – Hillsdale: Erlbaum, 1979.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность. Кризисные процессы последних десятилетий в России, напряжённая, неустойчивая социальная, экономическая, идеологическая обстановка отрицательно влияют на разнообразные социальные группы и общности и обуславливают рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей: прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, духовная опустошённость, цинизм, жестокость, агрессивность. Важно отметить, что современная молодёжь – это зеркало перемен, происходящих в обществе и микросоциальной среде. Неудивительно, что в настоящее время отмечается рост девиантного поведения детей и молодёжи. Наибольшее внимание и тревогу вызывает бурный рост различных форм агрессивного поведения (драки, хулиганство, грабежи, разбои, убийства и др.). Особую тревогу вызывает увеличение количества агрессивных и враждебных тенденций среди подростков.
Рассматривая проявления подростковой агрессивности, следует отметить ту пагубную роль, которую она играет в становлении личности, превращая её либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Собственные агрессивные проявления и постоянное ожидание того же от окружающих ограничивают активность и усиливают тревожность ребёнка, затрудняют его общение со сверстниками, формируют заниженную самооценку и аффективное поведение. В связи с этим изучение механизмов проявления различных форм агрессивного поведения, его индивидуально-личностных и групповых особенностей в подростковом возрасте является актуальной и насущной проблемой современной психологической науки.
Степень научной разработанности проблемы. Изучению феномена агрессии посвящено значительное число отечественных и зарубежных исследований, разрабатываемых в рамках разных школ и направлений. Так предметом исследования становились:
- различия в понимании агрессии (А. Бандура, Д. Зильманн, X. Хекхаузен, Г. Паренс, И.Б. Бойко, C.Л. Соловьева, С. Розенцвейг, Л.M. Семенюк, В.И. Секун, Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан, А.К. Осницкий, С.Н. Ениколопов, В. Холличер, К. Томпсон и др.);
- причины формирования агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков (А. Бандура, Р. Уолтере, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Т.Н. Дмитриева, Н.Д. Левитов, А.К. Осницкий, А.Р. Ратинов, О.Д. Ситковская, Т.Г. Румянцева, Е.В. Гребенкин, А.А. Ушанова, Й. Загрефова и др.);
- формы агрессивного поведения (Е.В. Куприянчук, Л.M. Семенюк, Д.Д. Исаев, И.И. Журавлев, В.В. Озерецкий, Ю.Б. Можгинский, Э. Фромм, А. Басс, Л. Берковиц, Р. Вельдер и др.);
- разнообразные способы его профилактики и коррекции (М. Мак-Кей, Л.M. Семенюк, В.М. Арзуманян, Е.В. Алкина, C.Л. Соловьева, Л.Ю. Иванова, Е.В. Гребенкин, Ю.В. Егошин, В.Г. Петров, Н.А. Саблина и др.).
Объектом нашего исследования являются агрессивные подростки, предметом – особенности поведения агрессивных подростков. Цель исследования – выявление особенностей поведения агрессивных подростков.
В соответствии с обозначенными объектом, предметом и целью в работе решается ряд задач:
- проанализировать понятие и сущность агрессивности;
- представить основные психологические характеристики подросткового возраста;
- раскрыть особенности проявления агрессивного поведения у подростков;
- выявить особенности поведения агрессивных подростков.
Методы исследования: анализ и синтез психологической и педагогической литературы, метод тестирования, наблюдения, беседы с подростками, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Для исследования особенностей поведения агрессивных подростков нами были выбраны следующие методики: 1) Опросник Басса-Дарки; 2) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); 3) Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл).
Эмпирическая база исследования: … Выборку составили 30 подростков, 15 из которых характеризуются агрессивным поведением.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели и задач исследования, разработку научного замысла изучения особенностей поведения агрессивных подростков;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей основы изучения поведения агрессивных подростков;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены результаты изучения поведения агрессивных подростков, проведён анализ значимых взаимосвязей поведения и личностных особенностей агрессивных подростков.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 71 позицию. Общий объём работы – 78 страниц.


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения поведения агрессивных
подростков 6
1.1. Понятие и сущность агрессии и агрессивности 6
1.2. Основные психологические характеристики подросткового возраста 19
1.3. Особенности проявления агрессивности и становления «Образа Я»
в подростковом возрасте 24
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей поведения
агрессивных подростков 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования 44
Выводы по второй главе 63
Заключение 66
Список литературы 70
Приложения



В истории исследования проблемы агрессии можно отметить ряд ключевых точек роста (психоаналитические, когнитивные, бихевиористские, социально-психологические теории агрессии, этологический подход и др.), которые инициировали необходимость и возможные интерпретации данного понятия и составили концептуально-методологическую и основу всех последующих теорий агрессии. В целом можно отметить, что агрессия как сложное, многомерное явление, детерминированное системой внешних и внутренних факторов, представляет собой особую форму психической активности, направленную на преодоление депривирующей ситуации или на достижение субъективно значимых целей посредством социально усвоенных форм поведения и намеренно обращенных как непосредственно на объекты фрустрации, так и на объекты их замещающие. Результаты действия такого поведения объект агрессии воспринимает как нарушения его физической или психической целостности.
Подростковый возраст – это определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Все исследователи сходятся на том, что весь подростковый период – сложное время как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Он является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции личности. Переживания в этот период становятся глубже, проявляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается более постоянным и устойчивым. Основной сложностью подросткового возраста является быстрый темп физиологических и психологических изменений. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии – активизацией вегетативной нервной системы.
Подростковый период принято считать «трудным» и «критическим» в силу того, что: 1) происходят в сравнительно короткий срок многочисленные качественные изменения прежних особенностей, интересов и отношений, что сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер; 2) происходящие изменения нередко сопровождаются появлением у подростка значительных субъективных трудностей разного порядка; 3) подросток не поддается воздействию взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста. И несомненной проблемой выступает такое качество личности, как агрессивность. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности агрессивность способна влиять на становление «Образа Я» в подростковом возрасте и предопределять общую тенденцию поведения.
Проведённое нами исследование базировалось на следующих 3 методиках: 1) Опросник Басса-Дарки; 2) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); 3) Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл). Целью экспериментальной части исследования стало изучение уровня агрессивности подростков. В соответствии с указанной целью в работе были решены следующие задачи: 1) проведено исследование при помощи вышеописанных методик; 2) путём статистического анализа проанализированы полученные данные; 3) сделаны выводы об особенностях поведения агрессивных подростков.
Проанализировав результаты исследований особенностей поведения агрессивных и неагрессивных подростков, мы провели анализ значимых взаимосвязей между полученными показателями. Отмеченные корреляции значимы на уровне р <0,05000. Так, выявлено, например, что для агрессивных подростков параметр физической агрессии находится в отношениях прямой корреляции с параметрами преодоления норм и правил (0,74), склонности к агрессии и насилию (0,73) и в отношениях обратной корреляции с параметром волевого контроля эмоциональных реакций ( 0,64). Для неагрессивных подростков корреляций не выявлено. Для агрессивных подростков параметр косвенной агрессии находится в отношениях прямой корреляции с параметрами вербальной агрессии (0,74), склонности к аддиктивному поведению (0,64), склонности к агрессии и насилию (0,56), склонности к делинквентному поведению (0,56), для неагрессивных подростков – в отношениях прямой корреляции с параметрами склонности к преодолению норм и правил (0,52), склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (0,90), склонности к делинквентному поведению (0,73).
С целью определения значимых различий в поведении агрессивных и неагрессивных подростков мы использовали t-критерий Стьюдента. Исследование показало, что наиболее выраженные различия (при p ≤ 0,05) между агрессивными и неагрессивными подростками представлены по параметрам: «Физическая агрессия» (t = 5,70805), «Косвенная агрессия» (t = 7,10915), «Негативизм» (t = 4,43706), «Подозрительность» (t = 4,99454), «Вербальная агрессия» (t =5,37587), «Склонность к аддиктивному поведению» (t = 6,54159), «Склонность к агрессии и насилию» (t = 4,63779), «Склонность к делинквентному поведению» (t = 5,3033). Несколько менее выражены различия, представленные параметрами: «Раздражение» (t = 3,25384), «Обида» (t = 2,24359), «Чувство вины» (t = 2,04939), «Склонность к преодолению норм и правил» (t = 2,25630), «Волевой контроль эмоциональных реакций» (t = 3,30719).
Подростки, характеризующиеся агрессивным поведением, в большей степени склонны к проявлению агрессии различного рода (физической, вербальной косвенной), однако это не означает, что у тех, кто агрессию не проявляет (и, следовательно, не считается агрессивным), нет для этого причин. Как показывает проведённое исследование, подростки второй группы также периодически испытывают раздражение, обиду, желание нарушить общепринятые нормы и правила, однако в состоянии подавить эти эмоции либо погасить их, переключиться на что-то другое. Таким образом, разница между агрессивными и неагрессивными подростками заключается не столько в отсутствии у вторых негативной реакции на какие-то факты или явления, сколько во внешнем проявлении этой реакции.

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова. – М., 1999.
2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / А. Адлер. – М., 2002.
3. Александрова А.В. Нравственность, агрессия, справедливость / А.В. Александрова // Вопросы психологии. – 1992. - №1-2.
4. Алексеев А.В. Познай себя, или Ключ к резервам психики / А.В. Алексеев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320 с.
5. Антонян Ю.М. Криминальная птопсихология / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. – М.: Наука, 1991. – 248 с.
6. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М., 1999.
7. Басс А.Г. Психология агрессии / А.Г. Басс // Вопросы психологии. – 1976. - №3.
8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб: Прайм-Еврознак, 2001. – 512 с.
9. Бижу С. Некоторые методологические достижения функционального анализа процесса развития ребёнка / С. Бижу, Д. Баер // Изучение развития и поведения детей. – М.: Просвещение, 1966. – С. 199 – 240.
10. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
11. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М., 1988. – 303 с.
12. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.
13. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2003. – 624 с.
14. Выготский Л.С. Психология подростка / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 тт. – Т. 4. – М., 1984. – С. 5 – 242.
15. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991.
16. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб, 2002.
17. Зейгарник Б.В. Психология личности: Норма и патология / Б.В. Зейгарник. – М.; Воронеж, 1998. – 347 с.
18. Змановская Е.В. Современный психоанализ. Теория и практика / Е.В. Змановская. – СПб: Питер, 2011. – 288 с.
19. Карцева Т.Б. Изменения образа Я в ситуациях жизненных перемен: Дис. канд. психол. наук. – М., 1989.
20. Клайн В. Как подготовить ребёнка к жизни / В. Клайн. – М.: Прогресс, 1991.
21. Колесов Д.В. Биология и психология пола / Д.В. Колесов. – М.: МПСИ, 2000.
22. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. – СПб: Питер, 2004. – 224 с.
23. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
24. Конструктивная психология конфликта. – СПб: Питер, 2003. – 250 с.
25. Кохут Х. Восстановление самости / Х. Кохут. – М.: Когито-Центр, 2002. – 316 с.
26. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
27. Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Дис. канд. психол. наук. – М., 1984. – 141 с.
28. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964. – 344 с.
29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
30. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Б. Ливехуд. – Калуга, 1994.
31. Личко А.Е. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков / А.Е. Личко, Ю.В. Попов. – М., 1998. – 234 с.
32. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин. – М., 2003.
33. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. – М., 1994.
34. Малкина-Пых И.Г Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2004. – 896 с.
35. Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото. – М.: Прайм-Еврознак, 2006. – 416 с.
36. Михайлова О.Ю. Психологические механизмы криминальной сексуальной агрессии: Дис. д-ра психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2001.
37. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. – СПб, 2003.
38. Мудрик А.В. Современный старшеклассник / А.В. Мудрик // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С. 266 – 275.
39. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2003.
40. Налчаджян А.А. Агрессивность человека / А.А. Налчаджян. – СПб: Питер, 2007.
41. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1994. - №3. – С. 61- 68.
42. Першанина Е.Н. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков / Е.Н. Першанина // Советская педагогика. – 1984. - №5.
43. Петренко Р.А. Биологические и социокультурные факторы агрессии / Р.А. Петренко, И.П. Гетманов, В.Н. Кимстач. – Новочеркасск, 2008.
44. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000.
45. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Ч. Райкрофт. – М., 1995.
46. Распономарева О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты / О.В. Распономарева. – М., 2001.
47. Ратинов А.Р. Жестокость как правовая и нравственно-психологическая проблема / А.Р. Ратинов, О.Ю. Михайлова // Вопросы борьбы с преступностью. – М., 1985. – Вып. 42. – С. 8 – 17.
48. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. - №5. – С. 3 – 18.
49. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте / В.Ф. Сафин // Вопросы психологии. – 1982. - №1. – С. 69 – 75.
50. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: МПСИ; Флинта, 1998. – 96 с.
51. Степанов В.Г. Психология трудного школьника / В.Г. Степанов. – М.: Просвещение, 1998. – 360 с.
52. Трифонов Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь / Е.В. Трифонов. – СПб, 1996. – 320 с.
53. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М., 1995.
54. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990.
55. Фрейджер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. – М., 2002.
56. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М., 1994.
57. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск, 1996. – 192 с.
58. Хухлаева О.В. Психология развития: Молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2002.
59. Чеснокова И.И. Самосознание личности / И.И. Чеснокова // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. – С. 209 – 225.
60. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989.
61. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Обнинск, 1993.
62. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романовой. – М.: ЧеРо, 2000.
63. Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения / С.Г. Якобсон // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анциферовой. – М., 1981.
64. Bender L. The relationship between childhood schizophrenia and adult schizophrenia / K. Bender, G. Faretra // Genetic factors in Schizophrenia. – Sprinfaield, 1972. – P. 30 – 36.
65. Buie D.H. Aggression in the psychoanalytic situation / D.H. Buie, W.W. Meissner, A.-M. Rizzuto, J.I. Sashin. – Rev. Psychoana, 1983. – P. 159 – 170.
66. Dollard J. Frustration and aggression / J. Dollard, N. Miller, R. Sears. – New Haven, 1964.
67. Feshbach S. Dynamics Morality of Violence and Aggression: Some Psychological Considerations / S. Feshbach // American Psychologist. – 1971. – N26. – P. 281 – 292.
68. Kornadt H.J. Aggressionsmptiv und Aggressionhemmug / H.J. Kornadt. – Bern, 1982.
69. Kosewski M. Biologiczne podloze zachowamia agreywnedo / M. Kosewski // Agressywhi przestepcy. – Warszawa: Wiadza Powazttchna, 1977. – S. 1 – 156.
70. Wilson E.O. On Human Nature / E.O. Wilson. – Hardcover Price, 1978.
71. Zillmann D. Hostility and aggression / D. Zillmann. – Hillsdale: Erlbaum, 1979.


Купить эту работу

Особенности поведения агрессивных подростков.

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

22 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽