Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников (на примере медперсонала поликлиники № 97)

  • 74 страниц
  • 2013 год
  • 498 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях рыночной экономики и постоянно увеличивающихся темпов научно-технического прогресса, происходит увеличение требований к профессиональным навыкам специалистов во всех сферах производственной деятельности . Эмоциональное выгорание личности в этом плане является причиной понижения производственных способностей работников. П рофессия медицинского работника, как одна из самых содержательно сложных профессий, относящихся к категории «человек-человек», является сильно эмоциогенной , зачастую требующей от работника нахождения в состоянии длительного психоэмоционального напряжения, эмоционального переживания, что, в свою очередь, может являться детерминантой эмоционального выгорания субъекта профессиональной деятельности. Сама проблематика эмоционального выгорания с точки зрения научного ее рассмотрения не является новой, однако, с увеличением интенсивности повседневной производственной деятельности медицинских работников, в последние годы становится наиболее актуальной. Фундаментальными вопросами изучения психологического содержания проблемы эмоционального выгорания занимались Н.В. Гришина, Э.Ф. Зеер , В.Е. Орел, А.А. Рукавишников, Т.В. Форманюк , А.Я. Чебыкин , С. Шауфели , G . Freudenberg , E.Gincberg , D.Super , C. Maslach , А. Pines , В. Aronson , S.E. Jackson и многие другие. Различные аспекты эмоционального выгорания в рамках вопросов профессиональных отношений и коммуникаций рассмотрены в работах Э.Ф. Зеера , А.В. Карпова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.Е. Орла, А.А. Реана , А.А. Рукавишникова и других. Исследование взаимосвязи интенсивных нагрузок и стрессов с эмоциональным выгоранием проводилось в работах Т.В. Муращенко . Взаимосвязь эмоциональной и профессиональной, социальной деформации отражена в исследованиях Р.О. Агавелян , Н.М. Назаровой, А.Х. Пашиной, Т.И. Яндановой , В.Н. Феофанова и других. Социальные и психологические условия и факторы возникновения и развития эмоционального выгорания в профессиональной деятельности представлены, обобщены и обоснованы в исследованиях Н.А. Аминова , Н.В.Андрущенко , В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Э.Р.Ганеевой , М.Ю. Гороховой, К. Маслача , К. Кондо , О.В. Крапивиной, И.Н. Моховикова , А. Пайнс , М.М. Скугаревской , Т.В. Форманюк , Х. Фрейденберг , Bentall , Brenner , Cedoline , Farber , Friedman , Lotan , и других. Однако, несмотря на большое количество исследований данного вопроса, в них недостаточно отражено психологическое содержание особенностей эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников. Исходя из анализа современной реальной ситуации в системе профессиональной деятельности медицинских работников и современной отечественной и зарубежной научно-психологической и социологической литературы по данному вопросу, нами была сформулирована научная проблема , которая заключается в противоречии между существующей актуальной потребностью в уточнении психологического содержания особенностей эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников и недостаточн ой степенью раскрытия данного вопроса в современной научной литературе . Таким образом, целью данного исследования является теоретическое обоснование и эмпирическое исследование взаимосвязи степени выраженности эмоционального выгорания и общей самооценки медицинских работников, а также самооценки ими собственной трудоспособности . Объектом исследования является феномен эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинского работника. Предмет исследования – эмоциональное выгорание как фактор понижения общей самооценки медицинских работников, а также самооценки ими собственной трудоспособности. Гипотеза исследования в своем содержании раскрывается в предположении, что если эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности медицинских работников проявляет себя на личностном уровне в форме глубокого эмоционального истощения, что может повлечь за собой личностные изменения, то, в структуре эмоционально-ценностного компонента личностной организации, между эмоциональным выгоранием и самооценкой личности должна проявляться отрицательная корреляция. Основными задачами исследования являются: 1. На основании теоретического анализа обобщить психологическое содержание понятия «эмоциональное выгорание» и уточнить его специфику в аспекте профессиональной деятельности медицинских работников. 2. Провести теоретический анализ взаимосвязи эмоционального выгорания и самооценки личности в структуре эмоционально-ценностного компонента личностной организации. 3. Выявить специфику профессиональной деятельности медицинских работников. 4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и самооценки медицинских работников. Провести качественный и количественный анализ полученных эмпирических данных. Методологическую основу исследования составляют: принцип единства сознания и деятельности; принцип системного подхода к изучению личности и деятельности; общетеоретические положения общей и социальной психологии личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Е.А. Климов, В.В.Новиков, К.А. Абульханово-Славская , В.В. Знаков, Д.Н. Завалишиная ); основные положения теории эмоционального выгорания личности, сформулированные в трудах К. Маслач , Г. Робертса , Х. Фрейденберга . Методы и методики исследования. Для решения поставленной исследовательской цели и задач, были использованы метод невключенного наблюдения, тестирования, метод статистической обработки данных посредством статистического пакета SPSS 20. Методики исследования: 1) Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [34]; 2) Методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссман , Д. Рикс (сокращенный вариант) [10, 39-40]; 3) Анкета самооценки собственной трудоспособности ; 4) Методика исследования общей самооценки личности С.А. Будасси . Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы непосредственно в производственной практике, медицинскими работниками для саморегуляции собственного эмоционального состояния, а также в качестве методологической и теоретической основы для создания программы психологической коррекции эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем конкретизировано психологическое содержание эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников, с точки зрения системного подхода рассмотрено понятие самооценки как интегрального компонента в структуре личностной организации человека, определена взаимосвязь различных видов самооценки медицинских работников с уровнем эмоционального выгорания. Эмпирическую базу исследования составили члены медперсонала поликлиники №97 в возрасте от 24 до 43 лет в количестве 35 человек. Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, рекомендации приложения. Текст иллюстрирован таблицами и гистограммами.

Введение
1. Теоретические основы исследования эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников
1.1. Психологическое содержание понятия «эмоциональное выгорание»
1.2. Влияние специфики профессиональной деятельности медицинского работника на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания
1.3. Понятие самооценки в современной психологической теории. Самооценка в профессиональной деятельности медицинского работника
2. Эмпирическое исследование психологического содержания эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников
2.2. Характеристика методов исследования психологического содержания эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования психологического содержания эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

В данной работе было осуществлено исследования психологического содержания эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинского работника. Его содержание заключалось в психологическом анализе взаимосвязи общей самооценки, эмоциональной самооценки и самооценки собственной трудоспособности как интегральных компонентов организации личности медицинского работника и уровня эмоционального выгорания. В рамках организации эмпирического исследования психологического содержания эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников была разработана эмпирическая база исследования, сформирована выборка, подобраны методики, соответствующие предмету и задачам исследования. Проведено исследование, осуществлен анализ его результатов. Эмпирическое исследование показало, что уровень общей самооценки медицинского работника не зависит от степени его эмоционального выгорания. Подобные данные можно интерпретировать так же с точки зрения специфики профессиональной деятельности медицинских работников. Был сделан вывод, что испытуемые медицинские работники четко разделяют профессиональную и личную жизнь. Таким образом, общая самооценка, основанная на соотношении самооценки и притязаний, не зависит от степени эмоционального выгорания. И, наоборот, у медицинских работников, даже сильная степень эмоционального выгорания может сочетаться с высоким уровнем общей самооценки, то есть индивид, несмотря на наличие эмоционального истощения, редукции профессиональных обязанностей и личностной отстраненности, может обладать высокой общей самооценкой и уровнем притязаний. В исследовании конкретизировано психологическое содержание эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников, с точки зрения системного подхода рассмотрено понятие самооценки как интегрального компонента в структуре личностной организации человека, определена взаимосвязь различных видов самооценки медицинских работников с уровнем эмоционального выгорания. Полученные эмпирические данные и сделанные на основании их анализа выводы обуславливают потребность и направление в дальнейших исследованиях в данной области.

1 Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Наука, 1998. - С.231-244.
2. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко // Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2003. - № 2. - С.25-29.
3. Абромян Л.A. Эмоциональное благополучие ребёнка как основополагающий фактор развития личности. ? Одесса, 1990.
4. Арутюнов А. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов и методы его профилактики: Дис. ... канд. мед. наук. М., 2004. 165 с.
5. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. "Психология". - М.: Издательство МГУ, 1995. - № 1. - С.54 - 67., с.54.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 2001.
7. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
8. Бойко В. В. Энергия эмоций. СПб., 2004. 474 с.
9. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 1996. - 154 с.
10. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 416 с., с. 39-40.
11. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психол. жур. 1992г., №4.
12. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: 1998.
13. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма отклонения Текст. / Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990.- 140 с.
14. Василюк Ф.Е. Психология переживания. ? М.: Знание, 2002.-96 с.
15. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. - № 11. - С.28.
16. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб., 2005. 336 с.
17. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья/Под ред.Г.С. Никифорова. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. - С.443-463.
18. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - 2-е издание - СПб: Питер, 2008. - 338 с., с.23.
19. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. С.143-156. с.143.
20. Деркач А.А. Акмеологические основы профессионального самосознания личности / А.А. Деркач, О.В. Москаленко. ? Астрахань, 2000.
21. Захаров С.С. Синдром выгорания у врачей. – СПб.: Питер, 2005. 255 с
22. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.
23. Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела/А.Г. Заховаева // Сестринское дело. - М.: Медицинский вестник, 2003. - № 2. - С.28-29.
24. Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.71 – 81.
25. Кайбышев В. Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России // Медицина труда и пром. экология. 2006. No 12. С. 21–26.
26. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – М., 1994.
27. Корнеева Л.Н.. Самооценка как механизм саморегуляции учебной деятельности // Вестник ЛГУ. 2007 г., Вып. 4, с.91-96.
28. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2004. - № 3. - С.27-38.
29. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 11.- С. 2 - 16.
30. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л.М. Митина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
31. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, №1. - С.90-101.
32. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2001, 528 с.
33. Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.
34. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998-672 с.
35. Решетова Т В. Личность, семья, болезнь. Рос. семейный врач 2001; 2: 4-7.
36. Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.- с. 39-46
37. Рогов, Е.И. Эмоции и воля. ? М.: Владос,2003,-230с.
38. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2002. - № 3. – С. 85 – 95.
39. Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 2009.
40. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М., 2003.
41. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета, 2005 - №43. - С.25-32.
42. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С . 3-9.
43. Соколова Е.Т., Столинн В.В. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 2009.
44. Старченкова Е.С., Водопьянова Н.Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения. / Под ред. Г.С. Никифоровой, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 322 с.
45. Стресс жизни: Понять, противостоять и управлять им / Сборник. СПб.: ТОО «Лейла», 1994. - 384с.
46. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1996.
47. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 1998. - № 8. - С.84-89.
48. Фатуллаева А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте. – М.: Высшее профессиональное образование, 2008.
49. Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России/Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2003. - № 3. - С.24-27, с.28.
50. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - С.57-63.
51. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. — М.: АСТ, 2006. — 400 с
52. Maslach C. Understanding burnout: Definitional issues in analyzing a complex phenomenon // Job Stress and Burnout / Eds. W.S. Paine. Beverly Hills: Sage, 1982.?

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях рыночной экономики и постоянно увеличивающихся темпов научно-технического прогресса, происходит увеличение требований к профессиональным навыкам специалистов во всех сферах производственной деятельности . Эмоциональное выгорание личности в этом плане является причиной понижения производственных способностей работников. П рофессия медицинского работника, как одна из самых содержательно сложных профессий, относящихся к категории «человек-человек», является сильно эмоциогенной , зачастую требующей от работника нахождения в состоянии длительного психоэмоционального напряжения, эмоционального переживания, что, в свою очередь, может являться детерминантой эмоционального выгорания субъекта профессиональной деятельности. Сама проблематика эмоционального выгорания с точки зрения научного ее рассмотрения не является новой, однако, с увеличением интенсивности повседневной производственной деятельности медицинских работников, в последние годы становится наиболее актуальной. Фундаментальными вопросами изучения психологического содержания проблемы эмоционального выгорания занимались Н.В. Гришина, Э.Ф. Зеер , В.Е. Орел, А.А. Рукавишников, Т.В. Форманюк , А.Я. Чебыкин , С. Шауфели , G . Freudenberg , E.Gincberg , D.Super , C. Maslach , А. Pines , В. Aronson , S.E. Jackson и многие другие. Различные аспекты эмоционального выгорания в рамках вопросов профессиональных отношений и коммуникаций рассмотрены в работах Э.Ф. Зеера , А.В. Карпова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.Е. Орла, А.А. Реана , А.А. Рукавишникова и других. Исследование взаимосвязи интенсивных нагрузок и стрессов с эмоциональным выгоранием проводилось в работах Т.В. Муращенко . Взаимосвязь эмоциональной и профессиональной, социальной деформации отражена в исследованиях Р.О. Агавелян , Н.М. Назаровой, А.Х. Пашиной, Т.И. Яндановой , В.Н. Феофанова и других. Социальные и психологические условия и факторы возникновения и развития эмоционального выгорания в профессиональной деятельности представлены, обобщены и обоснованы в исследованиях Н.А. Аминова , Н.В.Андрущенко , В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Э.Р.Ганеевой , М.Ю. Гороховой, К. Маслача , К. Кондо , О.В. Крапивиной, И.Н. Моховикова , А. Пайнс , М.М. Скугаревской , Т.В. Форманюк , Х. Фрейденберг , Bentall , Brenner , Cedoline , Farber , Friedman , Lotan , и других. Однако, несмотря на большое количество исследований данного вопроса, в них недостаточно отражено психологическое содержание особенностей эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников. Исходя из анализа современной реальной ситуации в системе профессиональной деятельности медицинских работников и современной отечественной и зарубежной научно-психологической и социологической литературы по данному вопросу, нами была сформулирована научная проблема , которая заключается в противоречии между существующей актуальной потребностью в уточнении психологического содержания особенностей эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников и недостаточн ой степенью раскрытия данного вопроса в современной научной литературе . Таким образом, целью данного исследования является теоретическое обоснование и эмпирическое исследование взаимосвязи степени выраженности эмоционального выгорания и общей самооценки медицинских работников, а также самооценки ими собственной трудоспособности . Объектом исследования является феномен эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинского работника. Предмет исследования – эмоциональное выгорание как фактор понижения общей самооценки медицинских работников, а также самооценки ими собственной трудоспособности. Гипотеза исследования в своем содержании раскрывается в предположении, что если эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности медицинских работников проявляет себя на личностном уровне в форме глубокого эмоционального истощения, что может повлечь за собой личностные изменения, то, в структуре эмоционально-ценностного компонента личностной организации, между эмоциональным выгоранием и самооценкой личности должна проявляться отрицательная корреляция. Основными задачами исследования являются: 1. На основании теоретического анализа обобщить психологическое содержание понятия «эмоциональное выгорание» и уточнить его специфику в аспекте профессиональной деятельности медицинских работников. 2. Провести теоретический анализ взаимосвязи эмоционального выгорания и самооценки личности в структуре эмоционально-ценностного компонента личностной организации. 3. Выявить специфику профессиональной деятельности медицинских работников. 4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и самооценки медицинских работников. Провести качественный и количественный анализ полученных эмпирических данных. Методологическую основу исследования составляют: принцип единства сознания и деятельности; принцип системного подхода к изучению личности и деятельности; общетеоретические положения общей и социальной психологии личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Е.А. Климов, В.В.Новиков, К.А. Абульханово-Славская , В.В. Знаков, Д.Н. Завалишиная ); основные положения теории эмоционального выгорания личности, сформулированные в трудах К. Маслач , Г. Робертса , Х. Фрейденберга . Методы и методики исследования. Для решения поставленной исследовательской цели и задач, были использованы метод невключенного наблюдения, тестирования, метод статистической обработки данных посредством статистического пакета SPSS 20. Методики исследования: 1) Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [34]; 2) Методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссман , Д. Рикс (сокращенный вариант) [10, 39-40]; 3) Анкета самооценки собственной трудоспособности ; 4) Методика исследования общей самооценки личности С.А. Будасси . Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы непосредственно в производственной практике, медицинскими работниками для саморегуляции собственного эмоционального состояния, а также в качестве методологической и теоретической основы для создания программы психологической коррекции эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем конкретизировано психологическое содержание эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников, с точки зрения системного подхода рассмотрено понятие самооценки как интегрального компонента в структуре личностной организации человека, определена взаимосвязь различных видов самооценки медицинских работников с уровнем эмоционального выгорания. Эмпирическую базу исследования составили члены медперсонала поликлиники №97 в возрасте от 24 до 43 лет в количестве 35 человек. Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, рекомендации приложения. Текст иллюстрирован таблицами и гистограммами.

Введение
1. Теоретические основы исследования эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников
1.1. Психологическое содержание понятия «эмоциональное выгорание»
1.2. Влияние специфики профессиональной деятельности медицинского работника на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания
1.3. Понятие самооценки в современной психологической теории. Самооценка в профессиональной деятельности медицинского работника
2. Эмпирическое исследование психологического содержания эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников
2.2. Характеристика методов исследования психологического содержания эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования психологического содержания эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

В данной работе было осуществлено исследования психологического содержания эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинского работника. Его содержание заключалось в психологическом анализе взаимосвязи общей самооценки, эмоциональной самооценки и самооценки собственной трудоспособности как интегральных компонентов организации личности медицинского работника и уровня эмоционального выгорания. В рамках организации эмпирического исследования психологического содержания эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников была разработана эмпирическая база исследования, сформирована выборка, подобраны методики, соответствующие предмету и задачам исследования. Проведено исследование, осуществлен анализ его результатов. Эмпирическое исследование показало, что уровень общей самооценки медицинского работника не зависит от степени его эмоционального выгорания. Подобные данные можно интерпретировать так же с точки зрения специфики профессиональной деятельности медицинских работников. Был сделан вывод, что испытуемые медицинские работники четко разделяют профессиональную и личную жизнь. Таким образом, общая самооценка, основанная на соотношении самооценки и притязаний, не зависит от степени эмоционального выгорания. И, наоборот, у медицинских работников, даже сильная степень эмоционального выгорания может сочетаться с высоким уровнем общей самооценки, то есть индивид, несмотря на наличие эмоционального истощения, редукции профессиональных обязанностей и личностной отстраненности, может обладать высокой общей самооценкой и уровнем притязаний. В исследовании конкретизировано психологическое содержание эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников, с точки зрения системного подхода рассмотрено понятие самооценки как интегрального компонента в структуре личностной организации человека, определена взаимосвязь различных видов самооценки медицинских работников с уровнем эмоционального выгорания. Полученные эмпирические данные и сделанные на основании их анализа выводы обуславливают потребность и направление в дальнейших исследованиях в данной области.

1 Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Наука, 1998. - С.231-244.
2. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко // Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2003. - № 2. - С.25-29.
3. Абромян Л.A. Эмоциональное благополучие ребёнка как основополагающий фактор развития личности. ? Одесса, 1990.
4. Арутюнов А. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов и методы его профилактики: Дис. ... канд. мед. наук. М., 2004. 165 с.
5. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. "Психология". - М.: Издательство МГУ, 1995. - № 1. - С.54 - 67., с.54.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 2001.
7. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
8. Бойко В. В. Энергия эмоций. СПб., 2004. 474 с.
9. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 1996. - 154 с.
10. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 416 с., с. 39-40.
11. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психол. жур. 1992г., №4.
12. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: 1998.
13. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма отклонения Текст. / Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990.- 140 с.
14. Василюк Ф.Е. Психология переживания. ? М.: Знание, 2002.-96 с.
15. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. - № 11. - С.28.
16. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб., 2005. 336 с.
17. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья/Под ред.Г.С. Никифорова. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. - С.443-463.
18. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - 2-е издание - СПб: Питер, 2008. - 338 с., с.23.
19. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. С.143-156. с.143.
20. Деркач А.А. Акмеологические основы профессионального самосознания личности / А.А. Деркач, О.В. Москаленко. ? Астрахань, 2000.
21. Захаров С.С. Синдром выгорания у врачей. – СПб.: Питер, 2005. 255 с
22. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.
23. Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела/А.Г. Заховаева // Сестринское дело. - М.: Медицинский вестник, 2003. - № 2. - С.28-29.
24. Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.71 – 81.
25. Кайбышев В. Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России // Медицина труда и пром. экология. 2006. No 12. С. 21–26.
26. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – М., 1994.
27. Корнеева Л.Н.. Самооценка как механизм саморегуляции учебной деятельности // Вестник ЛГУ. 2007 г., Вып. 4, с.91-96.
28. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2004. - № 3. - С.27-38.
29. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 11.- С. 2 - 16.
30. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л.М. Митина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
31. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, №1. - С.90-101.
32. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2001, 528 с.
33. Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.
34. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998-672 с.
35. Решетова Т В. Личность, семья, болезнь. Рос. семейный врач 2001; 2: 4-7.
36. Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.- с. 39-46
37. Рогов, Е.И. Эмоции и воля. ? М.: Владос,2003,-230с.
38. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2002. - № 3. – С. 85 – 95.
39. Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 2009.
40. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М., 2003.
41. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета, 2005 - №43. - С.25-32.
42. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С . 3-9.
43. Соколова Е.Т., Столинн В.В. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 2009.
44. Старченкова Е.С., Водопьянова Н.Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения. / Под ред. Г.С. Никифоровой, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 322 с.
45. Стресс жизни: Понять, противостоять и управлять им / Сборник. СПб.: ТОО «Лейла», 1994. - 384с.
46. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1996.
47. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 1998. - № 8. - С.84-89.
48. Фатуллаева А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте. – М.: Высшее профессиональное образование, 2008.
49. Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России/Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2003. - № 3. - С.24-27, с.28.
50. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - С.57-63.
51. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. — М.: АСТ, 2006. — 400 с
52. Maslach C. Understanding burnout: Definitional issues in analyzing a complex phenomenon // Job Stress and Burnout / Eds. W.S. Paine. Beverly Hills: Sage, 1982.?

Купить эту работу

Особенности эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников (на примере медперсонала поликлиники № 97)

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽