Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности внимания младших школьников

  • 61 страниц
  • 2013 год
  • 489 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность . В нимание – это избирательная направ ленность и соср е доточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном о т влечении от других объектов. Внимание во многом определяет успех любой деятельности. Именно от особенностей внимания зависит, может ли человек достаточно быстро перейти от одной деятельности к другой, как долго он может работать с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается вычленять объект и рассматривать, изучать его достаточно длительное время. Основной функцией внимания является установление связи субъекта с объектом, на который в данный момент направлено его сознание, и обесп е чение ясности и четкости отражения объекта. Внимание обеспечивает по л ноту и глуби ну восприятия, памяти, мышления и воображения и выступает как условие успеха познания ок ружающей действительности. Ребенок не рождается с готовой функцией внимания, произвольное внимание – является высшей психической функцией, развитие которой пр о исходит постепенно в ходе онтогенеза и опосредовано развитием других п о знавательных функций – памяти, речи, мышления. Особенно интенсивно развитие внимания у дете й происходит в мла д шем школьном возрасте, при этом преобладающим является непроизвольное внимание. В младшем школьном возрасте ребенок осваивает новую и вед у щую для данного возраста деятельность – учение. У младшего школьника происходит развитие психических процессов в сторону их произвольности и осознанности, маленький человек активно осваивает широкий спектр ра з личных видов деятельности. Именно в этот период развитие идет бурно и стремитель но . Внимание является необходимым условием овладения учебной де я тельностью в младшем школьном возрасте – от уровня развития свойств внимания и его произвольности зависит процесс обучения ребенка и его у с пешность. Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие жалуются на невнимательность детей, их неумение сосред о точиться, удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей с синдромом дефицита внимания. В связи с этим актуал ь ным является изучение особенностей внимания младших школьников. Разработанность. Изучением проблемы внимания и его особенност я ми в младшем школьном возрасте занимались Н.Н. Ланге , П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Б.Г. Ананьев , И.Л. Баскакова, М.Н. Волокитина , Ю ,Б . Ги п пенрейтер , В.Я. Романов, Ф.Н. Гоноболин и многие другие. Цель данного исследования – изучениеособенностей внимания мла д ших школьников. Объект исследования : особенности развития познавательной сф е рымладшего школьника. Предмет исследования : особенности внимания младших школьников. Гипотеза исследования . П редполагается , что уровень развития прои з вольного внимания у младших школьников значительно возрастает от 2-го класса к 3-му, при этом уровень развития внимания у девочек выше, чем у мальчиков. Задачи исследования : Рассмотреть внимание как психический познавательный процесс и его формирование в младшем школьном возрасте. Дать психологическую характеристику детей младшего школьного во з раста. Рассмотреть процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей особенности внимания младших школьников. Провести сравнительный анализ данных, сформулировать выводы по исследованию, выработать рекомендации по развитию внимания младших школьников. Методы исследования : теоретический анализ литературы, тестиров а ние, статистические методики. Методики исследования внимания: корректурная проб а( бук венный вариант, тест Бурдона) с целью исследования устойчи вости и концентраци и внимания; кольца Ландольта с целью изучения распределени я внимания ; методика Шульте с целью изучения направленност и внимания. Научная новизна исследования заключается в изучении особенн о стей внимания в зависимости от пола детей и в детальном сравнении уровня развития внимания во 2-м и 3-м классе, что дает возможность модификации учебной деятельности учителя и детей на уроке с целью развития внимания учащихся.

Содержание
Введение
Глава I. Теоретические изучение особенностей внимания младших школьников
1.1. Внимание как познавательный процесс
1.2. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Выводы по главе 1
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей внимания младших школьников
2.1. Организация исследования
2.2. Методики исследования
Выводы по главе 2
Глава III. Анализ результатов эмпирического исследования
3.1. Результаты эмпирического исследования
3.2. Сравнительные результаты исследования
3.3. Обсуждение результатов исследования
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Приложения



Данное исследование предпринято с ц ель юизучения особенностей внимания младших школьников. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования выяснилось, что в нимание определяется как когнитивный познавательный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне инфо р мации в зависимости от целей субъекта. Внимание может быть непроизвол ь ным, произвольным и постпроизвольным . Внимание обладает следующими свойствами: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость. Выдв и нуто несколько теорий внимания, которые рассматривают его как отдельный психический процесс, либо не выделяют его в отдельный процесс. Единого мнения на природу и протекание внимания в настоящее время нет .В ходе о н тогенеза психический процесс внимание проходит путь от непроизвольного процесса ко все большей его произвольности. Произвольность развивается в ходе человеческой деятельности, включенности в нее ребенка вначале в пр о цессе игры, когда ребенок воспроизводит социальные функции взрослых, з а тем в ходе учебной деятельности. Внимание тесно связано со всеми психич е скими процессами: познавательными, эмоционально – волевыми, потребн о стно – мотивационными, психофизиологическими. Младший школьный возраст — это период 6 – 11 лет, совпадающий с обучением в начальной школе. Вступая в период обучения, ребенок приобр е тает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. В младшем школьном возрасте ребенка привлекают только внешние впечатления, что мешает ему понять суть событий, вещей или явлений и усложняет контроль над своей деятельностью. Младший школьник еще не умеет распределять внимание. У детей часто проявляется высокая неустойчивость внимания. Ребенку младшего школьного возраста трудно быстро переходить от одного вида занятий к другому, так как у м а лыша еще плохо сформированы учебные навыки и умения. Совершенствов а ние этой деятельности происходит постепенно, что приводит к формиров а нию у ребенка умения переключаться от одного урока к другому, от одной работы к другой .Д ля формирования произвольного внимания в младшем школьном возрасте необходима близкая мотивация. В эмпирическом исследовании развития свойств внимания приняли участие 57 младших школьников из 2-х и 3-х классов. В качестве методик диагностики особенностей внимания младших школьников были выбраны: корректурная проб а( бук венный вариант, тест Бурдона) с целью исследования устойчи вости и концентраци и вним а ния;кольца Ландольта с целью изучения распределени я внимания ; методика Шульте с целью изучения направленност и внимания. В ходе диагностики свойств внимания выяснилось, что для младших школьников характерны: высокая устойчивость внимания, высокая конце н трация внимания, но низкий уровень распределения внимания. Детям еще трудно удерживать в сознании несколько задач для выполнения. Младшим школьникам характерна высокая эффективность работы, хорошая психол о гическая устойчивость к деятельности и быстрая врабатываемость, то есть у них высокая направленность внимания. При сравнении результатов развития свойств внимания в зависимости от возраста и пола выяснилось, что свойства внимания развиты по разному . В основном значительные различия касаются продуктивности и направленн о сти внимания. С возрастом, а следовательно с опытом школьного обучения, от второго класса к третьему, значительно увеличивается продуктивность внимания и эффективность деятельности как у девочек, так и у мальчиков. Дети работают быстрее и эффективнее. Однако , меняется направленность внимания – с возрастом снижается психическая устойчивость деятельности и увеличивается время для подготовки к деятельности, то есть врабатыва е мость. Это может быть связано с развитием произвольного внимания, цел е полагания , прогнозирования деятельности. В целом, у девочек выше скорость внимания – его точность, проду к тивность, чем у мальчиков, но у мальчиков лучше распределение внимания, они лучше могут удерживать различные задачи в сознании одновременно, чем девочки. Тем не менее, следует отметить низкий уровень развития ра с пределения внимания у младших школьников при высоком уровне развития устойчивости, концентрации и направленности внимания. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась частично. Ур о вень развития произвольного внимания у младших школьников значительно возрастает от 2-го класса к 3-му, а именно увеличивается продуктивность, устойчивость внимания, эффективность деятельности. Уровень развития внимания у девочек выше, чем у мальчиков, но это касается только проду к тивности внимания и эффективности работы. Распределение внимания лучше развито у мальчиков. Результаты исследования позволили ответить на поставленные вопр о сы в данном исследовании и наметить дальнейшие пути решения проблемы развития внимания младших школьников . В качестве рекомендаций по развитию свойств внимания можно отм е тить следующее. Организация урока должна быть четкой, построение урока не следует часто менять. Педагогу необходимо установить определенный порядок в ы полнения заданий . Очень важно педагогу найти оптимальный темп ведения урока. Даже при изучении нового материала полезно вовлекать учащихся в работу, чтобы они мыслили: сравнивали, сопоставляли, делали выводы. Ва ж но вовлекать в такую работу весь класс. Для переключения внимания можно на уроке рассказывать понемногу об истории изучаемого предмета или темы, привести примеры , по общаться на эстетические темы. Если педагог видит, что учащиеся устали от монотонной работы, с о брать внимание можно сменой вида деятельности (например, поиграть). Но часто менять виды работы и содержание не надо .Д ля переключения вним а ния и снятия напряжения можно использовать упражнение «Лесенка», когда под музыку поочередно руки кладутся на пояс, на плечи, на голову, подн и маются вверх, затем также спускаются вниз. Это упражнение способствует и развитию координации движения. Педагог может менять порядок движений, направление (вверх, вниз, в сторону) для того, чтобы удержать внимание д е тей. Полезно периодически вызывать внешне внимательного ученика и просить его повторить только что сказанное педагогом. Примеры тренировки внимания Предложите ученикам рассмотреть знакомый предмет и затем, отвернувшись, подробно его описать. От раза к разу дети успевают рассмотреть предмет за более короткий отрезок времени, а описывают его более подробно. Так развивается концентрация внимания. Для развития звукового внимания даются задания определить шумы и звуки внутри класса (зала), за дверью в коридоре, на улице, в соседнем помещении и затем выделить из массы звуков именно те, которые пр и сущи указанному месту. Полезно давать задания на быстрое переключение внимания с одного предмета на другой ( с ближнего на дальний и н аоборот). Например, рука, окно, туфли, дверь и т.д . И нтересным упражнением будет перек л ю чение внимания со зрительного на слуховое или осязательное. Напр и мер, зеркал о, звук с улицы, ткань костюма, фортепиано, звук в сосе д нем классе, линии ладони и т. д. Для тренировки распределения внимания р ебенку предлагают сл е дующее задание: вычеркивать в тексте одну или две буквы, и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом пров е ряют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят ра с сказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при в ы полнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протесты и отказы, но в то же время первые успехи окрыляют. Дост о инством подобного задания является возможность его игрового и с о ревновательного оформления. Для развития распределения внимания можно дать следующее задание: р ебенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, кот о рыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения зада ния - 1 мин. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка. Или в течение 1 минуты нужно одновреме н но рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

Список литературы
1.Ананьев Б. Г. Воспитание внимания у школьника. – М., 2001.
2.Баскакова И.Л. Внимание. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. Институт общегуманитарных исследований. – М., 2002 .
3.Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе /М.М. Безруких //Управление начальной школой. – 2011.- №8, с. 25 – 28.
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: 2009. – 400с.
5.Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672с.
6.Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. – СПб., 2000.
7.Волков В. С. Психологическое развитие и формирование личности школьника. - М., 1988.
8.Волокитина М.Н. Очерки психологии школьников первого класса. М.: Учпедгиз. 1954г. -137с.
9.Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский //Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Наука, 1984.- 214 с.
10.Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. – 510 с.
11.Гамезо М.Б., Домашенко И.А. Атлас по психологии/ М.Б. Гамезо, И.А. Домашенко.- М.: Просвещение, 1986. - 253 с.
12.Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.
13.Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание/ Ф.Н. Гоноболин. – М.: Педагогика, 1972. – 325 с.
14.Добрынин Н.Ф., Бордиан A.M., Лаврова И.В. Возрастная психология / Н.Ф.Добрынин, А.М.Бордиан, И.В.Лаврова: Курс лекций / Под редакцией проф. Н.Ф.Добрынина– М.: Просвещение, 1965. – 638 с.
15.Добрынин, Н.Ф. Внимание и память/ Н.Ф. Добрынин. – М.: Знание, 1958.- 229 с.
16.Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания / Н.В.Дубровинская.- М.: Просвещение, 1995 . – 287 с.
17.Ермолаев О.Ю. и др. Внимание школьника /О.Ю.Ермолаев. – М.: Знание, 1974.-314 с.
18.Ефимкина Р.П. Психологи развития. Методические указания. – Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2004. – 54 с.
19.Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994. 260 с.
20.Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика Формирование. Материалы для специалиста образовательного учреждения. – СПб, Каро, 2004. – 224с.
21.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Учебное пособие / И.Ю.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 160 с.
22.Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? / С.С.Левитина. – М.: Знание, 1980. -280 с.
23.Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. – 280с.
24.Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р.Лурия. - М.: Просвещение, 2001.
25.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов., СПб.: Питер, 2007., с.535 – 548.
26.Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.
27.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456с.
28.Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 456с.
29.Мясоед П.А. Оценка интеллектуального развития младших школьни-ков учителем // Вопросы психологии. - 2001. - № 6. С.58 -59.
30.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России.- 2000. – 374с.
31.Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М., 2007. – 245с.
32.Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб.-метод. Пособие / авт.-сост.: Е.А. Осипова, Е.В. Чуменко; ГУО АПО – Минск, 2006. – 315с.
33.Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008.
34.Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
35.Психическое развитие младших школьников: Экспериментально-психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова М.: Знание, 1990. – 218 с.
36.Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана - СПб., 2003. - 368 с.
37.Психология: Учебное пособие / под. Ред. И.В. Дубровина. – М., Гардарика, 1998. - 176 с.
38.Психофизиология. Словарь.авторы Безруких М. М., Фарбер Д. А., издательство ПЕР СЭ, Москва, 2005.
39.Рабочая книга школьного психолога [Текст]: / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2007. – 303с.
40.Роберт Л. Солсо Когнитивная психология. – М.: Медицина, 2001. – 228 с.
41.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
42.Рутман Э.М. Исследование развития вниманиявонтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 161-167.
43.Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
44.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007.
45.Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. // Избр. труды. - М.: Педагогика, 1985. – С.83 - 94.
46.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 287 с.
47.Ушинский К.Д.: наука и искусство воспитания / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Образование и бизнес, 1994. – 208 с. - (Педагогическое наследие).
48.Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.
49.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.:Гардарики, 2005. – 349 с.
50.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. – 560с.









Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность . В нимание – это избирательная направ ленность и соср е доточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном о т влечении от других объектов. Внимание во многом определяет успех любой деятельности. Именно от особенностей внимания зависит, может ли человек достаточно быстро перейти от одной деятельности к другой, как долго он может работать с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается вычленять объект и рассматривать, изучать его достаточно длительное время. Основной функцией внимания является установление связи субъекта с объектом, на который в данный момент направлено его сознание, и обесп е чение ясности и четкости отражения объекта. Внимание обеспечивает по л ноту и глуби ну восприятия, памяти, мышления и воображения и выступает как условие успеха познания ок ружающей действительности. Ребенок не рождается с готовой функцией внимания, произвольное внимание – является высшей психической функцией, развитие которой пр о исходит постепенно в ходе онтогенеза и опосредовано развитием других п о знавательных функций – памяти, речи, мышления. Особенно интенсивно развитие внимания у дете й происходит в мла д шем школьном возрасте, при этом преобладающим является непроизвольное внимание. В младшем школьном возрасте ребенок осваивает новую и вед у щую для данного возраста деятельность – учение. У младшего школьника происходит развитие психических процессов в сторону их произвольности и осознанности, маленький человек активно осваивает широкий спектр ра з личных видов деятельности. Именно в этот период развитие идет бурно и стремитель но . Внимание является необходимым условием овладения учебной де я тельностью в младшем школьном возрасте – от уровня развития свойств внимания и его произвольности зависит процесс обучения ребенка и его у с пешность. Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие жалуются на невнимательность детей, их неумение сосред о точиться, удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей с синдромом дефицита внимания. В связи с этим актуал ь ным является изучение особенностей внимания младших школьников. Разработанность. Изучением проблемы внимания и его особенност я ми в младшем школьном возрасте занимались Н.Н. Ланге , П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Б.Г. Ананьев , И.Л. Баскакова, М.Н. Волокитина , Ю ,Б . Ги п пенрейтер , В.Я. Романов, Ф.Н. Гоноболин и многие другие. Цель данного исследования – изучениеособенностей внимания мла д ших школьников. Объект исследования : особенности развития познавательной сф е рымладшего школьника. Предмет исследования : особенности внимания младших школьников. Гипотеза исследования . П редполагается , что уровень развития прои з вольного внимания у младших школьников значительно возрастает от 2-го класса к 3-му, при этом уровень развития внимания у девочек выше, чем у мальчиков. Задачи исследования : Рассмотреть внимание как психический познавательный процесс и его формирование в младшем школьном возрасте. Дать психологическую характеристику детей младшего школьного во з раста. Рассмотреть процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей особенности внимания младших школьников. Провести сравнительный анализ данных, сформулировать выводы по исследованию, выработать рекомендации по развитию внимания младших школьников. Методы исследования : теоретический анализ литературы, тестиров а ние, статистические методики. Методики исследования внимания: корректурная проб а( бук венный вариант, тест Бурдона) с целью исследования устойчи вости и концентраци и внимания; кольца Ландольта с целью изучения распределени я внимания ; методика Шульте с целью изучения направленност и внимания. Научная новизна исследования заключается в изучении особенн о стей внимания в зависимости от пола детей и в детальном сравнении уровня развития внимания во 2-м и 3-м классе, что дает возможность модификации учебной деятельности учителя и детей на уроке с целью развития внимания учащихся.

Содержание
Введение
Глава I. Теоретические изучение особенностей внимания младших школьников
1.1. Внимание как познавательный процесс
1.2. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Выводы по главе 1
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей внимания младших школьников
2.1. Организация исследования
2.2. Методики исследования
Выводы по главе 2
Глава III. Анализ результатов эмпирического исследования
3.1. Результаты эмпирического исследования
3.2. Сравнительные результаты исследования
3.3. Обсуждение результатов исследования
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Приложения



Данное исследование предпринято с ц ель юизучения особенностей внимания младших школьников. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования выяснилось, что в нимание определяется как когнитивный познавательный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне инфо р мации в зависимости от целей субъекта. Внимание может быть непроизвол ь ным, произвольным и постпроизвольным . Внимание обладает следующими свойствами: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость. Выдв и нуто несколько теорий внимания, которые рассматривают его как отдельный психический процесс, либо не выделяют его в отдельный процесс. Единого мнения на природу и протекание внимания в настоящее время нет .В ходе о н тогенеза психический процесс внимание проходит путь от непроизвольного процесса ко все большей его произвольности. Произвольность развивается в ходе человеческой деятельности, включенности в нее ребенка вначале в пр о цессе игры, когда ребенок воспроизводит социальные функции взрослых, з а тем в ходе учебной деятельности. Внимание тесно связано со всеми психич е скими процессами: познавательными, эмоционально – волевыми, потребн о стно – мотивационными, психофизиологическими. Младший школьный возраст — это период 6 – 11 лет, совпадающий с обучением в начальной школе. Вступая в период обучения, ребенок приобр е тает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. В младшем школьном возрасте ребенка привлекают только внешние впечатления, что мешает ему понять суть событий, вещей или явлений и усложняет контроль над своей деятельностью. Младший школьник еще не умеет распределять внимание. У детей часто проявляется высокая неустойчивость внимания. Ребенку младшего школьного возраста трудно быстро переходить от одного вида занятий к другому, так как у м а лыша еще плохо сформированы учебные навыки и умения. Совершенствов а ние этой деятельности происходит постепенно, что приводит к формиров а нию у ребенка умения переключаться от одного урока к другому, от одной работы к другой .Д ля формирования произвольного внимания в младшем школьном возрасте необходима близкая мотивация. В эмпирическом исследовании развития свойств внимания приняли участие 57 младших школьников из 2-х и 3-х классов. В качестве методик диагностики особенностей внимания младших школьников были выбраны: корректурная проб а( бук венный вариант, тест Бурдона) с целью исследования устойчи вости и концентраци и вним а ния;кольца Ландольта с целью изучения распределени я внимания ; методика Шульте с целью изучения направленност и внимания. В ходе диагностики свойств внимания выяснилось, что для младших школьников характерны: высокая устойчивость внимания, высокая конце н трация внимания, но низкий уровень распределения внимания. Детям еще трудно удерживать в сознании несколько задач для выполнения. Младшим школьникам характерна высокая эффективность работы, хорошая психол о гическая устойчивость к деятельности и быстрая врабатываемость, то есть у них высокая направленность внимания. При сравнении результатов развития свойств внимания в зависимости от возраста и пола выяснилось, что свойства внимания развиты по разному . В основном значительные различия касаются продуктивности и направленн о сти внимания. С возрастом, а следовательно с опытом школьного обучения, от второго класса к третьему, значительно увеличивается продуктивность внимания и эффективность деятельности как у девочек, так и у мальчиков. Дети работают быстрее и эффективнее. Однако , меняется направленность внимания – с возрастом снижается психическая устойчивость деятельности и увеличивается время для подготовки к деятельности, то есть врабатыва е мость. Это может быть связано с развитием произвольного внимания, цел е полагания , прогнозирования деятельности. В целом, у девочек выше скорость внимания – его точность, проду к тивность, чем у мальчиков, но у мальчиков лучше распределение внимания, они лучше могут удерживать различные задачи в сознании одновременно, чем девочки. Тем не менее, следует отметить низкий уровень развития ра с пределения внимания у младших школьников при высоком уровне развития устойчивости, концентрации и направленности внимания. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась частично. Ур о вень развития произвольного внимания у младших школьников значительно возрастает от 2-го класса к 3-му, а именно увеличивается продуктивность, устойчивость внимания, эффективность деятельности. Уровень развития внимания у девочек выше, чем у мальчиков, но это касается только проду к тивности внимания и эффективности работы. Распределение внимания лучше развито у мальчиков. Результаты исследования позволили ответить на поставленные вопр о сы в данном исследовании и наметить дальнейшие пути решения проблемы развития внимания младших школьников . В качестве рекомендаций по развитию свойств внимания можно отм е тить следующее. Организация урока должна быть четкой, построение урока не следует часто менять. Педагогу необходимо установить определенный порядок в ы полнения заданий . Очень важно педагогу найти оптимальный темп ведения урока. Даже при изучении нового материала полезно вовлекать учащихся в работу, чтобы они мыслили: сравнивали, сопоставляли, делали выводы. Ва ж но вовлекать в такую работу весь класс. Для переключения внимания можно на уроке рассказывать понемногу об истории изучаемого предмета или темы, привести примеры , по общаться на эстетические темы. Если педагог видит, что учащиеся устали от монотонной работы, с о брать внимание можно сменой вида деятельности (например, поиграть). Но часто менять виды работы и содержание не надо .Д ля переключения вним а ния и снятия напряжения можно использовать упражнение «Лесенка», когда под музыку поочередно руки кладутся на пояс, на плечи, на голову, подн и маются вверх, затем также спускаются вниз. Это упражнение способствует и развитию координации движения. Педагог может менять порядок движений, направление (вверх, вниз, в сторону) для того, чтобы удержать внимание д е тей. Полезно периодически вызывать внешне внимательного ученика и просить его повторить только что сказанное педагогом. Примеры тренировки внимания Предложите ученикам рассмотреть знакомый предмет и затем, отвернувшись, подробно его описать. От раза к разу дети успевают рассмотреть предмет за более короткий отрезок времени, а описывают его более подробно. Так развивается концентрация внимания. Для развития звукового внимания даются задания определить шумы и звуки внутри класса (зала), за дверью в коридоре, на улице, в соседнем помещении и затем выделить из массы звуков именно те, которые пр и сущи указанному месту. Полезно давать задания на быстрое переключение внимания с одного предмета на другой ( с ближнего на дальний и н аоборот). Например, рука, окно, туфли, дверь и т.д . И нтересным упражнением будет перек л ю чение внимания со зрительного на слуховое или осязательное. Напр и мер, зеркал о, звук с улицы, ткань костюма, фортепиано, звук в сосе д нем классе, линии ладони и т. д. Для тренировки распределения внимания р ебенку предлагают сл е дующее задание: вычеркивать в тексте одну или две буквы, и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом пров е ряют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят ра с сказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при в ы полнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протесты и отказы, но в то же время первые успехи окрыляют. Дост о инством подобного задания является возможность его игрового и с о ревновательного оформления. Для развития распределения внимания можно дать следующее задание: р ебенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, кот о рыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения зада ния - 1 мин. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка. Или в течение 1 минуты нужно одновреме н но рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

Список литературы
1.Ананьев Б. Г. Воспитание внимания у школьника. – М., 2001.
2.Баскакова И.Л. Внимание. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. Институт общегуманитарных исследований. – М., 2002 .
3.Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе /М.М. Безруких //Управление начальной школой. – 2011.- №8, с. 25 – 28.
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: 2009. – 400с.
5.Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672с.
6.Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. – СПб., 2000.
7.Волков В. С. Психологическое развитие и формирование личности школьника. - М., 1988.
8.Волокитина М.Н. Очерки психологии школьников первого класса. М.: Учпедгиз. 1954г. -137с.
9.Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский //Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Наука, 1984.- 214 с.
10.Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. – 510 с.
11.Гамезо М.Б., Домашенко И.А. Атлас по психологии/ М.Б. Гамезо, И.А. Домашенко.- М.: Просвещение, 1986. - 253 с.
12.Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.
13.Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание/ Ф.Н. Гоноболин. – М.: Педагогика, 1972. – 325 с.
14.Добрынин Н.Ф., Бордиан A.M., Лаврова И.В. Возрастная психология / Н.Ф.Добрынин, А.М.Бордиан, И.В.Лаврова: Курс лекций / Под редакцией проф. Н.Ф.Добрынина– М.: Просвещение, 1965. – 638 с.
15.Добрынин, Н.Ф. Внимание и память/ Н.Ф. Добрынин. – М.: Знание, 1958.- 229 с.
16.Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания / Н.В.Дубровинская.- М.: Просвещение, 1995 . – 287 с.
17.Ермолаев О.Ю. и др. Внимание школьника /О.Ю.Ермолаев. – М.: Знание, 1974.-314 с.
18.Ефимкина Р.П. Психологи развития. Методические указания. – Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2004. – 54 с.
19.Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994. 260 с.
20.Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика Формирование. Материалы для специалиста образовательного учреждения. – СПб, Каро, 2004. – 224с.
21.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Учебное пособие / И.Ю.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 160 с.
22.Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? / С.С.Левитина. – М.: Знание, 1980. -280 с.
23.Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. – 280с.
24.Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р.Лурия. - М.: Просвещение, 2001.
25.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов., СПб.: Питер, 2007., с.535 – 548.
26.Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.
27.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456с.
28.Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 456с.
29.Мясоед П.А. Оценка интеллектуального развития младших школьни-ков учителем // Вопросы психологии. - 2001. - № 6. С.58 -59.
30.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России.- 2000. – 374с.
31.Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М., 2007. – 245с.
32.Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб.-метод. Пособие / авт.-сост.: Е.А. Осипова, Е.В. Чуменко; ГУО АПО – Минск, 2006. – 315с.
33.Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008.
34.Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
35.Психическое развитие младших школьников: Экспериментально-психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова М.: Знание, 1990. – 218 с.
36.Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана - СПб., 2003. - 368 с.
37.Психология: Учебное пособие / под. Ред. И.В. Дубровина. – М., Гардарика, 1998. - 176 с.
38.Психофизиология. Словарь.авторы Безруких М. М., Фарбер Д. А., издательство ПЕР СЭ, Москва, 2005.
39.Рабочая книга школьного психолога [Текст]: / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2007. – 303с.
40.Роберт Л. Солсо Когнитивная психология. – М.: Медицина, 2001. – 228 с.
41.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
42.Рутман Э.М. Исследование развития вниманиявонтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 161-167.
43.Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
44.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007.
45.Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. // Избр. труды. - М.: Педагогика, 1985. – С.83 - 94.
46.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 287 с.
47.Ушинский К.Д.: наука и искусство воспитания / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Образование и бизнес, 1994. – 208 с. - (Педагогическое наследие).
48.Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.
49.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.:Гардарики, 2005. – 349 с.
50.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. – 560с.









Купить эту работу

Особенности внимания младших школьников

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ОБРАЗ И МОДЕЛЬ ЕГО АНАЛИЗА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Кроха и домашние животные: есть ли ограничения на общение?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Мир годовалого ребенка: фотокадр на одну персону

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Маленькие первооткрыватели: что может быть опасного в доме и как не допустить беды?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
180 ₽
Готовая работа

Развитие и общение ребенка до полугода

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблемы родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Как распознать женскую измену

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

В чем секрет счастливой семьи?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

МАЛЫШ ПОДРАСТАЕТ - ПОЯВЛЯЮТСЯ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Правильное поведение за столом деток от двух до пяти лет: приоткрываем занавес в мир взрослых

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Пост о принятии себя, раньше была одержима стремилась к недосягаемому совершенству, а сейчас приняла себя.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

картотека диагностических методик

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽