Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности состояния процесса востриятия учащихся первого класса специальной (коррекционной) школы 7 вида

  • 89 страниц
  • 2013 год
  • 365 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ Процесс восприятия возникает при непосредственном воздействии предметов, явлений на органы чувств человека. Исходя из этого, восприятие ориентировано на системы анализаторов, которые воздействуют на нервную систему, тем самым происходит восприятие окружающего мира. Поэтому с ущественн ая роль в познании окружающего мира принадлежит восприяти ю . С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В самых общих чертах оно обозначает некоторый комплекс визуально-мыслительных отношений субъекта к реальности, а также конкретно-зрительные способы его креативного поведения .К аждый учитель понимает, что развитие восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности. В осприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. Зрительное восприятие у младших школьников – это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник . Поэтому для полноценного восприятия окружающего мира и ориентирования в нем существует потребность в изучении особенност ей состояния процесса восприятия учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VII вида. Восприятие младшего школьника с задержкой психического развити я( далее ЗПР) отличаетсяузостью , ограниченностью, фрагментарностью знаний об окружающем мире. Учащиеся с ЗПР затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных или схематических изображени й , особенно, если они перечеркнуты или перекрывают друг друга, не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д . , что создает определенные трудности в усвоении учебного материала. Но процесс восприятия различен у каждого человека, особенно это касается детей с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) проявляется в замедлении темпа развития психики ребенка, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. (Максимова Н.Ю.).ЗПР относят к «пограничной» форме дизонтогенеза , выражающейся в замедленном темпе созревания различных психических функций. Для детей с ЗПР характерны нарушения не только познавательной деятельности, но нарушения в развитии всех психических процессов, в том числе и восприятия. Восприятие детей характеризуется замедленностью восприятия и переработки информации для полноценного восприятия, нарушается аналитический характер восприятия. В процессе восприятия у детей с ЗПР нарушается функция поиска, т.е. дети воспринимают информацию поверхностно. Нарушается слуховое, зрительное, тактильное восприятие. Недостаток восприятия оказывает отрицательное воздействие на характер обучения, овладения навыком чтения, письма и счета. Так, недостаток восприятия может проявляться в смешении букв, цифр по оптическому сходству ( з-в , м-л ,т -п и т.п.), нарушение в пространстве ( в-д , е-э ) и т.д. Особенности восприятия у детей с ЗПР рассматривается в работах Н.Ю. Боряковой , Т.А. Власовой, В.И. Лубовского , М.С. Певзнер, Л. И. Переслени , М. Семаго, С. К. Сиволапова , М. Н.Фишман, С.Г. Шевченко, П.Б.Шошина. Как правило, учителя в учебной деятельности просто констатируют факт снижения восприятия у младших школьников с ЗПР, но и не организуют и не проводит работу по коррекции этого процесса. Следовательно, актуальность работы состоит в определении особенностей восприятия у младших школьников первого класса с ЗПР, организации коррекционной работы. Объект процесс восприятия учащихся с ЗПР . Предмет: особенности состояния процесса восприятия учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VII вида . Цель работы: выявить особенности состояния процесса восприятия учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VII вида . Задачи: 1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; 2. Систематизация знаний о восприятии как психологическом феномене, задержке психического развития, об особенностях восприятия у младших школьников с ЗПР; 3. Организация и проведение эксперимента по изучению особенностей восприятия у школьников первого класса в ЗПР; 4. Планирование и проведение работы по коррекции восприятия у школьников первого класса с ЗПР. В процессе написания работы были использованы теоретические методы (изучение и анализ литературы), эмпирические (организация и проведение эксперимента, математическая обработка).

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1.Восприятие как объект изучения психологии
1.2.Развитие процесса восприятия в онтогенезе
1.3.Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
1.4.Особенности процесса восприятия детей с ЗПР младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. Исследование процесса восприятия учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы 7 вида.
2.1 Цель, задачи, организация и методика исследования.
2.2 Результаты исследования
2.3 Коррекционная работа по развитию восприятия у младших школьников 1 класса специальной (коррекционной) школы 7 вида
Заключение
Литература
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5

Развитие восприятия младших школьников – одна из наиболее актуальных проблем обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности. В осприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов зрительного восприятия, являются результатом их переработки. Восприятие представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельного. Восприятие тесно связано с органами чувств, анализаторами. В зависимости от активности того или иного анализатора выделяют различные виды восприятий по модальности и по текстуре, расположению объекта в пространстве и времени. Восприятие, как и любой другой процесс, имеет свои этапы развития в онтогенезе. Каждый этап взаимообусловлен. Восприятие как психологический процесс нарушен у детей с ЗПР. Он проявляется в трудностях узнавания знакомых реальных изображений, особенно если эти предметы даны непривычно: освещение, расположение в пространстве, с дополнительными линиями и т.д. Процесс восприятия у школьников неточен, замедлен по времени протекания. Для подтверждения теоретического анализа работы было организовано экспериментальное исследование особенностей восприятия у первоклассников специальной (коррекционной) школы 7 вида по сравнению с нормой развития, поэтому были отобраны 20 учеников, 10 из которых составили экспериментальную группу (школьники с ЗПР) и 10 – контрольную группу (школьники с нормой развития). При исследовании процесса восприятия остановились на исследовании зрительной, пространственной и слуховой модальности, т.к., по нашему мнению, эти виды модальной напрямую вязаны с качеством овладения чтением, письмом и счетом. По итогам исследования было выявлено, что уровень развития восприятия по каждой из определенной модальности у первоклассников с ЗПР существенно отстает от первоклассников с нормой развития. По итогам анализа результатов исследования восприятия школьников с ЗПР было выявлено замедленное протекание процессов восприятия, нарушение всех свойства восприятия, снижение активности в восприятии объектов к концу задания, фрагментарность и поверхностность в восприятии зашумленных предметов, по-разному расположенных в пространстве и т.п. Следовательно, недостаточный уровень развития восприятия отрицательно сказывается на овладении школьником с ЗПР грамоты и счета. При отсутствии коррекционной работы у школьников в дальнейшем возникают специфические ошибки на письме, чтении, счете. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

1.Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В.Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008.
2.Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов // Физиология человека. 2004. Т. 30. № 5. С. 24.
3.Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у учащихся начальной школы с разной успешностью обучения // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 1. С. 15.
4. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7.5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов. М.: Новая школа, 1996. 48 с.
5.Бетелева Т.Г. Механизмы обработки непроизвольно воспринимаемой зрительной информации у детей // Физиология человека. 1995. Т. 21. № 5. С. 58.
6.Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М.: Наука, 1983. 175 с.
7.Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. М.: Наука, 1977. 175 с.
8.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: 1983., 265 с.
9.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999
10.Величковский Б.М.Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т. - М.: Академия, 2006
11.Введение в психологию/ Под ред. Петровского А.В. - М.: Академия, 1996
12.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психологического развития у детей. М.: 2002., 156 с.
13.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1973
14.Выготский Л.С. Проблема развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. М.: 1994., 257 с.
15.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: 1990.
16.ГрэйсКрайг, Дон Бокум Психология развития. - СПб.: Питер, 2005
17.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984
18.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004
19.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М.: ВЛАДОС, 2000. 144 с.
20.Ермолаева М. В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии»;Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 176 с. (серия «Библиотека школьного психолога»).
21.Зейгарник Б. В. Патопсихология. Эксмо-Пресс., М.: 2000.
22.Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология.// Под ред. М.Р. Гинзбурга – М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 —352 с. (серия «Психологи отечества»).
23.Игнатьев Е. И., Лукин И. С., Громов М. Д.Психология/ Пособие для педагогических училищ (школьных). - М., «Просвещение», 1965
24.Ильина Г. М. Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011
25.Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Педагогическое общество России, 2001. 160 с.
26.Ломов Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. М.: 1975.
27.Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. М.: 1975., №6., 168 с.
28.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии - СПб.: Питер, 2006.
29.Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы. М.: 1963., 325 с.
30.Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001
31. Морозова Л.В. Индивидуальные особенности зрительно-пространственного восприятия у детей 5.0–7.5 лет: Дис. канд. биол. наук. М., 1995. 186 с.
32. Морозова Л.В. Особенности зрительного восприятия и функциональное состояние мозга детей 5 и 7 лет // Вестник Поморского университета. 2002. № 1(3). С. 46.
33.Морозова Л.В., Звягина Н.В. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости // Вестник Поморского университета. 2003. № 2(4). С. 48.
34.Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников /под общей редакцией Т.В. АхутинойО.Б.Иншаковой. – М., 2008
35.Немов Р.С.Психология. В 3-х книгах. – М., Владос, 2003
36.Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей. Под. Ред. В.И.Лубовского. – Смоленск. 1994.
37.Общая психология/ Под ред. Гамезо М.В. - М.: Ось-89, 2007
38.Общая психология.// Под ред. Петровского А. В. – М.: Изд-во «Просвещение»,1986., 374с.
39.Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Под. Ред. Л.И.Романова, Н.А.Цыпиной – М., 1993.
40.Основы практической психологии / В. Панюк, Т. Титаренко, Н. Чепелева и др.: Учеб. К.:Лебедь, 1999. – 536 с.
41.Основы специальной психологии; Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой, — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
42.Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта:Московский психолого-социальный институт, 1998., 104 с.
43.Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская – СПб, 2003
44.Психология ощущений и восприятия. // По д ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова,М.Б.Михалевской., Изд.ЧеРо., М.: 1999.
45.Психология развития. // Под ред.Т. Д. Марцинковской., Академия., М.: 2001., 285 с.
46.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005
47.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001
48.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.,Академия., М.: 2002., 384 с.
49.Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Под ред. Д.А. Фарбер, Л.К. Семеновой, В.В. Алферовой и др. Л.: Наука, 1990. 198 с.
50.Узнадзе Д.Н. Общая психология. СПб.: Питер, 2004
51.Уленкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития.- Горький 1991.Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1991
52.Ульянкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: 1990., 513 с.
53.Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития. – М.: 1995.
54.Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе // Физиология человека, 2005. Т. 31. № 5. С. 26.
55.Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г., Горев А.С. и др. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности // Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. М.: Образование от А до Я, 2000. С. 82.
56.Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. М.: Образование “от А доЯ”, 2000. 312 с.
57.Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. // Под. ред.Антипченко И. А., М.: 2003., 490 с.
58.Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2003
59.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Пособие для учителей. – М., 1999.
60.Шипицына Л. М. ''Необучаемый'' ребёнок в семье и обществе. / СПб, 2002
61.ШиффманХ.Р.Ощущение и восприятие - СПб.: Питер, 2003.
62.Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: 1990. 427 с.
63.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды // Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П.- М.: 1989., 435 с.
64.Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – Воронеж., 1995., 456 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ Процесс восприятия возникает при непосредственном воздействии предметов, явлений на органы чувств человека. Исходя из этого, восприятие ориентировано на системы анализаторов, которые воздействуют на нервную систему, тем самым происходит восприятие окружающего мира. Поэтому с ущественн ая роль в познании окружающего мира принадлежит восприяти ю . С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В самых общих чертах оно обозначает некоторый комплекс визуально-мыслительных отношений субъекта к реальности, а также конкретно-зрительные способы его креативного поведения .К аждый учитель понимает, что развитие восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности. В осприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. Зрительное восприятие у младших школьников – это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник . Поэтому для полноценного восприятия окружающего мира и ориентирования в нем существует потребность в изучении особенност ей состояния процесса восприятия учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VII вида. Восприятие младшего школьника с задержкой психического развити я( далее ЗПР) отличаетсяузостью , ограниченностью, фрагментарностью знаний об окружающем мире. Учащиеся с ЗПР затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных или схематических изображени й , особенно, если они перечеркнуты или перекрывают друг друга, не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д . , что создает определенные трудности в усвоении учебного материала. Но процесс восприятия различен у каждого человека, особенно это касается детей с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) проявляется в замедлении темпа развития психики ребенка, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. (Максимова Н.Ю.).ЗПР относят к «пограничной» форме дизонтогенеза , выражающейся в замедленном темпе созревания различных психических функций. Для детей с ЗПР характерны нарушения не только познавательной деятельности, но нарушения в развитии всех психических процессов, в том числе и восприятия. Восприятие детей характеризуется замедленностью восприятия и переработки информации для полноценного восприятия, нарушается аналитический характер восприятия. В процессе восприятия у детей с ЗПР нарушается функция поиска, т.е. дети воспринимают информацию поверхностно. Нарушается слуховое, зрительное, тактильное восприятие. Недостаток восприятия оказывает отрицательное воздействие на характер обучения, овладения навыком чтения, письма и счета. Так, недостаток восприятия может проявляться в смешении букв, цифр по оптическому сходству ( з-в , м-л ,т -п и т.п.), нарушение в пространстве ( в-д , е-э ) и т.д. Особенности восприятия у детей с ЗПР рассматривается в работах Н.Ю. Боряковой , Т.А. Власовой, В.И. Лубовского , М.С. Певзнер, Л. И. Переслени , М. Семаго, С. К. Сиволапова , М. Н.Фишман, С.Г. Шевченко, П.Б.Шошина. Как правило, учителя в учебной деятельности просто констатируют факт снижения восприятия у младших школьников с ЗПР, но и не организуют и не проводит работу по коррекции этого процесса. Следовательно, актуальность работы состоит в определении особенностей восприятия у младших школьников первого класса с ЗПР, организации коррекционной работы. Объект процесс восприятия учащихся с ЗПР . Предмет: особенности состояния процесса восприятия учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VII вида . Цель работы: выявить особенности состояния процесса восприятия учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VII вида . Задачи: 1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; 2. Систематизация знаний о восприятии как психологическом феномене, задержке психического развития, об особенностях восприятия у младших школьников с ЗПР; 3. Организация и проведение эксперимента по изучению особенностей восприятия у школьников первого класса в ЗПР; 4. Планирование и проведение работы по коррекции восприятия у школьников первого класса с ЗПР. В процессе написания работы были использованы теоретические методы (изучение и анализ литературы), эмпирические (организация и проведение эксперимента, математическая обработка).

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1.Восприятие как объект изучения психологии
1.2.Развитие процесса восприятия в онтогенезе
1.3.Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
1.4.Особенности процесса восприятия детей с ЗПР младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. Исследование процесса восприятия учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы 7 вида.
2.1 Цель, задачи, организация и методика исследования.
2.2 Результаты исследования
2.3 Коррекционная работа по развитию восприятия у младших школьников 1 класса специальной (коррекционной) школы 7 вида
Заключение
Литература
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5

Развитие восприятия младших школьников – одна из наиболее актуальных проблем обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности. В осприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов зрительного восприятия, являются результатом их переработки. Восприятие представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельного. Восприятие тесно связано с органами чувств, анализаторами. В зависимости от активности того или иного анализатора выделяют различные виды восприятий по модальности и по текстуре, расположению объекта в пространстве и времени. Восприятие, как и любой другой процесс, имеет свои этапы развития в онтогенезе. Каждый этап взаимообусловлен. Восприятие как психологический процесс нарушен у детей с ЗПР. Он проявляется в трудностях узнавания знакомых реальных изображений, особенно если эти предметы даны непривычно: освещение, расположение в пространстве, с дополнительными линиями и т.д. Процесс восприятия у школьников неточен, замедлен по времени протекания. Для подтверждения теоретического анализа работы было организовано экспериментальное исследование особенностей восприятия у первоклассников специальной (коррекционной) школы 7 вида по сравнению с нормой развития, поэтому были отобраны 20 учеников, 10 из которых составили экспериментальную группу (школьники с ЗПР) и 10 – контрольную группу (школьники с нормой развития). При исследовании процесса восприятия остановились на исследовании зрительной, пространственной и слуховой модальности, т.к., по нашему мнению, эти виды модальной напрямую вязаны с качеством овладения чтением, письмом и счетом. По итогам исследования было выявлено, что уровень развития восприятия по каждой из определенной модальности у первоклассников с ЗПР существенно отстает от первоклассников с нормой развития. По итогам анализа результатов исследования восприятия школьников с ЗПР было выявлено замедленное протекание процессов восприятия, нарушение всех свойства восприятия, снижение активности в восприятии объектов к концу задания, фрагментарность и поверхностность в восприятии зашумленных предметов, по-разному расположенных в пространстве и т.п. Следовательно, недостаточный уровень развития восприятия отрицательно сказывается на овладении школьником с ЗПР грамоты и счета. При отсутствии коррекционной работы у школьников в дальнейшем возникают специфические ошибки на письме, чтении, счете. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

1.Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В.Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008.
2.Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов // Физиология человека. 2004. Т. 30. № 5. С. 24.
3.Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у учащихся начальной школы с разной успешностью обучения // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 1. С. 15.
4. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7.5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов. М.: Новая школа, 1996. 48 с.
5.Бетелева Т.Г. Механизмы обработки непроизвольно воспринимаемой зрительной информации у детей // Физиология человека. 1995. Т. 21. № 5. С. 58.
6.Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М.: Наука, 1983. 175 с.
7.Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. М.: Наука, 1977. 175 с.
8.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: 1983., 265 с.
9.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999
10.Величковский Б.М.Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т. - М.: Академия, 2006
11.Введение в психологию/ Под ред. Петровского А.В. - М.: Академия, 1996
12.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психологического развития у детей. М.: 2002., 156 с.
13.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1973
14.Выготский Л.С. Проблема развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. М.: 1994., 257 с.
15.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: 1990.
16.ГрэйсКрайг, Дон Бокум Психология развития. - СПб.: Питер, 2005
17.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984
18.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004
19.Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М.: ВЛАДОС, 2000. 144 с.
20.Ермолаева М. В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии»;Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 176 с. (серия «Библиотека школьного психолога»).
21.Зейгарник Б. В. Патопсихология. Эксмо-Пресс., М.: 2000.
22.Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология.// Под ред. М.Р. Гинзбурга – М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 —352 с. (серия «Психологи отечества»).
23.Игнатьев Е. И., Лукин И. С., Громов М. Д.Психология/ Пособие для педагогических училищ (школьных). - М., «Просвещение», 1965
24.Ильина Г. М. Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011
25.Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Педагогическое общество России, 2001. 160 с.
26.Ломов Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии. М.: 1975.
27.Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. М.: 1975., №6., 168 с.
28.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии - СПб.: Питер, 2006.
29.Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы. М.: 1963., 325 с.
30.Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001
31. Морозова Л.В. Индивидуальные особенности зрительно-пространственного восприятия у детей 5.0–7.5 лет: Дис. канд. биол. наук. М., 1995. 186 с.
32. Морозова Л.В. Особенности зрительного восприятия и функциональное состояние мозга детей 5 и 7 лет // Вестник Поморского университета. 2002. № 1(3). С. 46.
33.Морозова Л.В., Звягина Н.В. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости // Вестник Поморского университета. 2003. № 2(4). С. 48.
34.Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников /под общей редакцией Т.В. АхутинойО.Б.Иншаковой. – М., 2008
35.Немов Р.С.Психология. В 3-х книгах. – М., Владос, 2003
36.Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей. Под. Ред. В.И.Лубовского. – Смоленск. 1994.
37.Общая психология/ Под ред. Гамезо М.В. - М.: Ось-89, 2007
38.Общая психология.// Под ред. Петровского А. В. – М.: Изд-во «Просвещение»,1986., 374с.
39.Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Под. Ред. Л.И.Романова, Н.А.Цыпиной – М., 1993.
40.Основы практической психологии / В. Панюк, Т. Титаренко, Н. Чепелева и др.: Учеб. К.:Лебедь, 1999. – 536 с.
41.Основы специальной психологии; Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой, — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
42.Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта:Московский психолого-социальный институт, 1998., 104 с.
43.Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская – СПб, 2003
44.Психология ощущений и восприятия. // По д ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова,М.Б.Михалевской., Изд.ЧеРо., М.: 1999.
45.Психология развития. // Под ред.Т. Д. Марцинковской., Академия., М.: 2001., 285 с.
46.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005
47.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001
48.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.,Академия., М.: 2002., 384 с.
49.Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Под ред. Д.А. Фарбер, Л.К. Семеновой, В.В. Алферовой и др. Л.: Наука, 1990. 198 с.
50.Узнадзе Д.Н. Общая психология. СПб.: Питер, 2004
51.Уленкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития.- Горький 1991.Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1991
52.Ульянкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: 1990., 513 с.
53.Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития. – М.: 1995.
54.Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе // Физиология человека, 2005. Т. 31. № 5. С. 26.
55.Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г., Горев А.С. и др. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности // Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. М.: Образование от А до Я, 2000. С. 82.
56.Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. М.: Образование “от А доЯ”, 2000. 312 с.
57.Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. // Под. ред.Антипченко И. А., М.: 2003., 490 с.
58.Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2003
59.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Пособие для учителей. – М., 1999.
60.Шипицына Л. М. ''Необучаемый'' ребёнок в семье и обществе. / СПб, 2002
61.ШиффманХ.Р.Ощущение и восприятие - СПб.: Питер, 2003.
62.Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: 1990. 427 с.
63.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды // Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П.- М.: 1989., 435 с.
64.Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – Воронеж., 1995., 456 с.

Купить эту работу

Особенности состояния процесса востриятия учащихся первого класса специальной (коррекционной) школы 7 вида

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ОБРАЗ И МОДЕЛЬ ЕГО АНАЛИЗА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Кроха и домашние животные: есть ли ограничения на общение?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Мир годовалого ребенка: фотокадр на одну персону

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Маленькие первооткрыватели: что может быть опасного в доме и как не допустить беды?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
180 ₽
Готовая работа

Развитие и общение ребенка до полугода

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблемы родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Как распознать женскую измену

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

В чем секрет счастливой семьи?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

МАЛЫШ ПОДРАСТАЕТ - ПОЯВЛЯЮТСЯ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Правильное поведение за столом деток от двух до пяти лет: приоткрываем занавес в мир взрослых

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Пост о принятии себя, раньше была одержима стремилась к недосягаемому совершенству, а сейчас приняла себя.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

картотека диагностических методик

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽