Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Взаимосвязь уровня интеллектуального и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

  • 92 страниц
  • 2014 год
  • 477 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность. В дошкольных образовательных учреждениях происходят инновационные процессы: но меняются методы и стиль работы, планирование приобретает одну из важнейших функций. При планировании работы в дошкольном учреждении воспитатели совместно с руководителем прогнозируют развитие всей воспитательно-образовательной работы на основе конкретного, эффективного и своевременного планирования. Педагоги ставят цели, разрабатывают задачи, альтернативные образовательные программы, предусматривая все проблемные вопросы на современном этапе, адаптируя их к новым условиям и высокому уровню развития и требованию общества.
Проблема интеллектуального развития в дошкольном возрасте глубоко рассмотрена в психологии и педагогике, так как именно в этом возрасте активно формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, развивается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Большинство психологов обращают особое внимание на психологические закономерности интеллектуального развития личности, на способы его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала, на его связь с другими феноменами.
Уровень интеллектуального развития непосредственно связан с эмо-циями и чувствами детей. Эти феномены являются внутренними потребно-стями дошкольников: их очень сложно обнаружить, так как окружающие воспринимают эмоциональное состояние не всегда реально или адекватно. Проблемы эмоционального состояния глубоко рассматривались многими отечественными и зарубежными психологами: С. Л. Рубинштейном, К. Изардом, Г.Х. Шингаровым, Н. С. Ежковой. Эмоции сопровождают ребенка на протяжении всей жизни и оказывают влияние на все сферы жизни и деятельности. Негативные эмоциональные процессы часто мешают в межличностных отношениях, затрудняют развитие коммуникативных и познавательных способностей (умений и навыков). Эмоциональные проблемы влияют на формирование интеллектуального развития личности дошкольника.
Степень разработанности проблемы.
Внимание к проблеме интеллектуального развития детей дошкольного возраста диктуется временем, теми изменениями, которые происходят в образовательном пространстве. Как бы ни менялись требования, технологии обучения и воспитания, формирование культуры интеллектуальной деятельности всегда остается ведущей в дошкольном учреждении. Успешность интеллектуального развития достигается средствами игровой деятельности, основанной на эмоциях и чувствах каждого ребенка. Большую роль в этом процессе играет мышление, поэтому важно знать теорию мышления, выдвинутую С.Л. Рубинштейном.
Проблемы интеллектуального мышления глубоко отражены в научных трудах Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцева. Большую популярность завоевали научные исследования К. Изарда, К.Н. Поливановой, С. Холла, которые рассматривали взаимосвязь между эмоциями и интеллектом. Связь этих феноменов, их уровень развития влияет на личностное развитие детей старшего дошкольного возраста, на подготовку к школьному обучению. Несмотря на теоретические исследования данных феноменов, увидеть их влияние друг на друга в условиях дошкольного учреждения сложно, порой невозможно.
Объект исследования: процесс интеллектуального и эмоционального развития в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности интеллектуального и эмоцио-нального развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень интеллектуального развития старших дошкольников тесно взаимосвязан с развитием эмоциональной сферы. Коррекция таких эмоциональных проявлений как тревожность, агрессивность, заниженная самооценка, дефицит эмоциональных связей со сверстниками способствуют развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня интеллектуального и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных учреждениях.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.
3. Исследовать взаимосвязь уровня интеллектуального и эмоционального развития в условиях вариативности дошкольного образования;
4. Разработать программу для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, проверить эффективность её реализации в практической деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение за детьми в процессе разных видов деятельности.
3. Тестирование.
4. Психолого-педагогический эксперимент.
Методики исследования:
1. Методика Т.Г. Макеевой «Восприятие и воспроизведение рассказа».
2. Методика «Смысловая память».
3. Методика «Сравнение понятий».
4. Методика «Классификация понятий», «Исключите лишнее слово».
5. Методика «Выделение существенных признаков».
6. Методика «Исследование личностной тревожности» (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен).
7. Методика «Лесенка» (модификация С.Г.Якобсон, В.Г. Шур).
8. Методика Дж. Морено «Социометрия» в адаптации Е.С. Кузьмина, Л.Я. Коломинского, В.Я. Ядова, И.П. Волкова.
Теоретическая значимостьисследования связана с изучением науч-ных статей и публикаций в различных журналах, помогающих понять сущность взаимосвязи двух психических процессов – интеллектуального и эмоционального в условиях реализации развивающего обучения в дошкольных учреждениях и ФГТ.
Практическая значимость. Изученный теоретический и практический материал позволили выделить психолого-педагогические условия для интеллектуального и эмоционального развития во всех видах деятельности дошкольников. Диагностика интеллектуального и эмоционального развития детей способствовала определению проблем и новых задач, направленных на развитии личностных качеств и способностей детей старшего дошкольного возраста. Практический материал можно использовать в работе воспитателей и психологов, работающих в дошкольном образовательном учреждении.
Структура дипломной работы:
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Использованы схемы, таблицы, диаграммы.

Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты исследования интеллектуального и эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Особенности развития психических феноменов у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста 11
1.3 Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 17
1.4 Проблема взаимосвязи интеллектуального и эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи интеллектуального и эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста 29
2.1 Организация и методики исследования интеллектуальной и эмоциональной сферы развития детей дошкольного возраста 29
2.2 Определение уровня интеллектуального развития у дошкольников 37
2.3 Определение уровня эмоционального развития у дошкольников 42
2.4 Статистический анализ результатов исследования 46
Выводы главе 2 54
Глава 3. Психолого-педагогические условия для развития интеллектуальной и эмоциональной сфер у старших дошкольников в ДОУ 55
3.1 Коррекционно – развивающая программа эмоциональной сферы старших дошкольников 55
3.2 Эффективность реализации проекта программы по эмоциональному развитию дошкольников 76
Выводы по главе 3 83
Заключение 84
Список литературы 86
Приложение 91


Интеллектуальное и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста связано с навыками овладения разных видов мышления: мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели, планировать свои действия и реализовывать их в продуктивной или игровой деятельности. Формирование и совершенствование наглядно-образного мышления - узловой момент в умственном развитии каждого дошкольника. Способность к оперированию представлениями возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка - развитие предметных и орудийных действий, речи, подражания, игровой деятельности. Интеллектуальные процессы тесно связаны с формированием и развитием психических феноменов, в том числе, эмоций.
Было определено, что проявление эмоциональных явлений зависит от самоконтроля, от умения детей сопереживать, сочувствовать. Сознательное восприятие эмоционального состояния связано с воспоминаниями, причинно-следственными выводами, четкими представлениями, как реагировать в ситуации с учетом социального контекста. Детскому мозгу приходится работать больше, интенсивнее, чем взрослому, особенно в тех ситуациях, когда надо регулировать дисциплину, поведение, то есть регулировать свои эмоции. К 5-6 годам дошкольники осваивают сложные стратегии – происходит интерпретация смысла событий, явлений для управления эмоциональными суждениями. Однако способность управлять эмоциями приводит к скрытию своих истинных чувств, что приводит к двойной жизни в подростковом возрасте.
Для выявления взаимосвязи между уровнем интеллектуального развития и эмоционального развития в дошкольном возрасте нами была проведена опытно-экспериментальная работа. В эксперименте принимали участие дошкольники 5-6 лет, в количестве 50 человек. Были сформированы две группы по 25 человек - экспериментальная и контрольная.
Экспериментальная работа имела две части: вначале был исследован уровень интеллектуального развития старших дошкольников, затем – эмо-циональная сфера детей. Исследование проводилось в индивидуальной и коллективной формах. На основе диагностики выяснилось, что дошкольники имеют в основном средний уровень развития интеллектуальных способностей, имеют повышенный уровень тревожности, несколько заниженную самооценку, низкие эмоциональные взаимосвязи со сверстниками, быстро меняющийся эмоциональный фон с проявлениями агрессивности, капризности, тревожности, страхов.
Корреляционный анализ данных показал, что интеллектуальное развитие детей тесно взаимосвязано с их эмоциональным состоянием. Чем выше тревожность детей, чем больше выражен негативный эмоциональный фон, чем ниже самооценка детей и чем хуже развиты эмоциональные связи со сверстниками, тем ниже уровень интеллектуального развития старших дошкольников. По результатам первичного исследования была составлена программакоррекции эмоциональных состояний детей и развития их эмоциональной сферы.
Контрольное исследование доказало, что реализованная программа имела результативность. Мыслительные процессы по последовательности действий дошкольников – анализ, сравнение, обобщение и классификация показали, что в группе, где проходили занятия результаты гораздо выше, чем в контрольной группе.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Уровень интеллектуального развития старших дошкольников тесно взаимосвязан с развитием эмоциональной сферы. Коррекция таких эмоциональных проявлений как тревожность, агрессивность, заниженная самооценка, дефицит эмоциональных связей со сверстниками способствуют развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

1. Аванесова В.Н. Дидактические игры. /Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. / под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М., 2009. – 80с.
2. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. /Вопросы психологии, 2005. - № 6. – С.45-48.
3. Акимова Н.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков. - СПб., 2008. – 106с.
4. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок: Психологическая помощь семье от 1до 7 лет: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2012. – 224с.
5. Алексеева Е.О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений. - М., 2002. – 80с.
6. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. Истоки: Примерная ос-новная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Сфера, 2013. – 320 с.
7. Амодт С. Тайны мозга вашего ребенка / С. Амодт, С. Вонг; пер. с англ. К. Савельева. – М.: Эксмо, 2012. – 480с.
8. Антонова О.В. Умные дети. Умные игры: Развивающие игры и упражнения для дошкольников / О.В. Антонова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 135с.
9. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.
10. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись играя: тренировка интеллекта. – Харьков, 2007. – 98с..
11. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова. – М.: Академия , 2008. – 240 с.
12. Бурков Ф.М. О психическом развитии ребёнка. - М., 2008. - 89с.
13. Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников / Л.В. Васильченко. – М, 2000. – 180с.
14. Велиева С.В. Развитие представлений дошкольников о психических состояниях // Психология психических состояний. Вып. 2 / Под ред. А. О. Прохорова. Казань, 1999. С. 183–197.
15. Венгер Л. А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. – 335с.
16. Венгер Л. А. Развитие мышления дошкольника / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - Дошкольное воспитание – 2012. - № 7.
17. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способно-стей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М., 2009.
18. Виилма Л. Главная книга о воспитании детей, или о том, как помочь ребенку стать счастливым. – М.: Астрель;Владимир:ВКТ, 2012. – 318.
19. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной - М.: Педагогика, 2001.- 272с.
20. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2004.
21. Гегенкамп К. Феномен Индиго: Дети нового поколения / перев.с англ. – М.: ООО Издательство София, 2012. – 288с.
22. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей ее особенности / Дошкольное воспитание. – 2009. - № 11.
23. Глушенкова М. Юный мыслитель / Мой ребенок. – М.: Изд. дом Бурда, 2012. - № 1. – С.74-76.
24. ГодфруаЖ. Что такое психология / Ж. Годфруа. - М.: Мир, т.1, 2002. - 420с.
25. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2004. – 258с.
26. Детская практическая психология: Учебник//Под. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.
27. Детская психология / Под ред. Я.Л. Копошинского, Е.А. Панько - Минск, 2008. – 280с.
28. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 237 с.
29. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы эмпирические исследования. - М., 2007. – 230с.
30. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: Московский психолого-социальный, 2001. – 290с.
31. Зак А.З. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.
32. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. - М., 2006. – 260с.
33. Изард К. Эмоции человека. - М., 1999. – 340с.
34. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова. – М.: Академия, 2004. – 283 с.
35. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен. – М.: Академия, 2009. – 109 с.
36. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
37. Кошелева, А.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для вузов / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003. – 166 с.
38. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. – 480с.
39. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – М., 2007. – 240 с.
40. Логвинова В.И. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студ. пед. институтов / В.И. Логвинова, П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 2011. – 270с.
41. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры:Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. - 48 с.
42. Никитина Т.Б. Как развивать память у детей. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 320с.
43. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / Л.Ф. Обухова. - М., 2009. – 140с.
44. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. - М., 2010. – 230с.
45. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2012. - 304 с.
46. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников / Возрастная и педагогическая психология / Н.Н. Поддьяков. - М., 2002.
47. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие / Я.А. По-номарев. - М., 2008. – 89с.
48. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002. – 370с.
49. Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е.Ф. Проскура. - Киев, 2011.
50. ПрохоровА.О.,ВелиеваС.В.Психическиесостояниядетей дошкольноговозраста//Вопросыпсихологии.-2003.- №5.- с.56-66.
51. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2006. - № 4. - С. 24 – 35.
52. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М., 2008. – 380с.
53. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Гавриловой. - М., 2004.
54. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство Гном и Д», 2010 – 96 с.
55. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2004.
57. Синельников В. Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач / Дошкольное воспитание. – 1996. - № 8.
58. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М., 2004.
59. Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуаль-ного развития современного ребенка. // Детский сад от А до Я. – 2009. - №1.
60. Холл С. Дети: Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения / перев.с англ. Предисловие Н.Д. Виноградова. – М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012. – 450с.
61. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – СПб., 2008. – 138с.
62. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 362 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность. В дошкольных образовательных учреждениях происходят инновационные процессы: но меняются методы и стиль работы, планирование приобретает одну из важнейших функций. При планировании работы в дошкольном учреждении воспитатели совместно с руководителем прогнозируют развитие всей воспитательно-образовательной работы на основе конкретного, эффективного и своевременного планирования. Педагоги ставят цели, разрабатывают задачи, альтернативные образовательные программы, предусматривая все проблемные вопросы на современном этапе, адаптируя их к новым условиям и высокому уровню развития и требованию общества.
Проблема интеллектуального развития в дошкольном возрасте глубоко рассмотрена в психологии и педагогике, так как именно в этом возрасте активно формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, развивается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Большинство психологов обращают особое внимание на психологические закономерности интеллектуального развития личности, на способы его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала, на его связь с другими феноменами.
Уровень интеллектуального развития непосредственно связан с эмо-циями и чувствами детей. Эти феномены являются внутренними потребно-стями дошкольников: их очень сложно обнаружить, так как окружающие воспринимают эмоциональное состояние не всегда реально или адекватно. Проблемы эмоционального состояния глубоко рассматривались многими отечественными и зарубежными психологами: С. Л. Рубинштейном, К. Изардом, Г.Х. Шингаровым, Н. С. Ежковой. Эмоции сопровождают ребенка на протяжении всей жизни и оказывают влияние на все сферы жизни и деятельности. Негативные эмоциональные процессы часто мешают в межличностных отношениях, затрудняют развитие коммуникативных и познавательных способностей (умений и навыков). Эмоциональные проблемы влияют на формирование интеллектуального развития личности дошкольника.
Степень разработанности проблемы.
Внимание к проблеме интеллектуального развития детей дошкольного возраста диктуется временем, теми изменениями, которые происходят в образовательном пространстве. Как бы ни менялись требования, технологии обучения и воспитания, формирование культуры интеллектуальной деятельности всегда остается ведущей в дошкольном учреждении. Успешность интеллектуального развития достигается средствами игровой деятельности, основанной на эмоциях и чувствах каждого ребенка. Большую роль в этом процессе играет мышление, поэтому важно знать теорию мышления, выдвинутую С.Л. Рубинштейном.
Проблемы интеллектуального мышления глубоко отражены в научных трудах Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцева. Большую популярность завоевали научные исследования К. Изарда, К.Н. Поливановой, С. Холла, которые рассматривали взаимосвязь между эмоциями и интеллектом. Связь этих феноменов, их уровень развития влияет на личностное развитие детей старшего дошкольного возраста, на подготовку к школьному обучению. Несмотря на теоретические исследования данных феноменов, увидеть их влияние друг на друга в условиях дошкольного учреждения сложно, порой невозможно.
Объект исследования: процесс интеллектуального и эмоционального развития в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности интеллектуального и эмоцио-нального развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень интеллектуального развития старших дошкольников тесно взаимосвязан с развитием эмоциональной сферы. Коррекция таких эмоциональных проявлений как тревожность, агрессивность, заниженная самооценка, дефицит эмоциональных связей со сверстниками способствуют развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить взаимосвязь уровня интеллектуального и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных учреждениях.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.
3. Исследовать взаимосвязь уровня интеллектуального и эмоционального развития в условиях вариативности дошкольного образования;
4. Разработать программу для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, проверить эффективность её реализации в практической деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение за детьми в процессе разных видов деятельности.
3. Тестирование.
4. Психолого-педагогический эксперимент.
Методики исследования:
1. Методика Т.Г. Макеевой «Восприятие и воспроизведение рассказа».
2. Методика «Смысловая память».
3. Методика «Сравнение понятий».
4. Методика «Классификация понятий», «Исключите лишнее слово».
5. Методика «Выделение существенных признаков».
6. Методика «Исследование личностной тревожности» (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен).
7. Методика «Лесенка» (модификация С.Г.Якобсон, В.Г. Шур).
8. Методика Дж. Морено «Социометрия» в адаптации Е.С. Кузьмина, Л.Я. Коломинского, В.Я. Ядова, И.П. Волкова.
Теоретическая значимостьисследования связана с изучением науч-ных статей и публикаций в различных журналах, помогающих понять сущность взаимосвязи двух психических процессов – интеллектуального и эмоционального в условиях реализации развивающего обучения в дошкольных учреждениях и ФГТ.
Практическая значимость. Изученный теоретический и практический материал позволили выделить психолого-педагогические условия для интеллектуального и эмоционального развития во всех видах деятельности дошкольников. Диагностика интеллектуального и эмоционального развития детей способствовала определению проблем и новых задач, направленных на развитии личностных качеств и способностей детей старшего дошкольного возраста. Практический материал можно использовать в работе воспитателей и психологов, работающих в дошкольном образовательном учреждении.
Структура дипломной работы:
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Использованы схемы, таблицы, диаграммы.

Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты исследования интеллектуального и эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Особенности развития психических феноменов у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста 11
1.3 Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 17
1.4 Проблема взаимосвязи интеллектуального и эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи интеллектуального и эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста 29
2.1 Организация и методики исследования интеллектуальной и эмоциональной сферы развития детей дошкольного возраста 29
2.2 Определение уровня интеллектуального развития у дошкольников 37
2.3 Определение уровня эмоционального развития у дошкольников 42
2.4 Статистический анализ результатов исследования 46
Выводы главе 2 54
Глава 3. Психолого-педагогические условия для развития интеллектуальной и эмоциональной сфер у старших дошкольников в ДОУ 55
3.1 Коррекционно – развивающая программа эмоциональной сферы старших дошкольников 55
3.2 Эффективность реализации проекта программы по эмоциональному развитию дошкольников 76
Выводы по главе 3 83
Заключение 84
Список литературы 86
Приложение 91


Интеллектуальное и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста связано с навыками овладения разных видов мышления: мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели, планировать свои действия и реализовывать их в продуктивной или игровой деятельности. Формирование и совершенствование наглядно-образного мышления - узловой момент в умственном развитии каждого дошкольника. Способность к оперированию представлениями возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка - развитие предметных и орудийных действий, речи, подражания, игровой деятельности. Интеллектуальные процессы тесно связаны с формированием и развитием психических феноменов, в том числе, эмоций.
Было определено, что проявление эмоциональных явлений зависит от самоконтроля, от умения детей сопереживать, сочувствовать. Сознательное восприятие эмоционального состояния связано с воспоминаниями, причинно-следственными выводами, четкими представлениями, как реагировать в ситуации с учетом социального контекста. Детскому мозгу приходится работать больше, интенсивнее, чем взрослому, особенно в тех ситуациях, когда надо регулировать дисциплину, поведение, то есть регулировать свои эмоции. К 5-6 годам дошкольники осваивают сложные стратегии – происходит интерпретация смысла событий, явлений для управления эмоциональными суждениями. Однако способность управлять эмоциями приводит к скрытию своих истинных чувств, что приводит к двойной жизни в подростковом возрасте.
Для выявления взаимосвязи между уровнем интеллектуального развития и эмоционального развития в дошкольном возрасте нами была проведена опытно-экспериментальная работа. В эксперименте принимали участие дошкольники 5-6 лет, в количестве 50 человек. Были сформированы две группы по 25 человек - экспериментальная и контрольная.
Экспериментальная работа имела две части: вначале был исследован уровень интеллектуального развития старших дошкольников, затем – эмо-циональная сфера детей. Исследование проводилось в индивидуальной и коллективной формах. На основе диагностики выяснилось, что дошкольники имеют в основном средний уровень развития интеллектуальных способностей, имеют повышенный уровень тревожности, несколько заниженную самооценку, низкие эмоциональные взаимосвязи со сверстниками, быстро меняющийся эмоциональный фон с проявлениями агрессивности, капризности, тревожности, страхов.
Корреляционный анализ данных показал, что интеллектуальное развитие детей тесно взаимосвязано с их эмоциональным состоянием. Чем выше тревожность детей, чем больше выражен негативный эмоциональный фон, чем ниже самооценка детей и чем хуже развиты эмоциональные связи со сверстниками, тем ниже уровень интеллектуального развития старших дошкольников. По результатам первичного исследования была составлена программакоррекции эмоциональных состояний детей и развития их эмоциональной сферы.
Контрольное исследование доказало, что реализованная программа имела результативность. Мыслительные процессы по последовательности действий дошкольников – анализ, сравнение, обобщение и классификация показали, что в группе, где проходили занятия результаты гораздо выше, чем в контрольной группе.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Уровень интеллектуального развития старших дошкольников тесно взаимосвязан с развитием эмоциональной сферы. Коррекция таких эмоциональных проявлений как тревожность, агрессивность, заниженная самооценка, дефицит эмоциональных связей со сверстниками способствуют развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

1. Аванесова В.Н. Дидактические игры. /Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. / под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М., 2009. – 80с.
2. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. /Вопросы психологии, 2005. - № 6. – С.45-48.
3. Акимова Н.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков. - СПб., 2008. – 106с.
4. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок: Психологическая помощь семье от 1до 7 лет: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2012. – 224с.
5. Алексеева Е.О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений. - М., 2002. – 80с.
6. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. Истоки: Примерная ос-новная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Сфера, 2013. – 320 с.
7. Амодт С. Тайны мозга вашего ребенка / С. Амодт, С. Вонг; пер. с англ. К. Савельева. – М.: Эксмо, 2012. – 480с.
8. Антонова О.В. Умные дети. Умные игры: Развивающие игры и упражнения для дошкольников / О.В. Антонова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 135с.
9. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.
10. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись играя: тренировка интеллекта. – Харьков, 2007. – 98с..
11. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова. – М.: Академия , 2008. – 240 с.
12. Бурков Ф.М. О психическом развитии ребёнка. - М., 2008. - 89с.
13. Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников / Л.В. Васильченко. – М, 2000. – 180с.
14. Велиева С.В. Развитие представлений дошкольников о психических состояниях // Психология психических состояний. Вып. 2 / Под ред. А. О. Прохорова. Казань, 1999. С. 183–197.
15. Венгер Л. А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. – 335с.
16. Венгер Л. А. Развитие мышления дошкольника / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - Дошкольное воспитание – 2012. - № 7.
17. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способно-стей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М., 2009.
18. Виилма Л. Главная книга о воспитании детей, или о том, как помочь ребенку стать счастливым. – М.: Астрель;Владимир:ВКТ, 2012. – 318.
19. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной - М.: Педагогика, 2001.- 272с.
20. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2004.
21. Гегенкамп К. Феномен Индиго: Дети нового поколения / перев.с англ. – М.: ООО Издательство София, 2012. – 288с.
22. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей ее особенности / Дошкольное воспитание. – 2009. - № 11.
23. Глушенкова М. Юный мыслитель / Мой ребенок. – М.: Изд. дом Бурда, 2012. - № 1. – С.74-76.
24. ГодфруаЖ. Что такое психология / Ж. Годфруа. - М.: Мир, т.1, 2002. - 420с.
25. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2004. – 258с.
26. Детская практическая психология: Учебник//Под. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.
27. Детская психология / Под ред. Я.Л. Копошинского, Е.А. Панько - Минск, 2008. – 280с.
28. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 237 с.
29. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы эмпирические исследования. - М., 2007. – 230с.
30. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: Московский психолого-социальный, 2001. – 290с.
31. Зак А.З. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.
32. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. - М., 2006. – 260с.
33. Изард К. Эмоции человека. - М., 1999. – 340с.
34. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова. – М.: Академия, 2004. – 283 с.
35. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен. – М.: Академия, 2009. – 109 с.
36. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
37. Кошелева, А.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для вузов / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003. – 166 с.
38. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. – 480с.
39. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – М., 2007. – 240 с.
40. Логвинова В.И. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студ. пед. институтов / В.И. Логвинова, П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 2011. – 270с.
41. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры:Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. - 48 с.
42. Никитина Т.Б. Как развивать память у детей. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 320с.
43. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / Л.Ф. Обухова. - М., 2009. – 140с.
44. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. - М., 2010. – 230с.
45. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2012. - 304 с.
46. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников / Возрастная и педагогическая психология / Н.Н. Поддьяков. - М., 2002.
47. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие / Я.А. По-номарев. - М., 2008. – 89с.
48. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002. – 370с.
49. Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е.Ф. Проскура. - Киев, 2011.
50. ПрохоровА.О.,ВелиеваС.В.Психическиесостояниядетей дошкольноговозраста//Вопросыпсихологии.-2003.- №5.- с.56-66.
51. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2006. - № 4. - С. 24 – 35.
52. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М., 2008. – 380с.
53. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Гавриловой. - М., 2004.
54. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство Гном и Д», 2010 – 96 с.
55. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2004.
57. Синельников В. Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач / Дошкольное воспитание. – 1996. - № 8.
58. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М., 2004.
59. Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуаль-ного развития современного ребенка. // Детский сад от А до Я. – 2009. - №1.
60. Холл С. Дети: Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения / перев.с англ. Предисловие Н.Д. Виноградова. – М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012. – 450с.
61. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – СПб., 2008. – 138с.
62. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 362 с.

Купить эту работу

Взаимосвязь уровня интеллектуального и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Подростковая застенчивость причины и средства коррекции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Формирование наглядно образного мышления у умственно отсталых детей 6-7 лет специальной(коррекционной)школы 8 вида

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

На выбор автора

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Особенности восприятия рекламы представителями разных этнических групп.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Основные понятия и техники клиент - центрированной терапии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологическая характеристика стилей руководства

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника(школьника)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Методы изучения социально психологических факторов определяющих формирование характера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Семья в трудной жизненной ситуации (на примере выхода ребенка в школу)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

1. Тема: Пути и приемы формирования мотивации достижения успеха младших школьников с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь коммуникативной компетентности и нормативности поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Маньяк и жертва

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽