Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

  • 79 страниц
  • 2014 год
  • 572 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность. Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, коммуникативной, творческих занятий. Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения, с профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, часто не осознающими особенности физического и психического состояния повзрослевших детей. Учебный процесс, успехи и неудачи, отношения в коллективе сверстников, внешность напрямую влияет на самооценку подростков и реализуемую ими деятельность.
В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [27].Это свидетельствует о том, чтосамооценка это важный компонент развивающейся личности, в частности, ее самосознания. При неправильном формировании самооценки личностное развитие идет по неблагоприятному пути: возникают эмоциональные и поведенческие отклонения. В свою очередь, эти отклонения причина формирования такой фундаментальной и нежелательной черты личности, как неуверенность.Данные психические факторы негативно сказывается на учебной деятельности подростков.
Изучение индивидуально-психологических особенностей подростков всегда привлекало и привлекает внимание исследователей. Большой вклад в исследование проблемы генезиса, вопросов воспитания и развития эмоционально-личностной сферы подростков внесли такие ученые как: М.И. Буянов, А.И. Захаров, И.С. Кон[25], Й.Лангеймейр, З.Матейчик, В.С. Мухина[33], М. Скофилд, А.С.Спиваковская, М. Хофман, Р.Эванс.
Проблема самооценки подростков является одной из наиболее важных проблем современной школы и лежит в основе всего образовательного процесса: активности или пассивности на уроках, успеваемости, тревожности, межличностных отношений.Изучению самооценки, причин её формирования и влияния на деятельность и её результаты посвящены труды К. Левина, У. Джемса, А.В.Захаровой,Г.К.Валицкаса и других.
Однако необходимо отметить, что, несмотря на интерес, который отмечается к данной теме среди теоретических и практических исследователей, проблема влияния школьной тревожности на самооценку подростков, особенности их взаимодействия с социумом, остается одной из наиболее актуальных проблем психологии и педагогики.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении особенностейшкольной тревожности и самооценки подростка, разработки практических рекомендаций для родителей, педагогов, подростков для эффективности учебно-воспитательного процесса.
Объект исследования: психология подростка.
Предмет исследования: исследование особенностей школьной тревожности и самооценки в подростковом возрасте
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме самооценки в подростковом возрасте.
2. Подготовить комплекс методов для исследования самооценки и школьнойтревожности в подростковом возрасте.
3. Проанализировать полученные результаты исследования.
4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей.
Гипотеза исследования: в подростковом возрастенаблюдается высокий уровень школьной тревожности и низкий уровень самооценки, которые определяют социальную адаптацию подростков и служат регулятором поведения.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс следующих методов исследования:
1. теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования;
2. метод исследования самооценки поТ.В. Дембо- С.Я.Рубинштейн;
3. Тест С. Розенцвейга (модификация Н.В. Тарабриной);
4. методика изучения школьной тревожности подростков (Филлипс-тест).
Практическая значимость исследования заключается в возможности изучить особенности школьной тревожности и самооценки у подростков
Экспериментальная база исследования:в исследовании принимали участие школьники 7-9 классов МКОУ СОШ №6 г.Ханты-Мансийска, вколичестве 40 человек.
Структура работывыпускная квалификационная работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 62 источника, четырёх таблиц, девяти рисунков и четырёх приложений.


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 6
1.2. Факторы развития самооценки в подростковом возрасте 12
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ ТЕРВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 33
2.1. Организация, методы и методики исследования самооценки подростков 33
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и её роль 38
в учебной деятельности подростков 38
2.3.Практические рекомендации участниками педагогического процесса 45
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60


В современном российском обществе в настоящее время происходит глобальная перестройка как общественных норм и ценностей, так и личностных ценностей и ориентиров. По-нашему мнению, наиболее важным этапом становления личности с этой точки зрения является подростковый возраст, когда идет закладка личностного фундамента – Я-концепции, самосознания, системы мотивов, закрепление определенных черт характера. Изучение особенностей школьной тревожности исамооценки видится нам наиболее интересным и перспективным направлением дальнейшего изучения социальной сущности развития личности в обществе.
В образовательном процессе проблемы межличностного общения могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением детей в обществе. Однако они все равно проявятся в неформальном общении, в группах, сформированных по интересам. Потребность в общении ярко проявляется в подростковом возрасте – эта потребность входит в «пятерку» базовых потребностей (еда, питье, сон, одежда). Педагоги в образовательных учреждениях часто блокируют эту потребность, а это приводит к поиску удовлетворения этой потребности на улице, а, следовательно, приводит к формированию неадекватной самооценки. Завышенная или заниженная самооценка в подростковом возрасте приводит к нарушению социальной адаптации и дезадаптации личности. Данный негативный процесс в подростковой среде создает возможности для конфликтных ситуаций с ровесниками, педагогами и родителями. При определенных социальных условиях такие процессы приводят к появлению девиантного поведения [43, с. 81].
В результате теоретического и практического исследования было определено, что успешность тех или иных действий подростков, их собственная оценка себя и своих поступков, а также оценка окружающих людей формирует самооценку. Самооценка может быть достаточно адекватной только в том случае, если каждый подросток осознает и воспринимает свои сильные и слабые стороны, а также может быть и неадекватной, когда он или очень критично подходит к своим поступкам, или, наоборот, ведет себя инфантильно.
В любом случае, самооценка и система сформированных нравственно-этических норм и ценностей в подростковом возрасте выступают в качестве регуляторов последующего поведения человека в социуме.
Реальное практическое исследование самооценки и причин, влияющих на её становление и развитие у подростков, было проведено с использованием пяти методик: «Диагностика самооценки»Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, тест С. Розенцвейга (модификация Н.В. Тарабриной), «Тест школьной тревожности Филлипса.
Исследование показало, что уровень самооценки у подростков зависит от межличностного взаимоотношения с окружающими людьми: ровесниками, педагогами, родителями.Социальное окружение значительно влияет на формирование личности, поэтому целесообразно проводить коррекционную работу не только с подростками по повышению их самооценки, но и с их родителями. Особо эффективны тренинговые занятия.
Исследование школьной тревожности у подростков определило, что на её уровень влияют следующие факторы: социальная школьная тревожность, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения и ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающим (ровесников) и страх перед учителями, связанный с проблемами взаимоотношений, низкая физиологическая сопротивляемость стрессам. Высокая школьная тревожность отражается на волевой регуляции подростка, на обретении самоконтроля над своими поступками, мешает в достижении успеха, формирует неадекватную – заниженную или завышенную самооценку.
Повышенная школьная тревожность зависит от психического развития детей подросткового возраста: негативный эмоциональный опыт, частичное непонимание ровесников или конфликтные межличностные отношения в подростковой среде определяет актуальные переживания и способствует увеличению и сохранению тревожности. Подростковый возраст – это «возрастной пик тревожности», зависящих от социальных факторов и потребностей школьников. Исследуемый нами возраст показывает, что высокая школьная тревожность выступает как неконструктивная. Однако появление и сохранение тревожности длительное время негативно влияет как на учебную деятельность, так и на личностное развитие. Поэтому знание причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствующей снижению тревожности и формированию адекватной самооценки и поведения у подростков.
Исследование проблем подросткового возраста позволило определить главную идею: для нормального функционирования подростков в образовательном учреждении необходимо, чтобы существовало равновесие трех сил: взаимопонимание родителей и подростков, взаимопонимание педагогов и подростков и взаимопонимание друг друга в подростковой среде.
В процессе работы были разработаны практические рекомендации. Данные практические рекомендации направлены на устранение причин и последствий проблемного межличностного общения в общеобразовательном учреждении, на формирование позитивной самооценки и снижения уровня тревожности.
Таким образом, гипотеза исследования о том, подростковом возрасте наблюдается высокий уровень школьной тревожности и низкий уровень самооценки, которые определяют социальную адаптацию подростков и служат регулятором поведения, была опровергнута.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2009. – с. 672.
2. Алексеев В.А. Развитие самооценки на рубеже подросткового и юношеского возраста. - М. 2005. – 170с.
3Аракелов Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции /Н. Аракелов, Н. Шишкова// Вестник МУ, сер. Психология – 2008 - №1 – С. 18-27
4. Асеев В. Возрастная психология. – Иркутск, ДРОФА, 2009. - 456 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2008. – 367с.
6. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 2009.- 311 с.
7. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтере. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2009. - 512 с.
8. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
9. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М.: АСАDЕМА, 1999. - 317 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2004. – 98 с.
11. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 2012. –Т.2. № 4. – С.99-100.
12. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо.- М.: ВЕЧЕ, 2000. - 311 с.
13. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского.– М.: АСАDЕМА,2009. - 567 с.
14. Волков Б.С. Психология подростка. - СПб. : Питер, 2010. – 240с.
15. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. -М., 1993.-T.3 - 364с.
16. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова - М., 2008. - 138с.
17. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2006. – 490с.
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2006. – 350с.
19. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., Высшая школа, 2000. - 316 с.
20. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранная психология тр.: в 2-х т.-М., 2006.- С.27-29.
21. Захаров А.И. Детские неврозы. - СПб., 2005. - 192с.
22. Зелуганова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний, и его влияние на личностные особенности. - М., 2005. – 160с.
23. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М., Просвещение, 2001. – с. 195
24. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправления недостатков характера у детей и подростков. - М., 2004. - 223с.
25. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Академия, 2010. – 394 с.
26. Краткий психологический словарь // Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 270с.
27. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. – М.: Питер, 2003. – 416 с.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Форум, 2010.
29. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Форум, 2001. - 168с.
30. Липкина А.И. К вопросу о методах владения самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблема диагностики умственного развития. - М., 2005. – 170с.
31. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1998. – 90с.
32. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 2008. – 370с.
33. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. Вузов: 5-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 456с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология – М., 2003. – с. 522.
35. Мылкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.: Эксмо , 2004- с. 896
36. Немов Р.С. Психология. - М., 2006. – 608.
37. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., Академия, 2007.
38. Петровский А.В. Общая психология. - М., 2006.
39. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2007.
40. Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. В.Д. Шадрикова.- М., 2009.
41. Полевая М.В. Психологический практикум / М.В. Полевая, Е.В.Кумыкова М:. МГИИТ, 2012.
42. Потемкина О.Ф. Психологические тесты для подростков: Практическая психология / О.Ф.Потемкина, Е.Ф.Потемкина. – М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2005. – С.138-142.
43. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 574с.
44. Реан А.А. Психолого-педагогическая служба школы. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 245с.
45. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
46. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы столкновения личности. - М.: Мир, 2004. — 320с.
47. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 2005.-529с.
48. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М., 1988. - 113с.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб., Питер 2007.
50. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., Школа-Пресс, 2009. – 420с.
51. Столяренко Л.Д Психология. - Ростов н/Д: «Феникс»,2003. – 448с.
52. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
53. Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: ВАКО, 2010. – 254с.
54. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М., Педагогика, 2008. – 114с.
55. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2009.
56. Фридман Л.М. Психология в современной школе: Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
57. Фрейд З. Психология бессознательного. – М. Свет,; 1999 – 404 с.
58.. Хорни К. Наши внутренние конфликты: Конструктивная теория неврозов. – СПб.: Лань, 2007 – 240 с.
59. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей: Педагогический факультет. - М.: Изд-во МГУ, 2009.- 192 с.
60. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия. - Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. - М.: Академия, 2010. – 400 с.
61. Эриксон Э. Иденстичность: юность и кризис. - М.: Прогресс,2006. – 366 с.
62. Эльконин Д.Б. Размышления над проектом. – М., 2011. – 140с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность. Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, коммуникативной, творческих занятий. Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения, с профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, часто не осознающими особенности физического и психического состояния повзрослевших детей. Учебный процесс, успехи и неудачи, отношения в коллективе сверстников, внешность напрямую влияет на самооценку подростков и реализуемую ими деятельность.
В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [27].Это свидетельствует о том, чтосамооценка это важный компонент развивающейся личности, в частности, ее самосознания. При неправильном формировании самооценки личностное развитие идет по неблагоприятному пути: возникают эмоциональные и поведенческие отклонения. В свою очередь, эти отклонения причина формирования такой фундаментальной и нежелательной черты личности, как неуверенность.Данные психические факторы негативно сказывается на учебной деятельности подростков.
Изучение индивидуально-психологических особенностей подростков всегда привлекало и привлекает внимание исследователей. Большой вклад в исследование проблемы генезиса, вопросов воспитания и развития эмоционально-личностной сферы подростков внесли такие ученые как: М.И. Буянов, А.И. Захаров, И.С. Кон[25], Й.Лангеймейр, З.Матейчик, В.С. Мухина[33], М. Скофилд, А.С.Спиваковская, М. Хофман, Р.Эванс.
Проблема самооценки подростков является одной из наиболее важных проблем современной школы и лежит в основе всего образовательного процесса: активности или пассивности на уроках, успеваемости, тревожности, межличностных отношений.Изучению самооценки, причин её формирования и влияния на деятельность и её результаты посвящены труды К. Левина, У. Джемса, А.В.Захаровой,Г.К.Валицкаса и других.
Однако необходимо отметить, что, несмотря на интерес, который отмечается к данной теме среди теоретических и практических исследователей, проблема влияния школьной тревожности на самооценку подростков, особенности их взаимодействия с социумом, остается одной из наиболее актуальных проблем психологии и педагогики.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении особенностейшкольной тревожности и самооценки подростка, разработки практических рекомендаций для родителей, педагогов, подростков для эффективности учебно-воспитательного процесса.
Объект исследования: психология подростка.
Предмет исследования: исследование особенностей школьной тревожности и самооценки в подростковом возрасте
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме самооценки в подростковом возрасте.
2. Подготовить комплекс методов для исследования самооценки и школьнойтревожности в подростковом возрасте.
3. Проанализировать полученные результаты исследования.
4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей.
Гипотеза исследования: в подростковом возрастенаблюдается высокий уровень школьной тревожности и низкий уровень самооценки, которые определяют социальную адаптацию подростков и служат регулятором поведения.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс следующих методов исследования:
1. теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования;
2. метод исследования самооценки поТ.В. Дембо- С.Я.Рубинштейн;
3. Тест С. Розенцвейга (модификация Н.В. Тарабриной);
4. методика изучения школьной тревожности подростков (Филлипс-тест).
Практическая значимость исследования заключается в возможности изучить особенности школьной тревожности и самооценки у подростков
Экспериментальная база исследования:в исследовании принимали участие школьники 7-9 классов МКОУ СОШ №6 г.Ханты-Мансийска, вколичестве 40 человек.
Структура работывыпускная квалификационная работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 62 источника, четырёх таблиц, девяти рисунков и четырёх приложений.


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 6
1.2. Факторы развития самооценки в подростковом возрасте 12
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ ТЕРВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 33
2.1. Организация, методы и методики исследования самооценки подростков 33
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и её роль 38
в учебной деятельности подростков 38
2.3.Практические рекомендации участниками педагогического процесса 45
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60


В современном российском обществе в настоящее время происходит глобальная перестройка как общественных норм и ценностей, так и личностных ценностей и ориентиров. По-нашему мнению, наиболее важным этапом становления личности с этой точки зрения является подростковый возраст, когда идет закладка личностного фундамента – Я-концепции, самосознания, системы мотивов, закрепление определенных черт характера. Изучение особенностей школьной тревожности исамооценки видится нам наиболее интересным и перспективным направлением дальнейшего изучения социальной сущности развития личности в обществе.
В образовательном процессе проблемы межличностного общения могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением детей в обществе. Однако они все равно проявятся в неформальном общении, в группах, сформированных по интересам. Потребность в общении ярко проявляется в подростковом возрасте – эта потребность входит в «пятерку» базовых потребностей (еда, питье, сон, одежда). Педагоги в образовательных учреждениях часто блокируют эту потребность, а это приводит к поиску удовлетворения этой потребности на улице, а, следовательно, приводит к формированию неадекватной самооценки. Завышенная или заниженная самооценка в подростковом возрасте приводит к нарушению социальной адаптации и дезадаптации личности. Данный негативный процесс в подростковой среде создает возможности для конфликтных ситуаций с ровесниками, педагогами и родителями. При определенных социальных условиях такие процессы приводят к появлению девиантного поведения [43, с. 81].
В результате теоретического и практического исследования было определено, что успешность тех или иных действий подростков, их собственная оценка себя и своих поступков, а также оценка окружающих людей формирует самооценку. Самооценка может быть достаточно адекватной только в том случае, если каждый подросток осознает и воспринимает свои сильные и слабые стороны, а также может быть и неадекватной, когда он или очень критично подходит к своим поступкам, или, наоборот, ведет себя инфантильно.
В любом случае, самооценка и система сформированных нравственно-этических норм и ценностей в подростковом возрасте выступают в качестве регуляторов последующего поведения человека в социуме.
Реальное практическое исследование самооценки и причин, влияющих на её становление и развитие у подростков, было проведено с использованием пяти методик: «Диагностика самооценки»Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, тест С. Розенцвейга (модификация Н.В. Тарабриной), «Тест школьной тревожности Филлипса.
Исследование показало, что уровень самооценки у подростков зависит от межличностного взаимоотношения с окружающими людьми: ровесниками, педагогами, родителями.Социальное окружение значительно влияет на формирование личности, поэтому целесообразно проводить коррекционную работу не только с подростками по повышению их самооценки, но и с их родителями. Особо эффективны тренинговые занятия.
Исследование школьной тревожности у подростков определило, что на её уровень влияют следующие факторы: социальная школьная тревожность, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения и ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающим (ровесников) и страх перед учителями, связанный с проблемами взаимоотношений, низкая физиологическая сопротивляемость стрессам. Высокая школьная тревожность отражается на волевой регуляции подростка, на обретении самоконтроля над своими поступками, мешает в достижении успеха, формирует неадекватную – заниженную или завышенную самооценку.
Повышенная школьная тревожность зависит от психического развития детей подросткового возраста: негативный эмоциональный опыт, частичное непонимание ровесников или конфликтные межличностные отношения в подростковой среде определяет актуальные переживания и способствует увеличению и сохранению тревожности. Подростковый возраст – это «возрастной пик тревожности», зависящих от социальных факторов и потребностей школьников. Исследуемый нами возраст показывает, что высокая школьная тревожность выступает как неконструктивная. Однако появление и сохранение тревожности длительное время негативно влияет как на учебную деятельность, так и на личностное развитие. Поэтому знание причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствующей снижению тревожности и формированию адекватной самооценки и поведения у подростков.
Исследование проблем подросткового возраста позволило определить главную идею: для нормального функционирования подростков в образовательном учреждении необходимо, чтобы существовало равновесие трех сил: взаимопонимание родителей и подростков, взаимопонимание педагогов и подростков и взаимопонимание друг друга в подростковой среде.
В процессе работы были разработаны практические рекомендации. Данные практические рекомендации направлены на устранение причин и последствий проблемного межличностного общения в общеобразовательном учреждении, на формирование позитивной самооценки и снижения уровня тревожности.
Таким образом, гипотеза исследования о том, подростковом возрасте наблюдается высокий уровень школьной тревожности и низкий уровень самооценки, которые определяют социальную адаптацию подростков и служат регулятором поведения, была опровергнута.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2009. – с. 672.
2. Алексеев В.А. Развитие самооценки на рубеже подросткового и юношеского возраста. - М. 2005. – 170с.
3Аракелов Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции /Н. Аракелов, Н. Шишкова// Вестник МУ, сер. Психология – 2008 - №1 – С. 18-27
4. Асеев В. Возрастная психология. – Иркутск, ДРОФА, 2009. - 456 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2008. – 367с.
6. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 2009.- 311 с.
7. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтере. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2009. - 512 с.
8. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
9. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М.: АСАDЕМА, 1999. - 317 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2004. – 98 с.
11. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 2012. –Т.2. № 4. – С.99-100.
12. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо.- М.: ВЕЧЕ, 2000. - 311 с.
13. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского.– М.: АСАDЕМА,2009. - 567 с.
14. Волков Б.С. Психология подростка. - СПб. : Питер, 2010. – 240с.
15. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. -М., 1993.-T.3 - 364с.
16. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова - М., 2008. - 138с.
17. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2006. – 490с.
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2006. – 350с.
19. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., Высшая школа, 2000. - 316 с.
20. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранная психология тр.: в 2-х т.-М., 2006.- С.27-29.
21. Захаров А.И. Детские неврозы. - СПб., 2005. - 192с.
22. Зелуганова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний, и его влияние на личностные особенности. - М., 2005. – 160с.
23. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М., Просвещение, 2001. – с. 195
24. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправления недостатков характера у детей и подростков. - М., 2004. - 223с.
25. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Академия, 2010. – 394 с.
26. Краткий психологический словарь // Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 270с.
27. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. – М.: Питер, 2003. – 416 с.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Форум, 2010.
29. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Форум, 2001. - 168с.
30. Липкина А.И. К вопросу о методах владения самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблема диагностики умственного развития. - М., 2005. – 170с.
31. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1998. – 90с.
32. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 2008. – 370с.
33. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. Вузов: 5-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 456с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология – М., 2003. – с. 522.
35. Мылкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.: Эксмо , 2004- с. 896
36. Немов Р.С. Психология. - М., 2006. – 608.
37. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., Академия, 2007.
38. Петровский А.В. Общая психология. - М., 2006.
39. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2007.
40. Познавательные процессы и способности в обучении. /Под ред. В.Д. Шадрикова.- М., 2009.
41. Полевая М.В. Психологический практикум / М.В. Полевая, Е.В.Кумыкова М:. МГИИТ, 2012.
42. Потемкина О.Ф. Психологические тесты для подростков: Практическая психология / О.Ф.Потемкина, Е.Ф.Потемкина. – М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2005. – С.138-142.
43. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 574с.
44. Реан А.А. Психолого-педагогическая служба школы. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 245с.
45. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
46. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы столкновения личности. - М.: Мир, 2004. — 320с.
47. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 2005.-529с.
48. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М., 1988. - 113с.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб., Питер 2007.
50. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., Школа-Пресс, 2009. – 420с.
51. Столяренко Л.Д Психология. - Ростов н/Д: «Феникс»,2003. – 448с.
52. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
53. Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: ВАКО, 2010. – 254с.
54. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М., Педагогика, 2008. – 114с.
55. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2009.
56. Фридман Л.М. Психология в современной школе: Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
57. Фрейд З. Психология бессознательного. – М. Свет,; 1999 – 404 с.
58.. Хорни К. Наши внутренние конфликты: Конструктивная теория неврозов. – СПб.: Лань, 2007 – 240 с.
59. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей: Педагогический факультет. - М.: Изд-во МГУ, 2009.- 192 с.
60. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия. - Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. - М.: Академия, 2010. – 400 с.
61. Эриксон Э. Иденстичность: юность и кризис. - М.: Прогресс,2006. – 366 с.
62. Эльконин Д.Б. Размышления над проектом. – М., 2011. – 140с.

Купить эту работу

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

16 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽