Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Методы нетрадиционного рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

  • 70 страниц
  • 2017 год
  • 316 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

user1079471

Ответственный подход к работе,порядочность,пунктуальность гарантирую каждому заказчику.

700 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Современная система дошкольного образования ориентирована на создание таких условий для каждого ребенка, чтобы в них он мог полностью себя реализовать, основываясь на уже существующем природном потенциале, и быть готовым к стабильному развитию своих особенностей.
Нынешнему социуму нужен качественно иной и новый вектор развития, что от каждого требует: являться творческими, умеющими мыслить нестандартно, давать оригинальные решения поставленным задачам, формировать и менять окружающую среду.
Образование, является решающим фактором, который способен изменить общество. Развитие творческого потенциала личности дошкольников, считается из числа приоритетных стратегий модернизации образования.
Сформирован опыт многочисленных научных исследований в сфере изучения, как общих способностей, так и художественно-творческих (Л.С. Выготский, C.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, Дж. Гилфорт,). Одной из актуальных социально-педагогических проблем, является формирование творческих способностей дошкольников.
Существенные достижения в разработке методик по развитию творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности.
( Т.Н. Доронова, Н.А. Горяева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова и др.) демонстрируют многообразие и изменчивость программ по художественно-изобразительной деятельности дошкольников
Впрочем, при изучении научно-методической литературы по такому направлению, нами обозначилось противоречие между признанием крупных возможностей нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей и нечастым использованием их в работе с детьми, а также между наличием педагогических технологий не классического рисования и малым владением ими воспитателями МДОУ.
Выявленное противоречие дало возможность обозначить проблему исследования: поиск достаточно эффективных средств использования нетрадиционных техник рисования для оптимизации развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования – нестандартные методы рисования как инструмент развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить результативность использования нестандартных техник рисования как инструмента развития творческих способностей и художественного творчества дошкольников.
Изучение научно-методической литературы дало возможность выдвинуть следующую гипотезу исследования: развитие творческих способностей дошкольников в ходе освоения нетрадиционных техник рисования будет результативно, если:
- формируется предметно-развивающая среда в категории, по-настоящему творческая атмосфера в ходе НОД, помогающая свободному проявлению творческого воображения и мышления ребенка;
- обеспечивается привлечение дошкольников к творческой деятельности, в ходе которой решаются творческие задачи по освоению нестандартных техник рисования;
- выполняется выбор форм и методов развития творческих способностей
– задействованы возможности инструментов объединения видов изобразительной деятельности дошкольников (лепка, рисование, аппликация).
Соответственно с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- выявить психолого-педагогическую суть процесса развития творческих способностей дошкольников;
- выявить критерии и уровни развития творческих предрасположенностей дошкольников;
- провести анализ практического опыта формирования творческих способностей дошкольников;
- выявить эффективные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
- провести констатирующий и формирующий эксперимент по формированию условий и использованию комплексного построения занятий;
- проанализировать динамику освоения детьми техник нестандартного рисования; - осуществить разработку методических рекомендаций для воспитателей и родителей по использованию возможностей нестандартных техник рисования для развития креативности дошкольников.
Методологической основой данной работы считаются исследования по вопросу психологии творчества, психологии общих и специальных способностей; исследования по развитию и созданию механизмов художественного творчества у дошкольников (Д.Б. Богоявленская Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, А.В. Петровский C.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов,) современные концепции развития творческих способностей у детей (Р.М. Грановская, A.В. Запорожец А.А. Мелик-Пашаев, А.М. Матюшкин, и др.).
Методы исследования: теорет. методы (анализирование психологической и педагогической литературы по вопросу исследования, сравнительно-сопоставительный анализ точек зрения специалистов по проблеме); нативные методы (наблюдение, изучение продуктов детского изобразительного творчества, анализ программ по обучению дошкольников изобразительной деятельности), практические методики (педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методики обработки данных).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- увеличено педагогическое представление о способностях и особенностях развития таких творческих способностей дошкольников в художественно-изобразительных работах;
- обозначены педагогические обстоятельства конкретного развития креативности посредством системы творческих заданий: направленных на изучение техник нестандартного рисования и их использования в интеграции с другими видами детской деятельности как внутри образовательной области «Художественное творчество», так с другими образовательными областями;
- разработана модель освоения нетрадиционных техник рисования детьми дошкольного возраста и в процессе НОД по занимательному рисованию.
Практическая важность исследования состоит в том, что:
- осуществлена разработка конспектов НОД по рисованию с использованием нестандартных техник рисования;
- проведена разработка конспектов НОД с учетом объединения образовательных сфер по рисованию;
- созданы методические рекомендации для воспитателей по формированию творческих возможностей дошкольников инструментами нестандартных техник рисования;
- включены дополнения в Основную образовательную программу МДОУ в часть по работе с родителями по такому виду работы.
Ожидаемые результаты:
- сильное повышение степени развития творческих способностей;
- развитие творчески активного поведения на занятиях, творческой независимости;
- умение свободно экспериментировать с художественными и нестандартными материалами;
- умение активно принимать и понимать художественный опыт;
- умение отыскивать верные выразительно-изобразительные средства для формирования художественных образов;
- наклонности к экспериментированию с различными художественными материалами и инструментами;
- независимость в выборе композиций, сюжетов, тематик, художественных инструментов и материалов;
- креативность и вариативность при решениях творческих задач и результата детского творчества.
Проверка и внедрение итогов исследования проводились в открытых НОД по развитию художественного творчества в МДОУ «детский сад №13 – Родничок», в ходе выступления на пед.совете и родительских собраниях, формировании наглядных материалов в уголке информации для старшей группы.
Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ « Детский сад №13 Родничок». В эксперименте приняло участие 12 воспитанников старшей группы.
Структура дипломной работы: дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В введение обозначена актуальность и значимость исследования, раскрывается аппарат понятий данной работы. В первой главе раскрываются теоретические аспекты формирования творческих способностей личности возрастные особенности формирования творческих способностей дошкольников. Вторая глава рассматривает педагогические обстоятельства при формировании творческих способностей дошкольников инструментами нестандартных изобразительных техник, а также подтверждение результативности развития творческих способностей дошкольников инструментами нестандартных изобразительных техник в ходе эксперимента. В заключении предоставляются общие выводы по теме дипломной работы.



Введение…………………………………………………………………………...4
I. Теоретические аспекты развития творческих способностей личности…......9
1.1 Творческие способности личности как предмет научного исследования...9
1.2 Возрастные черты развития творческих способностей детей дошкольного возраста ………………………………………………………….12
1.3 Реализация художественно-эстетического направления развития
детей дошкольного возраста в аспекте новых образовательных
стандартов……………………………………………………………………….20
1.4 Особенности развития художественного творчества дошкольников методом нетрадиционного рисования…………………………………..….......23
II. Экспериментальное подтверждение эффективности развития творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования………………………………………………………………………...27
2.1 Организация творческой деятельности дошкольников
средствами нетрадиционных техник рисования……………………………....27
2.2. Экспериментальное подтверждение эффективности развития творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования……..43
2.3Рекомендации для воспитателей и родителей
«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей»……………………………………………….60

Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованной литературы…………………………………………...66
Приложения……………………………………………………………………...69





I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

1.1 Творческие способности личности как предмет научного исследования
Проблемные моменты способностей – их природные качества, возникновение, проявление, формирование – имеют далекую историю изучения и на данный момент далеки от окончательного решения.
Одно из определений понятия говорит о связи личностно-психологических качеств личности, что определяют результативность осуществления деятельности или ряда их, которые не сводятся лишь к познаниям, опыту, способностям, но определяют простоту и быстроту обучения незнакомым способам и методам деятельности.
Академик Б. М. Теплов отделял способности от задатков – врожденных особенностей человек, являющихся базисом формирования способностей.
Участвующие в оформлении творческой личности первую группу включены природные задатки и личностные особенности. Задатки это не движущая сила формирования способностей, но сила, оказывающая сильно на него влияние. Они определяют различные пути и методы формирования способностей, влияют на их степень, уровень достижений человека в определенной сфере, быстроту формирования способностей. Тем самым, задатки имеют не решающую, но весьма существенную роль.
Вторая группа включает в себя разные формы влияния общества на проявление и формирование способностей в творчестве.
И наконец, третья группа – это зависимая связь формирования оригинальности от сути и характера деятельности.
Помимо того, существуют как общие, так и специальные способности. Общие связываются с обстоятельствами главных форм человеческой деятельности, а специальные – с конкретными родами деятельности. В числе общих способностей большое число исследователей выделили общий интеллект, оригинальность.
Постоянными и не меняющимися способности не являются .Так ,как они обязательно динамичны. В процессе какой либо деятельности – теоретической или практической ,происходит их формирование. В процессе формирования и развития способностей тем самым, следует учесть их определяемость конкретной или соответственной деятельностью.
Характерным для личности является лишь такое необычное сочетание разных способностей и не сами отдельные способности напрямую дают возможность результативно выполнять какую-либо деятельность. Немаловажной особенностью психики личности, является, возможность компенсации одних черт личности другими. Род деятельности, наиболее прочно связанный с такой способностью, будет результативно исполняться даже если относительно низкий уровень в какой-то способности.
Впрочем, в классификации творческих способностей,в этот момент отражаются характерные черты творческой деятельности интерпретируются и объясняются специалистами весьма различным образом..
Характеристика творчества, зачастую используется в нынешней мировой практике, базирующаяся на исследованиях Д. Гилфорда.
В Южно-Калифорнийском Университете он руководил «проектом способностей», в котором изучались творческие способности. Изучая уникальность разных типов мышления людей, участниками проекта было выдвинуто предположение о наиболее встречаемых и возможных способностях. В свое исследование ими было включено 7 предполагаемых способностей:
1. Чувствительность к задачам и проблемам;
2. Лабильность мышления;
3. Его гибкость;
4. Креативность;
5. Способность анализа и синтеза;
6. Умение по новому определять идеи и понятия;
7. Умение глубоко понимать сущность предметов или явлений.
В изучении творческих способностей ,оригинальные подходы, также присутствуют и в работах отечественных ученых Д.Б. Богоявленской, А.Я. Пономарева, и проч.
Творческая способность на прямую зависит от сплава личностных особенностей и качеств человека, которыми определяется результативность выполнения какой-либо творческой деятельности. Тогда следует говорить не только лишь о художественных творческих способностях,так как учитывая, что творческие моменты могут находиться в любом из видов деятельности итехнических, математических и т.д.
Способности – это особенности, что обладают личностно-психологическим качеством и являются субъективным условием результативного выполнения какой-либо деятельности. Они не зависят от умений, опыта и знаний индивида, но присутствуют при скорости, глубине и крепкости овладевания методами и приемами деятельности.
Проводя анализ указанной выше точки зрения, можно сделать заключение, что невзирая на разницу подходов к определению творческих способностей, исследователями в один голос утверждается, что творческое воображение, мышление и их качество являются непременными элементами творческих способностей.
Следуя этому, удается выявить главные векторы при развитии творческих способностей ребенка:
1. Развитие воображения;
2. Формирование тех качеств мышления, что участвуют в формировании креативности.




1.2 Возрастные особенности развития творческих
способностей детей дошкольного возраста

Возникновения творческой деятельности –процесс медленный и постепенный. При каждом возрасте она обладает собственным выражением, для каждого периода детства присуща и характерна определенная ее форма. С такой точки зрения творчество не является исключительным процессом, который затрагивает отдельных людей, оно пронзает жизнь любого человека, и крайне сильно именно в детстве.
Детство – короткий фрагмент жизни, в который человек еще не подвержен требованиям соответствовать конкретному статусу в социуме, он пока не достиг уровня критического самоанализа, присущего подросткам. Оно не связано с нормами, и практически не учитывает мнения других людей тем и отличается, творчество ребенка, легкостью и беззаботностью.
Всепоглощающий характер- одна из особенностей детского творчества.
Казалось бы, учитывая, что творчество ребенка отлично от взрослого скудностью опыта, и детское творчество обязано быть весьма бедным, но на самом деле детьми легко соединяются несоединимые вещи, который взрослый комбинировать не сможет, осознанно разграничивая между собой различные элементы.
развитие и формирование воображения, считается один из основных элементов творческой способности ,которое помогает личности уйти от подверженности инерции мышления, воображение изменяет представление памяти, в итоге, предоставляя возможность создания чего-то нового. В таком смысле, следствие творческого воображения является все окружающее нас и созданное человеком, весь культурный мир.
Воображение – психически познавательный процесс, который заключен в продукции новых образов методом изменения материалов восприятий и мнений, полученных в предыдущем опыте, некая необычная форма восприятия человеком настоящей действительности в незнакомых, неожиданных, новых связях и сочетаниях.
В исследованиях известных психологов А.В. Петровского, О.М. Дьяченко выделены два вида воображения – пассивное и активное.
Пассивным считается воображение, возникающее без наличия конкретной цели. Содержание таких характеров в целом определено именно физиологическими причинами – тем, в каком состоянии находятся различные зоны мозга. Порой суть сновидений заключается в скрытых желаниях или страха человека, которые он не чувствует при бодрствовании, либо во влиянии со стороны внутренних органов. В какой-то степени в сновидениях отражены и внешние воздействия, но такое отражение характерно причудливостью форм.
Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на два вида:
1. воображение воссоздающее;
2. воображение творческое.
Задачи воссоздающего воображения состоят в создании, восстановлении предметов, событий по их изображению или словесному описанию. Представления воссоздающего воображения различаются по их точности и яркости. Верность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям, задачи в значительной мере определяется жизненным опытом человеком, накопленным им раньше запасом представлений. Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение окрашено чувствами.
Для принятия участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.
Задачи творческого воображения заключается в выявлении вероятных итогов действий, нацеленных на создание или открытие новых явлений, ситуаций, предметов. В самом ярков виде творческое воображение проявляется в труде художников, писателей, артистов и т.д. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку.
В процессе творческого воображения нами создаются представления, при руководствовании только лишь целями, поставленными перед собой, и такие представления отличаются оригинальностью и реалистичностью друг от друга. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения - это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого воображения и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают
В современной психолого-педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.В. Элконин, В.В. Давыдов) .
Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности и каждый период детства обладает своей формой творчества.

Можно выделить следующие положения о том, что уже в раннем возрасте у детей формируются творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей ,анализируя результаты работы Л.С. Выготского, по определению механизмов продуктивного воображения.
Игра для дошкольника не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка[8].
Процесс творческого воображения изучался также А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дьяченко и др. Мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов, подчеркивается в их исследованиях. Они отмечают тот факт, что творческое воображение в своем развитии постепенно переходит из элементарных форм в сложные, от простого произвольного комбинирования к комбинированию логически аргументированному.
Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,
А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности – творческий. Выделены следующие этапы развития детского воображения:
1 этап (до 3 лет). Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Первые появления воображения относятся к 2,5-3 годам, когда ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Это первый этап в развитии воображения. Образы нечётки, неадекватны по содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребёнок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядного данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как». Воображение носит пассивный, воссоздающий характер, ребёнок идёт от действия к мысли.
2 этап (3 года). Происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Происходит опредмечивание образа действием. Формирование аффективного воображения связано с осознанием ребёнком своего «я» и отделением себя от других людей. Воображение уже перестает быть самостоятельным процессом. Развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным.
3 этап (4-5 лет). Ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребёнок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны. Возникает ступенчатое планирование. У детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло, поразило ребенка. В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
4 этап (6-7 лет). У ребёнка развивается умение действовать в образном плане. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства[12].
Исследования А.А. Люблинской доказывают, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.
Известный психолог О.М. Дьяченко вычленяет семь основных механизмов воображения, носящих действенный, преобразующий характер:
1) типизация (создание целостного образа синтетического характера);
2) комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов
реальности);
3) акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных
черт, особенностей объектов);
4) преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;
5) конструкция (создание целого по части);
6) агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности);
7) уподобление (использование аллегорий и символов)
Таким образом, развитие творческого воображения, как одного из основополагающих компонентов творческих способностей, зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания[12].
В дошкольном возрасте, является формирование ассоциативности, диалектично¬сти, главной педагогической задачей по развитию творческого мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле¬ние гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Мышление становится гибким и оригинальным, благодаря развитию ассоциативности. Кроме того, позволяет быстро из¬влекать нужную информацию из памяти, большое количество ассоциативных связей. Очень легко приоб¬ретается ассоциативность ,дошкольниками в ролевой игре. Диалектичность мышления ,позволяет сформулировать противоречия и найти способ его разрешения.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоре¬чия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать про¬блемы.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
3. Формирование умения разрешать противоречия;
И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это систем-ность.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целост¬ную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многооб¬разии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явле¬ниях и законах развития[4].
Разные подходы и различия к определению содержания и структуры художественно-творческих способностей (В.И. Кириенко, А.Г. Ковалева, В.С.Кузина, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой) позволили выделить две группы способностей: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению (художественно-творческие способности).
Структурными компонентами художественных способностей является:
1) Восприятие и связанное с ним представление.
Оперирование образами памяти, имеющимися представлениями, которые
в совокупности со зрительными образами, полученными в процессе наблюдений, создают полноценный образ, необходимый для реализации его
в художественное произведение.
2) Овладение средствами выразительности (средствами графического воплощения образа).
Освоение комплекса умений и навыков изображения, передачи формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве). Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.
3) Овладение техникой рисунка
Владение материалами и инструментами, способами их использования
для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.
Структурными компонентами творческих способностей является: 1)Эстетическое восприятие явлений реального мира
Это не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и
эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Рисунок становится не просто изображением, позволяющим узнавать явление, а дает последнему яркую характеристику, подчеркивает в нем особенно впечатляющее, т.е. создается художественно-выразительный образ, а не просто графическое изображение.
2) Интеллектуальная активность (создание нового, оригинального образа, экспериментирование).
Переработка впечатлений, отбор того, что поразило сознание, чувство;
направленность ребенка на создание нового, оригинального художественно - выразительного образа. Стремление овладеть системой изобразительных умений и навыков, экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях, актуализации неосознанного опыта.
Можно сделать педагоги¬ческий вывод, который из всего вышесказанного, за¬ключается в необходимо¬сти расширять опыт ребенка, если конечно мы хотим создать достаточно прочные ос¬новы для его творческой деятельности. Чем больше ре¬бенок видел, слышал и пе¬режил, чем больше он знает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и разнообразнее будут результаты его продук¬тивной деятельности.

1.3 Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста
в аспекте новых образовательных стандартов

Стандарты нового поколения в области дошкольного образования предполагают комплексность подхода, обеспеченность развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Раскрывая понятие «художественно-эстетическая компетентность», можно выделить следующие направления работы в области дошкольного образования по развитию детского художественного творчества: 1)развитие эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности; 2) творческого воображения; 3)стойкой мотивации достижений; 4) креативности - способности к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; 5) способности к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности.
В ФГОС ДО обозначено, что в процессе организации непосредственно
образовательной деятельности должен учитываться принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Качественное, эффективное внедрение инноваций в образовательную практику детских дошкольных учреждений, предполагает знакомство с конкретными программами, реализующими новые стандарты[18].

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2010-2020 годы»
3.Постановление Правительства Саратовской области от 29 ноября 2010 г. N 595- "О долгосрочной областной целевой программе "Одаренные дети
Саратовской области" на 2011-2013 годы"
4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
5. Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности. ФГОС, 2014.
6. Белканова Л. В. Дошкольникам об искусстве. Изд.: Детство-Пресс, 2014.
7. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству.
Новосибирск, Издательство: НГПИ, 2011.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,1991.
9. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 2005.
10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2009.
11.Горяева Н.А.: Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений.- М., «Просвещение», 2011.
12. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников.- М., 2009.
13. Доронова Т.Н., Гризик Т. И. Программа дошкольного образования "Радуга".- М., «Просвещение», 2013.
14. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
15.Казакова Т.Г.Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности-М.:Просвещение,1996
16. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.
17. Комарова Т. Детское художественное творчество
18. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.
19. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. Изд. Цветной мир, 2012.
20. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". ФГОС Под ред. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А, М. «Просвещение», 2014 г.
21. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
22. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.
23. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О.: ТИТУЛ, 1996.
24. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996.
25. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
26. Теплов Б.М. Способности и одаренность. - М., 2002.
27. Теория и методика изодеятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.

28.Фатеева А.А.Рисуем без кисточки .Детский сад :день за днем. Учебное пособие.2010г.
29. Цквитария Т. В.: Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: Сфера,
30. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста М.: Сфера, 2010 г.
31. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001г.






Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Современная система дошкольного образования ориентирована на создание таких условий для каждого ребенка, чтобы в них он мог полностью себя реализовать, основываясь на уже существующем природном потенциале, и быть готовым к стабильному развитию своих особенностей.
Нынешнему социуму нужен качественно иной и новый вектор развития, что от каждого требует: являться творческими, умеющими мыслить нестандартно, давать оригинальные решения поставленным задачам, формировать и менять окружающую среду.
Образование, является решающим фактором, который способен изменить общество. Развитие творческого потенциала личности дошкольников, считается из числа приоритетных стратегий модернизации образования.
Сформирован опыт многочисленных научных исследований в сфере изучения, как общих способностей, так и художественно-творческих (Л.С. Выготский, C.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, Дж. Гилфорт,). Одной из актуальных социально-педагогических проблем, является формирование творческих способностей дошкольников.
Существенные достижения в разработке методик по развитию творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности.
( Т.Н. Доронова, Н.А. Горяева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова и др.) демонстрируют многообразие и изменчивость программ по художественно-изобразительной деятельности дошкольников
Впрочем, при изучении научно-методической литературы по такому направлению, нами обозначилось противоречие между признанием крупных возможностей нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей и нечастым использованием их в работе с детьми, а также между наличием педагогических технологий не классического рисования и малым владением ими воспитателями МДОУ.
Выявленное противоречие дало возможность обозначить проблему исследования: поиск достаточно эффективных средств использования нетрадиционных техник рисования для оптимизации развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования – нестандартные методы рисования как инструмент развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить результативность использования нестандартных техник рисования как инструмента развития творческих способностей и художественного творчества дошкольников.
Изучение научно-методической литературы дало возможность выдвинуть следующую гипотезу исследования: развитие творческих способностей дошкольников в ходе освоения нетрадиционных техник рисования будет результативно, если:
- формируется предметно-развивающая среда в категории, по-настоящему творческая атмосфера в ходе НОД, помогающая свободному проявлению творческого воображения и мышления ребенка;
- обеспечивается привлечение дошкольников к творческой деятельности, в ходе которой решаются творческие задачи по освоению нестандартных техник рисования;
- выполняется выбор форм и методов развития творческих способностей
– задействованы возможности инструментов объединения видов изобразительной деятельности дошкольников (лепка, рисование, аппликация).
Соответственно с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- выявить психолого-педагогическую суть процесса развития творческих способностей дошкольников;
- выявить критерии и уровни развития творческих предрасположенностей дошкольников;
- провести анализ практического опыта формирования творческих способностей дошкольников;
- выявить эффективные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
- провести констатирующий и формирующий эксперимент по формированию условий и использованию комплексного построения занятий;
- проанализировать динамику освоения детьми техник нестандартного рисования; - осуществить разработку методических рекомендаций для воспитателей и родителей по использованию возможностей нестандартных техник рисования для развития креативности дошкольников.
Методологической основой данной работы считаются исследования по вопросу психологии творчества, психологии общих и специальных способностей; исследования по развитию и созданию механизмов художественного творчества у дошкольников (Д.Б. Богоявленская Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, А.В. Петровский C.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов,) современные концепции развития творческих способностей у детей (Р.М. Грановская, A.В. Запорожец А.А. Мелик-Пашаев, А.М. Матюшкин, и др.).
Методы исследования: теорет. методы (анализирование психологической и педагогической литературы по вопросу исследования, сравнительно-сопоставительный анализ точек зрения специалистов по проблеме); нативные методы (наблюдение, изучение продуктов детского изобразительного творчества, анализ программ по обучению дошкольников изобразительной деятельности), практические методики (педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методики обработки данных).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- увеличено педагогическое представление о способностях и особенностях развития таких творческих способностей дошкольников в художественно-изобразительных работах;
- обозначены педагогические обстоятельства конкретного развития креативности посредством системы творческих заданий: направленных на изучение техник нестандартного рисования и их использования в интеграции с другими видами детской деятельности как внутри образовательной области «Художественное творчество», так с другими образовательными областями;
- разработана модель освоения нетрадиционных техник рисования детьми дошкольного возраста и в процессе НОД по занимательному рисованию.
Практическая важность исследования состоит в том, что:
- осуществлена разработка конспектов НОД по рисованию с использованием нестандартных техник рисования;
- проведена разработка конспектов НОД с учетом объединения образовательных сфер по рисованию;
- созданы методические рекомендации для воспитателей по формированию творческих возможностей дошкольников инструментами нестандартных техник рисования;
- включены дополнения в Основную образовательную программу МДОУ в часть по работе с родителями по такому виду работы.
Ожидаемые результаты:
- сильное повышение степени развития творческих способностей;
- развитие творчески активного поведения на занятиях, творческой независимости;
- умение свободно экспериментировать с художественными и нестандартными материалами;
- умение активно принимать и понимать художественный опыт;
- умение отыскивать верные выразительно-изобразительные средства для формирования художественных образов;
- наклонности к экспериментированию с различными художественными материалами и инструментами;
- независимость в выборе композиций, сюжетов, тематик, художественных инструментов и материалов;
- креативность и вариативность при решениях творческих задач и результата детского творчества.
Проверка и внедрение итогов исследования проводились в открытых НОД по развитию художественного творчества в МДОУ «детский сад №13 – Родничок», в ходе выступления на пед.совете и родительских собраниях, формировании наглядных материалов в уголке информации для старшей группы.
Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ « Детский сад №13 Родничок». В эксперименте приняло участие 12 воспитанников старшей группы.
Структура дипломной работы: дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В введение обозначена актуальность и значимость исследования, раскрывается аппарат понятий данной работы. В первой главе раскрываются теоретические аспекты формирования творческих способностей личности возрастные особенности формирования творческих способностей дошкольников. Вторая глава рассматривает педагогические обстоятельства при формировании творческих способностей дошкольников инструментами нестандартных изобразительных техник, а также подтверждение результативности развития творческих способностей дошкольников инструментами нестандартных изобразительных техник в ходе эксперимента. В заключении предоставляются общие выводы по теме дипломной работы.



Введение…………………………………………………………………………...4
I. Теоретические аспекты развития творческих способностей личности…......9
1.1 Творческие способности личности как предмет научного исследования...9
1.2 Возрастные черты развития творческих способностей детей дошкольного возраста ………………………………………………………….12
1.3 Реализация художественно-эстетического направления развития
детей дошкольного возраста в аспекте новых образовательных
стандартов……………………………………………………………………….20
1.4 Особенности развития художественного творчества дошкольников методом нетрадиционного рисования…………………………………..….......23
II. Экспериментальное подтверждение эффективности развития творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования………………………………………………………………………...27
2.1 Организация творческой деятельности дошкольников
средствами нетрадиционных техник рисования……………………………....27
2.2. Экспериментальное подтверждение эффективности развития творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования……..43
2.3Рекомендации для воспитателей и родителей
«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей»……………………………………………….60

Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованной литературы…………………………………………...66
Приложения……………………………………………………………………...69





I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

1.1 Творческие способности личности как предмет научного исследования
Проблемные моменты способностей – их природные качества, возникновение, проявление, формирование – имеют далекую историю изучения и на данный момент далеки от окончательного решения.
Одно из определений понятия говорит о связи личностно-психологических качеств личности, что определяют результативность осуществления деятельности или ряда их, которые не сводятся лишь к познаниям, опыту, способностям, но определяют простоту и быстроту обучения незнакомым способам и методам деятельности.
Академик Б. М. Теплов отделял способности от задатков – врожденных особенностей человек, являющихся базисом формирования способностей.
Участвующие в оформлении творческой личности первую группу включены природные задатки и личностные особенности. Задатки это не движущая сила формирования способностей, но сила, оказывающая сильно на него влияние. Они определяют различные пути и методы формирования способностей, влияют на их степень, уровень достижений человека в определенной сфере, быстроту формирования способностей. Тем самым, задатки имеют не решающую, но весьма существенную роль.
Вторая группа включает в себя разные формы влияния общества на проявление и формирование способностей в творчестве.
И наконец, третья группа – это зависимая связь формирования оригинальности от сути и характера деятельности.
Помимо того, существуют как общие, так и специальные способности. Общие связываются с обстоятельствами главных форм человеческой деятельности, а специальные – с конкретными родами деятельности. В числе общих способностей большое число исследователей выделили общий интеллект, оригинальность.
Постоянными и не меняющимися способности не являются .Так ,как они обязательно динамичны. В процессе какой либо деятельности – теоретической или практической ,происходит их формирование. В процессе формирования и развития способностей тем самым, следует учесть их определяемость конкретной или соответственной деятельностью.
Характерным для личности является лишь такое необычное сочетание разных способностей и не сами отдельные способности напрямую дают возможность результативно выполнять какую-либо деятельность. Немаловажной особенностью психики личности, является, возможность компенсации одних черт личности другими. Род деятельности, наиболее прочно связанный с такой способностью, будет результативно исполняться даже если относительно низкий уровень в какой-то способности.
Впрочем, в классификации творческих способностей,в этот момент отражаются характерные черты творческой деятельности интерпретируются и объясняются специалистами весьма различным образом..
Характеристика творчества, зачастую используется в нынешней мировой практике, базирующаяся на исследованиях Д. Гилфорда.
В Южно-Калифорнийском Университете он руководил «проектом способностей», в котором изучались творческие способности. Изучая уникальность разных типов мышления людей, участниками проекта было выдвинуто предположение о наиболее встречаемых и возможных способностях. В свое исследование ими было включено 7 предполагаемых способностей:
1. Чувствительность к задачам и проблемам;
2. Лабильность мышления;
3. Его гибкость;
4. Креативность;
5. Способность анализа и синтеза;
6. Умение по новому определять идеи и понятия;
7. Умение глубоко понимать сущность предметов или явлений.
В изучении творческих способностей ,оригинальные подходы, также присутствуют и в работах отечественных ученых Д.Б. Богоявленской, А.Я. Пономарева, и проч.
Творческая способность на прямую зависит от сплава личностных особенностей и качеств человека, которыми определяется результативность выполнения какой-либо творческой деятельности. Тогда следует говорить не только лишь о художественных творческих способностях,так как учитывая, что творческие моменты могут находиться в любом из видов деятельности итехнических, математических и т.д.
Способности – это особенности, что обладают личностно-психологическим качеством и являются субъективным условием результативного выполнения какой-либо деятельности. Они не зависят от умений, опыта и знаний индивида, но присутствуют при скорости, глубине и крепкости овладевания методами и приемами деятельности.
Проводя анализ указанной выше точки зрения, можно сделать заключение, что невзирая на разницу подходов к определению творческих способностей, исследователями в один голос утверждается, что творческое воображение, мышление и их качество являются непременными элементами творческих способностей.
Следуя этому, удается выявить главные векторы при развитии творческих способностей ребенка:
1. Развитие воображения;
2. Формирование тех качеств мышления, что участвуют в формировании креативности.




1.2 Возрастные особенности развития творческих
способностей детей дошкольного возраста

Возникновения творческой деятельности –процесс медленный и постепенный. При каждом возрасте она обладает собственным выражением, для каждого периода детства присуща и характерна определенная ее форма. С такой точки зрения творчество не является исключительным процессом, который затрагивает отдельных людей, оно пронзает жизнь любого человека, и крайне сильно именно в детстве.
Детство – короткий фрагмент жизни, в который человек еще не подвержен требованиям соответствовать конкретному статусу в социуме, он пока не достиг уровня критического самоанализа, присущего подросткам. Оно не связано с нормами, и практически не учитывает мнения других людей тем и отличается, творчество ребенка, легкостью и беззаботностью.
Всепоглощающий характер- одна из особенностей детского творчества.
Казалось бы, учитывая, что творчество ребенка отлично от взрослого скудностью опыта, и детское творчество обязано быть весьма бедным, но на самом деле детьми легко соединяются несоединимые вещи, который взрослый комбинировать не сможет, осознанно разграничивая между собой различные элементы.
развитие и формирование воображения, считается один из основных элементов творческой способности ,которое помогает личности уйти от подверженности инерции мышления, воображение изменяет представление памяти, в итоге, предоставляя возможность создания чего-то нового. В таком смысле, следствие творческого воображения является все окружающее нас и созданное человеком, весь культурный мир.
Воображение – психически познавательный процесс, который заключен в продукции новых образов методом изменения материалов восприятий и мнений, полученных в предыдущем опыте, некая необычная форма восприятия человеком настоящей действительности в незнакомых, неожиданных, новых связях и сочетаниях.
В исследованиях известных психологов А.В. Петровского, О.М. Дьяченко выделены два вида воображения – пассивное и активное.
Пассивным считается воображение, возникающее без наличия конкретной цели. Содержание таких характеров в целом определено именно физиологическими причинами – тем, в каком состоянии находятся различные зоны мозга. Порой суть сновидений заключается в скрытых желаниях или страха человека, которые он не чувствует при бодрствовании, либо во влиянии со стороны внутренних органов. В какой-то степени в сновидениях отражены и внешние воздействия, но такое отражение характерно причудливостью форм.
Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на два вида:
1. воображение воссоздающее;
2. воображение творческое.
Задачи воссоздающего воображения состоят в создании, восстановлении предметов, событий по их изображению или словесному описанию. Представления воссоздающего воображения различаются по их точности и яркости. Верность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям, задачи в значительной мере определяется жизненным опытом человеком, накопленным им раньше запасом представлений. Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение окрашено чувствами.
Для принятия участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.
Задачи творческого воображения заключается в выявлении вероятных итогов действий, нацеленных на создание или открытие новых явлений, ситуаций, предметов. В самом ярков виде творческое воображение проявляется в труде художников, писателей, артистов и т.д. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку.
В процессе творческого воображения нами создаются представления, при руководствовании только лишь целями, поставленными перед собой, и такие представления отличаются оригинальностью и реалистичностью друг от друга. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения - это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого воображения и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают
В современной психолого-педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.В. Элконин, В.В. Давыдов) .
Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности и каждый период детства обладает своей формой творчества.

Можно выделить следующие положения о том, что уже в раннем возрасте у детей формируются творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей ,анализируя результаты работы Л.С. Выготского, по определению механизмов продуктивного воображения.
Игра для дошкольника не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка[8].
Процесс творческого воображения изучался также А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дьяченко и др. Мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов, подчеркивается в их исследованиях. Они отмечают тот факт, что творческое воображение в своем развитии постепенно переходит из элементарных форм в сложные, от простого произвольного комбинирования к комбинированию логически аргументированному.
Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,
А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности – творческий. Выделены следующие этапы развития детского воображения:
1 этап (до 3 лет). Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Первые появления воображения относятся к 2,5-3 годам, когда ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Это первый этап в развитии воображения. Образы нечётки, неадекватны по содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребёнок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядного данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как». Воображение носит пассивный, воссоздающий характер, ребёнок идёт от действия к мысли.
2 этап (3 года). Происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Происходит опредмечивание образа действием. Формирование аффективного воображения связано с осознанием ребёнком своего «я» и отделением себя от других людей. Воображение уже перестает быть самостоятельным процессом. Развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным.
3 этап (4-5 лет). Ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребёнок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны. Возникает ступенчатое планирование. У детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло, поразило ребенка. В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
4 этап (6-7 лет). У ребёнка развивается умение действовать в образном плане. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства[12].
Исследования А.А. Люблинской доказывают, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.
Известный психолог О.М. Дьяченко вычленяет семь основных механизмов воображения, носящих действенный, преобразующий характер:
1) типизация (создание целостного образа синтетического характера);
2) комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов
реальности);
3) акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных
черт, особенностей объектов);
4) преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;
5) конструкция (создание целого по части);
6) агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности);
7) уподобление (использование аллегорий и символов)
Таким образом, развитие творческого воображения, как одного из основополагающих компонентов творческих способностей, зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания[12].
В дошкольном возрасте, является формирование ассоциативности, диалектично¬сти, главной педагогической задачей по развитию творческого мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле¬ние гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Мышление становится гибким и оригинальным, благодаря развитию ассоциативности. Кроме того, позволяет быстро из¬влекать нужную информацию из памяти, большое количество ассоциативных связей. Очень легко приоб¬ретается ассоциативность ,дошкольниками в ролевой игре. Диалектичность мышления ,позволяет сформулировать противоречия и найти способ его разрешения.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоре¬чия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать про¬блемы.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
3. Формирование умения разрешать противоречия;
И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это систем-ность.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целост¬ную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многооб¬разии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явле¬ниях и законах развития[4].
Разные подходы и различия к определению содержания и структуры художественно-творческих способностей (В.И. Кириенко, А.Г. Ковалева, В.С.Кузина, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой) позволили выделить две группы способностей: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению (художественно-творческие способности).
Структурными компонентами художественных способностей является:
1) Восприятие и связанное с ним представление.
Оперирование образами памяти, имеющимися представлениями, которые
в совокупности со зрительными образами, полученными в процессе наблюдений, создают полноценный образ, необходимый для реализации его
в художественное произведение.
2) Овладение средствами выразительности (средствами графического воплощения образа).
Освоение комплекса умений и навыков изображения, передачи формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве). Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.
3) Овладение техникой рисунка
Владение материалами и инструментами, способами их использования
для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.
Структурными компонентами творческих способностей является: 1)Эстетическое восприятие явлений реального мира
Это не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и
эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Рисунок становится не просто изображением, позволяющим узнавать явление, а дает последнему яркую характеристику, подчеркивает в нем особенно впечатляющее, т.е. создается художественно-выразительный образ, а не просто графическое изображение.
2) Интеллектуальная активность (создание нового, оригинального образа, экспериментирование).
Переработка впечатлений, отбор того, что поразило сознание, чувство;
направленность ребенка на создание нового, оригинального художественно - выразительного образа. Стремление овладеть системой изобразительных умений и навыков, экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях, актуализации неосознанного опыта.
Можно сделать педагоги¬ческий вывод, который из всего вышесказанного, за¬ключается в необходимо¬сти расширять опыт ребенка, если конечно мы хотим создать достаточно прочные ос¬новы для его творческой деятельности. Чем больше ре¬бенок видел, слышал и пе¬режил, чем больше он знает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и разнообразнее будут результаты его продук¬тивной деятельности.

1.3 Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста
в аспекте новых образовательных стандартов

Стандарты нового поколения в области дошкольного образования предполагают комплексность подхода, обеспеченность развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Раскрывая понятие «художественно-эстетическая компетентность», можно выделить следующие направления работы в области дошкольного образования по развитию детского художественного творчества: 1)развитие эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности; 2) творческого воображения; 3)стойкой мотивации достижений; 4) креативности - способности к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения, отличающихся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; 5) способности к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности.
В ФГОС ДО обозначено, что в процессе организации непосредственно
образовательной деятельности должен учитываться принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Качественное, эффективное внедрение инноваций в образовательную практику детских дошкольных учреждений, предполагает знакомство с конкретными программами, реализующими новые стандарты[18].

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2010-2020 годы»
3.Постановление Правительства Саратовской области от 29 ноября 2010 г. N 595- "О долгосрочной областной целевой программе "Одаренные дети
Саратовской области" на 2011-2013 годы"
4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
5. Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности. ФГОС, 2014.
6. Белканова Л. В. Дошкольникам об искусстве. Изд.: Детство-Пресс, 2014.
7. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству.
Новосибирск, Издательство: НГПИ, 2011.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,1991.
9. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 2005.
10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2009.
11.Горяева Н.А.: Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений.- М., «Просвещение», 2011.
12. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников.- М., 2009.
13. Доронова Т.Н., Гризик Т. И. Программа дошкольного образования "Радуга".- М., «Просвещение», 2013.
14. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.
15.Казакова Т.Г.Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности-М.:Просвещение,1996
16. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.
17. Комарова Т. Детское художественное творчество
18. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.
19. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. Изд. Цветной мир, 2012.
20. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". ФГОС Под ред. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А, М. «Просвещение», 2014 г.
21. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
22. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.
23. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О.: ТИТУЛ, 1996.
24. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996.
25. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
26. Теплов Б.М. Способности и одаренность. - М., 2002.
27. Теория и методика изодеятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.

28.Фатеева А.А.Рисуем без кисточки .Детский сад :день за днем. Учебное пособие.2010г.
29. Цквитария Т. В.: Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: Сфера,
30. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста М.: Сфера, 2010 г.
31. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001г.






Купить эту работу

Методы нетрадиционного рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

700 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

23 ноября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
user1079471
4.1
Ответственный подход к работе,порядочность,пунктуальность гарантирую каждому заказчику.
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
700 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе user1079471 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе user1079471 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе user1079471 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе user1079471 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА. АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА В АКУШЕРСТВЕ. КОСТНЫЙ ТАЗ С АКУШЕРСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Индивидуализация и личностно-ориентированный подход в профессиональном развитии педагога вуза

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Разработка и оценка качества обучающих тестов по математике по требованиям ФГОС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Креативный интеллект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Конспект Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

Роль И.Г.Песталоцци в возникновении и развитии педагогики. И. Песталоцци (1746-1827), педагог. Швейцария.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

"МЫ-СОЛДАТЫ" (СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Инновационные процессы в современном профессиональном образовании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
730 ₽
Готовая работа

"в школу"(СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Контрольная работа ( Английский язык)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...........................................................................................

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

"Blended Learning " як система інноваційних принципів та методів в освіті (на прикладі викладання дисципліни "Політології")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽