Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Методика обучения основам декоративно-прикладного искусства на материале деревянной скульптуры

  • 67 страниц
  • 2016 год
  • 373 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности, воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, а также обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле.
В соответствии с установками крупнейшего российского педагога и психолога Б.М.Неменского, необходимо экспериментирование ребенка с разными художественными материалами, что обусловит пониманияе ребёнком их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Развитие творческих способностей детей в результате активного освоения навыков работы с деревянной скульптурой, активизация воображения, желания умения подходить к любой своей деятельности творчески, формирует навыки, раскрывает способности и выявляет творческий потенциал ребенка и подростка.
Художественная обработка дерева, материала доступного представителям разных народов, проживающих в нашей климатической зоне – имеет давние истоки. Разные способы художественной обработки дерева отрабатывались многими поколениями мастеров декоративно-прикладного искусства. В традиции удмуртского народа существовали разные типы резьбы, выполняемой на плоскости (выемчатая, плоско-рельефная, пропильная, накладная). С большим вкусом удмуртские крестьянские мастера изготавливали в технике объемно-пластической резьбы всевозможные ковши, черпаки, создаваемые из цельного куска дерева. Пластическая форма многих дошедших до нашего времени образцов свидетельствует о большом художественном даре и творческом опыте этих мастеров.
Работа с деревом с раннего детства близка крестьянским детям. На своём личном опыте они обретают представления о свойствах древесины разных пород.
Формирование творчески развитой личности, осознающей свою принадлежность к народу, современной европейской цивилизации, что ориентируется в реалиях и перспективах социокультурной динамики, подготовлена к жизни и труду в меняющемся мире, одна из важных задач современного общества, государственной политики России.
Особенно это актуально в подготовке будущих специалистов художественного профиля, профессиональная деятельность которых связана с декоративно-прикладным творчеством, в частности с проектированием и изготовлением изделий, имеющих утилитарную и художественную ценность. Отметим, что творческая деятельность учащихся совпадает с эстетической деятельностью во время которой они учатся концентрировать творческую энергию на предмете своей деятельности, исследовать объективные качества художественных изделий, соотносить их с возможностями удовлетворения человеческих потребностей, находить неординарные творческие варианты создания проектов, подбирать соответствующие технологии их изготовление в материале, испытывать удовольствие от результатов своей деятельности.
Художественное творчество, как указано в справочнике эстетического воспитания, это своеобразная модель человеческого творчества вообще. А значит, невозможно сформировать творческую личность специалиста художественного профиля, а не развив у него качества эстетического субъекта. Ведь эстетическая культура является одной из предпосылок профессиональной деятельности, и результатом творческо-художественной активности. Эстетическое воспитание будущих специалистов художественного профиля средствами декоративно-прикладного искусства дает возможность понять не только смысл, но и форму произведений, ориентироваться в стилевых и исторических особенностях их создания. И начало этому должно быть положено именно в школьном возрасте.
Богатая и щедрая талантами русская земля. Сама сказочная природа с ее живописными пейзажами, была первоисточником вдохновения многих поколений народных мастеров, которые пронесли через века свое волшебное самобытное искусство художественной обработки дерева и издавна привлекали внимание высоким мастерством. Творческий гений художников из народа, преодолевая тяжелые условия иностранного гнета социальных несправедливостей упорно пробил себе путь к вершине мировой культуры. Неисчерпаемая фантазия, богатство цветовых решений, мудрость и остроумие, непосредственность и оптимизм, особое чутье декоративности, высокая степень обобщенности образов - это еще далеко не все качества, которыми можно охарактеризовать творчество высокоодаренных художников.
Особое место в методике обучения резьбе по дереву отводится развитию творческой деятельности, что также возможно через разнообразие форм проведения занятий и включение в процесс несложных творческих упражнений и заданий.
В настоящий момент существует ряд работ, ориентированных на обучение художественной резьбе по дереву. В разное время дидактические проблемы обучения художественной обработке дерева рассматривались в работах таких специалистов, как Р.А. Бардиной, И.Я. Богуславской, СВ. Иванова, Л.Э. Калмыковой, Г.С. Масловой, И.П. Работновой, Б.А. Рыбакова, В.В. Стасова, В.М. Шугаева и др. Тем не менее, их количество и проработка определенных аспектов недостаточны, тем более это касается литературы современной, вышедшей в печать за последние пять лет. Таким образом, особая значимость обучения художественной резьбе, в частности, скульптуре, для формирования творческой деятельности, эстетической созидательной стороны личности учащихся, а также недостаточная разработанность данной темы в научной литературе определили ее актуальность.
Цель исследования: – разработать методику обучения основам декоративно-прикладного искусства учащихся общеобразовательной школы на материале деревянной скульптуры.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть дерево как ценный материал для изготовления художественных изделий;
2. Представить деревянные резные изделия как элемент декоративно-прикладного искусства нашего народа;
3. Выстраивание последовательных этапов работы с деревом.
4. Исследовать резьбу по дереву как вид художественной деятельности на уроках изобразительного искусства и разработать ряд уроков по обучению резьбе (деревянная скульптура).


Введение 2
Глава 1. Теоретические особенности обучения резьбе по дереву как элементу декоративно-прикладного искусства 6
1.1. Древесина как один из наиболее интересных материалов для изготовления художественных изделий 6
1.2. Деревянные резные изделия как элемент декоративно-прикладного искусства 11
1.3. Техника и типология художественной резьбы по дереву 21
Глава 2. Особенности обучения декоративно-прикладному искусству на примере резьбы по дереву в школьном курсе художественного труда 34
2.1. Эстетическое воспитание через уроки художественного труда на материале резьбы по дереву 34
2.2. Особенности обучения художественной обработке древесины 42
Заключение 46
Список использованной литературы 62


В данной работе нами было рассмотрено в качестве материала для создания художественных изделий дерево. Мы постарались последовательно выстроить этапы работы по созданию деревянной скульптуры учащимися общеобразовательной школы.
Работа учащихся сельской школы с традиционным для нашей местности материалом – деревом – необычайно полезны для их дальнейшей творческой деятельности. В то же время навыки работы над деревянной скульптурой способствуют дальнейшему развитию художественных способностей, объёмно-пластическому мышлению. В последствии это позволит более чутко воспринимать произведения скульптуры, работы признанных мастеров этого вида искусства. Успешный опыт всегда полезен тем, что он вселяет уверенность в своих силах и побуждает к дальней созидательной деятельности. Такие уроки способствуют раскрытию творческих способностей, гармонизации личности ученика.
Современное обучение должно не только опираться на новейшие достижения определенной области знаний, но и быть технологичным, гарантирующим получение определенного результата, что невозможно без получения оперативной обратной связи и организации на этой основе последующей корректирующей деятельности.
Образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а, значит, владеть не только знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.
Учение работать с самым благородным и самым «русским» материалом - деревом - всегда высоко ценилось. Но приобретение навыков плотничных, столярных работ и резьбы по дереву невозможно без правильного подхода к выбору материалов, инструментов, изучения технических тонкостей процесса обработки древесины.
В настоящее время столярная обработка древесины, как одно из популярных и необходимых ремесел очень важна для успешной социализации детей в дальнейшей жизни. Поэтому проект, разработанный нами, актуален и востребован как программа индивидуального обучения в качестве одного из вариантов проектной деятельности обучающихся.
Технологии создания деревянной скульптуры требуют серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом, различными приспособлениями, электроинструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим они предоставляют уникальную возможность соединить трудовую подготовку, проектную деятельность с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и привлекательных полезных изделий вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

1. Абросимова, А. А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу : учеб.пособие для ПТУ / А. А. Абросимова, Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. - 2-е изд., перераб. - М. : Высш. шк., 1984. - 157, [2] с. : ил. ; 70х90/11. - Библиогр.: с. 158.
2. Авдулова Т. Г. Пробуждать потребность в творчестве // Школа и производство. 2000. № 5. С. 54-55.
3. Бабина Н. Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда // Школа и производство. 2000. № 1. С. 45-49.
4. Бокотей Л. Л.Уроки декоративно-прикладного искусства народов севера как фактор формирования личности современного подростка / Бокотей Л.Л.//Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2009. № 3. С. 94-99.
5. Брезгин О.П., Лыгин В.Г. Иконостас церкви села Романово: история создания. // Русский мир, вып. № 3.
6. Буровкина Л. А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования // Воспитание школьников. - 2010. - № 4. - С. 36-38.
7. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика : [учеб. пособие] рек. М-вом культуры РФ / Е. Г. Вакуленко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 380, [2] с.
8. Вакуленко Е.Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству : диссертация ... кандидата педагогических наук. - Краснодар : 1998. – 226 с.
9. Васютина Е. Ю. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства как средствами декоративно-прикладного искусства выработать у ребят художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений?/ Е. Ю. Васютина //Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С. 71-75.
10. Виноградов, А. Н. Художественная обработка дерева / А. Н. Виноградов, В. А. Савченкова. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 314, [1] с. : ил., [8] л. ил. ; 84х108/32. - (Все обо всем). - Библиогр.: с. 307 - 309.
11. Власова О. М. Храмовая скульптура Пермского региона : диссертация ... кандидата искусствоведения, - М, 2003. -247 с.
12. Власова О.М. Пермская деревянная скульптура древнерусской традиции/ О. М. Власова//Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 13. С. 159-165.
13. Вродерсен Г.Г. Секреты мастеров. -КиевгСвенас, 1995.
14. Гладий Т. М. Реальная школа - востребованное образование // Школа и производство. 2000. № 6. С. 13-14.
15. Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2000. – 175 с.
16. Горяева Н.А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству. Автореферат диссер-тации на соискание ученой степени к.п.н. - М.: 1991, - 18 с.
17. Гусарчук ДМ. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. - М.:Лесная промышленность, 1976.
18. Гусарчук, Д. М.300 ответов любителю художественных работ по дереву / Д. М. Гусарчук ; под ред. Л. Я. Супрун. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Лесн. пром-сть, 1985. – 206
19. Деркач В. В. Деревянная настенная скульптура // Школа и производство. - 2009. - № 1. – С. 25-26.
20. Дом в культурных традициях Пермского Прикамья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции («Строгановские чтения») 15 18 сентября 2006 г. - Березники, Усольс, 2007. С. 59-67.
21. Егиазарян А. Декоративно-прикладное искусство в школе // Учитель. - 2007. - № 3. – С. 87-88.
22. Завьялова В. Ф. Народные мотивы в изделиях учащихся // Школа и производство. 2001. № 1. С. 43-44.
23. Иконостас: Происхождение развитие символика. Международный сим¬позиум 4 6 мая 1996 года. Москва, ГТГ: Тезисы докладов / Рсд.-сост. А.М. Лидов. М., 1996
24. Карачсв Л. Л. Как учить школьников основам творческой деятельности // Школа и производство. 1997. № 3. С. 85-86.
25. Кириченко Н. С. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии : диссертация ... кандидата педагогических наук. –Карачаевск, 2002. – 220 с.
26. Клюканова О. В. Древнерусское резное дерево в собрании Русского музея - предметы, центры, мастера // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2012. - № 1. - С. 118-126.
27. Краткий словарь по эстетике. - М., 1964. - 73 с.
28. Кулебакин Г.И. Столярное дело. - М.: Стройиздат, 1987.
29. Леонтьев П. В. Работы по дереву.-Л.:Детская литература, 1955.
30. Мартьянов, В.Н. Некоторые особенности резьбы по дереву у мордвы / В.Н. Мартьянов // Материалы по археологии и этнографии Мордовии. - Саранск, 1975.
31. Марш, В. Вырезаем цветы из дерева / В. Марш ; пер. с англ. Н. А. Поздняковой. - М. : Арт-родник, 2008. - 48 с.
32. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1978.
33. Матвеева, Т. А. Изготовление художественных изделий из дерева / Т. А. Матвеева. - М. : Высш. шк., 1992. – 222
34. Медведевских В.С. Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья: Методические рекомендации. 5 класс / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2007. - 44 с.
35. Михайлов Н. Проектируем деревянные игрушки // Народное творчество. - 2007. - № 4. - С. 40-42.
36. Михайлов Н.Г. Деревянная игрушка на уроках черчения // Школа и производство. - 2007. - № 4. - С. 49 - 51.
37. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: роль деревянной игрушки в обучении и воспитании учащихся // Наука и современность. 2015. №36 С.64-69.
38. Монахова Г. М. Формирование у школьников знаний и умений по художественной обработке изделий народного декоративно-прикладного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук. - Москва : 1998. – 184 с.
39. Морозова Н. С. Интерпретация национальных традиций в деревянной скульптуре К. И. Суворовой И Г. Д. Писаревой/ Н. С. Морозова//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (26). С. 159-162.
40. Надежный инструмент - основа мастерства // Сам. - 2012. - № 7. -С. 48-51.
41. Орлова Ю.Д. Отделка изделий из дре¬весины. - М.: Высшая школа, 1978.
42. Петренко Е. М. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через виды декоративно-прикладного искусства/Петренко Е.М.//Альманах современной науки и образования. 2012. № 12-1 (67). С. 105-106.
43. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2109 "Черчение и изобразит. искусство" / К. Ж. Амиргазин и др.]; Под ред. Б. В. Нешумова. - М. : Просвещение, 1986. - 191 с.
44. Приобщение школьников к народному декоративно-прикладному искусству/Худякова Е.Ю.//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4-2. С. 209-212.
45. Просина С. Дерево в традиционной культуре // Народное творчество. - 2004. - № 5. – С. 53.
46. Работа в дереве // Юный художник. - 2005. - № 12. - С. 38-39.
47. Раковская Д. А. Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации : диссертация ... кандидата технических наук. - Архангельск : 2009. – 166 с.
48. Сандюкова С. А. Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук. -Омск : 2009. – 242 с.
49. Семенцов, А.Ю. Резьба по дереву / А.Ю. Семенцов. - 7 - е изд. - Минск : Соврем. слово, 2003. - 254
50. Серебренников И. Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1928. Соболев И. II. Русская народная резьба по дереву. М.» 2000.
51. Смирнова Е. С. Дерево древних или скульптура на «Вынос»/Смирнова, Е.С.//Мир современной науки. 2012. Т. 3. С. 25-36.
52. Современные тенденции развития технологического образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 24-25 мар¬та 2005 года. - Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2005. - 208 с.
53. Федотов, Г. Я. Древесная пластика : [оригинал. рисунки, чертежи, схемы, практ. советы] / Г. Я. Федотов ; худож. А. Новиков. - М. : Эксмо, 2004. - 176 с.
54. Формирование эстетического отношения младших школьников, в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству/Иманмурзаева А.У.//Педагогика и современность. 2015. № 3 (17). С. 40-43.
55. Хворостов А.С, Декоративно-при¬кладное искусство в школе. - М.: Про¬свещение, 1981.
56. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М: Просвещение, 1977.
57. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе : пособие для учителей / А. С. Хворостов. - М. : Просвещение, 1981. - 173, [2] с.
58. Черепахина АМ. История художе¬ственной обработки изделий из древеси¬ны. - М: Высшая школа, 1987.
59. Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство в контексте развивающего обучения/ Л. В. Шокорова//Мир науки, культуры, образования, 2015.- № 4 (53).- С. 87-90.
60. Шокорова Л. В. Психолого-педагогические аспекты обучения народному декоративно-прикладному искусству/ Л. В. Шокорова//Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). - С. 148-150.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности, воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, а также обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле.
В соответствии с установками крупнейшего российского педагога и психолога Б.М.Неменского, необходимо экспериментирование ребенка с разными художественными материалами, что обусловит пониманияе ребёнком их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Развитие творческих способностей детей в результате активного освоения навыков работы с деревянной скульптурой, активизация воображения, желания умения подходить к любой своей деятельности творчески, формирует навыки, раскрывает способности и выявляет творческий потенциал ребенка и подростка.
Художественная обработка дерева, материала доступного представителям разных народов, проживающих в нашей климатической зоне – имеет давние истоки. Разные способы художественной обработки дерева отрабатывались многими поколениями мастеров декоративно-прикладного искусства. В традиции удмуртского народа существовали разные типы резьбы, выполняемой на плоскости (выемчатая, плоско-рельефная, пропильная, накладная). С большим вкусом удмуртские крестьянские мастера изготавливали в технике объемно-пластической резьбы всевозможные ковши, черпаки, создаваемые из цельного куска дерева. Пластическая форма многих дошедших до нашего времени образцов свидетельствует о большом художественном даре и творческом опыте этих мастеров.
Работа с деревом с раннего детства близка крестьянским детям. На своём личном опыте они обретают представления о свойствах древесины разных пород.
Формирование творчески развитой личности, осознающей свою принадлежность к народу, современной европейской цивилизации, что ориентируется в реалиях и перспективах социокультурной динамики, подготовлена к жизни и труду в меняющемся мире, одна из важных задач современного общества, государственной политики России.
Особенно это актуально в подготовке будущих специалистов художественного профиля, профессиональная деятельность которых связана с декоративно-прикладным творчеством, в частности с проектированием и изготовлением изделий, имеющих утилитарную и художественную ценность. Отметим, что творческая деятельность учащихся совпадает с эстетической деятельностью во время которой они учатся концентрировать творческую энергию на предмете своей деятельности, исследовать объективные качества художественных изделий, соотносить их с возможностями удовлетворения человеческих потребностей, находить неординарные творческие варианты создания проектов, подбирать соответствующие технологии их изготовление в материале, испытывать удовольствие от результатов своей деятельности.
Художественное творчество, как указано в справочнике эстетического воспитания, это своеобразная модель человеческого творчества вообще. А значит, невозможно сформировать творческую личность специалиста художественного профиля, а не развив у него качества эстетического субъекта. Ведь эстетическая культура является одной из предпосылок профессиональной деятельности, и результатом творческо-художественной активности. Эстетическое воспитание будущих специалистов художественного профиля средствами декоративно-прикладного искусства дает возможность понять не только смысл, но и форму произведений, ориентироваться в стилевых и исторических особенностях их создания. И начало этому должно быть положено именно в школьном возрасте.
Богатая и щедрая талантами русская земля. Сама сказочная природа с ее живописными пейзажами, была первоисточником вдохновения многих поколений народных мастеров, которые пронесли через века свое волшебное самобытное искусство художественной обработки дерева и издавна привлекали внимание высоким мастерством. Творческий гений художников из народа, преодолевая тяжелые условия иностранного гнета социальных несправедливостей упорно пробил себе путь к вершине мировой культуры. Неисчерпаемая фантазия, богатство цветовых решений, мудрость и остроумие, непосредственность и оптимизм, особое чутье декоративности, высокая степень обобщенности образов - это еще далеко не все качества, которыми можно охарактеризовать творчество высокоодаренных художников.
Особое место в методике обучения резьбе по дереву отводится развитию творческой деятельности, что также возможно через разнообразие форм проведения занятий и включение в процесс несложных творческих упражнений и заданий.
В настоящий момент существует ряд работ, ориентированных на обучение художественной резьбе по дереву. В разное время дидактические проблемы обучения художественной обработке дерева рассматривались в работах таких специалистов, как Р.А. Бардиной, И.Я. Богуславской, СВ. Иванова, Л.Э. Калмыковой, Г.С. Масловой, И.П. Работновой, Б.А. Рыбакова, В.В. Стасова, В.М. Шугаева и др. Тем не менее, их количество и проработка определенных аспектов недостаточны, тем более это касается литературы современной, вышедшей в печать за последние пять лет. Таким образом, особая значимость обучения художественной резьбе, в частности, скульптуре, для формирования творческой деятельности, эстетической созидательной стороны личности учащихся, а также недостаточная разработанность данной темы в научной литературе определили ее актуальность.
Цель исследования: – разработать методику обучения основам декоративно-прикладного искусства учащихся общеобразовательной школы на материале деревянной скульптуры.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть дерево как ценный материал для изготовления художественных изделий;
2. Представить деревянные резные изделия как элемент декоративно-прикладного искусства нашего народа;
3. Выстраивание последовательных этапов работы с деревом.
4. Исследовать резьбу по дереву как вид художественной деятельности на уроках изобразительного искусства и разработать ряд уроков по обучению резьбе (деревянная скульптура).


Введение 2
Глава 1. Теоретические особенности обучения резьбе по дереву как элементу декоративно-прикладного искусства 6
1.1. Древесина как один из наиболее интересных материалов для изготовления художественных изделий 6
1.2. Деревянные резные изделия как элемент декоративно-прикладного искусства 11
1.3. Техника и типология художественной резьбы по дереву 21
Глава 2. Особенности обучения декоративно-прикладному искусству на примере резьбы по дереву в школьном курсе художественного труда 34
2.1. Эстетическое воспитание через уроки художественного труда на материале резьбы по дереву 34
2.2. Особенности обучения художественной обработке древесины 42
Заключение 46
Список использованной литературы 62


В данной работе нами было рассмотрено в качестве материала для создания художественных изделий дерево. Мы постарались последовательно выстроить этапы работы по созданию деревянной скульптуры учащимися общеобразовательной школы.
Работа учащихся сельской школы с традиционным для нашей местности материалом – деревом – необычайно полезны для их дальнейшей творческой деятельности. В то же время навыки работы над деревянной скульптурой способствуют дальнейшему развитию художественных способностей, объёмно-пластическому мышлению. В последствии это позволит более чутко воспринимать произведения скульптуры, работы признанных мастеров этого вида искусства. Успешный опыт всегда полезен тем, что он вселяет уверенность в своих силах и побуждает к дальней созидательной деятельности. Такие уроки способствуют раскрытию творческих способностей, гармонизации личности ученика.
Современное обучение должно не только опираться на новейшие достижения определенной области знаний, но и быть технологичным, гарантирующим получение определенного результата, что невозможно без получения оперативной обратной связи и организации на этой основе последующей корректирующей деятельности.
Образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а, значит, владеть не только знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.
Учение работать с самым благородным и самым «русским» материалом - деревом - всегда высоко ценилось. Но приобретение навыков плотничных, столярных работ и резьбы по дереву невозможно без правильного подхода к выбору материалов, инструментов, изучения технических тонкостей процесса обработки древесины.
В настоящее время столярная обработка древесины, как одно из популярных и необходимых ремесел очень важна для успешной социализации детей в дальнейшей жизни. Поэтому проект, разработанный нами, актуален и востребован как программа индивидуального обучения в качестве одного из вариантов проектной деятельности обучающихся.
Технологии создания деревянной скульптуры требуют серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом, различными приспособлениями, электроинструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим они предоставляют уникальную возможность соединить трудовую подготовку, проектную деятельность с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и привлекательных полезных изделий вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

1. Абросимова, А. А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу : учеб.пособие для ПТУ / А. А. Абросимова, Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. - 2-е изд., перераб. - М. : Высш. шк., 1984. - 157, [2] с. : ил. ; 70х90/11. - Библиогр.: с. 158.
2. Авдулова Т. Г. Пробуждать потребность в творчестве // Школа и производство. 2000. № 5. С. 54-55.
3. Бабина Н. Ф. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда // Школа и производство. 2000. № 1. С. 45-49.
4. Бокотей Л. Л.Уроки декоративно-прикладного искусства народов севера как фактор формирования личности современного подростка / Бокотей Л.Л.//Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2009. № 3. С. 94-99.
5. Брезгин О.П., Лыгин В.Г. Иконостас церкви села Романово: история создания. // Русский мир, вып. № 3.
6. Буровкина Л. А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования // Воспитание школьников. - 2010. - № 4. - С. 36-38.
7. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика : [учеб. пособие] рек. М-вом культуры РФ / Е. Г. Вакуленко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 380, [2] с.
8. Вакуленко Е.Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству : диссертация ... кандидата педагогических наук. - Краснодар : 1998. – 226 с.
9. Васютина Е. Ю. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства как средствами декоративно-прикладного искусства выработать у ребят художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений?/ Е. Ю. Васютина //Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С. 71-75.
10. Виноградов, А. Н. Художественная обработка дерева / А. Н. Виноградов, В. А. Савченкова. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 314, [1] с. : ил., [8] л. ил. ; 84х108/32. - (Все обо всем). - Библиогр.: с. 307 - 309.
11. Власова О. М. Храмовая скульптура Пермского региона : диссертация ... кандидата искусствоведения, - М, 2003. -247 с.
12. Власова О.М. Пермская деревянная скульптура древнерусской традиции/ О. М. Власова//Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 13. С. 159-165.
13. Вродерсен Г.Г. Секреты мастеров. -КиевгСвенас, 1995.
14. Гладий Т. М. Реальная школа - востребованное образование // Школа и производство. 2000. № 6. С. 13-14.
15. Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2000. – 175 с.
16. Горяева Н.А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству. Автореферат диссер-тации на соискание ученой степени к.п.н. - М.: 1991, - 18 с.
17. Гусарчук ДМ. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. - М.:Лесная промышленность, 1976.
18. Гусарчук, Д. М.300 ответов любителю художественных работ по дереву / Д. М. Гусарчук ; под ред. Л. Я. Супрун. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Лесн. пром-сть, 1985. – 206
19. Деркач В. В. Деревянная настенная скульптура // Школа и производство. - 2009. - № 1. – С. 25-26.
20. Дом в культурных традициях Пермского Прикамья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции («Строгановские чтения») 15 18 сентября 2006 г. - Березники, Усольс, 2007. С. 59-67.
21. Егиазарян А. Декоративно-прикладное искусство в школе // Учитель. - 2007. - № 3. – С. 87-88.
22. Завьялова В. Ф. Народные мотивы в изделиях учащихся // Школа и производство. 2001. № 1. С. 43-44.
23. Иконостас: Происхождение развитие символика. Международный сим¬позиум 4 6 мая 1996 года. Москва, ГТГ: Тезисы докладов / Рсд.-сост. А.М. Лидов. М., 1996
24. Карачсв Л. Л. Как учить школьников основам творческой деятельности // Школа и производство. 1997. № 3. С. 85-86.
25. Кириченко Н. С. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии : диссертация ... кандидата педагогических наук. –Карачаевск, 2002. – 220 с.
26. Клюканова О. В. Древнерусское резное дерево в собрании Русского музея - предметы, центры, мастера // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2012. - № 1. - С. 118-126.
27. Краткий словарь по эстетике. - М., 1964. - 73 с.
28. Кулебакин Г.И. Столярное дело. - М.: Стройиздат, 1987.
29. Леонтьев П. В. Работы по дереву.-Л.:Детская литература, 1955.
30. Мартьянов, В.Н. Некоторые особенности резьбы по дереву у мордвы / В.Н. Мартьянов // Материалы по археологии и этнографии Мордовии. - Саранск, 1975.
31. Марш, В. Вырезаем цветы из дерева / В. Марш ; пер. с англ. Н. А. Поздняковой. - М. : Арт-родник, 2008. - 48 с.
32. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1978.
33. Матвеева, Т. А. Изготовление художественных изделий из дерева / Т. А. Матвеева. - М. : Высш. шк., 1992. – 222
34. Медведевских В.С. Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья: Методические рекомендации. 5 класс / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2007. - 44 с.
35. Михайлов Н. Проектируем деревянные игрушки // Народное творчество. - 2007. - № 4. - С. 40-42.
36. Михайлов Н.Г. Деревянная игрушка на уроках черчения // Школа и производство. - 2007. - № 4. - С. 49 - 51.
37. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: роль деревянной игрушки в обучении и воспитании учащихся // Наука и современность. 2015. №36 С.64-69.
38. Монахова Г. М. Формирование у школьников знаний и умений по художественной обработке изделий народного декоративно-прикладного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук. - Москва : 1998. – 184 с.
39. Морозова Н. С. Интерпретация национальных традиций в деревянной скульптуре К. И. Суворовой И Г. Д. Писаревой/ Н. С. Морозова//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (26). С. 159-162.
40. Надежный инструмент - основа мастерства // Сам. - 2012. - № 7. -С. 48-51.
41. Орлова Ю.Д. Отделка изделий из дре¬весины. - М.: Высшая школа, 1978.
42. Петренко Е. М. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через виды декоративно-прикладного искусства/Петренко Е.М.//Альманах современной науки и образования. 2012. № 12-1 (67). С. 105-106.
43. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2109 "Черчение и изобразит. искусство" / К. Ж. Амиргазин и др.]; Под ред. Б. В. Нешумова. - М. : Просвещение, 1986. - 191 с.
44. Приобщение школьников к народному декоративно-прикладному искусству/Худякова Е.Ю.//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4-2. С. 209-212.
45. Просина С. Дерево в традиционной культуре // Народное творчество. - 2004. - № 5. – С. 53.
46. Работа в дереве // Юный художник. - 2005. - № 12. - С. 38-39.
47. Раковская Д. А. Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации : диссертация ... кандидата технических наук. - Архангельск : 2009. – 166 с.
48. Сандюкова С. А. Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук. -Омск : 2009. – 242 с.
49. Семенцов, А.Ю. Резьба по дереву / А.Ю. Семенцов. - 7 - е изд. - Минск : Соврем. слово, 2003. - 254
50. Серебренников И. Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1928. Соболев И. II. Русская народная резьба по дереву. М.» 2000.
51. Смирнова Е. С. Дерево древних или скульптура на «Вынос»/Смирнова, Е.С.//Мир современной науки. 2012. Т. 3. С. 25-36.
52. Современные тенденции развития технологического образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 24-25 мар¬та 2005 года. - Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2005. - 208 с.
53. Федотов, Г. Я. Древесная пластика : [оригинал. рисунки, чертежи, схемы, практ. советы] / Г. Я. Федотов ; худож. А. Новиков. - М. : Эксмо, 2004. - 176 с.
54. Формирование эстетического отношения младших школьников, в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству/Иманмурзаева А.У.//Педагогика и современность. 2015. № 3 (17). С. 40-43.
55. Хворостов А.С, Декоративно-при¬кладное искусство в школе. - М.: Про¬свещение, 1981.
56. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М: Просвещение, 1977.
57. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе : пособие для учителей / А. С. Хворостов. - М. : Просвещение, 1981. - 173, [2] с.
58. Черепахина АМ. История художе¬ственной обработки изделий из древеси¬ны. - М: Высшая школа, 1987.
59. Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство в контексте развивающего обучения/ Л. В. Шокорова//Мир науки, культуры, образования, 2015.- № 4 (53).- С. 87-90.
60. Шокорова Л. В. Психолого-педагогические аспекты обучения народному декоративно-прикладному искусству/ Л. В. Шокорова//Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). - С. 148-150.

Купить эту работу

Методика обучения основам декоративно-прикладного искусства на материале деревянной скульптуры

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

12 августа 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Портфолио (Дисциплина "Классное руководство")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Сравнение пояснительных записок программ по литературе под ред. В.Ф. Чертова, по ред. Г.С. Меркина

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

конспект Пояснительных записок к программам под ред. В.Я. Корорвиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Рецензия на учебник УМК по литературе для 5 класса под ред. В.Ф. Чертова, Аннотация на методические рекомендации по УМК по литературе под ред. В.Я. Ко

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Занятие по английскому языку "Animals around us" для детей 6-7 лет. Методические рекомендации к нему.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Проект развития туристско-краеведческой направленности дополнительного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

конспект урока по английскому языку 5 класс "dress right"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Написание конспектов для воспитателей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

Проект развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Оформление картотек для детского сада

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Сравнение программ : Екжанова, Стребелева / Баряева, Гаврилушкина (олигофренопедагогика)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽