Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Познание у ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Однако у учащихся с интеллектуальным недоразвитием имеются специфические особенности психического развития, непосредственно влияющие на их познавательную деятельность и в частности на восприятие ими иллюстраций.
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия умственно отсталыми детьми иллюстраций, картин. Так, И.М. Соловьев, К.И. Вересоцкая, М.С. Певзнер и др. подчеркивали, что восприятие рисунков, иллюстраций, картин развивается у умственно отсталого ребенка позднее восприятия реальной действительности. У них затрудненно узнавание объектов, действующих лиц картины, это не дает возможности установить их отношения, выявить сюжетные связи и, следовательно, понять содержание произведения. В большинстве случаев они не понимают душевного состояния изображенных людей, часто допускают грубые ошибки в интерпретации их мимики, сложные и тонкие переживания воспринимаются ими как простые и элементарные, выразительные движения кажутся внешней позой. Уяснение содержания ведущей идеи произведения изобразительного искусства представляет сложность для умственно отсталых школьников.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы восприятия иллюстраций школьниками с недоразвитием интеллекта на уроках 6
изобразительного искусства 6
1.1. Развитие восприятия у детей в онтогенезе 6
1.2. Особенности восприятия иллюстрации детьми 11
с интеллектуальным недоразвитием 11
1.3. Развитие восприятия иллюстраций у умственно отсталых школьников на уроках изобразительного искусства 15
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. Практическое исследование специфики восприятия иллюстраций младшими школьниками с интеллектуальным недоразвитием 29
2.1. Методика экспериментального исследования 29
2.1. Уровни сформированности восприятия иллюстраций у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием 40
2.3. Методические рекомендации к работе по формированию умений у умственно отсталых школьников работать с иллюстрациями на уроках изобразительного искусства 46
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Восприятие представляет собой результат деятельности системы анализаторов индивида. Это первичный анализ, совершаемый как в рецепторах, так и дополняемый сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Восприятие также представляет собой ведущую форму психического отражения мира. Однако восприятие – это не только чувственный образ, но также еще и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Восприятие при этом не является врожденном психическим качеством, а формируется именно в процессе онтогенеза.
К свойствам восприятия относят в первую очередь следующие: целостность, предметность, категориальность, константность, структурность, осмысленность, а также апперцепцию и активность. В отношении видов восприятия укажем, что в настоящее время существует несколько подходов к классификации восприятия. У школьников с нарушением интеллекта существуют определенные особенности зрительного восприятия, которые отличают его от зрительного восприятия младших школьников массовой школы, а именно: узость, недостаточная обобщённость восприятия, нарушение целостности, предметности и константности восприятия.
1. Андреева, Л.В. Графический рисунок как средство образного познания и изучения действительности / Л.В. Андреева. – Н. Новгород 2014. – 220 с.
2. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 160 с.
3. Алексеев, О.Л. Восприятие школьниками с нарушенным интеллектом цветового контраста в предметах, отражение его в изобразительной, предметно-практической деятельности и речи / О.Л. Алексеев, Т.В. Нестерова //Дефектология. – 2009. – №2. – С.12-18.
4. Белова, О.В. Общая психодиагностика / О.В. Белова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
5. Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников / И.В Белякова. – М., 2012. – 160 c.
6. Гилевич, И.М. Дети с отклонениями в развитии :методич. пособие / И.М. Гилевич, Е.А. Забара. – М., Аквариум, 2007. – 217 с.
7. Горбушкина, О. Пойми меня, или как ребенок воспринимает мир / О. Горбушкина // Здоровье детей. – 2007. – №4. – С. 30-33.
8. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. для учителя / И.А. Грошенков – М.: Просвещение, 2003. – 175 с.
9. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 208 с.
10. Дефектология: слов.-справ. / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Нов.шк., 2006. – 80 с.
11. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2009. - 206 с.
12. Евлахова, Э.А. Особенности восприятия сюжетно-художественных картин учащимися вспомогательной школы / Э.А. Евлахова // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. – М., 1987. – Вып.4. – С. 27 – 31.
13. Екжанова, Е.А. Методика обследования ребенка с умственной недостаточностью / Е.А. Екжанова // Дефектология. – 2007. – №6. – С. 49-59.
14. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамна. – М.: Просвещение, 2005. – 218 с.
15. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Мн., 2008. – 344 с.
16. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1997. – 128 с.
17. Кудрявцева, Е.М. Изменение узнавания предметов в ходе развития учащихся: автореф. дисс. … канд. психол. наук / Е.М. Кудрявцева. – М., 1997. – 23 с.
18. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. – М.: Издат. центр «Академия», 2012. – 412 с.
19. Курочкина, Н.А Детям о книжной графике / Н.А Курочкина. – СПб.: Акцидент, 1997. – 190 с.
20. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – 422 с.
21. Лубовский, В.И.Специальная психология: учеб. пособие / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева. – М.: Изд. Центр «Академия»,2005. – 348 с.
22. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2009. – 583 с.
23. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Академия, 2006. – 639 с.
24. Мирошкина, Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках / Р.А. Мирошникова // Дошкол. воспит. – 1988. – №7. – С.27-31.
25. Мыслюк, В.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие / В.В. Мыслюк, Ю.Н. Кислякова. – Минск, 2010. – 268 с.
26. Немов, Р.С.Общие основы психологии в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС,2008. – Кн.1. – 688 с.
27. Нуркова, В.В. Психология / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М., Высш. образование, 2005. – 484 с.
28. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
29. Основы специальной психологии : учеб. пособие / под ред. Л.В. Кузнецовой. –М.: «Академия», 2012. – 410 с.
30. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2012. – 160 с.
31. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология / Л. Пожар. – М.: Просвещение, 1999. – 350 с.
32. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 2006. – 286 с.
33. Резанцева, И.Е. Коррекция и развитие зрительного восприятия умственно отсталых младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://web.snauka.ru/issues/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 19.02.2017).
34. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / : учеб.пособие: В 2 кн. Кн.1 / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2013. – 384 с.
35. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.
36. Сорокин, В.М Специальная психология: учеб. пособие / Сорокин В.М. – СПб.: «Речь» – 2003 – 216с.
37. Специальная психология / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная, ред. Л.И. Александрова. – М.: Академия, 2011. – 344 с.
38. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
39. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. – М., 2005. – 420 с.
40. Уфимцева, Л.П. Расширение общей двигательной и пространственной активности на уроке и её роль в коррекции психофизического развития учащихся вспомогательной школы / Л.П. Уфимцева // Дефектология. – 1996. – № 6. – С. 41- 44.
41. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. – М.; Томск, 1996. – 214 с.
42. Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации / Н.И. Чуприкова. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 2007. – 274 с.
43. Шкляр, Н.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников / Н.В. Шкляр // Начальная шк. – 2007. – № 8. – С. 71-73.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Познание у ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Однако у учащихся с интеллектуальным недоразвитием имеются специфические особенности психического развития, непосредственно влияющие на их познавательную деятельность и в частности на восприятие ими иллюстраций.
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия умственно отсталыми детьми иллюстраций, картин. Так, И.М. Соловьев, К.И. Вересоцкая, М.С. Певзнер и др. подчеркивали, что восприятие рисунков, иллюстраций, картин развивается у умственно отсталого ребенка позднее восприятия реальной действительности. У них затрудненно узнавание объектов, действующих лиц картины, это не дает возможности установить их отношения, выявить сюжетные связи и, следовательно, понять содержание произведения. В большинстве случаев они не понимают душевного состояния изображенных людей, часто допускают грубые ошибки в интерпретации их мимики, сложные и тонкие переживания воспринимаются ими как простые и элементарные, выразительные движения кажутся внешней позой. Уяснение содержания ведущей идеи произведения изобразительного искусства представляет сложность для умственно отсталых школьников.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы восприятия иллюстраций школьниками с недоразвитием интеллекта на уроках 6
изобразительного искусства 6
1.1. Развитие восприятия у детей в онтогенезе 6
1.2. Особенности восприятия иллюстрации детьми 11
с интеллектуальным недоразвитием 11
1.3. Развитие восприятия иллюстраций у умственно отсталых школьников на уроках изобразительного искусства 15
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. Практическое исследование специфики восприятия иллюстраций младшими школьниками с интеллектуальным недоразвитием 29
2.1. Методика экспериментального исследования 29
2.1. Уровни сформированности восприятия иллюстраций у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием 40
2.3. Методические рекомендации к работе по формированию умений у умственно отсталых школьников работать с иллюстрациями на уроках изобразительного искусства 46
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Восприятие представляет собой результат деятельности системы анализаторов индивида. Это первичный анализ, совершаемый как в рецепторах, так и дополняемый сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Восприятие также представляет собой ведущую форму психического отражения мира. Однако восприятие – это не только чувственный образ, но также еще и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Восприятие при этом не является врожденном психическим качеством, а формируется именно в процессе онтогенеза.
К свойствам восприятия относят в первую очередь следующие: целостность, предметность, категориальность, константность, структурность, осмысленность, а также апперцепцию и активность. В отношении видов восприятия укажем, что в настоящее время существует несколько подходов к классификации восприятия. У школьников с нарушением интеллекта существуют определенные особенности зрительного восприятия, которые отличают его от зрительного восприятия младших школьников массовой школы, а именно: узость, недостаточная обобщённость восприятия, нарушение целостности, предметности и константности восприятия.
1. Андреева, Л.В. Графический рисунок как средство образного познания и изучения действительности / Л.В. Андреева. – Н. Новгород 2014. – 220 с.
2. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 160 с.
3. Алексеев, О.Л. Восприятие школьниками с нарушенным интеллектом цветового контраста в предметах, отражение его в изобразительной, предметно-практической деятельности и речи / О.Л. Алексеев, Т.В. Нестерова //Дефектология. – 2009. – №2. – С.12-18.
4. Белова, О.В. Общая психодиагностика / О.В. Белова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
5. Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников / И.В Белякова. – М., 2012. – 160 c.
6. Гилевич, И.М. Дети с отклонениями в развитии :методич. пособие / И.М. Гилевич, Е.А. Забара. – М., Аквариум, 2007. – 217 с.
7. Горбушкина, О. Пойми меня, или как ребенок воспринимает мир / О. Горбушкина // Здоровье детей. – 2007. – №4. – С. 30-33.
8. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. для учителя / И.А. Грошенков – М.: Просвещение, 2003. – 175 с.
9. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 208 с.
10. Дефектология: слов.-справ. / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Нов.шк., 2006. – 80 с.
11. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2009. - 206 с.
12. Евлахова, Э.А. Особенности восприятия сюжетно-художественных картин учащимися вспомогательной школы / Э.А. Евлахова // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. – М., 1987. – Вып.4. – С. 27 – 31.
13. Екжанова, Е.А. Методика обследования ребенка с умственной недостаточностью / Е.А. Екжанова // Дефектология. – 2007. – №6. – С. 49-59.
14. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамна. – М.: Просвещение, 2005. – 218 с.
15. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Мн., 2008. – 344 с.
16. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1997. – 128 с.
17. Кудрявцева, Е.М. Изменение узнавания предметов в ходе развития учащихся: автореф. дисс. … канд. психол. наук / Е.М. Кудрявцева. – М., 1997. – 23 с.
18. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. – М.: Издат. центр «Академия», 2012. – 412 с.
19. Курочкина, Н.А Детям о книжной графике / Н.А Курочкина. – СПб.: Акцидент, 1997. – 190 с.
20. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – 422 с.
21. Лубовский, В.И.Специальная психология: учеб. пособие / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева. – М.: Изд. Центр «Академия»,2005. – 348 с.
22. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2009. – 583 с.
23. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Академия, 2006. – 639 с.
24. Мирошкина, Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках / Р.А. Мирошникова // Дошкол. воспит. – 1988. – №7. – С.27-31.
25. Мыслюк, В.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие / В.В. Мыслюк, Ю.Н. Кислякова. – Минск, 2010. – 268 с.
26. Немов, Р.С.Общие основы психологии в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС,2008. – Кн.1. – 688 с.
27. Нуркова, В.В. Психология / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М., Высш. образование, 2005. – 484 с.
28. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
29. Основы специальной психологии : учеб. пособие / под ред. Л.В. Кузнецовой. –М.: «Академия», 2012. – 410 с.
30. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2012. – 160 с.
31. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология / Л. Пожар. – М.: Просвещение, 1999. – 350 с.
32. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 2006. – 286 с.
33. Резанцева, И.Е. Коррекция и развитие зрительного восприятия умственно отсталых младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://web.snauka.ru/issues/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 19.02.2017).
34. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / : учеб.пособие: В 2 кн. Кн.1 / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2013. – 384 с.
35. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.
36. Сорокин, В.М Специальная психология: учеб. пособие / Сорокин В.М. – СПб.: «Речь» – 2003 – 216с.
37. Специальная психология / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная, ред. Л.И. Александрова. – М.: Академия, 2011. – 344 с.
38. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
39. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. – М., 2005. – 420 с.
40. Уфимцева, Л.П. Расширение общей двигательной и пространственной активности на уроке и её роль в коррекции психофизического развития учащихся вспомогательной школы / Л.П. Уфимцева // Дефектология. – 1996. – № 6. – С. 41- 44.
41. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. – М.; Томск, 1996. – 214 с.
42. Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации / Н.И. Чуприкова. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 2007. – 274 с.
43. Шкляр, Н.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников / Н.В. Шкляр // Начальная шк. – 2007. – № 8. – С. 71-73.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54491 Дипломная работа — поможем найти подходящую