Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин

  • 91 страниц
  • 2017 год
  • 478 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность проблемы. Развитие связной речи детей дошкольного возраста является центральной задачей речевого воспитания. Это в первую очередь обусловлено ее социальной значимостью, а также ролью в формировании личности. Исследователями (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.) было доказано, что именно в связной речи находит свою реализацию основная, коммуникативная, функция языка и речи. По своей сути связная речь – это высшая форма речемыслительной деятельности, определяющей уровень как речевого, так и умственного развития ребенка. Кроме этого, овладение ребенком связной устной речью является важнейшим условие успешной подготовки его к школьному обучению.
Более полно психологическая природа связной речи, ее основные механизмы и специфики развития у детей дошкольного возраста раскрываются в трудах таких исследователей, как Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Все обозначенные исследователи подчеркивают сложный характер связной речи и подчеркивают необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба).
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П.Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф.Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П.Коротковой, Н.А.Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С.Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Изучались особенности связной речи детей-дошкольников, методика, обучения разным типам текстов с опорой на различные источники высказываний. Исследователями были определены цели и задачи развития у дошкольников связной речи, основные методические принципы, были созданы системы обучающих занятий разным видам связных высказываний, выявлены проблемы овладения детьми связной речью.
Подавляющее большинство педагогических исследований разных лет было посвящено проблемам развития связной речи детей-дошкольников старшей возрастной группы. Подчеркнем, что шестой год жизни – это период, согласно исследованиям М.М. Алексеевой, А.Н. Гвоздева, М.М. Кольцовой, Г.М. Ляминой, О.С.Ушаковой, К.И. Чуковского, Д.Б. Эльконина, В.И. Ядэшко и др., высокой речевой активности дошкольников, а также интенсивного развития у них практически всех сторон речи. В данном возрасте у детей завершается переход от ситуативной речи к контекстной (согласно исследованиям A.M. Леушиной, A.M. Люблинской, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина). Кроме этого, исследования ряда ученых наглядно указывают на значимые возможности детей обозначенного возраста непосредственно в умственном развитии. Так, например, Н.Н. Поддьяков склонен считать, что именно в старшем дошкольном возрасте происходит овладение детьми необходимыми языковыми средствами для качественно построения связного высказывания.
В данном возрасте у ребёнка, как указывает М.М. Кольцова, весьма быстро развивается способность к обобщению. Он способен овладеть обобщением самого высокого типа. Также происходит углубление понятий, а также тесным образом связанное с ним усвоение значений слов. Дошкольники начинают более осознанно и серьезно относятся к речи (А.Н. Гвоздев). На шестом году жизни прослеживается ярко выраженное критическое отношение детей к речи окружающих, а в ряде случаев и к собственной (А. Н.Гвоздев, К.И. Чуковский, Н.Х. Швачкин).
Среди существующих и успешно апробированных методов развития связной речи у детей шестого года жизни эффективными является работа, построенная на материале серии сюжетных картин. Тем не менее, в современной педагогической практике обнаруживается в этом отношении несколько противоречивая ситуация: с одной стороны, эффективность построения работы с детьми шестого года жизни на материале серии сюжетных картин не вызывает сомнения, однако, с другой стороны, нередко приоритет отдается другим методам, которые более широко освещены в психолого-педагогической литературе.
Таким образом, можно отметить противоречие между потребностями дошкольной практики в построении работы с детьми шестого года жизни на материале серии сюжетных картин и ее недостаточной разработанностью. Данное обстоятельство делает рассмотрение темы «Развитие связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин» актуальным.
Проблема исследования – необходимость выявления возможностей и педагогических условий применения серии сюжетных картин для развития связной речи дошкольников шестого года жизни. Данная проблема определяет цель исследования, которая заключается в выявления возможностей и педагогических условий применения серии сюжетных картин для развития связной речи дошкольников шестого года жизни.
Объект исследования – процесс развития связной речи старших дошкольниками наглядными средствами.
Предмет исследования – серии сюжетных картин как средство развития связной речи детей шестого года жизни.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы развития связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин.
2) Выявить особенности построения работы по развитию связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин.
3) Определить педагогические условия развития связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин.
Гипотеза. Мы предполагаем, что развитие связной речи у детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
- подобранные серии картин должны быть красочными и понятыми старшими дошкольниками;
- при работе с картинами должны быть создано положительное эмоциональное отношение ребенка к изображенному на серии картин;
- на занятиях должны быть использованы игровые методы;
- на занятиях должна присутствовать творческая составляющая;
- должен быть применение индивидуального подхода к детям.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования разработанных педагогических условий и предложенных занятий для педагогов и родителей в условиях дошкольного учреждения при развитии связной речи детей.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, наблюдение за деятельностью детей, проведение педагогического эксперимента, беседы с воспитателем, логопедом и родителями, обработка полученных результатов.
Апробация результатов исследования проводилась на базе детского сада 230.




Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин 7
1.1. Понятие связная речь и ее развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития связной речи детей шестого года жизни 19
1.3. Значимость сюжетных картин для развития связной речи детей шестого года жизни 22
Глава II. Экспериментальное исследование развитие связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин 31
2.1. Изучение проблемы по развитию связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин в практике дошкольного образования 31
2.2.Педагогические условия развития связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин 40
2.3. Динамика связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин 48
Заключение 56
Список литературы 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64



Заключение

Связную речь можно понимать как такой вид речи, которая отражает практически все существенные стороны своего предметного содержания. Это
в первую очередь именно текст, а не отдельное предложение как реальная единица речевого общения. Связная речь это также и единое смысловое и структурное целое, которое включает в себя как связанные между собой, так и тематически объединенные, отдельные законченные отрезки. Основной функцией связной речи является коммуникативная, которые осуществляется в двух главных формах диалоге и монологе. При этом каждая из обозначенных форм имеет свои отличительные особенности, определяющие характер методики процесса их формирования.
Дети старшего дошкольного возраста способны достаточно активно участвовать в беседе, точно и полно отвечать на вопросы, верно дополнять и поправлять в случае необходимости ответы других, формулировать вопросы, подавать уместные реплики. Характер диалога детей данного возраста во многом зависит от сложности тех задач, которые решаются в совместной деятельности.
Происходит совершенствование и монологической речи: дети шестого года жизни осваивают различные типы связных высказываний (повествование, описание, отчасти рассуждение) непосредственно с опорой на наглядный материал, а также и без опоры. Заметно усложняется синтаксическая структура рассказов детей, увеличивается число сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Однако у многих детей такого рода умения неустойчивы. Дети шестого года жизни могут затрудняться в отборе необходимых фактов для своих рассказов, повествование, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, а также в их языковом оформлении.
При формировании у детей шестого года жизни связной речи средствами серии картин, очень важно учить детей-дошкольников рассматриваемого возраста не только видеть то, что изображено на конкретной картине, но также и воображать как предшествующие, так и последующие события. В данных случая взрослый ставит перед детьми ряд вопросов, которые словно намечают ее сюжетную линию, которая выходит за пределы содержания рассматриваемой картины. В процессе придумывания начала либо конца к изображенному, ребенок при этом приобретает те умения, которые необходимые для самостоятельного и связного рассказывания. Кроме этого, детей старшего дошкольного возраста следует учить в картине замечать отдельные детали: фон, пейзаж, состояние погоды,
а также в свои рассказы включать описание природы.
Все это подтверждает в актуальность выбранной нами темы.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи, а также подтверждена выдвинутая нами гипотеза, что позволило сделать следующие выводы.
Теоретически обоснована необходимость применения соответствующих педагогических условий при формировании у детей шестого года жизни связной речи средствами серии картин. Благодаря совокупности педагогических условий и использованию серии сюжетных картин дети учатся выражать свои мысли, у них развивается творческое мышление и связная речь.
Проведенный нами опрос родителей и воспитателей показал, что возможности как средства серии сюжетных картин для развития связной речи детей шестого года жизни в условиях дошкольного заведения используются недостаточно. Кроме этого, воспитатели не имеют четкого представления о педагогических условиях, способствующих более эффективному использованию серии сюжетных картин для развития связной речи дошкольников. Диагностика детей шестого года жизни показала преобладание среднего уровня развития связной речи и наличие отдельных речевых ошибок, которые требуют педагогической работы над развитием речи старших дошкольников.
Нами были разработаны критерии оценки сформированности связной речи детей шестого года жизни: хорошо развитая, средне развития и недостаточно развития.
Подтвердилось наше предположение о том, что при работе с серией сюжетных картинок, в качестве основных педагогических условий должны выступать следующие: подбираться для занятий должны такие серии картин, которые понятны и интересны детям; должен по необходимости применялся индивидуальный подход к детям; при работе с сериями сюжетных картинок необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение ребенка к изображенному на серии картин; на занятиях следует использовать игровые методы; на занятиях должна присутствовать творческая составляющая. Реализация этих условий оказывает значительное влияние на развитие связной речи детей шестого года жизни при работе с сериями сюжетных картинок. Таким образом, были обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие связной речи старших дошкольников при работе с сериями сюжетных картинок, а, следовательно, решена проблема исследования.
Учитывая сложности изучения проблемы развития связной речи старших дошкольников на материалах серии сюжетных картинок, мы считаем необходимым дальнейшее изучение поставленной проблемы.



Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: «Академия», 2006. - 400 с.
2. Арнольд, И.В. Стилистика современного русского языка [Текст] / И.В. Арнольд. – М.: Флинта, Наука, 2012. – 244 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: кн. для воспитат. дет. сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 288 с.
4. Ахутина, Т.В. Смысловой и семантический синтаксис: Детская речь и концепция Л.С. Выготского [Текст] / Т.В. Ахутина, Т.Н. Наумова // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 2014. – С. 76 - 84.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2004. – 255 с.
6. Будагов, Р.А. Литературные языки и языковые стили [Текст] / Р.А. Будагов. – М.: Высш. шк., 2007. – 212 с.
7. Вентланд, М. Учебно-воспитательные работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации [Текст]: учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.. – Мн.: БГПУ, 2009. – 268 с.
8. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение,1996. – 420 с.
9. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.М. Гвоздев. – М.: Изд-во «Академия», 1991. – 211 с.
10. Глухов, В. П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Вестн. Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2014. – № 1. – С. 44 – 45.
11. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб.-методич. пособие / В.П. Глухов. – М., 2012. – 232 с.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
13. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами [Текст] / В.В. Гербова // Дошк. воспит. – 2005. – № 1. – С. 18-23.
14. Гомзяк, О.С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе [Текст] / О.С. Гомзяк. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. – 268 с.
15. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб.: Каро, 2008. – 274 с.
16. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис.… канд. пед. наук / Н.В. Елкина. – М, 2004. – 22 с.
17. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М., 2005. – 374 с.
18. Зернова, Л.П. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие [Текст] / Л.П. Зернова, И.А. Зимина, Г.Р.Шашкина. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
19. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство [Текст] / Н.М. Зубарева. – М., 2008. – 320 с.
20. Ильяшенко, М.В. Развитие описательной речи старших дошкольников в процессе организации восприятия ими жанровой живописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-opisatelnoy-rechi-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-organizatsii-vospriyatiya-imi-zhanrovoy-zhivopisi. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.01.2017).
21. Карманова, Е.Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Ю. Карманова // Наука и современность. – 2011 – № 2. – С. 168 – 171.
22. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше. – М., 1985. – 100 с.
23. Кожин, А.Н. Функциональные типы русской речи [Текст] / А.Н. Кожин. – М.: Высш. шк., 1982. – 298 с.
24. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие в детском саду (новые подходы) [Текст]: методич. материалы / Т.П. Колодяжная. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. – 292 с.
25. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 256 с.
26. Конина, М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.М. Конина. – М.: Изд-во «Проспект», 2010. - 125 с.
27. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры [Текст] / авт.-сост. Н.П. Мещерякова, Л.К. Жуковская, Е.Б. Терешкова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 141 с.
28. Крамш, К. Дискурс и культура в обучении иностранному языку (доклад) [Текст] / К. Крамш // ИЯШ. – 2010. – № 3. – С. 100 - 103.
29. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева. – СПб., 2008. – 268 с.
30. Лейзингер, Ф. Элементы преподавания иностранных языков [Текст] / Ф. Лейзингер // Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. – М.: Просвещение, 2008. – С. 158 - 160.
31. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. – М., СПб., 2003. – 288 с.
32. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2011. – 364 с.
33. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников [Текст]: методич. пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова. – М.: Педагогич. об-во России, 2007. – 80 с.
34. Мамедова, Е.Х. Лингвистические основы речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Х. Мамедова // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер: Педагогика, психология. – 2014. – № 1. – С. 136 – 138.
35. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст] / Т.А. Матросова. – М.: Сфера, 2006. – 288 с.
36. Методы обследования речи у детей [Текст] / под ред. В.В. Чиркиной, И.Т. Власенко. – М.: РИПКРО, 2006. – 254 с.
37. Михайлов, Л.М. Коммуникативная грамматика языка [Текст] / Л.М. Михайлов. – М., 2004. – 252 с.
38. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития [Текст] / Н.В. Новотворцева. – М.: Росмэн, 2008. – 192 с.
39. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. А.С. Самойлова. – М., 2007. – 274 с.
40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 2009. – 688 с.
41. Смирнова, Е.А. Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников [Текст] / Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – М., 2007. – С. 97 – 100.
42. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 224 с.
43. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 1984. – 244 с.
44. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М.: «Академия», 2008. – 276 с.
45. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М., 2008. – 568 с.
46. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.
47. Хватцев, М.Е. Логопедия. Кн. 1 [Текст] / М.Е. Хватцнв; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 512 с.
48. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. – М.; Томск, 1996. – 289 с.
49. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М., 2000. – 288 с.
50. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика [Текст]: хрестоматия / Н.Х. Швачкин; сост. К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
51. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку [Текст] / Л.В. Щерба. – М.: Учпедгиз, 1957. – 312 с.
52. Якобсон, Р. Избранные работы [Текст] / Р. Якобсон. – М.: Прогресс, 1995. – 644 с.
53. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст] / Л.П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функционирование. – М.:Наука, 2006. – С.64 - 72.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность проблемы. Развитие связной речи детей дошкольного возраста является центральной задачей речевого воспитания. Это в первую очередь обусловлено ее социальной значимостью, а также ролью в формировании личности. Исследователями (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.) было доказано, что именно в связной речи находит свою реализацию основная, коммуникативная, функция языка и речи. По своей сути связная речь – это высшая форма речемыслительной деятельности, определяющей уровень как речевого, так и умственного развития ребенка. Кроме этого, овладение ребенком связной устной речью является важнейшим условие успешной подготовки его к школьному обучению.
Более полно психологическая природа связной речи, ее основные механизмы и специфики развития у детей дошкольного возраста раскрываются в трудах таких исследователей, как Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Все обозначенные исследователи подчеркивают сложный характер связной речи и подчеркивают необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба).
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П.Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф.Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П.Коротковой, Н.А.Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С.Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Изучались особенности связной речи детей-дошкольников, методика, обучения разным типам текстов с опорой на различные источники высказываний. Исследователями были определены цели и задачи развития у дошкольников связной речи, основные методические принципы, были созданы системы обучающих занятий разным видам связных высказываний, выявлены проблемы овладения детьми связной речью.
Подавляющее большинство педагогических исследований разных лет было посвящено проблемам развития связной речи детей-дошкольников старшей возрастной группы. Подчеркнем, что шестой год жизни – это период, согласно исследованиям М.М. Алексеевой, А.Н. Гвоздева, М.М. Кольцовой, Г.М. Ляминой, О.С.Ушаковой, К.И. Чуковского, Д.Б. Эльконина, В.И. Ядэшко и др., высокой речевой активности дошкольников, а также интенсивного развития у них практически всех сторон речи. В данном возрасте у детей завершается переход от ситуативной речи к контекстной (согласно исследованиям A.M. Леушиной, A.M. Люблинской, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина). Кроме этого, исследования ряда ученых наглядно указывают на значимые возможности детей обозначенного возраста непосредственно в умственном развитии. Так, например, Н.Н. Поддьяков склонен считать, что именно в старшем дошкольном возрасте происходит овладение детьми необходимыми языковыми средствами для качественно построения связного высказывания.
В данном возрасте у ребёнка, как указывает М.М. Кольцова, весьма быстро развивается способность к обобщению. Он способен овладеть обобщением самого высокого типа. Также происходит углубление понятий, а также тесным образом связанное с ним усвоение значений слов. Дошкольники начинают более осознанно и серьезно относятся к речи (А.Н. Гвоздев). На шестом году жизни прослеживается ярко выраженное критическое отношение детей к речи окружающих, а в ряде случаев и к собственной (А. Н.Гвоздев, К.И. Чуковский, Н.Х. Швачкин).
Среди существующих и успешно апробированных методов развития связной речи у детей шестого года жизни эффективными является работа, построенная на материале серии сюжетных картин. Тем не менее, в современной педагогической практике обнаруживается в этом отношении несколько противоречивая ситуация: с одной стороны, эффективность построения работы с детьми шестого года жизни на материале серии сюжетных картин не вызывает сомнения, однако, с другой стороны, нередко приоритет отдается другим методам, которые более широко освещены в психолого-педагогической литературе.
Таким образом, можно отметить противоречие между потребностями дошкольной практики в построении работы с детьми шестого года жизни на материале серии сюжетных картин и ее недостаточной разработанностью. Данное обстоятельство делает рассмотрение темы «Развитие связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин» актуальным.
Проблема исследования – необходимость выявления возможностей и педагогических условий применения серии сюжетных картин для развития связной речи дошкольников шестого года жизни. Данная проблема определяет цель исследования, которая заключается в выявления возможностей и педагогических условий применения серии сюжетных картин для развития связной речи дошкольников шестого года жизни.
Объект исследования – процесс развития связной речи старших дошкольниками наглядными средствами.
Предмет исследования – серии сюжетных картин как средство развития связной речи детей шестого года жизни.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы развития связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин.
2) Выявить особенности построения работы по развитию связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин.
3) Определить педагогические условия развития связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин.
Гипотеза. Мы предполагаем, что развитие связной речи у детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
- подобранные серии картин должны быть красочными и понятыми старшими дошкольниками;
- при работе с картинами должны быть создано положительное эмоциональное отношение ребенка к изображенному на серии картин;
- на занятиях должны быть использованы игровые методы;
- на занятиях должна присутствовать творческая составляющая;
- должен быть применение индивидуального подхода к детям.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования разработанных педагогических условий и предложенных занятий для педагогов и родителей в условиях дошкольного учреждения при развитии связной речи детей.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, наблюдение за деятельностью детей, проведение педагогического эксперимента, беседы с воспитателем, логопедом и родителями, обработка полученных результатов.
Апробация результатов исследования проводилась на базе детского сада 230.




Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин 7
1.1. Понятие связная речь и ее развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития связной речи детей шестого года жизни 19
1.3. Значимость сюжетных картин для развития связной речи детей шестого года жизни 22
Глава II. Экспериментальное исследование развитие связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин 31
2.1. Изучение проблемы по развитию связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин в практике дошкольного образования 31
2.2.Педагогические условия развития связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин 40
2.3. Динамика связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин 48
Заключение 56
Список литературы 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64



Заключение

Связную речь можно понимать как такой вид речи, которая отражает практически все существенные стороны своего предметного содержания. Это
в первую очередь именно текст, а не отдельное предложение как реальная единица речевого общения. Связная речь это также и единое смысловое и структурное целое, которое включает в себя как связанные между собой, так и тематически объединенные, отдельные законченные отрезки. Основной функцией связной речи является коммуникативная, которые осуществляется в двух главных формах диалоге и монологе. При этом каждая из обозначенных форм имеет свои отличительные особенности, определяющие характер методики процесса их формирования.
Дети старшего дошкольного возраста способны достаточно активно участвовать в беседе, точно и полно отвечать на вопросы, верно дополнять и поправлять в случае необходимости ответы других, формулировать вопросы, подавать уместные реплики. Характер диалога детей данного возраста во многом зависит от сложности тех задач, которые решаются в совместной деятельности.
Происходит совершенствование и монологической речи: дети шестого года жизни осваивают различные типы связных высказываний (повествование, описание, отчасти рассуждение) непосредственно с опорой на наглядный материал, а также и без опоры. Заметно усложняется синтаксическая структура рассказов детей, увеличивается число сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Однако у многих детей такого рода умения неустойчивы. Дети шестого года жизни могут затрудняться в отборе необходимых фактов для своих рассказов, повествование, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, а также в их языковом оформлении.
При формировании у детей шестого года жизни связной речи средствами серии картин, очень важно учить детей-дошкольников рассматриваемого возраста не только видеть то, что изображено на конкретной картине, но также и воображать как предшествующие, так и последующие события. В данных случая взрослый ставит перед детьми ряд вопросов, которые словно намечают ее сюжетную линию, которая выходит за пределы содержания рассматриваемой картины. В процессе придумывания начала либо конца к изображенному, ребенок при этом приобретает те умения, которые необходимые для самостоятельного и связного рассказывания. Кроме этого, детей старшего дошкольного возраста следует учить в картине замечать отдельные детали: фон, пейзаж, состояние погоды,
а также в свои рассказы включать описание природы.
Все это подтверждает в актуальность выбранной нами темы.
В ходе проведенного исследования были решены поставленные задачи, а также подтверждена выдвинутая нами гипотеза, что позволило сделать следующие выводы.
Теоретически обоснована необходимость применения соответствующих педагогических условий при формировании у детей шестого года жизни связной речи средствами серии картин. Благодаря совокупности педагогических условий и использованию серии сюжетных картин дети учатся выражать свои мысли, у них развивается творческое мышление и связная речь.
Проведенный нами опрос родителей и воспитателей показал, что возможности как средства серии сюжетных картин для развития связной речи детей шестого года жизни в условиях дошкольного заведения используются недостаточно. Кроме этого, воспитатели не имеют четкого представления о педагогических условиях, способствующих более эффективному использованию серии сюжетных картин для развития связной речи дошкольников. Диагностика детей шестого года жизни показала преобладание среднего уровня развития связной речи и наличие отдельных речевых ошибок, которые требуют педагогической работы над развитием речи старших дошкольников.
Нами были разработаны критерии оценки сформированности связной речи детей шестого года жизни: хорошо развитая, средне развития и недостаточно развития.
Подтвердилось наше предположение о том, что при работе с серией сюжетных картинок, в качестве основных педагогических условий должны выступать следующие: подбираться для занятий должны такие серии картин, которые понятны и интересны детям; должен по необходимости применялся индивидуальный подход к детям; при работе с сериями сюжетных картинок необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение ребенка к изображенному на серии картин; на занятиях следует использовать игровые методы; на занятиях должна присутствовать творческая составляющая. Реализация этих условий оказывает значительное влияние на развитие связной речи детей шестого года жизни при работе с сериями сюжетных картинок. Таким образом, были обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие связной речи старших дошкольников при работе с сериями сюжетных картинок, а, следовательно, решена проблема исследования.
Учитывая сложности изучения проблемы развития связной речи старших дошкольников на материалах серии сюжетных картинок, мы считаем необходимым дальнейшее изучение поставленной проблемы.



Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: «Академия», 2006. - 400 с.
2. Арнольд, И.В. Стилистика современного русского языка [Текст] / И.В. Арнольд. – М.: Флинта, Наука, 2012. – 244 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: кн. для воспитат. дет. сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 288 с.
4. Ахутина, Т.В. Смысловой и семантический синтаксис: Детская речь и концепция Л.С. Выготского [Текст] / Т.В. Ахутина, Т.Н. Наумова // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 2014. – С. 76 - 84.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2004. – 255 с.
6. Будагов, Р.А. Литературные языки и языковые стили [Текст] / Р.А. Будагов. – М.: Высш. шк., 2007. – 212 с.
7. Вентланд, М. Учебно-воспитательные работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации [Текст]: учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.. – Мн.: БГПУ, 2009. – 268 с.
8. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение,1996. – 420 с.
9. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.М. Гвоздев. – М.: Изд-во «Академия», 1991. – 211 с.
10. Глухов, В. П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Вестн. Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2014. – № 1. – С. 44 – 45.
11. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб.-методич. пособие / В.П. Глухов. – М., 2012. – 232 с.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
13. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами [Текст] / В.В. Гербова // Дошк. воспит. – 2005. – № 1. – С. 18-23.
14. Гомзяк, О.С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе [Текст] / О.С. Гомзяк. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. – 268 с.
15. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб.: Каро, 2008. – 274 с.
16. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис.… канд. пед. наук / Н.В. Елкина. – М, 2004. – 22 с.
17. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М., 2005. – 374 с.
18. Зернова, Л.П. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие [Текст] / Л.П. Зернова, И.А. Зимина, Г.Р.Шашкина. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
19. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство [Текст] / Н.М. Зубарева. – М., 2008. – 320 с.
20. Ильяшенко, М.В. Развитие описательной речи старших дошкольников в процессе организации восприятия ими жанровой живописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-opisatelnoy-rechi-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-organizatsii-vospriyatiya-imi-zhanrovoy-zhivopisi. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.01.2017).
21. Карманова, Е.Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Ю. Карманова // Наука и современность. – 2011 – № 2. – С. 168 – 171.
22. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше. – М., 1985. – 100 с.
23. Кожин, А.Н. Функциональные типы русской речи [Текст] / А.Н. Кожин. – М.: Высш. шк., 1982. – 298 с.
24. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие в детском саду (новые подходы) [Текст]: методич. материалы / Т.П. Колодяжная. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. – 292 с.
25. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 256 с.
26. Конина, М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.М. Конина. – М.: Изд-во «Проспект», 2010. - 125 с.
27. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры [Текст] / авт.-сост. Н.П. Мещерякова, Л.К. Жуковская, Е.Б. Терешкова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 141 с.
28. Крамш, К. Дискурс и культура в обучении иностранному языку (доклад) [Текст] / К. Крамш // ИЯШ. – 2010. – № 3. – С. 100 - 103.
29. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева. – СПб., 2008. – 268 с.
30. Лейзингер, Ф. Элементы преподавания иностранных языков [Текст] / Ф. Лейзингер // Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. – М.: Просвещение, 2008. – С. 158 - 160.
31. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. – М., СПб., 2003. – 288 с.
32. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2011. – 364 с.
33. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников [Текст]: методич. пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова. – М.: Педагогич. об-во России, 2007. – 80 с.
34. Мамедова, Е.Х. Лингвистические основы речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Х. Мамедова // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер: Педагогика, психология. – 2014. – № 1. – С. 136 – 138.
35. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст] / Т.А. Матросова. – М.: Сфера, 2006. – 288 с.
36. Методы обследования речи у детей [Текст] / под ред. В.В. Чиркиной, И.Т. Власенко. – М.: РИПКРО, 2006. – 254 с.
37. Михайлов, Л.М. Коммуникативная грамматика языка [Текст] / Л.М. Михайлов. – М., 2004. – 252 с.
38. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития [Текст] / Н.В. Новотворцева. – М.: Росмэн, 2008. – 192 с.
39. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. А.С. Самойлова. – М., 2007. – 274 с.
40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 2009. – 688 с.
41. Смирнова, Е.А. Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников [Текст] / Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – М., 2007. – С. 97 – 100.
42. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 224 с.
43. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 1984. – 244 с.
44. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М.: «Академия», 2008. – 276 с.
45. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М., 2008. – 568 с.
46. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.
47. Хватцев, М.Е. Логопедия. Кн. 1 [Текст] / М.Е. Хватцнв; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 512 с.
48. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. – М.; Томск, 1996. – 289 с.
49. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М., 2000. – 288 с.
50. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика [Текст]: хрестоматия / Н.Х. Швачкин; сост. К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
51. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку [Текст] / Л.В. Щерба. – М.: Учпедгиз, 1957. – 312 с.
52. Якобсон, Р. Избранные работы [Текст] / Р. Якобсон. – М.: Прогресс, 1995. – 644 с.
53. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст] / Л.П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функционирование. – М.:Наука, 2006. – С.64 - 72.

Купить эту работу

Развитие связной речи детей шестого года жизни на материале серии сюжетных картин

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

4 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Портфолио (Дисциплина "Классное руководство")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Сравнение пояснительных записок программ по литературе под ред. В.Ф. Чертова, по ред. Г.С. Меркина

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

конспект Пояснительных записок к программам под ред. В.Я. Корорвиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Рецензия на учебник УМК по литературе для 5 класса под ред. В.Ф. Чертова, Аннотация на методические рекомендации по УМК по литературе под ред. В.Я. Ко

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Занятие по английскому языку "Animals around us" для детей 6-7 лет. Методические рекомендации к нему.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Проект развития туристско-краеведческой направленности дополнительного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

конспект урока по английскому языку 5 класс "dress right"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Написание конспектов для воспитателей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

Проект развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Оформление картотек для детского сада

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Сравнение программ : Екжанова, Стребелева / Баряева, Гаврилушкина (олигофренопедагогика)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽