Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

  • 110 страниц
  • 2014 год
  • 426 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современном мире складываются особые требования к личности, предполагающие формирование таких качеств, как открытость новому опыту, умение находить нестандартные решения в складывающихся ситуациях, творческое отношение к действительности. В этой связи в образовательной среде актуализировались вопросы, связанные с формированием и развитием творчества детей, основой которого с психологической точки зрения является творческое воображение. В современных исследованиях воображение рассматривается не только как отдельный познавательный психический процесс, но и как всеобщее свойство сознания. Творческое воображение изучается как двусторонний процесс: с одной стороны, формирующий разнообразные явления человеческой культуры, а с другой – предполагающий приобщение к ним человека в процессе его жизни. Творческое воображение тесным образом связано с различными сферами психического развития ребенка: познавательной деятельностью, собственной активностью ребенка во взаимодействием с предметным миром и социальным окружением. Творческий процесс активизирует развитие не только когнитивной, но эмоционально-нравственной сферы личности, способствует развитию социальной компетентности.
В процессе модернизации системы образования, ориентируемой на создание условий для развития и самореализации личности ребёнка, одной из важнейших задач работы с детьми, имеющими нарушения слуха, является развитие воображения, во многом определяющего познавательное, эмоциональное и личностное развитие этих детей. Вопрос о развитии воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей оно должно быть уже достаточно сформировано, и ребёнок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. На наш взгляд, эффективным средством развития воображения является изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность является первым продуктивным видом детской деятельности, в которой ребёнок отражает свои представления и впечатления об окружающем мире, перерабатывая их в связи с накопленным опытом и отношением у изображаемому (Н.Н. Волков, Г.Г. Григорьева, Т.Н. Дронова, Е.И. Игнатьев, Т.Г. Казакова, Н.П. Саккулина). Дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают своё отношение к изображаемому, своё понимание жизни, таким образом, отражая усвоение социального опыта. От того, как ребёнок воспринял социальные явления, какое у него сложилось к ним отношение, будут зависеть содержательная, смысловая сторона, выразительность изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь (В.С. Мухина, Е.А. Флерина).
В специальной психологии и педагогике раскрыт развивающий потенциал и коррекционный эффект изобразительной деятельности как средства эмоционального, познавательного, коммуникативного и речевого развития, обогащения социальных представлений разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (Е.Р. Баенская, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова).
В сурдопедагогических исследованиях содержатся данные об особенностях предметной, игровой, конструктивной деятельности детей с нарушениями слуха (Г.Л. Выгодская, Л.А. Головчиц, В.В. Заболтина, Е.И. Исенина, Т.В. Николаева, Т.И. Обухова). Нарушение слуха отрицательно влияет на формирование разных видов детской деятельности, обедняет возможности их использования в ходе психического развития дошкольников. Более позднее, чем у слышащих детей, становление предметной и игровой деятельности, недоразвитие речи и трудности общения негативно сказываются на развитии изобразительной деятельности глухих и слабослышащих детей, снижает ее развивающий и коррекционный потенциал (А.А. Венгер, М.Ю. Рау). Недостаточный уровень развития рисования в определенной степени также можно объяснить бедностью жизненного опыта дошкольников с нарушениями слуха, недостаточностью самостоятельных активных контактов с миром, неточностью понимания окружающих событий, смысла поступков взрослых и детей (Н.Г. Морозова, Б.Д. Корсунская, Н.Г. Сошникова, В. Петшак).
Объект исследования – процесс развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования – выявить особенности развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста и на основании этого разработать методику коррекционно-педагогической работы с использованием средств изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста в силу их психофизических и психофизиологических недостатков имеет ряд особенностей и требует специально организованной коррекционной работы, которая может быть эффективна с использованием средств изобразительной деятельности.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1) рассмотреть закономерности и особенности развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста;
2) проанализировать и подобрать методы диагностики уровня развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста;
3) провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста;
4) на основе проведенного исследования определить направления коррекционно-педагогической работы по развитию воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста через изобразительную деятельность;
5) составить перспективный и календарно-тематический планы и конспекты занятий;
6) провести контрольный эксперимент по выявлению уровня развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста.
Методы: анализ и синтез психологической, общепедагогической и частнопедагогической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы с педагогами и детьми, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Экспериментальной базой исследования был выбран детский сад 311 для слабослышащих детей г. Новосибирска.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены особенности развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста, предложены методы коррекционно-педагогической работы по развитию воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста через изобразительную деятельность. Результаты могут быть интересны практическим специалистам, работающим со слабослышащими дошкольниками в образовательных учреждениях.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 50 источников. Общий объём работы 107 страниц.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития воображения слабослышащих детей
среднего дошкольного возраста через изобразительную деятельность
1.1. Развитие воображения дошкольников при нормальном онтогенезе 7
1.2. Особенности развития воображения слабослышащих детей среднего
дошкольного возраста 13
1.3. Изобразительная деятельность как средство развития воображения 19
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию воображения
слабослышащих детей среднего дошкольного возраста через
изобразительную деятельность
2.1. Определение уровня развития воображения на этапе констатирующего
эксперимента 33
2.2. Система коррекционно-педагогической работы по развитию
воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста
через изобразительную деятельность 45
2.3. Результаты коррекционно-педагогической работы по развитию
воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста
через изобразительную деятельность 58
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Список литературы 71



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологи неоднократно подчёркивали особую значимость дошкольного возраста в общей логике развития психики и личности в онтогенезе. В своих исследованиях они установили, что центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение, которое первоначально связано с вниманием, восприятием, речью и мышлением, порождает эмоции и, реализуясь на основе воли, в первую очередь, осмысленной инициативности, развивает уровень притязаний, мотивации, интересы, способности, общительность и др.
Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме. Лучше всего творческое воображение дошкольников видно в изобразительной, игровой и театральной деятельности.
Специальные исследования, посвященные проблеме воображения и его роли в познавательном и творческом развитии, взаимосвязи воображения с другими познавательными процессами и речью, позволяют сделать вывод об особой важности изучения и целенаправленного формирования этого процесса у детей, имеющих нарушения слуха. Вторичная задержка речевого развития и познавательной деятельности у детей с нарушенным слухом, как показывают исследования отечественных ученых, негативно влияет на формирование функций воображения. Недостаток речевого общения ограничивает приобретение знаний и представлений об окружающем и овладение способами преобразования имеющихся представлений. Отмечаемые у детей с нарушенным слухом трудности обобщения, выделения главного и существенного в предметах и явлениях действительности обуславливают ограниченность воображения, затрудняя формирование новых образов.
Учёные установили, что для создания выразительного образа в рисунке необходимо наличие отчетливых представлений, знаний о тех объектах и явлениях, которые должны быть нарисованы. Все это требует знаний о способах и приемах создания выразительного образа при изображении, умений подчинять движение руки, активно использовать усвоенные навыки в соответствии с задачами изображения. Следовательно, возникает необходимость не только специальной организации восприятия с помощью наблюдений для формирования знаний о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности и ознакомления дошкольников с выразительными средствами изобразительной деятельности, но и развития изобразительных навыков и умений, усвоение доступных способов создания образов в сюжетном рисовании.
Помимо сюжетного рисования, действенным средством развития воображения детей выступает декоративно-прикладное искусство. По своей конкретной предметности, многомерности, упрощенности образов, их яркости и нарядности воплощений оно близко детям, вызывает у них сенсорную пытливость, познавательную активность, эстетическое переживание. В этой связи особую значимость приобретает приобщение детей с дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и творческое освоение его художественных принципов, средств и приемов выразительности. Декоративно-прикладное искусство воздействует на самые разные личностные качества ребенка – эстетические, нравственные, интеллектуальные, трудовые.
Для исследования особенностей развития воображения у слабослыша-щих детей среднего дошкольного возраста мы использовали тест креативности (творческого мышления) Е. Торренса и методику «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Проведённый нами анализ показал, что показатели беглости и гибкости у дошкольников экспериментальной и контрольной групп были одинаковы: низкий уровень показали 66,67% детей, средний – 33,33%. По показателю оригинальности в экспериментальной группе на низком и среднем уровнях находились по 50,00% детей, в контрольной – по 66,67% и 33,33% соответственно. Показатель разработанности и в экспериментальной, и в контрольной группе представлен 83,33% детей на низком уровне и 16,67% на среднем. Тест «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко продемонстрировал, что в экспериментальной и контрольной группах на низком уровне находились 66,67% детей, на среднем – 33,33. Высокий уровень по обоим тестам не показал никто. С целью выявления значимых различий между дошкольниками экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента мы использовали t-критерий Стьюдента. Значимых различий между воспитанниками экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента обнаружено не было.
Дети среднего дошкольного возраста знакомы с различными видами изобразительной деятельности, поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию. Они участвуют в коллективных занятиях, вместе с другими начинают и заканчивают работу, слушают указания воспитателя, правильно сидят за столом. У них появляется интерес к работам товарищей, желание рассмотреть их, оценить. Осуществляются новые задачи воспитания и обучения: необходимо закреплять у детей преднамеренный произвольный характер действий при рисовании, воспитывать интерес не только к процессу рисования, но и к его результату. Нужно развивать у дошкольников способность давать оценку своей работе, испытывать радость от достигнутого успеха. Опыт, полученный ранее, используют для развития движений руки, необходимый при освоении более сложных навыков, например, при рисовании узора. Обязательным в методологическом плане аспектом работы со слабослышащими детьми является следующее: 1) работать с дошкольниками, используя опору на сохранную сенсорную систему; 2) осуществлять индивидуализацию психологических воздействий; 3) учитывать состояние психологического здоровья; 4) выделять «факторы риска» и учитывать их при работе с детьми; 5) предотвращать возникновение на занятиях дезадаптационных состояний дошкольников; 6) обеспечить поддержку и понимание целей своей коррекционно-педагогической работы со стороны родителей дошкольников; 7) обеспечить детям дополнительную психологическую поддержку на занятиях, а при необходимости разработать индивидуальную траекторию психологического сопровождения.
После проведения занятий, посвящённых развитию творческого воображения посредством изобразительной деятельности, мы оценили уровень развития воображения в экспериментальной и контрольной группах при помощи тех же методик, что и на этапе констатирующего эксперимента. Например, при определении показателя беглости в экспериментальной группе на низком уровне находились 50,00% дошкольников, на среднем – 33,33%, на высоком – 16,67%, в то время как в контрольной группе на низком и среднем уровне находились по 50,00% детей, а высокий уровень не был представлен вообще. При определении показателя разработанности в экспериментальной группе на низком уровне находились 50,00% детей, на среднем – 33,33%, на высоком – 16,67%, в контрольной – соответственно 66,67%, 33,33% и 0,00%. Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили уровень развития творческого воображения слабослышащих дошкольников после проведённой нами коррекционно-педагогической работы. Проведённый нами анализ выявил, что значимые различия в экспериментальной и контрольной группах наблюдаются по всем исследуемым показателям. Исследование показало, что коррекционно-педагогическая работа по развитию воображения слабослышащих детей через изобразительную деятельность является эффективной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002. – 203 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
3. Брушлинский А.В. Психология субъекта. – М.: Алетейя, 2003. – 272 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собрание сочинений: в 6 тт. – Т. 2. Проблемы общей психологии. – М., 1982. – С. 436 – 454.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб, 1997. – 96 с.
6. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: Конспекты занятий. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 168 с.
7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 1999. – 344 с.
8. Гусарова И.Л. Воспитание, образование и развитие детей 4 – 5 лет в детском саду: Методическое руководство. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М., 2003. – 240 с.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развития дошкольников. – М.: Просвещение; Росмэн, 2008. – 192 с.
11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 кн. – М.: Педагогика, 1986. – 614 с.
13. Захарюта Н.В. Развиваем творческий потенциал дошкольника // Дошкольное образование. – 2006. - №9. – С. 8 – 13.
14. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1961. – 222 с.
15. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006. – 192 с.
16. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетради-ционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
17. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. – 255 с.
18. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. Ранний и дошкольный возраст. – Орёл, 1992.
19. Ковалёв А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. – 392 с.
20. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 104 с.
21. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
22. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: Дис. д-ра психол. наук. – М., 1996. – 328 с.
23. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. – М., 1996. – 160 с.
24. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
25. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное образование. – 1998. - №12. – С. 61 – 68.
26. Кузин В.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. – 319 с.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 576 с.
28. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.
29. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 128 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2011. – 656 с.
31. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб: Речь, 2006. – 220 с.
32. Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей. – М., 1978.
33. Озерова О. Развитие творческого мышления и воображения у детей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 192 с.
34. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995. – 496 с.
35. Поддьякова Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с.
36. Пономарёв А.Я. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 304 с.
37. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. – М., 2002.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2013. – 720 с.
39. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
40. Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6 – 7 лет. – М., 1986.
41. Сошина Е.Е. Развитие творческого воображения младших глухих школьников: Дис. канд. пед. наук. – М., 1995.
42. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.
43. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2009. – 640 с.
44. Труханова Ю.А. Исследование сформированности воображения у слабослышащих дошкольников // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2011. – Т. 1. - №28. – С. 28 – 32.
45. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. – СПб: Иматон, 1998. – 170 с.
46. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956. – 91 с.
47. Фомичева Л.И. Развитие воображения у детей с нарушением слуха // Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями слуха и речи: Сборник трудов. – К., 1989. – С. 61 – 70.
48. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. – М.: Сфера, 2008. – 112 с.
49. Шпикалова Т.Я., Комарова Т.С., Светловская Н.Н. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М., 2001. – 96 с.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современном мире складываются особые требования к личности, предполагающие формирование таких качеств, как открытость новому опыту, умение находить нестандартные решения в складывающихся ситуациях, творческое отношение к действительности. В этой связи в образовательной среде актуализировались вопросы, связанные с формированием и развитием творчества детей, основой которого с психологической точки зрения является творческое воображение. В современных исследованиях воображение рассматривается не только как отдельный познавательный психический процесс, но и как всеобщее свойство сознания. Творческое воображение изучается как двусторонний процесс: с одной стороны, формирующий разнообразные явления человеческой культуры, а с другой – предполагающий приобщение к ним человека в процессе его жизни. Творческое воображение тесным образом связано с различными сферами психического развития ребенка: познавательной деятельностью, собственной активностью ребенка во взаимодействием с предметным миром и социальным окружением. Творческий процесс активизирует развитие не только когнитивной, но эмоционально-нравственной сферы личности, способствует развитию социальной компетентности.
В процессе модернизации системы образования, ориентируемой на создание условий для развития и самореализации личности ребёнка, одной из важнейших задач работы с детьми, имеющими нарушения слуха, является развитие воображения, во многом определяющего познавательное, эмоциональное и личностное развитие этих детей. Вопрос о развитии воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей оно должно быть уже достаточно сформировано, и ребёнок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. На наш взгляд, эффективным средством развития воображения является изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность является первым продуктивным видом детской деятельности, в которой ребёнок отражает свои представления и впечатления об окружающем мире, перерабатывая их в связи с накопленным опытом и отношением у изображаемому (Н.Н. Волков, Г.Г. Григорьева, Т.Н. Дронова, Е.И. Игнатьев, Т.Г. Казакова, Н.П. Саккулина). Дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают своё отношение к изображаемому, своё понимание жизни, таким образом, отражая усвоение социального опыта. От того, как ребёнок воспринял социальные явления, какое у него сложилось к ним отношение, будут зависеть содержательная, смысловая сторона, выразительность изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь (В.С. Мухина, Е.А. Флерина).
В специальной психологии и педагогике раскрыт развивающий потенциал и коррекционный эффект изобразительной деятельности как средства эмоционального, познавательного, коммуникативного и речевого развития, обогащения социальных представлений разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (Е.Р. Баенская, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова).
В сурдопедагогических исследованиях содержатся данные об особенностях предметной, игровой, конструктивной деятельности детей с нарушениями слуха (Г.Л. Выгодская, Л.А. Головчиц, В.В. Заболтина, Е.И. Исенина, Т.В. Николаева, Т.И. Обухова). Нарушение слуха отрицательно влияет на формирование разных видов детской деятельности, обедняет возможности их использования в ходе психического развития дошкольников. Более позднее, чем у слышащих детей, становление предметной и игровой деятельности, недоразвитие речи и трудности общения негативно сказываются на развитии изобразительной деятельности глухих и слабослышащих детей, снижает ее развивающий и коррекционный потенциал (А.А. Венгер, М.Ю. Рау). Недостаточный уровень развития рисования в определенной степени также можно объяснить бедностью жизненного опыта дошкольников с нарушениями слуха, недостаточностью самостоятельных активных контактов с миром, неточностью понимания окружающих событий, смысла поступков взрослых и детей (Н.Г. Морозова, Б.Д. Корсунская, Н.Г. Сошникова, В. Петшак).
Объект исследования – процесс развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования – выявить особенности развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста и на основании этого разработать методику коррекционно-педагогической работы с использованием средств изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста в силу их психофизических и психофизиологических недостатков имеет ряд особенностей и требует специально организованной коррекционной работы, которая может быть эффективна с использованием средств изобразительной деятельности.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1) рассмотреть закономерности и особенности развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста;
2) проанализировать и подобрать методы диагностики уровня развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста;
3) провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста;
4) на основе проведенного исследования определить направления коррекционно-педагогической работы по развитию воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста через изобразительную деятельность;
5) составить перспективный и календарно-тематический планы и конспекты занятий;
6) провести контрольный эксперимент по выявлению уровня развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста.
Методы: анализ и синтез психологической, общепедагогической и частнопедагогической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы с педагогами и детьми, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Экспериментальной базой исследования был выбран детский сад 311 для слабослышащих детей г. Новосибирска.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены особенности развития воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста, предложены методы коррекционно-педагогической работы по развитию воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста через изобразительную деятельность. Результаты могут быть интересны практическим специалистам, работающим со слабослышащими дошкольниками в образовательных учреждениях.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 50 источников. Общий объём работы 107 страниц.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития воображения слабослышащих детей
среднего дошкольного возраста через изобразительную деятельность
1.1. Развитие воображения дошкольников при нормальном онтогенезе 7
1.2. Особенности развития воображения слабослышащих детей среднего
дошкольного возраста 13
1.3. Изобразительная деятельность как средство развития воображения 19
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию воображения
слабослышащих детей среднего дошкольного возраста через
изобразительную деятельность
2.1. Определение уровня развития воображения на этапе констатирующего
эксперимента 33
2.2. Система коррекционно-педагогической работы по развитию
воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста
через изобразительную деятельность 45
2.3. Результаты коррекционно-педагогической работы по развитию
воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста
через изобразительную деятельность 58
Выводы по второй главе 65
Заключение 67
Список литературы 71



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологи неоднократно подчёркивали особую значимость дошкольного возраста в общей логике развития психики и личности в онтогенезе. В своих исследованиях они установили, что центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение, которое первоначально связано с вниманием, восприятием, речью и мышлением, порождает эмоции и, реализуясь на основе воли, в первую очередь, осмысленной инициативности, развивает уровень притязаний, мотивации, интересы, способности, общительность и др.
Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме. Лучше всего творческое воображение дошкольников видно в изобразительной, игровой и театральной деятельности.
Специальные исследования, посвященные проблеме воображения и его роли в познавательном и творческом развитии, взаимосвязи воображения с другими познавательными процессами и речью, позволяют сделать вывод об особой важности изучения и целенаправленного формирования этого процесса у детей, имеющих нарушения слуха. Вторичная задержка речевого развития и познавательной деятельности у детей с нарушенным слухом, как показывают исследования отечественных ученых, негативно влияет на формирование функций воображения. Недостаток речевого общения ограничивает приобретение знаний и представлений об окружающем и овладение способами преобразования имеющихся представлений. Отмечаемые у детей с нарушенным слухом трудности обобщения, выделения главного и существенного в предметах и явлениях действительности обуславливают ограниченность воображения, затрудняя формирование новых образов.
Учёные установили, что для создания выразительного образа в рисунке необходимо наличие отчетливых представлений, знаний о тех объектах и явлениях, которые должны быть нарисованы. Все это требует знаний о способах и приемах создания выразительного образа при изображении, умений подчинять движение руки, активно использовать усвоенные навыки в соответствии с задачами изображения. Следовательно, возникает необходимость не только специальной организации восприятия с помощью наблюдений для формирования знаний о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности и ознакомления дошкольников с выразительными средствами изобразительной деятельности, но и развития изобразительных навыков и умений, усвоение доступных способов создания образов в сюжетном рисовании.
Помимо сюжетного рисования, действенным средством развития воображения детей выступает декоративно-прикладное искусство. По своей конкретной предметности, многомерности, упрощенности образов, их яркости и нарядности воплощений оно близко детям, вызывает у них сенсорную пытливость, познавательную активность, эстетическое переживание. В этой связи особую значимость приобретает приобщение детей с дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и творческое освоение его художественных принципов, средств и приемов выразительности. Декоративно-прикладное искусство воздействует на самые разные личностные качества ребенка – эстетические, нравственные, интеллектуальные, трудовые.
Для исследования особенностей развития воображения у слабослыша-щих детей среднего дошкольного возраста мы использовали тест креативности (творческого мышления) Е. Торренса и методику «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Проведённый нами анализ показал, что показатели беглости и гибкости у дошкольников экспериментальной и контрольной групп были одинаковы: низкий уровень показали 66,67% детей, средний – 33,33%. По показателю оригинальности в экспериментальной группе на низком и среднем уровнях находились по 50,00% детей, в контрольной – по 66,67% и 33,33% соответственно. Показатель разработанности и в экспериментальной, и в контрольной группе представлен 83,33% детей на низком уровне и 16,67% на среднем. Тест «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко продемонстрировал, что в экспериментальной и контрольной группах на низком уровне находились 66,67% детей, на среднем – 33,33. Высокий уровень по обоим тестам не показал никто. С целью выявления значимых различий между дошкольниками экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента мы использовали t-критерий Стьюдента. Значимых различий между воспитанниками экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента обнаружено не было.
Дети среднего дошкольного возраста знакомы с различными видами изобразительной деятельности, поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию. Они участвуют в коллективных занятиях, вместе с другими начинают и заканчивают работу, слушают указания воспитателя, правильно сидят за столом. У них появляется интерес к работам товарищей, желание рассмотреть их, оценить. Осуществляются новые задачи воспитания и обучения: необходимо закреплять у детей преднамеренный произвольный характер действий при рисовании, воспитывать интерес не только к процессу рисования, но и к его результату. Нужно развивать у дошкольников способность давать оценку своей работе, испытывать радость от достигнутого успеха. Опыт, полученный ранее, используют для развития движений руки, необходимый при освоении более сложных навыков, например, при рисовании узора. Обязательным в методологическом плане аспектом работы со слабослышащими детьми является следующее: 1) работать с дошкольниками, используя опору на сохранную сенсорную систему; 2) осуществлять индивидуализацию психологических воздействий; 3) учитывать состояние психологического здоровья; 4) выделять «факторы риска» и учитывать их при работе с детьми; 5) предотвращать возникновение на занятиях дезадаптационных состояний дошкольников; 6) обеспечить поддержку и понимание целей своей коррекционно-педагогической работы со стороны родителей дошкольников; 7) обеспечить детям дополнительную психологическую поддержку на занятиях, а при необходимости разработать индивидуальную траекторию психологического сопровождения.
После проведения занятий, посвящённых развитию творческого воображения посредством изобразительной деятельности, мы оценили уровень развития воображения в экспериментальной и контрольной группах при помощи тех же методик, что и на этапе констатирующего эксперимента. Например, при определении показателя беглости в экспериментальной группе на низком уровне находились 50,00% дошкольников, на среднем – 33,33%, на высоком – 16,67%, в то время как в контрольной группе на низком и среднем уровне находились по 50,00% детей, а высокий уровень не был представлен вообще. При определении показателя разработанности в экспериментальной группе на низком уровне находились 50,00% детей, на среднем – 33,33%, на высоком – 16,67%, в контрольной – соответственно 66,67%, 33,33% и 0,00%. Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили уровень развития творческого воображения слабослышащих дошкольников после проведённой нами коррекционно-педагогической работы. Проведённый нами анализ выявил, что значимые различия в экспериментальной и контрольной группах наблюдаются по всем исследуемым показателям. Исследование показало, что коррекционно-педагогическая работа по развитию воображения слабослышащих детей через изобразительную деятельность является эффективной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002. – 203 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
3. Брушлинский А.В. Психология субъекта. – М.: Алетейя, 2003. – 272 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собрание сочинений: в 6 тт. – Т. 2. Проблемы общей психологии. – М., 1982. – С. 436 – 454.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб, 1997. – 96 с.
6. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: Конспекты занятий. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 168 с.
7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 1999. – 344 с.
8. Гусарова И.Л. Воспитание, образование и развитие детей 4 – 5 лет в детском саду: Методическое руководство. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М., 2003. – 240 с.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развития дошкольников. – М.: Просвещение; Росмэн, 2008. – 192 с.
11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 кн. – М.: Педагогика, 1986. – 614 с.
13. Захарюта Н.В. Развиваем творческий потенциал дошкольника // Дошкольное образование. – 2006. - №9. – С. 8 – 13.
14. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1961. – 222 с.
15. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006. – 192 с.
16. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетради-ционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
17. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. – 255 с.
18. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. Ранний и дошкольный возраст. – Орёл, 1992.
19. Ковалёв А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. – 392 с.
20. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 104 с.
21. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
22. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: Дис. д-ра психол. наук. – М., 1996. – 328 с.
23. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. – М., 1996. – 160 с.
24. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
25. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное образование. – 1998. - №12. – С. 61 – 68.
26. Кузин В.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984. – 319 с.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 576 с.
28. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.
29. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 128 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2011. – 656 с.
31. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб: Речь, 2006. – 220 с.
32. Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей. – М., 1978.
33. Озерова О. Развитие творческого мышления и воображения у детей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 192 с.
34. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995. – 496 с.
35. Поддьякова Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с.
36. Пономарёв А.Я. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 304 с.
37. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. – М., 2002.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2013. – 720 с.
39. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
40. Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6 – 7 лет. – М., 1986.
41. Сошина Е.Е. Развитие творческого воображения младших глухих школьников: Дис. канд. пед. наук. – М., 1995.
42. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.
43. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М.: МПСИ; МОДЭК, 2009. – 640 с.
44. Труханова Ю.А. Исследование сформированности воображения у слабослышащих дошкольников // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2011. – Т. 1. - №28. – С. 28 – 32.
45. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. – СПб: Иматон, 1998. – 170 с.
46. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956. – 91 с.
47. Фомичева Л.И. Развитие воображения у детей с нарушением слуха // Коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями слуха и речи: Сборник трудов. – К., 1989. – С. 61 – 70.
48. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. – М.: Сфера, 2008. – 112 с.
49. Шпикалова Т.Я., Комарова Т.С., Светловская Н.Н. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М., 2001. – 96 с.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

Купить эту работу

Развитие воображения слабослышащих детей среднего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

4 декабря 2016 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Портфолио (Дисциплина "Классное руководство")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Сравнение пояснительных записок программ по литературе под ред. В.Ф. Чертова, по ред. Г.С. Меркина

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

конспект Пояснительных записок к программам под ред. В.Я. Корорвиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Рецензия на учебник УМК по литературе для 5 класса под ред. В.Ф. Чертова, Аннотация на методические рекомендации по УМК по литературе под ред. В.Я. Ко

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Занятие по английскому языку "Animals around us" для детей 6-7 лет. Методические рекомендации к нему.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Проект развития туристско-краеведческой направленности дополнительного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

конспект урока по английскому языку 5 класс "dress right"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Написание конспектов для воспитателей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

Проект развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Оформление картотек для детского сада

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Сравнение программ : Екжанова, Стребелева / Баряева, Гаврилушкина (олигофренопедагогика)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽