Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Театрализованные игры младшего дошкольного возраста в звуковой культуре речи

  • 81 страниц
  • 2013 год
  • 1174 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Весь дошкольный возраст — это время энергичного развития речи и, в частности, овладения правильным звукопроизношением.
Долго существовал совершенно неправильный взгляд, согласно которому звуковая сторона речи ребенка якобы развивается самостоятел ьно, без специального воздействия взрослых, ребенок будто бы постепенно сам изживает неправильности своей речи и практически овладевает правильным произношением. В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отстава ние в развитии ребенка.
Исследования в области лингвистики и психологии оказали влияние на разработку содержания и методики формирования звуковой культуры речи детей (А.И. Максаков [27], М.Ф. Фомичева [47] и др.).
Наиболее перспективным в этом отношении яв ляется использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в игре наиболее активно происходит развитие ребенка – его речи, восприятия, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, формируется умение управлять своим поведени ем.
За последние годы интерес к игре и ее роли в педагогическом процессе значительно вырос. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Исследователи детской игры Л.С. Выготский [9], А.Н. Леонтьев [26], Д.Б. Эльконин [54] и др. отмечают, что вся жизнь детей насыщена игрой. Среди многочисленных игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные пре дставления.
Таким образом, значимость изучения проблемы развития звуковой культуры младших дошкольников, а также недостаточная разработанность многих аспектов её развития и определяют актуальность исследования.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка в практической деятельности условий развития звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр.
Объект исследования: развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследов ания: процесс развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх.
Гипотеза: Театрализованные игры детей младшего дошкольного возраста могут служить эффективным средством развития звуковой культуры речи при следую щих условиях:
-разработки и систематического использования специального комплекса театрализованных игр, направленных на развитие звуковой культуры речи детей;
-наличии необходимого оборудования и разнообразных атрибутов для организации и проведения разног о вида театрализованных игр;
-увлеченности и подготовленности педагога – воспитателя к организации, проведению и личному участию в театрализованных играх.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теорет ические работы отечественных психологов и педагогов по проблеме развития звуковой культуры детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать методические возможности театрализованных игр с целью использования развитии звуковой культуры речи детей младшего д ошкольного возраста.
3. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр.
4. Проверить эффективность проведенной работы по развитию звуковой куль туры речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр.
Этапы работы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическим подходом к его пров едению (деятельностный и личностно-ориентированный подходы), выбором теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели и задачам, сочетанием количественной и качественной обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исс ледования заключается в том, что выявлены условия развития звуковой культуры речи у младших дошкольников в процессе использования театрализованных игр в ходе работы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный комплекс занятий с использованием театрализованных игр может быть использован для систематического и целенаправленного развития звуковой культуры речи младших дошкольников в условиях коррекционно – педагогической работы ДОУ.
Структура: ВКР состоит из введения, двух глав, з аключения, имеет приложение.

Содержание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Анализ литературных источников по проблеме формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников
1.2. Театрализованные игры как средство формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
2.1. Содержание констатирующего эксперимента по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
2.2. Условия ДОУ для организации театрализованных игр
2.3.Сформированность звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложение


Данная работа представляет собой анализ теоретических работ отечественных психологов и педагогов по проблеме развития звуковой культуры детей дошкольного возраста.
Долго существовал совершенно неправильный взгляд , согласно которому звуковая сторона речи ребенка якобы развивается самостоятельно, без специального воздействия взрослых, ребенок будто бы постепенно сам изживает неправильности своей речи и практически овладевает правильным произношением. В действительно сти невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.
Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в игре наиболее активно происходит развитие ребенка – его речи, восприятия, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, формируется умение управлять своим поведением.
Театрализованная игра — один из частных видов игровой деятельности детей, который, в свою очередь, являетс я ведущим среди всех видов деятельности дошкольников. В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и как средство развития детей. Работа со звучащим словом наталкивает ребенка на экспериментир ование, самостоятельную ориентировку в явлениях языка и речи, а это заставляет его думать над словом. Все эти умения необходимы ребенку в словесном творчестве.
Воспитание звуковой культуры речи всегда считалось одной из ведущих задач речевого развития в мл адшем дошкольном возрасте. Исследователи подчёркивали, что наряду с работой над правильным звукопроизношением важно работать над всеми элементами звуковой стороны речи – темпом, дикцией, силой голоса, интонацией для оформления высказывания.
Констатирующий эксперимент состоял четырёх этапов:
- исследование звукопроизношения
- исследование уровня сформированности интонационной выразительности
- исследование сформированности темпо - ритмической организации речи
- исследование сформированности высоты и силы гол оса.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы.
У детей младшего дошкольного возраста некоторые звуки могут полностью отсутствовать или заменяться более простыми по артикуляции, но правильно произносимым звуком. Это можно объяснить недостаточной зрелостью речевого аппарата ребёнка данного возраста. Даже правильно произносимые изолировано звуки дети младшего дошкольного возраста не используют их в своей речи.
У детей младшего дошкольного возраста имеет место полиморфное нарушение зв укопроизношения, чаще нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие и шипящие. Преобладание нарушений свистящих звуков, по-видимому, связано с недоразвитием фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста. Это подтверждается полученными результатами при выполнении задания на повторение слогов с акустически близкими звуками. В картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков. Наиболее распространёнными оказались смешения свистящих и шипящих звуков.
Интонационная с торона речи характеризуется невыразительностью или маловыразительной интонацией высказывания, которая плохо соотносилась с мимикой испытуемых. Большинство из них правильно воспринимает интонацию, но у них возникают трудности при воспроизведении.
Младшие до школьники не могут использовать разнообразные оттенки темпа речи. Дети делают паузы одинаковой протяжённостью. Большинство детей не чувствуют ритм, отвечающий содержанию речи, и не могут определить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед реша ющим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление Данные трудности можно объяснить тем, что, скорее всего, у детей младшего дошкольного возраста очень маленький лексический запас слов, и они не могу в полной мере проводить следственно – причинные св язи.
Способность голоса переходить от высоких звуков к средним звукам у младших дошкольников выражена слабо.
У дошкольников были выявлены нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложен ия. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.
Вариативность индивидуальных данных указывает на неоднородность развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Полученные результаты ука зывают на то, что с детьми экспериментальной группы должна быть организована коррекционная работа.
Организация экспериментального обучения предполагает:
-деление детей на группы в зависимости от уровня сформированности у них звуковой культуры речи на осно ве констатирующего эксперимента.
-разработка формирующего эксперимента с учётом особенностей звуковой культуры речи младших дошкольников, обнаруженных в нашем констатирующем эксперименте.
Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие:
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
- педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
- театрально-игровая среда должна быт ь динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.
Процесс театральных занятий строился на основе развивающих методик и представлял собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие звуковой культуры речи.
Полученные данные кон трольного эксперимента отражают существенное улучшение по всем выполняемым заданиям.
Таким образом, театрализованные игры детей младшего дошкольного возраста могут служить эффективным средством развития звуковой культуры речи при условии:
-разработки и сис тематического использования специального комплекса театрализованных игр, направленных на развитие звуковой культуры речи детей;
-наличии необходимого оборудования и разнообразных атрибутов для организации и проведения разного вида театрализованных игр;
-у влеченности и подготовленности педагога – воспитателя к организации, проведению и личному участию в театрализованных играх.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные могут способствовать совершенствованию педагогической р аботы по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы

1.Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977. – 472 с.
2.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32
3.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М. 2003
4.Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 127 с.
5.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М., 1977
6.Бодраченко И. Театр детских рук // Обруч. – 2006. – №3. – С. 18 – 20
7.Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. – СПб., 1991 – 152 с.
8.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997
10.Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. соч. в 6 т. – М., 1982. Т. 3.
11.Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2007. – 472 с.
12.Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - №2
13.Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М., 1990 – 239 с
14.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С. 213 - 227
15.Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4
16.Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989 – 286 с.
17.Игры – драматизации в детском саду: Методические рекомендации/ Сост. Е.Л. Трусова – Киев, 1991
18.Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. В.А. Деркунской. – СПб., 2004
19.Исенина Е.И. Различение и узнавание как механизмы фонематического слуха: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1967. - 169 с.
20.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. – М., 1997
21.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М., 1982. – 191 с.
22.Кирилова Р., Калиновская М., Брызгалова А. Новому времени – новые куклы // Обруч. – 2004. – № 2. – С. 25 – 27
23.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2000
24.Куцакова Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 1 – 2. – С. 42 – 46, 33 – 46
25.Лазоренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. – М., 2009
26.Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /Под ред.А.Н. Леонтьева. - М., 1973. - 368 с
27.Максаков А.И Восприятие детьми дефектов произношения в своей и чужой речи: Автореф.дис. … канд.пед.наук. – М., 1970 – 27 с.
28.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001
29.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982
30.Миронова Р. Театр начинается с участка // Обруч. – 2004. – № 2. – С. 28 – 31
31.Мусетова И. Шапочки-маски для детских праздников // Обруч. – 2004. – № 1. – С. 16
32.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000
33.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М., 2001
34.Программа воспитания и обучения в детском саду // Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М., 2010
35.Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. — М., 1989
36.Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963. – 186 с.
37.Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12
38.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. – М., 1986. – 112 с
39.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1999. – 126 с.
40.Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 55 – 58
41.Слюсарева Н.А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. – М., 2010. – 112 с.
42.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». - М., 2004 // Дошкольное воспитание.- 1996.-№ 8,9,11
43.Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985
44.Тихеева Е.И. Развитие речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 144 – 148
45.Тумакова Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. - М., 1985. – 176 с
46.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Чиркина К.В. Основы логопедии. - М., 1989. – 103 с
47.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. - М., 1989. – 132 с.
48.Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1974. – 176 с
49.Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1948. - С. 101 – 133
50.Шорохова О.А. Играем в сказку. – М., 2007
51.Штанько И. Театрализованные игры дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 6. – С. 71 – 75
52.Щерба Л.В.Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. - 428 с.
53.Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989. – С. 363 - 380
54.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999
55.Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1978. – 207 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Весь дошкольный возраст — это время энергичного развития речи и, в частности, овладения правильным звукопроизношением.
Долго существовал совершенно неправильный взгляд, согласно которому звуковая сторона речи ребенка якобы развивается самостоятел ьно, без специального воздействия взрослых, ребенок будто бы постепенно сам изживает неправильности своей речи и практически овладевает правильным произношением. В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отстава ние в развитии ребенка.
Исследования в области лингвистики и психологии оказали влияние на разработку содержания и методики формирования звуковой культуры речи детей (А.И. Максаков [27], М.Ф. Фомичева [47] и др.).
Наиболее перспективным в этом отношении яв ляется использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в игре наиболее активно происходит развитие ребенка – его речи, восприятия, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, формируется умение управлять своим поведени ем.
За последние годы интерес к игре и ее роли в педагогическом процессе значительно вырос. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Исследователи детской игры Л.С. Выготский [9], А.Н. Леонтьев [26], Д.Б. Эльконин [54] и др. отмечают, что вся жизнь детей насыщена игрой. Среди многочисленных игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные пре дставления.
Таким образом, значимость изучения проблемы развития звуковой культуры младших дошкольников, а также недостаточная разработанность многих аспектов её развития и определяют актуальность исследования.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка в практической деятельности условий развития звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр.
Объект исследования: развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследов ания: процесс развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх.
Гипотеза: Театрализованные игры детей младшего дошкольного возраста могут служить эффективным средством развития звуковой культуры речи при следую щих условиях:
-разработки и систематического использования специального комплекса театрализованных игр, направленных на развитие звуковой культуры речи детей;
-наличии необходимого оборудования и разнообразных атрибутов для организации и проведения разног о вида театрализованных игр;
-увлеченности и подготовленности педагога – воспитателя к организации, проведению и личному участию в театрализованных играх.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теорет ические работы отечественных психологов и педагогов по проблеме развития звуковой культуры детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать методические возможности театрализованных игр с целью использования развитии звуковой культуры речи детей младшего д ошкольного возраста.
3. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр.
4. Проверить эффективность проведенной работы по развитию звуковой куль туры речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр.
Этапы работы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическим подходом к его пров едению (деятельностный и личностно-ориентированный подходы), выбором теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели и задачам, сочетанием количественной и качественной обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исс ледования заключается в том, что выявлены условия развития звуковой культуры речи у младших дошкольников в процессе использования театрализованных игр в ходе работы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный комплекс занятий с использованием театрализованных игр может быть использован для систематического и целенаправленного развития звуковой культуры речи младших дошкольников в условиях коррекционно – педагогической работы ДОУ.
Структура: ВКР состоит из введения, двух глав, з аключения, имеет приложение.

Содержание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Анализ литературных источников по проблеме формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников
1.2. Театрализованные игры как средство формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
2.1. Содержание констатирующего эксперимента по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
2.2. Условия ДОУ для организации театрализованных игр
2.3.Сформированность звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложение


Данная работа представляет собой анализ теоретических работ отечественных психологов и педагогов по проблеме развития звуковой культуры детей дошкольного возраста.
Долго существовал совершенно неправильный взгляд , согласно которому звуковая сторона речи ребенка якобы развивается самостоятельно, без специального воздействия взрослых, ребенок будто бы постепенно сам изживает неправильности своей речи и практически овладевает правильным произношением. В действительно сти невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.
Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в игре наиболее активно происходит развитие ребенка – его речи, восприятия, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, формируется умение управлять своим поведением.
Театрализованная игра — один из частных видов игровой деятельности детей, который, в свою очередь, являетс я ведущим среди всех видов деятельности дошкольников. В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и как средство развития детей. Работа со звучащим словом наталкивает ребенка на экспериментир ование, самостоятельную ориентировку в явлениях языка и речи, а это заставляет его думать над словом. Все эти умения необходимы ребенку в словесном творчестве.
Воспитание звуковой культуры речи всегда считалось одной из ведущих задач речевого развития в мл адшем дошкольном возрасте. Исследователи подчёркивали, что наряду с работой над правильным звукопроизношением важно работать над всеми элементами звуковой стороны речи – темпом, дикцией, силой голоса, интонацией для оформления высказывания.
Констатирующий эксперимент состоял четырёх этапов:
- исследование звукопроизношения
- исследование уровня сформированности интонационной выразительности
- исследование сформированности темпо - ритмической организации речи
- исследование сформированности высоты и силы гол оса.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы.
У детей младшего дошкольного возраста некоторые звуки могут полностью отсутствовать или заменяться более простыми по артикуляции, но правильно произносимым звуком. Это можно объяснить недостаточной зрелостью речевого аппарата ребёнка данного возраста. Даже правильно произносимые изолировано звуки дети младшего дошкольного возраста не используют их в своей речи.
У детей младшего дошкольного возраста имеет место полиморфное нарушение зв укопроизношения, чаще нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие и шипящие. Преобладание нарушений свистящих звуков, по-видимому, связано с недоразвитием фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста. Это подтверждается полученными результатами при выполнении задания на повторение слогов с акустически близкими звуками. В картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков. Наиболее распространёнными оказались смешения свистящих и шипящих звуков.
Интонационная с торона речи характеризуется невыразительностью или маловыразительной интонацией высказывания, которая плохо соотносилась с мимикой испытуемых. Большинство из них правильно воспринимает интонацию, но у них возникают трудности при воспроизведении.
Младшие до школьники не могут использовать разнообразные оттенки темпа речи. Дети делают паузы одинаковой протяжённостью. Большинство детей не чувствуют ритм, отвечающий содержанию речи, и не могут определить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед реша ющим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление Данные трудности можно объяснить тем, что, скорее всего, у детей младшего дошкольного возраста очень маленький лексический запас слов, и они не могу в полной мере проводить следственно – причинные св язи.
Способность голоса переходить от высоких звуков к средним звукам у младших дошкольников выражена слабо.
У дошкольников были выявлены нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложен ия. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.
Вариативность индивидуальных данных указывает на неоднородность развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Полученные результаты ука зывают на то, что с детьми экспериментальной группы должна быть организована коррекционная работа.
Организация экспериментального обучения предполагает:
-деление детей на группы в зависимости от уровня сформированности у них звуковой культуры речи на осно ве констатирующего эксперимента.
-разработка формирующего эксперимента с учётом особенностей звуковой культуры речи младших дошкольников, обнаруженных в нашем констатирующем эксперименте.
Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие:
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
- педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
- театрально-игровая среда должна быт ь динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.
Процесс театральных занятий строился на основе развивающих методик и представлял собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие звуковой культуры речи.
Полученные данные кон трольного эксперимента отражают существенное улучшение по всем выполняемым заданиям.
Таким образом, театрализованные игры детей младшего дошкольного возраста могут служить эффективным средством развития звуковой культуры речи при условии:
-разработки и сис тематического использования специального комплекса театрализованных игр, направленных на развитие звуковой культуры речи детей;
-наличии необходимого оборудования и разнообразных атрибутов для организации и проведения разного вида театрализованных игр;
-у влеченности и подготовленности педагога – воспитателя к организации, проведению и личному участию в театрализованных играх.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные могут способствовать совершенствованию педагогической р аботы по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы

1.Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977. – 472 с.
2.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32
3.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М. 2003
4.Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 127 с.
5.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М., 1977
6.Бодраченко И. Театр детских рук // Обруч. – 2006. – №3. – С. 18 – 20
7.Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. – СПб., 1991 – 152 с.
8.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997
10.Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. соч. в 6 т. – М., 1982. Т. 3.
11.Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2007. – 472 с.
12.Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - №2
13.Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М., 1990 – 239 с
14.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С. 213 - 227
15.Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4
16.Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989 – 286 с.
17.Игры – драматизации в детском саду: Методические рекомендации/ Сост. Е.Л. Трусова – Киев, 1991
18.Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. В.А. Деркунской. – СПб., 2004
19.Исенина Е.И. Различение и узнавание как механизмы фонематического слуха: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1967. - 169 с.
20.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. – М., 1997
21.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М., 1982. – 191 с.
22.Кирилова Р., Калиновская М., Брызгалова А. Новому времени – новые куклы // Обруч. – 2004. – № 2. – С. 25 – 27
23.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2000
24.Куцакова Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 1 – 2. – С. 42 – 46, 33 – 46
25.Лазоренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. – М., 2009
26.Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /Под ред.А.Н. Леонтьева. - М., 1973. - 368 с
27.Максаков А.И Восприятие детьми дефектов произношения в своей и чужой речи: Автореф.дис. … канд.пед.наук. – М., 1970 – 27 с.
28.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001
29.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982
30.Миронова Р. Театр начинается с участка // Обруч. – 2004. – № 2. – С. 28 – 31
31.Мусетова И. Шапочки-маски для детских праздников // Обруч. – 2004. – № 1. – С. 16
32.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000
33.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М., 2001
34.Программа воспитания и обучения в детском саду // Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М., 2010
35.Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. — М., 1989
36.Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963. – 186 с.
37.Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12
38.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. – М., 1986. – 112 с
39.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1999. – 126 с.
40.Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 55 – 58
41.Слюсарева Н.А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. – М., 2010. – 112 с.
42.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». - М., 2004 // Дошкольное воспитание.- 1996.-№ 8,9,11
43.Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985
44.Тихеева Е.И. Развитие речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 144 – 148
45.Тумакова Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. - М., 1985. – 176 с
46.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Чиркина К.В. Основы логопедии. - М., 1989. – 103 с
47.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. - М., 1989. – 132 с.
48.Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1974. – 176 с
49.Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1948. - С. 101 – 133
50.Шорохова О.А. Играем в сказку. – М., 2007
51.Штанько И. Театрализованные игры дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 6. – С. 71 – 75
52.Щерба Л.В.Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. - 428 с.
53.Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989. – С. 363 - 380
54.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999
55.Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1978. – 207 с.

Купить эту работу

Театрализованные игры младшего дошкольного возраста в звуковой культуре речи

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Портфолио (Дисциплина "Классное руководство")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Сравнение пояснительных записок программ по литературе под ред. В.Ф. Чертова, по ред. Г.С. Меркина

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

конспект Пояснительных записок к программам под ред. В.Я. Корорвиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Рецензия на учебник УМК по литературе для 5 класса под ред. В.Ф. Чертова, Аннотация на методические рекомендации по УМК по литературе под ред. В.Я. Ко

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Занятие по английскому языку "Animals around us" для детей 6-7 лет. Методические рекомендации к нему.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Проект развития туристско-краеведческой направленности дополнительного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

конспект урока по английскому языку 5 класс "dress right"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Написание конспектов для воспитателей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

Проект развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Оформление картотек для детского сада

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Сравнение программ : Екжанова, Стребелева / Баряева, Гаврилушкина (олигофренопедагогика)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽