Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Система работы по формированию смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.

  • 80 страниц
  • 2013 год
  • 1219 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Одним из важных направлений совершенствования системы специального образования является поиск оптимальных условий и средств интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательной школе.
Особую категорию детей с ОВЗ представляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР), значительная часть которых может быть успешно интегрирована в массовую школу и при создании специальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих удовлетворение их особых образовательн ых потребностей, способна осваивать программу начального обучения наряду с нормально развивающимися сверстниками в те же временные сроки.
В ходе многочисленных исследований было доказано, что учащиеся с ОНР испытывают трудности в овладении письменно-речево й деятельностью (Р.И. Лалаева, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова).
В последние годы исследователи отмечают увеличение в общеобразовательной школе числа детей с нарушениями чтения и письма (Л.А. Бенько, 2002; М.Н. Русецкая, 2003; М. М. Аманатова, 2005), а также в целом снижение уровня грамотности подрастающего поколения россиян.
В специальной педагогике особое внимание уделяется вопросам предупреждения и преодоления нарушений чтения у детей с ОВЗ, в том числе и с отклонениями в речев ом развитии.
Продолжается разработка методических подходов к формированию чтения в русле фундаментальных исследований Р.Е. Левиной, согласно которым особое внимание отводится развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи (Т.А. Алту хова, О.Е. Грибова, Г.Г. Мисаренко).
Важным направлением стали исследования Р.И. Лалаевой (1997, 1998, 2004), которые обозначили операциональный состав навыка чтения у детей с нарушением речи.
Разработана методика формирования начальных навыков чтения у д етей среднего дошкольного возраста с ОНР, учитывающая их стартовые возможности в плане готовности как вербального, так и невербального компонента функционального базиса чтения (А.В. Лагутина, 2007).
В последнее десятилетие в специальной педагогике проводит ся изучение вопроса о формировании смыслового компонента чтения у детей с ОНР (Г.В. Бабина, О.Е. Грибова, В.В. Строганова). Следует отметить, что основной акцент в коррекционной работе делается на формировании перцептивно-смысловых операций чтения (Т.А. Ал тухова, Г.Н. Васильева).
Вместе с тем, обращает на себя внимание то, что в имеющихся исследованиях недостаточно учтены особенности смысловой обработки текста, трактуемой как многоуровневый процесс (Н.Д. Арутюнов, В.А. Бухбиндер, Т.М. Дридзе, И.А. Зимняя, А .А. Леонтьев и др.). В работах этих ученых особое внимание в теории смысловой обработки читаемого отводится рассмотрению перцептивно-смысловых навыков обработки текста на трех его уровнях: предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном. Анализ специальной литературы по вопросам обучения чтению детей с общим недоразвитием речи позволяет говорить об отсутствии подобных исследований.
Важным направлением в изучении смыслового компонента чтения у детей с нарушениями речи является разработка пр евентивного воздействия. Основой для решения этой задачи является представленное в исследовании Е.Л. Гончаровой (2009) описание содержания самых ранних этапов развития читательской компетентности, возможных нарушений способности превращать содержание текст а в содержание личного опыта читателя, а также обоснование методических подходов к выявлению этих нарушений, их предупреждению и коррекции у разных категорий детей с ОВЗ.
У учащихся с ОНР многими авторами отмечаются специфические трудности усвоения смысло вой структуры текста, что позволяет говорить о необходимости пропедевтического воздействия, одной из задач которого должно стать целенаправленное формирование навыков работы с текстом.
Важным средством формирования смысловых навыков может выступать специал ьный текст. В методической литературе текст рассматривается как средство, обеспечивающее более эффективное овладение учебным материалом по различным предметам учащимися с нарушениями речи (учебные тексты) (Л.А. Тишина, 2005), как средство для коррекции нар ушений устной речи (специальные тексты) (Н.Л. Крылова, 1971). Также особым образом организованные тексты используются в работе по формированию у детей с ОВЗ приемов анализа смыслового содержания (Е.Л. Гончарова, 1997, 2007, 2009), в том числе и с помощью с пециализированных компьютерных программ (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевкая, 1997).
Таким образом, можно говорить о противоречии между необходимостью формирования у учащихся с ОНР читательской деятельности, удовлетворяющей основным требования м общеобразовательной программы начальной школы, и недостаточной проработанностью возможностей логопедического воздействия, направленного на последовательное формирование навыков работы с текстом на всех его уровнях. Данное противоречие позволяет рассматри вать проблему совершенствования логопедической работы по формированию смыслового компонента чтения младших школьников с ОНР как актуальную, приобретающую особую значимость в условиях интегрированного образования.
Объект исследования: процесс формирования с мысловой стороны процесса чтения у младших школьников с ОНР.
Предмет исследования: содержание работы по формированию смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать содержания работы по форм ированию смысловой стороны процесса чтения у младших школьников 2 класса с ОНР.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую, логопедическую, методическую литературу по проблеме исследования;
изучить состояние смыслового компонента читательской де ятельности учащихся второго класса с ОНР в плане его соответствия программным требованиям общеобразовательной школы;
исследовать зависимость между уровнем когнитивно-языкового развития, перцептивно-смысловыми навыками и сформированностью понимания письменн ого текста на предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном уровнях у учащихся второго класса с ОНР;
разработать содержание, этапы, средства и приемы коррекционно-пропедевтического воздействия по формированию смыслового компонента чтени я у учащихся начальных классов с ОНР с учетом уровневой организации текста и определить его эффективность.
Методологическую основу исследования составили: теория речевой деятельности и представления о чтении как особом виде речевой деятельности, сформулиро ванные в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева и др.; теория смысловой обработки текста, представленная в работах А.А. Брудного, Л.П. Доблаева, Т.М. Дридзе, И.А. Зимней, З.И. Клычниковой; системный подход к изучению и коррекции речевых наруш ений и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной; представления о базовой структуре читательской компетентности и этапах ее формирования в норме и при отклонениях в развитии Е.Л. Гончаровой.
Для решения поставленных задач и дос тижения намеченной цели использовались следующие методы: теоретические: анализ лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; эмпирические: биографический (анализ анамнестических данных, изуч ение психолого-педагогической и медицинской документации); праксиметрический (анализ продуктов речевой деятельности в виде ответов на вопросы и пересказов прочитанных текстов, представленных диктофонных записях); психолого-педагогический эксперимент (конст атирующий, обучающий, контрольный этапы); методы обработки полученных результатов: количественный и качественный анализ.

Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы нарушения чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
1.1Чтение как сложный психофизиологический процесс
1.2Этиология, симптоматика, классификация нарушений чтения
1.3Нарушение смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи
Глава 2. Исследование смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи
2.1Цель, задачи, организация и методы исследования
2.2Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи
2.3Содержание методики исследования смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи
2.4Результаты исследования смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи
Глава 3. Логопедическая работа по формированию смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи
Заключение
Список литературы
Приложение
Приложение 1


Понимание смысла прочитанного текста – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелост и многих психических, интеллектуальных и речевых функций ребенка.
Особенно сложно проходит процесс овладения смыслового понимания у школьников с ОНР. Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и перв ично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.
В школьном обучении у детей с ОНР, как правило, диагностируются различные виды дислексии – нарушение процесса чт ения. Часто у школьников с ОНР обнаруживается семантическая дислексия, проявляющаяся в механическом чтении, без понимания прочитанного.
Семантическая дислексия проявляется при слоговом и синтетическом чтении. Одной из причин данного вида нарушения являютс я трудности звуко-слогового синтеза и нечеткость, недифференцированность представлений о синтаксических связях внутри предложения. В процессе чтения читающий разделяет слова на слоги, следовательно, понимание текста затруднено. У детей происходит нарушение фонематического и слогового синтеза, т.к. они не могут объединить отдельные части в единое целое из-за чего происходит непонимание текста.
Для подтверждения теоретических выводов было организовано исследование смысловой стороны речи у младших школьников с ОНР по отношению к их сверстникам с нормальным речевым развитием.
Исследование проходило на базе ГБОУ СОШ № .. г. … В исследовании принимали участи 10 школьников с ОНР, вошедшие в экспериментальную группу, и 10 школьников с нормой речевого развития, вошед шие в контрольную группу.
Экспериментальное исследование было проведено в несколько этапов. На первом этапе были отобраны ученики 2- ых классов в экспериментальную и контрольную группы, подобрана и проведена диагностика, предложенная Т.В. Ахутиной и О.Б. И ншаковой. На втором этапе был проведен качественный и количественный анализ полученных результатов.
У школьников исследовалась техническая и смысловая сторона чтения. В результате было выявлено, что у школьников с ОНР послоговой с переходом на целые слова, словосочетания способ чтения. Скорость чтения низкая, само чтение маловыразительное. При чтении школьники допускали большое количество ошибок. У школьников с нормой речевого развития техническая сторона чтения развита лучше. Способ чтения синтетический, с корость чтения оптимальная для успешного обучения в школе, при чтении допускали незначительное количество чтения. Следовательно, были выделены следующие группы школьников с разным уровнем развития технической стороны чтения: низкий уровень - 3 ученика с О НР, средний уровень – 7 учеников с ОНР, 2 ученика с нормой речевого развития, выше среднего – 4 ученика с нормой речевого развития и высокий уровень – 4 ученика с нормой речевого развития.
При исследовании смысловой стороны чтения школьников просили переск азать текст и ответить на вопросы как по содержанию текста, так и уточнению понимания отдельных слов и выражений.
В результате было отмечено, что школьники с ОНР испытывали большие затруднения при пересказе текста. Пересказ был отрывочный, сжатый, фрагмен тарный, нарушена логичность и последовательность действий. Языковое оформление характеризовалось бедностью лексики, аграмматизмами. Объяснить значения слов, словосочетаний, скрытый смысл текста школьники с ОНР в большинстве случаев не смогли. Школьники с нормой речевого развития текст пересказали близко к тексту, смогли объяснить значения слов, идею текст. Таким образом, были выделены следующие группы школьников: низкий уровень - 7 учеников с ОНР, средний уровень – 3 ученика с ОНР, 2 ученика с нормой ре чевого развития, выше среднего – 5 учеников с нормой речевого развития и высокий уровень – 3 ученика с нормой речевого развития.
Обобщая полученные данные, было отмечено, что смысловая сторона речи у школьников менее развита, чем техническая.
Для коррекции смысловой стороны речи были выделены направления и подобраны упражнения.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

1.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Грушевская Дисграфия у младших школьников. – М.: Просвещение, 1982
2.Алтухова, Т.А. Изучение особенностей перцептивно-смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IV уровней. / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Школьный логопед. – 2005. – №1(4). – С.31–43. – (0,76/0,38 п.л.)
3.Алтухова, Т.А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 1 (18). – С. 32–43. – (0,3/0,15п.л.)
4.Алтухова, Т.А. Системный подход в логопедическом обследовании смыслового компонента чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи» / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева// Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: материалы II Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Изд-во МСГИ, 2005. – С.5–9.
5.Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР. – М., 1955. Вып. 70. – 104-148с.
6.Борисенко Т.Н., Воробьева И.В., Трунова Е.А. Особенности логопедической работы в условиях стационара с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письмо// Логопед. – 2004
7.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Обучение, развитие и исправление недостатков. - СПб.,1997.
8.Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953. – 186с.
9.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –М.: ВЛАДОС, 2003.
10.Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958. – 340с.
11.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и прктика обучения. - М., 1994.
12.Карачевцева, И.Н. Динамика формирования смыслового компонента читательской деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи / И.Н. Карачевцева // Письмо и чтение: трудности обучения младших школьников. Выявление, профилактика и коррекция: материалы Всероссийского научно-практического семинара для логопедов и учителей начальных классов общеобразовательных школ. – Белгород: изд-во БелГУ, 2008. – С. 74 – 87. – (0,9 п.л.)
13.Карачевцева, И.Н. Направления пропедевтической работы по формированию смыслового компонента чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / И.Н. Карачевцева // Логопед в детском саду. – 2009. –№1. – С.18–21. – (0,4 п.л.)
14.Карачевцева, И.Н. Организация работы по формированию понимания читаемого текста с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи, в условиях общеобразовательной школы / И.Н. Карачевцева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал. – 2012. – № 133. – С. 267-272.
15.Карачевцева, И.Н. Особенности смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи / И.Н. Карачевцева // Дефектология. – 2009. – № 3. – С. 38–47.
16.Карачевцева, И.Н. Пропедевтика чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / И.Н. Карачевцева // Дошкольная педагогика. - 2009. – №3(52). – С.32–34. – (0,4 п.л.)
17.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.
18.Корнев А.И. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб. Издат. Дом ''МиМ'' 1997.
19.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995. – 230с.
20.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1999
21.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004
22.Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. – 238с.
23.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 214с.
24.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 – 680с.
25.Лурия А.Р. Язык и сознание/Под ред. Е.Д. Хомской.= Ростов н/Д, 1998
26.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003.
27.Мешкова Л.В. Развитие речи детей. – СПб.: Питер, 2002. – 315с.
28.Новикова М.Л.Нарушения письменной речи учащихся начальной школы //Дефектология. - 1995. № 3. С. 16-19
29.Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение,1986
30.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под общ.ред.канд.пед.наук, доцента О.Б. Иншаковой – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001
31.Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография, Спб, Каро, 2007
32.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997. – 256с.
33.Словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверствоа. – М.: ВЛАДОС, 1997
34.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма – М.: Просвещение, 1969. – 222с.
35.Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М., МПСИ, 2001
36.Фельштейн Д.И. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие – М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО ''МОДЭК'', 2001.
37.Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО ''МОДЭК'', 2000.
38.Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся школ. – М.: АРКТИ, 1997.
39.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000
40.Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста // Логопедия. – 2004. № 2 (4). С. 60

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Одним из важных направлений совершенствования системы специального образования является поиск оптимальных условий и средств интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательной школе.
Особую категорию детей с ОВЗ представляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР), значительная часть которых может быть успешно интегрирована в массовую школу и при создании специальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих удовлетворение их особых образовательн ых потребностей, способна осваивать программу начального обучения наряду с нормально развивающимися сверстниками в те же временные сроки.
В ходе многочисленных исследований было доказано, что учащиеся с ОНР испытывают трудности в овладении письменно-речево й деятельностью (Р.И. Лалаева, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова).
В последние годы исследователи отмечают увеличение в общеобразовательной школе числа детей с нарушениями чтения и письма (Л.А. Бенько, 2002; М.Н. Русецкая, 2003; М. М. Аманатова, 2005), а также в целом снижение уровня грамотности подрастающего поколения россиян.
В специальной педагогике особое внимание уделяется вопросам предупреждения и преодоления нарушений чтения у детей с ОВЗ, в том числе и с отклонениями в речев ом развитии.
Продолжается разработка методических подходов к формированию чтения в русле фундаментальных исследований Р.Е. Левиной, согласно которым особое внимание отводится развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи (Т.А. Алту хова, О.Е. Грибова, Г.Г. Мисаренко).
Важным направлением стали исследования Р.И. Лалаевой (1997, 1998, 2004), которые обозначили операциональный состав навыка чтения у детей с нарушением речи.
Разработана методика формирования начальных навыков чтения у д етей среднего дошкольного возраста с ОНР, учитывающая их стартовые возможности в плане готовности как вербального, так и невербального компонента функционального базиса чтения (А.В. Лагутина, 2007).
В последнее десятилетие в специальной педагогике проводит ся изучение вопроса о формировании смыслового компонента чтения у детей с ОНР (Г.В. Бабина, О.Е. Грибова, В.В. Строганова). Следует отметить, что основной акцент в коррекционной работе делается на формировании перцептивно-смысловых операций чтения (Т.А. Ал тухова, Г.Н. Васильева).
Вместе с тем, обращает на себя внимание то, что в имеющихся исследованиях недостаточно учтены особенности смысловой обработки текста, трактуемой как многоуровневый процесс (Н.Д. Арутюнов, В.А. Бухбиндер, Т.М. Дридзе, И.А. Зимняя, А .А. Леонтьев и др.). В работах этих ученых особое внимание в теории смысловой обработки читаемого отводится рассмотрению перцептивно-смысловых навыков обработки текста на трех его уровнях: предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном. Анализ специальной литературы по вопросам обучения чтению детей с общим недоразвитием речи позволяет говорить об отсутствии подобных исследований.
Важным направлением в изучении смыслового компонента чтения у детей с нарушениями речи является разработка пр евентивного воздействия. Основой для решения этой задачи является представленное в исследовании Е.Л. Гончаровой (2009) описание содержания самых ранних этапов развития читательской компетентности, возможных нарушений способности превращать содержание текст а в содержание личного опыта читателя, а также обоснование методических подходов к выявлению этих нарушений, их предупреждению и коррекции у разных категорий детей с ОВЗ.
У учащихся с ОНР многими авторами отмечаются специфические трудности усвоения смысло вой структуры текста, что позволяет говорить о необходимости пропедевтического воздействия, одной из задач которого должно стать целенаправленное формирование навыков работы с текстом.
Важным средством формирования смысловых навыков может выступать специал ьный текст. В методической литературе текст рассматривается как средство, обеспечивающее более эффективное овладение учебным материалом по различным предметам учащимися с нарушениями речи (учебные тексты) (Л.А. Тишина, 2005), как средство для коррекции нар ушений устной речи (специальные тексты) (Н.Л. Крылова, 1971). Также особым образом организованные тексты используются в работе по формированию у детей с ОВЗ приемов анализа смыслового содержания (Е.Л. Гончарова, 1997, 2007, 2009), в том числе и с помощью с пециализированных компьютерных программ (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевкая, 1997).
Таким образом, можно говорить о противоречии между необходимостью формирования у учащихся с ОНР читательской деятельности, удовлетворяющей основным требования м общеобразовательной программы начальной школы, и недостаточной проработанностью возможностей логопедического воздействия, направленного на последовательное формирование навыков работы с текстом на всех его уровнях. Данное противоречие позволяет рассматри вать проблему совершенствования логопедической работы по формированию смыслового компонента чтения младших школьников с ОНР как актуальную, приобретающую особую значимость в условиях интегрированного образования.
Объект исследования: процесс формирования с мысловой стороны процесса чтения у младших школьников с ОНР.
Предмет исследования: содержание работы по формированию смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать содержания работы по форм ированию смысловой стороны процесса чтения у младших школьников 2 класса с ОНР.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую, логопедическую, методическую литературу по проблеме исследования;
изучить состояние смыслового компонента читательской де ятельности учащихся второго класса с ОНР в плане его соответствия программным требованиям общеобразовательной школы;
исследовать зависимость между уровнем когнитивно-языкового развития, перцептивно-смысловыми навыками и сформированностью понимания письменн ого текста на предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном уровнях у учащихся второго класса с ОНР;
разработать содержание, этапы, средства и приемы коррекционно-пропедевтического воздействия по формированию смыслового компонента чтени я у учащихся начальных классов с ОНР с учетом уровневой организации текста и определить его эффективность.
Методологическую основу исследования составили: теория речевой деятельности и представления о чтении как особом виде речевой деятельности, сформулиро ванные в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева и др.; теория смысловой обработки текста, представленная в работах А.А. Брудного, Л.П. Доблаева, Т.М. Дридзе, И.А. Зимней, З.И. Клычниковой; системный подход к изучению и коррекции речевых наруш ений и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной; представления о базовой структуре читательской компетентности и этапах ее формирования в норме и при отклонениях в развитии Е.Л. Гончаровой.
Для решения поставленных задач и дос тижения намеченной цели использовались следующие методы: теоретические: анализ лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; эмпирические: биографический (анализ анамнестических данных, изуч ение психолого-педагогической и медицинской документации); праксиметрический (анализ продуктов речевой деятельности в виде ответов на вопросы и пересказов прочитанных текстов, представленных диктофонных записях); психолого-педагогический эксперимент (конст атирующий, обучающий, контрольный этапы); методы обработки полученных результатов: количественный и качественный анализ.

Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы нарушения чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
1.1Чтение как сложный психофизиологический процесс
1.2Этиология, симптоматика, классификация нарушений чтения
1.3Нарушение смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи
Глава 2. Исследование смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи
2.1Цель, задачи, организация и методы исследования
2.2Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи
2.3Содержание методики исследования смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи
2.4Результаты исследования смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи
Глава 3. Логопедическая работа по формированию смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи
Заключение
Список литературы
Приложение
Приложение 1


Понимание смысла прочитанного текста – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелост и многих психических, интеллектуальных и речевых функций ребенка.
Особенно сложно проходит процесс овладения смыслового понимания у школьников с ОНР. Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и перв ично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.
В школьном обучении у детей с ОНР, как правило, диагностируются различные виды дислексии – нарушение процесса чт ения. Часто у школьников с ОНР обнаруживается семантическая дислексия, проявляющаяся в механическом чтении, без понимания прочитанного.
Семантическая дислексия проявляется при слоговом и синтетическом чтении. Одной из причин данного вида нарушения являютс я трудности звуко-слогового синтеза и нечеткость, недифференцированность представлений о синтаксических связях внутри предложения. В процессе чтения читающий разделяет слова на слоги, следовательно, понимание текста затруднено. У детей происходит нарушение фонематического и слогового синтеза, т.к. они не могут объединить отдельные части в единое целое из-за чего происходит непонимание текста.
Для подтверждения теоретических выводов было организовано исследование смысловой стороны речи у младших школьников с ОНР по отношению к их сверстникам с нормальным речевым развитием.
Исследование проходило на базе ГБОУ СОШ № .. г. … В исследовании принимали участи 10 школьников с ОНР, вошедшие в экспериментальную группу, и 10 школьников с нормой речевого развития, вошед шие в контрольную группу.
Экспериментальное исследование было проведено в несколько этапов. На первом этапе были отобраны ученики 2- ых классов в экспериментальную и контрольную группы, подобрана и проведена диагностика, предложенная Т.В. Ахутиной и О.Б. И ншаковой. На втором этапе был проведен качественный и количественный анализ полученных результатов.
У школьников исследовалась техническая и смысловая сторона чтения. В результате было выявлено, что у школьников с ОНР послоговой с переходом на целые слова, словосочетания способ чтения. Скорость чтения низкая, само чтение маловыразительное. При чтении школьники допускали большое количество ошибок. У школьников с нормой речевого развития техническая сторона чтения развита лучше. Способ чтения синтетический, с корость чтения оптимальная для успешного обучения в школе, при чтении допускали незначительное количество чтения. Следовательно, были выделены следующие группы школьников с разным уровнем развития технической стороны чтения: низкий уровень - 3 ученика с О НР, средний уровень – 7 учеников с ОНР, 2 ученика с нормой речевого развития, выше среднего – 4 ученика с нормой речевого развития и высокий уровень – 4 ученика с нормой речевого развития.
При исследовании смысловой стороны чтения школьников просили переск азать текст и ответить на вопросы как по содержанию текста, так и уточнению понимания отдельных слов и выражений.
В результате было отмечено, что школьники с ОНР испытывали большие затруднения при пересказе текста. Пересказ был отрывочный, сжатый, фрагмен тарный, нарушена логичность и последовательность действий. Языковое оформление характеризовалось бедностью лексики, аграмматизмами. Объяснить значения слов, словосочетаний, скрытый смысл текста школьники с ОНР в большинстве случаев не смогли. Школьники с нормой речевого развития текст пересказали близко к тексту, смогли объяснить значения слов, идею текст. Таким образом, были выделены следующие группы школьников: низкий уровень - 7 учеников с ОНР, средний уровень – 3 ученика с ОНР, 2 ученика с нормой ре чевого развития, выше среднего – 5 учеников с нормой речевого развития и высокий уровень – 3 ученика с нормой речевого развития.
Обобщая полученные данные, было отмечено, что смысловая сторона речи у школьников менее развита, чем техническая.
Для коррекции смысловой стороны речи были выделены направления и подобраны упражнения.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

1.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Грушевская Дисграфия у младших школьников. – М.: Просвещение, 1982
2.Алтухова, Т.А. Изучение особенностей перцептивно-смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IV уровней. / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Школьный логопед. – 2005. – №1(4). – С.31–43. – (0,76/0,38 п.л.)
3.Алтухова, Т.А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 1 (18). – С. 32–43. – (0,3/0,15п.л.)
4.Алтухова, Т.А. Системный подход в логопедическом обследовании смыслового компонента чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи» / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева// Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: материалы II Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Изд-во МСГИ, 2005. – С.5–9.
5.Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР. – М., 1955. Вып. 70. – 104-148с.
6.Борисенко Т.Н., Воробьева И.В., Трунова Е.А. Особенности логопедической работы в условиях стационара с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письмо// Логопед. – 2004
7.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Обучение, развитие и исправление недостатков. - СПб.,1997.
8.Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953. – 186с.
9.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –М.: ВЛАДОС, 2003.
10.Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958. – 340с.
11.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и прктика обучения. - М., 1994.
12.Карачевцева, И.Н. Динамика формирования смыслового компонента читательской деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи / И.Н. Карачевцева // Письмо и чтение: трудности обучения младших школьников. Выявление, профилактика и коррекция: материалы Всероссийского научно-практического семинара для логопедов и учителей начальных классов общеобразовательных школ. – Белгород: изд-во БелГУ, 2008. – С. 74 – 87. – (0,9 п.л.)
13.Карачевцева, И.Н. Направления пропедевтической работы по формированию смыслового компонента чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / И.Н. Карачевцева // Логопед в детском саду. – 2009. –№1. – С.18–21. – (0,4 п.л.)
14.Карачевцева, И.Н. Организация работы по формированию понимания читаемого текста с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи, в условиях общеобразовательной школы / И.Н. Карачевцева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал. – 2012. – № 133. – С. 267-272.
15.Карачевцева, И.Н. Особенности смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи / И.Н. Карачевцева // Дефектология. – 2009. – № 3. – С. 38–47.
16.Карачевцева, И.Н. Пропедевтика чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / И.Н. Карачевцева // Дошкольная педагогика. - 2009. – №3(52). – С.32–34. – (0,4 п.л.)
17.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.
18.Корнев А.И. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб. Издат. Дом ''МиМ'' 1997.
19.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995. – 230с.
20.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1999
21.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004
22.Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. – 238с.
23.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 214с.
24.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 – 680с.
25.Лурия А.Р. Язык и сознание/Под ред. Е.Д. Хомской.= Ростов н/Д, 1998
26.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003.
27.Мешкова Л.В. Развитие речи детей. – СПб.: Питер, 2002. – 315с.
28.Новикова М.Л.Нарушения письменной речи учащихся начальной школы //Дефектология. - 1995. № 3. С. 16-19
29.Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение,1986
30.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под общ.ред.канд.пед.наук, доцента О.Б. Иншаковой – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001
31.Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография, Спб, Каро, 2007
32.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997. – 256с.
33.Словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверствоа. – М.: ВЛАДОС, 1997
34.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма – М.: Просвещение, 1969. – 222с.
35.Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М., МПСИ, 2001
36.Фельштейн Д.И. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие – М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО ''МОДЭК'', 2001.
37.Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО ''МОДЭК'', 2000.
38.Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся школ. – М.: АРКТИ, 1997.
39.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000
40.Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста // Логопедия. – 2004. № 2 (4). С. 60

Купить эту работу

Система работы по формированию смысловой стороны процесса чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА. АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА В АКУШЕРСТВЕ. КОСТНЫЙ ТАЗ С АКУШЕРСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Индивидуализация и личностно-ориентированный подход в профессиональном развитии педагога вуза

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Разработка и оценка качества обучающих тестов по математике по требованиям ФГОС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Креативный интеллект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Конспект Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

Роль И.Г.Песталоцци в возникновении и развитии педагогики. И. Песталоцци (1746-1827), педагог. Швейцария.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

"МЫ-СОЛДАТЫ" (СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Инновационные процессы в современном профессиональном образовании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
730 ₽
Готовая работа

"в школу"(СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Контрольная работа ( Английский язык)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...........................................................................................

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

"Blended Learning " як система інноваційних принципів та методів в освіті (на прикладі викладання дисципліни "Політології")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽