Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Технология восстановления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии

  • 66 страниц
  • 2013 год
  • 553 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность . Проблема афазии в настоящее время представляет большой интерес для многих исследователей не только в области логопедии, но и в психологии, психиатрии, невропатологии, лингвистике и других о б ластях. Он основан на значимости ее изучения для углубления представлений о законах работы мозга, о связи речи с мозгом, о ее психофизиологических основах, о взаимодействии речи и афазии с другими психофизиологическими процессами. Несмотря на многочисленные исследования этой проблемы, она еще продолжает оставаться недостаточно изученной, а поэтому актуальной. Афазия — это расстройства речи, наступающие при поражении коры больших полушарий мозга. Ее развитие зависит от локализации мозгового поражения, особенностей патофизиологических процессов в головном мозге и т. д. Моторная афазия наступает в результате поражения речедвигательного анализатора, которое локализуется преимущественно в задней трети нижней лобной извилины и передних отделах нижнетеменной области. При мото р ной афазии человек, как правило, понимает речь окружающих, но не в с о стоянии выразить свои мысли, связно отвечать на вопросы, читать, писать. В ответ на вопрос он чаще всего кивает головой и жестом показывает, что ничего сказать не может, или, произнося отдельные слова, затрудняется пр а вильно назвать предметы, действия. Нарушается динамика речевого акта: с о храняется повторение и называние, но появляются аграмматизм (нарушение согласования слов в предложении) либо расстройства артикуляции. Больной пытается повторить или произнести звук, но при этом либо производит ха о тические движения губами и языком, либо заменяет одни звуки другими. Большой вклад в развитие афазиологии в несли такие ис следователи, как А. Р. Лу рия , Э.С. Бэйн , В.М. Коган, М.К. Бурлакова , Л.С. Цветкова, Т.Г. Визель , В. М. Шкловский и др. Для наилучшего восстановления нарушенных речевых функций нео б ходима специальная речевая терапия. Эффективность восстановительного обучения речи при афазии прямо зависит от того, как рано оно было начато. Основная трудность первого периода заключается в том, что больные , пер е несшие инсульт обычно только выходят из состояния оглушения и контакт с ними затруднен. Кроме того, форма и глубина речевого расстройства не вс е гда сразу бывают ясными, что ограничивает на первых порах испол ьзование приемов обучения речи. Между тем своевременная помощь является важной для речевого прогноза больного. На данном этапе возможно проведение р а боты по восстановлению орального праксиса . Овладение оральным праксисом составляет весьма важную подготов и тельную фазу речевого развития. От качества и объема оральных навыков во многом зависит усвоение нормативного звукопроизношения. В связи с эти актуальной является проблема восстановления орального праксиса у пацие н тов с моторными формами афазии. Цель исследования – разработать педагогическую технологию во с становления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии. Объект исследования – ор альный праксис . Предмет исследования – педагогическая технология форм ирования орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии. Гипотеза исследования : если на начальном этапе восстановления речи использовать такие технологии как стимуляция рефлекторных движений оральных органов, перевод реальных действий на уровень осмысления, отр а ботка оральных поз и движений во время еды, регулярное выполнение отр а батываемых действий орального праксиса , то восстановлени е орального праксиса у пациентов с мотор ными формами афазии будет эффективным. Задачи исследования : Изучить литературу по проблеме исследования . Рассмотреть становление праксиса в онтогенезе в норме. Дать псих олого -пед агогическую характеристику испытуемы х( больных с мотор ными формами афазии) Изучи ть состояние орального праксиса у пациентов с моторными фо р мами афазии. Разработать средства и содержание коррекционного воздействия. Методы исследования : теоретический анализ литературы, анализ д о кументации, диагностические пробы, статистические методы. Методики исследования: Наблюдение за поведением больных; Анализ документации (медицинских карт); Методики исследования орального праксиса по А.Р. Лурия ( об ъ ем и качеств о движения губ , щек, языка ,ф ормы , связанные с пр о изнесением звуков речи). Теоретико – методологическая база исследования основана на пол о жениях логопедии и психологии о языке как о важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский , А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия ), научно-теоретических нейрофизиологических и нейропсихологических положениях, содержащихся в фундаментальных исследованиях А.Р. Лурия , Л.С. Цветк о вой, Э.С. Бейн , Е.Н. Винарской , М.К. Бурлаковой и других исследователей, на исследованиях в областикоррекционно-восстановительного обучения больных с афазией (Л.О. Бадалян , М.К. Бурлакова , Т.Г. Визель , В.В. Оппель , Е.А.Фёдорова, В.М. Шкловский, и др.). Практическая значимость исследования заключается в разработке, описании и реализации содержания педагогической технологии восстановл е ния орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии. Резул ь таты исследования могут быть применены в преподавательской практике в рамках Вуза в лекционных и других видах занятий со студентами. Эмпирическая база исследования – областная клиническая больница №2 . В исследовании приняли участие 15 испытуемых (из них 8 женщин и 7 мужчин), перенесших инсульт и имеющих моторные формы афазии. Возраст испытуемых 49 – 69 лет. Структура работы . Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Введение
Глава I. Теоретические аспекты восстановления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии
1.1. Характеристика афазии: понятие, причины, патогенез, виды, клиническая картина
1.2. Нарушения орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии
1.3. Возможности восстановления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии
Выводы по главе 1
Глава II. Эмпирическое исследование восстановления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования
Выводы по главе 2
Глава III. Технология восстановления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии
3.1. Формирующий этап исследования
3.2. Результаты контрольного этапа исследования и их анализ
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Приложения


Цель ю настоящего исследования являлась разработка технологии во с становления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. При анализе научной литературы выяснилось, что афазия – это систе м ное нарушение сформировавшейся речи, возникающее при органических п о ражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Существует много видов афазий. Общепринятой является классификация А.Р. Лурия . Все формы афазии существенно отл и чаются друг от друга по основному механизму, по клинической картине, по психологической структуре нарушения речи. Общим для всех форм афазии является системное нарушение речи, а не изолированное выпадение какой-либо ее стороны. Центральным дефектом при всех формах афазии является нарушение ее коммуникативной функции. Моторная афазия – это неврологическое заболевание, которое развив а ется при затрагивании патологическим процессом лобной доли в левой ст о роне. При моторной афазии речь плохо артикулируема, и пациент должен напрягаться, чтобы его можно было понять. В отдельных тяжелых случаях больному трудно произносить не только слова, но и звуки, и их сочетание. Для моторных видов афазий характерны нарушения орального пракс и са . Учение о праксисе и его нарушениях — апраксии — было создано н еме ц ким неврологом К. Липманном . А.Р. Лурия , основываясь на учении К. Липманна о праксисе и апрак сии разделил все праксические действия на кин е стетические (чувствительные ) и кинетические (двигательные) . Оральный праксис формируется на основе менее предметных, а следовательно, более абстрактных действий. К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть, поцокать , пощелкать языком, надуть щеки и пр о чее .Н епроизвольность праксических действий обеспечивается высокой ст е пенью их упроченности (автоматизации). Овладение оральным праксисом составляет весьма важную подготовительную фазу речевого развития. От к а чества и объема оральных навыков во многом зависит усвоение нормативн о го звукопроизношения . Б ольные иногда справляются лишь с имитацией пр о стых оральных поз, а выполнение их по устной инструкции в большинстве случаев им недоступно. Степень выраженности нарушений орального пра к сиса зависит от тяжести поражения мозговых структур. Несмотря на фундаментальную методологическую основу афазиол о гии , а также значительный арсенал восстановительных методик, некоторые ее аспекты остаются изученными недостаточно. К ним относится, в частн о сти, проблема состояния орального праксиса при моторных формах афазии. Изучение системы произвольных действий человека, его способности в ы полнять по заданию абстрактные действия: подуть, поцокать , пощелкать языком и т.д. позволяет выявить определенные закономерности развития м о торных афазий, клинические и восстановительные аспекты заболевания. О сновной задачей речевой реабилитации пациентов с афазией является восстановление речи и социальная реадаптация . Для восстановления речи на начальных этапах важным является восстановление орального праксиса . Используется система упражнений для развития кинестетического и кинетич е ского орального праксиса . В ходе эмпирического исследования выяснилось, что у больных с моторными формами афазии затруднены движения языка и губ, у многих пац и ентов наблюдаются затруднения с вытягивание м губ , оскаливание м зубов , высовывание м языка «лопаткой» или «трубочкой» , с надувание м, с поме щ е нием языка между зубами и нижней (или верхней) гу бой. У большинства и с пытуемых наблюдаются нарушения динамическ ой организаци и оральных движений. Как по образцу, так и по инструкции, у больных затруднены дв и жения же вания , пле в к а , свист а , цокань я, поцелуя . При этом выполнение движений по образцу для больных с моторной афазией дается легче, чем по инструкции, нарушены выполнения действий в реальном и условном плане. На основе обследования больных моторной афазией были определены следующие технологии восстановления орального праксиса : стимуляция рефлекторных движений оральных органов; перевод реальных действий на уровень осмысления; отработка оральных поз и движений во время еды; р е гулярное выполнение отрабатываемых действий орального праксиса . По результатам повторной диагностики выяснилось, что у больных значительно снизились проявления нарушений орального праксиса . Все ра з личия статистически значимы . П о прежнему без изменений затруднительным движением для больных является в ысовывание языка «лопаткой» или «тр у бочкой» . Таким образом, г ипотеза исследования подтвердилась. Действител ь но ,е сли на начальном этапе восстановления речи использовать такие техн о логии как стимуляция рефлекторных движений оральных органов, перевод реальных действий на уровень осмысления, отработка оральных поз и дв и жений во время еды, регулярное выполнение отрабатываемых действий орального праксиса , то восстановлени е орального праксиса у пациентов с мотор ными формами афазии будет эффективным. Мы также заключаем, что цель нашего исследования достигнута. Нам удалось разработать технологию восстановления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии с учетом индивидуальных особенн о стей, а также глубины и структуры дефекта. На основе данной технологии можно построить комплексные программы по восстановлению орального праксиса , а в дальнейшем речи, стабилизации эмоционального состояния больных с моторными формами афазии, в соответствии с глубиной и стру к турой дефекта .

1.Александер, Ф. Психосоматическая медицина [Текст] / Ф. Александер. – М.: Геррус, 2000. – 187с.
2.Амосова, Н.Н. Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний головного мозга [Текст] / Н.Н. Амосова, Н.И. Каплина. – М.: Издательство: Астрель, 2007. – 144с.
3.Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. — СПб, 1998. – 148с.
4.Аносов, Н.Н. Инфаркт мозга [Текст] / Н.Н. Аносов, Б.С. Виленский. – Л.: «Феникс», 1978. – 256с.
5.Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. – М., 1980.– 139с.
6.Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
7.Афазия и восстановительное обучение: тексты [Текст] / под ред. Л.С. Цветковой, Ж.М. Глозман. – М., 1983. – 217с.
8.Ахутина, Т.В. Нейролингвистический анализ афазии. О локализации построения высказывания [Текст] / Т.В. Ахутина. – М.: Теревинф, 2002. – 102 с.
9.Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст] / Л.О. Бадалдян. – М., 2007. – 317с.
10.Бейн, Э. С. Афазия и пути ее преодоления[Текст] / Э.С. Бейн. – СПб., 2004. –278с.
11.Бейн, Э.С. Восстановление речи у больных с афазией[Текст] / Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель. – М., 1981. – 280с.
12.Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии. [Текст] / А.П. Бизюк. – СПб., 2001. – 293с.
13.Блейхер, В.М. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов[Текст] / В.М. Блейхер,И.В. Крук, С.Н. Боков. — Ростов-на-Дону, 1996. – 445с.
14.Бурлакова, М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афа-зии[Текст] / М.К. Бурлакова. – М., 1992. – 352с.
15.Бурлакова, М.К. Речь и афазия[Текст] / М.К. Бурлакова. – М., 1997. – 280с.
16.Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагности-ке[Текст] /Л. Ф.Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб., 1999. –420с.
17.Вассерман, Л.И. Методы нейропсихологической диагностики[Текст] /Л.И.Вассерман, С.А.Дорофеева, Я.А.Меерсон. – СПб., 1997. – 304с.
18.Введение в физиологию сенсорных систем[Текст] /Под ред. А.С. Батуев, Г.А. Куликов. – М.,1984. – 280с.
19.Визель, Т.Г. Как вернуть речь[Текст] / Т.Г.Визель. – М., 1998. – 240с.
20.Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384с.
21.Винарская, Е.Н. Клинические проблемы афазии[Текст] /Е.Н.Винарская. – М., 1971. – 216с.
22.Винарская, Е.Н. Дизартрия[Текст] / Е.Н. Винарская. – М., 2005. – 141с.
23.Волковская, Т. Н. Актуальные вопросы теории логопсихологии [Текст]/ Т. Н. Волковская // Известия Южного федерального университета. — 2010. — № 1. –– С. 150–159.
24.Волковская, Т.Н. К вопросу о концептуальных основах логопсихологии [Текст]/ Т. Н. Волковская // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 3. –– С. 3–10.
25.Восстановительное обучение при разных формах афазии[Текст] –Армавирская Государственная Педагогическая Академия, 2011. –78с.
26.Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии: метод, рек. [Текст]. – М., 1985. – 96с.
27.Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций[Текст] / Л.С. Выготский. — М., 1960. – С. 235 – 263.
28.Гусев, Е.И. Неврология и нейрохирургия[Текст] / Е.И.Гусев, А.Н.Коновалов, Г.С.Бурд. – М., 2000. – С. 112 – 138.
29.Евзельман, М.А. Нарушение речи у больных с мозговым инсультом и ее коррекция[Текст] / М.А. Евзельман. – Орел, 2005. – 112с.
30.Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога[Текст]/ Под ред. Т.О. Епифанцева, 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.
31.Зайцев, И.С. Афазия. Учебно-методическое пособие[Текст] / И.С. Зайцев. – Минск БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 36с.
32.Кабанов, М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия[Текст] / М.М. Кабанов. — СПб, 1998. – 252с.
33.Карвасарский, Б.Д. Медицинская психология[Текст] / Д.Б. Карвасар-ский. – Л., 1982. – 272с.
34.Корсакова, Н.К. Клиническая нейропсихология[Текст] / Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте. – М., 2006. – 460 с.
35.Корсакова, Н.К. Подкорковые структуры мозга и психические процессы[Текст] / Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте. – М., 2005. – 436 с.
36.Критчли, М. Афазиология[Текст] / М. Критчли. – М.: Медицина, 1974. – 230с.
37.Ласков, В.Б. Основы невропатологии[Текст] /В.Б.Ласков,В.А. Иванов. – Курск, КГПУ, 2002. – С. 260 – 290.
38.Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность[Текст] / А.Н. Леонтьев. — М., 1977. – 304с.
39.Логопедия[Текст] / под ред. Л.С. Волковой. – М.: «Владос», 2006. – 703с.
40.Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека[Текст] / А.Р. Лурия. – М., 2006. – 136 с.
41.Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии[Текст] / А.Р. Лурия. – М., 2007. – 528 с.
42.Лурия, А.Р. Нейропсихологический анализ решения задач[Текст] / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. – М., 1966. – 291с.
43.Майерс, Д. Социальная психология[Текст] / Д. Майерс. — СПб, 1997. – С. 220 – 250.
44.Морозов, Г.В. Нервные и психические болезни[Текст] /Г.В. Морозов, В.А. Ромасенко. — М.: Медицина, 1987. — 336 с.
45.Нейропсихологическая диагностика [Текст] / под ред. Е.Д. Хомской. – М., 2004. – С. 116 – 140.
46.Общая психология. Словарь[Текст] / под ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 176с.
47.Оппель, В.В. Восстановление речи после инсульта[Текст] / В.В. Оп-пель. – Л., 1972. – 154с.
48.Практикум по патопсихологии [Текст] / под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. – М., 1987. – С. 58 – 102.
49.Практикум по социальной психологии [Текст] / под ред. Э. Пайнс и др. — СПб, 2000. – С. 168 – 191.
50.Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 672с.
51.Рябова, Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиоло-гии[Текст] / Т.В. Рябова. – М., 1999. – 133с.
52.Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе[Текст] / Э.Г. Симерницкая. — М., 1985. – 188с.
53.Синдромы нарушений высших психических функций в неврологиче-ской практике[Текст] / под ред. А.В. Густова, Т.В. Мельниковой, Е.В. Гузановой. – Нижний Новгород: издательство «НГМА», 2005. – 154с.
54.Столярова, Л.Г. Афазия при мозговом инсульте [Текст] / Л.Г. Столярова. – М.: Медицина, 1973. – 215 с.
55.Ткачев, Р.А. Вопросы клиники и патофизиологии афазии[Текст] / Р.А. Ткачев. – М., 1961. – 160с.
56.Тонконогий, И.М. Инсульт и Афазия[Текст] / И.М. Тонконогий. – Л.: Изд-во «Медицина», 1968. – 120с.
57.Фёдорова, Е.А. Афазия — не приговор[Текст] / Е.А. Федорова. – Нижний Новгород: Дрофа, 2005. — 128 с.
58.Функции лобных долей мозга [Текст]/ под ред. Е.Д. Хомской, А.Р. Лурия. – М., 1982. – 284с.
59.Хомская, Е.Д. Нейропсихология[Текст] / Е.Д. Хомская, 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 496с.
60.Хрестоматия по логопедии [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Се-ливерстова. – М., 1997. Т.2. – С.70 – 130.
61.Хрестоматия по нейропсихологии[Текст] / под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МПСИ, 2004. – С. 672 – 968.
62.Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение[Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: МПСИ, 2001. — 256 с.
63.Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение[Текст] / Л.С. Цветкова. — М., 2000. – 148 с.
64.Цветкова, Л.С. Афазиология - современные проблемы и пути их решения[Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2002. – 144с.
65.Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности[Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Просвещение - АО «Учеб. лит.», 1995. – 304с.
66.Цветкова, Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход[Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 640с.
67.Цветкова, Л.С. Афазия и восприятие[Текст] / Л.С. Цветкова, Н.Г. Торчуа. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 230с.
68.Шкловский, В.М. Нейропоихологическая диагностика[Текст] / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, Г.М. Насоновская. – М., 1992. – 108с.
69.Шкловский, В.М. Восстановление речевой функции у больных с раз-ными формами афазии[Текст]: методическое пособие / В.М. Шклов-ский, Т.Г. Визель. – М., 2008. – 96с.
70.Шохор – Троцкая, М.К. Коррекционно – педагогическая работа при афазии (методические рекомендации)[Текст] / М.К. Шохор – Троцкая. – М, 2002. – 70с.
71.Шохор-Троцкая, М.К. Коррекция сложных речевых расстройств[Текст] / М.К. Шохор – Троцкая. — М., 2000. –280с.
72.Шохор-Троцкая, М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления[Текст] / М.К. Шохор – Троцкая. — М., 2002. – 210с.
73.Афазия [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://aphaziya.narod.ru/
74.Восстановление речи после инсульта [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://insult.aterix.ru/vosstanovlenie_rechi_posle_insulta
75.Восстановление речи после инсульта. Упражнения при инсульте [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.insylt.net/?p=846
76.Словарь медицинских терминов [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.medicinform.net/slovar/

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность . Проблема афазии в настоящее время представляет большой интерес для многих исследователей не только в области логопедии, но и в психологии, психиатрии, невропатологии, лингвистике и других о б ластях. Он основан на значимости ее изучения для углубления представлений о законах работы мозга, о связи речи с мозгом, о ее психофизиологических основах, о взаимодействии речи и афазии с другими психофизиологическими процессами. Несмотря на многочисленные исследования этой проблемы, она еще продолжает оставаться недостаточно изученной, а поэтому актуальной. Афазия — это расстройства речи, наступающие при поражении коры больших полушарий мозга. Ее развитие зависит от локализации мозгового поражения, особенностей патофизиологических процессов в головном мозге и т. д. Моторная афазия наступает в результате поражения речедвигательного анализатора, которое локализуется преимущественно в задней трети нижней лобной извилины и передних отделах нижнетеменной области. При мото р ной афазии человек, как правило, понимает речь окружающих, но не в с о стоянии выразить свои мысли, связно отвечать на вопросы, читать, писать. В ответ на вопрос он чаще всего кивает головой и жестом показывает, что ничего сказать не может, или, произнося отдельные слова, затрудняется пр а вильно назвать предметы, действия. Нарушается динамика речевого акта: с о храняется повторение и называние, но появляются аграмматизм (нарушение согласования слов в предложении) либо расстройства артикуляции. Больной пытается повторить или произнести звук, но при этом либо производит ха о тические движения губами и языком, либо заменяет одни звуки другими. Большой вклад в развитие афазиологии в несли такие ис следователи, как А. Р. Лу рия , Э.С. Бэйн , В.М. Коган, М.К. Бурлакова , Л.С. Цветкова, Т.Г. Визель , В. М. Шкловский и др. Для наилучшего восстановления нарушенных речевых функций нео б ходима специальная речевая терапия. Эффективность восстановительного обучения речи при афазии прямо зависит от того, как рано оно было начато. Основная трудность первого периода заключается в том, что больные , пер е несшие инсульт обычно только выходят из состояния оглушения и контакт с ними затруднен. Кроме того, форма и глубина речевого расстройства не вс е гда сразу бывают ясными, что ограничивает на первых порах испол ьзование приемов обучения речи. Между тем своевременная помощь является важной для речевого прогноза больного. На данном этапе возможно проведение р а боты по восстановлению орального праксиса . Овладение оральным праксисом составляет весьма важную подготов и тельную фазу речевого развития. От качества и объема оральных навыков во многом зависит усвоение нормативного звукопроизношения. В связи с эти актуальной является проблема восстановления орального праксиса у пацие н тов с моторными формами афазии. Цель исследования – разработать педагогическую технологию во с становления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии. Объект исследования – ор альный праксис . Предмет исследования – педагогическая технология форм ирования орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии. Гипотеза исследования : если на начальном этапе восстановления речи использовать такие технологии как стимуляция рефлекторных движений оральных органов, перевод реальных действий на уровень осмысления, отр а ботка оральных поз и движений во время еды, регулярное выполнение отр а батываемых действий орального праксиса , то восстановлени е орального праксиса у пациентов с мотор ными формами афазии будет эффективным. Задачи исследования : Изучить литературу по проблеме исследования . Рассмотреть становление праксиса в онтогенезе в норме. Дать псих олого -пед агогическую характеристику испытуемы х( больных с мотор ными формами афазии) Изучи ть состояние орального праксиса у пациентов с моторными фо р мами афазии. Разработать средства и содержание коррекционного воздействия. Методы исследования : теоретический анализ литературы, анализ д о кументации, диагностические пробы, статистические методы. Методики исследования: Наблюдение за поведением больных; Анализ документации (медицинских карт); Методики исследования орального праксиса по А.Р. Лурия ( об ъ ем и качеств о движения губ , щек, языка ,ф ормы , связанные с пр о изнесением звуков речи). Теоретико – методологическая база исследования основана на пол о жениях логопедии и психологии о языке как о важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский , А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия ), научно-теоретических нейрофизиологических и нейропсихологических положениях, содержащихся в фундаментальных исследованиях А.Р. Лурия , Л.С. Цветк о вой, Э.С. Бейн , Е.Н. Винарской , М.К. Бурлаковой и других исследователей, на исследованиях в областикоррекционно-восстановительного обучения больных с афазией (Л.О. Бадалян , М.К. Бурлакова , Т.Г. Визель , В.В. Оппель , Е.А.Фёдорова, В.М. Шкловский, и др.). Практическая значимость исследования заключается в разработке, описании и реализации содержания педагогической технологии восстановл е ния орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии. Резул ь таты исследования могут быть применены в преподавательской практике в рамках Вуза в лекционных и других видах занятий со студентами. Эмпирическая база исследования – областная клиническая больница №2 . В исследовании приняли участие 15 испытуемых (из них 8 женщин и 7 мужчин), перенесших инсульт и имеющих моторные формы афазии. Возраст испытуемых 49 – 69 лет. Структура работы . Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Введение
Глава I. Теоретические аспекты восстановления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии
1.1. Характеристика афазии: понятие, причины, патогенез, виды, клиническая картина
1.2. Нарушения орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии
1.3. Возможности восстановления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии
Выводы по главе 1
Глава II. Эмпирическое исследование восстановления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования
Выводы по главе 2
Глава III. Технология восстановления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии
3.1. Формирующий этап исследования
3.2. Результаты контрольного этапа исследования и их анализ
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Приложения


Цель ю настоящего исследования являлась разработка технологии во с становления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. При анализе научной литературы выяснилось, что афазия – это систе м ное нарушение сформировавшейся речи, возникающее при органических п о ражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Существует много видов афазий. Общепринятой является классификация А.Р. Лурия . Все формы афазии существенно отл и чаются друг от друга по основному механизму, по клинической картине, по психологической структуре нарушения речи. Общим для всех форм афазии является системное нарушение речи, а не изолированное выпадение какой-либо ее стороны. Центральным дефектом при всех формах афазии является нарушение ее коммуникативной функции. Моторная афазия – это неврологическое заболевание, которое развив а ется при затрагивании патологическим процессом лобной доли в левой ст о роне. При моторной афазии речь плохо артикулируема, и пациент должен напрягаться, чтобы его можно было понять. В отдельных тяжелых случаях больному трудно произносить не только слова, но и звуки, и их сочетание. Для моторных видов афазий характерны нарушения орального пракс и са . Учение о праксисе и его нарушениях — апраксии — было создано н еме ц ким неврологом К. Липманном . А.Р. Лурия , основываясь на учении К. Липманна о праксисе и апрак сии разделил все праксические действия на кин е стетические (чувствительные ) и кинетические (двигательные) . Оральный праксис формируется на основе менее предметных, а следовательно, более абстрактных действий. К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть, поцокать , пощелкать языком, надуть щеки и пр о чее .Н епроизвольность праксических действий обеспечивается высокой ст е пенью их упроченности (автоматизации). Овладение оральным праксисом составляет весьма важную подготовительную фазу речевого развития. От к а чества и объема оральных навыков во многом зависит усвоение нормативн о го звукопроизношения . Б ольные иногда справляются лишь с имитацией пр о стых оральных поз, а выполнение их по устной инструкции в большинстве случаев им недоступно. Степень выраженности нарушений орального пра к сиса зависит от тяжести поражения мозговых структур. Несмотря на фундаментальную методологическую основу афазиол о гии , а также значительный арсенал восстановительных методик, некоторые ее аспекты остаются изученными недостаточно. К ним относится, в частн о сти, проблема состояния орального праксиса при моторных формах афазии. Изучение системы произвольных действий человека, его способности в ы полнять по заданию абстрактные действия: подуть, поцокать , пощелкать языком и т.д. позволяет выявить определенные закономерности развития м о торных афазий, клинические и восстановительные аспекты заболевания. О сновной задачей речевой реабилитации пациентов с афазией является восстановление речи и социальная реадаптация . Для восстановления речи на начальных этапах важным является восстановление орального праксиса . Используется система упражнений для развития кинестетического и кинетич е ского орального праксиса . В ходе эмпирического исследования выяснилось, что у больных с моторными формами афазии затруднены движения языка и губ, у многих пац и ентов наблюдаются затруднения с вытягивание м губ , оскаливание м зубов , высовывание м языка «лопаткой» или «трубочкой» , с надувание м, с поме щ е нием языка между зубами и нижней (или верхней) гу бой. У большинства и с пытуемых наблюдаются нарушения динамическ ой организаци и оральных движений. Как по образцу, так и по инструкции, у больных затруднены дв и жения же вания , пле в к а , свист а , цокань я, поцелуя . При этом выполнение движений по образцу для больных с моторной афазией дается легче, чем по инструкции, нарушены выполнения действий в реальном и условном плане. На основе обследования больных моторной афазией были определены следующие технологии восстановления орального праксиса : стимуляция рефлекторных движений оральных органов; перевод реальных действий на уровень осмысления; отработка оральных поз и движений во время еды; р е гулярное выполнение отрабатываемых действий орального праксиса . По результатам повторной диагностики выяснилось, что у больных значительно снизились проявления нарушений орального праксиса . Все ра з личия статистически значимы . П о прежнему без изменений затруднительным движением для больных является в ысовывание языка «лопаткой» или «тр у бочкой» . Таким образом, г ипотеза исследования подтвердилась. Действител ь но ,е сли на начальном этапе восстановления речи использовать такие техн о логии как стимуляция рефлекторных движений оральных органов, перевод реальных действий на уровень осмысления, отработка оральных поз и дв и жений во время еды, регулярное выполнение отрабатываемых действий орального праксиса , то восстановлени е орального праксиса у пациентов с мотор ными формами афазии будет эффективным. Мы также заключаем, что цель нашего исследования достигнута. Нам удалось разработать технологию восстановления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии с учетом индивидуальных особенн о стей, а также глубины и структуры дефекта. На основе данной технологии можно построить комплексные программы по восстановлению орального праксиса , а в дальнейшем речи, стабилизации эмоционального состояния больных с моторными формами афазии, в соответствии с глубиной и стру к турой дефекта .

1.Александер, Ф. Психосоматическая медицина [Текст] / Ф. Александер. – М.: Геррус, 2000. – 187с.
2.Амосова, Н.Н. Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний головного мозга [Текст] / Н.Н. Амосова, Н.И. Каплина. – М.: Издательство: Астрель, 2007. – 144с.
3.Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. — СПб, 1998. – 148с.
4.Аносов, Н.Н. Инфаркт мозга [Текст] / Н.Н. Аносов, Б.С. Виленский. – Л.: «Феникс», 1978. – 256с.
5.Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. – М., 1980.– 139с.
6.Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
7.Афазия и восстановительное обучение: тексты [Текст] / под ред. Л.С. Цветковой, Ж.М. Глозман. – М., 1983. – 217с.
8.Ахутина, Т.В. Нейролингвистический анализ афазии. О локализации построения высказывания [Текст] / Т.В. Ахутина. – М.: Теревинф, 2002. – 102 с.
9.Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст] / Л.О. Бадалдян. – М., 2007. – 317с.
10.Бейн, Э. С. Афазия и пути ее преодоления[Текст] / Э.С. Бейн. – СПб., 2004. –278с.
11.Бейн, Э.С. Восстановление речи у больных с афазией[Текст] / Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель. – М., 1981. – 280с.
12.Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии. [Текст] / А.П. Бизюк. – СПб., 2001. – 293с.
13.Блейхер, В.М. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов[Текст] / В.М. Блейхер,И.В. Крук, С.Н. Боков. — Ростов-на-Дону, 1996. – 445с.
14.Бурлакова, М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афа-зии[Текст] / М.К. Бурлакова. – М., 1992. – 352с.
15.Бурлакова, М.К. Речь и афазия[Текст] / М.К. Бурлакова. – М., 1997. – 280с.
16.Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагности-ке[Текст] /Л. Ф.Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб., 1999. –420с.
17.Вассерман, Л.И. Методы нейропсихологической диагностики[Текст] /Л.И.Вассерман, С.А.Дорофеева, Я.А.Меерсон. – СПб., 1997. – 304с.
18.Введение в физиологию сенсорных систем[Текст] /Под ред. А.С. Батуев, Г.А. Куликов. – М.,1984. – 280с.
19.Визель, Т.Г. Как вернуть речь[Текст] / Т.Г.Визель. – М., 1998. – 240с.
20.Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384с.
21.Винарская, Е.Н. Клинические проблемы афазии[Текст] /Е.Н.Винарская. – М., 1971. – 216с.
22.Винарская, Е.Н. Дизартрия[Текст] / Е.Н. Винарская. – М., 2005. – 141с.
23.Волковская, Т. Н. Актуальные вопросы теории логопсихологии [Текст]/ Т. Н. Волковская // Известия Южного федерального университета. — 2010. — № 1. –– С. 150–159.
24.Волковская, Т.Н. К вопросу о концептуальных основах логопсихологии [Текст]/ Т. Н. Волковская // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 3. –– С. 3–10.
25.Восстановительное обучение при разных формах афазии[Текст] –Армавирская Государственная Педагогическая Академия, 2011. –78с.
26.Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии: метод, рек. [Текст]. – М., 1985. – 96с.
27.Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций[Текст] / Л.С. Выготский. — М., 1960. – С. 235 – 263.
28.Гусев, Е.И. Неврология и нейрохирургия[Текст] / Е.И.Гусев, А.Н.Коновалов, Г.С.Бурд. – М., 2000. – С. 112 – 138.
29.Евзельман, М.А. Нарушение речи у больных с мозговым инсультом и ее коррекция[Текст] / М.А. Евзельман. – Орел, 2005. – 112с.
30.Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога[Текст]/ Под ред. Т.О. Епифанцева, 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.
31.Зайцев, И.С. Афазия. Учебно-методическое пособие[Текст] / И.С. Зайцев. – Минск БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 36с.
32.Кабанов, М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия[Текст] / М.М. Кабанов. — СПб, 1998. – 252с.
33.Карвасарский, Б.Д. Медицинская психология[Текст] / Д.Б. Карвасар-ский. – Л., 1982. – 272с.
34.Корсакова, Н.К. Клиническая нейропсихология[Текст] / Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте. – М., 2006. – 460 с.
35.Корсакова, Н.К. Подкорковые структуры мозга и психические процессы[Текст] / Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте. – М., 2005. – 436 с.
36.Критчли, М. Афазиология[Текст] / М. Критчли. – М.: Медицина, 1974. – 230с.
37.Ласков, В.Б. Основы невропатологии[Текст] /В.Б.Ласков,В.А. Иванов. – Курск, КГПУ, 2002. – С. 260 – 290.
38.Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность[Текст] / А.Н. Леонтьев. — М., 1977. – 304с.
39.Логопедия[Текст] / под ред. Л.С. Волковой. – М.: «Владос», 2006. – 703с.
40.Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека[Текст] / А.Р. Лурия. – М., 2006. – 136 с.
41.Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии[Текст] / А.Р. Лурия. – М., 2007. – 528 с.
42.Лурия, А.Р. Нейропсихологический анализ решения задач[Текст] / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. – М., 1966. – 291с.
43.Майерс, Д. Социальная психология[Текст] / Д. Майерс. — СПб, 1997. – С. 220 – 250.
44.Морозов, Г.В. Нервные и психические болезни[Текст] /Г.В. Морозов, В.А. Ромасенко. — М.: Медицина, 1987. — 336 с.
45.Нейропсихологическая диагностика [Текст] / под ред. Е.Д. Хомской. – М., 2004. – С. 116 – 140.
46.Общая психология. Словарь[Текст] / под ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 176с.
47.Оппель, В.В. Восстановление речи после инсульта[Текст] / В.В. Оп-пель. – Л., 1972. – 154с.
48.Практикум по патопсихологии [Текст] / под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. – М., 1987. – С. 58 – 102.
49.Практикум по социальной психологии [Текст] / под ред. Э. Пайнс и др. — СПб, 2000. – С. 168 – 191.
50.Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 672с.
51.Рябова, Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиоло-гии[Текст] / Т.В. Рябова. – М., 1999. – 133с.
52.Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе[Текст] / Э.Г. Симерницкая. — М., 1985. – 188с.
53.Синдромы нарушений высших психических функций в неврологиче-ской практике[Текст] / под ред. А.В. Густова, Т.В. Мельниковой, Е.В. Гузановой. – Нижний Новгород: издательство «НГМА», 2005. – 154с.
54.Столярова, Л.Г. Афазия при мозговом инсульте [Текст] / Л.Г. Столярова. – М.: Медицина, 1973. – 215 с.
55.Ткачев, Р.А. Вопросы клиники и патофизиологии афазии[Текст] / Р.А. Ткачев. – М., 1961. – 160с.
56.Тонконогий, И.М. Инсульт и Афазия[Текст] / И.М. Тонконогий. – Л.: Изд-во «Медицина», 1968. – 120с.
57.Фёдорова, Е.А. Афазия — не приговор[Текст] / Е.А. Федорова. – Нижний Новгород: Дрофа, 2005. — 128 с.
58.Функции лобных долей мозга [Текст]/ под ред. Е.Д. Хомской, А.Р. Лурия. – М., 1982. – 284с.
59.Хомская, Е.Д. Нейропсихология[Текст] / Е.Д. Хомская, 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 496с.
60.Хрестоматия по логопедии [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Се-ливерстова. – М., 1997. Т.2. – С.70 – 130.
61.Хрестоматия по нейропсихологии[Текст] / под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МПСИ, 2004. – С. 672 – 968.
62.Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение[Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: МПСИ, 2001. — 256 с.
63.Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение[Текст] / Л.С. Цветкова. — М., 2000. – 148 с.
64.Цветкова, Л.С. Афазиология - современные проблемы и пути их решения[Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2002. – 144с.
65.Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности[Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Просвещение - АО «Учеб. лит.», 1995. – 304с.
66.Цветкова, Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход[Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 640с.
67.Цветкова, Л.С. Афазия и восприятие[Текст] / Л.С. Цветкова, Н.Г. Торчуа. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 230с.
68.Шкловский, В.М. Нейропоихологическая диагностика[Текст] / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, Г.М. Насоновская. – М., 1992. – 108с.
69.Шкловский, В.М. Восстановление речевой функции у больных с раз-ными формами афазии[Текст]: методическое пособие / В.М. Шклов-ский, Т.Г. Визель. – М., 2008. – 96с.
70.Шохор – Троцкая, М.К. Коррекционно – педагогическая работа при афазии (методические рекомендации)[Текст] / М.К. Шохор – Троцкая. – М, 2002. – 70с.
71.Шохор-Троцкая, М.К. Коррекция сложных речевых расстройств[Текст] / М.К. Шохор – Троцкая. — М., 2000. –280с.
72.Шохор-Троцкая, М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления[Текст] / М.К. Шохор – Троцкая. — М., 2002. – 210с.
73.Афазия [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://aphaziya.narod.ru/
74.Восстановление речи после инсульта [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://insult.aterix.ru/vosstanovlenie_rechi_posle_insulta
75.Восстановление речи после инсульта. Упражнения при инсульте [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.insylt.net/?p=846
76.Словарь медицинских терминов [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.medicinform.net/slovar/

Купить эту работу

Технология восстановления орального праксиса у пациентов с моторными формами афазии

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽