Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование представлений умственно-отсталых дошкольников в сюжетно-ролевой игре

  • 88 страниц
  • 2013 год
  • 337 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Дошкольное детство – короткий, но важный период онтогенеза. На время дошкольного детства приходится период онтогенеза с 2 до 7 лет. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания о жизни, общении об окружающем мире, в этот период начинает фо рмироваться база навыков общения с людьми. Происходит усложнение действий, ребенок готовится к труду, у него вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируется характер.
Основной или ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – иг ра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра формирует его внимание, память, воображение, мышление речь, дисциплинированность, ловкость. Игра – это основной свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыт а.
Игра выполняет ряд функций: обучение, воспитание, научение, передача опыта и прочее. Д.Б. Эльконин, отмечает, что воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка. Во время игры важ но проводить учет его возрастных и индивидуальных особенностей, четко организовывать и проводить всевозможных игр.
Игровая деятельность, являясь базой всякой активности, влияет на формирование произвольности всех психических процессов от простейших к сложн ым мыслительным операциям. В игре развиваться сложные психические функции, в том числе произвольное поведение, внимание и память. Условия игры помогают детям нарабатывать концентрацию внимания и память, мышление, речь. Доказано что произвольные игровые дей ствия больше запоминаются ребенку, чем по прямому заданию взрослого.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою т очку зрения, строить и реализовать совместные планы, оказывает огромное влияние на развитие общения детей.
В игре закладываются основы различных видов деятельности ребенка, которые впоследствии приобретают самостоятельное значение. Так например, продуктивн ые виды деятельности рисование, конструирование, моделирование первоначально формируются на игровых навыках. Игра постепенно усложняясь преобразуется в труд. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек, чтобы делать пирожки, он превращается в повара, а убирая участок двора, становится дворником. Таким образом, через простые игровые действия закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
По мнению Л.С.Выготского, игра лежи т в основе ведущей деятельности, опираясь на зону ближайшего развития, формирует зону актуального развития, способствует формированию психологического облика умственно отсталого ребёнка.
В числе причин, нарушающих и тормозящих самостоятельное, формировани е и становление игры у умственно отсталого ребёнка, выделяется главная, недоразвитие деятельности головного мозга. Данные нарушения приводят к отставанию в различных направлениях психического развития. Нарушается процесс формирования основных форм общени я, в выполнении ориентировочной и предметной деятельности. Безусловно, отражается на становлении игры и отсутствие педагогических условий для гармоничного развития ребёнка. Недостаток чего-либо называется депривация. Депривация особенно часто возникает в с лучае, если умственно отсталый ребёнок пребывает в раннем возрасте в учреждении закрытого типа, например детский дом.
Разделу «Игра» отведено ведущее место в образовательных программах специальных коррекционных учебных заведений, для воспитания и обучения умственно отсталых детей. Данный факт подчёркивается особое значение игровой деятельности для обогащения детского развития. На основе игры разработаны методики коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка, подготовке к обуч ению в школе.
Особое значение отводится ролевым играм. Это особый, более сложный вид игры, воплощающий в себя наиболее значимые и существенные черты деятельности. Учитывая её особую значимость для детского развития, программа делает акцент на поэтапном фор мировании у отсталого ребенка сложного механизма ролевой игры. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение детей в соответствии с распределенными между ними ролями и игровыми сюжетами, таким образом, отрабатываются навыки общения в социуме.
Умственно отсталые дети, поступающие в специальные дошкольные учебные учреждения, часто, совсем не умеют играть друг с другом. Без специального обучения игра у умственно отсталых детей не может занять ведущие место, следовательно, оказать воздействие на пс ихическое развитие ребенка.
Основная задача учителя - дефектолога постепенно ввести умственно отсталых детей в мир ролевой игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств коммуникации со сверстниками.
Цель работы: выявить и изучить особенности формирования ролевой игры у детей с умственной отсталостью, разработать рекомендации по организации и руководству ролевой игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Объект исследования – ролевая игра умственно отсталых дете й дошкольного возраста.
Предметом исследования особенности игровых умений умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Задачи:
Характеристика умственно отсталых детей.
Особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей.

Изучить психолого -педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста
Составить комплекс ролевых игр, направленных на формирование игровых умений умственно отсталых детей.
Апробац ия комплекса ролевых игр, направленных на формирование игровых умений умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.
Разработать рекомендации по организации и руководству ролевой игрой умственно отсталых детей.
Методы исследования:
1. Теоретически е методы: изучение и анализ психолого-педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, психолого-педагогический эксперимент.

Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Формирование ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста..........................................................................................7
1.1 Понятие ролевой игры, ее функции и структура……..............................7
1.2 Характеристика умственно отсталых детей............................................15
1.3 Особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей........................................................................................................................25
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования ролевой игры у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста……...........36
2.1 Оценка уровня развития игровых умений у умственно
отсталых детей старшего дошкольного возраста………………..................37
2.2 Процесс применения комплекса ролевых игр, направленных
на формирование игровых умений у умственно отсталых детей
старшего дошкольного возраста…………………………………...................41
2.3 Анализ полученных результатов……………………………………........45
Заключение............................................................................................................49
Список используемой литературы....................................................................51
Приложение 1. Результаты констатирующего эксперимента ....................55
Приложение 2. Комплекс ролевых игр………………………………............58
Приложение 3. Результаты контрольного эксперимента............................75
Приложение 4. Рекомендации педагогам ДОУ по организации и руководству ролевой игрой умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………............77



Огромная роль в развитии и воспитани и ребенка с умственной отсталостью принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Трудно переоц енить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие дети, и это способствует самоутверждению каждого ребенка в коллективе.
В ролевых играх в оспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и исследования, детям охотней выполняют положительные роли.
Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга . Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами и людьми, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.
Коррекционная работа с умственно отсталыми дошкольниками и младшими школьниками направлена, на формирования положительного отношения ребенка к контактам с взрослыми и сверстниками. В основе такой работы должна быть уверенность ребенку в том, что его любят, ему рады, ему помогут, он не одинок.
Ролевая игра формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению.
Ролевая игра орие нтирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
Ролевая игра выполняет в учебном процессе ряд основных функций: мотивационн о - побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Развитие самостоятельной игровой деятельности детей с умственной отстал остью зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком.
В процессе воспитания педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и фантазии детей.
У умственно отсталых детей-дошкольников, лишенных специального ко ррекционно-направленного обучения и воспитания, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.
Дошкольный возраст — это период познания окружающей с реды, которое у умственно отсталых детей без специального коррекционного воздействия развивается медленно.
Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекцио нно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него сохранных физических возможностей.
Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающая развивающее воздействие на складывание психологичес кого облика умственно отсталого ребёнка.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Высокий результат сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста достигнут, при организации целенаправ ленной работы на формирующем этапе в экспериментальной группе, т.е. апробированию комплекса ролевых игр, в которых определились цель, задачи, методы, приемы и формы организации формирования игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного воз раста.
После проведения комплекса ролевых игр, направленных на формирование игровых умений у умственно отсталых детей дошкольного возраста, диагностирование на контрольном этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.
В контрольной группе результат уровня сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста изменился незначительно, так как целенаправленная работа с детьми в данном направлении не проводилась.
Диа гностирование на контрольном этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.
Следовательно, комплекс ролевых игр является эффективным средством формирования игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель работы выявить и изучить особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей, разработать рекомендации по организации и руководству ролевой игрой умственно отсталых детей старшего дошкольног о возраста, достигнута в полном объеме.

1.Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1967. – 430с.
2.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой- М.: Просвещение, 1987.-230с.
3.Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979. – 336 с.
4.Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Под ред. Н.П. Долгобородова.- Ленинград, 1969.- 340с.
5.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада. 2-е изд., перераб. и доп / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983.
6.Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии.-1966.-№6.- С. 35-38.
7.Геллер, Е.М. Наш друг – игра.– Минск: Народная Асвета, 1979.-180с.
8.Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников - М.: Просвещение, 1980.-360с.
9.Гаврилушкина, О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 2.-С. 67-69.
10.Годдфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т. - М., 1991. - Т.2 - с.19-23, 34-38, 43-46, 50-53, 61.
11.Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. В.В.Слободчикова.- вып.2.-Томск, 1992.
12.Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками.- М.: Институт практической психологии (Серия Библиотека школьного психолога), 1998. - 176 с.
13.Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение - М.: Педагогика, 1975.-140с.
14.Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 96с.
15.Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 — 352 с.
16.Игра дошкольника / Под редакцией С. Л. Новосёловой.- Москва: Просвещение, 1989.-82с.
17.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.
18.Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 230с.
19.Менджерицкая, Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание.- 1969.- № 3. – С.15-24.
20.Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
21.Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
22.Немов, Р.С. Психология - М.: Просвещение, 1995.- т.1.- 450с.
23.Немов, Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1995.-т.2.- 420с.
24.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М.: Педагогика, 1988.-180с.
25.Обучение детей в дошкольных учреждениях села / Под ред. А.С. Алексеевой.- М.: Просвещение, 1990.-98с.
26.Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред.учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.
27.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
28.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатком слуха и интеллекта / Н.Д. Соколова.- Москва, 1984.
29.Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 104 с.
30.Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1968. – 160 с.
31.Программа обучения глубоко умственно отсталых детей.- М.,1984.-280с.
32.Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Институт коррекционной педагогики.- М.,1984.-260с.
33.Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях. - Ленинград, 1986.-186с.
34.Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1966.-320с.
35.Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко.- СПб, 1996.
36.Руководство игр детей в дошкольном учреждении / Сост. А. С. Баразкова, Е.Н. Тверитина. - М.: Просвещение, 1986.-130с.
37.Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника.- М.,1979.-198с.
38.Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. – 2001. - №4.
39.Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. №1.
40.Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. Том 4. - М.: Просвещение, 1982.
41.Соколова, Н.Д. Особенности игровых действий // Дефектология.-1972.- №2.- С.13-16.
42.Ушинский К. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. В двух томах. - М., 1979.
43.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
44.Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с., ил.
45.Фарафонтов В.П. Воспитание стойких интересов к профессии в процессе обучения умственно отсталых школьников труду. //Дефектология. – 1998. - №4.
46.Филатов, В.М. Методическая типология ролевых игр М.:- 1988.-№2.-С.34-38.
47.Худик, В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования.- К.: Освита, 1992.-148с.
48.Хохлина Е.П. Исследование психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными возможностями//Дефектология.- 2003 - № 2.
49.Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М., 1978. – 304 с.
50.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада /Сост. З.Я.Рез и др. – М.: Просвещение, 1990.
51.Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) - М: Учпедгиз, 1960.-540с.
52.Эльконин, Д.Б. Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание.- 1966.- №3.-28-32.



Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Дошкольное детство – короткий, но важный период онтогенеза. На время дошкольного детства приходится период онтогенеза с 2 до 7 лет. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания о жизни, общении об окружающем мире, в этот период начинает фо рмироваться база навыков общения с людьми. Происходит усложнение действий, ребенок готовится к труду, у него вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируется характер.
Основной или ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – иг ра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра формирует его внимание, память, воображение, мышление речь, дисциплинированность, ловкость. Игра – это основной свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыт а.
Игра выполняет ряд функций: обучение, воспитание, научение, передача опыта и прочее. Д.Б. Эльконин, отмечает, что воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка. Во время игры важ но проводить учет его возрастных и индивидуальных особенностей, четко организовывать и проводить всевозможных игр.
Игровая деятельность, являясь базой всякой активности, влияет на формирование произвольности всех психических процессов от простейших к сложн ым мыслительным операциям. В игре развиваться сложные психические функции, в том числе произвольное поведение, внимание и память. Условия игры помогают детям нарабатывать концентрацию внимания и память, мышление, речь. Доказано что произвольные игровые дей ствия больше запоминаются ребенку, чем по прямому заданию взрослого.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою т очку зрения, строить и реализовать совместные планы, оказывает огромное влияние на развитие общения детей.
В игре закладываются основы различных видов деятельности ребенка, которые впоследствии приобретают самостоятельное значение. Так например, продуктивн ые виды деятельности рисование, конструирование, моделирование первоначально формируются на игровых навыках. Игра постепенно усложняясь преобразуется в труд. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек, чтобы делать пирожки, он превращается в повара, а убирая участок двора, становится дворником. Таким образом, через простые игровые действия закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
По мнению Л.С.Выготского, игра лежи т в основе ведущей деятельности, опираясь на зону ближайшего развития, формирует зону актуального развития, способствует формированию психологического облика умственно отсталого ребёнка.
В числе причин, нарушающих и тормозящих самостоятельное, формировани е и становление игры у умственно отсталого ребёнка, выделяется главная, недоразвитие деятельности головного мозга. Данные нарушения приводят к отставанию в различных направлениях психического развития. Нарушается процесс формирования основных форм общени я, в выполнении ориентировочной и предметной деятельности. Безусловно, отражается на становлении игры и отсутствие педагогических условий для гармоничного развития ребёнка. Недостаток чего-либо называется депривация. Депривация особенно часто возникает в с лучае, если умственно отсталый ребёнок пребывает в раннем возрасте в учреждении закрытого типа, например детский дом.
Разделу «Игра» отведено ведущее место в образовательных программах специальных коррекционных учебных заведений, для воспитания и обучения умственно отсталых детей. Данный факт подчёркивается особое значение игровой деятельности для обогащения детского развития. На основе игры разработаны методики коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка, подготовке к обуч ению в школе.
Особое значение отводится ролевым играм. Это особый, более сложный вид игры, воплощающий в себя наиболее значимые и существенные черты деятельности. Учитывая её особую значимость для детского развития, программа делает акцент на поэтапном фор мировании у отсталого ребенка сложного механизма ролевой игры. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение детей в соответствии с распределенными между ними ролями и игровыми сюжетами, таким образом, отрабатываются навыки общения в социуме.
Умственно отсталые дети, поступающие в специальные дошкольные учебные учреждения, часто, совсем не умеют играть друг с другом. Без специального обучения игра у умственно отсталых детей не может занять ведущие место, следовательно, оказать воздействие на пс ихическое развитие ребенка.
Основная задача учителя - дефектолога постепенно ввести умственно отсталых детей в мир ролевой игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств коммуникации со сверстниками.
Цель работы: выявить и изучить особенности формирования ролевой игры у детей с умственной отсталостью, разработать рекомендации по организации и руководству ролевой игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Объект исследования – ролевая игра умственно отсталых дете й дошкольного возраста.
Предметом исследования особенности игровых умений умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Задачи:
Характеристика умственно отсталых детей.
Особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей.

Изучить психолого -педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста
Составить комплекс ролевых игр, направленных на формирование игровых умений умственно отсталых детей.
Апробац ия комплекса ролевых игр, направленных на формирование игровых умений умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.
Разработать рекомендации по организации и руководству ролевой игрой умственно отсталых детей.
Методы исследования:
1. Теоретически е методы: изучение и анализ психолого-педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, психолого-педагогический эксперимент.

Введение………………………………………………………………………......3
Глава I. Формирование ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста..........................................................................................7
1.1 Понятие ролевой игры, ее функции и структура……..............................7
1.2 Характеристика умственно отсталых детей............................................15
1.3 Особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей........................................................................................................................25
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования ролевой игры у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста……...........36
2.1 Оценка уровня развития игровых умений у умственно
отсталых детей старшего дошкольного возраста………………..................37
2.2 Процесс применения комплекса ролевых игр, направленных
на формирование игровых умений у умственно отсталых детей
старшего дошкольного возраста…………………………………...................41
2.3 Анализ полученных результатов……………………………………........45
Заключение............................................................................................................49
Список используемой литературы....................................................................51
Приложение 1. Результаты констатирующего эксперимента ....................55
Приложение 2. Комплекс ролевых игр………………………………............58
Приложение 3. Результаты контрольного эксперимента............................75
Приложение 4. Рекомендации педагогам ДОУ по организации и руководству ролевой игрой умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………............77



Огромная роль в развитии и воспитани и ребенка с умственной отсталостью принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Трудно переоц енить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие дети, и это способствует самоутверждению каждого ребенка в коллективе.
В ролевых играх в оспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и исследования, детям охотней выполняют положительные роли.
Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга . Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами и людьми, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.
Коррекционная работа с умственно отсталыми дошкольниками и младшими школьниками направлена, на формирования положительного отношения ребенка к контактам с взрослыми и сверстниками. В основе такой работы должна быть уверенность ребенку в том, что его любят, ему рады, ему помогут, он не одинок.
Ролевая игра формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению.
Ролевая игра орие нтирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
Ролевая игра выполняет в учебном процессе ряд основных функций: мотивационн о - побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Развитие самостоятельной игровой деятельности детей с умственной отстал остью зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком.
В процессе воспитания педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и фантазии детей.
У умственно отсталых детей-дошкольников, лишенных специального ко ррекционно-направленного обучения и воспитания, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.
Дошкольный возраст — это период познания окружающей с реды, которое у умственно отсталых детей без специального коррекционного воздействия развивается медленно.
Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекцио нно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него сохранных физических возможностей.
Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающая развивающее воздействие на складывание психологичес кого облика умственно отсталого ребёнка.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Высокий результат сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста достигнут, при организации целенаправ ленной работы на формирующем этапе в экспериментальной группе, т.е. апробированию комплекса ролевых игр, в которых определились цель, задачи, методы, приемы и формы организации формирования игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного воз раста.
После проведения комплекса ролевых игр, направленных на формирование игровых умений у умственно отсталых детей дошкольного возраста, диагностирование на контрольном этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.
В контрольной группе результат уровня сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста изменился незначительно, так как целенаправленная работа с детьми в данном направлении не проводилась.
Диа гностирование на контрольном этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.
Следовательно, комплекс ролевых игр является эффективным средством формирования игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель работы выявить и изучить особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей, разработать рекомендации по организации и руководству ролевой игрой умственно отсталых детей старшего дошкольног о возраста, достигнута в полном объеме.

1.Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1967. – 430с.
2.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой- М.: Просвещение, 1987.-230с.
3.Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979. – 336 с.
4.Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Под ред. Н.П. Долгобородова.- Ленинград, 1969.- 340с.
5.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада. 2-е изд., перераб. и доп / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983.
6.Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии.-1966.-№6.- С. 35-38.
7.Геллер, Е.М. Наш друг – игра.– Минск: Народная Асвета, 1979.-180с.
8.Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников - М.: Просвещение, 1980.-360с.
9.Гаврилушкина, О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 2.-С. 67-69.
10.Годдфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т. - М., 1991. - Т.2 - с.19-23, 34-38, 43-46, 50-53, 61.
11.Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. В.В.Слободчикова.- вып.2.-Томск, 1992.
12.Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками.- М.: Институт практической психологии (Серия Библиотека школьного психолога), 1998. - 176 с.
13.Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение - М.: Педагогика, 1975.-140с.
14.Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1988. – 96с.
15.Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 — 352 с.
16.Игра дошкольника / Под редакцией С. Л. Новосёловой.- Москва: Просвещение, 1989.-82с.
17.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.
18.Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 230с.
19.Менджерицкая, Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание.- 1969.- № 3. – С.15-24.
20.Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
21.Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
22.Немов, Р.С. Психология - М.: Просвещение, 1995.- т.1.- 450с.
23.Немов, Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1995.-т.2.- 420с.
24.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М.: Педагогика, 1988.-180с.
25.Обучение детей в дошкольных учреждениях села / Под ред. А.С. Алексеевой.- М.: Просвещение, 1990.-98с.
26.Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред.учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.
27.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
28.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатком слуха и интеллекта / Н.Д. Соколова.- Москва, 1984.
29.Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 104 с.
30.Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1968. – 160 с.
31.Программа обучения глубоко умственно отсталых детей.- М.,1984.-280с.
32.Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Институт коррекционной педагогики.- М.,1984.-260с.
33.Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях. - Ленинград, 1986.-186с.
34.Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1966.-320с.
35.Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко.- СПб, 1996.
36.Руководство игр детей в дошкольном учреждении / Сост. А. С. Баразкова, Е.Н. Тверитина. - М.: Просвещение, 1986.-130с.
37.Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника.- М.,1979.-198с.
38.Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. – 2001. - №4.
39.Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. №1.
40.Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. Том 4. - М.: Просвещение, 1982.
41.Соколова, Н.Д. Особенности игровых действий // Дефектология.-1972.- №2.- С.13-16.
42.Ушинский К. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. В двух томах. - М., 1979.
43.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
44.Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с., ил.
45.Фарафонтов В.П. Воспитание стойких интересов к профессии в процессе обучения умственно отсталых школьников труду. //Дефектология. – 1998. - №4.
46.Филатов, В.М. Методическая типология ролевых игр М.:- 1988.-№2.-С.34-38.
47.Худик, В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования.- К.: Освита, 1992.-148с.
48.Хохлина Е.П. Исследование психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными возможностями//Дефектология.- 2003 - № 2.
49.Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М., 1978. – 304 с.
50.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада /Сост. З.Я.Рез и др. – М.: Просвещение, 1990.
51.Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) - М: Учпедгиз, 1960.-540с.
52.Эльконин, Д.Б. Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание.- 1966.- №3.-28-32.



Купить эту работу

Формирование представлений умственно-отсталых дошкольников в сюжетно-ролевой игре

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА. АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА В АКУШЕРСТВЕ. КОСТНЫЙ ТАЗ С АКУШЕРСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Индивидуализация и личностно-ориентированный подход в профессиональном развитии педагога вуза

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Разработка и оценка качества обучающих тестов по математике по требованиям ФГОС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Креативный интеллект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Конспект Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

Роль И.Г.Песталоцци в возникновении и развитии педагогики. И. Песталоцци (1746-1827), педагог. Швейцария.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

"МЫ-СОЛДАТЫ" (СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Инновационные процессы в современном профессиональном образовании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
730 ₽
Готовая работа

"в школу"(СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Контрольная работа ( Английский язык)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...........................................................................................

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

"Blended Learning " як система інноваційних принципів та методів в освіті (на прикладі викладання дисципліни "Політології")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽