Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста

  • 64 страниц
  • 2014 год
  • 592 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность темы.
Речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития детей. Овладение богатством родного языка, развитие связной речи детей, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников, составляет один из важнейших компонентов формирования личности ребенка и неразрывно связано с его нравственным, умственным и эстетическим развитием. При этом ранний возраст – это уникальный период жизни, в котором закладываются и формируются произвольное поведение, мышление, самосознание, память, сенсорные представления, речь. И то, что приобретет ребенок в данный возрастной период, как он будет применять полученные знания и умения, во многом зависит от его взрослого окружения.
Тема раннего развития детей очень актуальна, и самого серьезного отношения требует проблема развития речи. В настоящее время к началу обучения в школе ребенок не только должен уметь четко выражать свои мысли, говорить чисто, имея достаточно богатый словарный запас, но и уметь производить звуко-буквенный анализ слов, читать и писать печатными буквами. Вследствие этого, чем раньше начать с ребенком развивающие занятия, тем больших успехов можно добиться. Особенное внимание требуется детям, которые отстают в речевом развитии. Одним из существенных условий эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии речи является выявление в раннем возрасте характера нарушений и их коррекция. От времени начала коррекционных мероприятий во многом зависят возможности коррекции и развития речи и психических функций ребенка.
Вопросы развития речи дошкольников изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.М. Леушина, А.М. Бородин и др.), психологами (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.).
Такие специалисты, как Н.С. Жукова, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и другие, утверждают, что коррекционное воздействие, организованное в сензитивный период, является важнейшим фактором, обуславливающим развитие психики и речи ребенка, его социальную адаптацию. Раннее детство с точки зрения психолого-педагогического влияния представляет собой наиболее существенный этап. Все авторы утверждают, что своевременная диагностика и организация адекватной ранней коррекционной помощи позволит не только развить речь, но и предупредить вторичные нарушения у детей группы риска.
По мнению ряда авторов (Н.В. Серебрякова, Н.Ю. Борякова и др.) коррекционное воздействие, которое проводится в первые три года жизни ребенка, то есть в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, оказывается наиболее результативным.
В настоящее время в России развитие ранней логопедической помощи является одним из приоритетных направлений. В нашей стране существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Н.Н.Печора, Е.А. Стребелева и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Теоретической базой для этих разработок являются основополагающие работы Л.С. Выготского. Однако использование этих программ ограничено отсутствием целостной государственной системы ранней диагностики, выявления, учета, и комплексной ранней помощи детям с нарушениями речевого развития.
Скрининговые обследования в настоящее время стремительно набирают популярность, так как с их помощью можно выявить в большой выборке детей группы риска, в то же время в современной логопедии проблема ранней диагностики и коррекции развития детей с нарушениями речи представлена недостаточно.
Таким образом, скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста и определение основных направлений и содержания логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста является актуальной проблемой.
Объект исследования: речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста.
Цель работы: скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста и определение основных направлений и содержания логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста позволит выявить детей группы риска и определить направления и содержание дифференцированной логопедической работы по развитию речи детей данной категории.
В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проблему речевого развития детей в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
2. Охарактеризовать речевое развитие ребенка раннего возраста.
3. Проанализировать особенности организации и основные методы скринингового исследования речевого развития детей раннего возраста.
4. Провести скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста и выявить детей группы риска.
5. Определить основные направления и содержание логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста.
5. Предложить методические рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста в процессе логопедической работы
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературных источников по теме исследования);
- эмпирические (диагностические методы, сбор и анализ анамнестических данных);
- методы количественного анализа результатов экспериментального исследования;
- интерпретационные методы (качественный анализ и интерпретация результатов исследования).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования обобщают данные литературных источников по проблеме скринингового исследования речевого развития детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате проведенного скринингового исследования речевого развития детей раннего возраста выявлены дети группы риска. Предложенные направления и содержание логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста, а также методические рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста в процессе логопедической работы, могут быть использованы в практике работы логопедов.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СКРИНИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема речевого развития детей в исследованиях отечественных и зарубежных ученых 7
1.2. Характеристика речевого развития детей раннего возраста 13
1.3. Особенности организации и основные методы скринингового исследования речевого развития детей раннего возраста 18
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Цель, задачи и организация скринингового экспериментального исследования 27
2.2. Методика экспериментального исследования 29
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования 36
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 42
3.1. Основные направления и содержание логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста 42
3.2. Методические рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста в процессе логопедической работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65

В связи с тем, что развитие речи непосредственно взаимосвязано со становлением психики, интеллекта, сенсорных функций и моторики, выявление проблем речевого развития детей раннего возраста приобретает особое значение. Выявлению детей группы риска для проведения с ними своевременной коррекционной работы способствует скрининговое исследование речевого развития.
Проведенное скрининговое исследование выявило индивидуальные проблемы речевого развития. Выявлено, что только 20% обследованных детей могут быть отнесены к высокому уровню речевого развития, 43,3% обследованных детей раннего возраста имеют низкий уровень речевого развития, а один ребенок - очень низкий уровень. Подтверждена гипотеза исследования: скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста позволит выявить детей группы риска и определить направления и содержание дифференцированной логопедической работы по развитию речи детей данной категории.
В данном исследовании выделены следующие этапы логопедической работы по речевому развитию: подготовительный этап и этап развития речевого общения. Данные этапы имеют различия в содержании и методах логопедической работы, а также в формах организации детей. Так, содержанием логопедической работы на подготовительном этапе является развитие артикуляционной моторики, зрительного и слухового восприятия, формирование речевого дыхания; на этапе развития речевого общения — стимуляция развития активной речи. По мере появления активной речи у детей необходимо развивать самостоятельность в пользовании словом, желание употреблять его в коммуникативных целях.
Для каждого этапа логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста подобраны упражнения и игры-занятия, соответствующие выделенным этапам речевого развития.
Предложены методические рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста в процессе логопедической работы, которая, которая требует определенной системы и особых методов работы логопеда. Задачи логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста определяются, прежде всего, возрастными, речевыми и индивидуально-личностными особенностями детей. При этом логопедическая работа базируется на ряде принципов, среди которых приоритетными являются: индивидуализация; разносторонность; комплексность; систематичность воздействия.
Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному. Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем (тактильные, зрительные, слуховые, кинестетические анализаторы), что способствует развитию речи. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на стимуляцию усвоения слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.
Подводя итоги, отметим, что решены все поставленные исследовательские задачи и достигнута цель исследования. Предложенные направления и содержание логопедической работы, направленной на речевое развитие детей раннего возраста, а также разработанные методические рекомендации могут быть использованы в практике работы логопедов.

1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики / Л.И. Аксенова // Дефектология. - 2002. - №3. - С. 9 - 20.
2. Аксенова Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет / Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев и др. // Дефектология. - 2002. - №5. - С.З - 27.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-синтез. 2002. – 236 с.
4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. -222 с.
5. Балабанова В.М. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.М. Балабанова, Л.В. Лопатина и др.. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.
6. Белогай К.Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами / К.Н. Белогай, Н.А. Сонина // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. – М.: Психологический институт РАО, 2008. – С. 28–32.
7. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии ) / В.И. Бельтюков. - – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
8. Богомазов Г.М. Возрастная фонетика: учеб.пособие для студентов/ Г.М. Богомазов, Е.Н. Винарская. – М.: Астрель, 2005.. – 208 с.
9. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. - М.: Издательство: АСТ, Астрель, 2008. - 222 с.
10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития эмоциональных предпосылок освоения языка: Кн. для логопеда / Е.Н. Винарская. - М.: Правда, 1987. - 159 с.
11. Воейкова М. Д. Усвоение семантики глагольного вида: Материалы межвузовской конференции «Проблемы детской речи» / М. Д. Воейкова. – М., 1996. - С.68 - 70.
12. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
14. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка/ А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 60 с.
15. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 470 с.
16. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности/ В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. – М.: АСТ, 2007. – 224 с.
17. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
18. Державин Н.С. Изучение звукового развития ребёнка русской речи/ Н.С. Державин.// «Академику Н.Ф.Марру».- М., 1935. - С. 75-112.
19. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 1997. - 136 с.
20. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: Каро, 2005. – 64 с.
21. Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - СПб.: Каро 2000. - 331 с.
22. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников/ Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
23. Жукова О. С. Малыш учится говорить / О. С. Жукова, В. П. Балобанова. – СПб.: Изд-во «Нева», 2005. – 116 с.
24. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет / Л.М. Козырева. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 124с.
25. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И. Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 176 с.
26. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики/ А.А. Леонтьев. – Изд. 3-е. – М.: Смысл, 2003. - 287 с.
27. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская. - М.: МТУ, 1997. – 152 с.
28. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие/ Г.М. Лямина. - М. : Айрис, 2006. - 96 с.
29. Медицинская энциклопедия [электронный ресурс] // http://www.medical-enc.ru.
30. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования/ Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. – 496 с.
31. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1-3 года): методическое пособие/ Л.Н. Павлова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 166 с.
32. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. -Спб. 2008. – 431с.
33. Рубинштейн С.Л. Избранные произведения в 2-х томах, Т.1./ С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2000.
34. Рыбников Н.А. Язык ребёнка/ Н.А. Рыбников. - М., Госиздат, 1926.
35. Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Н.В. Серебрякова. – СПб.: КАРО, 2008. – 112 с.
36. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения / И.А.Смирнова. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 50 с.
37. Соломаха Л.С. Речевая карта обследования детей раннего и младшего возраста (от 2 до 4 лет) / Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова. –2005 // Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста : методическое пособие / ред. Н.В. Серебрякова. – СПб: Каро, 2005. – С. 27-33.
38. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): учеб. пособие/ Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1967. – 216 с.
39. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду/ О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 192 с.
40. Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова // Дефектология. – 2004. - №5. С. 7-14.
41. Филипович И.В. Тактики стимуляции и развития речи детей раннего возраста / И.В. Филипович // «Логопед». - 2004. - № 5. - С.38 - 42.
42. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: РИЦ «Альфа», 2001.-205 с.
43. Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: ACT, 2002.-266 с.
44. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи / М.Е. Хватцев. – СПб.: КАРО, 2004. – 272 с.
45. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие/ С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
46. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
47. Чиркина Г. К. проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей / Г.К. Чиркина // Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии: сб. науч. ст. – М., 2003. – С. 185-188.
48. Эльконин Д.Б. Психология развития/ Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2008 . – 144 с.
49. Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин, Л.Е. Жукова // Сенсорное восприятие дошкольников / Под ред. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 1963. - С. 213 – 226.
50. Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх / Е.А. Янушко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 22–28.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность темы.
Речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития детей. Овладение богатством родного языка, развитие связной речи детей, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников, составляет один из важнейших компонентов формирования личности ребенка и неразрывно связано с его нравственным, умственным и эстетическим развитием. При этом ранний возраст – это уникальный период жизни, в котором закладываются и формируются произвольное поведение, мышление, самосознание, память, сенсорные представления, речь. И то, что приобретет ребенок в данный возрастной период, как он будет применять полученные знания и умения, во многом зависит от его взрослого окружения.
Тема раннего развития детей очень актуальна, и самого серьезного отношения требует проблема развития речи. В настоящее время к началу обучения в школе ребенок не только должен уметь четко выражать свои мысли, говорить чисто, имея достаточно богатый словарный запас, но и уметь производить звуко-буквенный анализ слов, читать и писать печатными буквами. Вследствие этого, чем раньше начать с ребенком развивающие занятия, тем больших успехов можно добиться. Особенное внимание требуется детям, которые отстают в речевом развитии. Одним из существенных условий эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии речи является выявление в раннем возрасте характера нарушений и их коррекция. От времени начала коррекционных мероприятий во многом зависят возможности коррекции и развития речи и психических функций ребенка.
Вопросы развития речи дошкольников изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.М. Леушина, А.М. Бородин и др.), психологами (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.).
Такие специалисты, как Н.С. Жукова, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и другие, утверждают, что коррекционное воздействие, организованное в сензитивный период, является важнейшим фактором, обуславливающим развитие психики и речи ребенка, его социальную адаптацию. Раннее детство с точки зрения психолого-педагогического влияния представляет собой наиболее существенный этап. Все авторы утверждают, что своевременная диагностика и организация адекватной ранней коррекционной помощи позволит не только развить речь, но и предупредить вторичные нарушения у детей группы риска.
По мнению ряда авторов (Н.В. Серебрякова, Н.Ю. Борякова и др.) коррекционное воздействие, которое проводится в первые три года жизни ребенка, то есть в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, оказывается наиболее результативным.
В настоящее время в России развитие ранней логопедической помощи является одним из приоритетных направлений. В нашей стране существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Н.Н.Печора, Е.А. Стребелева и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Теоретической базой для этих разработок являются основополагающие работы Л.С. Выготского. Однако использование этих программ ограничено отсутствием целостной государственной системы ранней диагностики, выявления, учета, и комплексной ранней помощи детям с нарушениями речевого развития.
Скрининговые обследования в настоящее время стремительно набирают популярность, так как с их помощью можно выявить в большой выборке детей группы риска, в то же время в современной логопедии проблема ранней диагностики и коррекции развития детей с нарушениями речи представлена недостаточно.
Таким образом, скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста и определение основных направлений и содержания логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста является актуальной проблемой.
Объект исследования: речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста.
Цель работы: скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста и определение основных направлений и содержания логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста позволит выявить детей группы риска и определить направления и содержание дифференцированной логопедической работы по развитию речи детей данной категории.
В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проблему речевого развития детей в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
2. Охарактеризовать речевое развитие ребенка раннего возраста.
3. Проанализировать особенности организации и основные методы скринингового исследования речевого развития детей раннего возраста.
4. Провести скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста и выявить детей группы риска.
5. Определить основные направления и содержание логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста.
5. Предложить методические рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста в процессе логопедической работы
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературных источников по теме исследования);
- эмпирические (диагностические методы, сбор и анализ анамнестических данных);
- методы количественного анализа результатов экспериментального исследования;
- интерпретационные методы (качественный анализ и интерпретация результатов исследования).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования обобщают данные литературных источников по проблеме скринингового исследования речевого развития детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате проведенного скринингового исследования речевого развития детей раннего возраста выявлены дети группы риска. Предложенные направления и содержание логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста, а также методические рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста в процессе логопедической работы, могут быть использованы в практике работы логопедов.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СКРИНИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема речевого развития детей в исследованиях отечественных и зарубежных ученых 7
1.2. Характеристика речевого развития детей раннего возраста 13
1.3. Особенности организации и основные методы скринингового исследования речевого развития детей раннего возраста 18
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Цель, задачи и организация скринингового экспериментального исследования 27
2.2. Методика экспериментального исследования 29
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования 36
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 42
3.1. Основные направления и содержание логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста 42
3.2. Методические рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста в процессе логопедической работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65

В связи с тем, что развитие речи непосредственно взаимосвязано со становлением психики, интеллекта, сенсорных функций и моторики, выявление проблем речевого развития детей раннего возраста приобретает особое значение. Выявлению детей группы риска для проведения с ними своевременной коррекционной работы способствует скрининговое исследование речевого развития.
Проведенное скрининговое исследование выявило индивидуальные проблемы речевого развития. Выявлено, что только 20% обследованных детей могут быть отнесены к высокому уровню речевого развития, 43,3% обследованных детей раннего возраста имеют низкий уровень речевого развития, а один ребенок - очень низкий уровень. Подтверждена гипотеза исследования: скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста позволит выявить детей группы риска и определить направления и содержание дифференцированной логопедической работы по развитию речи детей данной категории.
В данном исследовании выделены следующие этапы логопедической работы по речевому развитию: подготовительный этап и этап развития речевого общения. Данные этапы имеют различия в содержании и методах логопедической работы, а также в формах организации детей. Так, содержанием логопедической работы на подготовительном этапе является развитие артикуляционной моторики, зрительного и слухового восприятия, формирование речевого дыхания; на этапе развития речевого общения — стимуляция развития активной речи. По мере появления активной речи у детей необходимо развивать самостоятельность в пользовании словом, желание употреблять его в коммуникативных целях.
Для каждого этапа логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста подобраны упражнения и игры-занятия, соответствующие выделенным этапам речевого развития.
Предложены методические рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста в процессе логопедической работы, которая, которая требует определенной системы и особых методов работы логопеда. Задачи логопедической работы по речевому развитию детей раннего возраста определяются, прежде всего, возрастными, речевыми и индивидуально-личностными особенностями детей. При этом логопедическая работа базируется на ряде принципов, среди которых приоритетными являются: индивидуализация; разносторонность; комплексность; систематичность воздействия.
Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному. Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем (тактильные, зрительные, слуховые, кинестетические анализаторы), что способствует развитию речи. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на стимуляцию усвоения слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.
Подводя итоги, отметим, что решены все поставленные исследовательские задачи и достигнута цель исследования. Предложенные направления и содержание логопедической работы, направленной на речевое развитие детей раннего возраста, а также разработанные методические рекомендации могут быть использованы в практике работы логопедов.

1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики / Л.И. Аксенова // Дефектология. - 2002. - №3. - С. 9 - 20.
2. Аксенова Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет / Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев и др. // Дефектология. - 2002. - №5. - С.З - 27.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-синтез. 2002. – 236 с.
4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. -222 с.
5. Балабанова В.М. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.М. Балабанова, Л.В. Лопатина и др.. - С-Пб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.
6. Белогай К.Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами / К.Н. Белогай, Н.А. Сонина // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. – М.: Психологический институт РАО, 2008. – С. 28–32.
7. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии ) / В.И. Бельтюков. - – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
8. Богомазов Г.М. Возрастная фонетика: учеб.пособие для студентов/ Г.М. Богомазов, Е.Н. Винарская. – М.: Астрель, 2005.. – 208 с.
9. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. - М.: Издательство: АСТ, Астрель, 2008. - 222 с.
10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития эмоциональных предпосылок освоения языка: Кн. для логопеда / Е.Н. Винарская. - М.: Правда, 1987. - 159 с.
11. Воейкова М. Д. Усвоение семантики глагольного вида: Материалы межвузовской конференции «Проблемы детской речи» / М. Д. Воейкова. – М., 1996. - С.68 - 70.
12. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
14. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка/ А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 60 с.
15. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 470 с.
16. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности/ В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. – М.: АСТ, 2007. – 224 с.
17. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
18. Державин Н.С. Изучение звукового развития ребёнка русской речи/ Н.С. Державин.// «Академику Н.Ф.Марру».- М., 1935. - С. 75-112.
19. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 1997. - 136 с.
20. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: Каро, 2005. – 64 с.
21. Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - СПб.: Каро 2000. - 331 с.
22. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников/ Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
23. Жукова О. С. Малыш учится говорить / О. С. Жукова, В. П. Балобанова. – СПб.: Изд-во «Нева», 2005. – 116 с.
24. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет / Л.М. Козырева. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 124с.
25. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И. Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 176 с.
26. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики/ А.А. Леонтьев. – Изд. 3-е. – М.: Смысл, 2003. - 287 с.
27. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская. - М.: МТУ, 1997. – 152 с.
28. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие/ Г.М. Лямина. - М. : Айрис, 2006. - 96 с.
29. Медицинская энциклопедия [электронный ресурс] // http://www.medical-enc.ru.
30. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования/ Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. – 496 с.
31. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1-3 года): методическое пособие/ Л.Н. Павлова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 166 с.
32. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. -Спб. 2008. – 431с.
33. Рубинштейн С.Л. Избранные произведения в 2-х томах, Т.1./ С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2000.
34. Рыбников Н.А. Язык ребёнка/ Н.А. Рыбников. - М., Госиздат, 1926.
35. Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Н.В. Серебрякова. – СПб.: КАРО, 2008. – 112 с.
36. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения / И.А.Смирнова. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 50 с.
37. Соломаха Л.С. Речевая карта обследования детей раннего и младшего возраста (от 2 до 4 лет) / Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова. –2005 // Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста : методическое пособие / ред. Н.В. Серебрякова. – СПб: Каро, 2005. – С. 27-33.
38. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): учеб. пособие/ Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1967. – 216 с.
39. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду/ О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 192 с.
40. Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова // Дефектология. – 2004. - №5. С. 7-14.
41. Филипович И.В. Тактики стимуляции и развития речи детей раннего возраста / И.В. Филипович // «Логопед». - 2004. - № 5. - С.38 - 42.
42. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: РИЦ «Альфа», 2001.-205 с.
43. Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: ACT, 2002.-266 с.
44. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи / М.Е. Хватцев. – СПб.: КАРО, 2004. – 272 с.
45. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие/ С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
46. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
47. Чиркина Г. К. проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей / Г.К. Чиркина // Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии: сб. науч. ст. – М., 2003. – С. 185-188.
48. Эльконин Д.Б. Психология развития/ Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2008 . – 144 с.
49. Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин, Л.Е. Жукова // Сенсорное восприятие дошкольников / Под ред. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 1963. - С. 213 – 226.
50. Янушко Е.А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх / Е.А. Янушко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 22–28.

Купить эту работу

Скрининговое исследование речевого развития детей раннего возраста

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Портфолио (Дисциплина "Классное руководство")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Сравнение пояснительных записок программ по литературе под ред. В.Ф. Чертова, по ред. Г.С. Меркина

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

конспект Пояснительных записок к программам под ред. В.Я. Корорвиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Рецензия на учебник УМК по литературе для 5 класса под ред. В.Ф. Чертова, Аннотация на методические рекомендации по УМК по литературе под ред. В.Я. Ко

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Занятие по английскому языку "Animals around us" для детей 6-7 лет. Методические рекомендации к нему.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Проект развития туристско-краеведческой направленности дополнительного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

конспект урока по английскому языку 5 класс "dress right"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Написание конспектов для воспитателей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

Проект развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Оформление картотек для детского сада

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Сравнение программ : Екжанова, Стребелева / Баряева, Гаврилушкина (олигофренопедагогика)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽