Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы ( 2 класс)

  • 103 страниц
  • 2014 год
  • 441 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность проблемы обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы обусловлена тенденцией к всё большему распространению нарушений письма (дисграфии) среди учащихся общеобразовательных школ. Основной контингент учащихся, посещающих логопедический пункт, составляют ученики 2 - 3 классов, имеющие нарушения письменной речи и трудности в усвоении грамматики русского языка.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых значимых для школьного обучения, поскольку в процессе школьного обучения письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Нарушение в овладении письма вызывает трудности усвоения тех или иных школьных предметов, является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.
В ряде случаев педагоги считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными особенностями учеников, неумением слушать объяснения учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе подобных ошибок лежат иные специфические механизмы: несформированность неречевых и речевых процессов. Дисграфия представляет собой серьезную медицинскую, психологическую и педагогическую проблему. Отсутствие же специально организованной коррекционной работы способствует закреплению и усложнению симптоматики.
Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом.
Особого подхода требует обучение русскому языку детей с речевыми нарушениями. Так, например, системное недоразвитие речи, оказывающее отрицательное влияние на познавательную деятельность детей с общим недоразвитием речи, отрицательно сказывается на формировании у них знаний, умений и навыков орфографически правильного письма. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учениками с речевыми нарушениями грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних - в усвоении грамматики родного языка и других школьных дисциплин. Нередки случаи, когда по причине нарушений письменной речи ребенок не в полной мере усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в общеобразовательной школе. Учителя отмечают низкую эффективность работы с такими детьми по традиционным методикам обучения родному языку. В этих случаях необходимой оказывается помощь школьного логопеда.
Нарушения письменной речи изучаются давно, но до настоящего времени они остаются одной из актуальных проблем логопедии. Специалисты придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим психологи и нейрофизиологи (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, Е.В. Гурьянов, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия) называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности. Механизмы формирования письма и их нарушения раскрываются в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Цветковой, Е.В.Гурьянова, А.Н.Корнева, Р.Е.Левиной, А.Н.Леонтьева и других. Знания о дисграфии в нашей стране связаны с идеями В.Н. Винарской, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой, М.Е.Хватцева и др. Проблемами нарушений письменной речи занимаются Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев, И.Н.Садовникова, Л.С. Цветкова и др. Проблеме коррекции нарушений письменной речи также посвящены многочисленные исследования. Современные авторы (А.В. Ястребова, Р.И.Лалаева, И.Н. Садовникова, Л.Н. Ефименкова и др.) предлагают различные методики устранения дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательных школ.
В то же время, проблема поиска эффективных путей профилактики и коррекции дисграфий не теряет актуальности, и одним из значимых вопросов остается изучение особенностей обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс обучения детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы.
Цель исследования: выявить особенности усвоения русского языка детьми с нарушениями речи и разработать методические рекомендации по их обучению.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, психолингвистическую, нейропсихологическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности усвоения русского языка учениками с речевыми нарушениями.
3. Определить основные задачи и ведущие принципы работы по обучению русскому языку детей с нарушениями речи.
4. Разработать методические рекомендации по обучению русскому языку младших школьников с речевыми нарушениями.
Использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ научной литературы);
- эмпирические (изучение медико-педагогической документации; констатирующий эксперимент);
- статистические;
- интерпретационные.
Практическая значимость данной работы связана с выявлением уровней сформированности письменной речи детей с речевыми нарушениями и разработке методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей данной категории, которые могут быть использованы в практической деятельности учителей общеобразовательной школы.
Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, три главы (теоретическая, эмпирическое исследование и методические рекомендации), заключение, список литературы и приложения. Общий объем работы 102 страницы.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 15
1.3. ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФФН 25
1.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 47
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛЕДУЕМЫХ ДЕТЕЙ 47
2.2. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 50
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 70
3.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 70
3.2. НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОНР И ФФН 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 103

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики и орфографии родного языка.
Как показал анализ литературы по проблеме дисграфии у учащихся с ОНР и ФФН, достижение оптимальной эффективности начального процесса обучения в значительной степени зависит от уровня овладения учениками письменной речью, которая является основой для усвоения школьных знаний. В то же время письмо неразрывно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития.
Многие авторы подчёркивают, что для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи.
В проведенном экспериментальной исследовании была поставлена следующая цель: выявить особенности письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Для реализации поставленной цели мы решили следующие задачи: научно-теоретическое обоснование и выбор методики констатирующего эксперимента в соответствии с целью исследования, отбор детей в контрольную и экспериментальную группы, проведение экспериментального исследование с целью изучения специфики письма учащихся начальных классов общеобразовательной школы, анализ данных экспериментального исследования.
Для исследования сформированности письма у учащихся начальной школы была использована методика Р.И. Лалаевой, Л.И. Венедиктовой.
С целью выяснения особенностей письменной речи учащихся начальных классов общеобразовательной школы (2 класс) были проанализированы написанные ими работы, такие как списывание с текста, письмо под диктовку, изложение.
Проведенное исследование не выявило у детей контрольной группы нарушений письма. Выявленные в ходе диагностики детей контрольной группы ошибки не носят стойкий характер, а проявляются только в единичных случаях, что может объясняться невнимательностью и излишним волнением детей в условиях написания работ. Таким образом, результаты исследования показали, что у учащихся контрольной группы нет дисграфии.
Качественный и количественный анализ письменных работ детей экспериментальной группы позволил сделать выводы о наличии дисграфии у учащихся 2 класса с речевыми нарушениями. Письмо детей экспериментальной группы отличается большим количеством стойких специфических ошибок. У всех детей экспериментальной группы выявлено сложное сочетание нескольких форм дисграфии. В письменных работах учащихся экспериментальной группы доминировали ошибки, связанные с нарушением языкового анализа и синтеза – пропуски, перестановки, вставки букв и слогов, нарушения маркировки границ предложения, пропуски слов, слитное написание слов, разрывы слов. Также в работах детей экспериментальной группы выявлено большое число ошибок, соответствующих акустической дисграфии: замены и смешения букв, связанные с недостаточным различением близких по артикуляционным или акустическим признакам фонем свистящих - шипящих, звонких - глухих, мягких - твердых и пр. Эти ошибки обусловлены несформированностью слуховой дифференциации фонем.
Недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений детей данной группы отражалась на письме в виде ошибок оптической дисграфии: смешение букв, сходных по пространственному расположению элементов и по количеству элементов. Проявления аграмматической дисграфии у младших школьников экспериментальной группы выражались, преимущественно, в нарушении согласовании слов в предложении и в нарушении предложно-падежных конструкций.
Таким образом, результаты анализа письменных работ младших школьников позволили сделать вывод о том, что у всех детей экспериментальной группы отмечается смешанная форма дисграфии с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в сочетании с акустической, оптической или аграмматической дисграфией.
Полученные результаты диагностики свидетельствуют о необходимости проведения логопедической работы с детьми экспериментальной группы.
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость проведения дифференцированной работы по предупреждению дисграфии у детей с ОНР и ФФН. Логопедическую работу по преодолению дисграфии у учащихся экспериментальной группы необходимо вести с учётом симптоматики, характера нарушений письменной речи, степени сформированности функций и процессов, обеспечивающих процесс письма. Методика устранения нарушений письма строится с учетом проявлений его расстройств, характера нарушения, механизмов дисграфии. Для предупреждения различных видов дисграфии подобраны задания, характер и сложность которых учитываются педагогом при включении этих заданий в план урока или дополнительных занятий с учащимися
На основании выводов по обследованию предложены методические рекомендации по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи. Разработаны направления и подобрано содержание работы по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи: развитие зрительных и зрительно-пространственных функций; развитие навыков дифференциации фонем, фонематических функций; развитие навыков языкового анализа и синтеза; развитие грамматического строя речи.
Применение данной методики предполагает взаимосвязанную работу над всеми компонентами дефектной речевой функции. На занятиях ведется работа над речью в целом, охватывающая коррекцию как фонетико-фонематических, так и лексико-грамматических дефектов. На каждом занятии даются упражнения на развитие оптико-пространственных представлений, зрительного и буквенного гнозиса, симультанных процессов. В процессе коррекционной работы используются различные виды письма: списывание, слуховой и графический диктант. Кроме того, на каждом занятии даются по 1-2 занимательных упражнения на повышение орфографической грамотности учащихся.

1. Аксенова Н.И. Взаимосвязь минимальной мозговой дисфункции и дисграфии / Н.И. Аксенова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам специального образования / Под. ред В.Н. Скворцова. - СПб., 2005. - С.6 - 7.
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. Педвузов / А.К. Аксенова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: ACT: Астрель, 2006. - 222 с.
4. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - Москва-Воронеж, 2010. - С. 7-20.
5. Барсукова Л.А. Логопедия для учителей, психологов, родителей / Л.А. Барсукова, Н.Е. Земская, Н.А. Румега – М.: Феникс, 2010. - 320 с.
6. Васильева Е.Е. Ринолалия: Учебное пособие / Е.Е. Васильева. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – 324 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М. : Детство-Пресс, 2007. - 471 с.
8. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: АСТ, 2007. – 318 с.
9. Гогуадзе Т. В. Приемы работы с ребенком, страдающим дисграфией, на пропедевтическом этапе логопедической работы / Т. В. Гогуадзе // Школьный логопед. - 2006. - № 2. - С. 25-32.
10. Грушевская М.С. Результаты массового изучения письма младших школьников / М.С. Грушевская // Дефектология. - 1981. - №3. С. 23-27.
11. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму / Е.В. Гурьянов. – М.: Просвещение, 1959. – 263 с.
12. Елецкая О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская /Научн. ред. О.В. Защиринская. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 180 с.
13. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Владос, 2006. - 335 с.
14. Жинкин Н.И. Психолингвистика / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
15. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие / Л.А. Зайцева, И.С Зайцев., С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
16. Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма / Л.Р. Зиндер. – Ленинград: Наука, Ленинградское отд-е, 1987. – 110с.
17. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г.А. Каше // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1965. - С. 39-45.
18. Кобзарева Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. - М.: Учитель, 2009. – 80с.
19. Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи /Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1967. – 96с.
20. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – СПб.: ИД «МиМ», 2007. – 286с.
21. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2009. – 208 с.
22. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. - М.: Педагогическое общество России, 2008. -160 с.
23. Краузе Е.Н. Практическая логопедия / Е.Н. Краузе. – М.: КОРОНА-Век, 2008. – 304с.
24. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - СПб.: Союз, 2007. - 224 с.
25. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина. - М.: АРКТИ, 2005. – 221с.
26. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова [и др.] // Основы теории и практики логопедии. - М., 1967. - С. 67- 165.
27. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
28. Логинова Е.А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации ее диагностики и коррекции / Е.А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I . Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2008. - С. 167- 173.
29. Логинова Е.А. Нарушения письма: Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития / Е.А. Логинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 208с.
30. Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 678с.
31. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 352 с.
32. Мазанова Б.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения язы¬кового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. -128 с.
33. Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи / Е. М. Мастюкова // Логопедия. – М., 1998. – С. 123 – 147.
34. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова,Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
35. Микфельд Я. О. Диагностика и коррекция предпосылок дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза у дошкольников / Я. О. Микфельд, Н. Л. Смирнова // Практ. психология и логопедия. – 2006. - № 6. – С. 58-69.
36. Милостивейко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. / Л. Г.Милостивейко. - СПб.: Союз, 2005. - 194 с.
37. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы / Г.Г. Мисаренко // Логопед. 2008. - № 1. - С.4- 10.
38. Никашина Н. А. Нарушения письменной речи у младших школьников. / Н. А. Никашина. - М.: Знание, 2004. - 265 с.
39. Орфинская В.К. Формы дисграфии, отражающие недоразвитие фонематической системы / В.К. Орфинская // XXIII Герценовские чтения. Дефектология. - Л., 1970. - С. 106 -108.
40. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 128 с.
41. Парамонова Л.Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.
42. Пинюгина Е.В. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Е.В. Пинюгина // Логопед в дет. саду. – 2004. - № 3. – С. 29-36.
43. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция / И.А. Поварова. - СПб. : Речь, 2005. – 275с.
44. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов.— М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
45. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Уч. Пособие / И.Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 256 с.
46. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: Учеб. пособие для студентов / Е.Ф. Соботович. - М.: Классике Стиль, 2009. - 160с.
47. Совак М. Логопедия / М. Совак, К.-П. Беккер. – М.: Медицина, 1981. – 288с.
48. Спирова Л. Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Л.Ф. Спирова, А. В. Ястребова // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 37-42.
49. Спирова Л. Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Л. Ф. Спирова. - М.: Сфера, 2003. - 336 с.
50. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О. А. Токарева /под ред. С. С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
51. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева. – М.: Айрис Пресс, 2005. – 224с.
52. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: Айрис-пресс, 2007.- 176 с.
53. Фуреева Е.П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева, Е.В. Шипилова, О.В. Филиппова. – Ростов н\Д.: Феникс, 2006. – 208 с.
54. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических заведений. В двух книгах. Книга 2 / М.Е. Хватцев / Под ред. Р.И Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 293 с.
55. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: «Юристъ», 1997.
56. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2003. – 309с.
57. Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 1996. – 176 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность проблемы обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы обусловлена тенденцией к всё большему распространению нарушений письма (дисграфии) среди учащихся общеобразовательных школ. Основной контингент учащихся, посещающих логопедический пункт, составляют ученики 2 - 3 классов, имеющие нарушения письменной речи и трудности в усвоении грамматики русского языка.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых значимых для школьного обучения, поскольку в процессе школьного обучения письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Нарушение в овладении письма вызывает трудности усвоения тех или иных школьных предметов, является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.
В ряде случаев педагоги считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными особенностями учеников, неумением слушать объяснения учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе подобных ошибок лежат иные специфические механизмы: несформированность неречевых и речевых процессов. Дисграфия представляет собой серьезную медицинскую, психологическую и педагогическую проблему. Отсутствие же специально организованной коррекционной работы способствует закреплению и усложнению симптоматики.
Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом.
Особого подхода требует обучение русскому языку детей с речевыми нарушениями. Так, например, системное недоразвитие речи, оказывающее отрицательное влияние на познавательную деятельность детей с общим недоразвитием речи, отрицательно сказывается на формировании у них знаний, умений и навыков орфографически правильного письма. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учениками с речевыми нарушениями грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних - в усвоении грамматики родного языка и других школьных дисциплин. Нередки случаи, когда по причине нарушений письменной речи ребенок не в полной мере усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в общеобразовательной школе. Учителя отмечают низкую эффективность работы с такими детьми по традиционным методикам обучения родному языку. В этих случаях необходимой оказывается помощь школьного логопеда.
Нарушения письменной речи изучаются давно, но до настоящего времени они остаются одной из актуальных проблем логопедии. Специалисты придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим психологи и нейрофизиологи (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, Е.В. Гурьянов, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия) называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности. Механизмы формирования письма и их нарушения раскрываются в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Цветковой, Е.В.Гурьянова, А.Н.Корнева, Р.Е.Левиной, А.Н.Леонтьева и других. Знания о дисграфии в нашей стране связаны с идеями В.Н. Винарской, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой, М.Е.Хватцева и др. Проблемами нарушений письменной речи занимаются Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев, И.Н.Садовникова, Л.С. Цветкова и др. Проблеме коррекции нарушений письменной речи также посвящены многочисленные исследования. Современные авторы (А.В. Ястребова, Р.И.Лалаева, И.Н. Садовникова, Л.Н. Ефименкова и др.) предлагают различные методики устранения дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательных школ.
В то же время, проблема поиска эффективных путей профилактики и коррекции дисграфий не теряет актуальности, и одним из значимых вопросов остается изучение особенностей обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс обучения детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: особенности обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы.
Цель исследования: выявить особенности усвоения русского языка детьми с нарушениями речи и разработать методические рекомендации по их обучению.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, психолингвистическую, нейропсихологическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности усвоения русского языка учениками с речевыми нарушениями.
3. Определить основные задачи и ведущие принципы работы по обучению русскому языку детей с нарушениями речи.
4. Разработать методические рекомендации по обучению русскому языку младших школьников с речевыми нарушениями.
Использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ научной литературы);
- эмпирические (изучение медико-педагогической документации; констатирующий эксперимент);
- статистические;
- интерпретационные.
Практическая значимость данной работы связана с выявлением уровней сформированности письменной речи детей с речевыми нарушениями и разработке методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей данной категории, которые могут быть использованы в практической деятельности учителей общеобразовательной школы.
Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, три главы (теоретическая, эмпирическое исследование и методические рекомендации), заключение, список литературы и приложения. Общий объем работы 102 страницы.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 15
1.3. ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФФН 25
1.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 47
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛЕДУЕМЫХ ДЕТЕЙ 47
2.2. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 50
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 70
3.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 70
3.2. НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОНР И ФФН 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 103

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики и орфографии родного языка.
Как показал анализ литературы по проблеме дисграфии у учащихся с ОНР и ФФН, достижение оптимальной эффективности начального процесса обучения в значительной степени зависит от уровня овладения учениками письменной речью, которая является основой для усвоения школьных знаний. В то же время письмо неразрывно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития.
Многие авторы подчёркивают, что для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи.
В проведенном экспериментальной исследовании была поставлена следующая цель: выявить особенности письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Для реализации поставленной цели мы решили следующие задачи: научно-теоретическое обоснование и выбор методики констатирующего эксперимента в соответствии с целью исследования, отбор детей в контрольную и экспериментальную группы, проведение экспериментального исследование с целью изучения специфики письма учащихся начальных классов общеобразовательной школы, анализ данных экспериментального исследования.
Для исследования сформированности письма у учащихся начальной школы была использована методика Р.И. Лалаевой, Л.И. Венедиктовой.
С целью выяснения особенностей письменной речи учащихся начальных классов общеобразовательной школы (2 класс) были проанализированы написанные ими работы, такие как списывание с текста, письмо под диктовку, изложение.
Проведенное исследование не выявило у детей контрольной группы нарушений письма. Выявленные в ходе диагностики детей контрольной группы ошибки не носят стойкий характер, а проявляются только в единичных случаях, что может объясняться невнимательностью и излишним волнением детей в условиях написания работ. Таким образом, результаты исследования показали, что у учащихся контрольной группы нет дисграфии.
Качественный и количественный анализ письменных работ детей экспериментальной группы позволил сделать выводы о наличии дисграфии у учащихся 2 класса с речевыми нарушениями. Письмо детей экспериментальной группы отличается большим количеством стойких специфических ошибок. У всех детей экспериментальной группы выявлено сложное сочетание нескольких форм дисграфии. В письменных работах учащихся экспериментальной группы доминировали ошибки, связанные с нарушением языкового анализа и синтеза – пропуски, перестановки, вставки букв и слогов, нарушения маркировки границ предложения, пропуски слов, слитное написание слов, разрывы слов. Также в работах детей экспериментальной группы выявлено большое число ошибок, соответствующих акустической дисграфии: замены и смешения букв, связанные с недостаточным различением близких по артикуляционным или акустическим признакам фонем свистящих - шипящих, звонких - глухих, мягких - твердых и пр. Эти ошибки обусловлены несформированностью слуховой дифференциации фонем.
Недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений детей данной группы отражалась на письме в виде ошибок оптической дисграфии: смешение букв, сходных по пространственному расположению элементов и по количеству элементов. Проявления аграмматической дисграфии у младших школьников экспериментальной группы выражались, преимущественно, в нарушении согласовании слов в предложении и в нарушении предложно-падежных конструкций.
Таким образом, результаты анализа письменных работ младших школьников позволили сделать вывод о том, что у всех детей экспериментальной группы отмечается смешанная форма дисграфии с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в сочетании с акустической, оптической или аграмматической дисграфией.
Полученные результаты диагностики свидетельствуют о необходимости проведения логопедической работы с детьми экспериментальной группы.
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость проведения дифференцированной работы по предупреждению дисграфии у детей с ОНР и ФФН. Логопедическую работу по преодолению дисграфии у учащихся экспериментальной группы необходимо вести с учётом симптоматики, характера нарушений письменной речи, степени сформированности функций и процессов, обеспечивающих процесс письма. Методика устранения нарушений письма строится с учетом проявлений его расстройств, характера нарушения, механизмов дисграфии. Для предупреждения различных видов дисграфии подобраны задания, характер и сложность которых учитываются педагогом при включении этих заданий в план урока или дополнительных занятий с учащимися
На основании выводов по обследованию предложены методические рекомендации по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи. Разработаны направления и подобрано содержание работы по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи: развитие зрительных и зрительно-пространственных функций; развитие навыков дифференциации фонем, фонематических функций; развитие навыков языкового анализа и синтеза; развитие грамматического строя речи.
Применение данной методики предполагает взаимосвязанную работу над всеми компонентами дефектной речевой функции. На занятиях ведется работа над речью в целом, охватывающая коррекцию как фонетико-фонематических, так и лексико-грамматических дефектов. На каждом занятии даются упражнения на развитие оптико-пространственных представлений, зрительного и буквенного гнозиса, симультанных процессов. В процессе коррекционной работы используются различные виды письма: списывание, слуховой и графический диктант. Кроме того, на каждом занятии даются по 1-2 занимательных упражнения на повышение орфографической грамотности учащихся.

1. Аксенова Н.И. Взаимосвязь минимальной мозговой дисфункции и дисграфии / Н.И. Аксенова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам специального образования / Под. ред В.Н. Скворцова. - СПб., 2005. - С.6 - 7.
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. Педвузов / А.К. Аксенова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: ACT: Астрель, 2006. - 222 с.
4. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - Москва-Воронеж, 2010. - С. 7-20.
5. Барсукова Л.А. Логопедия для учителей, психологов, родителей / Л.А. Барсукова, Н.Е. Земская, Н.А. Румега – М.: Феникс, 2010. - 320 с.
6. Васильева Е.Е. Ринолалия: Учебное пособие / Е.Е. Васильева. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – 324 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М. : Детство-Пресс, 2007. - 471 с.
8. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: АСТ, 2007. – 318 с.
9. Гогуадзе Т. В. Приемы работы с ребенком, страдающим дисграфией, на пропедевтическом этапе логопедической работы / Т. В. Гогуадзе // Школьный логопед. - 2006. - № 2. - С. 25-32.
10. Грушевская М.С. Результаты массового изучения письма младших школьников / М.С. Грушевская // Дефектология. - 1981. - №3. С. 23-27.
11. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму / Е.В. Гурьянов. – М.: Просвещение, 1959. – 263 с.
12. Елецкая О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская /Научн. ред. О.В. Защиринская. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 180 с.
13. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Владос, 2006. - 335 с.
14. Жинкин Н.И. Психолингвистика / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
15. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие / Л.А. Зайцева, И.С Зайцев., С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
16. Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма / Л.Р. Зиндер. – Ленинград: Наука, Ленинградское отд-е, 1987. – 110с.
17. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г.А. Каше // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1965. - С. 39-45.
18. Кобзарева Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. - М.: Учитель, 2009. – 80с.
19. Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи /Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1967. – 96с.
20. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – СПб.: ИД «МиМ», 2007. – 286с.
21. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2009. – 208 с.
22. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. - М.: Педагогическое общество России, 2008. -160 с.
23. Краузе Е.Н. Практическая логопедия / Е.Н. Краузе. – М.: КОРОНА-Век, 2008. – 304с.
24. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - СПб.: Союз, 2007. - 224 с.
25. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина. - М.: АРКТИ, 2005. – 221с.
26. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова [и др.] // Основы теории и практики логопедии. - М., 1967. - С. 67- 165.
27. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
28. Логинова Е.А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации ее диагностики и коррекции / Е.А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I . Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2008. - С. 167- 173.
29. Логинова Е.А. Нарушения письма: Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития / Е.А. Логинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 208с.
30. Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 678с.
31. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 352 с.
32. Мазанова Б.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения язы¬кового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. -128 с.
33. Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи / Е. М. Мастюкова // Логопедия. – М., 1998. – С. 123 – 147.
34. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова,Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
35. Микфельд Я. О. Диагностика и коррекция предпосылок дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза у дошкольников / Я. О. Микфельд, Н. Л. Смирнова // Практ. психология и логопедия. – 2006. - № 6. – С. 58-69.
36. Милостивейко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. / Л. Г.Милостивейко. - СПб.: Союз, 2005. - 194 с.
37. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы / Г.Г. Мисаренко // Логопед. 2008. - № 1. - С.4- 10.
38. Никашина Н. А. Нарушения письменной речи у младших школьников. / Н. А. Никашина. - М.: Знание, 2004. - 265 с.
39. Орфинская В.К. Формы дисграфии, отражающие недоразвитие фонематической системы / В.К. Орфинская // XXIII Герценовские чтения. Дефектология. - Л., 1970. - С. 106 -108.
40. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 128 с.
41. Парамонова Л.Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.
42. Пинюгина Е.В. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Е.В. Пинюгина // Логопед в дет. саду. – 2004. - № 3. – С. 29-36.
43. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция / И.А. Поварова. - СПб. : Речь, 2005. – 275с.
44. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов.— М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
45. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Уч. Пособие / И.Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 256 с.
46. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: Учеб. пособие для студентов / Е.Ф. Соботович. - М.: Классике Стиль, 2009. - 160с.
47. Совак М. Логопедия / М. Совак, К.-П. Беккер. – М.: Медицина, 1981. – 288с.
48. Спирова Л. Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Л.Ф. Спирова, А. В. Ястребова // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 37-42.
49. Спирова Л. Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Л. Ф. Спирова. - М.: Сфера, 2003. - 336 с.
50. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О. А. Токарева /под ред. С. С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
51. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева. – М.: Айрис Пресс, 2005. – 224с.
52. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: Айрис-пресс, 2007.- 176 с.
53. Фуреева Е.П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева, Е.В. Шипилова, О.В. Филиппова. – Ростов н\Д.: Феникс, 2006. – 208 с.
54. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических заведений. В двух книгах. Книга 2 / М.Е. Хватцев / Под ред. Р.И Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 293 с.
55. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: «Юристъ», 1997.
56. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2003. – 309с.
57. Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 1996. – 176 с.

Купить эту работу

Особенности обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы ( 2 класс)

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

18 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽