Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.

  • 86 страниц
  • 2014 год
  • 1684 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. Анализ современных психолого-педагогических исследований и практика образования позволяют говорить о постоянно растущем интересе науки и общества к проблеме развития коммуникативных способностей школьников. Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла своё отражение в ряде исследований. Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников определяется рядом социальных, психологических, педагогических и практических факторов, среди которых необходимость повышения качества организации учебной деятельности младших школьников на основе коммуникативного взаимодействия и полноправного сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса. Использование дидактических игры позволяет формировать и развивать у обучающихся коммуникативные навыки и умения: находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях. А это значит, что игра может выступать как средство активизации коммуникативной деятельности учащихся.
Анализ состояния изученности проблемы коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности показал, что она актуальна и что исследования в данной области ведутся в разных направлениях. Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в трудах Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, М.Л. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика и др. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных способностей детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения.
Фундаментальные проблемы общения и влияния его на формирование личности исследуются в работах известных отечественных психологов и педагогов, таких, как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др. Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.С. Валявского, В.А. Лабунской, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Л.И. Мищенко, В.С. Мухиной и др. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребёнка.
Ведущей деятельностью младшего школьника является учение, однако игра – наиболее естественное средство усвоения знаний. Именно с помощью игры ребёнок глубже познаёт мир, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, находить средства её реализации (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, О.С. Газман, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик, Г.И. Шукина и др.). Методисты, занимающиеся вопросами языкового образования (М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Е.А. Ленская, Е.И. Негневицкая, З.Н. Никитенко и др.) убеждены в положительном влиянии на образовательный процесс многих видов игр: сюжетно-ролевых, подвижных, творческих, речевых и др., каждая из которых выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у младшего школьника, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений.
Вместе с тем, в теории дидактической игры недостаточно исследований ее использования как средства активизации коммуникативной деятельности учащихся. Выявленные недостатки в теории и практике в аспекте развития коммуникативных способностей младших школьников, а также недостаточная разработанность проблемы активизации их коммуникативной деятельности позволили выявить ряд противоречий между:
- существующей потребностью поиска эффективных условий формирования личности учащегося в аспекте развития ее коммуникативных способностей, выступающей активным субъектом педагогического взаимодействия, и преобладанием авторитарного подхода в практическом решении данной проблемы;
- объективной необходимостью активизации коммуникативной деятельности младших школьников, придания ей эвристического характера и недостаточным организационно-методическим и психолого-педагогическим обеспечением данного процесса.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, содержание, формы и методы активизации коммуникативной деятельности младших школьников?
Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность учащихся начальной школы.
Предмет исследования развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных способностей учащихся младших классов будет более эффективным, если:
- обеспечить мотивацию учения с учетом психолого-педагогических характеристик детей младшего школьного возраста;
- использовать комплекс методически обоснованных дидактических игр;
- определить содержание, формы и методы субъектно-субъектного взаимодействия в рамках организации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1) раскрыть теоретические основы развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр;
2) разработать комплекс дидактических игр по развитию коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста;
3) выявить психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр и экспериментально доказать их эффективность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовой документации по проблеме; синтез, дедукция, индукция и систематизация научных положений; обобщение, сравнение эмпирического материала, изучение продуктов учебной деятельности учащихся; наблюдение, беседа; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Методики исследования: 1) «Оценка коммуникативных умений младших школьников» М. Ступницкой; 2) «Диагностика сформированности умений учащихся начальных классов» З.В. Черепановой.
Опытно-экспериментальная база: исследование осуществлялось в санаторной школе-интернате г. Болгар, выборка включала в себя 50 учащихся (25 из них – экспериментальная группа, 25 контрольная).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Раскрыты теоретические основы развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр: дополнены и систематизированы различные подходы к проблеме коммуникативных способностей и дидактических игр, разработана и внедрена в практику методика развития коммуникативных способностей школьников средствами дидактических игр.
2. Разработан комплекс дидактических игр по развитию коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.
3. Выявлены психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр, а именно: 1) обеспечение мотивации учения с учетом психолого-педагогических характеристик детей младшего школьного возраста; 2) использование комплекса методически обоснованных дидактических игр; 3) определение содержания, форм и методов субъектно- субъектного взаимодействия в рамках организации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы учителями школ, психологами, руководителями учебных заведений, родителями в повышении качества образовательной деятельности учащихся, в целом, а также развития их коммуникативных способностей, в частности.
Исследование включало три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психолого-педагогической литературы, определение объекта и предмета исследования, формулировку темы и проблемы, определение цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла по развитию коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр и проведение констатирующего этапа эксперимента;
- второй этап исследования включал разработку программы развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр и ее апробацию;
- третий этап включал проведение контрольного этапа эксперимента и сравнительно-сопоставительный анализ на начало и конец эксперимента по развитию коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений.


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей
детей младшего школьного возраста средствами дидактических технологий 9
1.1. Характеристика коммуникативных способностей детей младшего
школьного возраста 9
1.2. Понятие и сущность дидактических игр 19
1.3. Особенности развития коммуникативных способностей детей
младшего школьного возраста средствами дидактических игр 29
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальное исследования развития коммуникативных
способностей детей младшего школьного возраста средствами
дидактических игр 37
2.1. Констатирующий эксперимент по определению уровня развития
коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста 37
2.2. Реализация методики развития коммуникативных способностей
средствами дидактических игр на формирующем этапе 42
2.3. Результаты экспериментального исследования 65
Выводы по второй главе 71
Заключение 75
Список литературы 81
Приложения


Заключение

Проведённое нами исследование было посвящено развитию коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр. Ниже представлены основные выводы.
1. Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие динамику и эффективность успешности приобретения знаний и формирования навыков, а также выработку на творческой основе умений установления и поддержания взаимодействия на партнерской основе. Под коммуникативными способностями младших школьников, выступающими средством их социальной адаптации, мы понимаем комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность); уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
2. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата. Дидактические игры, как правило, ограничены во времени. В большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам, их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности. Через решение игровых задач в рамках дидактической игры достигаются цели обучения.
3. Проблема исследования влияния дидактической игры на формирование коммуникативных способностей у младших школьников на уроках русского языка актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным. Необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к русскому языку, сделать его как можно более интересным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в этом возрасте имеет место быть. Именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них заинтересованность в получении знаний. В игре изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения и прочность полученных знаний.
4. С целью определения уровня развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста мы использовали 2 методики: 1) «Оценка коммуникативных умений младших школьников» М. Ступницкой; 2) «Диагностика сформированности умений учащихся начальных классов» З.В. Черепановой. При помощи методики «Оценка коммуникативных умений младших школьников» (М. Ступницкая) на этапе констатирующего эксперимента выявлено, что по параметру «изложение собственных мыслей» низкий уровень зафиксирован у 28% учащихся экспериментальной группы и 24% контрольной, средний – у 60% экспериментальной и 64% контрольной, высокий – по 12% в обеих группах.
5. Исследование по параметру «ведение дискуссии» показало, что в экспериментальной группе низкий уровень показали 44% учащихся, средний – 52%, высокий – 4%. В контрольной группе низкий и средний уровень продемонстрировали по 48% испытуемых, высокий уровень – 4%. По параметру «ведение дискуссии» низкий уровень продемонстрировали 36% учащихся экспериментальной группы и 32% контрольной, средний уровень – 52% учащихся экспериментальной группы и 56% контрольной, высокий уровень – по 12% учащихся каждой их групп. Исследование по параметру «соблюдение социальной дистанции в ходе общения» выявило, что показатели экспериментальной и контрольной групп равны: низкий уровень продемонстрировали по 32% учащихся, средний – по 56%, высокий – по 12%.
6. При помощи методики «Диагностика сформированности учебно-коммуникативных умений учащихся начальных классов» (З.В. Черепанова) по параметру «коммуникация как взаимодействие» выявлено, что низкий уровень показали 24% учащихся в экспериментальной группе и 20% в контрольной, средний уровень – 64% в экспериментальной и 68% в контрольной, высокий – по 12% испытуемых в каждой группе. Исследование по параметру «коммуникация как сотрудничество» выявило, что показатели экспериментальной и контрольной групп равны: низкий уровень продемонстрировали по 40% учащихся, средний – по 48%, высокий – по 12%. Исследование по параметру «коммуникация как условие интериоризации» показало, что в экспериментальной группе низкий уровень продемонстрировали 44% учащихся, средний – 48%, высокий – 8%, в контрольной группе низкий уровень продемонстрировали 52% учащихся, средний – 40%, высокий – 8%.
7. Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили уровни сформированности коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента. Проведённый анализ показал, что на этапе констатирующего эксперимента значимых различий между уровнями коммуникативных способностей учащихся экспериментальной и контрольной группы не обнаружено. Вместе с тем, полученные результаты позволяют утверждать, что развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является насущной необходимостью современной образовательной системы.
8. Структура и содержание работы по развитию коммуникативных способностей определяются на основании двух факторов: 1) специфики овладения детьми разными типами связных высказываний: повествованием, описанием, рассуждением; 2) особенностей формирования внутреннего программирования высказывания. В зависимости от того, в рамках обучения какому типу связного высказывания развивается осознанная речевая активность, вся система работы включает три раздела: развитие элементарной осознанной речевой активности при составлении повествовательных, описательных высказываний и рассуждений. Каждый раздел работы состоит из трех этапов. Первый этап – работа с готовыми дидактическими текстами, включающая ознакомительный и этап материализованного действия. Второй этап – самостоятельное составление детьми связных высказываний, предполагающее совершение внешнеречевых действий программирования. Третий этап – составление творческих связных высказываний определенного типа, подразумевающее совершение действий программирования в форме «внешней речи про себя» и в форме мысленного преобразования обобщенных представлений о структуре высказываний.
9. В течение всего учебного процесса мы наблюдали за изменением навыков и умений учащихся, фиксировали их достижения. По окончании проведения запланированных уроков мы оценили уровень развития коммуникативных способностей учащихся по тому же принципу, что и на этапе констатирующего эксперимента. Исследование по методике «Оценка коммуникативных умений младших школьников» выявило, что на этапе контрольного эксперимента по параметру «изложение собственных мыслей» в экспериментальной группе низкий уровень показали 4% учащихся, средний и высокий – по 48%, в контрольной группе низкий уровень показали 16%, средний – 53% и высокий – 32%.
10. По параметру «ведение дискуссии» низкий уровень выявлен у 24% учащихся экспериментальной и 32% учащихся контрольной группы, средний уровень – у 52% учащихся экспериментальной и 32% учащихся контрольной группы, высокий – у 24% и 4% соответственно. По параметру «взаимодействие в учебной группе (группе сверстников)» низкий уровень показали 16% учащихся экспериментальной группы и 32% контрольной, средний уровень – 36% экспериментальной и 56% контрольной, высокий – 48% и 12% соответственно. По параметру «соблюдение социальной дистанции в ходе общения» низкий уровень показали 12% экспериментальной группы и 28% контрольной, средний уровень – 52% экспериментальной группы и 60% контрольной, высокий – у 36% и 12% соответственно.
11. Исследование по методике «Диагностика сформированности учебно-коммуникативных умений учащихся начальных классов» показало, что на этапе контрольного эксперимента по параметру «коммуникация как взаимодействие» низкий уровень выявлен у 8% учащихся экспериментальной группы и 12% контрольной, средний уровень – у 48% учащихся экспериментальной группы и 72% контрольной, высокий – у 44% и 16% соответственно. По параметру «коммуникация как сотрудничество» низкий уровень в экспериментальной группе показали 16% учащихся, средний – 56%, высокий – 28%, в контрольной группе низкий уровень выявлен у 40% учащихся, средний – у 44%, высокий – у 16%. По параметру «коммуникация как условие интериоризации» выявлено, что низкий уровень показали 20% учащихся экспериментальной и 52% контрольной группы, средний уровень – 56% учащихся экспериментальной и 36% контрольной группы, высокий уровень – 24% и 12% соответственно.
12. Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили уровни сформированности коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группе на этапе контрольного эксперимента. Исследование показало, что значимые изменения между учащимися экспериментальной и контрольной группы наблюдаются по всем измеряемым параметрам: «изложение собственных мыслей» (t = 1,552365), «ведение дискуссии» (t = 1,571810), «взаимодействие в учебной группе» (t = 2,630875), «соблюдение социальной дистанции в ходе общения» (t = 2,195385), «коммуникация как взаимодействие» (t = 1,916935), «коммуникация как сотрудничество» (t = 1,830771), «коммуникация как условие интериоризации» (t = 2,249274). Таким образом, проведённое нами исследование показало, что специально разработанная методика дидактических игр эффективно влияет на развитие коммуникативных способностей учащихся младших классов.


Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: МГУ, 1994.
2. Ахмедбекова Р.Р. Дидактическая игры как средство развития познавательной активности младших школьников / Р.Р. Ахмедбекова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2008. - №3. – С. 20 – 25.
3. Бадмаева Д.Д. Активизация учебной деятельности школьников при использовании дидактических игр: Дис. канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2004. – 187 с.
4. Богданова Г.А. Морфемный разбор как средство развития интереса учащихся к русскому языку / Г.А. Богданова // Русский язык в школе. – 1982. - №5.
5. Букатов В.М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социоигровых технологий обучения школьников / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – Петрозаводск, 2008. – 187 с.
6. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов / Г.С. Васильев. – М., 1977.
7. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно / Л.А. Вербицкая. – М., 2003.
8. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 1008 с.
9. Гаврилова Е.Д. Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся: Дис. канд. пед. наук. – СПб, 2002. – 155 с.
10. Геллер Е.М. Наш друг – игра / Е.М. Геллер. – Минск: Народная асвета, 1979. – 96 с.
11. Герасименко А.А. Использование дидактической игры в проессе обучения младших школьников / А.А. Герасименко, И.Н. Шабля // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2012. - №11. – С. 59 – 64.
12. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младшего школьника: эффективность и перспективы формирования / И.А. Гришанова // Фундаментальные исследования. – 2012. - №11-6. – С. 1364 – 1367.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986.
14. Дмитриева Л.М. Сущность и характеристики феномена игры / Л.М. Дмитриева, И.В. Шевцов // Омский научный вестник. – 2007. - №3. – С. 78 – 81.
15. Ефимова Е.В. Формирование основ коммуникативно-ориентированной культуры учащихся начальной школы в условиях модернизации образования: Дис. канд. пед. наук. – М., 2004. – 174 с.
16. Жажева Д.Д. Формирование лингвистической компетенции на основе использования дидактической игры / Д.Д. Жажева, С.А. Жажева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2013. - №4. – С. 99 – 108.
17. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности как основа их социальной адаптации: Дис. канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2011. – 193 с.
18. Кашницкий В.И. Коммуникативность личности как предмет научного изучения / В.И. Кашницкий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. – Т. 14. - №4. – С. 131 – 137.
19. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и совершенствование: Дис. канд. психол. наук. – М., 1981.
20. Климова А.О. Особенности психодиагностики коммуникативных способностей младших школьников / А.О. Климова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2010. - №9. – С. 119 – 130.
21. Кобякова Г.Н. Особенности развития речевой коммуникации младших школьников / Г.Н. Кобякова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2013. - №2. – С. 18 – 24.
22. Ковалёв А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалёв. – М.: Просвещение, 1965. – 288 с.
23. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей школьников / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2007. - №11.
24. Козырев В.А. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка / В.А. Козырев, В.Д. Черняк. – СПб, 2000.
25. Леонова Е.В. Развитие коммуникативной способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова // Начальная школа. – 2011. - №7. – С. 91 – 96.
26. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: Дис. канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2003.
27. Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. – М., 1993.
28. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-и тт. / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1983. – 4080 с.
29. Михайлов Л.А. Психология общения / Л.А. Михайлов, А.Л. Михайлов, В.П. Соломин. – СПб: Образование, 1994. – 103 с.
30. Мишанова О.Г. Принципы осуществления коммуникативного образования младших школьников / О.Г. Мишанова // Педагогический журнал. – 2012. - №2-3. – С. 95 – 110.
31. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2002.
32. Назарова Т.М. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр: На примере учебного предмета «Иностранный язык»: Дис. канд. пед. наук. – М., 2002. – 155 с.
33. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1988. – 750 с.
34. Озрокова М.Ю. Дидактические игры как средство умственного воспитания младших школьников-билингвов на уроках русского языка / М.Ю. Озрокова // Успехи современного естествознания. – 2010. - №1. – С. 72 – 74.
35. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2009. – 512 с.
36. Петряева Н.С. Формирование культуры общения младших школьников посредством программы кружка «Учимся общаться» / Н.С. Петряева, Л.В. Мамедова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2011. - №8. – С. 92 – 95.
37. Печёнкина Е.В. Программа развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е.В. Печёнкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - №6. – С. 337 – 339.
38. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. – М.: Иедагогика-Пресс, 1994. – 528 с.
39. Платонов К.К. Об изучении психологии учащегося / К.К. Платонов. – М.: Профтехиздат, 1961. – 143 с.
40. Психологический словарь. – М.. 1983.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
42. Рыбаков И.А. О развитии социально-коммуникативных способностей младших школьников / И.А. Рыбаков // Журнал научно-практической информации. – 2011. - №11. – С. 45 – 62.
43. Слепцова К.Д. Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством деловой игры / К.Д. Слепцова, М.И. Андросова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвящённой российской детской психологии. – Якутск, 2013. – С. 76 – 77.
44. Сушилина Н.В. Роль дидактической игры в начальной школе / Н.В. Сушилина // Педагогические науки. – 2013. - №6. – С. 21 – 23.
45. Тамбиева С.О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников: Дис. канд. пед. наук. – Карачаевск, 2007. – 230 с.
46. Теличко О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности младших школьников / О.А. Теличко // Культура. Наука. Интеграция. – 2012. – Т. 17. - №1. – С. 54 – 58.
47. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 536 с.
48. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск, 1976.
49. Уракова Ф.К. Методическая система формирования коммуникативных умений и навыков учащихся национальной школы / Ф.К. Уракова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и Психология. – 2010. - №1.
50. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1074. – 1024 с.
51. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие К. Фопель. – М.: Генезис, 1998.
52. Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга. – М.: Прогесс-Традиция, 1997. – 416 с.
53. Шабля И.Н. Исследование возможности применения дидактической игры на уроках в начальной школе / И.Н. Шабля, А.А. Герасименко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. - №29. – С. 101 – 108.
54. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996.
55. Школьникова М.В. Условия формирования дидактического игрового пространства в начальной школе / М.В. Школьникова, Э.М. Галямова // Наука и школа. – 2013. - №6. –С. 60 – 64.
56. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М., 1994.
57. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки / С.А. Шмаков. – М., 1993.
58. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М., 1974.
59. Яковлев В.Г. Игры для детей / В.Г. Яковлев, А.Н. Гриневский. – М., 1992.
60. Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям / Т.А. Яндукова // Вестник Самарского государственного университета. – 2013. - №8. – С. 283 – 287.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. Анализ современных психолого-педагогических исследований и практика образования позволяют говорить о постоянно растущем интересе науки и общества к проблеме развития коммуникативных способностей школьников. Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла своё отражение в ряде исследований. Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников определяется рядом социальных, психологических, педагогических и практических факторов, среди которых необходимость повышения качества организации учебной деятельности младших школьников на основе коммуникативного взаимодействия и полноправного сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса. Использование дидактических игры позволяет формировать и развивать у обучающихся коммуникативные навыки и умения: находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях. А это значит, что игра может выступать как средство активизации коммуникативной деятельности учащихся.
Анализ состояния изученности проблемы коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности показал, что она актуальна и что исследования в данной области ведутся в разных направлениях. Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в трудах Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, М.Л. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика и др. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных способностей детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения.
Фундаментальные проблемы общения и влияния его на формирование личности исследуются в работах известных отечественных психологов и педагогов, таких, как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др. Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.С. Валявского, В.А. Лабунской, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Л.И. Мищенко, В.С. Мухиной и др. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребёнка.
Ведущей деятельностью младшего школьника является учение, однако игра – наиболее естественное средство усвоения знаний. Именно с помощью игры ребёнок глубже познаёт мир, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, находить средства её реализации (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, О.С. Газман, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик, Г.И. Шукина и др.). Методисты, занимающиеся вопросами языкового образования (М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Е.А. Ленская, Е.И. Негневицкая, З.Н. Никитенко и др.) убеждены в положительном влиянии на образовательный процесс многих видов игр: сюжетно-ролевых, подвижных, творческих, речевых и др., каждая из которых выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у младшего школьника, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений.
Вместе с тем, в теории дидактической игры недостаточно исследований ее использования как средства активизации коммуникативной деятельности учащихся. Выявленные недостатки в теории и практике в аспекте развития коммуникативных способностей младших школьников, а также недостаточная разработанность проблемы активизации их коммуникативной деятельности позволили выявить ряд противоречий между:
- существующей потребностью поиска эффективных условий формирования личности учащегося в аспекте развития ее коммуникативных способностей, выступающей активным субъектом педагогического взаимодействия, и преобладанием авторитарного подхода в практическом решении данной проблемы;
- объективной необходимостью активизации коммуникативной деятельности младших школьников, придания ей эвристического характера и недостаточным организационно-методическим и психолого-педагогическим обеспечением данного процесса.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, содержание, формы и методы активизации коммуникативной деятельности младших школьников?
Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность учащихся начальной школы.
Предмет исследования развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных способностей учащихся младших классов будет более эффективным, если:
- обеспечить мотивацию учения с учетом психолого-педагогических характеристик детей младшего школьного возраста;
- использовать комплекс методически обоснованных дидактических игр;
- определить содержание, формы и методы субъектно-субъектного взаимодействия в рамках организации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1) раскрыть теоретические основы развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр;
2) разработать комплекс дидактических игр по развитию коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста;
3) выявить психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр и экспериментально доказать их эффективность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовой документации по проблеме; синтез, дедукция, индукция и систематизация научных положений; обобщение, сравнение эмпирического материала, изучение продуктов учебной деятельности учащихся; наблюдение, беседа; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Методики исследования: 1) «Оценка коммуникативных умений младших школьников» М. Ступницкой; 2) «Диагностика сформированности умений учащихся начальных классов» З.В. Черепановой.
Опытно-экспериментальная база: исследование осуществлялось в санаторной школе-интернате г. Болгар, выборка включала в себя 50 учащихся (25 из них – экспериментальная группа, 25 контрольная).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Раскрыты теоретические основы развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр: дополнены и систематизированы различные подходы к проблеме коммуникативных способностей и дидактических игр, разработана и внедрена в практику методика развития коммуникативных способностей школьников средствами дидактических игр.
2. Разработан комплекс дидактических игр по развитию коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.
3. Выявлены психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр, а именно: 1) обеспечение мотивации учения с учетом психолого-педагогических характеристик детей младшего школьного возраста; 2) использование комплекса методически обоснованных дидактических игр; 3) определение содержания, форм и методов субъектно- субъектного взаимодействия в рамках организации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы учителями школ, психологами, руководителями учебных заведений, родителями в повышении качества образовательной деятельности учащихся, в целом, а также развития их коммуникативных способностей, в частности.
Исследование включало три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психолого-педагогической литературы, определение объекта и предмета исследования, формулировку темы и проблемы, определение цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла по развитию коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр и проведение констатирующего этапа эксперимента;
- второй этап исследования включал разработку программы развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр и ее апробацию;
- третий этап включал проведение контрольного этапа эксперимента и сравнительно-сопоставительный анализ на начало и конец эксперимента по развитию коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений.


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей
детей младшего школьного возраста средствами дидактических технологий 9
1.1. Характеристика коммуникативных способностей детей младшего
школьного возраста 9
1.2. Понятие и сущность дидактических игр 19
1.3. Особенности развития коммуникативных способностей детей
младшего школьного возраста средствами дидактических игр 29
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальное исследования развития коммуникативных
способностей детей младшего школьного возраста средствами
дидактических игр 37
2.1. Констатирующий эксперимент по определению уровня развития
коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста 37
2.2. Реализация методики развития коммуникативных способностей
средствами дидактических игр на формирующем этапе 42
2.3. Результаты экспериментального исследования 65
Выводы по второй главе 71
Заключение 75
Список литературы 81
Приложения


Заключение

Проведённое нами исследование было посвящено развитию коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр. Ниже представлены основные выводы.
1. Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие динамику и эффективность успешности приобретения знаний и формирования навыков, а также выработку на творческой основе умений установления и поддержания взаимодействия на партнерской основе. Под коммуникативными способностями младших школьников, выступающими средством их социальной адаптации, мы понимаем комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность); уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
2. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата. Дидактические игры, как правило, ограничены во времени. В большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам, их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности. Через решение игровых задач в рамках дидактической игры достигаются цели обучения.
3. Проблема исследования влияния дидактической игры на формирование коммуникативных способностей у младших школьников на уроках русского языка актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным. Необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к русскому языку, сделать его как можно более интересным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в этом возрасте имеет место быть. Именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них заинтересованность в получении знаний. В игре изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения и прочность полученных знаний.
4. С целью определения уровня развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста мы использовали 2 методики: 1) «Оценка коммуникативных умений младших школьников» М. Ступницкой; 2) «Диагностика сформированности умений учащихся начальных классов» З.В. Черепановой. При помощи методики «Оценка коммуникативных умений младших школьников» (М. Ступницкая) на этапе констатирующего эксперимента выявлено, что по параметру «изложение собственных мыслей» низкий уровень зафиксирован у 28% учащихся экспериментальной группы и 24% контрольной, средний – у 60% экспериментальной и 64% контрольной, высокий – по 12% в обеих группах.
5. Исследование по параметру «ведение дискуссии» показало, что в экспериментальной группе низкий уровень показали 44% учащихся, средний – 52%, высокий – 4%. В контрольной группе низкий и средний уровень продемонстрировали по 48% испытуемых, высокий уровень – 4%. По параметру «ведение дискуссии» низкий уровень продемонстрировали 36% учащихся экспериментальной группы и 32% контрольной, средний уровень – 52% учащихся экспериментальной группы и 56% контрольной, высокий уровень – по 12% учащихся каждой их групп. Исследование по параметру «соблюдение социальной дистанции в ходе общения» выявило, что показатели экспериментальной и контрольной групп равны: низкий уровень продемонстрировали по 32% учащихся, средний – по 56%, высокий – по 12%.
6. При помощи методики «Диагностика сформированности учебно-коммуникативных умений учащихся начальных классов» (З.В. Черепанова) по параметру «коммуникация как взаимодействие» выявлено, что низкий уровень показали 24% учащихся в экспериментальной группе и 20% в контрольной, средний уровень – 64% в экспериментальной и 68% в контрольной, высокий – по 12% испытуемых в каждой группе. Исследование по параметру «коммуникация как сотрудничество» выявило, что показатели экспериментальной и контрольной групп равны: низкий уровень продемонстрировали по 40% учащихся, средний – по 48%, высокий – по 12%. Исследование по параметру «коммуникация как условие интериоризации» показало, что в экспериментальной группе низкий уровень продемонстрировали 44% учащихся, средний – 48%, высокий – 8%, в контрольной группе низкий уровень продемонстрировали 52% учащихся, средний – 40%, высокий – 8%.
7. Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили уровни сформированности коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента. Проведённый анализ показал, что на этапе констатирующего эксперимента значимых различий между уровнями коммуникативных способностей учащихся экспериментальной и контрольной группы не обнаружено. Вместе с тем, полученные результаты позволяют утверждать, что развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является насущной необходимостью современной образовательной системы.
8. Структура и содержание работы по развитию коммуникативных способностей определяются на основании двух факторов: 1) специфики овладения детьми разными типами связных высказываний: повествованием, описанием, рассуждением; 2) особенностей формирования внутреннего программирования высказывания. В зависимости от того, в рамках обучения какому типу связного высказывания развивается осознанная речевая активность, вся система работы включает три раздела: развитие элементарной осознанной речевой активности при составлении повествовательных, описательных высказываний и рассуждений. Каждый раздел работы состоит из трех этапов. Первый этап – работа с готовыми дидактическими текстами, включающая ознакомительный и этап материализованного действия. Второй этап – самостоятельное составление детьми связных высказываний, предполагающее совершение внешнеречевых действий программирования. Третий этап – составление творческих связных высказываний определенного типа, подразумевающее совершение действий программирования в форме «внешней речи про себя» и в форме мысленного преобразования обобщенных представлений о структуре высказываний.
9. В течение всего учебного процесса мы наблюдали за изменением навыков и умений учащихся, фиксировали их достижения. По окончании проведения запланированных уроков мы оценили уровень развития коммуникативных способностей учащихся по тому же принципу, что и на этапе констатирующего эксперимента. Исследование по методике «Оценка коммуникативных умений младших школьников» выявило, что на этапе контрольного эксперимента по параметру «изложение собственных мыслей» в экспериментальной группе низкий уровень показали 4% учащихся, средний и высокий – по 48%, в контрольной группе низкий уровень показали 16%, средний – 53% и высокий – 32%.
10. По параметру «ведение дискуссии» низкий уровень выявлен у 24% учащихся экспериментальной и 32% учащихся контрольной группы, средний уровень – у 52% учащихся экспериментальной и 32% учащихся контрольной группы, высокий – у 24% и 4% соответственно. По параметру «взаимодействие в учебной группе (группе сверстников)» низкий уровень показали 16% учащихся экспериментальной группы и 32% контрольной, средний уровень – 36% экспериментальной и 56% контрольной, высокий – 48% и 12% соответственно. По параметру «соблюдение социальной дистанции в ходе общения» низкий уровень показали 12% экспериментальной группы и 28% контрольной, средний уровень – 52% экспериментальной группы и 60% контрольной, высокий – у 36% и 12% соответственно.
11. Исследование по методике «Диагностика сформированности учебно-коммуникативных умений учащихся начальных классов» показало, что на этапе контрольного эксперимента по параметру «коммуникация как взаимодействие» низкий уровень выявлен у 8% учащихся экспериментальной группы и 12% контрольной, средний уровень – у 48% учащихся экспериментальной группы и 72% контрольной, высокий – у 44% и 16% соответственно. По параметру «коммуникация как сотрудничество» низкий уровень в экспериментальной группе показали 16% учащихся, средний – 56%, высокий – 28%, в контрольной группе низкий уровень выявлен у 40% учащихся, средний – у 44%, высокий – у 16%. По параметру «коммуникация как условие интериоризации» выявлено, что низкий уровень показали 20% учащихся экспериментальной и 52% контрольной группы, средний уровень – 56% учащихся экспериментальной и 36% контрольной группы, высокий уровень – 24% и 12% соответственно.
12. Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили уровни сформированности коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группе на этапе контрольного эксперимента. Исследование показало, что значимые изменения между учащимися экспериментальной и контрольной группы наблюдаются по всем измеряемым параметрам: «изложение собственных мыслей» (t = 1,552365), «ведение дискуссии» (t = 1,571810), «взаимодействие в учебной группе» (t = 2,630875), «соблюдение социальной дистанции в ходе общения» (t = 2,195385), «коммуникация как взаимодействие» (t = 1,916935), «коммуникация как сотрудничество» (t = 1,830771), «коммуникация как условие интериоризации» (t = 2,249274). Таким образом, проведённое нами исследование показало, что специально разработанная методика дидактических игр эффективно влияет на развитие коммуникативных способностей учащихся младших классов.


Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: МГУ, 1994.
2. Ахмедбекова Р.Р. Дидактическая игры как средство развития познавательной активности младших школьников / Р.Р. Ахмедбекова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2008. - №3. – С. 20 – 25.
3. Бадмаева Д.Д. Активизация учебной деятельности школьников при использовании дидактических игр: Дис. канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2004. – 187 с.
4. Богданова Г.А. Морфемный разбор как средство развития интереса учащихся к русскому языку / Г.А. Богданова // Русский язык в школе. – 1982. - №5.
5. Букатов В.М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социоигровых технологий обучения школьников / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – Петрозаводск, 2008. – 187 с.
6. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов / Г.С. Васильев. – М., 1977.
7. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно / Л.А. Вербицкая. – М., 2003.
8. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 1008 с.
9. Гаврилова Е.Д. Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся: Дис. канд. пед. наук. – СПб, 2002. – 155 с.
10. Геллер Е.М. Наш друг – игра / Е.М. Геллер. – Минск: Народная асвета, 1979. – 96 с.
11. Герасименко А.А. Использование дидактической игры в проессе обучения младших школьников / А.А. Герасименко, И.Н. Шабля // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2012. - №11. – С. 59 – 64.
12. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младшего школьника: эффективность и перспективы формирования / И.А. Гришанова // Фундаментальные исследования. – 2012. - №11-6. – С. 1364 – 1367.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986.
14. Дмитриева Л.М. Сущность и характеристики феномена игры / Л.М. Дмитриева, И.В. Шевцов // Омский научный вестник. – 2007. - №3. – С. 78 – 81.
15. Ефимова Е.В. Формирование основ коммуникативно-ориентированной культуры учащихся начальной школы в условиях модернизации образования: Дис. канд. пед. наук. – М., 2004. – 174 с.
16. Жажева Д.Д. Формирование лингвистической компетенции на основе использования дидактической игры / Д.Д. Жажева, С.А. Жажева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2013. - №4. – С. 99 – 108.
17. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности как основа их социальной адаптации: Дис. канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2011. – 193 с.
18. Кашницкий В.И. Коммуникативность личности как предмет научного изучения / В.И. Кашницкий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. – Т. 14. - №4. – С. 131 – 137.
19. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и совершенствование: Дис. канд. психол. наук. – М., 1981.
20. Климова А.О. Особенности психодиагностики коммуникативных способностей младших школьников / А.О. Климова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2010. - №9. – С. 119 – 130.
21. Кобякова Г.Н. Особенности развития речевой коммуникации младших школьников / Г.Н. Кобякова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2013. - №2. – С. 18 – 24.
22. Ковалёв А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалёв. – М.: Просвещение, 1965. – 288 с.
23. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей школьников / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2007. - №11.
24. Козырев В.А. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка / В.А. Козырев, В.Д. Черняк. – СПб, 2000.
25. Леонова Е.В. Развитие коммуникативной способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова // Начальная школа. – 2011. - №7. – С. 91 – 96.
26. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: Дис. канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2003.
27. Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. – М., 1993.
28. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-и тт. / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1983. – 4080 с.
29. Михайлов Л.А. Психология общения / Л.А. Михайлов, А.Л. Михайлов, В.П. Соломин. – СПб: Образование, 1994. – 103 с.
30. Мишанова О.Г. Принципы осуществления коммуникативного образования младших школьников / О.Г. Мишанова // Педагогический журнал. – 2012. - №2-3. – С. 95 – 110.
31. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2002.
32. Назарова Т.М. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр: На примере учебного предмета «Иностранный язык»: Дис. канд. пед. наук. – М., 2002. – 155 с.
33. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1988. – 750 с.
34. Озрокова М.Ю. Дидактические игры как средство умственного воспитания младших школьников-билингвов на уроках русского языка / М.Ю. Озрокова // Успехи современного естествознания. – 2010. - №1. – С. 72 – 74.
35. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2009. – 512 с.
36. Петряева Н.С. Формирование культуры общения младших школьников посредством программы кружка «Учимся общаться» / Н.С. Петряева, Л.В. Мамедова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2011. - №8. – С. 92 – 95.
37. Печёнкина Е.В. Программа развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е.В. Печёнкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - №6. – С. 337 – 339.
38. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. – М.: Иедагогика-Пресс, 1994. – 528 с.
39. Платонов К.К. Об изучении психологии учащегося / К.К. Платонов. – М.: Профтехиздат, 1961. – 143 с.
40. Психологический словарь. – М.. 1983.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
42. Рыбаков И.А. О развитии социально-коммуникативных способностей младших школьников / И.А. Рыбаков // Журнал научно-практической информации. – 2011. - №11. – С. 45 – 62.
43. Слепцова К.Д. Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством деловой игры / К.Д. Слепцова, М.И. Андросова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвящённой российской детской психологии. – Якутск, 2013. – С. 76 – 77.
44. Сушилина Н.В. Роль дидактической игры в начальной школе / Н.В. Сушилина // Педагогические науки. – 2013. - №6. – С. 21 – 23.
45. Тамбиева С.О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников: Дис. канд. пед. наук. – Карачаевск, 2007. – 230 с.
46. Теличко О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности младших школьников / О.А. Теличко // Культура. Наука. Интеграция. – 2012. – Т. 17. - №1. – С. 54 – 58.
47. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 536 с.
48. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск, 1976.
49. Уракова Ф.К. Методическая система формирования коммуникативных умений и навыков учащихся национальной школы / Ф.К. Уракова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и Психология. – 2010. - №1.
50. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1074. – 1024 с.
51. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие К. Фопель. – М.: Генезис, 1998.
52. Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга. – М.: Прогесс-Традиция, 1997. – 416 с.
53. Шабля И.Н. Исследование возможности применения дидактической игры на уроках в начальной школе / И.Н. Шабля, А.А. Герасименко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. - №29. – С. 101 – 108.
54. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996.
55. Школьникова М.В. Условия формирования дидактического игрового пространства в начальной школе / М.В. Школьникова, Э.М. Галямова // Наука и школа. – 2013. - №6. –С. 60 – 64.
56. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М., 1994.
57. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки / С.А. Шмаков. – М., 1993.
58. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М., 1974.
59. Яковлев В.Г. Игры для детей / В.Г. Яковлев, А.Н. Гриневский. – М., 1992.
60. Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям / Т.А. Яндукова // Вестник Самарского государственного университета. – 2013. - №8. – С. 283 – 287.


Купить эту работу

Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Портфолио (Дисциплина "Классное руководство")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Сравнение пояснительных записок программ по литературе под ред. В.Ф. Чертова, по ред. Г.С. Меркина

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

конспект Пояснительных записок к программам под ред. В.Я. Корорвиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Рецензия на учебник УМК по литературе для 5 класса под ред. В.Ф. Чертова, Аннотация на методические рекомендации по УМК по литературе под ред. В.Я. Ко

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Занятие по английскому языку "Animals around us" для детей 6-7 лет. Методические рекомендации к нему.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Проект развития туристско-краеведческой направленности дополнительного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

конспект урока по английскому языку 5 класс "dress right"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Написание конспектов для воспитателей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

Проект развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Оформление картотек для детского сада

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Сравнение программ : Екжанова, Стребелева / Баряева, Гаврилушкина (олигофренопедагогика)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽