Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Влияние средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста

  • 70 страниц
  • 2014 год
  • 1234 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования связана с тем, что речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития детей-дошкольников. Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления и организации действий. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – внимание, восприятие, память, мышления, воображение – опосредованы речью. Развитие речи - важнейшее условие полно¬ценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способно¬стей и других сторон психической деятельности. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является периодом наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка, сензитивным периодом развития речи. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно. Отклонение в развитии речи отрицательно сказываться на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности.
Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Успешное решение задач развития речи детей дошкольного возраста зависит от многих условий - речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п. В настоящее время все большее влияние на развитие ребенка, в том числе – на его речевое развитие оказывают СМИ. Телевидение и компьютеризация являются самым массовым и доступным средством информации, активно влияющим на речь детей, начиная с раннего возраста.
Решению задач речевого развития дошкольников посвящены исследования многих психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Г.А.Урунтаева, Т.Б. Филичева, Д.Б. Эльконин и др.). В трудах ученых показано, что основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи и на основе этого - развитие связной речи, решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. Многие специалисты рассматривают факторы, влияющие на речевое развитие детей дошкольного возраста. В то же время, вопросы влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста рассмотрены недостаточно.
Таким образом, исследование влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций по коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста в процессе логопедической работы является актуальным.
Объект исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста.
Цель работы: исследовать влияние средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что современные средства массовой информации оказывают негативное влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста
3. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента определить основные направления и принципы коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.
4. Предложить методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ литературных источников.
2. Эмпирические: эксперимент; наблюдение, анкетный опрос, тестирование.
3. Методы количественного анализа результатов эмпирического исследования;
4.Интерпретационные: метод логического анализа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности развития речи ребенка в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 15
1.3. Воздействие СМИ на речевое развитие детей дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 34
2.2. Методика констатирующего эксперимента 35
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования 41
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 53
3.1. Основные направления и принципы коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста 53
3.2. Методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ЛИТЕРАТУРА 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность данного исследования обусловлена проблемой негативного влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста. Телевизор есть в большинстве современных квартир, причем, как правило, не один: телевизоры стоят в гостиной, на кухне, в спальне. Современные дети превратились в телеманов - они едят и спят, играют, общаются с друзьями и родителями при включенном телевизоре. Телевизор становится для детей основным источником информации. Последствия такого пристрастия к телевизору могут быть довольно серьезными. При всех положительных качествах телевидения, к сожалению, отрицательных качеств от просмотра телепередач больше: нарушается развитие детей – как физическое и психическое, так и речевое. Дети не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, становятся вялыми и малоподвижными, нервными и капризными. Дети, которые много смотрят телевизор, обычно менее подвижны, имеют избыточный вес, у них выше уровень холестерина в крови. Не стоит забывать, что просмотр телепередач для ребенка - большая зрительная нагрузка.
Анализ литературных источников показал, что одной из главных задач речевого воспитания дошкольника является формирование активного словаря и связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание. Связная речь, то есть развёрну¬тые, состоящие из нескольких или многих пред¬ложений высказывания, позволяют ребенку систематично и последовательно излагать свои мысли.
В среднем, а тем более – в старшем дошкольном возрасте, к детям предъявляются серьезные требования в отношении связности рассказывания. В рассказывании по картинке ребенок должен самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию, указывая предположительно время и место действия, придумывать события, предшествующие изображенному и следующие за ним. В рассматриваемом возрасте дети, рассказывая что-то, должны пользоваться высказываниями разных типов — описательными, повествовательными, контаминированными (смешанными). Все эти требования должны учитываться педагогами ДОУ в процессе развития монологической речи дошкольника не только потому, что это важно для его умственного развития (формирования «чувства языка»), но и потому, что это поможет ему адаптироваться в школе, группе сверстников: ребенок, который хорошо рассказывает, станет вызывать интерес, у него появится много друзей, а значит, в будущем он вырастет уверенным в себе, что положительно скажется на развитии его личности.
Проведенный анкетный опрос родителей по разработанной нами анкете «Ребенок и телевидение» показал, что 65,4% детей смотрят телевизор ежедневно. Время ежедневного просмотра телепередач детьми составляет в среднем более двух часов. Двадцать один (41,4%) ребенок смотрит телепередачи безо всякого выбора и исключений. Восемнадцать (34,8%) детей предпочитают проводить свободное время у телевизора, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, общение с семьей и даже игры. Телевизор включен всегда с утра до вечера в 30,8% домов, еще в 46,2% домов телевизор «чаще всего включен». Это показало, что у большинства детей есть реальная возможность превратиться в «телеманов». При этом 48,1% родителей недооценивают негативное влияние телепередач на развитие речи ребенка.
На основании анкетирования родителей мы получили результаты, позволившие разделить детей на две группы: экспериментальную группу, в которую вошли 26 детей, родители которых совершенно не контролируют своих детей, не регулируют процесс влияния СМИ на ребёнка, и контрольную, в которую вошли 26 детей, родители которых осознают глубину проблемы влияния СМИ на их ребёнка и ограничивают влияние телепередач.
Проведенное исследование словарного запаса показало, что результаты детей ЭГ значительно ниже, чем у детей КГ: общие средние баллы соответственно 2,5 и 3,31. Исследование связной речи также показало, что результаты детей ЭГ значительно ниже, чем у детей КГ: общие средние баллы соответственно 2,77 и 3,35.
Таким образом, гипотеза исследования доказана: современные средства массовой информации оказывают негативное влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста.
На основе анализа литературных источников и результатов эксперимента предложен комплекс занятий с использованием сказок и дидактических игр. Процесс обучения строится следующим образом: сначала дети учатся описывать игрушки, затем предметные картинки и, наконец, сюжетные картинки, затем вводится «словесное рисование». В методике развития связной речи можно выделить наглядные, словесные и практические методы. Приемы развития речи (игровые приемы, речевой образец, вопросы, объяснения, оценка действий и ответов детей и др.) составляют основную специфику методики. Развитие речи ребенка представляет собой систему, где задания детям и приемы обучения располагаются от легкого к трудному, где сочетаются разные методы и приемы.
С учетом выявленного негативного влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста, обязательным является привлечение родителей к процессу развития речи детей, подверженных негативному влиянию СМИ. В частности, родителям рекомендуются правила борьбы с телеманией, проводятся беседы специалистов ДОУ и индивидуальные консультации.

ЛИТЕРАТУРА


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. – 364 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2006.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей/ А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-синтез. 2002.
4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. -222 с.
5. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2001. - С. 29-37.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - М.,1984.
7. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996 - 496 с.
8. Влияние СМИ на развитие ребёнка // http:// doshkolnoe.org/sovety-psihologa /vliyanie-smi-na-razvitie-rebyonka.html‎.
9. Володина М.Н. Влияние языка СМИ на современный русский язык / М.Н. Володина // http:// [email protected]
10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996.
11. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2003. - 512 с.
13. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96с.
14. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
15. Глухов В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Глухов, В.П. Ковшиков. – М.: АСТ, 2007.
16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 2006.
17. Дети и СМИ // http://index.php/igraya-ravivaemsya/232-smi.
18. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка; взгляд лингвиста / М.Б. Елисеева // Логопед - 2005. - №4. - С.18.
19. Камаровская Е.В. Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет: все, что нужно знать родителям / Е.В. Камаровская. - СПб. : Питер, 2010.
20. Каптерев П. О природе детей / П. Каптерев. - М.: Карапуз, 2005. – 288с.
21. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 416 с.
22. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / И.Ю. Кондратенко. - М., 2005. – 296 с.
23. Кононова И.Г. Влияние СМИ на развитие детей / И.Г. Кононова // http: // zorenka.moy.su / publ /sovety_logopeda /vlijanie_smi_na_rech_detej / 6-1-0-13.
24. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / Кулагина И. Ю.. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
25. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб, 2003.
26. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000.
27. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Под ред. Ушаковой О.С., Струниной Е.М.: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.:Центр «Владос», 2004. – 288 с.
28. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская и др.–М.: Аркти, 2003.–240 с.
29. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М., Просвещение, Пб.: Речь, 2007. – 392 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. – М.: Academia, 2009. – 640 с.
31. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новотворцева. – Ярославль, «Гринго», 2003. – 254 с.
32. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
33. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова. М. : Мозаика-синтез, 2001.
34. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддьяков. - М.: Речь, 2010.
35. Развитие речи детей 4 — 5 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Вентана-Граф, 2007.
36. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2007 - 712 с.
38. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.
39. Соботович Е.Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е.Ф. Соботович. – М., 1997.
40. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1999.- 263 с.
41. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических учи¬лищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
42. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста
Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
43. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи / Т.Н. Ушакова // Дефектология. – 2004. - №5. - С. 7-14.
44. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева.– М., 2000. – 314 с.
45. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000.
46. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. М., 2003.
47. Шаграева О. А. Детская психология: Учеб. пособие / О.А.Шаграева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – 368 с.
48. Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики / А.М. Шахнарович. — М., 1999.
49. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.Г Зернова. – М., 2007.
50. Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. — Воронеж, 1995. - 226 с.
51. Юдина А. Ю. Влияние СМИ и компьютерных игр на развитие речи и мышления ребенка / А. Ю. Юдина / http://do.gendocs.ru/docs/index-289137.html.
52. Ядэшко И. Развитие речи детей от трех до пяти лет / И. Ядэшко. - М.: Просвещение. 1966.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования связана с тем, что речевое развитие является важным направлением многоаспектного целостного процесса развития детей-дошкольников. Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления и организации действий. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – внимание, восприятие, память, мышления, воображение – опосредованы речью. Развитие речи - важнейшее условие полно¬ценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способно¬стей и других сторон психической деятельности. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является периодом наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка, сензитивным периодом развития речи. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно. Отклонение в развитии речи отрицательно сказываться на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности.
Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Успешное решение задач развития речи детей дошкольного возраста зависит от многих условий - речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п. В настоящее время все большее влияние на развитие ребенка, в том числе – на его речевое развитие оказывают СМИ. Телевидение и компьютеризация являются самым массовым и доступным средством информации, активно влияющим на речь детей, начиная с раннего возраста.
Решению задач речевого развития дошкольников посвящены исследования многих психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Г.А.Урунтаева, Т.Б. Филичева, Д.Б. Эльконин и др.). В трудах ученых показано, что основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи и на основе этого - развитие связной речи, решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. Многие специалисты рассматривают факторы, влияющие на речевое развитие детей дошкольного возраста. В то же время, вопросы влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста рассмотрены недостаточно.
Таким образом, исследование влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций по коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста в процессе логопедической работы является актуальным.
Объект исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста.
Цель работы: исследовать влияние средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что современные средства массовой информации оказывают негативное влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста
3. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента определить основные направления и принципы коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.
4. Предложить методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ литературных источников.
2. Эмпирические: эксперимент; наблюдение, анкетный опрос, тестирование.
3. Методы количественного анализа результатов эмпирического исследования;
4.Интерпретационные: метод логического анализа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности развития речи ребенка в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 15
1.3. Воздействие СМИ на речевое развитие детей дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 34
2.2. Методика констатирующего эксперимента 35
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования 41
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 53
3.1. Основные направления и принципы коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста 53
3.2. Методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ЛИТЕРАТУРА 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность данного исследования обусловлена проблемой негативного влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста. Телевизор есть в большинстве современных квартир, причем, как правило, не один: телевизоры стоят в гостиной, на кухне, в спальне. Современные дети превратились в телеманов - они едят и спят, играют, общаются с друзьями и родителями при включенном телевизоре. Телевизор становится для детей основным источником информации. Последствия такого пристрастия к телевизору могут быть довольно серьезными. При всех положительных качествах телевидения, к сожалению, отрицательных качеств от просмотра телепередач больше: нарушается развитие детей – как физическое и психическое, так и речевое. Дети не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, становятся вялыми и малоподвижными, нервными и капризными. Дети, которые много смотрят телевизор, обычно менее подвижны, имеют избыточный вес, у них выше уровень холестерина в крови. Не стоит забывать, что просмотр телепередач для ребенка - большая зрительная нагрузка.
Анализ литературных источников показал, что одной из главных задач речевого воспитания дошкольника является формирование активного словаря и связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание. Связная речь, то есть развёрну¬тые, состоящие из нескольких или многих пред¬ложений высказывания, позволяют ребенку систематично и последовательно излагать свои мысли.
В среднем, а тем более – в старшем дошкольном возрасте, к детям предъявляются серьезные требования в отношении связности рассказывания. В рассказывании по картинке ребенок должен самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию, указывая предположительно время и место действия, придумывать события, предшествующие изображенному и следующие за ним. В рассматриваемом возрасте дети, рассказывая что-то, должны пользоваться высказываниями разных типов — описательными, повествовательными, контаминированными (смешанными). Все эти требования должны учитываться педагогами ДОУ в процессе развития монологической речи дошкольника не только потому, что это важно для его умственного развития (формирования «чувства языка»), но и потому, что это поможет ему адаптироваться в школе, группе сверстников: ребенок, который хорошо рассказывает, станет вызывать интерес, у него появится много друзей, а значит, в будущем он вырастет уверенным в себе, что положительно скажется на развитии его личности.
Проведенный анкетный опрос родителей по разработанной нами анкете «Ребенок и телевидение» показал, что 65,4% детей смотрят телевизор ежедневно. Время ежедневного просмотра телепередач детьми составляет в среднем более двух часов. Двадцать один (41,4%) ребенок смотрит телепередачи безо всякого выбора и исключений. Восемнадцать (34,8%) детей предпочитают проводить свободное время у телевизора, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, общение с семьей и даже игры. Телевизор включен всегда с утра до вечера в 30,8% домов, еще в 46,2% домов телевизор «чаще всего включен». Это показало, что у большинства детей есть реальная возможность превратиться в «телеманов». При этом 48,1% родителей недооценивают негативное влияние телепередач на развитие речи ребенка.
На основании анкетирования родителей мы получили результаты, позволившие разделить детей на две группы: экспериментальную группу, в которую вошли 26 детей, родители которых совершенно не контролируют своих детей, не регулируют процесс влияния СМИ на ребёнка, и контрольную, в которую вошли 26 детей, родители которых осознают глубину проблемы влияния СМИ на их ребёнка и ограничивают влияние телепередач.
Проведенное исследование словарного запаса показало, что результаты детей ЭГ значительно ниже, чем у детей КГ: общие средние баллы соответственно 2,5 и 3,31. Исследование связной речи также показало, что результаты детей ЭГ значительно ниже, чем у детей КГ: общие средние баллы соответственно 2,77 и 3,35.
Таким образом, гипотеза исследования доказана: современные средства массовой информации оказывают негативное влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста.
На основе анализа литературных источников и результатов эксперимента предложен комплекс занятий с использованием сказок и дидактических игр. Процесс обучения строится следующим образом: сначала дети учатся описывать игрушки, затем предметные картинки и, наконец, сюжетные картинки, затем вводится «словесное рисование». В методике развития связной речи можно выделить наглядные, словесные и практические методы. Приемы развития речи (игровые приемы, речевой образец, вопросы, объяснения, оценка действий и ответов детей и др.) составляют основную специфику методики. Развитие речи ребенка представляет собой систему, где задания детям и приемы обучения располагаются от легкого к трудному, где сочетаются разные методы и приемы.
С учетом выявленного негативного влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста, обязательным является привлечение родителей к процессу развития речи детей, подверженных негативному влиянию СМИ. В частности, родителям рекомендуются правила борьбы с телеманией, проводятся беседы специалистов ДОУ и индивидуальные консультации.

ЛИТЕРАТУРА


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. – 364 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2006.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей/ А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-синтез. 2002.
4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. -222 с.
5. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2001. - С. 29-37.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - М.,1984.
7. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996 - 496 с.
8. Влияние СМИ на развитие ребёнка // http:// doshkolnoe.org/sovety-psihologa /vliyanie-smi-na-razvitie-rebyonka.html‎.
9. Володина М.Н. Влияние языка СМИ на современный русский язык / М.Н. Володина // http:// [email protected]
10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996.
11. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2003. - 512 с.
13. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96с.
14. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
15. Глухов В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Глухов, В.П. Ковшиков. – М.: АСТ, 2007.
16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 2006.
17. Дети и СМИ // http://index.php/igraya-ravivaemsya/232-smi.
18. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка; взгляд лингвиста / М.Б. Елисеева // Логопед - 2005. - №4. - С.18.
19. Камаровская Е.В. Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет: все, что нужно знать родителям / Е.В. Камаровская. - СПб. : Питер, 2010.
20. Каптерев П. О природе детей / П. Каптерев. - М.: Карапуз, 2005. – 288с.
21. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 416 с.
22. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / И.Ю. Кондратенко. - М., 2005. – 296 с.
23. Кононова И.Г. Влияние СМИ на развитие детей / И.Г. Кононова // http: // zorenka.moy.su / publ /sovety_logopeda /vlijanie_smi_na_rech_detej / 6-1-0-13.
24. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / Кулагина И. Ю.. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
25. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб, 2003.
26. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000.
27. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Под ред. Ушаковой О.С., Струниной Е.М.: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.:Центр «Владос», 2004. – 288 с.
28. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская и др.–М.: Аркти, 2003.–240 с.
29. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М., Просвещение, Пб.: Речь, 2007. – 392 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. – М.: Academia, 2009. – 640 с.
31. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новотворцева. – Ярославль, «Гринго», 2003. – 254 с.
32. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
33. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова. М. : Мозаика-синтез, 2001.
34. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддьяков. - М.: Речь, 2010.
35. Развитие речи детей 4 — 5 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Вентана-Граф, 2007.
36. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2007 - 712 с.
38. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.
39. Соботович Е.Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е.Ф. Соботович. – М., 1997.
40. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1999.- 263 с.
41. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических учи¬лищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
42. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста
Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
43. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи / Т.Н. Ушакова // Дефектология. – 2004. - №5. - С. 7-14.
44. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева.– М., 2000. – 314 с.
45. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000.
46. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. М., 2003.
47. Шаграева О. А. Детская психология: Учеб. пособие / О.А.Шаграева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – 368 с.
48. Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики / А.М. Шахнарович. — М., 1999.
49. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.Г Зернова. – М., 2007.
50. Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. — Воронеж, 1995. - 226 с.
51. Юдина А. Ю. Влияние СМИ и компьютерных игр на развитие речи и мышления ребенка / А. Ю. Юдина / http://do.gendocs.ru/docs/index-289137.html.
52. Ядэшко И. Развитие речи детей от трех до пяти лет / И. Ядэшко. - М.: Просвещение. 1966.

Купить эту работу

Влияние средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Урок как основная форма организации процесса обучения в современной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМННЫХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологические особенности коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие двигательных умений и навыков у детей раннего возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Дидактические игры, как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽