Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Состояние общей моторики у старших дошкольников с ОНР.

  • 71 страниц
  • 2014 год
  • 748 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определена тем, что в последнее время отмечается стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических причин. Одним из наиболее распространенных нарушений речевого развития у детей является общее недоразвитие речи (ОНР). Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством. Учитывая полиморфность данного нарушения, в процессе коррекционной работы логопедам следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка. При этом развитие моторики ребенка и систем, обеспечивающих мышечную деятельность, позволяют более успешно решать задачи дальнейшего совершенствования физического воспитания и трудового обучения детей с целью подготовки молодого поколения к деятельности в различных сферах жизни. Двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития психомоторной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий.
Вопросы управления движениями давно привлекают внимание физиологов. Исследования высшей нервной деятельности, проведенные И.М. Сеченовым [44], И.П. Павловым [38] и их последователями, позволяют использовать знания об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Учение И.П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двигательных навыков.
В процессе онтогенеза психическое развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь настолько сильна, что нарушения психического развития создают многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, и определение «психомоторное развитие» используется в отношении как нормы, так и патологии. Роль речи в формировании произвольных движений изучал А.Р.Лурия, который отмечал, что речь ребенка, сопровождая его двигательные реакции, упорядочивает их, преодолевает их диффузный, импульсивный характер, делает их более организованными и дифференцированными [32].
В результате исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста (Р.Е. Левина [24; 25], Н.А. Никашина [25], Л.Ф. Спирова [25] и другие) в специальной литературе сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи, обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР, предложена психолого-педагогическая типология детей с ОНР (Н.С. Жукова [13], Р.Е. Левина [25], Е.М. Мастюкова [35] и другие). На основе изучения психических особенностей детей данной группы решаются вопросы дифференциальной диагностики ОНР со сходными по проявлениям нарушениями, обозначены направления коррекционно-педагогической работы по развитию речи (Н.С.Жукова [13;14], Е.М. Мастюкова [34; 35], Т.Б. Филичева [46; 47], Г.В.Чиркина [47; 49] и др.).
В то же время, в специальной литературе, посвященной ОНР, основное внимание уделено структуре речевого дефекта и недостаточно широко описываются и анализируются нарушения общей моторики. Вопросы развития общей моторики, характер формирования двигательных навыков у детей данной категории также освещены фрагментарно. Чаще всего лишь констатируется факт недостаточности общей моторики, отмечаются нарушения объема, точности, координации выполняемых движений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Наличие особенностей моторного развития у детей с общим недоразвитием речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей психомоторных функций. Это делает актуальным исследование развития общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи и разработку методики коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников данной категории.
Объектом исследования является моторное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: специфика развития общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Целью работы является выявление состояния общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи и подбор методики коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников данной категории.
Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по теме исследования.
2. Подобрать методику исследования общей моторики детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе констатирующего эксперимента.
4. Подобрать методику коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования (по Б.Г.Ананьеву [1]):
1. Организационные методы: сравнительный.
2. Эмпирические методы: биографические (сбор и анализ анамнестических данных), экспериментальные (констатирующий эксперимент).
3.Количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения, общим объемом 70 страниц печатного текста. Текст включает 6 таблиц и 5 гистограмм.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Моторика. Виды. Значение 7
1.2. Развитие моторики в онтогенезе и взаимосвязь речевого и моторного развития 11
1.3. Понятие общего недоразвития речи, психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 17
1.4. Характеристика моторного развития детей с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 31
2.1. Цель, задачи, этапы констатирующего эксперимента 31
2.2. Теоретическое обоснование методики исследования общей моторики у дошкольников 32
2.3. Методика исследования общей моторики у дошкольников 34
2.4. Организация констатирующего эксперимента и характеристика обследуемого контингента 39
ГЛАВА III. НАРУШЕНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 42
ГЛАВА IV. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 55
4.1. Принципы, цель, задачи, методы и организация коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 55
4.2. Методика коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем, двигательная система имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов.
В синдроме имеющихся нарушений у детей с ОНР, наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд не речевых симптомов, в частности нарушения моторных функций. В специальной литературе описываются и анализируются нарушения мелкой и общей моторики, речедвигательной сферы. В то же время и в настоящее время поиск новых и эффективных средств и методов коррекции двигательной сферы дошкольников с речевыми нарушениями продолжает оставаться актуальным.
Целью данного исследования являлось выявление состояния общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи и подбор методики коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников данной категории. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования выяснилось, что сущность развития моторики в нормальном онтогенезе заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, а и в накоплении ребенком на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого им исключительно в процессе двигательной активности и речевого общения с окружающими людьми. Формирование двигательной функциональной системы человека происходит при активном участии речи под непосредственным влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Различные нарушения моторных функций являются распространенным симптомом при речевых нарушениях. Дети с ОНР часто имеют отставание в развитии двигательной сферы, которое выражается в трудностях выполнения движения по словесной инструкции, особенно при воспроизведении серии двигательных актов (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания).
Для подтверждения теоретических выводов было организовано исследование уровня развития общей моторики детей дошкольного возраста. В ходе эмпирического исследования были подобраны методики исследования общей моторики детей дошкольного возраста, которые позволяет выявить особенности моторного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием. Методика исследования общей моторики дошкольников состояла из следующих заданий: статическая координация; динамическая координация; скорость движения и одновременность движений.
В результате констатирующего эксперимента выяснилось, что у дошкольников с ОНР наблюдаются различные уровни сформированности моторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью. Внутри каждой группы дошкольников были выявлены и проанализированы доминирующие по несформированности уровни организации движений.
1-я группа – дошкольники со средним уровнем развития моторики. На данном уровне оказалось 6 детей с ОНР. У детей данной группы сформирована статическая координация движений – они умеют по заданию фиксировать определенное время нужную позу; сформирована динамическая координация движений – движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности. Несколько медленный темп выполнения заданий, наличие единичных ошибок при выполнении движений, некоторые трудности в координации движений.
2-я группа – дети с низким уровнем развития моторики. К данной группе отнесено 9 дошкольников с ОНР. Двигательные расстройства у них выражаются или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойства, хаотичности движений. Характерным для дошкольников данной группы было нарушение как статической, так и динамической координации движений со стороны общей мускулатуры. Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений. Особенно страдает динамический праксис. Дошкольники с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, а двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении детям необходимы наглядные образцы.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что дети с нарушением речи нуждаются в проведении коррекционной работы, направленной на формирование как статической, так и динамической организации движения. При этом, разный уровень сформированности моторики обусловливает дифференцированный подход к детям с учетом структуры уровневых поражений двигательной сферы, определяет различия в содержании и приемах коррекционно-логопедической работы, а также в подборе дидактического материала.
Основой предлагаемого содержания и последовательности логопедической работы по развитию общей моторики дошкольников с ОНР являются материалы Л.В.Лопатиной, Н.В. Серебряковой. При подборе дидактических игр и упражнений использованы материалы Е.В. Беловой и В.А. Солнцевой.
Работу по совершенствованию общей моторики необходимо строить в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).
Направления коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи: совершенствование статической координации; совершенствование динамической координации; совершенствование скорости движения; совершенствование одновременности движений.
Предложенные направления коррекционной работы, разработанные с учётом специфики выявленных нарушений общей моторики у дошкольников с ОНР, и подобранные дидактические игры и упражнения, очевидно, будут способствовать нормализации общей моторики у детей старшего дошкольного возраста данной категории.
На основании всего выше перечисленного можно сделать вывод, что цель исследования достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288с.
2. Белова Е.В. Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников посредством двигательной активности / Е.В. Белова // Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 31-33.
3. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. – М.: Просвещение, 1991. – 345с.
4. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 254с.
5. Большой словарь медицинских терминов / Сост. В. Федотов. - М.: Центрполиграф, 2007. - 960 с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 144с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
8. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии. – М., 1954. - С. 81- 86.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365с.
10. Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Экономика, 1997. – С. 227 – 239.
11. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 324 с.
12. Гуревич М.А., Озерецкий Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. – М.: Гос. мед. изд-во,1930. – 174с.
13. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004. – 320с.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1986. - 430 с.
16. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
17. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008. – 232с.
18. Иншакова О.Б. Альбом логопеда. – М.: Гуманитар.изд. центр Владос, 2005.- 279с.
19. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96с.
20. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. – М.: Педагогика, 1975. - 174с.
21. Лаврова Т.Б. Об основах физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ОНР // Логопед в дет. саду. - 2008. - № 3. - С. 49-53.
22. Лалаева Р.И. Логопатопсихология. – М.: Владос, 2011. – 464с.
23. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 32 с.
24. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова и др. // Основы теории и практики логопедии. - М., 1967. - С. 67- 165.
25. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
26. Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 703с.
27. Лопатина Л.В. Развитие моторных функций и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников с ОНР. – СПб.: Образование, 2001. – 223с.
28. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление нарушений речи у дошкольников, коррекция стертой дизартрии. – СПб.: Союз, 2000. – 192с.
29. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение - 3-е издание / И.С. Лопухина. - М. : Корона-Принт, 2012. - 192с.
30. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
31. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2003. – 257с.
32. Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под редакцией Е.Д. Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320с.
33. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 192с.
34. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.
35. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985. – 190с.
36. Никандров В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2004. – 101 с.
37. Осокина Т.Н. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986. - 304 с.
38. Павлов И.П. Физиологические механизмы так называемых произвольных движений // Полн. собр. соч. Т. 3. – М., 1951.– С. 81 – 112.
39. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 4: Навыки общей моторики. Пер. с англ. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. — 168с.
40. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001. – 256с.
41. Ромусик М.Н. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 32-37.
42. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд., испр. и доп. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. — М.: АРКТИ, 2001. — 208 с.
43. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: ACADEMA, 2002. – 159с.
44. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Изд. АН СССР, 1961. – 225с.
45. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики / В.А. Солнцева, Т.В. Белова. - М.: Астрель, 2007. – 95 с.
46. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2009. – 314с.
47. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
48. Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии речи ребёнка раннего возраста. Исследование языка и речи. – М.: Изд-во МГПИИЯ, 1971. – – 242 с.
49. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. – М.: АРКТИ, 2002. – 240с.
50. Шашкина Г.Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент: Издательский дом ТГУ, 1995. –72 с.
51. Швецов А. Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 176с.
52. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб., Речь, 2003. – 240с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определена тем, что в последнее время отмечается стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических причин. Одним из наиболее распространенных нарушений речевого развития у детей является общее недоразвитие речи (ОНР). Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством. Учитывая полиморфность данного нарушения, в процессе коррекционной работы логопедам следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка. При этом развитие моторики ребенка и систем, обеспечивающих мышечную деятельность, позволяют более успешно решать задачи дальнейшего совершенствования физического воспитания и трудового обучения детей с целью подготовки молодого поколения к деятельности в различных сферах жизни. Двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития психомоторной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий.
Вопросы управления движениями давно привлекают внимание физиологов. Исследования высшей нервной деятельности, проведенные И.М. Сеченовым [44], И.П. Павловым [38] и их последователями, позволяют использовать знания об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Учение И.П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двигательных навыков.
В процессе онтогенеза психическое развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь настолько сильна, что нарушения психического развития создают многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, и определение «психомоторное развитие» используется в отношении как нормы, так и патологии. Роль речи в формировании произвольных движений изучал А.Р.Лурия, который отмечал, что речь ребенка, сопровождая его двигательные реакции, упорядочивает их, преодолевает их диффузный, импульсивный характер, делает их более организованными и дифференцированными [32].
В результате исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста (Р.Е. Левина [24; 25], Н.А. Никашина [25], Л.Ф. Спирова [25] и другие) в специальной литературе сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи, обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР, предложена психолого-педагогическая типология детей с ОНР (Н.С. Жукова [13], Р.Е. Левина [25], Е.М. Мастюкова [35] и другие). На основе изучения психических особенностей детей данной группы решаются вопросы дифференциальной диагностики ОНР со сходными по проявлениям нарушениями, обозначены направления коррекционно-педагогической работы по развитию речи (Н.С.Жукова [13;14], Е.М. Мастюкова [34; 35], Т.Б. Филичева [46; 47], Г.В.Чиркина [47; 49] и др.).
В то же время, в специальной литературе, посвященной ОНР, основное внимание уделено структуре речевого дефекта и недостаточно широко описываются и анализируются нарушения общей моторики. Вопросы развития общей моторики, характер формирования двигательных навыков у детей данной категории также освещены фрагментарно. Чаще всего лишь констатируется факт недостаточности общей моторики, отмечаются нарушения объема, точности, координации выполняемых движений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Наличие особенностей моторного развития у детей с общим недоразвитием речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей психомоторных функций. Это делает актуальным исследование развития общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи и разработку методики коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников данной категории.
Объектом исследования является моторное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: специфика развития общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Целью работы является выявление состояния общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи и подбор методики коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников данной категории.
Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по теме исследования.
2. Подобрать методику исследования общей моторики детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе констатирующего эксперимента.
4. Подобрать методику коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования (по Б.Г.Ананьеву [1]):
1. Организационные методы: сравнительный.
2. Эмпирические методы: биографические (сбор и анализ анамнестических данных), экспериментальные (констатирующий эксперимент).
3.Количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения, общим объемом 70 страниц печатного текста. Текст включает 6 таблиц и 5 гистограмм.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Моторика. Виды. Значение 7
1.2. Развитие моторики в онтогенезе и взаимосвязь речевого и моторного развития 11
1.3. Понятие общего недоразвития речи, психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 17
1.4. Характеристика моторного развития детей с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 31
2.1. Цель, задачи, этапы констатирующего эксперимента 31
2.2. Теоретическое обоснование методики исследования общей моторики у дошкольников 32
2.3. Методика исследования общей моторики у дошкольников 34
2.4. Организация констатирующего эксперимента и характеристика обследуемого контингента 39
ГЛАВА III. НАРУШЕНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 42
ГЛАВА IV. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 55
4.1. Принципы, цель, задачи, методы и организация коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 55
4.2. Методика коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем, двигательная система имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов.
В синдроме имеющихся нарушений у детей с ОНР, наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд не речевых симптомов, в частности нарушения моторных функций. В специальной литературе описываются и анализируются нарушения мелкой и общей моторики, речедвигательной сферы. В то же время и в настоящее время поиск новых и эффективных средств и методов коррекции двигательной сферы дошкольников с речевыми нарушениями продолжает оставаться актуальным.
Целью данного исследования являлось выявление состояния общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи и подбор методики коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников данной категории. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования выяснилось, что сущность развития моторики в нормальном онтогенезе заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, а и в накоплении ребенком на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого им исключительно в процессе двигательной активности и речевого общения с окружающими людьми. Формирование двигательной функциональной системы человека происходит при активном участии речи под непосредственным влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Различные нарушения моторных функций являются распространенным симптомом при речевых нарушениях. Дети с ОНР часто имеют отставание в развитии двигательной сферы, которое выражается в трудностях выполнения движения по словесной инструкции, особенно при воспроизведении серии двигательных актов (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания).
Для подтверждения теоретических выводов было организовано исследование уровня развития общей моторики детей дошкольного возраста. В ходе эмпирического исследования были подобраны методики исследования общей моторики детей дошкольного возраста, которые позволяет выявить особенности моторного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием. Методика исследования общей моторики дошкольников состояла из следующих заданий: статическая координация; динамическая координация; скорость движения и одновременность движений.
В результате констатирующего эксперимента выяснилось, что у дошкольников с ОНР наблюдаются различные уровни сформированности моторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью. Внутри каждой группы дошкольников были выявлены и проанализированы доминирующие по несформированности уровни организации движений.
1-я группа – дошкольники со средним уровнем развития моторики. На данном уровне оказалось 6 детей с ОНР. У детей данной группы сформирована статическая координация движений – они умеют по заданию фиксировать определенное время нужную позу; сформирована динамическая координация движений – движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности. Несколько медленный темп выполнения заданий, наличие единичных ошибок при выполнении движений, некоторые трудности в координации движений.
2-я группа – дети с низким уровнем развития моторики. К данной группе отнесено 9 дошкольников с ОНР. Двигательные расстройства у них выражаются или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойства, хаотичности движений. Характерным для дошкольников данной группы было нарушение как статической, так и динамической координации движений со стороны общей мускулатуры. Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений. Особенно страдает динамический праксис. Дошкольники с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, а двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении детям необходимы наглядные образцы.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что дети с нарушением речи нуждаются в проведении коррекционной работы, направленной на формирование как статической, так и динамической организации движения. При этом, разный уровень сформированности моторики обусловливает дифференцированный подход к детям с учетом структуры уровневых поражений двигательной сферы, определяет различия в содержании и приемах коррекционно-логопедической работы, а также в подборе дидактического материала.
Основой предлагаемого содержания и последовательности логопедической работы по развитию общей моторики дошкольников с ОНР являются материалы Л.В.Лопатиной, Н.В. Серебряковой. При подборе дидактических игр и упражнений использованы материалы Е.В. Беловой и В.А. Солнцевой.
Работу по совершенствованию общей моторики необходимо строить в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).
Направления коррекционно-логопедической работы по совершенствованию общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи: совершенствование статической координации; совершенствование динамической координации; совершенствование скорости движения; совершенствование одновременности движений.
Предложенные направления коррекционной работы, разработанные с учётом специфики выявленных нарушений общей моторики у дошкольников с ОНР, и подобранные дидактические игры и упражнения, очевидно, будут способствовать нормализации общей моторики у детей старшего дошкольного возраста данной категории.
На основании всего выше перечисленного можно сделать вывод, что цель исследования достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288с.
2. Белова Е.В. Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников посредством двигательной активности / Е.В. Белова // Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 31-33.
3. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. – М.: Просвещение, 1991. – 345с.
4. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 254с.
5. Большой словарь медицинских терминов / Сост. В. Федотов. - М.: Центрполиграф, 2007. - 960 с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 144с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
8. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии. – М., 1954. - С. 81- 86.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365с.
10. Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Экономика, 1997. – С. 227 – 239.
11. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 324 с.
12. Гуревич М.А., Озерецкий Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. – М.: Гос. мед. изд-во,1930. – 174с.
13. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004. – 320с.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1986. - 430 с.
16. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
17. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008. – 232с.
18. Иншакова О.Б. Альбом логопеда. – М.: Гуманитар.изд. центр Владос, 2005.- 279с.
19. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96с.
20. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. – М.: Педагогика, 1975. - 174с.
21. Лаврова Т.Б. Об основах физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ОНР // Логопед в дет. саду. - 2008. - № 3. - С. 49-53.
22. Лалаева Р.И. Логопатопсихология. – М.: Владос, 2011. – 464с.
23. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 32 с.
24. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова и др. // Основы теории и практики логопедии. - М., 1967. - С. 67- 165.
25. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
26. Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 703с.
27. Лопатина Л.В. Развитие моторных функций и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников с ОНР. – СПб.: Образование, 2001. – 223с.
28. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление нарушений речи у дошкольников, коррекция стертой дизартрии. – СПб.: Союз, 2000. – 192с.
29. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение - 3-е издание / И.С. Лопухина. - М. : Корона-Принт, 2012. - 192с.
30. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
31. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2003. – 257с.
32. Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под редакцией Е.Д. Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320с.
33. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 192с.
34. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.
35. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985. – 190с.
36. Никандров В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2004. – 101 с.
37. Осокина Т.Н. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986. - 304 с.
38. Павлов И.П. Физиологические механизмы так называемых произвольных движений // Полн. собр. соч. Т. 3. – М., 1951.– С. 81 – 112.
39. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 4: Навыки общей моторики. Пер. с англ. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. — 168с.
40. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001. – 256с.
41. Ромусик М.Н. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 32-37.
42. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд., испр. и доп. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. — М.: АРКТИ, 2001. — 208 с.
43. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: ACADEMA, 2002. – 159с.
44. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Изд. АН СССР, 1961. – 225с.
45. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики / В.А. Солнцева, Т.В. Белова. - М.: Астрель, 2007. – 95 с.
46. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2009. – 314с.
47. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
48. Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии речи ребёнка раннего возраста. Исследование языка и речи. – М.: Изд-во МГПИИЯ, 1971. – – 242 с.
49. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. – М.: АРКТИ, 2002. – 240с.
50. Шашкина Г.Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент: Издательский дом ТГУ, 1995. –72 с.
51. Швецов А. Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 176с.
52. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб., Речь, 2003. – 240с.

Купить эту работу

Состояние общей моторики у старших дошкольников с ОНР.

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Портфолио (Дисциплина "Классное руководство")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Сравнение пояснительных записок программ по литературе под ред. В.Ф. Чертова, по ред. Г.С. Меркина

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

конспект Пояснительных записок к программам под ред. В.Я. Корорвиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Рецензия на учебник УМК по литературе для 5 класса под ред. В.Ф. Чертова, Аннотация на методические рекомендации по УМК по литературе под ред. В.Я. Ко

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Занятие по английскому языку "Animals around us" для детей 6-7 лет. Методические рекомендации к нему.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Проект развития туристско-краеведческой направленности дополнительного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

конспект урока по английскому языку 5 класс "dress right"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Написание конспектов для воспитателей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

Проект развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Оформление картотек для детского сада

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Сравнение программ : Екжанова, Стребелева / Баряева, Гаврилушкина (олигофренопедагогика)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽