Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Коррекция фонетических нарушений у детей с ОНР

  • 78 страниц
  • 2013 год
  • 656 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

АленаИгоревна

Старые заказчики, делайте персональный заказ, только так я смогу о нём узнать.

3500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии. При этом фонетико-фонематическое недоразвитие представляет наиболее распространенное речевое нарушение у дошкольников. По данным отечественных авторов (М.Ю. Викторова, Т.Б. Филичева и др.), в логопедических группах более половины детей составляют дети с фонетическими и фонематическими нарушениями [5, с. 84].
Большинство современных исследователей в области специальной педагогики указывают на усложнение структуры отклонений, значительное увеличение сочетанных нарушений у различных категорий детей. Эта тенденция отмечается и в отношении детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (Л.С. Вакуленко, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева и др.). Осложняют ситуацию и социальные процессы: увеличилось количество детей, воспитывающихся в двуязычных семьях, что также составляет определенную проблему в воспитании правильного произношения звуков русского языка.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития и формирования речи у детей. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка», – подчеркивает Д.Б. Эльконин [54, с. 5]. Несомненно, что полноценное развитие речи является одним из основных критериев готовности к школьному обучению. Нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, недостаточное владение навыками звукового анализ и синтеза – дисграфии на почве несформированности фонематического анализа слов. Фонетико-фонематическое недоразвитие приводит к недостаточному развитию связной речи детей. Своевременная квалифицированная диагностика и коррекция фонетико-фонематических нарушений в дошкольном возрасте позволяет предотвратить многие осложнения речевого развития и подготовить детей к усвоению программы общеобразовательной школы. Таким образом, изучение основ и условий эффективности коррекционной работы с дошкольниками с фонетико-фонематическими нарушениями является в настоящее время весьма актуальным.
Степень изученности. Проблеме коррекции речевых и, в том числе, фонетических нарушений у детей в отечественной науке уделяется большое внимание. Весьма полно изучены проявления общего недоразвития речи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.В. Микляевой, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Этими авторами на основе исследований закономерностей общего недоразвития речи разной этиологии были разработаны пути преодоления, определено содержание коррекционного обучения и воспитания, заложены методы обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Характер фонетико-фонематических нарушений и основы их коррекции раскрываются в работах Р.Е. Левиной, Л.С. Вакуленко, Т.В. Волосовец, О.Н. Жовницкой, С.Ф. Ивановой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Большое значение для нашей темы имеют практические разработки логопедов. Они охватывают такие важнейшие аспекты коррекционной работы, как: организация и структура занятий (В.В. Коноваленко, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина), содержание и методы работы на различных этапах логопедического воздействия (О.А. Мартынова, Т.В. Семенкова, Г.А. Кадильникова, Л.Г. Кобцева, А.Г. Тесленко, Т.А. Ткаченко и др.). Богатство и даже некоторая «пестрота» предлагаемых методов, приемов и средств работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития детей отражают творческую активность специалистов. Вместе с тем, такое положение указывает на необходимость систематизации и упорядочения имеющихся наработок.
Объект исследования: психолого-педагогический процесс логопедической работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности и условия эффективности работы по коррекции фонетических нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
Цель работы: изучить теоретические и практические основы эффективности коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
Для достижения заявленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) осветить этиологию и классификацию нарушений речи, психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи;
2) охарактеризовать фонетико-фонематические нарушения у детей с общим недоразвитием речи;
3) обобщить методические положения по организации и методам коррекции фонетических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4) провести опытно-экспериментальное исследование эффективности коррекции фонетических нарушений у старших дошкольников;
5) проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования, сделать выводы.
Нами выдвигается гипотеза исследования о том, что коррекция фонетических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет проходить наиболее эффективно при условии реализации поэтапного логопедического воздействия, основанного на взаимосвязи следующих компонентов: развитие фонематического слуха, воспитание артикуляционных навыков.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
1) положения о сущности и структуре нарушений у детей с общим недоразвитием речи; о проявлениях фонетических нарушений у детей с общим недоразвитием речи (Л.С. Вакуленко, Т.В. Волосовец, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.);
2) теоретические и методические разработки по коррекции фонетических нарушений у детей с общим недоразвитием речи (О.Н. Жовницкая, В.В. Коноваленко, О.А. Мартынова, Г.А. Кадильникова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина и др.).
Методы исследования:
1) теоретические (анализ литературы по теме, теоретическое сравнение и обобщение);
2) биографический (анализ протоколов ПМПК, анализ документации логопеда);
3) эмпирические (наблюдение, обобщение психолого-педагогического опыта);
4) индивидуальное логопедическое обследование (тестирование) детей;
5) проектный (составление программы);
5) методы качественного и количественного анализа результатов исследования; табличное и графическое преподнесение данных,
Базой опытно-экспериментального исследования стало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка (МБДОУ ЦРР) № 26 «Улыбка» г. Астрахань. Группу испытуемых составили дети ОНР из подготовительной логопедической группы «Речецветик». Возраст детей – 6 – 7 лет.
Теоретическая значимость работы. Полученные в исследовании данные позволяют систематизировать положения об организации и методах коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Этиология и классификация нарушений речи. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 8
1.2. Характеристика фонетико-фонематических нарушений
у детей с общим недоразвитием речи 18
1.3. Организация и методы коррекции фонетических нарушений
у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
Выводы по I главе 37
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 38
2.1. Организация, методы и результаты констатирующего этапа исследования 38
2.2. Коррекция фонетических нарушений у детей с общим недоразвитием речи 48
2.3. Анализ результатов контрольного этапа работы 61
Выводы по II главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78

Отличная теория и практика. 22 стр. приложений с таблицами, занятиями, упражнениями.
В принципе готовая работа, подправить базу исследования и все.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астаева, А.В. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи / А.В. Астаева, Д.И. Воронкова, М.Б. Королева // Вестник Южно-Уральского гос. университета (г. Челябинск). Серия: Психология. – 2010. – № 27 (203). – С. 82-86.
2. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – [Электр. ресурс]. – Режим доступа: www.dissercat.com/... (дата обращения 26.08.2012).
3. Белова-Давид, Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей [Электр. ресурс] / Р.А. Белова-Давид. – Режим доступа: http://pedlib.ru/... (дата обращения 27.11.2012).
4. Вакуленко, Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 128 с.
5. Викторова, М.Ю. Современные взгляды на проблему систематизации речевых нарушений / М.Ю. Викторова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2009. – Т. 2. – № 3-4. – С. 84-90.
6. Дуева, Т.И. Особенности математических представлений детей с нарушениями речи / Т.И. Дуева // Ученые записки. Научный журнал Курского гос. университета. – 2010. – № 4. – С. 197-199.
7. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
8. Евсеева, Т.А. Программа «Логочас» [Электр. ресурс] / Т.А. Евсеева, Н.И. Цыценко. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/566991/ (дата обращения 05.12.2012).
9. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Электр. ресурс] / Н.И. Жинкин. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/310286/ (дата обращения 30.11.2012).
10. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. – 2009. – № 11. – С. 41-46.
11. Иванова, С.Ф. Речевой слух и культура речи [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://mirknig.com/... (дата обращения 25.11.2012).
12. Ивановская, О.Г. Логопедические занятия с детьми 6 – 7 лет / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина. – М.: Каро, 2009. – 176 с.
13. Кадильникова, Г.А. Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста [Электр. ресурс] / Г.А. Кадильникова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103932/ (дата обращения 03.12.2012).
14. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недоразвитием речи: Пособие для логопеда [Электр. ресурс] / Г.А. Каше. – Режим доступа: http://pedlib.ru/... (дата обращения 20.11.2012).
15. Кобцева, Л.Г. Приемы оптимизации процесса формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов [Электр. ресурс] / Л.Г. Кобцева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/613533/ (дата обращения 03.12. 2012).
16. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения: Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2-е изд. – М.: Гном-Пресс, 2010. – 16 с.
17. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности при обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось-89, 2006. – 240 с.
18. Кулюкина, Т.В. Фонетической ошибке – нет! / Т.В. Кулюкина, Н.А. Шестакова // Начальная школа. – 2011. – № 4. – С. 45-50.
19. Лиходедова, Л.Н. Концепция логопедической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи / Л.Н. Лиходедова // Медицина и образование в Сибири. – 2011. – № 4. – С. 20-22.
20. Логопедия. Методическое наследие: В 5 кн. – Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – М.: Владос, 2010. – 480 с.
21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 4-е изд. – М.: Владос, 2008. – 680 с.
22. Логопсихология: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2011. – 173 с.
23. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) [Электронный ресурс] / В.И. Лубовский. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0348/1_0348-1.shtml
24. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. – 2-е изд. – М.: Академия, 2010. – 352 с.
25. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия; под ред. Е.Д. Хомской. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 336 с.
26. Мартынова, О.А. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития учащихся 1-х классов [Электр. ресурс] / О.А. Мартынова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/606682/ (дата обращения 05.12.2012).
27. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. – 2-е изд. – М.: Классикс Стиль, 2011. – 320 с.
28. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности дошкольников с речевыми нарушениями / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Перспектива, 2011. – 120 с.
29. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) / Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова. – 2-е изд. – М.: Аркти, 2010. – 48 с.
30. Некруцу, С.В. Фонематический слух и особенности его развития в начальной школе [Электр. ресурс] / С.В. Некруцу. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/534521/ (дата обращения 04.12.2012).
31. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/273727/
32. Пилипенко, А.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учеб. пособие / А.В. Пилипенко. – Владивосток: Изд-во Мор.гос. ун-та, 2008. – 45 с.
33. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.В. Волосовец. – 2-е изд. – М.: Сфера, 2008. – 224 с.
34. Приходько, О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи / О.Г. Приходько // Специальное образование. – 2010. – № 3. – С. 82-87.
35. Пятница, Т.В. Речевые нарушения у детей. Скорая логопедическая помощь / Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 336 с.
36. Семенкова, Т.В. Формирование фонематического слуха – залог успешной коррекции звукопроизношения [Электр. ресурс] / Т.В. Семенкова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212429/ (дата обращения 30.11.2012).
37. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс Стиль, 2008. – 160 с.
38. Соколан, О.В. Артикуляционная гимнастика с детьми 5 – 8 лет «Сказка про язычок» (по мотивам русской народной сказки «Теремок») [Электр. ресурс] / О.В. Соколан. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/615088/ (дата обращения 03.12.2012).
39. Сунагатуллина, И.И. Особенности речевой деятельности младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / И.И. Сунагатуллина // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 78-81.
40. Схема обследования фонетической стороны речи ребенка: Метод. рекомендации / Сост. Л.С. Волкова, Г.Г. Голубева // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – М.: Детство-Пресс, 2010. – С. 48-60.
41. Тесленко, А.Г. Фонетические рифмовки как один из факторов развития речи ребенка [Электр. ресурс] / А.Г. Тесленко. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/603783/ (дата обращения 04.12.2012).
42. Ткаченко, Т.А В первый класс – без дефектов речи [Электр. ресурс] / Т.А. Ткаченко. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-logopediya2/203.php (дата обращения 20.11.2012).
43. Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап / Т.А. Ткаченко. – М.: Владос, 2008. – 112 с.
44. Ткаченко, Т.А. Логопедические упражнения / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2012. – 88 с.
45. Ткаченко, Т.А. Правильно произносим звук с. Логопедический альбом / Т.А. Ткаченко. – М.: Литур, 2009. – 24 с.
46. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.
47. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 2-е изд. – М.: Школьная пресса, 2008. – 32 с.
48. Филичева, Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева // Специальное образование. – 2012. – № 1. – С. 139-150.
49. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошк. учреждений [Электронный ресурс] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/89345/
50. Филюшкина, В.В. Программа речевого и языкового развития детей 5–6-летнего возраста, имеющих ФФН и ОНР [Электр. ресурс] / В.В. Филюшкина. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/613600/ (дата обращения 05.12.2012).
51. Хватцев, М.Е. Логопедия: Учебник для пед. институтов / М.К. Хватцев. - М.: Каро, 2010. – 302 с.
52. Цветкова, Л.С. Проблема синдрома в нейропсихологии детского возраста / Л.С. Цветкова, А.В. Цветкова // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 164-170.
53. Чиркина, Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей / Г.В. Чиркина // Ученые записки. Научный журнал Курского гос. университета. – 2012. – № 2. – С. 155-166.
54. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать / Д.Б. Эльконин. – 3-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2011. – 64 с.
55. Яковлева, С.Н. Методы математической обработки в психолого-педагогическом исследовании / С.Н. Яковлева; под ред. Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2010. – 340 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии. При этом фонетико-фонематическое недоразвитие представляет наиболее распространенное речевое нарушение у дошкольников. По данным отечественных авторов (М.Ю. Викторова, Т.Б. Филичева и др.), в логопедических группах более половины детей составляют дети с фонетическими и фонематическими нарушениями [5, с. 84].
Большинство современных исследователей в области специальной педагогики указывают на усложнение структуры отклонений, значительное увеличение сочетанных нарушений у различных категорий детей. Эта тенденция отмечается и в отношении детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (Л.С. Вакуленко, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева и др.). Осложняют ситуацию и социальные процессы: увеличилось количество детей, воспитывающихся в двуязычных семьях, что также составляет определенную проблему в воспитании правильного произношения звуков русского языка.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития и формирования речи у детей. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка», – подчеркивает Д.Б. Эльконин [54, с. 5]. Несомненно, что полноценное развитие речи является одним из основных критериев готовности к школьному обучению. Нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, недостаточное владение навыками звукового анализ и синтеза – дисграфии на почве несформированности фонематического анализа слов. Фонетико-фонематическое недоразвитие приводит к недостаточному развитию связной речи детей. Своевременная квалифицированная диагностика и коррекция фонетико-фонематических нарушений в дошкольном возрасте позволяет предотвратить многие осложнения речевого развития и подготовить детей к усвоению программы общеобразовательной школы. Таким образом, изучение основ и условий эффективности коррекционной работы с дошкольниками с фонетико-фонематическими нарушениями является в настоящее время весьма актуальным.
Степень изученности. Проблеме коррекции речевых и, в том числе, фонетических нарушений у детей в отечественной науке уделяется большое внимание. Весьма полно изучены проявления общего недоразвития речи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.В. Микляевой, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Этими авторами на основе исследований закономерностей общего недоразвития речи разной этиологии были разработаны пути преодоления, определено содержание коррекционного обучения и воспитания, заложены методы обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Характер фонетико-фонематических нарушений и основы их коррекции раскрываются в работах Р.Е. Левиной, Л.С. Вакуленко, Т.В. Волосовец, О.Н. Жовницкой, С.Ф. Ивановой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Большое значение для нашей темы имеют практические разработки логопедов. Они охватывают такие важнейшие аспекты коррекционной работы, как: организация и структура занятий (В.В. Коноваленко, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина), содержание и методы работы на различных этапах логопедического воздействия (О.А. Мартынова, Т.В. Семенкова, Г.А. Кадильникова, Л.Г. Кобцева, А.Г. Тесленко, Т.А. Ткаченко и др.). Богатство и даже некоторая «пестрота» предлагаемых методов, приемов и средств работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития детей отражают творческую активность специалистов. Вместе с тем, такое положение указывает на необходимость систематизации и упорядочения имеющихся наработок.
Объект исследования: психолого-педагогический процесс логопедической работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности и условия эффективности работы по коррекции фонетических нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
Цель работы: изучить теоретические и практические основы эффективности коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
Для достижения заявленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) осветить этиологию и классификацию нарушений речи, психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи;
2) охарактеризовать фонетико-фонематические нарушения у детей с общим недоразвитием речи;
3) обобщить методические положения по организации и методам коррекции фонетических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4) провести опытно-экспериментальное исследование эффективности коррекции фонетических нарушений у старших дошкольников;
5) проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования, сделать выводы.
Нами выдвигается гипотеза исследования о том, что коррекция фонетических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет проходить наиболее эффективно при условии реализации поэтапного логопедического воздействия, основанного на взаимосвязи следующих компонентов: развитие фонематического слуха, воспитание артикуляционных навыков.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
1) положения о сущности и структуре нарушений у детей с общим недоразвитием речи; о проявлениях фонетических нарушений у детей с общим недоразвитием речи (Л.С. Вакуленко, Т.В. Волосовец, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.);
2) теоретические и методические разработки по коррекции фонетических нарушений у детей с общим недоразвитием речи (О.Н. Жовницкая, В.В. Коноваленко, О.А. Мартынова, Г.А. Кадильникова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина и др.).
Методы исследования:
1) теоретические (анализ литературы по теме, теоретическое сравнение и обобщение);
2) биографический (анализ протоколов ПМПК, анализ документации логопеда);
3) эмпирические (наблюдение, обобщение психолого-педагогического опыта);
4) индивидуальное логопедическое обследование (тестирование) детей;
5) проектный (составление программы);
5) методы качественного и количественного анализа результатов исследования; табличное и графическое преподнесение данных,
Базой опытно-экспериментального исследования стало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка (МБДОУ ЦРР) № 26 «Улыбка» г. Астрахань. Группу испытуемых составили дети ОНР из подготовительной логопедической группы «Речецветик». Возраст детей – 6 – 7 лет.
Теоретическая значимость работы. Полученные в исследовании данные позволяют систематизировать положения об организации и методах коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Этиология и классификация нарушений речи. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 8
1.2. Характеристика фонетико-фонематических нарушений
у детей с общим недоразвитием речи 18
1.3. Организация и методы коррекции фонетических нарушений
у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
Выводы по I главе 37
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 38
2.1. Организация, методы и результаты констатирующего этапа исследования 38
2.2. Коррекция фонетических нарушений у детей с общим недоразвитием речи 48
2.3. Анализ результатов контрольного этапа работы 61
Выводы по II главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78

Отличная теория и практика. 22 стр. приложений с таблицами, занятиями, упражнениями.
В принципе готовая работа, подправить базу исследования и все.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астаева, А.В. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи / А.В. Астаева, Д.И. Воронкова, М.Б. Королева // Вестник Южно-Уральского гос. университета (г. Челябинск). Серия: Психология. – 2010. – № 27 (203). – С. 82-86.
2. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – [Электр. ресурс]. – Режим доступа: www.dissercat.com/... (дата обращения 26.08.2012).
3. Белова-Давид, Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей [Электр. ресурс] / Р.А. Белова-Давид. – Режим доступа: http://pedlib.ru/... (дата обращения 27.11.2012).
4. Вакуленко, Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 128 с.
5. Викторова, М.Ю. Современные взгляды на проблему систематизации речевых нарушений / М.Ю. Викторова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2009. – Т. 2. – № 3-4. – С. 84-90.
6. Дуева, Т.И. Особенности математических представлений детей с нарушениями речи / Т.И. Дуева // Ученые записки. Научный журнал Курского гос. университета. – 2010. – № 4. – С. 197-199.
7. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
8. Евсеева, Т.А. Программа «Логочас» [Электр. ресурс] / Т.А. Евсеева, Н.И. Цыценко. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/566991/ (дата обращения 05.12.2012).
9. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Электр. ресурс] / Н.И. Жинкин. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/310286/ (дата обращения 30.11.2012).
10. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. – 2009. – № 11. – С. 41-46.
11. Иванова, С.Ф. Речевой слух и культура речи [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://mirknig.com/... (дата обращения 25.11.2012).
12. Ивановская, О.Г. Логопедические занятия с детьми 6 – 7 лет / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина. – М.: Каро, 2009. – 176 с.
13. Кадильникова, Г.А. Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста [Электр. ресурс] / Г.А. Кадильникова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103932/ (дата обращения 03.12.2012).
14. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недоразвитием речи: Пособие для логопеда [Электр. ресурс] / Г.А. Каше. – Режим доступа: http://pedlib.ru/... (дата обращения 20.11.2012).
15. Кобцева, Л.Г. Приемы оптимизации процесса формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов [Электр. ресурс] / Л.Г. Кобцева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/613533/ (дата обращения 03.12. 2012).
16. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения: Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2-е изд. – М.: Гном-Пресс, 2010. – 16 с.
17. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности при обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось-89, 2006. – 240 с.
18. Кулюкина, Т.В. Фонетической ошибке – нет! / Т.В. Кулюкина, Н.А. Шестакова // Начальная школа. – 2011. – № 4. – С. 45-50.
19. Лиходедова, Л.Н. Концепция логопедической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи / Л.Н. Лиходедова // Медицина и образование в Сибири. – 2011. – № 4. – С. 20-22.
20. Логопедия. Методическое наследие: В 5 кн. – Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – М.: Владос, 2010. – 480 с.
21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 4-е изд. – М.: Владос, 2008. – 680 с.
22. Логопсихология: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2011. – 173 с.
23. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) [Электронный ресурс] / В.И. Лубовский. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0348/1_0348-1.shtml
24. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. – 2-е изд. – М.: Академия, 2010. – 352 с.
25. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия; под ред. Е.Д. Хомской. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 336 с.
26. Мартынова, О.А. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития учащихся 1-х классов [Электр. ресурс] / О.А. Мартынова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/606682/ (дата обращения 05.12.2012).
27. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. – 2-е изд. – М.: Классикс Стиль, 2011. – 320 с.
28. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности дошкольников с речевыми нарушениями / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Перспектива, 2011. – 120 с.
29. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) / Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова. – 2-е изд. – М.: Аркти, 2010. – 48 с.
30. Некруцу, С.В. Фонематический слух и особенности его развития в начальной школе [Электр. ресурс] / С.В. Некруцу. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/534521/ (дата обращения 04.12.2012).
31. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/273727/
32. Пилипенко, А.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учеб. пособие / А.В. Пилипенко. – Владивосток: Изд-во Мор.гос. ун-та, 2008. – 45 с.
33. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.В. Волосовец. – 2-е изд. – М.: Сфера, 2008. – 224 с.
34. Приходько, О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи / О.Г. Приходько // Специальное образование. – 2010. – № 3. – С. 82-87.
35. Пятница, Т.В. Речевые нарушения у детей. Скорая логопедическая помощь / Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 336 с.
36. Семенкова, Т.В. Формирование фонематического слуха – залог успешной коррекции звукопроизношения [Электр. ресурс] / Т.В. Семенкова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212429/ (дата обращения 30.11.2012).
37. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс Стиль, 2008. – 160 с.
38. Соколан, О.В. Артикуляционная гимнастика с детьми 5 – 8 лет «Сказка про язычок» (по мотивам русской народной сказки «Теремок») [Электр. ресурс] / О.В. Соколан. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/615088/ (дата обращения 03.12.2012).
39. Сунагатуллина, И.И. Особенности речевой деятельности младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / И.И. Сунагатуллина // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 78-81.
40. Схема обследования фонетической стороны речи ребенка: Метод. рекомендации / Сост. Л.С. Волкова, Г.Г. Голубева // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – М.: Детство-Пресс, 2010. – С. 48-60.
41. Тесленко, А.Г. Фонетические рифмовки как один из факторов развития речи ребенка [Электр. ресурс] / А.Г. Тесленко. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/603783/ (дата обращения 04.12.2012).
42. Ткаченко, Т.А В первый класс – без дефектов речи [Электр. ресурс] / Т.А. Ткаченко. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-logopediya2/203.php (дата обращения 20.11.2012).
43. Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап / Т.А. Ткаченко. – М.: Владос, 2008. – 112 с.
44. Ткаченко, Т.А. Логопедические упражнения / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2012. – 88 с.
45. Ткаченко, Т.А. Правильно произносим звук с. Логопедический альбом / Т.А. Ткаченко. – М.: Литур, 2009. – 24 с.
46. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.
47. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 2-е изд. – М.: Школьная пресса, 2008. – 32 с.
48. Филичева, Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева // Специальное образование. – 2012. – № 1. – С. 139-150.
49. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошк. учреждений [Электронный ресурс] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/89345/
50. Филюшкина, В.В. Программа речевого и языкового развития детей 5–6-летнего возраста, имеющих ФФН и ОНР [Электр. ресурс] / В.В. Филюшкина. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/613600/ (дата обращения 05.12.2012).
51. Хватцев, М.Е. Логопедия: Учебник для пед. институтов / М.К. Хватцев. - М.: Каро, 2010. – 302 с.
52. Цветкова, Л.С. Проблема синдрома в нейропсихологии детского возраста / Л.С. Цветкова, А.В. Цветкова // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 164-170.
53. Чиркина, Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей / Г.В. Чиркина // Ученые записки. Научный журнал Курского гос. университета. – 2012. – № 2. – С. 155-166.
54. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать / Д.Б. Эльконин. – 3-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2011. – 64 с.
55. Яковлева, С.Н. Методы математической обработки в психолого-педагогическом исследовании / С.Н. Яковлева; под ред. Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2010. – 340 с.

Купить эту работу

Коррекция фонетических нарушений у детей с ОНР

3500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

3 марта 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
АленаИгоревна
4.3
Старые заказчики, делайте персональный заказ, только так я смогу о нём узнать.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе АленаИгоревна 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе АленаИгоревна 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе АленаИгоревна 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе АленаИгоревна 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽