Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Работа социального педагога с неблагополучной малообеспеченной семьей

  • 100 страниц
  • 2009 год
  • 1162 просмотра
  • 1 покупка
Автор работы

АленаИгоревна

Старые заказчики, делайте персональный заказ, только так я смогу о нём узнать.

2000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ст. 7 Конституции РФ «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечи-вающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Социальное го-сударство обязано проводить активную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, без-условно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образова-ние, охрану здоровья, на социальное обеспечение и другие права, обеспечи-вающие определенный уровень благосостояния.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье заклады-ваются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, рас-крываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья спо-собствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творче-скую активность. То есть именно в семье осуществляется первичная социали-зация ребенка. Как социальный институт семья выполняет репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и другие значимые функции.
Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести: благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Современные исследователи указывают на кризис института современной се-мьи (М.В. Вдовина [19], А.И. Антонова [72], Л.А. Шелег [84] и др.). Одним из значимых факторов, определяющих семейное неблагополучие в российских семьях, является бедность (малообеспеченность). В этот состояние семьи вхо-дит и падение жизненного уровня, и безработица, и низкие доходы семьи, и ухудшение условий содержания детей и многие другие негативные последст-вия.
.....
В связи с вышесказанным огромное практическое значение и особую ак-туальность приобретает изучение и поиск эффективных форм и методов рабо-ты социального педагога общеобразовательной школы с неблагополучными малообеспеченными семьями.
Тем не менее, на настоящем этапе развития теории и практики россий-ского образования наблюдается противоречие между потребностями практи-ческой деятельности школ в методическом обеспечении и воспитательного процесса и слабой степенью теоретической разработанности вопросов социаль-но-педагогической работы с малообеспеченными семьями. Данное противоре-чие и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Работа социального педагога с неблагополучной малообеспеченной семьей».
Объект исследования - неблагополучные малообеспеченные семьи.
Предмет исследования - социально-педагогическая деятельность с не-благополучными малообеспеченными семьями в общеобразовательной школе.
Целью исследования является изучение особенностей социально-педагогической работы с неблагополучными малообеспеченными семьями, а также выявление эффективных форм и методов работы с данной категорией семей.
Для достижения заявленной цели необходимо решение ряда задач:
1. Проанализировать явления «малообеспеченность», «малообеспеченная семья» с точки зрения социологии, социальной психологии и права.
2. Изучсить малообеспеченность как фактор семейного и детского небла-гополучия.
3. Исследовать направления, формы, этапы и методы работы социального педагога с малообеспеченной неблагополучной семьей.
4. Опытным путем апробировать условия эффективности социально-педагогической работы с малообеспеченными неблагополучными семьями в рамках общеобразовательной школы.
Нами выдвигается гипотеза о том, что социально-педагогическое воздей-ствие на малообеспеченные неблагополучные семьи будет протекать эффек-тивно, если соблюдать следующие условия:
– раннее выявление и постановку на учет детей из неблагополучных се-мей;
– определение причин неблагополучия семей;
– осуществление информационной помощи семьям, организацию профи-лактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
– социально-психологическую поддержку и коррекцию детей из мало-обеспеченных неблагополучных семей.
Для решения обозначенных задач были использованы методы исследо-вания:
– теоретические (изучение и анализ специальной литературы, сравнение, обобщение);
– эмпирические (обобщение социально-педагогического опыта, педаго-гическое наблюдение, беседа);
– опросные методы (анкетирование, тестирование);
– опытное исследование;
– методы количественного и качественного анализа данных.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
– положения отечественной социальной педагогики (А.В. Мудрик, М.А. Галагузова, М.В. Шакурова, Т.А. Шептенко и др.);
– нормативные документы о статусе малообеспеченных граждан и по-мощи им (Федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Фе-дерации», «О государственной социальной помощи», «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гра-жданина для признания их малоимущими и оказания им государственной соци-альной помощи», подзаконные акты);
– исследования социальных и психолого-педагогических проблем мало-обеспеченных семей (В.М. Воронков, Л.Н. Овчарова, О.Д. Попова и др.);
– научные и методические работы по специальным вопросам организа-ции социально-педагогической деятельности в общеобразовательных школах (М.А. Галагузова, Н.И. Еременко, Л.В. Мардахаев и др.);
– работы по организации и содержанию работы с родителями (Г.Ф. Ку-марина, В.А. Мамнева, В.Г. Максимов, В.П. Сергеева и др.).
Опытной базой исследования стала средняя общеобразовательная шко-ла села Бакалы Республики Башкортостан.
Теоретическая значимость исследования заключается во всестороннем раскрытии специфических особенностей и факторов, а также в определении системы методов и форм, способствующих наиболее эффективной организации социально-педагогической работы с малообеспеченными неблагополучными семьями в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования его содержания в профессиональной социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе.
Структура выпускной квалификационной работы направлена на после-довательное раскрытие темы. Работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния, списка литературы и приложений. Глава первая (теоретическая) освещает основы социально-педагогической работы с малообеспеченными неблагопо-лучными семьями. Глава вторая (практическая) раскрывает содержание соци-ально-педагогической работы с родителями и детьми из малообеспеченных не-благополучных семей. Заключение содержит итоговое обобщение теоретиче-ских и практических положений выпускной квалификационной работы. При-ложения иллюстрируют содержание текста работы, включают необходимые материалы для практической главы.

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога
с неблагополучной малообеспеченной семьей
1.1. Явления «малообеспеченность», «малообеспеченная семья»
с точки зрения социологии, социальной психологии и права…………..8
1.2. Малообеспеченность как фактор семейного и детского
неблагополучия…………………………………………………………...22
1.3. Направления, формы, этапы и методы работы социального
педагога с малообеспеченной неблагополучной семьей……………….35
Выводы по первой главе………………………………………………….47
Глава II. Опытная работа по проверке эффективности системы
работы социального педагога школы с неблагополучными
малообеспеченными семьями
2.1. Социально-педагогическая характеристика неблагополучных
малообеспеченных семей………………………………………………...52
2.2. Изучение психологических особенностей детей
из неблагополучных малообеспеченных семей………………………...65
2.3. Содержание опытной работы по выявлению эффективных
форм и методов социально-педагогического взаимодействия
с неблагополучными малообеспеченными семьями……………………70
2.4. Анализ результатов опытной работы по реализации
социально-педагогической программы взаимодействия
с неблагополучными малообеспеченными семьями……………………76
Выводы по второй главе………………………………………………….83
Заключение……………………………………………………………………...86
Список литературы…………………………………………………………….92
Приложения……………………………………………………………………100

Работа в нескольких ворд-файлах, в зип-архиве.
Защищена на 5.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; ред. от 30 декабря 2008 г.] // Российская газета. - 2009. - № 7.
2. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 24 июля 2009 г.) // Российская газета. - 1997. - 29 октября (№ 210).
3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 13 октября 2009 г.) // Российская газета. - 1999. - 30 июня (№ 121).
4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 28 апреля 2009 г.) // Российская газета. - 1999. - 23 июля (№ 142).
5. Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Российская газета. - 2003. - 9 апреля (№ 67).
6. Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 4 апреля (№ 68).
7. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. № 925 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской федерации за II квартал 2009 г.» // Российская газета. - 2009. - 18 ноября (№ 217).
8. Постановление Госкомстата РФ от 18 сентября 2003 г. № 86 «Об утверждении «Анкеты для тестирования перечня признаков бедности» // Вопросы статистики. - 2003. - № 12.
2. Литература

9. Азаров Ю.Г. Семейная педагогика. - М., 1989.
10. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.
11. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2007.
12. Бедность: взгляд ученых на проблему. - М., 1994
13. Бондаренко Н. Бедность и представления о бедности по результатам массовых опросов населения // Индекс. - 2005. - № 21.
14. В Башкирии составят списки всех бедных семей // Медиакорсеть. - 2009. - 14 декабря.
15. В помощь социальному педагогу образовательного учреждения: Метод. пособие. - Уфа, 2003. - 46 с.
16. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике: Теория и история. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2006.
17. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2001. - 160 с.
18. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - 6-е изд. - М.: Академия, 2008.
19. Вдовина М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов // высшее образование для XXI века. - 2005. - № 4. - С. 63-68.
20. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ - УПИ, 2006. - 135 с.
21. Воронков В.М., Фомин Э.А. Типологические критерии бедности // Социологический журнал. - 1995. - № 2. - С. 57-69.
22. Воронкова О.В. Государственная политика регулирования уровня бедности населения в России и других странах // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2009. - Т. 7. - № 2. - С. 74-81.
23. Воспитательные возможности семьи: Сборник научных трудов. / Под ред. А.М. Низовой. - М.: АПН СССР, 1981. - 91 с.
24. Гандюрина Л.П. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия // Первое сентября (Социальная педагогика). - 2008. - № 57.
25. Геим В.П. Нетрадиционные формы работы с родителями // Первое сентября (Классное руководство). - 2008. - № 25.
26. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств / Под ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.
27. Данилова Е. Психологическая беседа как основной метод получения информации о ребенке // Воспитание школьников. - 2005. - № 10. - С. 51-58.
28. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении / Сост. Н.И. Еременко. - М.: Корифей, 2007.
29. Добрынина Е. Мало обеспеченных // Российская газета (Федеральный выпуск). - 2008. - 2 июля (№ 4697).
30. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб., 2007.
31. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13 - 15 апреля 2004 г. - М.: Консорциум, 2004. - С. 114-115.
32. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. - М.: Юнити-Дана, 2002.
33. Заяц О.В. Технология социальной работы. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. - 88 с.
34. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // Воспитание школьников. - 2000. - № 7. - С. 22-23.
35. Карпикова И.С. Проблемы реализации принципа адресности в практике социальной защиты населения // Молодые ученые России. - Вып. 3. - М., 2008. - С. 14-28.
36. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
37. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
38. Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся?. - Аналитический доклад. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 220 с.
39. Малышева Е.Б. Система государственной помощи молодым семьям и меры ее совершенствования (Уфа) // Сборник трудов молодых ученых. - Уфа: РИЦ БГАУ, 2008. - С. 12-15.
40. Мамнева В.А. Работа с родителями: Пособие для учителя. Из опыта работы. - Просвещение, 1982. - 64 с.
41. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
42. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. - М., 2001.
43. Материалы официального сайта Министерства труда и социальной защиты населения РБ // www.mtsznrb.ru
44. Методики и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
45. Методы изучения семьи и семейных отношений // Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001. - С. 303-312.
46. Мехова Т.С. Программа социально-педагогической деятельности // Первое сентября (Социальная педагогика). - 2008. - № 46.
47. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Модэк, 2000. - 256 с.
48. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Ака¬демия, 2005. - 200 с.
49. Наумчик В.Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент. - Минск, 2005.
50. Никитина Л. Узловые моменты профессии (социальному педагогу) // Воспитание школьников. – 2000. – № 7. – С. 20-22.
51. Овчарова Л.Н. Когда дети не в радость, а в тягость. - Электр. ресурс. - Код доступа: http://www.russia-today.ru/2008/no_02/02_topic_04.htm
52. Овчарова Л.Н. Специфика российской бедности и меры, направленные на ее сокращение // Русский архипелаг. - 2008. - № 1.
53. Овчарова Л.Н. Бедность и экономический рост в России // Журнал исследований социальной политики. - 2008. - Т. 6. - № 4. - С. 439-456.
54. Овчарова Л.Н., Попова О.Д. Детская бедность в России. Тревожные тенденции и выбор стратегических ситуаций: Резюме доклада ЮНИСЕФ. - М.: Независимый институт социальной политики, 2005. - 24 с.
55. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие (мультимедийное сопровождение курса в схемах и комментариях). - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2001. - 210 с.
56. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2003.
57. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - 3-е изд. - СПб., 2006.
58. Овчинцева Л. Особенности сельской бедности // Отечественные записки. - 2004. - № 1. - С. 55-60.
59. Проблема бедности в современной России / Под ред. Г. И. Климантовой // Аналитический Вестник аппарата Совета Федерации. - № 20 (213). - М., 2003. С. 87-90.
60. Ржаницына Л.С. Вопросы теории и практики сокращения бедности в России // Аналитический Вестник аппарата Совета Федерации. - № 20 (213). - М., 2003. - С. 39-45.
61. Российская энциклопедия социальной работы: в 2 тт. / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М., 1997.
62. Сайт «Первое сентября». - Электр. ресурс. - Код доступа: http://festival.1september.ru/
63. Самедова Е., Кезик И. Бедность - не проект // Независимая газета. - 2006. - 27 января.
64. Селевко Г.К. Социально-педагогическое обследование в школе // Воспитание школьников. – 2005. – № 10. – С. 37-44.
65. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Просвещение, 1989. - 156 с.
66. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2007. - 120 с.
67. Современная западная социология: Словарь / Сост. Ю.Н. Давыдов. - М.: Политиздат, 1990.
68. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Владос, 2000. - 272 с.
69. Социальная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2008. - 240 с.
70. Социально-педагогическая диагностика: Учеб.-метод. пособие / Сост. Ю.А. Гончарова. - В 2-х ч. - Воронеж, 2005. - 64 с.; 72 с.
71. Социально-экономическое положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник статей. - М.: Госкомстат РФ, 2008.
72. Социология семьи: Учебник / Под. ред. А.И. Антонова. - 2-е изд. - М., 2005.
73. Сычова В.С. Определение и измерение бедности: история вопроса // Социс. - 1996. - № 3. - С. 7-10.
74. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 240 с.
75. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987. - 351 с.
76. Тихонова Н.Е. Малообеспеченные в современной России: ресурс роста среднего класса или будущий низший класс? // Проблемы развития экономики и общества: Сборник докладов по итогам X Междунар. науч. конференции по проблемам развития экономики и общества, 7-9 апреля 2009 г. - Москва: ГУ ВШЭ, 2009.
77. Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. - М., Летний сад, 2003.
78. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учеб. пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2006. - 194 с.
79. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов на-Дону, 2004.
80. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 272 с.
81. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Науч.-практ.пособие. - М.: Проспект, 2009.
82. Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога: Лабораторный практикум. - Воронеж: ВГПУ, 2002. - 145 с.
83. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
84. Шелег Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности // Тезисы Второй Всеросс. науч. конф. «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.). В 3 ч. - Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.
85. Шептенко Т. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
86. Школа и семья как партнеры в воспитании детей риска // Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студ. средних пед. учеб. заведений / Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001. – С. 291-312.
87. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2006. - 768 с.
88. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
89. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 672 с.
90. Ярошенко С.С. Синдром бедности // Социс. - 1994. - № 2. - С. 43-50.
91. Ярошенко С.С. Теоретические модели бедности // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1996. - январь (№ 8-9). - С. 123-140.
92. Ярошенко С.С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы) // Социс. - 2006. - № 7. - С. 34-42.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ст. 7 Конституции РФ «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечи-вающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Социальное го-сударство обязано проводить активную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, без-условно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образова-ние, охрану здоровья, на социальное обеспечение и другие права, обеспечи-вающие определенный уровень благосостояния.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье заклады-ваются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, рас-крываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья спо-собствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творче-скую активность. То есть именно в семье осуществляется первичная социали-зация ребенка. Как социальный институт семья выполняет репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и другие значимые функции.
Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести: благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Современные исследователи указывают на кризис института современной се-мьи (М.В. Вдовина [19], А.И. Антонова [72], Л.А. Шелег [84] и др.). Одним из значимых факторов, определяющих семейное неблагополучие в российских семьях, является бедность (малообеспеченность). В этот состояние семьи вхо-дит и падение жизненного уровня, и безработица, и низкие доходы семьи, и ухудшение условий содержания детей и многие другие негативные последст-вия.
.....
В связи с вышесказанным огромное практическое значение и особую ак-туальность приобретает изучение и поиск эффективных форм и методов рабо-ты социального педагога общеобразовательной школы с неблагополучными малообеспеченными семьями.
Тем не менее, на настоящем этапе развития теории и практики россий-ского образования наблюдается противоречие между потребностями практи-ческой деятельности школ в методическом обеспечении и воспитательного процесса и слабой степенью теоретической разработанности вопросов социаль-но-педагогической работы с малообеспеченными семьями. Данное противоре-чие и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Работа социального педагога с неблагополучной малообеспеченной семьей».
Объект исследования - неблагополучные малообеспеченные семьи.
Предмет исследования - социально-педагогическая деятельность с не-благополучными малообеспеченными семьями в общеобразовательной школе.
Целью исследования является изучение особенностей социально-педагогической работы с неблагополучными малообеспеченными семьями, а также выявление эффективных форм и методов работы с данной категорией семей.
Для достижения заявленной цели необходимо решение ряда задач:
1. Проанализировать явления «малообеспеченность», «малообеспеченная семья» с точки зрения социологии, социальной психологии и права.
2. Изучсить малообеспеченность как фактор семейного и детского небла-гополучия.
3. Исследовать направления, формы, этапы и методы работы социального педагога с малообеспеченной неблагополучной семьей.
4. Опытным путем апробировать условия эффективности социально-педагогической работы с малообеспеченными неблагополучными семьями в рамках общеобразовательной школы.
Нами выдвигается гипотеза о том, что социально-педагогическое воздей-ствие на малообеспеченные неблагополучные семьи будет протекать эффек-тивно, если соблюдать следующие условия:
– раннее выявление и постановку на учет детей из неблагополучных се-мей;
– определение причин неблагополучия семей;
– осуществление информационной помощи семьям, организацию профи-лактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
– социально-психологическую поддержку и коррекцию детей из мало-обеспеченных неблагополучных семей.
Для решения обозначенных задач были использованы методы исследо-вания:
– теоретические (изучение и анализ специальной литературы, сравнение, обобщение);
– эмпирические (обобщение социально-педагогического опыта, педаго-гическое наблюдение, беседа);
– опросные методы (анкетирование, тестирование);
– опытное исследование;
– методы количественного и качественного анализа данных.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
– положения отечественной социальной педагогики (А.В. Мудрик, М.А. Галагузова, М.В. Шакурова, Т.А. Шептенко и др.);
– нормативные документы о статусе малообеспеченных граждан и по-мощи им (Федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Фе-дерации», «О государственной социальной помощи», «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гра-жданина для признания их малоимущими и оказания им государственной соци-альной помощи», подзаконные акты);
– исследования социальных и психолого-педагогических проблем мало-обеспеченных семей (В.М. Воронков, Л.Н. Овчарова, О.Д. Попова и др.);
– научные и методические работы по специальным вопросам организа-ции социально-педагогической деятельности в общеобразовательных школах (М.А. Галагузова, Н.И. Еременко, Л.В. Мардахаев и др.);
– работы по организации и содержанию работы с родителями (Г.Ф. Ку-марина, В.А. Мамнева, В.Г. Максимов, В.П. Сергеева и др.).
Опытной базой исследования стала средняя общеобразовательная шко-ла села Бакалы Республики Башкортостан.
Теоретическая значимость исследования заключается во всестороннем раскрытии специфических особенностей и факторов, а также в определении системы методов и форм, способствующих наиболее эффективной организации социально-педагогической работы с малообеспеченными неблагополучными семьями в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования его содержания в профессиональной социально-педагогической деятельности в общеобразовательной школе.
Структура выпускной квалификационной работы направлена на после-довательное раскрытие темы. Работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния, списка литературы и приложений. Глава первая (теоретическая) освещает основы социально-педагогической работы с малообеспеченными неблагопо-лучными семьями. Глава вторая (практическая) раскрывает содержание соци-ально-педагогической работы с родителями и детьми из малообеспеченных не-благополучных семей. Заключение содержит итоговое обобщение теоретиче-ских и практических положений выпускной квалификационной работы. При-ложения иллюстрируют содержание текста работы, включают необходимые материалы для практической главы.

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога
с неблагополучной малообеспеченной семьей
1.1. Явления «малообеспеченность», «малообеспеченная семья»
с точки зрения социологии, социальной психологии и права…………..8
1.2. Малообеспеченность как фактор семейного и детского
неблагополучия…………………………………………………………...22
1.3. Направления, формы, этапы и методы работы социального
педагога с малообеспеченной неблагополучной семьей……………….35
Выводы по первой главе………………………………………………….47
Глава II. Опытная работа по проверке эффективности системы
работы социального педагога школы с неблагополучными
малообеспеченными семьями
2.1. Социально-педагогическая характеристика неблагополучных
малообеспеченных семей………………………………………………...52
2.2. Изучение психологических особенностей детей
из неблагополучных малообеспеченных семей………………………...65
2.3. Содержание опытной работы по выявлению эффективных
форм и методов социально-педагогического взаимодействия
с неблагополучными малообеспеченными семьями……………………70
2.4. Анализ результатов опытной работы по реализации
социально-педагогической программы взаимодействия
с неблагополучными малообеспеченными семьями……………………76
Выводы по второй главе………………………………………………….83
Заключение……………………………………………………………………...86
Список литературы…………………………………………………………….92
Приложения……………………………………………………………………100

Работа в нескольких ворд-файлах, в зип-архиве.
Защищена на 5.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; ред. от 30 декабря 2008 г.] // Российская газета. - 2009. - № 7.
2. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 24 июля 2009 г.) // Российская газета. - 1997. - 29 октября (№ 210).
3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 13 октября 2009 г.) // Российская газета. - 1999. - 30 июня (№ 121).
4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 28 апреля 2009 г.) // Российская газета. - 1999. - 23 июля (№ 142).
5. Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Российская газета. - 2003. - 9 апреля (№ 67).
6. Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 4 апреля (№ 68).
7. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. № 925 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской федерации за II квартал 2009 г.» // Российская газета. - 2009. - 18 ноября (№ 217).
8. Постановление Госкомстата РФ от 18 сентября 2003 г. № 86 «Об утверждении «Анкеты для тестирования перечня признаков бедности» // Вопросы статистики. - 2003. - № 12.
2. Литература

9. Азаров Ю.Г. Семейная педагогика. - М., 1989.
10. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.
11. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2007.
12. Бедность: взгляд ученых на проблему. - М., 1994
13. Бондаренко Н. Бедность и представления о бедности по результатам массовых опросов населения // Индекс. - 2005. - № 21.
14. В Башкирии составят списки всех бедных семей // Медиакорсеть. - 2009. - 14 декабря.
15. В помощь социальному педагогу образовательного учреждения: Метод. пособие. - Уфа, 2003. - 46 с.
16. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике: Теория и история. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2006.
17. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2001. - 160 с.
18. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - 6-е изд. - М.: Академия, 2008.
19. Вдовина М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов // высшее образование для XXI века. - 2005. - № 4. - С. 63-68.
20. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ - УПИ, 2006. - 135 с.
21. Воронков В.М., Фомин Э.А. Типологические критерии бедности // Социологический журнал. - 1995. - № 2. - С. 57-69.
22. Воронкова О.В. Государственная политика регулирования уровня бедности населения в России и других странах // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2009. - Т. 7. - № 2. - С. 74-81.
23. Воспитательные возможности семьи: Сборник научных трудов. / Под ред. А.М. Низовой. - М.: АПН СССР, 1981. - 91 с.
24. Гандюрина Л.П. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия // Первое сентября (Социальная педагогика). - 2008. - № 57.
25. Геим В.П. Нетрадиционные формы работы с родителями // Первое сентября (Классное руководство). - 2008. - № 25.
26. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств / Под ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.
27. Данилова Е. Психологическая беседа как основной метод получения информации о ребенке // Воспитание школьников. - 2005. - № 10. - С. 51-58.
28. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении / Сост. Н.И. Еременко. - М.: Корифей, 2007.
29. Добрынина Е. Мало обеспеченных // Российская газета (Федеральный выпуск). - 2008. - 2 июля (№ 4697).
30. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб., 2007.
31. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13 - 15 апреля 2004 г. - М.: Консорциум, 2004. - С. 114-115.
32. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. - М.: Юнити-Дана, 2002.
33. Заяц О.В. Технология социальной работы. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. - 88 с.
34. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // Воспитание школьников. - 2000. - № 7. - С. 22-23.
35. Карпикова И.С. Проблемы реализации принципа адресности в практике социальной защиты населения // Молодые ученые России. - Вып. 3. - М., 2008. - С. 14-28.
36. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
37. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
38. Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся?. - Аналитический доклад. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 220 с.
39. Малышева Е.Б. Система государственной помощи молодым семьям и меры ее совершенствования (Уфа) // Сборник трудов молодых ученых. - Уфа: РИЦ БГАУ, 2008. - С. 12-15.
40. Мамнева В.А. Работа с родителями: Пособие для учителя. Из опыта работы. - Просвещение, 1982. - 64 с.
41. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
42. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. - М., 2001.
43. Материалы официального сайта Министерства труда и социальной защиты населения РБ // www.mtsznrb.ru
44. Методики и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
45. Методы изучения семьи и семейных отношений // Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001. - С. 303-312.
46. Мехова Т.С. Программа социально-педагогической деятельности // Первое сентября (Социальная педагогика). - 2008. - № 46.
47. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Модэк, 2000. - 256 с.
48. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Ака¬демия, 2005. - 200 с.
49. Наумчик В.Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент. - Минск, 2005.
50. Никитина Л. Узловые моменты профессии (социальному педагогу) // Воспитание школьников. – 2000. – № 7. – С. 20-22.
51. Овчарова Л.Н. Когда дети не в радость, а в тягость. - Электр. ресурс. - Код доступа: http://www.russia-today.ru/2008/no_02/02_topic_04.htm
52. Овчарова Л.Н. Специфика российской бедности и меры, направленные на ее сокращение // Русский архипелаг. - 2008. - № 1.
53. Овчарова Л.Н. Бедность и экономический рост в России // Журнал исследований социальной политики. - 2008. - Т. 6. - № 4. - С. 439-456.
54. Овчарова Л.Н., Попова О.Д. Детская бедность в России. Тревожные тенденции и выбор стратегических ситуаций: Резюме доклада ЮНИСЕФ. - М.: Независимый институт социальной политики, 2005. - 24 с.
55. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие (мультимедийное сопровождение курса в схемах и комментариях). - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2001. - 210 с.
56. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2003.
57. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - 3-е изд. - СПб., 2006.
58. Овчинцева Л. Особенности сельской бедности // Отечественные записки. - 2004. - № 1. - С. 55-60.
59. Проблема бедности в современной России / Под ред. Г. И. Климантовой // Аналитический Вестник аппарата Совета Федерации. - № 20 (213). - М., 2003. С. 87-90.
60. Ржаницына Л.С. Вопросы теории и практики сокращения бедности в России // Аналитический Вестник аппарата Совета Федерации. - № 20 (213). - М., 2003. - С. 39-45.
61. Российская энциклопедия социальной работы: в 2 тт. / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М., 1997.
62. Сайт «Первое сентября». - Электр. ресурс. - Код доступа: http://festival.1september.ru/
63. Самедова Е., Кезик И. Бедность - не проект // Независимая газета. - 2006. - 27 января.
64. Селевко Г.К. Социально-педагогическое обследование в школе // Воспитание школьников. – 2005. – № 10. – С. 37-44.
65. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Просвещение, 1989. - 156 с.
66. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2007. - 120 с.
67. Современная западная социология: Словарь / Сост. Ю.Н. Давыдов. - М.: Политиздат, 1990.
68. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Владос, 2000. - 272 с.
69. Социальная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2008. - 240 с.
70. Социально-педагогическая диагностика: Учеб.-метод. пособие / Сост. Ю.А. Гончарова. - В 2-х ч. - Воронеж, 2005. - 64 с.; 72 с.
71. Социально-экономическое положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник статей. - М.: Госкомстат РФ, 2008.
72. Социология семьи: Учебник / Под. ред. А.И. Антонова. - 2-е изд. - М., 2005.
73. Сычова В.С. Определение и измерение бедности: история вопроса // Социс. - 1996. - № 3. - С. 7-10.
74. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 240 с.
75. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987. - 351 с.
76. Тихонова Н.Е. Малообеспеченные в современной России: ресурс роста среднего класса или будущий низший класс? // Проблемы развития экономики и общества: Сборник докладов по итогам X Междунар. науч. конференции по проблемам развития экономики и общества, 7-9 апреля 2009 г. - Москва: ГУ ВШЭ, 2009.
77. Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. - М., Летний сад, 2003.
78. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учеб. пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2006. - 194 с.
79. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов на-Дону, 2004.
80. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 272 с.
81. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Науч.-практ.пособие. - М.: Проспект, 2009.
82. Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога: Лабораторный практикум. - Воронеж: ВГПУ, 2002. - 145 с.
83. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
84. Шелег Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности // Тезисы Второй Всеросс. науч. конф. «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.). В 3 ч. - Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.
85. Шептенко Т. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
86. Школа и семья как партнеры в воспитании детей риска // Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студ. средних пед. учеб. заведений / Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001. – С. 291-312.
87. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2006. - 768 с.
88. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
89. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 672 с.
90. Ярошенко С.С. Синдром бедности // Социс. - 1994. - № 2. - С. 43-50.
91. Ярошенко С.С. Теоретические модели бедности // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1996. - январь (№ 8-9). - С. 123-140.
92. Ярошенко С.С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы) // Социс. - 2006. - № 7. - С. 34-42.

Купить эту работу

Работа социального педагога с неблагополучной малообеспеченной семьей

2000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

22 февраля 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
АленаИгоревна
4.3
Старые заказчики, делайте персональный заказ, только так я смогу о нём узнать.
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе АленаИгоревна 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе АленаИгоревна 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе АленаИгоревна 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе АленаИгоревна 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Урок как основная форма организации процесса обучения в современной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМННЫХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологические особенности коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие двигательных умений и навыков у детей раннего возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Дидактические игры, как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽