Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА

  • 96 страниц
  • 2013 год
  • 2144 просмотра
  • 2 покупки
Автор работы

BezNika

преподаватель вуза

500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. На данном отрезке времени наша страна находится на этапе перехода к рыночной экономике, что и определяет актуальность задачи формирования у школьников экономического мышления, направленного на развитие творческого поиска, адаптацию к постоянно изменяющимся социальным, культурным и экономическим условиям.
Экономическое образование и воспитание предполагает усвоение учащимися основных понятий экономической науки, развитие представлений о способах производства и основах хозяйственной деятельности, экономических системах, знание их взаимосвязи с общественно-политическими системами, роли экономики в жизни и деятельности людей.
В нашей стране создание системы экономического образования представляется актуальной задачей. Выпускники казахстанских школ должны иметь представление об основах рыночной экономики, знать экономические термины и понятия, уметь выделять причины экономических событий и явлений, чтобы лучше ориентироваться в непрерывно меняющейся общественной жизни. Элементарные экономические знания позволяют молодежи понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие молодежи, готовят учеников к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через 10-15 лет, помогают им определить для себя сферу дея-тельности, профессию в будущем.
На наш взгляд, который совпадает с мнением многих ученых, выпускни-кам школ необходимы базовые экономические знания, дающие целостное представление об экономике, а они могут быть получены только на основе систематического обучения.
Психолого-педагогическому осмыслению проблемы способствует анализ сущности и условий успешной социализации школьника в условиях рыночной экономики, проведенный в работах Г.М. Андреевой, В.Г. Бочаровой, Н.Ф. Головановой, Т.К. Клименко, И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.И. Петрищева, М.И. Шиловой и др.
Проблема формирования экономических знаний выделяется в трудах экономистов И.Б. Иткина, И.Я. Клепач, Л.Н. Пономарева, В.Д. Попова, К.А. Улыбина, А.Н. Фалалеева. Социологический аспект проблемы экономической культуры учащихся рассматривается в исследованиях Л.П. Буевой, А.М. Гендина, Т.И. Заславской, М.И. Сергеева. Содержание, организация и методика экономического образования учащейся молодежи представлены в трудах А.Ф. Аменда, Ф. Крючкова, Л.П. Куракова, Л.П. Мельниковой, И.Б. Пермина, К. Розова, Н.П. Рябининой, А.Н. Хроменкова, Б.П. Шемякина, А.Т. Шпака.
Среди разнообразия современных форм и средств обучения, использование которых способствовало бы оптимизации процесса формирования экономической культуры, мы хотели бы отдельно рассмотреть информационные технологии. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образова-тельного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Всего этого можно достичь за счет использования современных компьютерных технологий, как в течение урока, так и во внеурочной деятельности.
Возможности применения информационных технологий в учебном про-цессе давно исследуются учеными, об этом свидетельствуют работы Н.В. Апатовой, Ю.Д. Бабаевой, А.В. Бойко, Е.П. Велихова, А.Е. Войскунского, В.С. Гершунского, А.П. Ершова, В.А Извозчикова, Е.И. Машбица, Б.Е. Стариченко, Е.С. Полат, Н.В. Роберта, О.К. Тихомирова и др. Однако, до настоящего времени вопросу использование информационных технологий при обучении экономике в общеобразовательной школе уделялось недостаточно внимания.
Возникли противоречия между необходимостью совершенствования процесса формирования экономической культуры и малым количеством новых соответствующих методик; между эффективностью использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и их недостаточным применением в процессе формирования экономической культуры старшеклассников
Цель исследования: реализация и экспериментальная проверка эффек-тивности использования информационных технологий при организации занятий по дисциплине экономика.
Объект исследования: процесс обучения экономики в средней школе.
Предмет исследования: информационные технологии как средство фор-мирования экономической культуры школьников.
Гипотеза исследования: процесс обучения экономики в средней школе посредством информационных технологий будет происходить более эффективно если:
— изучены основные пути и средства формирования экономической культуры учащихся;
— определено значение информационных технологий в процессе фор-мирования экономических знаний;
— рассмотрены способы использования информационных технологий в формировании экономической культуры старшеклассников;
— проведена работа по подготовке учителей к использованию информационных технологий в процессе формирования экономической культуры старшеклассников.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
— На основе анализа научно-методической литературы установить со-стояние изученности проблемы, выявить и осмыслить понятийно-категориальное поле исследования.
— Определить сущность и содержание понятия экономическая культура.
— Рассмотреть основные подходы к определению понятия «информационные технологии» и выявить возможности их использования в процессе формирования экономической культуры старшеклассников.
— Создать комплекс мероприятий по использованию информационных технологий в процессе формирования экономической культуры старшеклассников и опытно- экспериментальным путем выявить степень его эффективности.
— Разработать систему пропедевтических мер по подготовке учителей школ к использованию информационных технологий в преподавании экономики в старших классах общеобразовательной школы.
Методологическую основу исследования составили философские трак-товки всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; деятельностная тео-рия формирования знаний, умений и навыков; принципы единства сознания и деятельности; принцип взаимосвязи теории и практики; фундаментальные основы развития образования; концептуальные основы реформирования отечественной образовательной системы.
Теоретической основой исследования явились идеи системного (В.Г. Афанасьев, В.С. Ильин, В.В. Краевский и др.), деятельностного (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), личностного (В.С. Ильин, В.А. Сластенин и др.), акмеологического (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.Г. Ситников и др.), технологического (В.П. Беспалько, В.Ю. Питюков, Л.Ф. Спирин и др.) подходов в обучении и воспитании. В работе также были использованы и учтены положения новой образовательной парадигмы (В.Ф. Взятышев, Л.И. Романкова, В.В. Краевский, В.П. Казначеев, В.Е. Шукшунов и др.), а также подходы к использованию информационных технологий в образовательной практике (Н.А. Аминов, М.Н. Берулова, Т.Г. Везиров, Ю.С. Брановский, В. Тихомиров и др.).
В ходе исследования использовались следующие методы:
Теоретические - анализ психолого-педагогической, философской, научно-технической и учебно-методической литературы; нормативно-законодательных документов Республики Казахстан в области образования; концептуальный анализ ранее выполненных дипломных исследований; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в контексте формирования экономической культуры старшеклассников.
Эмпирические - обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование, ранжирование), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация).
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа имени Аллы Уразбаевой, Казталовского района, п. Казталовка. Исследованием было охвачено более 40 учащихся 9-11 классов средней общеобразовательной школы.
Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов.
— Поисково-теоретический (октябрь - декабрь 2012 г.). Осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, психолого-педагогической, методической, научно- технической литературы, научных публикаций и дипломных исследований последних лет. На данном этапе были определены исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы исследования, терминологический аппарат, основные задачи исследования.
— Экспериментальный (январь - март 2013 г.). На данном этапе была проведена диагностика уровня сформированности экономической культуры у старшеклассников, изучены формы и средства преподавания экономических дисциплин в школах, осуществлен комплекс мероприятий по внедрению информационных технологий в процесс формирования экономической культуры. В ходе констатирующего эксперимента были подвергнуты проверке гипотеза исследования.
— Обобщающий (апрель 2013 г.). Осуществлены анализ и обобщение результатов исследования, уточнены теоретические положения, систематизированы и обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы, подведены итоги исследования, оформлен текст дипломной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определена значимость формирования экономической культуры в целостном развитии личности старшеклассника;
- выявлена специфика использования средств информационных технологий в процессе организации занятий по дисциплине экономика;
- разработан комплекс мероприятий (компьютерное моделирование экономики и менеджмента, проведение деловых игр и практикумов, виртуальное управление банками и решение экономических задач, применение на уроках экономики обучающих и контролирующих программ, создание проектов и презентаций), по использованию информационных технологий при организации занятий по дисциплине экономика.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- конкретизировано понятие «экономическая культура старшеклассника», определены пути и методы ее формирования;
- обоснованы методологические подходы (личностный, деятельност-ный, интегративный, технология саморазвития личности старшеклассника) к формированию экономической культуры старшеклассников средствами ин-формационных технологий;
- разработан педагогический инструментарий формирования экономической культуры посредством информационных технологий, обеспечивающий развитие целостного подхода к обогащению личности старшеклассника.
Практическая значимость исследования:
- разработаны критерии и показатели уровня экономической культуры старшеклассников;
- внедрен в учебный процесс общеобразовательных школ комплекс мероприятий по применению информационных технологий в процессе формирования экономической культуры старшеклассников;
- разработан спецкурс для учителей общеобразовательных школ по использованию информационных технологий в преподавании экономики в старших классах.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечива-лась методологической базой исходных параметров и применением комплексной методики исследования, соответствующей поставленным целям и задачам исследования, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимосвязанностью, репрезентативностью объема выборок, качественным и количественным анализом данных, полученных в ходе экспериментальной работы.
Положения, выносимые на защиту:
— Экономическая культура как важная составляющая базовой культуры личности в условиях становления рыночных отношений выдвигается в разряд особо значимых, ибо она социализирует личность и становится основой проектирования ее жизнедеятельности.
— Использование информационных технологий в процессе формирования экономической культуры старшеклассников способствует оптимизации этого процесса, ее взаимодействию с другими компонентами развития личности, а также выходу этого процесса на более высокий качественный уровень.
— Определенные в результате экспериментальной работы критерии сформированности уровня экономической культуры старшеклассников (мотивационный, когнитивный, поведенческий), позволяют выявить уровень экономической культуры старшеклассников и на этой основе спроектировать действия по дальнейшему, более эффективному ее формированию.
4. Разработанный комплекс мероприятий по формированию экономиче-ской культуры старшеклассников средствами информационных технологий включающий в себя компьютерное моделирование экономики и менеджмента, проведение деловых игр и практикумов, виртуальное управление банками и решение экономических задач, применение на уроках экономики обучающих и контролирующих программ, создание проектов и презентаций, способствует формированию экономической культуры старшеклассников.

Введение 3
1. Теоретические основы использования информационных технологий при организации занятий по дисциплине экономика
1.1 Экономическая культура, ее сущность и функции 8
1.2 Основные подходы к определению понятия «информационные техноло-гии» 18
1.3 Формирование экономической культуры старшеклассников и место ин-формационных технологий в этом процессе 39
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию информационных технологий при организации занятий по дисциплине экономика
2.1 Диагностический и пропедевтический этапы опытно- экспериментальной работы 52
2.2 Внедрение информационных технологий в процесс формирования экономической культуры старшеклассников 59
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 71
Заключение 75
Список литературы 78
Приложения 81

На данном отрезке времени наша страна находится на этапе перехода к рыночной экономике, что и определяет актуальность задачи формирования у школьников экономического мышления, направленного на развитие творческого поиска, адаптацию к постоянно изменяющимся социальным, культурным и экономическим условиям.
Экономическое образование и воспитание предполагает усвоение учащимися основных понятий экономической науки, развитие представлений о способах производства и основах хозяйственной деятельности, экономических системах, знание их. взаимосвязи с общественно-политическими системами, роли экономики в жизни и деятельности людей.
На наш взгляд, основными идеями воспитания экономической культуры как педагогического процесса являются: отказ от авторитарной педагогики, принуждающей к учению; следование идее личностного подхода, утверждающего главной ценностью Человека; идея профессиональной ориентации будущих выпускников школ; идея развития личности в процессе обучения и воспитания экономической культуры.
При этом нельзя забывать, что воспитание экономической культуры старшеклассников представляет собой сложное педагогическое явление, характеризующееся уровнем развития общества, политической и экономической системой, развитием культуры и искусства, степенью разработанности педагогических процессов обучения и воспитания. Воспитание экономической культуры осуществляется в процессе интеграции педагогических, экономических и культурологических знаний.
Методологическими подходами, позволяющими воспитывать экономическую культуру старшеклассников, являются: личностный подход, определяющий высокую роль личности и ее формирование в соответствии с природными способностями; деятельностный подход, ставящий во главу воспитания дело, выполнение практических заданий; интегративный подход, позволяющий создать новые целостные системы воспитания, отстаивающий идею воспитания личности в атмосфере высокой гуманной культуры; технология саморазвития личности старшеклассника, опирающаяся на внутреннюю нравственно -волевую мотивацию деятельности.
Данные подходы способствуют воспитанию целостной личности. Систе-мообразующими факторами педагогических основ воспитания экономической культуры являются: ведущая цель и идея работы; закономерности и принципы; установка на то, что доминантой воспитания экономической культуры является введение в содержание обучения разделов (модулей) по основам экономической культуры, планированию, нормированию, оплате труда, культуре маркетинга, финансированию, отбору кадров, предпринимательству, экономической культуре хозяйствования и анализу эффективности использования труда.
Итак, исходными сущностными характеристиками воспитания экономической культуры являются:
 Воспитание целостной личности: природных особенностей (здоровья, способностей мыслить и правильно действовать); социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником); свойств субъекта экономической культуры (гуманности, духовности, творчества); общечеловеческих ценностей (честь, совесть, добро, свобода, справедливость, равенство, любовь).
 Реализация потребностей старшеклассников в профессиональном са-моопределении.
 Развитие мотивационно-ценностного отношения к своей учебной дея-тельности.
 Воспитание ценностных ориентаций и нравственных идеалов, прису-щих лучшим образцам казахстанского бизнеса.
Среди разнообразия современных форм и средств обучения, использование которых способствовало бы оптимизации процесса формирования экономической культуры, мы выделяем информационные компьютерные технологии. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Всего этого можно достичь за счет использования современных компьютерных технологий, как в течение урока, так и во внеурочной деятельности. Внедрение компьютерной техники в школьный процесс ведет к повышению эффективности и качества преподавания курсов экономики. ЭВМ выполняет разнообразные функции.
Для школьных курсов экономики из всего многообразия функций ЭВМ главными являются использование компьютеров как средства обучения и как средства управления учебным процессом. Применение компьютера в качестве технического средства обучения позволяет показать процессы происходящие в природе, обществе в течении длительного периода (развитие отдельных отраслей производства, географическое разделение труда); моделировать экономические процессы и их результаты; обрабатывать информацию и получать ее в виде диаграмм, графиков, картосхем. Это значительно обогащает содержание занятий. Перспективно и важно второе направление - выполнение ЭВМ функции управления учебным процессом.
Действия, которые компьютер предписывает выполнять, аналогичны действиям учителя (выдача заданий, дополнительных и вспомогательных упражнений, консультаций, подтверждение правильности ответа ученика, указание и разъяснение допущенных ошибок и т.д.). В то время, как работа класса управляется компьютером по программе, учитель имеет возможность уделить внимание отдельным ученикам, т.е. реализуется личностно- ориентированный подход в обучении. Использование компьютерной техники активизирует познавательную деятельность школьников. Представляет интерес и такая функция компьютера, как документирование учебного процесса. Учитель накапливает банк данных об успеваемости, уровне усвоения знаний и умений каждого ученика. Выполнение этой функции дает учителю возможность целенаправленно совершенствовать организацию учебного процесса, оптимизировать его. Компьютер позволяет осуществлять индивидуализированное и дифференцированное обучение, фиксировать результаты учебной деятельности на протяжение нескольких лет.
Знакомство школьников на занятиях по экономике с информационными технологиями, возможностями использования персональных ЭВМ на меж-предметной основе способствует развитию информационной культуры будущего специалиста, закрепляет сформированные у учащихся знания и умения, необходимые всем людям для повседневного использования ЭВМ.
Программное обеспечение различных школьных дисциплин позволяет создать систему межпредметных связей, а программное обеспечение отдельного учебного предмета позволяет максимально мобилизовать учителя и ученика для совместной творческой работы, а именно: позволяет давать иллюстрацию важнейших понятий; активизирует познавательную деятельность ученика; оптимизирует сочетание практических и аналитических видов деятельности; позволяет отрабатывать навыки решения самых различных упражнений; дает возможность самостоятельного создания задачи, эксперимента, демонстрации, возможность отображать состояние моделируемой системы графиками, схемами, таблицами и диаграммами, имеет большое количество вариантов заданий различной степени сложности; позволяет выбрать уровень обучения; осуществляет контроль работы учащихся. Таким образом, при использовании компьютера в школьном процессе повышается эффективность обучения, его индивидуализация и дифференциация, появляются новые формы взаимодействия в процессе обучения, изменяется содержание и характер деятельности обучающего и обучаемого; совершенствуется управление учебным процессом, его планирование, организация и контроль. Процесс расширения использования средств информации во всех областях человеческой деятельности влечет за собой изменение предметного содержания всех учебных дисциплин на всех уровнях образования. При этом школа должна постоянно следить за развитием компьютерной техники и программного обеспечения, использовать современные прикладные программы для профессиональной подготовки учащихся. Компьютерный класс любого уровня должен быть обеспечен необходимым минимальным комплектом программного обеспечения, включающего базовые и прикладные программные средства.

1. Агапова, О.И. О трех поколениях компьютерных технологий обуче-ния / О.И. Агапова, А.О. Кривошеева, А.С. Ушакова // Информатика и образование, 2004. - №2. - С. 34-41.
2. Андреев, A.A. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. / А.А. Андреев. - М.: ВУ, 2005 г. с. 43-48.
3. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. / Н.В. Апатова. - М.: ИОШ РАО, 2004. — 228 с.
4. Бойко, А.В. Новые информационные технологии в организации индивидуализированного процесса обучения / A.B. Бойко // Информационные технологии в общеобразовательной школе. — Новосибирск, 2000.
5. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения; вопросы терминологии / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков // Педагогика, 2003. - №5. - С. 12-15.
6. Велихов, Е.П. Новая информационная технология в школе / Е.П. Велихов // Информатика и образование, 1996. — № 1.
7. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. — М.: Педагогика, 1987. — 265 с.
8. Долинер, Л.И. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспективы. / Л.И. Долинер. // Информатика и образование, 2003. -№6. -С. 125-128.
9. Ершов, А.П. Концепция информатизации образования / А.П. Ершов и др. // Информатика и образование, 1998. —№6. — С. 3-31
10. Зарецкая, И. Взаимосвязь экономического и нравственного воспита-ния школьников. / И. Зареченская // Школа. - 1998 - №5.
11. Информатизация общего среднего образования. Под ред. Д.Ш. Матроса. -М.: Педагогическое общество России, 2004.
12. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В.А. Красильникова //Информатика и образование, 2003 - № 4. - С. 21 - 27.
13. Краткая экономическая энциклопедия. - СПб, 1998, с.426.
14. Латышев, В.Л. Компьютерные технологии обучения / В.Л. Латышев. -М.: МАИ, 1992.
15. Любимов, Л.Л. Экономическое образование в Казахстане: Есть ли выход? / Л.Л. Любимов //Бизнес-образование. -№3, 1997.
16. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В.Рубцова. -М., 2000.
17. Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е.И. Машбиц. — М.: Педагогика, 2006. — 80 с.
18. Моисеев, H.H. Информатика: новые пути познания законов природы и общества / H.H. Моисеев // Вестник АН СССР, 1985. N 5 — С. 128-135.
19. Нисимчук A.C. Экономическое образование школьников. / А.С. Ни-симчук. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе об-разования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2009.
21. Основные направления развития электронных образовательных изданий и ресурсов // Материалы научно-практической конференции. - Москва, 2002. - 132 с.
22. Парамонова, Е.Е. Формирование экономической культуры учащихся подросткового возраста как актуальная проблема / Е.Е. Парамонова // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. 2003 . № 14. - С. 241-244
23. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 640 с.
24. Попов, А.Н Экономическая культура социальной сферы : учеб. пособие / А.Н. Попов, Г.Н. Пряхин, Ю.Р. Лутфуллин. - Челябинск : УралГАФК, 2004.-35 с.
25. Попов, А.Н. Экономическая культура: теория и практика : учеб. пособие / А.Н. Попов, А.В. Горшков, А.Е. Кенжибаев. - Челябинск : Издательский дом Обухова, 2000. - 158 с.
26. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт // Дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994. - 129 с.
27. Рывкина, Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в Казахстане. / Р.В. Рывкина. -М.: Наука, 1994. С.30.
28. Селезнева, H.A. Качество образования и информационные технологии в образовании / H.A. Селезнева // Информационные технологии в образовании: Материалы Всероссийской научной конференции — М.: ИТО, 2000.
29. Семенов, A.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А.Л. Семенов // Информатика и образование. - 2001. - №2. - С.2-7.
30. Сергеева, Т.А. Новые информационные технологии и содержание обучения / Т.А. Сергеева //Информатика и образование, 1991. — №1. — С. 3-10.
31. Талызина, Н.Ф. Внедрение компьютеров в учебный процесс - науч-ную основу / Н.Ф. Талызина // Сов. Педагогика, М.: Педагогика. - 1985. - №12. - С.34-38.
32. Уваров, А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе / А.Ю. Уваров // Педагогическая информатика, 1993, № 1.
33. Уваров А.Ю. Интернет в школе: смена парадигмы // Информатика и образование. - 2001. - №3. - С.7-10.
34. Философский энциклопедический словарь. / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - Москва: Государственное научное издательство "Советская энциклопедия", 1983. - 564 с.
35. Хайлбронер Р. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS, 1993. Зима. T.I. Вып.1. С.41.
36. Хуторской, А.В. Концепция дистанционного образования /A.B. Ху-торской. — Internet: http://www.edidos.techno.ru
37. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии: В 2ч. Ч.1: Основы информатики и информационных технологий. / Ю.А. Шафрин. - М., 2000. - 320 с.
38. Щетинин, В. Знать и уметь. / В. Щетинин, Н. Хроменков, Б. Рябушкин // Образование и рынок. - 1998 - №3
39. КАРЛ: Учебное пособие для преподавателей:- М.: Финансы и стати-стика, 1999.-430с. 16с.
40. Эрроу К. Информация и экономическое поведение / К. Эрроу // Во-просы экономики. 1995. №5. С.98.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. На данном отрезке времени наша страна находится на этапе перехода к рыночной экономике, что и определяет актуальность задачи формирования у школьников экономического мышления, направленного на развитие творческого поиска, адаптацию к постоянно изменяющимся социальным, культурным и экономическим условиям.
Экономическое образование и воспитание предполагает усвоение учащимися основных понятий экономической науки, развитие представлений о способах производства и основах хозяйственной деятельности, экономических системах, знание их взаимосвязи с общественно-политическими системами, роли экономики в жизни и деятельности людей.
В нашей стране создание системы экономического образования представляется актуальной задачей. Выпускники казахстанских школ должны иметь представление об основах рыночной экономики, знать экономические термины и понятия, уметь выделять причины экономических событий и явлений, чтобы лучше ориентироваться в непрерывно меняющейся общественной жизни. Элементарные экономические знания позволяют молодежи понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие молодежи, готовят учеников к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через 10-15 лет, помогают им определить для себя сферу дея-тельности, профессию в будущем.
На наш взгляд, который совпадает с мнением многих ученых, выпускни-кам школ необходимы базовые экономические знания, дающие целостное представление об экономике, а они могут быть получены только на основе систематического обучения.
Психолого-педагогическому осмыслению проблемы способствует анализ сущности и условий успешной социализации школьника в условиях рыночной экономики, проведенный в работах Г.М. Андреевой, В.Г. Бочаровой, Н.Ф. Головановой, Т.К. Клименко, И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.И. Петрищева, М.И. Шиловой и др.
Проблема формирования экономических знаний выделяется в трудах экономистов И.Б. Иткина, И.Я. Клепач, Л.Н. Пономарева, В.Д. Попова, К.А. Улыбина, А.Н. Фалалеева. Социологический аспект проблемы экономической культуры учащихся рассматривается в исследованиях Л.П. Буевой, А.М. Гендина, Т.И. Заславской, М.И. Сергеева. Содержание, организация и методика экономического образования учащейся молодежи представлены в трудах А.Ф. Аменда, Ф. Крючкова, Л.П. Куракова, Л.П. Мельниковой, И.Б. Пермина, К. Розова, Н.П. Рябининой, А.Н. Хроменкова, Б.П. Шемякина, А.Т. Шпака.
Среди разнообразия современных форм и средств обучения, использование которых способствовало бы оптимизации процесса формирования экономической культуры, мы хотели бы отдельно рассмотреть информационные технологии. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образова-тельного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Всего этого можно достичь за счет использования современных компьютерных технологий, как в течение урока, так и во внеурочной деятельности.
Возможности применения информационных технологий в учебном про-цессе давно исследуются учеными, об этом свидетельствуют работы Н.В. Апатовой, Ю.Д. Бабаевой, А.В. Бойко, Е.П. Велихова, А.Е. Войскунского, В.С. Гершунского, А.П. Ершова, В.А Извозчикова, Е.И. Машбица, Б.Е. Стариченко, Е.С. Полат, Н.В. Роберта, О.К. Тихомирова и др. Однако, до настоящего времени вопросу использование информационных технологий при обучении экономике в общеобразовательной школе уделялось недостаточно внимания.
Возникли противоречия между необходимостью совершенствования процесса формирования экономической культуры и малым количеством новых соответствующих методик; между эффективностью использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и их недостаточным применением в процессе формирования экономической культуры старшеклассников
Цель исследования: реализация и экспериментальная проверка эффек-тивности использования информационных технологий при организации занятий по дисциплине экономика.
Объект исследования: процесс обучения экономики в средней школе.
Предмет исследования: информационные технологии как средство фор-мирования экономической культуры школьников.
Гипотеза исследования: процесс обучения экономики в средней школе посредством информационных технологий будет происходить более эффективно если:
— изучены основные пути и средства формирования экономической культуры учащихся;
— определено значение информационных технологий в процессе фор-мирования экономических знаний;
— рассмотрены способы использования информационных технологий в формировании экономической культуры старшеклассников;
— проведена работа по подготовке учителей к использованию информационных технологий в процессе формирования экономической культуры старшеклассников.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
— На основе анализа научно-методической литературы установить со-стояние изученности проблемы, выявить и осмыслить понятийно-категориальное поле исследования.
— Определить сущность и содержание понятия экономическая культура.
— Рассмотреть основные подходы к определению понятия «информационные технологии» и выявить возможности их использования в процессе формирования экономической культуры старшеклассников.
— Создать комплекс мероприятий по использованию информационных технологий в процессе формирования экономической культуры старшеклассников и опытно- экспериментальным путем выявить степень его эффективности.
— Разработать систему пропедевтических мер по подготовке учителей школ к использованию информационных технологий в преподавании экономики в старших классах общеобразовательной школы.
Методологическую основу исследования составили философские трак-товки всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; деятельностная тео-рия формирования знаний, умений и навыков; принципы единства сознания и деятельности; принцип взаимосвязи теории и практики; фундаментальные основы развития образования; концептуальные основы реформирования отечественной образовательной системы.
Теоретической основой исследования явились идеи системного (В.Г. Афанасьев, В.С. Ильин, В.В. Краевский и др.), деятельностного (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), личностного (В.С. Ильин, В.А. Сластенин и др.), акмеологического (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.Г. Ситников и др.), технологического (В.П. Беспалько, В.Ю. Питюков, Л.Ф. Спирин и др.) подходов в обучении и воспитании. В работе также были использованы и учтены положения новой образовательной парадигмы (В.Ф. Взятышев, Л.И. Романкова, В.В. Краевский, В.П. Казначеев, В.Е. Шукшунов и др.), а также подходы к использованию информационных технологий в образовательной практике (Н.А. Аминов, М.Н. Берулова, Т.Г. Везиров, Ю.С. Брановский, В. Тихомиров и др.).
В ходе исследования использовались следующие методы:
Теоретические - анализ психолого-педагогической, философской, научно-технической и учебно-методической литературы; нормативно-законодательных документов Республики Казахстан в области образования; концептуальный анализ ранее выполненных дипломных исследований; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в контексте формирования экономической культуры старшеклассников.
Эмпирические - обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование, ранжирование), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация).
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа имени Аллы Уразбаевой, Казталовского района, п. Казталовка. Исследованием было охвачено более 40 учащихся 9-11 классов средней общеобразовательной школы.
Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов.
— Поисково-теоретический (октябрь - декабрь 2012 г.). Осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, психолого-педагогической, методической, научно- технической литературы, научных публикаций и дипломных исследований последних лет. На данном этапе были определены исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы исследования, терминологический аппарат, основные задачи исследования.
— Экспериментальный (январь - март 2013 г.). На данном этапе была проведена диагностика уровня сформированности экономической культуры у старшеклассников, изучены формы и средства преподавания экономических дисциплин в школах, осуществлен комплекс мероприятий по внедрению информационных технологий в процесс формирования экономической культуры. В ходе констатирующего эксперимента были подвергнуты проверке гипотеза исследования.
— Обобщающий (апрель 2013 г.). Осуществлены анализ и обобщение результатов исследования, уточнены теоретические положения, систематизированы и обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы, подведены итоги исследования, оформлен текст дипломной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определена значимость формирования экономической культуры в целостном развитии личности старшеклассника;
- выявлена специфика использования средств информационных технологий в процессе организации занятий по дисциплине экономика;
- разработан комплекс мероприятий (компьютерное моделирование экономики и менеджмента, проведение деловых игр и практикумов, виртуальное управление банками и решение экономических задач, применение на уроках экономики обучающих и контролирующих программ, создание проектов и презентаций), по использованию информационных технологий при организации занятий по дисциплине экономика.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- конкретизировано понятие «экономическая культура старшеклассника», определены пути и методы ее формирования;
- обоснованы методологические подходы (личностный, деятельност-ный, интегративный, технология саморазвития личности старшеклассника) к формированию экономической культуры старшеклассников средствами ин-формационных технологий;
- разработан педагогический инструментарий формирования экономической культуры посредством информационных технологий, обеспечивающий развитие целостного подхода к обогащению личности старшеклассника.
Практическая значимость исследования:
- разработаны критерии и показатели уровня экономической культуры старшеклассников;
- внедрен в учебный процесс общеобразовательных школ комплекс мероприятий по применению информационных технологий в процессе формирования экономической культуры старшеклассников;
- разработан спецкурс для учителей общеобразовательных школ по использованию информационных технологий в преподавании экономики в старших классах.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечива-лась методологической базой исходных параметров и применением комплексной методики исследования, соответствующей поставленным целям и задачам исследования, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимосвязанностью, репрезентативностью объема выборок, качественным и количественным анализом данных, полученных в ходе экспериментальной работы.
Положения, выносимые на защиту:
— Экономическая культура как важная составляющая базовой культуры личности в условиях становления рыночных отношений выдвигается в разряд особо значимых, ибо она социализирует личность и становится основой проектирования ее жизнедеятельности.
— Использование информационных технологий в процессе формирования экономической культуры старшеклассников способствует оптимизации этого процесса, ее взаимодействию с другими компонентами развития личности, а также выходу этого процесса на более высокий качественный уровень.
— Определенные в результате экспериментальной работы критерии сформированности уровня экономической культуры старшеклассников (мотивационный, когнитивный, поведенческий), позволяют выявить уровень экономической культуры старшеклассников и на этой основе спроектировать действия по дальнейшему, более эффективному ее формированию.
4. Разработанный комплекс мероприятий по формированию экономиче-ской культуры старшеклассников средствами информационных технологий включающий в себя компьютерное моделирование экономики и менеджмента, проведение деловых игр и практикумов, виртуальное управление банками и решение экономических задач, применение на уроках экономики обучающих и контролирующих программ, создание проектов и презентаций, способствует формированию экономической культуры старшеклассников.

Введение 3
1. Теоретические основы использования информационных технологий при организации занятий по дисциплине экономика
1.1 Экономическая культура, ее сущность и функции 8
1.2 Основные подходы к определению понятия «информационные техноло-гии» 18
1.3 Формирование экономической культуры старшеклассников и место ин-формационных технологий в этом процессе 39
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию информационных технологий при организации занятий по дисциплине экономика
2.1 Диагностический и пропедевтический этапы опытно- экспериментальной работы 52
2.2 Внедрение информационных технологий в процесс формирования экономической культуры старшеклассников 59
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 71
Заключение 75
Список литературы 78
Приложения 81

На данном отрезке времени наша страна находится на этапе перехода к рыночной экономике, что и определяет актуальность задачи формирования у школьников экономического мышления, направленного на развитие творческого поиска, адаптацию к постоянно изменяющимся социальным, культурным и экономическим условиям.
Экономическое образование и воспитание предполагает усвоение учащимися основных понятий экономической науки, развитие представлений о способах производства и основах хозяйственной деятельности, экономических системах, знание их. взаимосвязи с общественно-политическими системами, роли экономики в жизни и деятельности людей.
На наш взгляд, основными идеями воспитания экономической культуры как педагогического процесса являются: отказ от авторитарной педагогики, принуждающей к учению; следование идее личностного подхода, утверждающего главной ценностью Человека; идея профессиональной ориентации будущих выпускников школ; идея развития личности в процессе обучения и воспитания экономической культуры.
При этом нельзя забывать, что воспитание экономической культуры старшеклассников представляет собой сложное педагогическое явление, характеризующееся уровнем развития общества, политической и экономической системой, развитием культуры и искусства, степенью разработанности педагогических процессов обучения и воспитания. Воспитание экономической культуры осуществляется в процессе интеграции педагогических, экономических и культурологических знаний.
Методологическими подходами, позволяющими воспитывать экономическую культуру старшеклассников, являются: личностный подход, определяющий высокую роль личности и ее формирование в соответствии с природными способностями; деятельностный подход, ставящий во главу воспитания дело, выполнение практических заданий; интегративный подход, позволяющий создать новые целостные системы воспитания, отстаивающий идею воспитания личности в атмосфере высокой гуманной культуры; технология саморазвития личности старшеклассника, опирающаяся на внутреннюю нравственно -волевую мотивацию деятельности.
Данные подходы способствуют воспитанию целостной личности. Систе-мообразующими факторами педагогических основ воспитания экономической культуры являются: ведущая цель и идея работы; закономерности и принципы; установка на то, что доминантой воспитания экономической культуры является введение в содержание обучения разделов (модулей) по основам экономической культуры, планированию, нормированию, оплате труда, культуре маркетинга, финансированию, отбору кадров, предпринимательству, экономической культуре хозяйствования и анализу эффективности использования труда.
Итак, исходными сущностными характеристиками воспитания экономической культуры являются:
 Воспитание целостной личности: природных особенностей (здоровья, способностей мыслить и правильно действовать); социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником); свойств субъекта экономической культуры (гуманности, духовности, творчества); общечеловеческих ценностей (честь, совесть, добро, свобода, справедливость, равенство, любовь).
 Реализация потребностей старшеклассников в профессиональном са-моопределении.
 Развитие мотивационно-ценностного отношения к своей учебной дея-тельности.
 Воспитание ценностных ориентаций и нравственных идеалов, прису-щих лучшим образцам казахстанского бизнеса.
Среди разнообразия современных форм и средств обучения, использование которых способствовало бы оптимизации процесса формирования экономической культуры, мы выделяем информационные компьютерные технологии. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Всего этого можно достичь за счет использования современных компьютерных технологий, как в течение урока, так и во внеурочной деятельности. Внедрение компьютерной техники в школьный процесс ведет к повышению эффективности и качества преподавания курсов экономики. ЭВМ выполняет разнообразные функции.
Для школьных курсов экономики из всего многообразия функций ЭВМ главными являются использование компьютеров как средства обучения и как средства управления учебным процессом. Применение компьютера в качестве технического средства обучения позволяет показать процессы происходящие в природе, обществе в течении длительного периода (развитие отдельных отраслей производства, географическое разделение труда); моделировать экономические процессы и их результаты; обрабатывать информацию и получать ее в виде диаграмм, графиков, картосхем. Это значительно обогащает содержание занятий. Перспективно и важно второе направление - выполнение ЭВМ функции управления учебным процессом.
Действия, которые компьютер предписывает выполнять, аналогичны действиям учителя (выдача заданий, дополнительных и вспомогательных упражнений, консультаций, подтверждение правильности ответа ученика, указание и разъяснение допущенных ошибок и т.д.). В то время, как работа класса управляется компьютером по программе, учитель имеет возможность уделить внимание отдельным ученикам, т.е. реализуется личностно- ориентированный подход в обучении. Использование компьютерной техники активизирует познавательную деятельность школьников. Представляет интерес и такая функция компьютера, как документирование учебного процесса. Учитель накапливает банк данных об успеваемости, уровне усвоения знаний и умений каждого ученика. Выполнение этой функции дает учителю возможность целенаправленно совершенствовать организацию учебного процесса, оптимизировать его. Компьютер позволяет осуществлять индивидуализированное и дифференцированное обучение, фиксировать результаты учебной деятельности на протяжение нескольких лет.
Знакомство школьников на занятиях по экономике с информационными технологиями, возможностями использования персональных ЭВМ на меж-предметной основе способствует развитию информационной культуры будущего специалиста, закрепляет сформированные у учащихся знания и умения, необходимые всем людям для повседневного использования ЭВМ.
Программное обеспечение различных школьных дисциплин позволяет создать систему межпредметных связей, а программное обеспечение отдельного учебного предмета позволяет максимально мобилизовать учителя и ученика для совместной творческой работы, а именно: позволяет давать иллюстрацию важнейших понятий; активизирует познавательную деятельность ученика; оптимизирует сочетание практических и аналитических видов деятельности; позволяет отрабатывать навыки решения самых различных упражнений; дает возможность самостоятельного создания задачи, эксперимента, демонстрации, возможность отображать состояние моделируемой системы графиками, схемами, таблицами и диаграммами, имеет большое количество вариантов заданий различной степени сложности; позволяет выбрать уровень обучения; осуществляет контроль работы учащихся. Таким образом, при использовании компьютера в школьном процессе повышается эффективность обучения, его индивидуализация и дифференциация, появляются новые формы взаимодействия в процессе обучения, изменяется содержание и характер деятельности обучающего и обучаемого; совершенствуется управление учебным процессом, его планирование, организация и контроль. Процесс расширения использования средств информации во всех областях человеческой деятельности влечет за собой изменение предметного содержания всех учебных дисциплин на всех уровнях образования. При этом школа должна постоянно следить за развитием компьютерной техники и программного обеспечения, использовать современные прикладные программы для профессиональной подготовки учащихся. Компьютерный класс любого уровня должен быть обеспечен необходимым минимальным комплектом программного обеспечения, включающего базовые и прикладные программные средства.

1. Агапова, О.И. О трех поколениях компьютерных технологий обуче-ния / О.И. Агапова, А.О. Кривошеева, А.С. Ушакова // Информатика и образование, 2004. - №2. - С. 34-41.
2. Андреев, A.A. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. / А.А. Андреев. - М.: ВУ, 2005 г. с. 43-48.
3. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. / Н.В. Апатова. - М.: ИОШ РАО, 2004. — 228 с.
4. Бойко, А.В. Новые информационные технологии в организации индивидуализированного процесса обучения / A.B. Бойко // Информационные технологии в общеобразовательной школе. — Новосибирск, 2000.
5. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения; вопросы терминологии / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков // Педагогика, 2003. - №5. - С. 12-15.
6. Велихов, Е.П. Новая информационная технология в школе / Е.П. Велихов // Информатика и образование, 1996. — № 1.
7. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. — М.: Педагогика, 1987. — 265 с.
8. Долинер, Л.И. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспективы. / Л.И. Долинер. // Информатика и образование, 2003. -№6. -С. 125-128.
9. Ершов, А.П. Концепция информатизации образования / А.П. Ершов и др. // Информатика и образование, 1998. —№6. — С. 3-31
10. Зарецкая, И. Взаимосвязь экономического и нравственного воспита-ния школьников. / И. Зареченская // Школа. - 1998 - №5.
11. Информатизация общего среднего образования. Под ред. Д.Ш. Матроса. -М.: Педагогическое общество России, 2004.
12. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В.А. Красильникова //Информатика и образование, 2003 - № 4. - С. 21 - 27.
13. Краткая экономическая энциклопедия. - СПб, 1998, с.426.
14. Латышев, В.Л. Компьютерные технологии обучения / В.Л. Латышев. -М.: МАИ, 1992.
15. Любимов, Л.Л. Экономическое образование в Казахстане: Есть ли выход? / Л.Л. Любимов //Бизнес-образование. -№3, 1997.
16. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В.Рубцова. -М., 2000.
17. Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е.И. Машбиц. — М.: Педагогика, 2006. — 80 с.
18. Моисеев, H.H. Информатика: новые пути познания законов природы и общества / H.H. Моисеев // Вестник АН СССР, 1985. N 5 — С. 128-135.
19. Нисимчук A.C. Экономическое образование школьников. / А.С. Ни-симчук. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе об-разования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2009.
21. Основные направления развития электронных образовательных изданий и ресурсов // Материалы научно-практической конференции. - Москва, 2002. - 132 с.
22. Парамонова, Е.Е. Формирование экономической культуры учащихся подросткового возраста как актуальная проблема / Е.Е. Парамонова // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. 2003 . № 14. - С. 241-244
23. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 640 с.
24. Попов, А.Н Экономическая культура социальной сферы : учеб. пособие / А.Н. Попов, Г.Н. Пряхин, Ю.Р. Лутфуллин. - Челябинск : УралГАФК, 2004.-35 с.
25. Попов, А.Н. Экономическая культура: теория и практика : учеб. пособие / А.Н. Попов, А.В. Горшков, А.Е. Кенжибаев. - Челябинск : Издательский дом Обухова, 2000. - 158 с.
26. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт // Дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994. - 129 с.
27. Рывкина, Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в Казахстане. / Р.В. Рывкина. -М.: Наука, 1994. С.30.
28. Селезнева, H.A. Качество образования и информационные технологии в образовании / H.A. Селезнева // Информационные технологии в образовании: Материалы Всероссийской научной конференции — М.: ИТО, 2000.
29. Семенов, A.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А.Л. Семенов // Информатика и образование. - 2001. - №2. - С.2-7.
30. Сергеева, Т.А. Новые информационные технологии и содержание обучения / Т.А. Сергеева //Информатика и образование, 1991. — №1. — С. 3-10.
31. Талызина, Н.Ф. Внедрение компьютеров в учебный процесс - науч-ную основу / Н.Ф. Талызина // Сов. Педагогика, М.: Педагогика. - 1985. - №12. - С.34-38.
32. Уваров, А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе / А.Ю. Уваров // Педагогическая информатика, 1993, № 1.
33. Уваров А.Ю. Интернет в школе: смена парадигмы // Информатика и образование. - 2001. - №3. - С.7-10.
34. Философский энциклопедический словарь. / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - Москва: Государственное научное издательство "Советская энциклопедия", 1983. - 564 с.
35. Хайлбронер Р. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS, 1993. Зима. T.I. Вып.1. С.41.
36. Хуторской, А.В. Концепция дистанционного образования /A.B. Ху-торской. — Internet: http://www.edidos.techno.ru
37. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии: В 2ч. Ч.1: Основы информатики и информационных технологий. / Ю.А. Шафрин. - М., 2000. - 320 с.
38. Щетинин, В. Знать и уметь. / В. Щетинин, Н. Хроменков, Б. Рябушкин // Образование и рынок. - 1998 - №3
39. КАРЛ: Учебное пособие для преподавателей:- М.: Финансы и стати-стика, 1999.-430с. 16с.
40. Эрроу К. Информация и экономическое поведение / К. Эрроу // Во-просы экономики. 1995. №5. С.98.

Купить эту работу

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА

500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

9 октября 2013 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
BezNika
4.5
преподаватель вуза
Купить эту работу vs Заказать новую
2 раза Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе BezNika 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе BezNika 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе BezNika 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе BezNika 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Портфолио (Дисциплина "Классное руководство")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Сравнение пояснительных записок программ по литературе под ред. В.Ф. Чертова, по ред. Г.С. Меркина

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

конспект Пояснительных записок к программам под ред. В.Я. Корорвиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Рецензия на учебник УМК по литературе для 5 класса под ред. В.Ф. Чертова, Аннотация на методические рекомендации по УМК по литературе под ред. В.Я. Ко

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Занятие по английскому языку "Animals around us" для детей 6-7 лет. Методические рекомендации к нему.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Проект развития туристско-краеведческой направленности дополнительного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

конспект урока по английскому языку 5 класс "dress right"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Написание конспектов для воспитателей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

Проект развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Оформление картотек для детского сада

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Сравнение программ : Екжанова, Стребелева / Баряева, Гаврилушкина (олигофренопедагогика)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽