Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

политика турции в центральной азии

  • 77 страниц
  • 2017 год
  • 390 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. В настоящее время регион Центральной Азии привлекает все больше внимания со стороны мирового сообщества. Сегодня сразу несколько значимых международных игроков «предъявляют права» на эти пять стран – Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан. Среди них кроме Турции можно выделить – США, Россию, Китай, Иран, а также Европейский Союз.
Период начала 1990-х гг., сопровождавшийся распадом СССР и приобретением республиками независимости, стал отправной точкой в определении ими своего положения и места в новых геополитических реалиях и мировой политике. Интенсивные попытки развивать теперь уже собственные внешнеполитические связи с отказом от всего советского ознаменовали процесс возникновения поиска самоидентичности, где понятие «советского человека» уходило в прошлое, а попытки определить свое место в изменившихся реалиях ознаменовали настоящие.
Политические процессы в центрально-азиатских странах постоянно развиваются и со времени объявления ими независимости претерпели изменения. На данный момент говорить о стабилизации обстановки в этих государствах также рано. Поэтому данная тематика является в высшей степени актуальной в современных условиях.
Интерес со стороны Турции и ключевых мировых держав в рассматриваемом регионе определяется несколькими причинами. Так, это стратегический потенциал региона с точки зрения природных ресурсов. Кроме того, существует интерес в Центральной Азии именно с геополитической точки зрения, так как контроль над стратегически важным для международных отношений регионом еще больше укрепит статус мировой державы.
Центральная Азия в прямом и переносном смыслах стала одним из центров разворачивающейся новой «Большой Игры» между региональными и внерегиональными силами. С одной стороны, возможность стать ключевыми игроками трансграничных проектов, в первую очередь, геополитического и экономического характера, дает возможность государствам Центральной Азии оказывать влияние на происходящие в регионе процессы. С другой стороны, вовлеченность во внутренние региональные процессы таких крупнейших игроков, как КНР и США обостряют существующие противоречия и порождают новые конфликты внутри самого региона и за его пределами. Актуальной также является связь исторического прошлого стран Центральной Азии с Россией; культурная, религиозная и лингвистическая близость – с Турцией, а экономическая составляющая во многом приходится на КНР и другие внерегиональные силы. Таким образом, можно констатировать, что Центральная Азия является центром столкновения интересов по крайней мере четырех государств, которые определяют международную расстановку сил, а именно: Россия, Турция, КНР, США.
Актуальность исследования также состоит в том, что оно представляет проблему, непосредственно связанную с национальными интересами Турции, с перспективами восстановления и укрепления ее влияния в Центральной Азии. Это является особенно значимым по нескольким причинам.
Во-первых, становление государственности в широком политико-правовом смысле в исследуемом регионе, по мнению ряда исследователей, все еще находится в активной стадии. Более того, особое значение приобретает проблема ныне существующих административных границ.
Центральная Азия больше не является единой (с точки зрения экономической составляющей), как это было во время Советского Союза. Тогда в межрегиональном разделении труда Центральной Азии отводилось особое место с упором на поставки сырья, в то время как многие жизненно важные ресурсы и продукты направлялись в регион из РСФСР. Очевидно также, что формирование внешнеполитического курса государств региона проходит в непростых условиях поиска баланса между силами внутри и за его пределами. Подобная ситуация порождает понимание взаимозависимости и необходимости стимулирования регионального сотрудничества. Однако эти процессы проходят во многом пассивно, поэтому инициатива по установления мира, экономической интеграции и политических процессов внутри региона может перейти к внерегиональным акторам.
Во-вторых, с учетом изменившейся геополитической конъюнктуры и роли региональных держав в развитии государств Центральной Азии, приходится, говорить либо о «переориентации» региона с позиций традиционного партнерства с Москвой и Анкарой на другие государства, либо о возможном возвращении России и Турции как наиболее перспективных партнеров во внешних стратегиях новых политических элит.
В-третьих, новое поколение государственных управленцев, например, в Казахстане, стремится стать доминирующей силой на общем для стран Центральной Азии пространстве, проводя стратегию приоритетного сотрудничества как с традиционными партнерами, например, Россией и Турцией, так и с новыми для региона внешними участниками международных отношений – Китаем, ЕС и США. Очевидно также, что государства Центральной Азии сегодня не обладают достаточным экономическим и политическим потенциалом для становления центробежной силой как на постсоветском пространстве, так и в контексте евразийства.
Осознание своей роли в геополитическом пространстве с учетом большого энергетического потенциала и территориального расположения создает возможность «выбора» политическими элитами этих стран между крупнейшими региональными и внерегиональными акторами.
В-четвертых, Центральная Азия сегодня представляет собой в некотором роде «плацдарм» продвижения интересов Пекина и Вашингтона.
Более того, неустойчивость существующих режимов и высокая вероятность возникновения новых сил, которые не отвечают интересам Турции, подталкивают США и Китай к более активному присутствию в регионе, зачастую под предлогом защиты собственных интересов и международной безопасности.
В-пятых, природные ресурсы определяют заинтересованность ведущих игроков международных отношений в исследуемом регионе. Создание транспортных коридоров «Север-Юг», «Запад-Восток», «Шелковый путь» приводят к интенсификации различных геополитических и экономических процессов.
Отмечая со стороны Турции общую заинтересованность в центрально-азиатском регионе, его потенциале, необходимо учитывать, что направления внешнеполитической деятельности этого государства по отношению к странам региона имеют как общие, так и отличительные черты.
Политика Турецкой Республики в исследуемом регионе может быть условно разделена на два этапа, а именно: 1991-2002 г., когда широко были развиты идеи пантюркизма и предполагалось, что существует возможность развития государств Центральной Азии по так называемой «турецкой модели». Второй период связан с приходом к власти «Партии справедливости и развития» во главе с Эрдоганом Р.Т., то есть с 2002 г. по настоящее время.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ внешней политики Турции в исследуемом регионе представляется актуальным на протяжении длительного времени. Однако, очевидно, что именно в нынешний период международных отношений, когда события на Ближнем Востоке и постсоветском пространстве приобретают хаотичный характер, отмечается особый интерес к внешней политике Анкары в Центральной Азии. Более того, обострение турецко-российских отношений представляет дополнительную актуальность заявленной проблемы. Это обуславливает необходимость обращения к материалам политологической, экономической, исторической и социологической направленности.
Теоретическая база исследования представлена работами российских и западных специалистов в области изучения проблем развития современных международных отношений, а также вопросов регионализма. При написании были использованы исследования, затрагивающие проблемы обеспечения национальных интересов Турции в Центральной Азии (А. Амирбек , Б. Гюльтекин , Н.Г. Киреев , В.Я. Белокреницкий, И.Л. Фадеева , И.А. Свистунова , А.В. Сулейманов , Е.И. Уразова , Хас Керим , РШ. Хасанов , Дж. Мутлу , Б. Оксан , П. Шлыков ), а также исследования теоретического характера по международным отношениям и политологии, в том числе касающиеся видения проблематики развития региона и обеспечения национальных интересов различных стран (Л.М. Бондарец , И.Д. Звягельский , А.А. Гурьев , А.Ш. Кадырбаев, Ж.С. Сыздыкова , Т. Шаймергенов ).
Объектом исследования выступает центрально-азиатское направление во внешнеполитической стратегии Турции.
Предметом исследования стала политика Турции в Центральной Азии на современном этапе.
Целью исследования является выявление особенностей и перспектив развития политики Турции в Центральной Азии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• определить основные направления внешней политики Турецкой Республики;
• охарактеризовать геополитическое положение государств Центральной Азии и интересы Турции;
• рассмотреть основные направления и этапы развития внешней политики Турции в Центральной Азии;
• провести сравнительный анализ двусторонних отношений Турции и государств Центральной Азии;
• сформулировать особенности конкуренции Турции с другими игроками в Центральной Азии, а также перспективы турецкой политики в регионе.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы (индукции и дедукции), метод сравнительного анализа. Кроме этого особое значение приобретают методы анализа политических процессов, именно они позволили выявить приоритеты Турции в центрально-азиатском регионе. Отдельно необходимо отметить важность таких историографических методов как метод описания и ситуационные исследования.
Источниковую базу исследования составили официальные документы Турции , а также публикации периодической печати и информационных агентств . Особенно следует выделить такой важный источник как публикации бывшего премьер-министра Турции А. Давутоглу, в которых отражен внешнеполитический курс страны в период его нахождения у власти .
Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении особенностей политики Турции в Центральной Азии на современном этапе.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введение представлены постановка проблемы, актуальность исследования, цель и задачи, методология и научная новизна исследования.
В первой главе определяются основы региональной политики Турции в Центральной Азии.
Вторая глава посвящена особенностям политики Турции в отношении государств Центральной Азии на современном этапе.
В заключении представлены основные выводы проведенного исследования.
В списке использованных источников и литературы представлен библиографический материал исследования.



Введение 3
Глава 1. Основы региональной политики Турции в Центральной Азии 10
1.1 Основные направления внешней политики Турецкой Республики 10
1.2 Геополитическое положение государств Центральной Азии и интересы Турции 21
Глава 2. Особенности политики Турции в отношении государств Центральной Азии на современном этапе 31
2.1 Основные направления и этапы развития внешней политики Турции в Центральной Азии 31
2.2 Сравнительный анализ двусторонних отношений Турции и государств Центральной Азии 49
2.3 Конкуренция и перспективы 64
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 77




Центрально-азиатский регион, охваченный в прошлом рядом серьезных потрясений политического характера, продолжает подвергаться «турбулентности», реагируя на происходящие изменения непосредственно у его границ. Более того, приходится признать, что несмотря на экономический потенциал и неоспоримую важность территориального расположения большинства стран региона, интерес к нему усиливается со стороны внерегиональных игроков, прежде всего США и Китая. В этой связи, говоря о политике Турции в отношении Центральной Азии, следует учитывать, что существенную роль играет не только геополитическая расстановка сил в определенный момент времени, но и общее историческое прошлое, которое «связывает» государства Центральной Азии друг с другом.
Период начала 1990-х гг., сопровождавшийся распадом СССР и приобретением республиками независимости, стал отправной точкой в определении ими своего положения и места в новых геополитических реалиях и мировой политике. Интенсивные попытки развивать теперь уже собственные внешнеполитические связи с отказом от всего советского ознаменовали процесс возникновения поиска самоидентичности, где понятие «советского человека» уходило в прошлое, а попытки определить свое место в изменившихся реалиях ознаменовали настоящие.
Отождествление внешней и, безусловно, внутренней политики с «историческими» задачами народов Центральной Азии стало приобретать еще большие масштабы с поднятием духа национального самосознания.
Необходимость понимания идеологической составляющей процессов, которые происходили внутри региона с начала 1990-х гг. и продолжаются вплоть до сегодняшнего дня, является одним из ключевых моментов в анализе выстраивания отношений новыми государствами на постсоветском пространстве с «внешним миром». В связи с этим именно период 90-х гг. мог стать для Турции основополагающим в определении стратегических связей с бывшими советскими республиками. С одной стороны, дистанцирование от прошлого, связывавшего Центральную Азию с СССР, оттолкнуло регион от России и открыло новую страницу в его истории. При этом слабость стран и поиск новой идентичности могли стать отправной точкой для внешней политики Анкары и «переориентации» четырех из пяти государств Центральной Азии, которые имеют близкие исторические, лингвистические и религиозные связи с Турцией.
Понимая необходимость выстраивания концептуально новой политики с соседями, Анкара говорит о возобновившейся «Большой ирге», которая охватывает внушительный по территории и значимости регион. Турецкая сторона, в свою очередь, продолжает настаивать на том, что проводимый новый курс внешней политики направлен исключительно на сближение государств региона, а никак не на противостояние и соперничество за влияние и доступ к энергоресурсам. Необходимо заметить, что заявления Турции отнюдь не голословны, Анкара подкрепляет свою новую политику конкретными действиями, прежде всего в социо-экономической и гуманитарной сфере. В то же время возникает вопрос, обладает ли Анкара достаточной политической волей, чтобы «перестроить» государства Центральной Азии и начать более плотное сотрудничество с новыми, хотя и традиционными партнерами. Усиление политической и экономической стабильности в стране дало руководству государства возможность проводить более эффективно свою внешнеполитическую деятельность, основа которой лежит в принципе региональной экономической интеграции.
Механизм регулярных встреч политических элит Турции и государств Центральной Азии стал продолжением курса на углубление партнерства и усиление стратегического взаимодействия, где экономические аспекты взаимоотношений являлись одними из первоочередных. Ключевое значение дальнейшего перспективного развития двусторонних отношений характеризуется глубиной и характером их функционирования. Более того, как отмечает Анкара, дальнейшее укрепление конструктивного сотрудничества Турции с регионом может быть только при наличии проявления конкретной политической воли глав государств.
Однако на пути реализации подобного механизма существует ряд проблемных аспектов: во-первых, в отличие от 1990-х гг., отсутствует желание правящей политической элиты Турции и других государств Центральной Азии объединиться в политический блок, основу которого составила бы этническо-языковая близость и вероисповедание. Во-вторых, особое внимание было уделено турецко-российским отношениям. В то же время возможность претворения в жизнь проекта так называемого «тюркского мира» вызывает в политических кругах РФ негативную реакцию, которая проецируется на все сферы взаимоотношений между Анкарой и Москвой. Это стало очевидным после обострения российско-турецких отношений в ноябре 2015 г.
Турция на протяжении длительного времени обладала весомым политико-экономическим и военным потенциалом, решала комплекс региональных стратегических задач в рамках использования политики «мягкой силы», предоставляя гуманитарную и экономическую помощь, усиливая и углубляя финансовые взаимовыгодные отношения. Это предполагало возможность будущего политического механизма, который мог стать основным инструментом осуществления межгосударственных региональных проектов.
Основными факторами эволюции взаимоотношений Турции и стран Центральной Азии конца 1990-х–2000-е гг. являются следующие: динамика трансформации внутренних политико-экономических процессов в Турции и разработка новой внешнеполитической концепции; развитие отношений между Москвой и Анкарой; динамика определения национальных интересов государств Центральной Азии как суверенных и равных партнеров-государств; динамика появления новых региональных и внерегиональных игроков в Евразии. Следует отметить, что без качественно новых изменений внешней политики Туркменистана и Узбекистана создание эффективного политического объединения между Турцией и государствами Центральной Азии невозможно.
Таким образом, исследование эволюции внешней политики Турции в Центральной Азии при правительстве Партии справедливости и развития (ПСР) позволяет сделать следующие основные выводы: во-первых, Турция не является одной из главных геополитических сил в Центральной Азии, а выступает как региональный актор. Культурная близость лишь способствует укреплению этой позиции.
Во-вторых, Анкара усиливает свою роль и влияние в ключевых вопросах в регионе путем создания нового видения партнерства.
В-третьих, внешняя турецкая политика при правительстве ПСР до недавнего времени была основана на инструментах «мягкой силы», то есть на экономическо-торговых и культурно-гуманитарных принципах. В-четвертых, интересы Турции в Центральной Азии обусловлены стремлением к усилению геоэкономического и геокультурного влияния на региональную политическую конфигурацию и создание нового баланса сил между крупными игроками в регионе.
В то же время экономическая прибыль формируют возникновение новых энергопроектов между Востоком и Западом. Турция заинтересована в предоставлении собственной территории для транспортировки касписких углеводородов на мировые рынки. «Трубопроводная дипломатия» и региональные политические дивиденды Анкары в большей степени рассматриваются в контексте определения баланса сил и взаимоотношений с Россией.

1. Амирбек А. Концепция внешнея политики Турции на период до 2023 г. // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. 2014. №8. С. 392-399.
2. Бондарец Л.М. Внешнеполитический фактор конфликтной ситуации в Центральной Азии // Материалы международной конференции «Будущее государств Центральной Азии», 26-28 июня 2001 г. Бишкек, 2001.
3. В МИД РУз приняли делегацию Турции // URL: http://www.uzdaily.uz/articles-id-13729.htm
4. Выдержки из пресс-конференции по окончании заседания Совета сотрудничества высшего уровня // URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/7736
5. Гаджиев А.Г. Турция: трансформация внешнеполитических взглядов и внутреннеполитической системы // URL: http://www.iimes.ru/?p=14405
6. Годы, которые изменили Центральную Азию. Под ред. И.Д. Звягельской. М.: ИВ РАН, ЦСПИ, 2009.
7. Гурьев А.А. Геополитический ракурс нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/19-06-05.htm
8. Гюльтекин Б. Турция-Южный Кавказ: анализ современной ситуации // Южный Кавказ: региональная безопасность и стабильность. Материалы Конференции. Под общей ред. Гаянэ Новиковой. Ереван, 2004. С. 64.
9. Давутоглу А. «Внешняя политика Турции и Россия» // Россия в глобальной политике. 28.02.2010.
10. Дипломатическим отношениям Кыргызстана и Турции – 20 лет // URL: http://kabar.kg/index.php/analytics/full/18990
11. Дмитрий Медведев: Российско-турецкие отношения – это отношения стратегических партнеров // Новости России. 13.01.2010.
12. Информация по торгово-экономическому сотрудничеству Республики Узбекистан с Турецкой Республикой // URL: http://www.mfer.uz/rus/mejdunarodnoe_sotrudnichestvo/sotrudnichestva_s_zarubejnimi_stranami/aziya_i_afrika/turiya/
13. Кадырбаев А.Ш., Сыздыкова Ж.С. Центральная Азия и безопасность России. М.: МАКС Пресс, 2005.
14. Киреев Н.Г. Внутриполитическая ситуация в Турции в конце XX – начале XXI вв. // Турция на рубеже XX – XXI веков. М.: Институт Востоковедения РАН, 2008.
15. Кыргызстан и Турция подписали соглашение о предоставлении помощи в 106 млн долл. // URL: http://www.knews.kg/ru/econom/18362/
16. Маркедонов С.М. Кавказский регион: от периферии к эпицентру мировой политики // Актуальные проблемы Европы. М.: ИНИОН РАН. 2010. №3.
17. Особенности модернизации на мусульманском Востоке. Опыт Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана. Отв. ред. Белокреницкий В.Я., Фадеева И.Л. М., 1997.
18. Председательство Казахстана в ОИК отвечает интересам России – эксперт // URL: http://ria.ru/world/20110218/335766150.html
19. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев и премьер-министр Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган провели брифинг для прессы по итогам первого заседания совета стратегического сотрудничества высокого уровня // URL: http://www.akorda.kz/ru/page/page_prezident-respubliki-kazakhstan-nursultan-nazarbaev-i-premer-ministrturetskoirespubliki-redzhep-ta_1350104092
20. Рахмон и Эрдоган возглавили Совет по сотрудничеству Таджикистана и Турции // URL: http://news.tj/ru/news/rakhmon-i-erdogan-vozglavili-sovet-po-sotrudnichestvu-tadzhikistana-iturtsii
21. С привлечением турецких инвестиций в Таджикистане будут построены промышленные предприятия // URL: http://www.pressa.tj/news/s-privlecheniem-tureckih-investiciy-vtadzhikistane-budut-postroeny-promyshlennye-predpriyatiya
22. Свистунова И.A. Турция-Туркменистан. Два государства - один народ // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1307512620
23. Ситнина В. Южный турпоток // Время Новостей. 14.01.2010.
24. Совместная Декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства. 13.02.2009.
25. Совместное заявление о создании Совета сотрудничества высшего уровня между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, 12 мая 2010 // URL: http://kremlin.ru/supplement/552
26. Сулейманов А.В. Идеология А. Давутоглу и внешняя политика Турции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия международные отношения. 2015. Т. 15. №3. С. 135-143.
27. Турция и Киргизия создают Высший совет стратегического сотрудничества // URL: http://www.vestikavkaza.ru/news/36315.html
28. Уразова Е.И. Совет сотрудничества тюркских государств (Тюркский Совет) – новое интеграционное объединение в Евразии // Нации и национализм на мусульманском Востоке. Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко. Институт востоковедения РАН. М.: ИВ РАН, 2015. С. 429-436.
29. Хас Керим. Особенности внешней политики Турции в Центральной Азии // Армия и Общество. №3 (35). Август 2013. С. 16-19.
30. Хасанов Р.Ш. Парадигмальные основы современной внешней политики Турции // Современная наука и инновации. 2015. №3. С. 137-140.
31. Шаймергенов Т. Проблемы и перспективы реализации центрально-азиатской стратегии НАТО: роль Казахстана // Центральная Азия и Кавказ. 2008. №2 (56)..
32. Davutoğlu A. Principles of Turkish Foreign Policy and Regional Political Structuring // Turkey Policy Brief Series, 2012. №3.
33. Davutoglu A. Turkey’s Foreign Policy Vision: An Assessment of 2007 // Insight Turkey. 2008. Vol. 10/1.
34. Davutoğlu A. Turkey's Zero-Problems Foreign Policy // URL: http://www.mfa.gov.tr/article-byh_e_-ahmet-davutoglu-published-in-foreign-policy-magazine-_usa_-on–20-may-2010.en.mfa
35. Kirişçi K. The Transformation of Turkish Foreign Policy: The Rise of the Trading State. New Perspectives on Turkey. Volume 40, Spring 2009, P. 29-56.
36. Mutlu G. Turkey’s Foreign Aid Policy Toward Central Asia // USAK Yearbook of Politics and International Relations. 2012. Volume 5.
37. Oksan B. Facing the Dilemma of Global Capitalism: the Case of Azerbaijan. Central Asian Survey. Т. 22. № 2/3. 2003. P. 209.
38. Shlykov P. Turkey’s Strategy for Turkmenistan: What Is Behind Erdoğan’s Last Visit to Ashgabat? // Eurasia Outlook. 18.11.2014.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. В настоящее время регион Центральной Азии привлекает все больше внимания со стороны мирового сообщества. Сегодня сразу несколько значимых международных игроков «предъявляют права» на эти пять стран – Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан. Среди них кроме Турции можно выделить – США, Россию, Китай, Иран, а также Европейский Союз.
Период начала 1990-х гг., сопровождавшийся распадом СССР и приобретением республиками независимости, стал отправной точкой в определении ими своего положения и места в новых геополитических реалиях и мировой политике. Интенсивные попытки развивать теперь уже собственные внешнеполитические связи с отказом от всего советского ознаменовали процесс возникновения поиска самоидентичности, где понятие «советского человека» уходило в прошлое, а попытки определить свое место в изменившихся реалиях ознаменовали настоящие.
Политические процессы в центрально-азиатских странах постоянно развиваются и со времени объявления ими независимости претерпели изменения. На данный момент говорить о стабилизации обстановки в этих государствах также рано. Поэтому данная тематика является в высшей степени актуальной в современных условиях.
Интерес со стороны Турции и ключевых мировых держав в рассматриваемом регионе определяется несколькими причинами. Так, это стратегический потенциал региона с точки зрения природных ресурсов. Кроме того, существует интерес в Центральной Азии именно с геополитической точки зрения, так как контроль над стратегически важным для международных отношений регионом еще больше укрепит статус мировой державы.
Центральная Азия в прямом и переносном смыслах стала одним из центров разворачивающейся новой «Большой Игры» между региональными и внерегиональными силами. С одной стороны, возможность стать ключевыми игроками трансграничных проектов, в первую очередь, геополитического и экономического характера, дает возможность государствам Центральной Азии оказывать влияние на происходящие в регионе процессы. С другой стороны, вовлеченность во внутренние региональные процессы таких крупнейших игроков, как КНР и США обостряют существующие противоречия и порождают новые конфликты внутри самого региона и за его пределами. Актуальной также является связь исторического прошлого стран Центральной Азии с Россией; культурная, религиозная и лингвистическая близость – с Турцией, а экономическая составляющая во многом приходится на КНР и другие внерегиональные силы. Таким образом, можно констатировать, что Центральная Азия является центром столкновения интересов по крайней мере четырех государств, которые определяют международную расстановку сил, а именно: Россия, Турция, КНР, США.
Актуальность исследования также состоит в том, что оно представляет проблему, непосредственно связанную с национальными интересами Турции, с перспективами восстановления и укрепления ее влияния в Центральной Азии. Это является особенно значимым по нескольким причинам.
Во-первых, становление государственности в широком политико-правовом смысле в исследуемом регионе, по мнению ряда исследователей, все еще находится в активной стадии. Более того, особое значение приобретает проблема ныне существующих административных границ.
Центральная Азия больше не является единой (с точки зрения экономической составляющей), как это было во время Советского Союза. Тогда в межрегиональном разделении труда Центральной Азии отводилось особое место с упором на поставки сырья, в то время как многие жизненно важные ресурсы и продукты направлялись в регион из РСФСР. Очевидно также, что формирование внешнеполитического курса государств региона проходит в непростых условиях поиска баланса между силами внутри и за его пределами. Подобная ситуация порождает понимание взаимозависимости и необходимости стимулирования регионального сотрудничества. Однако эти процессы проходят во многом пассивно, поэтому инициатива по установления мира, экономической интеграции и политических процессов внутри региона может перейти к внерегиональным акторам.
Во-вторых, с учетом изменившейся геополитической конъюнктуры и роли региональных держав в развитии государств Центральной Азии, приходится, говорить либо о «переориентации» региона с позиций традиционного партнерства с Москвой и Анкарой на другие государства, либо о возможном возвращении России и Турции как наиболее перспективных партнеров во внешних стратегиях новых политических элит.
В-третьих, новое поколение государственных управленцев, например, в Казахстане, стремится стать доминирующей силой на общем для стран Центральной Азии пространстве, проводя стратегию приоритетного сотрудничества как с традиционными партнерами, например, Россией и Турцией, так и с новыми для региона внешними участниками международных отношений – Китаем, ЕС и США. Очевидно также, что государства Центральной Азии сегодня не обладают достаточным экономическим и политическим потенциалом для становления центробежной силой как на постсоветском пространстве, так и в контексте евразийства.
Осознание своей роли в геополитическом пространстве с учетом большого энергетического потенциала и территориального расположения создает возможность «выбора» политическими элитами этих стран между крупнейшими региональными и внерегиональными акторами.
В-четвертых, Центральная Азия сегодня представляет собой в некотором роде «плацдарм» продвижения интересов Пекина и Вашингтона.
Более того, неустойчивость существующих режимов и высокая вероятность возникновения новых сил, которые не отвечают интересам Турции, подталкивают США и Китай к более активному присутствию в регионе, зачастую под предлогом защиты собственных интересов и международной безопасности.
В-пятых, природные ресурсы определяют заинтересованность ведущих игроков международных отношений в исследуемом регионе. Создание транспортных коридоров «Север-Юг», «Запад-Восток», «Шелковый путь» приводят к интенсификации различных геополитических и экономических процессов.
Отмечая со стороны Турции общую заинтересованность в центрально-азиатском регионе, его потенциале, необходимо учитывать, что направления внешнеполитической деятельности этого государства по отношению к странам региона имеют как общие, так и отличительные черты.
Политика Турецкой Республики в исследуемом регионе может быть условно разделена на два этапа, а именно: 1991-2002 г., когда широко были развиты идеи пантюркизма и предполагалось, что существует возможность развития государств Центральной Азии по так называемой «турецкой модели». Второй период связан с приходом к власти «Партии справедливости и развития» во главе с Эрдоганом Р.Т., то есть с 2002 г. по настоящее время.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ внешней политики Турции в исследуемом регионе представляется актуальным на протяжении длительного времени. Однако, очевидно, что именно в нынешний период международных отношений, когда события на Ближнем Востоке и постсоветском пространстве приобретают хаотичный характер, отмечается особый интерес к внешней политике Анкары в Центральной Азии. Более того, обострение турецко-российских отношений представляет дополнительную актуальность заявленной проблемы. Это обуславливает необходимость обращения к материалам политологической, экономической, исторической и социологической направленности.
Теоретическая база исследования представлена работами российских и западных специалистов в области изучения проблем развития современных международных отношений, а также вопросов регионализма. При написании были использованы исследования, затрагивающие проблемы обеспечения национальных интересов Турции в Центральной Азии (А. Амирбек , Б. Гюльтекин , Н.Г. Киреев , В.Я. Белокреницкий, И.Л. Фадеева , И.А. Свистунова , А.В. Сулейманов , Е.И. Уразова , Хас Керим , РШ. Хасанов , Дж. Мутлу , Б. Оксан , П. Шлыков ), а также исследования теоретического характера по международным отношениям и политологии, в том числе касающиеся видения проблематики развития региона и обеспечения национальных интересов различных стран (Л.М. Бондарец , И.Д. Звягельский , А.А. Гурьев , А.Ш. Кадырбаев, Ж.С. Сыздыкова , Т. Шаймергенов ).
Объектом исследования выступает центрально-азиатское направление во внешнеполитической стратегии Турции.
Предметом исследования стала политика Турции в Центральной Азии на современном этапе.
Целью исследования является выявление особенностей и перспектив развития политики Турции в Центральной Азии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• определить основные направления внешней политики Турецкой Республики;
• охарактеризовать геополитическое положение государств Центральной Азии и интересы Турции;
• рассмотреть основные направления и этапы развития внешней политики Турции в Центральной Азии;
• провести сравнительный анализ двусторонних отношений Турции и государств Центральной Азии;
• сформулировать особенности конкуренции Турции с другими игроками в Центральной Азии, а также перспективы турецкой политики в регионе.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы (индукции и дедукции), метод сравнительного анализа. Кроме этого особое значение приобретают методы анализа политических процессов, именно они позволили выявить приоритеты Турции в центрально-азиатском регионе. Отдельно необходимо отметить важность таких историографических методов как метод описания и ситуационные исследования.
Источниковую базу исследования составили официальные документы Турции , а также публикации периодической печати и информационных агентств . Особенно следует выделить такой важный источник как публикации бывшего премьер-министра Турции А. Давутоглу, в которых отражен внешнеполитический курс страны в период его нахождения у власти .
Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении особенностей политики Турции в Центральной Азии на современном этапе.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введение представлены постановка проблемы, актуальность исследования, цель и задачи, методология и научная новизна исследования.
В первой главе определяются основы региональной политики Турции в Центральной Азии.
Вторая глава посвящена особенностям политики Турции в отношении государств Центральной Азии на современном этапе.
В заключении представлены основные выводы проведенного исследования.
В списке использованных источников и литературы представлен библиографический материал исследования.



Введение 3
Глава 1. Основы региональной политики Турции в Центральной Азии 10
1.1 Основные направления внешней политики Турецкой Республики 10
1.2 Геополитическое положение государств Центральной Азии и интересы Турции 21
Глава 2. Особенности политики Турции в отношении государств Центральной Азии на современном этапе 31
2.1 Основные направления и этапы развития внешней политики Турции в Центральной Азии 31
2.2 Сравнительный анализ двусторонних отношений Турции и государств Центральной Азии 49
2.3 Конкуренция и перспективы 64
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 77




Центрально-азиатский регион, охваченный в прошлом рядом серьезных потрясений политического характера, продолжает подвергаться «турбулентности», реагируя на происходящие изменения непосредственно у его границ. Более того, приходится признать, что несмотря на экономический потенциал и неоспоримую важность территориального расположения большинства стран региона, интерес к нему усиливается со стороны внерегиональных игроков, прежде всего США и Китая. В этой связи, говоря о политике Турции в отношении Центральной Азии, следует учитывать, что существенную роль играет не только геополитическая расстановка сил в определенный момент времени, но и общее историческое прошлое, которое «связывает» государства Центральной Азии друг с другом.
Период начала 1990-х гг., сопровождавшийся распадом СССР и приобретением республиками независимости, стал отправной точкой в определении ими своего положения и места в новых геополитических реалиях и мировой политике. Интенсивные попытки развивать теперь уже собственные внешнеполитические связи с отказом от всего советского ознаменовали процесс возникновения поиска самоидентичности, где понятие «советского человека» уходило в прошлое, а попытки определить свое место в изменившихся реалиях ознаменовали настоящие.
Отождествление внешней и, безусловно, внутренней политики с «историческими» задачами народов Центральной Азии стало приобретать еще большие масштабы с поднятием духа национального самосознания.
Необходимость понимания идеологической составляющей процессов, которые происходили внутри региона с начала 1990-х гг. и продолжаются вплоть до сегодняшнего дня, является одним из ключевых моментов в анализе выстраивания отношений новыми государствами на постсоветском пространстве с «внешним миром». В связи с этим именно период 90-х гг. мог стать для Турции основополагающим в определении стратегических связей с бывшими советскими республиками. С одной стороны, дистанцирование от прошлого, связывавшего Центральную Азию с СССР, оттолкнуло регион от России и открыло новую страницу в его истории. При этом слабость стран и поиск новой идентичности могли стать отправной точкой для внешней политики Анкары и «переориентации» четырех из пяти государств Центральной Азии, которые имеют близкие исторические, лингвистические и религиозные связи с Турцией.
Понимая необходимость выстраивания концептуально новой политики с соседями, Анкара говорит о возобновившейся «Большой ирге», которая охватывает внушительный по территории и значимости регион. Турецкая сторона, в свою очередь, продолжает настаивать на том, что проводимый новый курс внешней политики направлен исключительно на сближение государств региона, а никак не на противостояние и соперничество за влияние и доступ к энергоресурсам. Необходимо заметить, что заявления Турции отнюдь не голословны, Анкара подкрепляет свою новую политику конкретными действиями, прежде всего в социо-экономической и гуманитарной сфере. В то же время возникает вопрос, обладает ли Анкара достаточной политической волей, чтобы «перестроить» государства Центральной Азии и начать более плотное сотрудничество с новыми, хотя и традиционными партнерами. Усиление политической и экономической стабильности в стране дало руководству государства возможность проводить более эффективно свою внешнеполитическую деятельность, основа которой лежит в принципе региональной экономической интеграции.
Механизм регулярных встреч политических элит Турции и государств Центральной Азии стал продолжением курса на углубление партнерства и усиление стратегического взаимодействия, где экономические аспекты взаимоотношений являлись одними из первоочередных. Ключевое значение дальнейшего перспективного развития двусторонних отношений характеризуется глубиной и характером их функционирования. Более того, как отмечает Анкара, дальнейшее укрепление конструктивного сотрудничества Турции с регионом может быть только при наличии проявления конкретной политической воли глав государств.
Однако на пути реализации подобного механизма существует ряд проблемных аспектов: во-первых, в отличие от 1990-х гг., отсутствует желание правящей политической элиты Турции и других государств Центральной Азии объединиться в политический блок, основу которого составила бы этническо-языковая близость и вероисповедание. Во-вторых, особое внимание было уделено турецко-российским отношениям. В то же время возможность претворения в жизнь проекта так называемого «тюркского мира» вызывает в политических кругах РФ негативную реакцию, которая проецируется на все сферы взаимоотношений между Анкарой и Москвой. Это стало очевидным после обострения российско-турецких отношений в ноябре 2015 г.
Турция на протяжении длительного времени обладала весомым политико-экономическим и военным потенциалом, решала комплекс региональных стратегических задач в рамках использования политики «мягкой силы», предоставляя гуманитарную и экономическую помощь, усиливая и углубляя финансовые взаимовыгодные отношения. Это предполагало возможность будущего политического механизма, который мог стать основным инструментом осуществления межгосударственных региональных проектов.
Основными факторами эволюции взаимоотношений Турции и стран Центральной Азии конца 1990-х–2000-е гг. являются следующие: динамика трансформации внутренних политико-экономических процессов в Турции и разработка новой внешнеполитической концепции; развитие отношений между Москвой и Анкарой; динамика определения национальных интересов государств Центральной Азии как суверенных и равных партнеров-государств; динамика появления новых региональных и внерегиональных игроков в Евразии. Следует отметить, что без качественно новых изменений внешней политики Туркменистана и Узбекистана создание эффективного политического объединения между Турцией и государствами Центральной Азии невозможно.
Таким образом, исследование эволюции внешней политики Турции в Центральной Азии при правительстве Партии справедливости и развития (ПСР) позволяет сделать следующие основные выводы: во-первых, Турция не является одной из главных геополитических сил в Центральной Азии, а выступает как региональный актор. Культурная близость лишь способствует укреплению этой позиции.
Во-вторых, Анкара усиливает свою роль и влияние в ключевых вопросах в регионе путем создания нового видения партнерства.
В-третьих, внешняя турецкая политика при правительстве ПСР до недавнего времени была основана на инструментах «мягкой силы», то есть на экономическо-торговых и культурно-гуманитарных принципах. В-четвертых, интересы Турции в Центральной Азии обусловлены стремлением к усилению геоэкономического и геокультурного влияния на региональную политическую конфигурацию и создание нового баланса сил между крупными игроками в регионе.
В то же время экономическая прибыль формируют возникновение новых энергопроектов между Востоком и Западом. Турция заинтересована в предоставлении собственной территории для транспортировки касписких углеводородов на мировые рынки. «Трубопроводная дипломатия» и региональные политические дивиденды Анкары в большей степени рассматриваются в контексте определения баланса сил и взаимоотношений с Россией.

1. Амирбек А. Концепция внешнея политики Турции на период до 2023 г. // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. 2014. №8. С. 392-399.
2. Бондарец Л.М. Внешнеполитический фактор конфликтной ситуации в Центральной Азии // Материалы международной конференции «Будущее государств Центральной Азии», 26-28 июня 2001 г. Бишкек, 2001.
3. В МИД РУз приняли делегацию Турции // URL: http://www.uzdaily.uz/articles-id-13729.htm
4. Выдержки из пресс-конференции по окончании заседания Совета сотрудничества высшего уровня // URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/7736
5. Гаджиев А.Г. Турция: трансформация внешнеполитических взглядов и внутреннеполитической системы // URL: http://www.iimes.ru/?p=14405
6. Годы, которые изменили Центральную Азию. Под ред. И.Д. Звягельской. М.: ИВ РАН, ЦСПИ, 2009.
7. Гурьев А.А. Геополитический ракурс нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/19-06-05.htm
8. Гюльтекин Б. Турция-Южный Кавказ: анализ современной ситуации // Южный Кавказ: региональная безопасность и стабильность. Материалы Конференции. Под общей ред. Гаянэ Новиковой. Ереван, 2004. С. 64.
9. Давутоглу А. «Внешняя политика Турции и Россия» // Россия в глобальной политике. 28.02.2010.
10. Дипломатическим отношениям Кыргызстана и Турции – 20 лет // URL: http://kabar.kg/index.php/analytics/full/18990
11. Дмитрий Медведев: Российско-турецкие отношения – это отношения стратегических партнеров // Новости России. 13.01.2010.
12. Информация по торгово-экономическому сотрудничеству Республики Узбекистан с Турецкой Республикой // URL: http://www.mfer.uz/rus/mejdunarodnoe_sotrudnichestvo/sotrudnichestva_s_zarubejnimi_stranami/aziya_i_afrika/turiya/
13. Кадырбаев А.Ш., Сыздыкова Ж.С. Центральная Азия и безопасность России. М.: МАКС Пресс, 2005.
14. Киреев Н.Г. Внутриполитическая ситуация в Турции в конце XX – начале XXI вв. // Турция на рубеже XX – XXI веков. М.: Институт Востоковедения РАН, 2008.
15. Кыргызстан и Турция подписали соглашение о предоставлении помощи в 106 млн долл. // URL: http://www.knews.kg/ru/econom/18362/
16. Маркедонов С.М. Кавказский регион: от периферии к эпицентру мировой политики // Актуальные проблемы Европы. М.: ИНИОН РАН. 2010. №3.
17. Особенности модернизации на мусульманском Востоке. Опыт Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана. Отв. ред. Белокреницкий В.Я., Фадеева И.Л. М., 1997.
18. Председательство Казахстана в ОИК отвечает интересам России – эксперт // URL: http://ria.ru/world/20110218/335766150.html
19. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев и премьер-министр Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган провели брифинг для прессы по итогам первого заседания совета стратегического сотрудничества высокого уровня // URL: http://www.akorda.kz/ru/page/page_prezident-respubliki-kazakhstan-nursultan-nazarbaev-i-premer-ministrturetskoirespubliki-redzhep-ta_1350104092
20. Рахмон и Эрдоган возглавили Совет по сотрудничеству Таджикистана и Турции // URL: http://news.tj/ru/news/rakhmon-i-erdogan-vozglavili-sovet-po-sotrudnichestvu-tadzhikistana-iturtsii
21. С привлечением турецких инвестиций в Таджикистане будут построены промышленные предприятия // URL: http://www.pressa.tj/news/s-privlecheniem-tureckih-investiciy-vtadzhikistane-budut-postroeny-promyshlennye-predpriyatiya
22. Свистунова И.A. Турция-Туркменистан. Два государства - один народ // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1307512620
23. Ситнина В. Южный турпоток // Время Новостей. 14.01.2010.
24. Совместная Декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства. 13.02.2009.
25. Совместное заявление о создании Совета сотрудничества высшего уровня между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, 12 мая 2010 // URL: http://kremlin.ru/supplement/552
26. Сулейманов А.В. Идеология А. Давутоглу и внешняя политика Турции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия международные отношения. 2015. Т. 15. №3. С. 135-143.
27. Турция и Киргизия создают Высший совет стратегического сотрудничества // URL: http://www.vestikavkaza.ru/news/36315.html
28. Уразова Е.И. Совет сотрудничества тюркских государств (Тюркский Совет) – новое интеграционное объединение в Евразии // Нации и национализм на мусульманском Востоке. Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко. Институт востоковедения РАН. М.: ИВ РАН, 2015. С. 429-436.
29. Хас Керим. Особенности внешней политики Турции в Центральной Азии // Армия и Общество. №3 (35). Август 2013. С. 16-19.
30. Хасанов Р.Ш. Парадигмальные основы современной внешней политики Турции // Современная наука и инновации. 2015. №3. С. 137-140.
31. Шаймергенов Т. Проблемы и перспективы реализации центрально-азиатской стратегии НАТО: роль Казахстана // Центральная Азия и Кавказ. 2008. №2 (56)..
32. Davutoğlu A. Principles of Turkish Foreign Policy and Regional Political Structuring // Turkey Policy Brief Series, 2012. №3.
33. Davutoglu A. Turkey’s Foreign Policy Vision: An Assessment of 2007 // Insight Turkey. 2008. Vol. 10/1.
34. Davutoğlu A. Turkey's Zero-Problems Foreign Policy // URL: http://www.mfa.gov.tr/article-byh_e_-ahmet-davutoglu-published-in-foreign-policy-magazine-_usa_-on–20-may-2010.en.mfa
35. Kirişçi K. The Transformation of Turkish Foreign Policy: The Rise of the Trading State. New Perspectives on Turkey. Volume 40, Spring 2009, P. 29-56.
36. Mutlu G. Turkey’s Foreign Aid Policy Toward Central Asia // USAK Yearbook of Politics and International Relations. 2012. Volume 5.
37. Oksan B. Facing the Dilemma of Global Capitalism: the Case of Azerbaijan. Central Asian Survey. Т. 22. № 2/3. 2003. P. 209.
38. Shlykov P. Turkey’s Strategy for Turkmenistan: What Is Behind Erdoğan’s Last Visit to Ashgabat? // Eurasia Outlook. 18.11.2014.

Купить эту работу

политика турции в центральной азии

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

16 сентября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв ttt2121 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-06-07
Дипломная работа

Все в срок и по теме! В целом, остался доволен работой

Общая оценка 5
Отзыв CoolSense об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-06-24
Дипломная работа

Содержание работы мне понравилось, пожелание автору почаще выходить на связь и оперативнее осуществлять корректировки. Спасибо.

Общая оценка 5
Отзыв AlmightyJane об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-21
Дипломная работа

Очень довольна результатом. Благодарю!

Общая оценка 5
Отзыв Anasta163 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-06-04
Дипломная работа

Очень довольна автором

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Сравнительная оценка деловой культуры Китая и Германии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

Пример нарушения Международного гуманитарного права

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Национальный стиль Великобритании как фактор политических переговоров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Структура и динамика миграционных процессов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
667 ₽
Готовая работа

Особенности внешней торговли США

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Еврорегионы (на примере Саар-Лор-Люкс)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Как в истории дипломатии использовались юмор и ирония в беседах? (примеры)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Особенности дипломатического протокола и этикета Италии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Двухдневный официальный визит Премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Российскую Федерацию (программа)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Образ России в зарубежных Средствах массовой информации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

ООН и Иракская проблема.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Образование Антанты и ее роль в международных отношениях

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
850 ₽