Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

  • 75 страниц
  • 2016 год
  • 790 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Скораяучебнаяпомощь

Берусь не за все работы, а только к которым "лежит душа". Цены - в пределах разумного.

1500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Эта позиция государственного документа должна быть отражена в содержании, методах, средствах и формах обучения, которые предлагаются младшему школьнику по всем учебным предметам.
Предмет «Литературное чтение» был введен в учебные планы начальной школы в конце прошлого века. Это стало существенным продвижением в начальном образова¬нии: теперь у традиционных уроков чтения появились новые цели литературного обра¬зовании. Начальный курс литературного чтения рассматривается как предмет, обес¬печивающий решение не только функцио¬нальных задач обучения, но и как более широкое литературное образование млад¬ших школьников: воспитание интереса к чтению и художественной литературе; раз¬витие культуры восприятия художествен¬ного текста, формирование умения ориенти¬роваться в литературоведческих понятиях, расширение читательского кругозора [Правдина, 2011: 16]
Существующие методики чте¬ния ориентировались в основном на станов¬ление навыка чтения и уделяли меньше внимания литературоведческой стороне образования школьников. Это приводило и сейчас приводит к тому, что дети ис¬пытывают трудности с анализом текста: по¬ниманием его смысла, сюжета, выделением главной мысли, характеристиками героев, нахождением и оценкой выразительных средств и т.д.
Литературное чтение обязывает педаго¬га заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников:
– они с трудом удер¬живают цели чтения;
– дети не могут провести эле¬ментарный самоанализ читательской дея¬тельности и др.
Новый предмет стимулиру¬ет учителя и авторов программ и учебников обратить внимание на видовое разнообразие произведений для чтения, освободить чтение от излишней «развлекательности», вернутся к чтению произведений классической литературы. Все это, в отличие от предмета «Чтение», должно формировать более глу¬бокий интерес школьников к самостоятель¬ному чтению, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения.
Степень научной разработанности проблемы. Литературное развитие младших школьников стало предметом изучения только к концу XX в., что определялось необходимостью научного обоснования концепций и программ литературного образования младших школьников.
В научных исследованиях можно выделить два направления:
1) ориентация на собственно обучение чтению, восприятию художественного произведения и формированию читательской самостоятельности при работе с детской книгой [Первова, 2012];
2) ориентация на обеспечение литературного образования и развития младших школьников [Светловская, 2010; Мишанова, 2013].
Проблемы литературного образования и развития младших школьников были объектами многих научных трудов, а именно:
– Н.Е. Колгановой изучались теоретические основы формирования литературоведческих компетенций младших школьников [Колганова, 2012];
– М.П. Воюшина работала над литературным развитием учащихся в процессе анализа художественного произведения [Воюшина, 2011];
– Ю.А. Цапковой разработаны вопросы организации читательской деятельности [Цапкова, 2012] О.В. Кубасовой изучались возрастные особенности восприятия произведений разных литературных родов и жанров [Кубасова, 2011];
– М.Т. Гоголевой и В.Н. Егоровой представлено изучение жанровой специфики фольклора в контексте современного литературного образования школьников [Гоголева, Егорова, 2007].
Проблема исследования: очевидно, что литературное развитие младших школьников, направленное на формирование литературоведческих компетенций исследовано недостаточно, так как традиционно знакомство с теоретическими понятиями о литературе как искусстве осуществляется в среднем звене школьного образования. Литературоведение для младших школьников в целом, в качестве раздела обучения, не разработано, то есть не произведена адаптация научных знаний о литературе для усвоения начинающим читателем.
Таким образом, в современной методической системе должны быть изменены приоритеты в организации про¬цесса литературного образование младших школьников: особое внимание должно уделяться на¬выкам осознанного чтения и формированию литературоведческой компетенции, что и обусловило выбор темы дипломного исследования: «Формирование литературоведческих понятий у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения».
Объект исследования: процесс литературного развития младших школьников.
Предмет исследования: теоретико-методологические и концептуальные основы методической системы формирования литературоведческой компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование литературного развития младших школьников через формирование литературоведческих понятий на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: литературное развитие младших школьников как один из базовых образовательных результатов начальной школы возможно при создании и реализации теоретически обоснованной методической системы по развитию литературоведческой компетенции через систему формирования литературоведческих понятий, обеспеченной учебно-методическим комплектом «Гармония» для 1-4 классов, а также при организации обучения на основе литературно-творческой деятельности учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………

10
1.1. Подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований……………….
10
1.2. Роль литературоведческих понятий в литературном развитии младшего школьника……………………………….
18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………….. 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………..

27
2.2 Методические основы формирования литературоведческих понятий в начальной школе……………………………………
41
2.1. Ориентация методической системы образовательной программы «Гармония» на изучение литературоведческих понятий младшими школьниками…………………………….

27
2.3 Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня владения литературоведческими понятиями среди школьников, обучающихся по программе «Гармония»…….

46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дипломное исследование посвящено разработке и теоретическому обоснованию методической системы формирования литературоведческих понятий младших школьников на уроках литературного чтения.
В работе 2 приложения: 1) Литературоведческие понятия (по классам); 2) Глоссарий литературоведческих понятий для начальной школы.

52 источника, которые распределены по разделам: 1) основная литература (37 ист.) 2) учебники, учебные пособия и образовательные программы (10 ист.) 3) дополнительная литература (4 ист.)

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Эта позиция государственного документа должна быть отражена в содержании, методах, средствах и формах обучения, которые предлагаются младшему школьнику по всем учебным предметам.
Предмет «Литературное чтение» был введен в учебные планы начальной школы в конце прошлого века. Это стало существенным продвижением в начальном образова¬нии: теперь у традиционных уроков чтения появились новые цели литературного обра¬зовании. Начальный курс литературного чтения рассматривается как предмет, обес¬печивающий решение не только функцио¬нальных задач обучения, но и как более широкое литературное образование млад¬ших школьников: воспитание интереса к чтению и художественной литературе; раз¬витие культуры восприятия художествен¬ного текста, формирование умения ориенти¬роваться в литературоведческих понятиях, расширение читательского кругозора [Правдина, 2011: 16]
Существующие методики чте¬ния ориентировались в основном на станов¬ление навыка чтения и уделяли меньше внимания литературоведческой стороне образования школьников. Это приводило и сейчас приводит к тому, что дети ис¬пытывают трудности с анализом текста: по¬ниманием его смысла, сюжета, выделением главной мысли, характеристиками героев, нахождением и оценкой выразительных средств и т.д.
Литературное чтение обязывает педаго¬га заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников:
– они с трудом удер¬живают цели чтения;
– дети не могут провести эле¬ментарный самоанализ читательской дея¬тельности и др.
Новый предмет стимулиру¬ет учителя и авторов программ и учебников обратить внимание на видовое разнообразие произведений для чтения, освободить чтение от излишней «развлекательности», вернутся к чтению произведений классической литературы. Все это, в отличие от предмета «Чтение», должно формировать более глу¬бокий интерес школьников к самостоятель¬ному чтению, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения.
Степень научной разработанности проблемы. Литературное развитие младших школьников стало предметом изучения только к концу XX в., что определялось необходимостью научного обоснования концепций и программ литературного образования младших школьников.
В научных исследованиях можно выделить два направления:
1) ориентация на собственно обучение чтению, восприятию художественного произведения и формированию читательской самостоятельности при работе с детской книгой [Первова, 2012];
2) ориентация на обеспечение литературного образования и развития младших школьников [Светловская, 2010; Мишанова, 2013].
Проблемы литературного образования и развития младших школьников были объектами многих научных трудов, а именно:
– Н.Е. Колгановой изучались теоретические основы формирования литературоведческих компетенций младших школьников [Колганова, 2012];
– М.П. Воюшина работала над литературным развитием учащихся в процессе анализа художественного произведения [Воюшина, 2011];
– Ю.А. Цапковой разработаны вопросы организации читательской деятельности [Цапкова, 2012] О.В. Кубасовой изучались возрастные особенности восприятия произведений разных литературных родов и жанров [Кубасова, 2011];
– М.Т. Гоголевой и В.Н. Егоровой представлено изучение жанровой специфики фольклора в контексте современного литературного образования школьников [Гоголева, Егорова, 2007].
Проблема исследования: очевидно, что литературное развитие младших школьников, направленное на формирование литературоведческих компетенций исследовано недостаточно, так как традиционно знакомство с теоретическими понятиями о литературе как искусстве осуществляется в среднем звене школьного образования. Литературоведение для младших школьников в целом, в качестве раздела обучения, не разработано, то есть не произведена адаптация научных знаний о литературе для усвоения начинающим читателем.
Таким образом, в современной методической системе должны быть изменены приоритеты в организации про¬цесса литературного образование младших школьников: особое внимание должно уделяться на¬выкам осознанного чтения и формированию литературоведческой компетенции, что и обусловило выбор темы дипломного исследования: «Формирование литературоведческих понятий у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения».
Объект исследования: процесс литературного развития младших школьников.
Предмет исследования: теоретико-методологические и концептуальные основы методической системы формирования литературоведческой компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование литературного развития младших школьников через формирование литературоведческих понятий на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: литературное развитие младших школьников как один из базовых образовательных результатов начальной школы возможно при создании и реализации теоретически обоснованной методической системы по развитию литературоведческой компетенции через систему формирования литературоведческих понятий, обеспеченной учебно-методическим комплектом «Гармония» для 1-4 классов, а также при организации обучения на основе литературно-творческой деятельности учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………

10
1.1. Подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований……………….
10
1.2. Роль литературоведческих понятий в литературном развитии младшего школьника……………………………….
18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………….. 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………..

27
2.2 Методические основы формирования литературоведческих понятий в начальной школе……………………………………
41
2.1. Ориентация методической системы образовательной программы «Гармония» на изучение литературоведческих понятий младшими школьниками…………………………….

27
2.3 Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня владения литературоведческими понятиями среди школьников, обучающихся по программе «Гармония»…….

46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дипломное исследование посвящено разработке и теоретическому обоснованию методической системы формирования литературоведческих понятий младших школьников на уроках литературного чтения.
В работе 2 приложения: 1) Литературоведческие понятия (по классам); 2) Глоссарий литературоведческих понятий для начальной школы.

52 источника, которые распределены по разделам: 1) основная литература (37 ист.) 2) учебники, учебные пособия и образовательные программы (10 ист.) 3) дополнительная литература (4 ист.)

Купить эту работу

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

14 ноября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Скораяучебнаяпомощь
4.9
Берусь не за все работы, а только к которым "лежит душа". Цены - в пределах разумного.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Образ России в лирике Н.С. Гумилева и А.А. Блока

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Репрезентация повседневной культуры русского дворянства первой четверти 19 века в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

ВОВ в лирике К. Симонова.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Актуальность экранизации романа "Опасные связи"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Эволюция лирических исповедей М.Ю.Лермонтова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв .......................................... ................................... об авторе Скораяучебнаяпомощь 2016-12-21
Дипломная работа

Очень приятно работать с автором! Очень быстро исправляет замечания, причём в короткий срок! Советую!!!

Общая оценка 5
Отзыв Пална22 об авторе Скораяучебнаяпомощь 2019-01-09
Дипломная работа

АВТОР ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ РАНЬШЕ СРОКА!

Общая оценка 5
Отзыв kristyusha об авторе Скораяучебнаяпомощь 2018-11-12
Дипломная работа

СПАСИБО !!!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна Дауева об авторе Скораяучебнаяпомощь 2015-02-04
Дипломная работа

Большое спасибо автору! Отличная работа! Не первый раз обращаюсь - всегда очень довольна качеством и сроками выполнения!!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Какую жизнь можно считать прожитой не зря?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблематика поколений и влияние великих русских авторов.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Патрик Зюскинд. Парфюмер.(Развернутые ответы в виде мини-эссе на тестовые вопросы, сформулированные на основе анализа текста романа Патрика Зюскинда).

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить», 1 стр, оригинальность 100%

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Сравнение романов: Замятин "Мы" и Олдос Хаксли "Дивный новый мир". Эссе.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Русская литература в отечественном кинематографе. Экранизация повести «Тарас Бульба».

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

"Отцы и дети" тема: В чем заключается конфликт поколений.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
128 ₽
Готовая работа

Золотые правила нравственности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

«Идиот» Федора Достоевского в экранизации Акиры Куросавы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

Модель мира в повести В.Пелевина «Затворник и Шестипалый»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

зарубежная литература 20 века

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Эссе по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
130 ₽