Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Миссионерское значение проповеди в ежедневном богослужении в храме

  • 62 страниц
  • 2016 год
  • 157 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность темы исследования. В современной лингвистике изучение проповеди как жанра, несомненно, вызывает значительный интерес. Этот интерес обусловлен как собственно лингвистическими причинами, так и изменениями в обществе: процессами духовного возрождения, возвращением к церковного наследия и ораторского искусства, воплощенного в проповеди как нравственно-духовном жанре.
Проблематика жанрового изучения проповеди определяется многими факторами. Исследование речевых жанров (М. Бахтин, Ф. Бацевич, А. Вежбицкая, М. Кожина и др.) соответствует общей направленности современного языкознания на анализ языковых явлений в прагматическом аспекте (Н. Арутюнова, Е. Атаян, В. Гак, Ю. Лотман, Морриса и Ч.Пирс, О.Селиванова), поиск нового в структуре речевых произведений в их связи с коммуникативной ситуацией, компонентами которой являются субъекты коммуникации, отношения между ними, знания субъектов, их интенции и т.д. (Т. ван Дейк, Л. Иванова, Маслов, Г. Почепцов, А. Папина, Н. Слухай, З. Тураева), на дальнейшее развитие нового направления языкознания - теолингвистики (А. Гадомский, Г. Гриненко, Н. Мечковская).
Теоретическим базой дипломной работы служили труды по вопросам дискурсивно-коммуникативной парадигмы (А.Д. Белова, А. С. Кубрякова, А.И. Морозова, И.Е. Фролова, И.С. Шевченко, Т.А. ван Дайк и др.), лингвопрагматики (Н.Д. Арутюнова, Ф.С. Бацевич, Г. Почепцов, И.П. Сусов и др.), коммуникативных стратегий и тактик (Е.В. Богатырева, Г. Вольф, И.И. Гулакова, Т.А. ван Дайк, В.З. Демьянков, М.М. Добрякова, К. Заламун, Ю.М. Иванова, А.С. Иссерс, Е.В. Клюев, Г.Г. Матвеева, В.А. Мулькеева, Н.А. Ощепкова, А.Н. Паршина, Л.М. Рябых, А.В. Сапрыкина, А. Тилльманна, Т.П. Третьякова, И. Труфанова, А.Л. Факторович, О.Л. Федорова, И.Е. Фролова, В. Холли, М.П. Чуриков, Е.В. Шевченко, Е.И. Шейгал, А.Е. Ярославцева и др.).
Анализ православной проповеди как составляющей религиозного дискурса с точки зрения ее стратегической репрезентации учитывает результаты исследований К.В. Бобырев, Г.А. Савина и А.Г.-Б. Салаховой.
Актуальность исследования жанров языка и смысловой нагрузки текста проповеди в ежедневном богослужении в храме усугубляется тем, что лингвистика до сих пор не обладает относительно полным их перечнем, отсутствуют работы, посвященные комплексному научному описанию лингвистических особенностей произведений некоторых жанров, в частности проповеди. В связи с этим возникает потребность характеристики проповеди как жанра в совокупности лингвистических и экстралингвистических факторов, то есть ее дискурсного описания.
Дискурс стал предметом особого внимания лингвистов с середины прошлого века. Под дискурсом, вслед за Н. Арутюновой, понимаем связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами. Рождественская проповедь, которую мы дипломной работе берем за основу, является самостоятельным жанром религиозного дискурса, поскольку она сочетает в себе характерные черты, присущие любому жанру: коммуникативная цель, концепция автора, концепция адресата, содержание события, фактор коммуникативного прошлого, фактор коммуникативного будущего, языковое воплощение. Проповедь - это тематически, композиционно и стилистически завершенный вид устного сообщения, посылаемого проповедником пастве.
Таким образом, актуальность исследования мотивирована необходимостью комплексного анализа дискурса православной проповеди в аспекте морально-духовного жанра, а также в ее смысловой нагрузке, содержащей не только вербальный, но и глубоко духовный посыл от проповедника к пастве верующих.
Цель работы заключается в выяснении дискурсной сущности православной проповеди как жанра. Для достижения этой цели решены следующие задачи:
- выяснены основные признаки проповеди как жанра;
- определить теоретико-методологические основы изучения дискурсивных стратегий и тактик православной проповеди ХХ в., а также методику и процедурный аппарат их анализа;
- выявить структурные, семантические и прагматические средства реализации стратегического плана православной проповеди ХХ в.;
- проанализировать средства реализации общих и специальных дискурсивных стратегий, и тактик в православной проповеди;
- определить этноспецифику православной проповеди в исследуемых лингвокультурах;
- проанализировать собственно языковые особенности проповеди;
- исследовать паралингвистические составляющие проповеди как богословского и религиозно-культурологического дискурсов.
Объектом исследования является православная проповедь как дискурс и морально-духовный жанр словесности.
Предметом исследования является миссия православной проповеди и ее вербальные и невербальные дискурсивные характеристики.
Основным методом исследования в дипломной работе является описательный, предусматривающий анализ языковых фактов в условиях их конкретного функционирования. Использованы также функционально-семантический метод и приемы компонентного анализа.
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что в ней впервые осуществлен комплексный анализ проповеди как нравственно-духовного жанра словесности; идентифицировано и описано признаки проповеди как жанра; выяснено функционально-стилистические особенности проповеди в системе функциональных стилей русского языка; комплексно проанализированы фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности православной проповеди.
Теоретическое значение выполненного исследования заключается в том, что в дипломной работе впервые проанализированы проповедь на вербальном и экстралингвистическом уровнях; анализ результатов исследования может стать почвой для создания методики дискурсного изучения жанра, которая будет способствовать решению проблем теории дискурса и теории речевых жанров. Предложена методика, которая может быть использована в исследовании речевых жанров, функциональных стилей современного русского языка.
Практическое значение исследования заключается в возможности внедрения полученных результатов в практику высших духовных учебных заведений Российской Федерации. А также его материалы могут быть использованы для написания учебников и учебных пособий по истории русского литературного языка, языкознания, в преподавании курсов общего языкознания, современного русского языка, истории русского литературного языка, лингвистического анализа художественных текстов русских писателей, в творчестве которых присутствуют элементы проповеди (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой), а также в практике ораторского искусства, в духовных учебных заведениях.
Структура и объем работы. Исследование (полный объем - 68 страниц) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (70 позиций).


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОВЕДИ В РЕЛИГИОЗНОМ ПРАВОСЛАВНОМ ДИСКУРСЕ
1.1. Специфика и жанровая типология религиозного православного дискурса …………………………………………………………………………………. 7
1.2. Жанр проповеди в церковно-религиозном дискурсе 16
1.3. Лингвистические характеристики православной проповеди 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ГЛАВЕ І 33
ГЛАВА ІІ. КОММУНИКАТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРОПОВЕДИ
2.1. Коммуникативные цели и значение проповеди 35
2.2. Церковная проповедь как социокультурное явление в жизни прихожан 44
2.3. Миссионерская роль и значение православной проповеди 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ГЛАВЕ ІІ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62


Подводя итоги дипломной работы, отметим:
- Очевидным фактом является происхождение термина «проповедь» от того же корня, что и термин «ведение» (знания). Слов с этим корнем довольно много в церковнославянском языке. Как можем наблюдать, термины, в первую очередь, касаются внутренней духовной жизни человека, еще раз дополнительно отсылают нас к делу выяснения содержания понятия именно в религиозной тематике. Корень «вѣд» имеет связь с санскритскими корнями «vid» и «ved». В санскрите и других индоевропейских языках встречаются слова, основанные на корне «vid» (знать): «vidvan» (санскрит) - тот, кто обладает знанием, знаток; «Videja» (зендське) - знание, наука «Vitan» (готское) - обращать внимание, но наряду с этими словами много и таких, которые происходят от корня «ved»: «vedmi» (санскрит) - знаю, «veda» (санскрит) - знание, «ved» (персидское) - тот, кто знает, ученый и многие другие.
Как уже отмечалось, слово «проповедь» сначала входило в состав той части речи, которая касалась собственно религиозной сферы жизни человека. Тем не менее, дальше термин «проповедь» был заимствован к употреблению и в других сферах деятельности. Сравнивая библейские тексты на греческом и украинском языках видим, что слово «проповедь» и ему однокоренные слова в украинском варианте в греческом тексте Писания обозначают определенной степени отличающиеся по форме и содержанию понятия.
- Смысл слов «проповедь», «проповедовать», «проповедать», меняется в зависимости от контекста. Без учета этой смежным текстом, точное определение срока, рассматривается, дать невозможно. Слово «проповедь» встречается чаще в Новом Завете (преимущественно в Книге Деяний апостолов и в апостольских посланиях), чем в Писании Ветхого Завета, но и в отдельных псалмах находим слова, которые дают нам возможность сформировать наиболее полную картину в определении термина «проповедь». Чаще всего встречаются греческие глаголы похожего значение ανακηρυσσειν, αγγελλω, λεγω.
- В Новом Завете κηρυγμα - не просто изложение истин веры, но один из аспектов сотериологического процесса - дело спасения совершается через посланцев Слова. В их лице действует Дух Христа, подводя человека к тайне спасения и выбора пути. Обычное слово не может породить веру, но проповедь (κηρυγμα) обладает особой Богом данной силой, которая способна преобразить душу. На этой божественной силе как раз и утверждается авторитет проповедника, который по неоднократным выражениям Святейшего Патриарха Кирилла является «сотрудником Бога на ниве Божьей».
- Апостольской проповеди, какой мы ее находим в Деяниях и Посланиях апостолов, присуща выразительная краткость. Она сконцентрирована вокруг главной идеи христианского благовестия - смерти и воскресении Господа, которые дарят человеку примирение с Богом, открывают путь к вечной блаженной жизни (Деян. 8: 5, Деян. 9: 20 Деян. 15: 21 Деян. 28: 31, 1 Кор. 2: 4, 1 Кор. 15: 14).
- Проповедь Церкви в любой ее форме - это харизматическая проповедь о спасении, или евангельский рассказ, или перевод жизни кого-то из святых - всегда христоцентричная по своей природе. В тесной связи с данным словом находится и довольно распространенный глагол διδασκειν (учить), который можем воспринимать выражением практического назначения проповеди, а также μαρτυρειν (свидетельствовать), которое предусматривает восприятия проповеди как распространение знания о Боге, основанное на личном опыте веры, опыте Богопознания.
Часто встречаем и в тексте Ветхого Завета, и Нового производные от глагола αγγέλλω - извещать, сообщать с различными приставками. Это такие глаголы: αναγγέλλω - сообщать, объявлять (Ис. 48: 20 Деян. 20: 20); καταγγέλλω - пересказывать (Деян. 4: 2, Деян. 15: 36, 1 Кор. 9: 14); απαγγέλλω - сообщить, донести, свидетельствовать, рассказывать, (Пс. 18: 2, Деян. 26: 20); ευαγγέλλω - возвещать радостную весть благовествовать (Деян. 8: 25 Деян. 14: 21).
Еще одна группа греческих слов встречаются в писании обоих Заветов. Это родственные глаголы λαλέω - разговаривать, (даже в просторечном варианте «болтать»), произносить (Деян. 8: 25 1 Кор. 2: 6) и λέγω - говорить, сообщать, рассказывать, (Пс. 39: 6); а также διαλέγομαι - беседовать, обсуждать (Деян. 19: 9). Словосочетание τον λόγον του Κυρίου, что в переводе с греческого означает буквально «слово Господне», украинском и русском языках иногда переводится как «проповедь о Господе Иисусе (Деян. 19: 10). Редко, но встречается глагол παρρησιάζομαι - говорить всенародно, говорит прямодушно, которое происходит от глагола παρρησία - откровенная речь, прямота, дерзновение, смелость (Деян. 9: 27 Деян. 19: 8). Глагол διαμαρτυρέω - засвидетельствовать или дать показания свидетеля встречается только раз в греческом тексте Деяний апостольских (Деян. 20: 24), впрочем, как и такие слова: διηγέομαι - рассказывать, описывать, (Пс. 18: 2) и καλέω - звать, призывать, созвать (Ис. 61: 2).
Вышеприведенный лингвистический материал позволяет делать вывод о главных аспектах, которые должно включать в себя христианское понимание проповеди как таковой. Наряду с вниманием к внутреннему смыслу христианской проповеди, богословие также указывает на единство или, точнее, соответствие сообщаемого и формы, в которой раскрывается учение. Это действительно важно выяснить в контексте исторического подхода к толкованию термина, поскольку конкретная историческая эпоха определенным образом корректирует толкования понятий.
- Проповедь определяют и как акт художественного словесного представления или воспроизведение содержания личного мировоззрения проповедника перед слушателями, придерживающиеся такой же мировоззренческой позиции. Частично такое определение можем применять к проповеди, которая совершается перед знакомой для проповедника аудиторией, но вряд ли так же определять проповедь миссионера перед людьми, которые могут не только не понимать или не принимать сказанное, но и откровенно враждебно относиться к тому, что сообщается в проповеди. В первом случае решающее значение имеет авторитет проповедника, поскольку те, что его слушают, обладают подобными знаниями, хотя в меньшей степени.
Таким образом проповедь принимает форму поучения, наставления. Древнее назначения проповеди - объяснение Священного Писания - отражено в греческом сроке ομιλία, который означает «беседа, учение». От этого слова, собственно происходит название самого богословского предмета - гомилетике. Украинский язык говорим гомилия и даже допускаем в такой заимствованной форме употребление термина в церковной лексике, обозначая им один из видов проповеди по форме. Гомилия или пояснительная беседа является древнейшим видом церковной проповеди. Она, собственно, и является бесидуванням. В небольших раннехристианских общинах при собрании верных говорил не всегда кто-то один, а с условия молчаливого внимания всех, а многие вступали в разговор с наставником и распорядителем беседы, прося у него наставления и объяснения, выражая свое удивление, предлагая дополнения к тому, что сказал другой.
Жанрово-стилистические категории проповеди позволяют адресату разграничить тот или иной текст в соответствии со сферой общения на основе представлений о нормах и правилах общения, которые сложились. Учитывая отношения между участниками коммуникации наиболее существенным критерием, определяющим эффективность коммуникативного процесса, является дистанция, противопоставление личностно-ориентированного и статусно-ориентированного общения.
Личностно-ориентированное общение используется тогда, когда говорящий пытается не только передать некоторую информацию или повлиять определенным образом на адресата, но и открыть свое внутреннее состояние и попытаться понять внутренний мир собеседника. Согласно статусно-ориентированного общения коммуниканты манифестируют себя только в ограниченном количестве ролевых характеристик, реализуясь как представители определенных групп людей. В связи с этим не могут существовать отдельно статусные или личные виды общения. Проповедь относится к статусно-ориентированному виду общения, имея характерные черты личностного вида коммуникации.
В исследовании прослеживается четкая граница противопоставлений, в частности противопоставляются художественно-ориентированное и торгово-ориентированное общение. Например, Рождественская проповедь как морально-духовный жанр общения, сочетает в себе эти свойства.
- Художественно-ориентированное общение в значительной степени переплетается с личностно-ориентированным, поскольку в творчестве происходит полное раскрытие личности, а проповеди - творческий процесс. Торгово-ориентированное общение направлено на удовлетворение практических потребностей говорящего, то есть выяснения прихожанами значения и ценности события Священной истории - рождение Христа. Этот вид речевой коммуникации является дополнением к жестам, то есть невербальных средств коммуникации. Поскольку бытовое, ежедневное общение объединяет в себе все потенциальные разновидности статусно-ориентированного (институционального) общения, то эти разновидности речевой реализации определяются в соответствии с общественных институтов, сложившихся в том или ином социуме в течение определенного периода.
- Любое общение имеет многомерный, партитурний характер, а поэтому определение типов общения в конкретной речевой действия является условным и проводится в исследовательских целях. Институционность основывается на градации, то есть расположении слов или выражений по мере роста или убывания их семантических и эмоционально-экспрессивных качеств. Ядром институционального дискурса является нисходящая градация, то есть общение базовой пары неравных по статусу участников коммуникации. Такой парой институционального дискурса проповеди является священник - прихожанин (ы). На периферии институционального общения находится контакт представителя института (Церковь) с человеком, который не принадлежит к этому институту.
- Таким образом, устанавливается такая иерархия участников институционального дискурса проповеди: адресант (священник) - адресат (миряне) - маргинал (нехристиянин, который случайно зашел в храм).

1. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство по гомилетике / архиеп. Аверкий (Таушев). – М.: Изд-во Православ. Св.-Тихон. богосл. ин-та, 2001. – 44 с.
2. Акимова О. Типология дискурса в профессиональной коммуникации / О. В. Акимова, М.И. Солнышкина // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. – СПб.: СПбГПУ, 2004. – C. 253–270.
3. Аринина Е. П. Экклезионимы как разновидность наименований в русской ономастической системе / Е. П. Аринина // Вестн. Самар. гос. ун-та. – 2007. – № 5/2. – С. 215–222.
4. Арнольд И. Основы научных исследований в лингвистике: учеб. пособие / И. В. Арнольд. – М.: Высш. шк., 1991. – 140 с.
5. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл / Н. Д. Арутюнова. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 384 с.
6. Арутюнян Н. Л. “Faith” / ”Belief” как ключевой концепт религиозного дискурса / Н. Л. Арутюнян. – М.: РГГУ, 2005. – С. 83–84
7. Барсов Н. И. История первобытной христианской проповеди (до IV в.) / Н. И. Барсов. – СПб., 1885. – 371 с. – С. 204.
8. Белянин В. П. Язык религиозных объединений тоталитарного типа / В. П. Белянин // Массовая культура на рубеже XX–XXI вв.: человек и его дискурс: сб. науч. тр. – М.: Азбуковник, 2003. – С. 155–166
9. Бенедикова Л. Язык русского православия / Л. Бенедикова. – Пресов, 2001. – С. 30–38;
10. Блакар P. Язык как инструмент социальной власти / P.M. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М.: Прогресс, 1987. – С. 90–91.
11. Бобырева Е. Религиозный дискурс: ценности, жанры, языковые характеристики: моногр. / Е. В. Бобырева. – Волгоград: Перемена, 2007. – 385 с.
12. Бондаренко Э. Праздники христианской Руси: народ. православ. календарь / Э. О. Бондаренко. – М.: Янтар. сказ, 2006. – 480 с.
13. Бугаева И. Ментальная категория соборности и ее языковая реализация / И.В. Бугаева // Русистика XXI века: аспекты исследования языковых единиц и категорий: межвуз. сб. науч. тр. – Мичуринск: МГПИ, 2007. – С. 32–37.
14. Бугаева И. Язык православной сферы: современное состояние, тенденции развития: автореф. дис. … д-ра филол. наук: спец. 10.02.01 «Филологические науки» / И. В. Бугаева. – М., 2010. – 454 с.
15. Гадомский А. Теолингвистика: история вопроса / А.К. Гадомский // Учен. зап. Тавр. нац. ун-та. – Симферополь: ТНУ, 2005. – Сер. 1: Филол. – Вып. 57. – С. 16–26.
16. Гегель Г. В. Ф. Собрание сочинений: в 14 т. / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1977. – Т. 8: Философия истории. – 544 с.
17. Гольберг И. Религиозно-проповеднический стиль современного русского литературного языка: моральные концепты: автореф. дис. ... канд. филол. наук: спец. 10.02.01 «Теория языка», 2002. – 16 с.
18. Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский. Благовестие святого евангелиста Марка. Проповеди. Духовные размышления. Письма к духовным чадам / еп. Григорий (Лебедев). – М.: Отчий дом, 1996. – 340 с.
19. Данилова Н. Субъективные позиции повествовательного дискурса / Н. К. Данилова // Текст: восприятие, информация, интерпретация. Актуальные проблемы перевода. Чтение как феномен культуры. Текст в системе обучения: проблемы восприятия и методики. Имиджелогия и PR: тез докл. I Междунар. науч. конф. Рос. нового ун-та, 27–28 мая 2002 г. – М.: Росноу, 2002. – С. 124– 137.
20. Дементьев В. Теория речевых жанров / В.В. Дементьев. – М.: Знак, 2010. – 600 с.
21. Дорофеева Н. Эмоциональные концепты в православном дискурсе: удивление / Н. В. Дорофеева // Языковая система – текст – дискурс. – Саратов: ИЦ «Наука», 2003. – С. 160–166.
22. Жданова И. Семантико-структурная и функциональная специфика заглавий богословско-религиозного жанра / И. В. Жданова // Молодой ученый. – 2011. – Т. 2. – № 3. – С. 12–17.
23. Звездин Д. Православная проповедь как жанр церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка / Д. А. Звездин. – Челябинск: ЧГУ, 2012. – 201 с.
24. Ерёменко О. О некоторых причинах реактивации церковно-религиозной лексики в словарном составе современного русского языка / О. И. Ерёменко // Системное и асистемное в языке и речи: материалы Междунар. науч. конф. – Иркутск, 2007. – С. 31–35.
25. Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди / архим. Иоанн (Крестьянкин). – М.: Св.- Успен. Псково-Печер. монастырь, 1994. – 560 с.
26. Ипатова С. Церковно-проповеднический стиль русского языка XIX века (на материале творчества Святителя Игнатия): дис. … канд. филол. наук / С.Н. Ипатова. – Вологда, 2004. – 234 с.
27. Казнина Е. Концепт «вера» в диалогическом христианском дискурсе: автореф. дис. … канд. филол наук: 10.02.01 / Е.Б. Казнина. – М., 2004. – 22 с.
28. Карасик В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: моногр. / В.И. Карасик. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
29. Комлев Н. Компоненты содержательной структуры слова: моногр. / Н. Г. Комлев. – М.: КомКнига, 2006. – 192 с.
30. Кончаревич К. Проект «Язык и православная духовность»: результаты и перспективы исследований / К. Кончаревич // Проекты по сопоставительному изучению русского и других языков: докл. VI междунар. симп., 1–4 июня 2004 г. / отв. ред. Б. Станкович. – Белград, 2004. – С. 106–114.
31. Крылова O. Ситуация билингвизма в сфере церковно-религиозной общественной деятельности в современной России / O.A. Крылова // Stylistyka / под ред. проф. С. Гайды. – Opole, 2005. – Вып. 14. – С. 383–391.
32. Крылова O. Церковно-религиозный стиль / O. A. Крылова // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под. ред. М.Н. Кожиной. – М. - Флинта: Наука, 2003. – С. 612–616.
33. Крысин Л. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка / Л. П. Крысин // Поэтика. Стилистика. Язык и культура: сб. памяти Т. Г. Винокур. – М., 1996. – С. 135–138.
34. Кубрякова Е. О типах дискурсивной деятельности / Е. С. Кубрякова // Вестн. МГЛУ. – 2003. – Вып. 478. – С. 5-9.
35. Куклев В. Проповедь в гомилетике и лингвистике / В. В. Куклев // Изв. ПГПУ им. В. Г. Белинского. – Пенза, 2012. – № 27. – С. 27–31.
36. Левшун Л. Проповедь как жанр литературы (на материале проповедей в рукописных и старопечатных сборниках): дис. … канд. филол. наук / Л. В. Левшун. – М., 1992. – 190 с.
37. Леонтьев А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. – М.: Академия, 1991. – 305 с.
38. Лихачев Д. Русский язык в богослужении и в богословской мысли / Д.С. Лихачев // Богослужебный язык Русской Церкви. История. Попытки реформации. – М.: Изд-во Сретен. монастыря, 1999. – С. 276–279.
39. Макаров М. Критический анализ дискурса в начале XXI века / М. Л. Макаров, И. В. Жуков // Материалы междунар. конф., посв. 60-летию ф- та ин. яз. Тверь: ТГУ, 2003. – Ч. 2. – С. 89–102.
40. Макаров М. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 252 с.
41. Малин И. Современная православная проповедь как интертекст / И. И. Малин // Язык, культура и общество в современном мире: междунар. науч. конф. – Н. Новгород: НГЛУ, 2012. – С. 3.
42. Мечковская Н. Язык и религия: лекции по филологии и истории религий / Н. Б. Мечковская. – М.: ФАИР, 1998. – 352 с.
43. Миронова П. Оценочный дискурс: проблемы семантического анализа / П.П. Миронова // Известия АН. Сер. лит. и языка. – 1997. – Т. 56. – № 4. – С. 52-59.
44. Михальская А. Пути развития отечественной риторики: утрата и поиски речевого идеала / А.К. Михальская // Филол. науки: сб. науч. ст. – М., 1992. – Вып. 3. – С. 55–67.
45. Моррис Ч. Основания теории знаков / Ч. Моррис // Семиотика. – М.: Радуга, 1983. – С. 37–89.
46. Морозова Е. В. Особенности жанра современной христианской церковной проповеди: лингвостилистический аспект (на материале немецкого языка): автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. В. Морозова. – М., 1998. – 24 с.
47. Олянич А. Презентационная теория дискурса / А. В. Олянич. – Волгоград: Парадигма, 2004. – 507 с.
48. Православные проповеди [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://azbyka.ru/propovedi/.
49. Прохватилова О. Речевая организация звучащей православной проповеди и молитвы: дис. … д-ра филол. наук / О. А. Прохватилова. – Волгоград, 2000. – 495 с.
50. Прошнин К. Проповедническая традиция и библейские концепты / К. О. Прошнин // Вестн. Твер. гос. 1ун-та. Сер. Филол. – Тверь, 2001. – Вып. 3. – С. 21 – 26.
51. Савин Г. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди: дис. … канд филол. наук: спец. 10.02.01 / Г. А. Савин. – М., 2009. – 207 с.
52. Салахова А. Конфессиональная языковая личность: коммуникативные стратегии и тактики: моногр. / А. Салахова. – Челябинск: Энциклопедия, 2013. – 166 с.
53. Тахтарова С. Стратегия аргументативного убеждения в религиозном дискурсе [Электронный ресурс] / С.С. Тахтарова // Аргументативная риторика в практике политического, делового и административно-правового общения: 236 материалы интернет-конф. – 2010. – Режим доступа: http://iconf.vgi.volsu.ru/index.
54. Триодин И. Принципы красноречия и проповедничества / И. П. Триодин. – Екатеринославль: тип. С. И. Барановского, 1915. – 246 с.
55. Фаворов Н. Руководство к церковному собеседованию, или гомилетика / Н. Фаворов. – К.; СПб.: Н. Я. Оглоблин, 1914. – 259 с.
56. Фролова И. Регулятивный потенциал стратегии конфронтации в англоязычном диалогическом дискурсе: инструментарий и принципы анализа / И.Е. Фролова // Когниция, коммуникация, дискурс. – 2013. – № 7. – С. 111– 130.
57. Шафеева О. Проповедь как дидактический жанр [Электронный ресурс] / О. А. Шафеева. – Режим доступа: http://www.pglu.ru/lib/publications/ (дата обращения: 10.01.2014).
58. Шейгал Е. Концепты и категории дискурса / Е. И. Шейгал // Человек в коммуникации: концепт, жанр, дискурс: сб. науч. тр. – Волгоград: Парадигма, 2006. – С. 24–39.
59. Шиляева Т. Приставки со значением негации в текстах англоязычной проповеди / Т.В. Шиляева. – Измаил: ИГГУ, 2012. – С. 365–367.
60. Шубина Т. Современная православная миссионерская проповедь: методика обучения жанру в высших духовных учебных заведениях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 «Теория и методика воспитания» / Т. А. Шубина. – М., 2009. – 259 с.
61. Юрьевский А. Гомилетика, или Наука о пастырском проповедании слова Божия / А. Юрьевский. – К.: Киев. тип. Ун-та св. Владимира, 1903. – 495 с.
62. Ярмульская И. Дидактическая направленность современных церковных посланий / И. Ю. Ярмульская // Вестн. ВолГУ. Сер. 9. – 2003 / 2004. – Вып. 3. – Ч. 1. – С. 97–101.
63. Ανδριώτης Ν.Π. Ετυμολογικό λεξικό της κοινής ΝΕ / Ν.Π.Ανδριώτης. – Θεσσαλονίκη, 2006. – 440 σ.
64. Cambridge Dictionary. – [Electronic resource]. – Режим доступу: http://dictionary.cambridge.org.
65. Eastern Orthodox Christian sermons on the Sunday Readings, Feasts and other Scriptures [Електронний ресурс] // St. Nicholas Orthodox Church, Dallas, Texas. – Режим доступу: http://www.orthodox.net/sermons/index.html.
66. Ελληνικά κυρύγματα [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://kirigmata.blogspot.com/.
67. Ιερόθεος Βλάχος, μητρ. Ομιλίες [Електронний ресурс] / μητρ. Μητρ. Ιερόθεος Βλάχος. – Режим доступу: http://www.hristospanagia.gr/?p=23303
68. Michael (Baroudy), fr. Sermons //Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America [Електронний ресурс] / Father Michael (Baroudy). – Режим доступу: http://www.antiochian.org /taxonomy/ term/1259
69. Orthodox sermons on different subjects [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.holytrinitymission.org/books/
70. Schiffrin D. Approaches to Discourse / D. Schiffrin. – Cambridge, MA: Blackwell Publю Inc., 1994. – 470 p.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность темы исследования. В современной лингвистике изучение проповеди как жанра, несомненно, вызывает значительный интерес. Этот интерес обусловлен как собственно лингвистическими причинами, так и изменениями в обществе: процессами духовного возрождения, возвращением к церковного наследия и ораторского искусства, воплощенного в проповеди как нравственно-духовном жанре.
Проблематика жанрового изучения проповеди определяется многими факторами. Исследование речевых жанров (М. Бахтин, Ф. Бацевич, А. Вежбицкая, М. Кожина и др.) соответствует общей направленности современного языкознания на анализ языковых явлений в прагматическом аспекте (Н. Арутюнова, Е. Атаян, В. Гак, Ю. Лотман, Морриса и Ч.Пирс, О.Селиванова), поиск нового в структуре речевых произведений в их связи с коммуникативной ситуацией, компонентами которой являются субъекты коммуникации, отношения между ними, знания субъектов, их интенции и т.д. (Т. ван Дейк, Л. Иванова, Маслов, Г. Почепцов, А. Папина, Н. Слухай, З. Тураева), на дальнейшее развитие нового направления языкознания - теолингвистики (А. Гадомский, Г. Гриненко, Н. Мечковская).
Теоретическим базой дипломной работы служили труды по вопросам дискурсивно-коммуникативной парадигмы (А.Д. Белова, А. С. Кубрякова, А.И. Морозова, И.Е. Фролова, И.С. Шевченко, Т.А. ван Дайк и др.), лингвопрагматики (Н.Д. Арутюнова, Ф.С. Бацевич, Г. Почепцов, И.П. Сусов и др.), коммуникативных стратегий и тактик (Е.В. Богатырева, Г. Вольф, И.И. Гулакова, Т.А. ван Дайк, В.З. Демьянков, М.М. Добрякова, К. Заламун, Ю.М. Иванова, А.С. Иссерс, Е.В. Клюев, Г.Г. Матвеева, В.А. Мулькеева, Н.А. Ощепкова, А.Н. Паршина, Л.М. Рябых, А.В. Сапрыкина, А. Тилльманна, Т.П. Третьякова, И. Труфанова, А.Л. Факторович, О.Л. Федорова, И.Е. Фролова, В. Холли, М.П. Чуриков, Е.В. Шевченко, Е.И. Шейгал, А.Е. Ярославцева и др.).
Анализ православной проповеди как составляющей религиозного дискурса с точки зрения ее стратегической репрезентации учитывает результаты исследований К.В. Бобырев, Г.А. Савина и А.Г.-Б. Салаховой.
Актуальность исследования жанров языка и смысловой нагрузки текста проповеди в ежедневном богослужении в храме усугубляется тем, что лингвистика до сих пор не обладает относительно полным их перечнем, отсутствуют работы, посвященные комплексному научному описанию лингвистических особенностей произведений некоторых жанров, в частности проповеди. В связи с этим возникает потребность характеристики проповеди как жанра в совокупности лингвистических и экстралингвистических факторов, то есть ее дискурсного описания.
Дискурс стал предметом особого внимания лингвистов с середины прошлого века. Под дискурсом, вслед за Н. Арутюновой, понимаем связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами. Рождественская проповедь, которую мы дипломной работе берем за основу, является самостоятельным жанром религиозного дискурса, поскольку она сочетает в себе характерные черты, присущие любому жанру: коммуникативная цель, концепция автора, концепция адресата, содержание события, фактор коммуникативного прошлого, фактор коммуникативного будущего, языковое воплощение. Проповедь - это тематически, композиционно и стилистически завершенный вид устного сообщения, посылаемого проповедником пастве.
Таким образом, актуальность исследования мотивирована необходимостью комплексного анализа дискурса православной проповеди в аспекте морально-духовного жанра, а также в ее смысловой нагрузке, содержащей не только вербальный, но и глубоко духовный посыл от проповедника к пастве верующих.
Цель работы заключается в выяснении дискурсной сущности православной проповеди как жанра. Для достижения этой цели решены следующие задачи:
- выяснены основные признаки проповеди как жанра;
- определить теоретико-методологические основы изучения дискурсивных стратегий и тактик православной проповеди ХХ в., а также методику и процедурный аппарат их анализа;
- выявить структурные, семантические и прагматические средства реализации стратегического плана православной проповеди ХХ в.;
- проанализировать средства реализации общих и специальных дискурсивных стратегий, и тактик в православной проповеди;
- определить этноспецифику православной проповеди в исследуемых лингвокультурах;
- проанализировать собственно языковые особенности проповеди;
- исследовать паралингвистические составляющие проповеди как богословского и религиозно-культурологического дискурсов.
Объектом исследования является православная проповедь как дискурс и морально-духовный жанр словесности.
Предметом исследования является миссия православной проповеди и ее вербальные и невербальные дискурсивные характеристики.
Основным методом исследования в дипломной работе является описательный, предусматривающий анализ языковых фактов в условиях их конкретного функционирования. Использованы также функционально-семантический метод и приемы компонентного анализа.
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что в ней впервые осуществлен комплексный анализ проповеди как нравственно-духовного жанра словесности; идентифицировано и описано признаки проповеди как жанра; выяснено функционально-стилистические особенности проповеди в системе функциональных стилей русского языка; комплексно проанализированы фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности православной проповеди.
Теоретическое значение выполненного исследования заключается в том, что в дипломной работе впервые проанализированы проповедь на вербальном и экстралингвистическом уровнях; анализ результатов исследования может стать почвой для создания методики дискурсного изучения жанра, которая будет способствовать решению проблем теории дискурса и теории речевых жанров. Предложена методика, которая может быть использована в исследовании речевых жанров, функциональных стилей современного русского языка.
Практическое значение исследования заключается в возможности внедрения полученных результатов в практику высших духовных учебных заведений Российской Федерации. А также его материалы могут быть использованы для написания учебников и учебных пособий по истории русского литературного языка, языкознания, в преподавании курсов общего языкознания, современного русского языка, истории русского литературного языка, лингвистического анализа художественных текстов русских писателей, в творчестве которых присутствуют элементы проповеди (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой), а также в практике ораторского искусства, в духовных учебных заведениях.
Структура и объем работы. Исследование (полный объем - 68 страниц) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (70 позиций).


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОВЕДИ В РЕЛИГИОЗНОМ ПРАВОСЛАВНОМ ДИСКУРСЕ
1.1. Специфика и жанровая типология религиозного православного дискурса …………………………………………………………………………………. 7
1.2. Жанр проповеди в церковно-религиозном дискурсе 16
1.3. Лингвистические характеристики православной проповеди 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ГЛАВЕ І 33
ГЛАВА ІІ. КОММУНИКАТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРОПОВЕДИ
2.1. Коммуникативные цели и значение проповеди 35
2.2. Церковная проповедь как социокультурное явление в жизни прихожан 44
2.3. Миссионерская роль и значение православной проповеди 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ГЛАВЕ ІІ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62


Подводя итоги дипломной работы, отметим:
- Очевидным фактом является происхождение термина «проповедь» от того же корня, что и термин «ведение» (знания). Слов с этим корнем довольно много в церковнославянском языке. Как можем наблюдать, термины, в первую очередь, касаются внутренней духовной жизни человека, еще раз дополнительно отсылают нас к делу выяснения содержания понятия именно в религиозной тематике. Корень «вѣд» имеет связь с санскритскими корнями «vid» и «ved». В санскрите и других индоевропейских языках встречаются слова, основанные на корне «vid» (знать): «vidvan» (санскрит) - тот, кто обладает знанием, знаток; «Videja» (зендське) - знание, наука «Vitan» (готское) - обращать внимание, но наряду с этими словами много и таких, которые происходят от корня «ved»: «vedmi» (санскрит) - знаю, «veda» (санскрит) - знание, «ved» (персидское) - тот, кто знает, ученый и многие другие.
Как уже отмечалось, слово «проповедь» сначала входило в состав той части речи, которая касалась собственно религиозной сферы жизни человека. Тем не менее, дальше термин «проповедь» был заимствован к употреблению и в других сферах деятельности. Сравнивая библейские тексты на греческом и украинском языках видим, что слово «проповедь» и ему однокоренные слова в украинском варианте в греческом тексте Писания обозначают определенной степени отличающиеся по форме и содержанию понятия.
- Смысл слов «проповедь», «проповедовать», «проповедать», меняется в зависимости от контекста. Без учета этой смежным текстом, точное определение срока, рассматривается, дать невозможно. Слово «проповедь» встречается чаще в Новом Завете (преимущественно в Книге Деяний апостолов и в апостольских посланиях), чем в Писании Ветхого Завета, но и в отдельных псалмах находим слова, которые дают нам возможность сформировать наиболее полную картину в определении термина «проповедь». Чаще всего встречаются греческие глаголы похожего значение ανακηρυσσειν, αγγελλω, λεγω.
- В Новом Завете κηρυγμα - не просто изложение истин веры, но один из аспектов сотериологического процесса - дело спасения совершается через посланцев Слова. В их лице действует Дух Христа, подводя человека к тайне спасения и выбора пути. Обычное слово не может породить веру, но проповедь (κηρυγμα) обладает особой Богом данной силой, которая способна преобразить душу. На этой божественной силе как раз и утверждается авторитет проповедника, который по неоднократным выражениям Святейшего Патриарха Кирилла является «сотрудником Бога на ниве Божьей».
- Апостольской проповеди, какой мы ее находим в Деяниях и Посланиях апостолов, присуща выразительная краткость. Она сконцентрирована вокруг главной идеи христианского благовестия - смерти и воскресении Господа, которые дарят человеку примирение с Богом, открывают путь к вечной блаженной жизни (Деян. 8: 5, Деян. 9: 20 Деян. 15: 21 Деян. 28: 31, 1 Кор. 2: 4, 1 Кор. 15: 14).
- Проповедь Церкви в любой ее форме - это харизматическая проповедь о спасении, или евангельский рассказ, или перевод жизни кого-то из святых - всегда христоцентричная по своей природе. В тесной связи с данным словом находится и довольно распространенный глагол διδασκειν (учить), который можем воспринимать выражением практического назначения проповеди, а также μαρτυρειν (свидетельствовать), которое предусматривает восприятия проповеди как распространение знания о Боге, основанное на личном опыте веры, опыте Богопознания.
Часто встречаем и в тексте Ветхого Завета, и Нового производные от глагола αγγέλλω - извещать, сообщать с различными приставками. Это такие глаголы: αναγγέλλω - сообщать, объявлять (Ис. 48: 20 Деян. 20: 20); καταγγέλλω - пересказывать (Деян. 4: 2, Деян. 15: 36, 1 Кор. 9: 14); απαγγέλλω - сообщить, донести, свидетельствовать, рассказывать, (Пс. 18: 2, Деян. 26: 20); ευαγγέλλω - возвещать радостную весть благовествовать (Деян. 8: 25 Деян. 14: 21).
Еще одна группа греческих слов встречаются в писании обоих Заветов. Это родственные глаголы λαλέω - разговаривать, (даже в просторечном варианте «болтать»), произносить (Деян. 8: 25 1 Кор. 2: 6) и λέγω - говорить, сообщать, рассказывать, (Пс. 39: 6); а также διαλέγομαι - беседовать, обсуждать (Деян. 19: 9). Словосочетание τον λόγον του Κυρίου, что в переводе с греческого означает буквально «слово Господне», украинском и русском языках иногда переводится как «проповедь о Господе Иисусе (Деян. 19: 10). Редко, но встречается глагол παρρησιάζομαι - говорить всенародно, говорит прямодушно, которое происходит от глагола παρρησία - откровенная речь, прямота, дерзновение, смелость (Деян. 9: 27 Деян. 19: 8). Глагол διαμαρτυρέω - засвидетельствовать или дать показания свидетеля встречается только раз в греческом тексте Деяний апостольских (Деян. 20: 24), впрочем, как и такие слова: διηγέομαι - рассказывать, описывать, (Пс. 18: 2) и καλέω - звать, призывать, созвать (Ис. 61: 2).
Вышеприведенный лингвистический материал позволяет делать вывод о главных аспектах, которые должно включать в себя христианское понимание проповеди как таковой. Наряду с вниманием к внутреннему смыслу христианской проповеди, богословие также указывает на единство или, точнее, соответствие сообщаемого и формы, в которой раскрывается учение. Это действительно важно выяснить в контексте исторического подхода к толкованию термина, поскольку конкретная историческая эпоха определенным образом корректирует толкования понятий.
- Проповедь определяют и как акт художественного словесного представления или воспроизведение содержания личного мировоззрения проповедника перед слушателями, придерживающиеся такой же мировоззренческой позиции. Частично такое определение можем применять к проповеди, которая совершается перед знакомой для проповедника аудиторией, но вряд ли так же определять проповедь миссионера перед людьми, которые могут не только не понимать или не принимать сказанное, но и откровенно враждебно относиться к тому, что сообщается в проповеди. В первом случае решающее значение имеет авторитет проповедника, поскольку те, что его слушают, обладают подобными знаниями, хотя в меньшей степени.
Таким образом проповедь принимает форму поучения, наставления. Древнее назначения проповеди - объяснение Священного Писания - отражено в греческом сроке ομιλία, который означает «беседа, учение». От этого слова, собственно происходит название самого богословского предмета - гомилетике. Украинский язык говорим гомилия и даже допускаем в такой заимствованной форме употребление термина в церковной лексике, обозначая им один из видов проповеди по форме. Гомилия или пояснительная беседа является древнейшим видом церковной проповеди. Она, собственно, и является бесидуванням. В небольших раннехристианских общинах при собрании верных говорил не всегда кто-то один, а с условия молчаливого внимания всех, а многие вступали в разговор с наставником и распорядителем беседы, прося у него наставления и объяснения, выражая свое удивление, предлагая дополнения к тому, что сказал другой.
Жанрово-стилистические категории проповеди позволяют адресату разграничить тот или иной текст в соответствии со сферой общения на основе представлений о нормах и правилах общения, которые сложились. Учитывая отношения между участниками коммуникации наиболее существенным критерием, определяющим эффективность коммуникативного процесса, является дистанция, противопоставление личностно-ориентированного и статусно-ориентированного общения.
Личностно-ориентированное общение используется тогда, когда говорящий пытается не только передать некоторую информацию или повлиять определенным образом на адресата, но и открыть свое внутреннее состояние и попытаться понять внутренний мир собеседника. Согласно статусно-ориентированного общения коммуниканты манифестируют себя только в ограниченном количестве ролевых характеристик, реализуясь как представители определенных групп людей. В связи с этим не могут существовать отдельно статусные или личные виды общения. Проповедь относится к статусно-ориентированному виду общения, имея характерные черты личностного вида коммуникации.
В исследовании прослеживается четкая граница противопоставлений, в частности противопоставляются художественно-ориентированное и торгово-ориентированное общение. Например, Рождественская проповедь как морально-духовный жанр общения, сочетает в себе эти свойства.
- Художественно-ориентированное общение в значительной степени переплетается с личностно-ориентированным, поскольку в творчестве происходит полное раскрытие личности, а проповеди - творческий процесс. Торгово-ориентированное общение направлено на удовлетворение практических потребностей говорящего, то есть выяснения прихожанами значения и ценности события Священной истории - рождение Христа. Этот вид речевой коммуникации является дополнением к жестам, то есть невербальных средств коммуникации. Поскольку бытовое, ежедневное общение объединяет в себе все потенциальные разновидности статусно-ориентированного (институционального) общения, то эти разновидности речевой реализации определяются в соответствии с общественных институтов, сложившихся в том или ином социуме в течение определенного периода.
- Любое общение имеет многомерный, партитурний характер, а поэтому определение типов общения в конкретной речевой действия является условным и проводится в исследовательских целях. Институционность основывается на градации, то есть расположении слов или выражений по мере роста или убывания их семантических и эмоционально-экспрессивных качеств. Ядром институционального дискурса является нисходящая градация, то есть общение базовой пары неравных по статусу участников коммуникации. Такой парой институционального дискурса проповеди является священник - прихожанин (ы). На периферии институционального общения находится контакт представителя института (Церковь) с человеком, который не принадлежит к этому институту.
- Таким образом, устанавливается такая иерархия участников институционального дискурса проповеди: адресант (священник) - адресат (миряне) - маргинал (нехристиянин, который случайно зашел в храм).

1. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство по гомилетике / архиеп. Аверкий (Таушев). – М.: Изд-во Православ. Св.-Тихон. богосл. ин-та, 2001. – 44 с.
2. Акимова О. Типология дискурса в профессиональной коммуникации / О. В. Акимова, М.И. Солнышкина // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. – СПб.: СПбГПУ, 2004. – C. 253–270.
3. Аринина Е. П. Экклезионимы как разновидность наименований в русской ономастической системе / Е. П. Аринина // Вестн. Самар. гос. ун-та. – 2007. – № 5/2. – С. 215–222.
4. Арнольд И. Основы научных исследований в лингвистике: учеб. пособие / И. В. Арнольд. – М.: Высш. шк., 1991. – 140 с.
5. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл / Н. Д. Арутюнова. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 384 с.
6. Арутюнян Н. Л. “Faith” / ”Belief” как ключевой концепт религиозного дискурса / Н. Л. Арутюнян. – М.: РГГУ, 2005. – С. 83–84
7. Барсов Н. И. История первобытной христианской проповеди (до IV в.) / Н. И. Барсов. – СПб., 1885. – 371 с. – С. 204.
8. Белянин В. П. Язык религиозных объединений тоталитарного типа / В. П. Белянин // Массовая культура на рубеже XX–XXI вв.: человек и его дискурс: сб. науч. тр. – М.: Азбуковник, 2003. – С. 155–166
9. Бенедикова Л. Язык русского православия / Л. Бенедикова. – Пресов, 2001. – С. 30–38;
10. Блакар P. Язык как инструмент социальной власти / P.M. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М.: Прогресс, 1987. – С. 90–91.
11. Бобырева Е. Религиозный дискурс: ценности, жанры, языковые характеристики: моногр. / Е. В. Бобырева. – Волгоград: Перемена, 2007. – 385 с.
12. Бондаренко Э. Праздники христианской Руси: народ. православ. календарь / Э. О. Бондаренко. – М.: Янтар. сказ, 2006. – 480 с.
13. Бугаева И. Ментальная категория соборности и ее языковая реализация / И.В. Бугаева // Русистика XXI века: аспекты исследования языковых единиц и категорий: межвуз. сб. науч. тр. – Мичуринск: МГПИ, 2007. – С. 32–37.
14. Бугаева И. Язык православной сферы: современное состояние, тенденции развития: автореф. дис. … д-ра филол. наук: спец. 10.02.01 «Филологические науки» / И. В. Бугаева. – М., 2010. – 454 с.
15. Гадомский А. Теолингвистика: история вопроса / А.К. Гадомский // Учен. зап. Тавр. нац. ун-та. – Симферополь: ТНУ, 2005. – Сер. 1: Филол. – Вып. 57. – С. 16–26.
16. Гегель Г. В. Ф. Собрание сочинений: в 14 т. / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1977. – Т. 8: Философия истории. – 544 с.
17. Гольберг И. Религиозно-проповеднический стиль современного русского литературного языка: моральные концепты: автореф. дис. ... канд. филол. наук: спец. 10.02.01 «Теория языка», 2002. – 16 с.
18. Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский. Благовестие святого евангелиста Марка. Проповеди. Духовные размышления. Письма к духовным чадам / еп. Григорий (Лебедев). – М.: Отчий дом, 1996. – 340 с.
19. Данилова Н. Субъективные позиции повествовательного дискурса / Н. К. Данилова // Текст: восприятие, информация, интерпретация. Актуальные проблемы перевода. Чтение как феномен культуры. Текст в системе обучения: проблемы восприятия и методики. Имиджелогия и PR: тез докл. I Междунар. науч. конф. Рос. нового ун-та, 27–28 мая 2002 г. – М.: Росноу, 2002. – С. 124– 137.
20. Дементьев В. Теория речевых жанров / В.В. Дементьев. – М.: Знак, 2010. – 600 с.
21. Дорофеева Н. Эмоциональные концепты в православном дискурсе: удивление / Н. В. Дорофеева // Языковая система – текст – дискурс. – Саратов: ИЦ «Наука», 2003. – С. 160–166.
22. Жданова И. Семантико-структурная и функциональная специфика заглавий богословско-религиозного жанра / И. В. Жданова // Молодой ученый. – 2011. – Т. 2. – № 3. – С. 12–17.
23. Звездин Д. Православная проповедь как жанр церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка / Д. А. Звездин. – Челябинск: ЧГУ, 2012. – 201 с.
24. Ерёменко О. О некоторых причинах реактивации церковно-религиозной лексики в словарном составе современного русского языка / О. И. Ерёменко // Системное и асистемное в языке и речи: материалы Междунар. науч. конф. – Иркутск, 2007. – С. 31–35.
25. Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди / архим. Иоанн (Крестьянкин). – М.: Св.- Успен. Псково-Печер. монастырь, 1994. – 560 с.
26. Ипатова С. Церковно-проповеднический стиль русского языка XIX века (на материале творчества Святителя Игнатия): дис. … канд. филол. наук / С.Н. Ипатова. – Вологда, 2004. – 234 с.
27. Казнина Е. Концепт «вера» в диалогическом христианском дискурсе: автореф. дис. … канд. филол наук: 10.02.01 / Е.Б. Казнина. – М., 2004. – 22 с.
28. Карасик В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: моногр. / В.И. Карасик. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
29. Комлев Н. Компоненты содержательной структуры слова: моногр. / Н. Г. Комлев. – М.: КомКнига, 2006. – 192 с.
30. Кончаревич К. Проект «Язык и православная духовность»: результаты и перспективы исследований / К. Кончаревич // Проекты по сопоставительному изучению русского и других языков: докл. VI междунар. симп., 1–4 июня 2004 г. / отв. ред. Б. Станкович. – Белград, 2004. – С. 106–114.
31. Крылова O. Ситуация билингвизма в сфере церковно-религиозной общественной деятельности в современной России / O.A. Крылова // Stylistyka / под ред. проф. С. Гайды. – Opole, 2005. – Вып. 14. – С. 383–391.
32. Крылова O. Церковно-религиозный стиль / O. A. Крылова // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под. ред. М.Н. Кожиной. – М. - Флинта: Наука, 2003. – С. 612–616.
33. Крысин Л. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка / Л. П. Крысин // Поэтика. Стилистика. Язык и культура: сб. памяти Т. Г. Винокур. – М., 1996. – С. 135–138.
34. Кубрякова Е. О типах дискурсивной деятельности / Е. С. Кубрякова // Вестн. МГЛУ. – 2003. – Вып. 478. – С. 5-9.
35. Куклев В. Проповедь в гомилетике и лингвистике / В. В. Куклев // Изв. ПГПУ им. В. Г. Белинского. – Пенза, 2012. – № 27. – С. 27–31.
36. Левшун Л. Проповедь как жанр литературы (на материале проповедей в рукописных и старопечатных сборниках): дис. … канд. филол. наук / Л. В. Левшун. – М., 1992. – 190 с.
37. Леонтьев А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. – М.: Академия, 1991. – 305 с.
38. Лихачев Д. Русский язык в богослужении и в богословской мысли / Д.С. Лихачев // Богослужебный язык Русской Церкви. История. Попытки реформации. – М.: Изд-во Сретен. монастыря, 1999. – С. 276–279.
39. Макаров М. Критический анализ дискурса в начале XXI века / М. Л. Макаров, И. В. Жуков // Материалы междунар. конф., посв. 60-летию ф- та ин. яз. Тверь: ТГУ, 2003. – Ч. 2. – С. 89–102.
40. Макаров М. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. – М.: Гнозис, 2003. – 252 с.
41. Малин И. Современная православная проповедь как интертекст / И. И. Малин // Язык, культура и общество в современном мире: междунар. науч. конф. – Н. Новгород: НГЛУ, 2012. – С. 3.
42. Мечковская Н. Язык и религия: лекции по филологии и истории религий / Н. Б. Мечковская. – М.: ФАИР, 1998. – 352 с.
43. Миронова П. Оценочный дискурс: проблемы семантического анализа / П.П. Миронова // Известия АН. Сер. лит. и языка. – 1997. – Т. 56. – № 4. – С. 52-59.
44. Михальская А. Пути развития отечественной риторики: утрата и поиски речевого идеала / А.К. Михальская // Филол. науки: сб. науч. ст. – М., 1992. – Вып. 3. – С. 55–67.
45. Моррис Ч. Основания теории знаков / Ч. Моррис // Семиотика. – М.: Радуга, 1983. – С. 37–89.
46. Морозова Е. В. Особенности жанра современной христианской церковной проповеди: лингвостилистический аспект (на материале немецкого языка): автореф. дис. … канд. филол. наук / Е. В. Морозова. – М., 1998. – 24 с.
47. Олянич А. Презентационная теория дискурса / А. В. Олянич. – Волгоград: Парадигма, 2004. – 507 с.
48. Православные проповеди [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://azbyka.ru/propovedi/.
49. Прохватилова О. Речевая организация звучащей православной проповеди и молитвы: дис. … д-ра филол. наук / О. А. Прохватилова. – Волгоград, 2000. – 495 с.
50. Прошнин К. Проповедническая традиция и библейские концепты / К. О. Прошнин // Вестн. Твер. гос. 1ун-та. Сер. Филол. – Тверь, 2001. – Вып. 3. – С. 21 – 26.
51. Савин Г. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди: дис. … канд филол. наук: спец. 10.02.01 / Г. А. Савин. – М., 2009. – 207 с.
52. Салахова А. Конфессиональная языковая личность: коммуникативные стратегии и тактики: моногр. / А. Салахова. – Челябинск: Энциклопедия, 2013. – 166 с.
53. Тахтарова С. Стратегия аргументативного убеждения в религиозном дискурсе [Электронный ресурс] / С.С. Тахтарова // Аргументативная риторика в практике политического, делового и административно-правового общения: 236 материалы интернет-конф. – 2010. – Режим доступа: http://iconf.vgi.volsu.ru/index.
54. Триодин И. Принципы красноречия и проповедничества / И. П. Триодин. – Екатеринославль: тип. С. И. Барановского, 1915. – 246 с.
55. Фаворов Н. Руководство к церковному собеседованию, или гомилетика / Н. Фаворов. – К.; СПб.: Н. Я. Оглоблин, 1914. – 259 с.
56. Фролова И. Регулятивный потенциал стратегии конфронтации в англоязычном диалогическом дискурсе: инструментарий и принципы анализа / И.Е. Фролова // Когниция, коммуникация, дискурс. – 2013. – № 7. – С. 111– 130.
57. Шафеева О. Проповедь как дидактический жанр [Электронный ресурс] / О. А. Шафеева. – Режим доступа: http://www.pglu.ru/lib/publications/ (дата обращения: 10.01.2014).
58. Шейгал Е. Концепты и категории дискурса / Е. И. Шейгал // Человек в коммуникации: концепт, жанр, дискурс: сб. науч. тр. – Волгоград: Парадигма, 2006. – С. 24–39.
59. Шиляева Т. Приставки со значением негации в текстах англоязычной проповеди / Т.В. Шиляева. – Измаил: ИГГУ, 2012. – С. 365–367.
60. Шубина Т. Современная православная миссионерская проповедь: методика обучения жанру в высших духовных учебных заведениях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 «Теория и методика воспитания» / Т. А. Шубина. – М., 2009. – 259 с.
61. Юрьевский А. Гомилетика, или Наука о пастырском проповедании слова Божия / А. Юрьевский. – К.: Киев. тип. Ун-та св. Владимира, 1903. – 495 с.
62. Ярмульская И. Дидактическая направленность современных церковных посланий / И. Ю. Ярмульская // Вестн. ВолГУ. Сер. 9. – 2003 / 2004. – Вып. 3. – Ч. 1. – С. 97–101.
63. Ανδριώτης Ν.Π. Ετυμολογικό λεξικό της κοινής ΝΕ / Ν.Π.Ανδριώτης. – Θεσσαλονίκη, 2006. – 440 σ.
64. Cambridge Dictionary. – [Electronic resource]. – Режим доступу: http://dictionary.cambridge.org.
65. Eastern Orthodox Christian sermons on the Sunday Readings, Feasts and other Scriptures [Електронний ресурс] // St. Nicholas Orthodox Church, Dallas, Texas. – Режим доступу: http://www.orthodox.net/sermons/index.html.
66. Ελληνικά κυρύγματα [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://kirigmata.blogspot.com/.
67. Ιερόθεος Βλάχος, μητρ. Ομιλίες [Електронний ресурс] / μητρ. Μητρ. Ιερόθεος Βλάχος. – Режим доступу: http://www.hristospanagia.gr/?p=23303
68. Michael (Baroudy), fr. Sermons //Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America [Електронний ресурс] / Father Michael (Baroudy). – Режим доступу: http://www.antiochian.org /taxonomy/ term/1259
69. Orthodox sermons on different subjects [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.holytrinitymission.org/books/
70. Schiffrin D. Approaches to Discourse / D. Schiffrin. – Cambridge, MA: Blackwell Publю Inc., 1994. – 470 p.

Купить эту работу

Миссионерское значение проповеди в ежедневном богослужении в храме

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 октября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Санечка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-05-03
Дипломная работа

Спасибо вам большое за работу!!! Защитилась я на 5 и все благодаря вам!!! )))

Общая оценка 5
Отзыв Екатерина об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-04-13
Дипломная работа

очень хороший автор! делали диплом, все оперативно исправляет, даже после тго как прошел гарантийный срок Всем рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв саша об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-19
Дипломная работа

Автор сделал дипломную работу на высшем уровне! В короткие сроки! Всегда на связи! Добрый,отзывчивый,исполнительный человек! Спасибо огромное! Обращайтесь к ней и будте спокойны-работа будет выполнена на профессиональном уровне! Екатерина,спасибо! С вами было очень приятно работать! Вы замечательная!!!

Общая оценка 5
Отзыв Roit об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-07-24
Дипломная работа

Завидую следующим претендентам на связь с данным автором. Мышление и подход к работе абсолютно эксклюзивные, если нужен по-настоящему талантливый интеллектуальный продукт, то это как раз тот случай. СПАСИБО! УДАЧИ!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Сюрреализм в моде 20 века: культурологический аспект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Феномен современной коммерческой культуры на примере свадебного обряда

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Инсталляция в выставочном пространстве с точки зрения кураторского проекта.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Англичане в Санкт-Петербурге. Диалог и перспективы в сфере туризма

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Второй этап огосударствления театров 1928-1936

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Технологии организации тематической свадьбы в стиле Оскар

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Художественный потенциал концертной звукорежиссуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3125 ₽
Готовая работа

Брак и семья в раннесредневековой Франции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
9500 ₽
Готовая работа

ОГОНЬ В ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РУССКОГО НАРОДА XIX – ХХ ВВ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Боевые искусства в русской народной культуре

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ В КОНФУЦИАНСКИХ ТЕКСТАХ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Я. ШТЕРНБЕРГА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽