Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Финансовые аспекты обязательного медицинского страхования в России

  • 79 страниц
  • 2014 год
  • 333 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Охрана здоровья представляет собой особую сферу социальной политики государства по обеспечению граждан медицинской помощью и профилактике заболеваний. Эффективность проводимых в этом направлении мероприятий становится существенным фактором, стабилизирующим социально-политическую обстановку в обществе и обеспечивающим национальную безопасность. Одним из важнейших приоритетов государственной политики на среднесрочную перспективу должно стать сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения качества доступности медицинской помощи. Это решение было закреплено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
В настоящее время формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья является медицинское страхование. Обеспечение населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной задачей.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. Но, не смотря на широкие функции данных фондов, на значительные финансовые ресурсы, аккумулируемые в отрасли здравоохранения посредством данных фондов, на отдельные позитивные изменения, в связи с внедрением страховых принципов медицинской помощи, задачи, озвученные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. диктуют новые требования к системе здравоохранения.
Наибольшую актуальность в настоящее время приобретает решение проблем эффективного распределения ресурсов для повышения и качества доступности медицинской помощи, разрешения несоответствий между имеющимися у государства источниками финансирования и реализацией гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью. В этом контексте, требующей большой четкости остается финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования, поэтому данная проблема на современном этапе приобретает особую актуальность.
Целью данной работы является исследование финансовых аспектов обязательного медицинского страхования в России. Для достижения цели решались следующие задачи:
-дать понятие обязательному медицинскому страхованию и принципам его деятельности;
-охарактеризовать нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения обязательного медицинского страхования в России;
-определить источники финансирования и направления расходования средств обязательного медицинского страхования.
-определить роль территориального фонда ОМС в финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
-проанализировать объемы и источники поступлений и направления расходования средств обязательного медицинского страхования на примере Фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2011-2012 гг.
-на основании анализа выявить проблемы финансирования и расходования средств ОМС;
-обозначить пути повышения роли ФОМС в экономическом и социальном развитии РФ.
Объектом исследования является Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Московской области. Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие при реализации обязательного медицинского страхования.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении обусловлена актуальность работы, определены ее цели и задачи, предмет и объект исследования, а так же охарактеризована теоретическая и методологическая база.
В первой главе дано понятие обязательного медицинского страхования и его принципов. Проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая финансовые отношения в системе ОМС. Охарактеризованы источники поступления и направления расходования средств ОМС.
Вторая глава посвящена анализу финансового механизма обязательного медицинского страхования на примере Фонда обязательного медицинского страхования Московской области.
В третьей главе охарактеризованы проблемы формирования и расходования средств обязательного медицинского страхования и предложены пути их решения. В заключении сформулированы выводы по всей работе.
Теоретической и методологической основой исследования являются Законы и Законодательные акты РФ, Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", федеральные и региональные законы и другие нормативные и правовые документы, монографическая и периодическая литература в области финансов.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, РАСХОДОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 6
1.1Понятие обязательного медицинского страхования 6
1.2 Принципы действия обязательного медицинского страхования. 10
1.3.Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения обязательного медицинского страхования 14
1.4. Источники финансирования в системе обязательного медицинского страхования 19
1.5 Расходование денежных средств в системе обязательного медицинского страхования (Оплата медицинской помощи Федеральным фондом обязательного медицинского страхования РФ) 25
2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 30
2.1. Роль территориального фонда ОМС в финансовом обеспечении ОМС 30
2.2. Объемы и источники поступлений средств Фонда обязательного медицинского страхования Московской области за 2011-2012гг. 35
2.3 Объемы и направления расходов средств Фонда обязательного медицинского страхования Московской области за 2011-2012гг. 41
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ФОМС В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 56
3.1 Проблемы формирования и расходования финансовых средств фонда обязательного медицинского страхования. 56
3.2 Пути повышения роли ФОМС в экономическом и социальном развитии РФ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Созданная система ОМС обеспечила предоставление минимума гарантированной (бесплатной) медицинской помощи, позволила внедрить вневедомственный контроль качества медицинской помощи, начать структурную перестройку здравоохранения в соответствии с реальной потребностью населения в основных видах медицинской помощи и перейти к более рациональному использованию имеющихся в здравоохранении ресурсов.
Участниками системы ОМС являются: застрахованные граждане, медицинские учреждения, страхователи, страхователи, страховщики, территориальные и Федеральный Фонд ОМС.
Принципы обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования различны, но можно сказать, что оба этих страхования направлены на сохранение здоровья граждан. Развитие медицинского страхования предполагает сотрудничество государственной системы здравоохранения и системы добровольного медицинского страхования. Определяющими условиями такого взаимодействия являются в первую очередь расширение рынка платных медицинских услуг и активизация в связи с этим деятельности компаний, работающих по программам ДМС, а также желание страховых компаний участвовать в финансировании региональных целевых медико-социальных программ.
За каждым гражданином ОМС закреплен страховой полис. Основными доходами системы являются отчисления от работодателей (5,1%). Средства аккумулируются в федеральном фонде и посредством территориальных фондов распределяются в страховые компании, а затем в непосредственно оказывающие медицинские услуги учреждения. Для стабильности и устойчивости системы ОМС необходимо полное и достаточное поступление средств в систему. Чтобы полнее реализовать права граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Из анализа финансов Территориального фонда обязательного медицинского страховании Московской области , проведенного во второй главе, можно сказать, что средства обязательного медицинского страхования увеличили финансовую базу здравоохранения. Но, вместе с тем, существующее недоработки Закона о медицинском страховании граждан, различный правовой режим расходования финансовых средств бюджетов всех уровней, обязательного и добровольного медицинского страхования, платных услуг, является одной из причин их неэффективного расходования.
С 1 января 2011 года начал действовать новый закон об обязательном медицинском страховании. В прежней редакции закона ОМС страхователем выступал работодатель. С 1 января 2011 года решение, в какой компании быть застрахованным, принимает каждый человек самостоятельно. Внедрение Закона совпало с Программой модернизации здравоохранения.
В работе проведен анализ доходов и расходов Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Московской области.
За исследуемый период доходы ТФОМС Московской области показывали существенный рост. Причиной данного роста явилось увеличение поступления средств из федерального бюджета и средств областного бюджета на реализацию программы модернизации здравоохранения Московской области.
По расходам наблюдается рост по всем направлениям расходования средств. Расходы по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» возросли на 27,8 % по причине роста расходов на заработную плату работникам Фонда, увеличения расходов на связь, коммунальные услуги, материальное снабжение.
Подраздел 0910 «Другие расходы в области здравоохранения» выросли на 42,2% по причине роста расходов на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с 29141,8 млн. руб. до 41433 тыс.руб. Возросли так же межбюджетные трансферты.
Но рост расходов за три года еще не является показателем достаточного обеспечения ресурсами и эффективного и целенаправленного использования средств.
Не смотря на принятие нового Закона об ОМС и позитивные изменения в системе ОМС, финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования все еще остается недостаточным.
Анализ контрольной работы ТФОМС Московской области показал, что в муниципальных образованиях области из года в год наблюдается недостаточное бюджетное финансирование медицинских организаций главами муниципальных образований, и, как следствие, средства ТФОМС отвлекаются на статьи расходов, которые должны финансироваться из муниципального бюджета.
Так же происходят завышение и приписки объемов медицинской помощи – до 10-15% плановой стоимости базовой программы ОМС, из которых в ходе экспертизы выявляется не более1/5 случаев.
Наблюдается высокая, в сравнении с лучшими зарубежными странами, доля стационарного лечения, в том числе за счет необоснованной и социальной госпитализации (до 20-30% случаев госпитализации по отдельным районам области), сохраняющаяся при внедрении стандартов.
На современном этапе следует решить следующие задачи в области повышения роли ФОМС в социальном и экономическом развитии страны:
1.Повышение эффективности и прозрачности использования финансовых средств в сфере здравоохранения, обеспечение государственных гарантий бесплатного оказания своевременной и качественной медицинской помощи всем гражданам независимо от места жительства за счет перехода на одноканальное финансирование
2.Усиление контроля за финансовыми потоками.
Степень выявления приписок можно повысить при условии доступа страховых организаций к контролю финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций и их экономического стимулирования на сокращение непроизводительных расходов, что позволит сэкономить 25-40 млрд. руб. ежегодно.
3. Внедрение единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи: в первичной медико-санитарной помощи необходимо сочетать подушевой метод финансирования прикрепленного населения с направлением на заинтересованность медицинских работников в повышении показателей здоровья населения, показателей доступности и результативности не только амбулаторно-поликлинической, но и стационарной медицинской помощи.
4. Развитие солидарных форм оплаты медицинских услуг.
Для определения объемов медицинской помощи и создания возможности планирования деятельности медицинских учреждений по выполнению объемов медицинской помощи с учетом структуры потребности населения, необходимо продолжить работу по формированию муниципальных заказов
Так же предложена схема расчета конкретного размера страховой премии.
С государственной точки зрения очень важно повысить эффективность контроля за использованием средств, полученных из одного источника, по единым правилам и в едином порядке.
Все это повысит значимость работы территориальных фондов ОМС, анализа эффективности и совершенствования финансово-экономических механизмов оплаты медицинских услуг, тарифной политики (с учетом необходимости выравнивания финансовых условий работы).
Большое внимание при этом должно уделяться “обратной связи” – мониторингу мнения населения о качестве и доступности медицинских услуг – по которой можно судить о результативности принимаемых решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ (в редакции на 01.01.2013 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [с изм. и доп. на 1 января 2013 г.]//Сборник Кодексов РФ.-3-е изд.-М, 1996.- ст.970
3. Федеральный закон от 2 октября 2012 г. №154-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год"
4. Федеральный закон от 30.11.11 № 370-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и плановый период 2013-2015 гг.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
7. Постановление Правительства РФ от 04.10.2010 г. №782 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" на 2011 год
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 года № 1096 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи"
9. Постановление Правительства № 857 « Об утверждение устава ФОМС» от 29.07 1998 (ред. От 27.10.08)
10. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «Об утверждении Положения о федеральном фонде обязательного медицинского страхования граждан в РФ»
11. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года.
12. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.09.2006 N 632 "Об утверждении Стандарта медицинской помощи больным с болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением
13. Приказ Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области от 28.12.12 №283 «Об утверждении положения о порядке оплаты медицинской помощи, оказываемой по Московской областной программе ОМС
14. Постановление Правительства Московской области от 14.11.2012 г. № 1464/35 «О Московской областной программе государственных гарантий оказании гражданам бесплатной медицинской помощи на 2013 г.
15. Постановление Правительства Московской области О реализации подпрограммы «Модернизация здравоохранения Московской области на 2011-2012 годы» от 17.05.2011 № 446/19 (в ред. Постановления от 05.07.2012 № 902/22)
16. Антонова Г.А. На страже здоровья/Вестник уполномоченного по правам человека в Московской области № 3 (23) 2011
17. Антонова Г. Дополнительная диспансеризация- эффективность очевидная //Подмосковье-№2.-2013
18. Артамонова Г.В., Батиевская В.Б. Экономика отрасли (здравоохранение)/ Под ред. Г.Н. Царик. – Кемерово.: 2008. - 92 с.
19. Годин А.М., Фрумина С. В. Страхование. Учебник для ВУЗов. М.: Дашков и Ко , 2008, 480 с.
20. Журавлев П.В., Банников С.А. Основы страхового менеджмента.- М.: Экономика .- 2009, С.408
21. Закон Московской области от 17.06.2011 № 84/2011-ОЗ «Об исполнении бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год»
22. Закон Московской области от 11.07.2012 № 40 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области за 2011 год»
23. Закон Московской области от 17.06.2013 № 84/2011-ОЗ «Об исполнении бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год»
24. Интервью председателя ТФОМС МО Г.А.Антоновой газете Медицинский вестник .-№28(605) от 25.10.2012 г.
25. Никулина Н.Н, Березина Страхование. Теория и практика: Учебник.-М.: Юнити-Дана, 2008,.С.512 .
26. Райзберг Б. А Управление и экономика здравоохранения учебное пособие/ Райзберг Б. А., Воробьев П.А., Вялков А.И., Латфуллин Г.Р., Кучеренко В.З., Шиленко.- М.: Гэотар-Медиа.- 2009.- 479 с.
27. Решетников А.В. Экономика здравоохранения. Учебное пособие/ Решетников А.В..-М.: Гэотар-Медиа,.-2010.- 272 с.
28. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ Сенчагов В.К. и др. -изд.2-е перераб.и допол. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007.-719с.
29. Экономика здравоохранения. Учебное пособие / Под ред. И.М. Шеймана. М.: ТЕИС, 2008.- С. 280.
30. Антонова Г.А. ОМС: реальность и перспективы//Медицинское обозрение.-2012.-№20
31. Антонова Г.А. На страже здоровья/Вестник уполномоченного по правам человека в Московской области № 3 (23) 2011
32. Антонова Г. А., Пирогов М.В. Цель, задачи и перспективы развития финансово-экономических отношений в системе ОМС // Здравоохранение.-2010.- №1
33. Архипов А.П. О страховых принципах финансирования российского здравоохранения// Финансы.-2012.-№2.-46 с.
34. Вознюк Г. А. Все плюсы и минусы обязательного медицинского страхования в новом законе / Г. А. Вознюк // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 84-85
35. Гехт И.А. Артемьева Г.Б. Некоторые проблемы перехода к одноканальному финансированию// Экономика здравоохранения.- 2011-№157.-с.55-58
36. Гехт И.А. Артемьева Г.Б. О применении различных способов оплаты медицинских услуг в системе ОМС// Экономика здравоохранения.-2010.-№153.-с.34-39
37. Здравоохранение в России: статистический сборник М.: ГУ - ВШЭ, 2011
38. Интервью Председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.В. Юрина журналу "Бюджет". Центральное место в системе ОМС должен занять человек".//Обязательное медицинское страхование в Российской федерации.-2011.-№1
39. Интервью А.В. Юрина газете Московские аптеки № 8 от 23 августа 2010: "Реформа здравоохранения: больше денег из бюджета или из кармана потребителя?"
40. Интервью председателя ФОМС Н.Н.Стадченко//Юрист спешит на помощь.-2013.-№5
41. Карчевская С.А. Обязательное медицинское страхование: итоги 2011// Бюджет.-2012.-№9
42. С.А. Карчевская "Новый закон начал работать на застрахованное лицо"// Обязательное медицинское страхование в Российской федерации.-2012.-№2
43. Корчагин В.П. Финансовое обеспечение здравоохранения. – М.: Эпидавр, 2009 – 322с.
44. Кравчук С.Г. "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов""// Обязательное медицинское страхование в Российской федерации.-2012.-№8
45. Кучеренко В. В чем суть реструктуризации. // Главврач. № 11. 2009.
46. Логвинова И.Л.ДМС и финансирование отечественной системы здравоохранения//Страховое дело.-2011.-№10
47. Михайлова Ю.В., Сон И.М., Данилова Н.В. Реализация пилотного проекта, направленного на улучшение качества медицинских услуг в здравоохранении.// Менеджер здравоохранения.- 2009.-№ 2. -С.6-10
48. Обсуждение проекта Концепции развития здравоохранения до 2020 года. Одноканальное финансирование – миф или реальность?//Менеджер здравоохранения.-2008.- №11
49. Рыбин В.Н. Степкина Ю.А. Механизмы реализации принципов обязательного медицинского страхования в РФ// Финансы.2012.-№6.-с.49
50. Рязанский В.В."Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год""// Обязательное медицинское страхование в Российской федерации.-2012.-№7
51. Соколова И.В. "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год""// Обязательное медицинское страхование в Российской федерации.-2012.-№9
52. Сообщение Интерфакс №27 (1993) от 17.02.2011
53. Сплетухов Ю.А, Дюжиков Е.Ф.Страховние: Учебник.- М.: Инфра-М, 2008.- С.320
54. Такаева А. // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации.-2010.- №6
55. Харитонова И.Б. Оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации: итоги выполнения за 2012г. / И. Б. Харитонова, В. И. Перхов // Менеджер здравоохранения.-2013.- №12
56. Хмаладзе Э.В. Статистические методы в демографии и страховании жизни. Краткий курс лекций. М.:Либроком.-2009 , С. 200
57. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: «Русь», Издатцентр, 2008.- С.125.
58. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: «Русь», Издатцентр, 2008.- С.125.
59. Официальный сайт ФФОМС [Электронный ресурс]// www.ffoms.ru
60. Официальный сайт Министерства финансов РФ// www.minfin.ru
61. Официальный сайт Госкомстатистики//www.gks.ru
62. Официальный сайт Федерального казначейства// www. roskazna. Ru
63. Законопроект "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год "Федеральное собрание Российской Федерации казначейства// http://asozd.duma.gov.ru

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Охрана здоровья представляет собой особую сферу социальной политики государства по обеспечению граждан медицинской помощью и профилактике заболеваний. Эффективность проводимых в этом направлении мероприятий становится существенным фактором, стабилизирующим социально-политическую обстановку в обществе и обеспечивающим национальную безопасность. Одним из важнейших приоритетов государственной политики на среднесрочную перспективу должно стать сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения качества доступности медицинской помощи. Это решение было закреплено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
В настоящее время формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья является медицинское страхование. Обеспечение населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной задачей.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. Но, не смотря на широкие функции данных фондов, на значительные финансовые ресурсы, аккумулируемые в отрасли здравоохранения посредством данных фондов, на отдельные позитивные изменения, в связи с внедрением страховых принципов медицинской помощи, задачи, озвученные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. диктуют новые требования к системе здравоохранения.
Наибольшую актуальность в настоящее время приобретает решение проблем эффективного распределения ресурсов для повышения и качества доступности медицинской помощи, разрешения несоответствий между имеющимися у государства источниками финансирования и реализацией гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью. В этом контексте, требующей большой четкости остается финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования, поэтому данная проблема на современном этапе приобретает особую актуальность.
Целью данной работы является исследование финансовых аспектов обязательного медицинского страхования в России. Для достижения цели решались следующие задачи:
-дать понятие обязательному медицинскому страхованию и принципам его деятельности;
-охарактеризовать нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения обязательного медицинского страхования в России;
-определить источники финансирования и направления расходования средств обязательного медицинского страхования.
-определить роль территориального фонда ОМС в финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
-проанализировать объемы и источники поступлений и направления расходования средств обязательного медицинского страхования на примере Фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2011-2012 гг.
-на основании анализа выявить проблемы финансирования и расходования средств ОМС;
-обозначить пути повышения роли ФОМС в экономическом и социальном развитии РФ.
Объектом исследования является Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Московской области. Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие при реализации обязательного медицинского страхования.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении обусловлена актуальность работы, определены ее цели и задачи, предмет и объект исследования, а так же охарактеризована теоретическая и методологическая база.
В первой главе дано понятие обязательного медицинского страхования и его принципов. Проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая финансовые отношения в системе ОМС. Охарактеризованы источники поступления и направления расходования средств ОМС.
Вторая глава посвящена анализу финансового механизма обязательного медицинского страхования на примере Фонда обязательного медицинского страхования Московской области.
В третьей главе охарактеризованы проблемы формирования и расходования средств обязательного медицинского страхования и предложены пути их решения. В заключении сформулированы выводы по всей работе.
Теоретической и методологической основой исследования являются Законы и Законодательные акты РФ, Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", федеральные и региональные законы и другие нормативные и правовые документы, монографическая и периодическая литература в области финансов.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, РАСХОДОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 6
1.1Понятие обязательного медицинского страхования 6
1.2 Принципы действия обязательного медицинского страхования. 10
1.3.Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения обязательного медицинского страхования 14
1.4. Источники финансирования в системе обязательного медицинского страхования 19
1.5 Расходование денежных средств в системе обязательного медицинского страхования (Оплата медицинской помощи Федеральным фондом обязательного медицинского страхования РФ) 25
2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 30
2.1. Роль территориального фонда ОМС в финансовом обеспечении ОМС 30
2.2. Объемы и источники поступлений средств Фонда обязательного медицинского страхования Московской области за 2011-2012гг. 35
2.3 Объемы и направления расходов средств Фонда обязательного медицинского страхования Московской области за 2011-2012гг. 41
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ФОМС В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 56
3.1 Проблемы формирования и расходования финансовых средств фонда обязательного медицинского страхования. 56
3.2 Пути повышения роли ФОМС в экономическом и социальном развитии РФ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Созданная система ОМС обеспечила предоставление минимума гарантированной (бесплатной) медицинской помощи, позволила внедрить вневедомственный контроль качества медицинской помощи, начать структурную перестройку здравоохранения в соответствии с реальной потребностью населения в основных видах медицинской помощи и перейти к более рациональному использованию имеющихся в здравоохранении ресурсов.
Участниками системы ОМС являются: застрахованные граждане, медицинские учреждения, страхователи, страхователи, страховщики, территориальные и Федеральный Фонд ОМС.
Принципы обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования различны, но можно сказать, что оба этих страхования направлены на сохранение здоровья граждан. Развитие медицинского страхования предполагает сотрудничество государственной системы здравоохранения и системы добровольного медицинского страхования. Определяющими условиями такого взаимодействия являются в первую очередь расширение рынка платных медицинских услуг и активизация в связи с этим деятельности компаний, работающих по программам ДМС, а также желание страховых компаний участвовать в финансировании региональных целевых медико-социальных программ.
За каждым гражданином ОМС закреплен страховой полис. Основными доходами системы являются отчисления от работодателей (5,1%). Средства аккумулируются в федеральном фонде и посредством территориальных фондов распределяются в страховые компании, а затем в непосредственно оказывающие медицинские услуги учреждения. Для стабильности и устойчивости системы ОМС необходимо полное и достаточное поступление средств в систему. Чтобы полнее реализовать права граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Из анализа финансов Территориального фонда обязательного медицинского страховании Московской области , проведенного во второй главе, можно сказать, что средства обязательного медицинского страхования увеличили финансовую базу здравоохранения. Но, вместе с тем, существующее недоработки Закона о медицинском страховании граждан, различный правовой режим расходования финансовых средств бюджетов всех уровней, обязательного и добровольного медицинского страхования, платных услуг, является одной из причин их неэффективного расходования.
С 1 января 2011 года начал действовать новый закон об обязательном медицинском страховании. В прежней редакции закона ОМС страхователем выступал работодатель. С 1 января 2011 года решение, в какой компании быть застрахованным, принимает каждый человек самостоятельно. Внедрение Закона совпало с Программой модернизации здравоохранения.
В работе проведен анализ доходов и расходов Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Московской области.
За исследуемый период доходы ТФОМС Московской области показывали существенный рост. Причиной данного роста явилось увеличение поступления средств из федерального бюджета и средств областного бюджета на реализацию программы модернизации здравоохранения Московской области.
По расходам наблюдается рост по всем направлениям расходования средств. Расходы по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» возросли на 27,8 % по причине роста расходов на заработную плату работникам Фонда, увеличения расходов на связь, коммунальные услуги, материальное снабжение.
Подраздел 0910 «Другие расходы в области здравоохранения» выросли на 42,2% по причине роста расходов на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с 29141,8 млн. руб. до 41433 тыс.руб. Возросли так же межбюджетные трансферты.
Но рост расходов за три года еще не является показателем достаточного обеспечения ресурсами и эффективного и целенаправленного использования средств.
Не смотря на принятие нового Закона об ОМС и позитивные изменения в системе ОМС, финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования все еще остается недостаточным.
Анализ контрольной работы ТФОМС Московской области показал, что в муниципальных образованиях области из года в год наблюдается недостаточное бюджетное финансирование медицинских организаций главами муниципальных образований, и, как следствие, средства ТФОМС отвлекаются на статьи расходов, которые должны финансироваться из муниципального бюджета.
Так же происходят завышение и приписки объемов медицинской помощи – до 10-15% плановой стоимости базовой программы ОМС, из которых в ходе экспертизы выявляется не более1/5 случаев.
Наблюдается высокая, в сравнении с лучшими зарубежными странами, доля стационарного лечения, в том числе за счет необоснованной и социальной госпитализации (до 20-30% случаев госпитализации по отдельным районам области), сохраняющаяся при внедрении стандартов.
На современном этапе следует решить следующие задачи в области повышения роли ФОМС в социальном и экономическом развитии страны:
1.Повышение эффективности и прозрачности использования финансовых средств в сфере здравоохранения, обеспечение государственных гарантий бесплатного оказания своевременной и качественной медицинской помощи всем гражданам независимо от места жительства за счет перехода на одноканальное финансирование
2.Усиление контроля за финансовыми потоками.
Степень выявления приписок можно повысить при условии доступа страховых организаций к контролю финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций и их экономического стимулирования на сокращение непроизводительных расходов, что позволит сэкономить 25-40 млрд. руб. ежегодно.
3. Внедрение единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи: в первичной медико-санитарной помощи необходимо сочетать подушевой метод финансирования прикрепленного населения с направлением на заинтересованность медицинских работников в повышении показателей здоровья населения, показателей доступности и результативности не только амбулаторно-поликлинической, но и стационарной медицинской помощи.
4. Развитие солидарных форм оплаты медицинских услуг.
Для определения объемов медицинской помощи и создания возможности планирования деятельности медицинских учреждений по выполнению объемов медицинской помощи с учетом структуры потребности населения, необходимо продолжить работу по формированию муниципальных заказов
Так же предложена схема расчета конкретного размера страховой премии.
С государственной точки зрения очень важно повысить эффективность контроля за использованием средств, полученных из одного источника, по единым правилам и в едином порядке.
Все это повысит значимость работы территориальных фондов ОМС, анализа эффективности и совершенствования финансово-экономических механизмов оплаты медицинских услуг, тарифной политики (с учетом необходимости выравнивания финансовых условий работы).
Большое внимание при этом должно уделяться “обратной связи” – мониторингу мнения населения о качестве и доступности медицинских услуг – по которой можно судить о результативности принимаемых решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ (в редакции на 01.01.2013 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [с изм. и доп. на 1 января 2013 г.]//Сборник Кодексов РФ.-3-е изд.-М, 1996.- ст.970
3. Федеральный закон от 2 октября 2012 г. №154-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год"
4. Федеральный закон от 30.11.11 № 370-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и плановый период 2013-2015 гг.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
7. Постановление Правительства РФ от 04.10.2010 г. №782 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" на 2011 год
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 года № 1096 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи"
9. Постановление Правительства № 857 « Об утверждение устава ФОМС» от 29.07 1998 (ред. От 27.10.08)
10. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «Об утверждении Положения о федеральном фонде обязательного медицинского страхования граждан в РФ»
11. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года.
12. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.09.2006 N 632 "Об утверждении Стандарта медицинской помощи больным с болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением
13. Приказ Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области от 28.12.12 №283 «Об утверждении положения о порядке оплаты медицинской помощи, оказываемой по Московской областной программе ОМС
14. Постановление Правительства Московской области от 14.11.2012 г. № 1464/35 «О Московской областной программе государственных гарантий оказании гражданам бесплатной медицинской помощи на 2013 г.
15. Постановление Правительства Московской области О реализации подпрограммы «Модернизация здравоохранения Московской области на 2011-2012 годы» от 17.05.2011 № 446/19 (в ред. Постановления от 05.07.2012 № 902/22)
16. Антонова Г.А. На страже здоровья/Вестник уполномоченного по правам человека в Московской области № 3 (23) 2011
17. Антонова Г. Дополнительная диспансеризация- эффективность очевидная //Подмосковье-№2.-2013
18. Артамонова Г.В., Батиевская В.Б. Экономика отрасли (здравоохранение)/ Под ред. Г.Н. Царик. – Кемерово.: 2008. - 92 с.
19. Годин А.М., Фрумина С. В. Страхование. Учебник для ВУЗов. М.: Дашков и Ко , 2008, 480 с.
20. Журавлев П.В., Банников С.А. Основы страхового менеджмента.- М.: Экономика .- 2009, С.408
21. Закон Московской области от 17.06.2011 № 84/2011-ОЗ «Об исполнении бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год»
22. Закон Московской области от 11.07.2012 № 40 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области за 2011 год»
23. Закон Московской области от 17.06.2013 № 84/2011-ОЗ «Об исполнении бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год»
24. Интервью председателя ТФОМС МО Г.А.Антоновой газете Медицинский вестник .-№28(605) от 25.10.2012 г.
25. Никулина Н.Н, Березина Страхование. Теория и практика: Учебник.-М.: Юнити-Дана, 2008,.С.512 .
26. Райзберг Б. А Управление и экономика здравоохранения учебное пособие/ Райзберг Б. А., Воробьев П.А., Вялков А.И., Латфуллин Г.Р., Кучеренко В.З., Шиленко.- М.: Гэотар-Медиа.- 2009.- 479 с.
27. Решетников А.В. Экономика здравоохранения. Учебное пособие/ Решетников А.В..-М.: Гэотар-Медиа,.-2010.- 272 с.
28. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ Сенчагов В.К. и др. -изд.2-е перераб.и допол. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007.-719с.
29. Экономика здравоохранения. Учебное пособие / Под ред. И.М. Шеймана. М.: ТЕИС, 2008.- С. 280.
30. Антонова Г.А. ОМС: реальность и перспективы//Медицинское обозрение.-2012.-№20
31. Антонова Г.А. На страже здоровья/Вестник уполномоченного по правам человека в Московской области № 3 (23) 2011
32. Антонова Г. А., Пирогов М.В. Цель, задачи и перспективы развития финансово-экономических отношений в системе ОМС // Здравоохранение.-2010.- №1
33. Архипов А.П. О страховых принципах финансирования российского здравоохранения// Финансы.-2012.-№2.-46 с.
34. Вознюк Г. А. Все плюсы и минусы обязательного медицинского страхования в новом законе / Г. А. Вознюк // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 84-85
35. Гехт И.А. Артемьева Г.Б. Некоторые проблемы перехода к одноканальному финансированию// Экономика здравоохранения.- 2011-№157.-с.55-58
36. Гехт И.А. Артемьева Г.Б. О применении различных способов оплаты медицинских услуг в системе ОМС// Экономика здравоохранения.-2010.-№153.-с.34-39
37. Здравоохранение в России: статистический сборник М.: ГУ - ВШЭ, 2011
38. Интервью Председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.В. Юрина журналу "Бюджет". Центральное место в системе ОМС должен занять человек".//Обязательное медицинское страхование в Российской федерации.-2011.-№1
39. Интервью А.В. Юрина газете Московские аптеки № 8 от 23 августа 2010: "Реформа здравоохранения: больше денег из бюджета или из кармана потребителя?"
40. Интервью председателя ФОМС Н.Н.Стадченко//Юрист спешит на помощь.-2013.-№5
41. Карчевская С.А. Обязательное медицинское страхование: итоги 2011// Бюджет.-2012.-№9
42. С.А. Карчевская "Новый закон начал работать на застрахованное лицо"// Обязательное медицинское страхование в Российской федерации.-2012.-№2
43. Корчагин В.П. Финансовое обеспечение здравоохранения. – М.: Эпидавр, 2009 – 322с.
44. Кравчук С.Г. "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов""// Обязательное медицинское страхование в Российской федерации.-2012.-№8
45. Кучеренко В. В чем суть реструктуризации. // Главврач. № 11. 2009.
46. Логвинова И.Л.ДМС и финансирование отечественной системы здравоохранения//Страховое дело.-2011.-№10
47. Михайлова Ю.В., Сон И.М., Данилова Н.В. Реализация пилотного проекта, направленного на улучшение качества медицинских услуг в здравоохранении.// Менеджер здравоохранения.- 2009.-№ 2. -С.6-10
48. Обсуждение проекта Концепции развития здравоохранения до 2020 года. Одноканальное финансирование – миф или реальность?//Менеджер здравоохранения.-2008.- №11
49. Рыбин В.Н. Степкина Ю.А. Механизмы реализации принципов обязательного медицинского страхования в РФ// Финансы.2012.-№6.-с.49
50. Рязанский В.В."Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год""// Обязательное медицинское страхование в Российской федерации.-2012.-№7
51. Соколова И.В. "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год""// Обязательное медицинское страхование в Российской федерации.-2012.-№9
52. Сообщение Интерфакс №27 (1993) от 17.02.2011
53. Сплетухов Ю.А, Дюжиков Е.Ф.Страховние: Учебник.- М.: Инфра-М, 2008.- С.320
54. Такаева А. // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации.-2010.- №6
55. Харитонова И.Б. Оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации: итоги выполнения за 2012г. / И. Б. Харитонова, В. И. Перхов // Менеджер здравоохранения.-2013.- №12
56. Хмаладзе Э.В. Статистические методы в демографии и страховании жизни. Краткий курс лекций. М.:Либроком.-2009 , С. 200
57. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: «Русь», Издатцентр, 2008.- С.125.
58. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: «Русь», Издатцентр, 2008.- С.125.
59. Официальный сайт ФФОМС [Электронный ресурс]// www.ffoms.ru
60. Официальный сайт Министерства финансов РФ// www.minfin.ru
61. Официальный сайт Госкомстатистики//www.gks.ru
62. Официальный сайт Федерального казначейства// www. roskazna. Ru
63. Законопроект "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год "Федеральное собрание Российской Федерации казначейства// http://asozd.duma.gov.ru

Купить эту работу

Финансовые аспекты обязательного медицинского страхования в России

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Проблему и пути совершенствования финансирования оборотных средств предприятия (+речь+раздаточный материал)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2667 ₽
Дипломная работа

Проблемы ипотечного кредитования в банковском секторе РФ ( ПАО «Сбербанк России», АлтГУ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Инвестиционная стратегия предприятия

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Анализ показателей рентабельности предприятия и разработка рекомендаций по их повышению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1900 ₽
Дипломная работа

Анализ показателей деловой активности предприятия и разработка мероприятий по их улучшению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-03-02
Дипломная работа

Благодарю за 3-ю главу диплома и множественные оперативные доработки))

Общая оценка 5
Отзыв Эльза Ахкамиева об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-07
Дипломная работа

Как всегда все на высоте! Отличная работа! Замечательная девушка! Профи своего дела! СПАСИБО!

Общая оценка 5
Отзыв vryndina об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-02-17
Дипломная работа

Автор молодец. Выполнено все качественно и в срок.)

Общая оценка 5
Отзыв Владимир об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-05-26
Дипломная работа

Отличный автор! Все,как всегда-в срок и идеально!Теперь только к Вам.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий курсовая

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Проблемы финансирования акционерных обществ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Управление финансами бюджетного медицинского учреждения на примере стационара.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Текущие финансовые потребности предприятия и их управление

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Источники финансирования оборотных активов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Мировые валютные системы и их развитие.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Расходы федерального бюджета, их состав и структура

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

«Выбор источников финансирования для развития компании»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Методы оценки финансовых активов и угрозы банкротства

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Инфраструктура мирового финансового рынка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Разработка и обоснование финансовой политики предприятия на примере ПАО ТКСМ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽